афиша, события и экскурсии
Полная афиша Мемориальный дом-музей П.П. Бажова
дата основания — 01.03.1967
дата открытия — 01.01.1969
Описание:
Музей расположен в собственном доме Бажова, который выстроил сам писатель. Дому более ста лет, музейная экспозиция была открыта для посетителей 40 лет назад. Музей уникален тем, что в доме все осталось как при жизни хозяина. Библиотека Бажова насчитывает около 2000 экземпляров, многие книги с автографами писателей, которых Бажов хорошо знал и был с ними дружен. Возле дома разбит сад — это сохраненный сад Бажова, под липами, яблонями и сиренью в этом саду стол, где часто писатель принимал своих гостей. Сохранены и дворовые постройки (завозня). Мемориальная ценность дома Бажова не поддается никакой оценочной шкале. Именно в этом доме была создана самая известная книга сказов писателя «Малахитовая шкатулка»
Здание(я):
Собственный дом Бажова, построенный самим писателем
Обзорная экскурсия по музею и тематические экскурсии по творчеству Бажова и его литературному окружению
Дополнительные услуги:
лекторий или кинозал
Образовательные услуги:
Лекции, музейные уроки
Поблизости имеются:
гостиницы и места группового питания
Местные достопримечательности:
Музей расположен в центре города. Все исторические достопримечательности находятся рядом, среди них:
Набережная, Плотинка, Дом горного начальника, Дом Малахова, Храм на крови, Харитоновская усадьба с парком и др.
профессионалу
Основные должностные лица:
Директор: Евдокимова Ирина Викторовна, тел. (343) 370-3551
Заведующий: Кислова Екатерина Александровна, тел. (343) 257-0692
Тел. дирекции:
(343) 257-0692
Адрес дирекции:
620075, г. Екатеринбург, ул. Толмачева, 41
Даты открытия и основания:
основан: 01.03.1967
открыт: 01.01.1969
Бюджетный статус:
Муниципальный
Организационно-правовая форма:
некоммерческое учреждение
Тип организации:
культурно-массовая
Классификация организации:
архитектурно-ансамблевая , историческая , литературная , персональная или мемориальная , художественная
Площади организации:
экспозиционно-выставочная 74м2
Количество сотрудников:
7, из них 3 научных
Среднее кол. посетителей в год:
15 Мне нравится!
Второй выпуск просветительского проекта «Культурная азбука» мы решили посвятить личности и творчеству Павла Петровича Бажова. Все совпало: и буква Б, и осознание того, что невозможно пройти в Год Бажова мимо столь знакового для Екатеринбурга (и не только) героя. И, конечно, желание разобраться в самой сути явления и ответить на вопрос, действительно ли Бажов – наше всё.
Чтобы хорошо узнать человека, можно отправиться к нему в гости. Поступим так и мы – заглянем в небольшой уютный дом на улице Чапаева, где когда-то жила семья Бажовых. Сейчас он известен как Мемориальный дом-музей П.П. Бажова, а заведует музеем Григорий Григорьев. Он и проведет нам небольшую экскурсию и расскажет множество интересного. Добро пожаловать в гости к Павлу Петровичу Бажову!
Глядя на обстановку Музея Бажова, легко мысленно перенестись в те времена, когда Павел Петрович писал свои сказы. Но можно ли представить героев Павла Петровича в современном мире? Художница Юлия Ярошевская, автор проекта KRIVULI, немножко пофантазировала и… персонажи Бажова предстали перед нами совсем в другом свете!
Содержание
Бажов – наше всё?
Шутки шутками, а если задуматься всерьез, то за что исследователи так ценят личность и творчество Бажова? Почему считают его уникальным?
