Маннергейм линия


Памятная доска на батальонном КП Sk-16

Об укреплении южной границы финны стали думать еще во время гражданской войны в 1918 году. Тогда же были составлены первые планы укреплений.

В 1919 году начальником финского генштаба стал генерал-майор Оскар Энкель. При нем начались работы по созданию укреплений на Карельском Перешейке. По проекту 1921 года главная полоса обороны (Линия Энкеля) проходила через Ключевое-Ермилово-Солдатское-оз.Глубокое-оз.Раковое-Вуокса (новые названия). Тыловая оборонительная позиция защищала подходы к Выборгу (Соколинское-Черкасово-Озерное-Вещево).

В 1921-24 гг было построено 168 бетонных сооружений (114-пулеметных, 6-орудийных, остальные КП, убежища и т.п.). В главной линии — 18 узлов обороны, промежутки между ними — 4-8 км. В каждый узел входило несколько (2-4) бетонно-каменных и дерево-земляных ДОТ, а также противотанковые и противопехотные сооружения.

Все бетонные сооружения этого периода — небольшие 1-этажные пулеметные ДОТ фронтального огня из низкого качества бетона почти без армирования.


Развалины ДОТов в Ляйпясуо

Следующий этап строительства — с 1932 года до начала войны (так и не был закончен — до сих пор валяются кучи окаменевшего цемента в виде мешков по всей Линии). В этот период строились 2-3-х амбразурные пулеметные ДОТ фланкирующего огня, хорошо вписанные в местность и прикрывающие друг друга. Использовался высококачаственный армированный бетон, ДОТы имели боковые защитные стенки, бронезащиту и бронеколпаки. Бронелисты брали со складов взорванного в 1918 гогду форта Ино. Старые сооружения модернизировались, либо превращались в укрытия.

В 1937 году появились первые ДОТы «милионники», прозванные так из-за своей дороговизны в постройке. Они представляли из себя разнесенные на 40-60 метров боевые казематы, соединенные подземным ходом с подземными же укрытиями для личного состава.

К осени 1939 года в главной полосе были боеготовы 130 ДОТ (из них — 48 новых/ модернезированных) на 140 км. обороны. Так-же имелось около 130 км противотанковых препятствий и 330 км проволочных заграждений. Линию дополняли полевые укрепления (окопы, траншеи, блиндажи), участки искуственного подтопления и минные поля.


Остатки полевых укреплений в около Суммаярве

В декабре 39-го года части РККА вышли к главной линии финской обороны, и попытались взять ее с ходу. Атаки закончились огромными потерями. Линию, на которой было остановлено наступление, назвали «Линией Маннергейма», в честь командующего финскими войсками, бывшего русского генерала Карла Маннергейма.

Через два месяца подготовки, обстрелов, бомбежек и непрерывных атак советские войска прорвали Линию Маннергейма в районе деревни Суммы (ур.Солдатское). Чтобы избежать окружения, финское командование приказало своим войскам оставить остальные укрепления и отойти на тыловую линию обороны у Выборга.

Летом 1940 года советские саперы подорвали все неуничтоженные в ходе войны сооружения Линии Маннергейма.


Братские могилы в Меркке

Впечатления

Так что же такое Линия Маннергейма? Таинственные бетонные руины, где мы в детстве собирали всякие ржавые военные штуковины. «Мощная глубоко эшелонированная полоса огневых долговременных сооружений, не уступавшая линии Мажино, снабженная 3-4-х этажными дотами…»(«Бои в Финляндии», М.1941). Где они, эти многоэтажные доты? Сколько там лазил, нашел только 3 штуки двухэтажных.

Автор в детстве на Линии Маннергейма
(архивное фото 70-х гг прошлаго века)

Пожалуй, КАуР куда мощнее будет. Тогда чего-ж мы там с таким перевесом сил копались два месяца зимой 39-го? Наверно, под Линией Маннергейма надо понимать в первую очередь людей, которые защищали Родину. Так-же, как мы в зимой 1941 под Москвой. ДОТы мы раздолбали весьма основательно, а вот эту крепость сломать так и не сумели.