В поисках уральской идентичности
Все исследователи в голос твердят: сложившемуся на сегодняшний день образу Урала мы обязаны Павлу Петровичу Бажову. Он искренне любил родной край, с любовью его изучал и писал о нем с самыми теплыми чувствами. «Место чрезвычайно важно для Бажова. Каждый его сказ начинается с названия места, в котором происходят события, и это очень важно потому, что это было здесь – на Урале, — говорит поэт, писатель, ученый и публицист Майя Никулина. – Павел Петрович Бажов очень любил Екатеринбург, а сказы создавал не для печати, а для того, чтобы эти истории оставались в памяти. Когда он ехал из Крыма и его спросили, красиво ли там, он ответил: «Чем ближе к дому, тем красивее. Он был человек очень плодовитый: писал под двадцатью шестью разными фамилиями. Павел Петрович Бажов имеет перед собой тринадцать поколений рудничных и горнозаводских рабочих. Он человек абсолютно «здешний», что для Урала чрезвычайно важно. Для нас код «свой – чужой» стоит на первом месте».
Получается, что в фундаменте творчества Бажова прежде всего заложено его происхождение и особое отношение к своим корням, своей земле. Вероятно, именно благодаря такому крепкому фундаменту возникла потребность Бажова поделиться своей гордостью за родной край. Все его сказы, в сущности – гимн Уралу, уральцам, их уникальным умениям, богатству нашей земли. Филолог, литературовед, литературный критик, один из авторов «Бажовской энциклопедии» Мария Литовская считает, что именно поэтому всем нам невероятно повезло с творчеством Бажова: «Он сделал для Урала очень много: дал внятную и выразительную художественную интерпретацию края, показал образ мысли населяющих его людей, заставил мир услышать, как говорят люди этого региона. До него никто этого не делал, — утверждает филолог, литературовед, литературный критик, один из авторов «Бажовской энциклопедии» Мария Литовская. – Мамин-Сибиряк, отнюдь не относящийся к числу самых читаемых авторов, описывал Урал как землю экзотическую, как бы со стороны. А Бажов показал этот край как место своеобразной истории, языка, средоточие мастерства. Он создал лаконичный, эффектный и удобный для восприятия и дальнейшей репродукции образ Урала. Никому до появления произведений этого автора даже в голову не приходило воспринимать Урал как край малахита, камнерезов и мастеров. Бажов изменил устоявшиеся представления, и в этом величайшая его заслуга. Сделано это было недавно – в 1930-40-е годы, но нам сегодня кажется, что созданные П.П. Бажовым образы существовали всегда».
Сказ как уникальный жанр
Сам процесс создания сказов Бажова – явление необыкновенное. «Писательскую стратегию» Павла Петровича Мария Литовская называет «продуктивной» и «привлекательной». И даже сравнивает ее со стратегией современного писателя Алексея Иванова, который живет в Перми и пишет об Урале. «Это не просто писатель, который, где родился, там и пригодился, а писатель, досконально знающий место, о котором он пишет, способный раскрыть его неочевидную красоту и гармонию», – говорит исследователь о Бажове. Как же ему это удавалось?
Во-первых, Бажов серьезно изучал горнозаводскую цивилизацию, что очень важно для понимания специфики региона. Во-вторых, Павел Петрович слушал живое говорение старожилов и считался с ним, а именно в нем содержится вся уральская мифология. В-третьих, «Бажов дал слово простым рабочим людям, произвел стилизацию уральского говора, считающегося одним из самых некрасивых в России, показал, что в нем есть выразительность и свое очарование», – говорит Литовская. И добавляет (это уже в-четвертых): «Бажов показал актуальность синтеза фольклора и исторического повествования, объединив их в специфической жанровой форме».
Бажов сегодня. Бренд или не бренд?
Столичные жители недоуменно приподнимут бровь: нашли, дескать, бренд! Кто дальше Урала знает Бажова? Там, за Уралом, классиков хватает: читай – не перечитаешь.
Но ведь свой, региональный бренд ближе к сердцу, чем бренд всеобщий. Были на Урале и Чехов, и Маяковский, и Достоевский, и многие другие глубокоуважаемые литераторы. Разве прославили они край? Разве что оставили несколько дневниковых записей (не всегда, кстати, лицеприятных). А читаешь Бажова – и чувствуешь, что под ногами у тебя – родная, сильная земля. Земля, которой хочется гордиться. Именно поэтому творчество Бажова остается актуальным и сегодня.
«»Малахитовая шкатулка» была издана перед самой Великой Отечественной войной, и это не случайно. Она сразу была признана – люди себя в ней узнали, – говорит Майя Никулина. — «Мы живем, под собою не чуя страны», — фраза самого великого поэта ХХ века Мандельштама. Ее всегда любили повторять в качестве объяснения смятой «красным колесом коммунизма» судьбы. В это же самое время была сказана другая фраза: «Кого мне бояться, если я в горе роблю?». Она была озвучена на Урале, в той самой «Малахитовой шкатулке». Мы настолько привыкли к этой земле, что даже не замечаем великий смысл этой фразы. А она означает, что у человека есть опора более существенная, чем социальный статус, дежурные идеи и так далее, и эта опора — твоя земля».
Чувствуем ли мы сегодня эту опору? Увы, далеко не всегда: скорее наше существование подчинено как раз-таки социальному статусу и дежурным идеям. Однако если мы задумаемся не о проходящем, а о самой сути уральского человека – своей сути, – то непременно ощутим неразрывную связь с местом, где мы родились и выросли. А ощутив, почувствуем гордость за родной край: недаром сказы Бажова с детства повествуют нам о скрытых в нем чудесах.
«Сейчас набирает силу обратная точка зрения: дескать, это было хорошо для своего времени, а сейчас надо придумывать что-то другое, – говорит Мария Литовская. – Придумывать, конечно, можно, но бажовское творчество имеет не только исторический интерес. Во-первых, оно нужно нам для обретения так называемой региональной идентичности. Наша уверенность в том, что мы живем в очень богатом краю, во многом связана с тем, что в детстве всем нам читали «Серебряное копытце» и «Синюшкин колодец». Наше представление о том, что Урал – край самоцветов, происходит именно из детского знакомства с бажовскими сказами. Бажов чрезвычайно удобен как писатель эмблематический. Большинство широко распространенных символов Урала связаны с его творчеством. По сути дела, сказы Бажова – это бренд Среднего Урала. То, по чему нас узнают».
Таким образом, Бажов нужен нам не только для осознания самих себя, но и для представения своего места в контексте российском и мировом. Представления более чем достойного – и, что важно, не теряющего актуальность. Не утихают споры вокруг творчества писателя, ему посвящают выставки, фестивали, книги, спектакли и даже граффити. После стольких лет Бажов остаетс с нами, неустанно напоминая нам о том, кто мы есть. «Я подозреваю, что в ближайшие 5-10 лет актуальность творчества Бажова будет только расти, – считает заведующий Мемориальным домом-музеем П.П. Бажова Григорий Григорьев. — Дело в том, что, когда Екатеринбург был индустриальным городом, и на первом плане были производство и промышленность, писатель, казалось бы, не мог стать неким героем, образцом. Но сейчас нам хочется чего-то для души, и Бажов оказывается уникальнейшим примером культурного поведения. В частности, очень важны его личные черты».
«Дети сегодня хорошо знают «Гарри Поттера», а вот про Бажова мы постепенно забываем, — сокрушается Владимир Ушаков, автор книги «Дорога к сказам. История жизни П.П. Бажова». – Мне очень хочется, чтобы люди читали биографию Бажова, а не только его сказы. Дело в том, что о Бажове можно говорить не только как о писателе, но и как об историке, краеведе, общественном деятеле, депутате и даже семьянине – он был и может оставаться сейчас примером во всем. И хотя рос он обыкновенным мальчишкой – как и все, играл на улице в «Казаки-разбойники» и «Городки», дрался, не слушался, убегал от родителей – он всегда всего добивался сам. А еще он всегда оставался верен Уралу».
Бажов в современной уральской музыке
Владимир Ушаков сокрушается зря. Творчество Бажова и сегодня отзывается в современной – и, что важно, уральской! – культуре. А это свидетельствует как минимум о двух вещах: а) Бажов не забыт и б) его творчество побуждает современных молодых творцов создавать что-то новое.
Как минимум две екатеринбургские музыкальные группы назвались в честь великого уральского писателя. Так, полное название проекта Коли Ротова звучит как «Ансамбль Уральской Грусти им. П.П. Бажова». Грустить, впрочем, под эту музыку не получится: заводной диско-рок побуждает потанцевать, а ироничные тексты, полные уральских мемов, – посмеяться.