Вот и все, что напоминает здесь
оСуоми-красавице

Линия Маннергейма (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Береговая часть линии Маннергейма

Линия Маннергейма — это целый комплекс оборонительных сооружений, созданных в период с 1920 по 1930 гг. на финской части Карельского перешейка. Именно в этих местах шли ожесточенные бои в период страшной Советско-Финской или «Зимней» войны. В Финляндии «линией Маннергейма» называли лишь главную линию обороны. Названа она была так в честь генерал-лейтенанта русской армии, главнокомандующего маршала финской армии, а позже и президента Финляндии — Карла Густава Маннергейма.

Укрепление стратегически важного района Карельского перешейка началось в 1918 г., то есть сразу после обретения независимости Финляндии, а продолжалось вплоть до Советско-Финской войны 1939—1940 годов. Первоначальная линия обороны носила название «линия Энкеля» и пересекала весь Карельский перешеек от Ладоги до Финского залива.

Несмотря на то, что к 1924 здесь появился мощный укрепленный район, в 1927 г. стало понятно, что необходимо усовершенствовать оборонительные сооружения, что и делали на протяжении 1931—1932 гг. Новые объекты обладали огромной огневой мощью, но и стоили недешево, за что получили прозвище «милионники».

Разумеется, линия Маннергейма сыграла определенную роль в ходе Советско-Финской войны, но значение ее было изрядно преувеличено с обеих сторон — со стороны Суоми для укрепления боевого духа, а со стороны СССР для оправдания неудач и больших потерь. Об этом говорил и непосредственный строитель линии и участник конфликта Карл Густав Маннергейм. Однако сохранившиеся сегодня укрепления представляют большой исторический интерес.

Разумеется, линия Маннергейма сыграла определенную роль в ходе Советско-Финской войны, но значение ее было изрядно преувеличено с обеих сторон — со стороны Суоми для укрепления боевого духа, а со стороны СССР для оправдания неудач и больших потерь.

Для посещения оборонительной линии лучше заказать экскурсию, в ходе которой, кроме рассказа и обзора сооружений, можно увидеть вооружение и снаряжение обеих воевавших сторон, а также узнать интересные подробности о «Зимней» войне. А то и попробовать полевой обед или чай у костра.

Линия Маннергейма

Координаты

Наиболее удобный для посещения участок линии Маннергейма — это укрепленный район Суммакюля, возле деревни Каменка. Расстояние от Санкт-Петербурга до нее чуть больше ста километров по трассе Е18, далее съезд на Кирилловское, далее следовать в сторону трассы А125, а на перекрестке с А125 повернуть налево. Оборонные сооружения расположены совсем рядом с шоссе.

Линия Маннергейма — это цепь укреплений протяженностью в 135 км и глубиной до 90 км на Карельском перешейке от берега Финского залива до Ладожского озера. Была возведена во время Советско-финской (Зимней) войны 1939-1940гг. Названа в честь финского маршала Карла Густава Эмиля Маннергейма.

Берег залива был прикрыт береговыми батареями крупного калибра, а в районе Тайпале на берегу Ладожского озера финны возвели ряд железобетонных фортов, установив в них по 8 120-мм и 152-мм береговых орудий. При этом основой укреплений выступал сам рельеф местности. Всю территорию Карельского перешейка покрывали лесные массивы, пересекали десятки малых и средних рек, множество озер. В лесах повсюду встречались многочисленные валуны и каменистые гряды. Бельгийский генерал Баду отмечал: «Нигде в мире не видел я природных условий более благоприятных для постройки укрепленных линий, чем на Карельском перешейке».

Основой линии были тактически связанные друг с другом бетонные сооружения – ДОТы (долговременные огневые точки), убежища и командные пункты. Главная позиция линии Маннергейма насчитывала 22 опорных пункта, занимающих по фронту 3–4 км и в глубину до 1–2 км. Каждый опорный пункт состоял из нескольких железобетонных ДОТов и дополнительных полевых укреплений (ДЗОТов, блиндажей, пулеметных гнезд, стрелковых окопов). Опорные пункты были оборудованы минными полями, противотанковыми заграждениями и многочисленными рядами колючей проволоки.