Еще одна уральская группа носит название Pavel Petrovich. Выходцы из Полевского исполняют расслабленный инди-поп, совмещая космополитичный звук с русскоязычной лирикой. Их ранний хит носит название «Усы и борода». Лирический герой песни поет о том, что хотел бы походить на автора «Малахитовой шкатулки»: «Я хочу себе усы и бороду, усы и бороду, усы и бороду…».
Треклист самого авангардного альбома группы «Сансара» «69» украсила песня «Серебряное копытце». В этом лихом боевике фигурируют и пилот Люфтганзы, и берега Ганга, но ударные строки звучат так: «И нет того, чему не суждено сбыться – у меня Серебряное копытце!».
Участники электронной группы «4 позиции Бруно» как-то в интервью сказали: «»Мы где-то между Кингом и Линчем. И Бажовым!». Обложки их ранних альбомов украшал психоделический портрет писателя, ну а свойственный его сказам мрачный мистический дух буквально пропитывает творчество коллектива.
В хите «Екатеринбюргер» группы «Курара» есть строчка «И каменные розы завяли под дождями». Скорее всего, музыканты имели в виду британскую группу The Stone Roses, творчеством которой вдохновлялись на первых порах, но рискнем предположить, что без отсылки к бажовскому каменному цветку тут тоже не обошлось.
Еще больше Бажова
Рассказывать о Бажове – значит, пытаться объять необъятное. Павлу Петровичу посвящено огромное множество исследований, выступлений, книг, лекций, есть даже премия и фестиваль. И наш скромный материал – лишь небольшое знакомство для тех, кто сомневается: а стоит ли погружаться в тему? Надеемся, что после всего сказанного ответ у читателя однозначный: стоит!
А раз так, приглашаем вас в увлекательное путешествие. Например, можно еще разок заглянуть в Мемориальный дом-музей П.П. Бажова и узнать еще больше о доме и его хозяевах – мы посвятили этому один из выпусков нашей рубрики «Кирпичи культуры». О том, откуда мог черпать свои силы Павел Петрович Бажов, кто еще использовал похожие на бажовские приемы и как любовь к собственному краю сказалась на уральской мифологии, читайте в материале «Вокруг Бажова»: в нем мы делимся цитатами из лекции Майи Никулиной «Урал Бажова. Тайная сила места». О Бажове — создателе уральских мифов говорил и Дмитрий Быков во время одного из визитов в наш город. А Павла Бажова, Бориса Рыжего, Николая Коляду и Владимира Шахрина сопоставила в своей лекции профессор кафедры этики, эстетики, теории и истории культуры из Уральского федерального университета Татьяна Круглова. Исследователи уральского писателя также сопоставляют его с такими авторами, как Николай Гоголь и Михаил Булгаков. Об этом в одной из встреч рассуждал литературный критик, культуролог и кандидат философских наук Георгий Цеплаков.
Сейчас творчество уральского мифотворца активно исследуется и современными художниками, но не все представляют персонажей сказов как человекоподобных существ, кто-то видит их хтоническими антропоморфными созданиями, как, например, художница Наталья Хохонова. Интервью с ней можно прочесть в материале «Работа с камнем — это разговор со временем». На тему бажовских приемов в современном искусстве говорил и художник Алесандр Шабуров на открытии Бажов-феста в 2017 году.
Надеемся, что ваше знакомство с Бажовым будет продолжительным и увлекательным. И не забывайте следить за нашей афишей – в год 140-летия Бажова в ней появляется немало интересных мероприятий, посвященных уральскому сказителю.
Мемориальный дом-музей Павла Петровича Бажова был открыт в 1969 году. Обстановка в доме была бережно сохранена женой писателя, Валентиной Александровной.
Мемориальный дом-музей П.П. Бажова Адрес: Свердловская область, Екатеринбург, ул. Чапаева 11
Телефон: 8 (343) 257-06-92
Электронная почта: muzeybazhova@ompural.ru
Режим работы: вторник — суббота: 10.00-19.00, воскресенье: 10.00 — 18.00, понедельник — выходной
Постоянная экспозиция трёх комнат и коридора практически полностью состоит из подлинных вещей и с максимальной достоверностью демонстрирует домашний уклад семьи Бажовых. Дому больше ста лет, но существенным перестройкам он не подвергался.
Павел Петрович и его семья прожили здесь последние 28 лет. Именно здесь были написаны все его произведения, в том числе знаменитые уральские сказы.
Павел Петрович Бажов
Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 года, недалеко от Екатеринбурга, в заводском поселке под названием Сысерть, в простой рабочей семье. До 10 лет учился в сысертской заводской школе, затем поступил в Екатеринбургское духовное училище, после – в Пермскую духовную семинарию. Закончив семинарию в 1899 году, 20-летний Бажов вернулся в Екатеринбург и работал учителем в Духовном училище и в Женском епархиальном училище до 1914 года. В это время он много путешествовал по Уралу, чаще всего пешком или на велосипеде, увлекался сбором, как он сам выражался, «узколокализованных присловий», то есть фольклора, характерного только для уральского региона.
В 1936 году его литературные поиски, увлечение фольклором и научно-исторические изыскания нашли счастливое сочетание в жанре сказа. Журнальные публикации, а затем и выход в 1939 году первого сборника уральских сказов под общим названием «Малахитовая шкатулка», сделали Павла Петровича Бажова настоящей звездой литературного небосклона.
Удивительная гармония и самобытность уральской речи, философская глубина народной фантастики, многослойный культурный подтекст – всё это сделало уральские сказы Бажова уникальным явлением не только русской, но и мировой литературы.
Павел Петрович умер 3 декабря 1950 года, в возрасте 71 года. Умер в Москве, в Кремлевской больнице, от рака легких. 10 декабря его похоронили в Свердловске, на Ивановском кладбище. Гражданская панихида длилась двое суток, здание Свердловской филармонии не вмещало в себя всех желающих проститься, толпы горожан заполнили заснеженные улицы города: в последний путь любимого писателя провожали десятки тысяч людей. Такого признания не удостоился больше ни один уральский писатель за всё время существования города Екатеринбурга-Свердловска.
Дом-музей П.П. Бажова
Знакомство с экспозицией музея – это прежде всего возможность не столько понять, сколько почувствовать те силы, что питали многогранную энергичную натуру писателя. На первый взгляд, простота и безыскусность обстановки резко контрастируют с масштабом личности П.П. Бажова, с причудливой эстетикой его творческого наследия. Однако именно дом – наиболее точное отражение душевного устройства его хозяина. Внешняя скромность здесь сочетается с практичностью и является результатом удивительной гармонии самых прозаических подробностей быта и глубинных творческих изысканий.
Этот дом был свидетелем всего: мировой славы и откровенной нужды, счастливого детства и трагической смерти, творческих взлётов и месяцев мучительного страха – но и по сей день хранит стойкое ощущение уюта, человеческого тепла и любви. А в этом, вероятно, и есть «коренная тайность» жизни П.П. Бажова: подлинного вдохновения – не бывает без тяжелого труда; но нет и Мастера – без сердца; живинка – «она, понимаешь, во всяком деле есть, впереди мастерства бежит и человека за собой тянет»… а в каждом уральском камне спрятан живой цветок.
1 Мне нравится! Входит в состав Объединенного музея писателей Урала
Мемориальный дом-музей П. П. Бажова в Екатеринбурге — один из немногих в мире, где можно увидеть подлинные вещи писателя и обстановку, в которой он жил со своей семьей. Музей был открыт при жизни Валентины Александровны Бажовой, вдовы уральского сказителя, именно благодаря ей мы можем представить себя в гостях у Павла Петровича. В доме четыре комнаты, кухня и прихожая, которая ведет в кабинет писателя, что одновременно был спальней старших Бажовых. В кабинете писатель принимал многочисленных посетителей. Основная экспозиция музея постоянна, временные выставки обновляются довольно часто. В музее проходят как традиционные экскурсии, так и тематические, освещающие разные грани творчества сказителя.
Одной стороной дом обращен в сад, где все посажено руками Бажовых