Компания Первые Линии организует однодневные автобусные экскурсии по линии Маннергейма из Санкт-Петербурга.

Автобусные экскурсии по линии Маннергейма из Санкт-Петербурга. Варианты программ:

Экскурсия на линию Маннергейма на ГАЗ-66

Отправление из Санкт-Петербурга на автобусе

Прибытие на Карельский перешеек, пересадка на внедорожник ГАЗ-66

Осмотр сооружений укрепрайона Суурниеми:

— ДОТ Su-2

— Командный пункт батальона Su-3

— ДОТ Su-7

Осмотр руин недостроенного финского рыбзавода

Обед из полевой кухни на дровах

Свободное время на берегу озера Глубокое

Выезд из лесной местности на ГАЗ-66. Пересадка на автобус. Отправление в Санкт-Петербург

Программы экскурсий могут отличаться. Все подробности и точное расписание указаны в программах на определенные даты.

Линия Маннергейма — это цепь военных укреплений между Ладожским озером и Финским заливом, состоящая из связанных между собой укрепленных бетонных сооружений — ДОТов, которые входили в состав опорных пунктов. Вокруг них неприступными заграждениями становились мины и ряды колючей проволоки. Всего на линии Маннергейма насчитывалось около 280 огневых точек, уходящих вширь на 135 км и вглубь на 90 км. Укрепления появились в 20-х годах XX века по инициативе финского командования для защиты от нападения русских. Руководил созданием укрепления Оскар Энкель. Постепенно сооружения укреплялись, а качество материалов — улучшалось, тем самым модернизируя линию обороны.

В ходе русско-финской войны в 1939 году атаки советских войск укрепленного района закончились поражением. В сочетании с труднопроходимыми окрестностями и сложным рельефом Карельского перешейка, мощные оборонительные сооружения стали неприступными. Линию назвали в честь командующего финскими войсками Карла Маннергейма. Прорвать оборону удалось только спустя два месяца, и это стало поворотной точкой Зимней войны. Сразу после этого оборонительная линия была подорвана саперами. На месте остались только инженерные сооружения и множество военных объектов, остатков снарядов, мин в огромной концентрации, которые и превратили этот район в музей под открытым небом.

Как добраться

Пешком:
1. На электричке до станции Лейпясуо, а оттуда по лесной тропе до грейдера. Затем повернуть налево и идти до высоты 65, 5.
От ст.Лейпясуо примерно 10 км.
2. На электричке до станции Кирилловское, затем по автодороге до танкового полигона. На полигоне идти по «Танковой директрисе» до высоты 65,5.
От Кирилловского до полигона по асфальтовой дороге — 10 км (можно поймать попутку), по «Танковой директрисе» до высоты 65,5 — 4 км.
Всего — 14 км.
3. На электричке до станции Гаврилово, далее по дороге до грейдера, затем свернуть налево и до высоты 65,5.
Примерно — 12 км.

На машине:

По «Скандинавии» до Гаврилово, затем выехать на грейдер и доехать до высоты 65,5.
От развязки с КАД до высоты 65,5 — примерно 100 км.

Демонтированы, Мемориалы, Памятники

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите

Линия Маннергейма. День Первый – Суммакюля (Деревня)

«Линия Маннергейма» – это гигантский оборонительный рубеж, построенный финнами в 1920-1939 годах недалеко от границы с Советской Россией. Он был создан, чтобы остановить продвижение Красной Армии внутрь страны. А то, что такое однажды начнется, в Хельсинки не сомневались.
Линия была создана с учетом ландшафта Карельского перешейка и на западе упиралась в Финский залив, а на востоке – в Ладогу. Комплекс сооружений представлял собой шесть полос обороны, из которых вторая, основная, собственно, и была «линией Маннергейма».
Она состояла из 22 узлов сопротивления и отдельных опорных пунктов. Особенности ландшафта позволяли удерживать оборону на этой линии малыми силами, нанося при этом существенный урон наступающему противнику. А 136 километров противотанковых препятствий, 330 км колючей проволоки, мины, надолбы, рвы, доты и дзоты никак не способствовали быстрому прорыву этой линии.
Сами же доты и дзоты были умело спрятаны от глаз нападающих, рельеф позволял скрывать их, маскируя под холмы с деревьями и прочие природные элементы. Среди советских солдат по время Зимней войны ходил слух, будто финские дзоты покрыты резиной, из-за чего снаряды, попадающие в них, отскакивают – иначе объяснить «живучесть» огневых точек противника они не могли.

Рассказывали о многоэтажных крепостях, зарытых в землю и вырубленных в граните, о ДОТах, покрытых толстым слоем резины, от которых отскакивают снаряды, о подземных ходах, пронизывающих весь Карельский перешеек. Линию Маннергейма называли самой мощной в Европе. Некоторые писатели утверждали, что даже современная армия не смогла бы прорвать ее без применения ядерного оружия. Однако таинственным образом чудо финской фортификации как будто провалилось под землю.

Постройкой оборонительных сооружений на Карельском перешейке финны озадачились сразу после обретения государственности. До 1918 года Финляндия была частью Российской империи. После Октябрьского переворота Ленин признал ее независимость, но тут же попытался вернуть финнов обратно, под красным флагом. В Финляндии вспыхнула пролетарская революция, а затем гражданская война.

В нашей программе самые сохранившиеся до наших дней оборонительные сооружения. Вы можете посетить один из дней либо поучаствовать в двухдневном походе.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. СУММАКЮЛЯ (деревня)

Группа встречается в 10:00 в поселке Каменка, у памятника танку Т-80. Памятник стоит вдоль трассы, так что вряд ли Вы проедите мимо. Если Вы приезжаете на автобусе (как проехать см.ниже), то гид-инструктор организует Ваш проезд от остановки до места начала экскурсии.

В программе:

Свою экскурсию мы начнём с осмотра батальонного командного ДОТа SK16.

Для начала, инструктор-проводник даст общие представления и сведения о Линии Маннергейма, о зимней русско-финской войне 1939-1940 годов. Даст описания ДОТов «миллионного» типа, обустройства эшелонированной обороны, исторические зарисовки на основе реальных событий по воспоминаниям участников.

Далее, мы пройдём ко второму миллионному ДОТу SK-2 «Терту». По дороге осмотрим оборонительный ров и ДОТ старого типа SK-3. Инструктор расскажет о боях около него, ответит на вопросы и обсудит гипотезы и предположения связанные с русско-финской войной. Не забывайте делать фотографии!

Далее выдвигаемся к ДОТу SK-10 «Червонец». Наш путь будет лежать через финское военное захоронение, куда до сих пор приезжают финны, чтобы возложить цветы и отдать дань памяти павшим. «Червонец» один из самых сохранившихся до наших дней ДОТов. Осмотрим его и по фотографируемся. Здесь уместно сделать обед или перекус. В процессе принятия пищи, ещё раз обсудим ход войны, поделимся впечатлениями, гид расскажет своё мнение о ведении боя финнами против наших войск, ситуацию на фронте и пр..

Отъезд группы около 18 часов вечера.

В программе возможны изменения как по маршруту, так и по времени, исходя из ситуации на полигоне, погодных условий и иных обстоятельств.

Место встречи с инструктором:

СНТ Звездочка у поселка Каменка, координаты: N 60.500442 E 29.014673

Как добраться:
1. На автомобиле по Выборгскому шоссе до поселка Каменка, место встречи — конечная остановка автобуса № 827. Рекомендуемое время выезда из СПб 8:00.
2. На автобусе № 827, идёт от ст.метро Гражданский проспект, время отправления 8:00, стоимость 200 руб. в одну сторону.
3. Так же есть вариант добраться на электричке (200 руб. в одну сторону). От Финляндского вокзала до ст. Кирилловское. От туда на рейсовом автобусе или такси около 15 км. (такси около 200 руб. с чел. в одну сторону)

Кроме того, у гида-проводника, как правило, есть свободное место в машине (только для самы позитивных людей), 1 000 руб.

Предварительно сообщите как именно Вы добираетесь, чтобы мы встретили всех желающих.

Рекомендуем взять с собой горячий чай в термосе и лёгкий перекус.

В данной программе могут принимать участие дети от 12 лет.

И ещё несколько интересных фотографий с Линии Маннергейма:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *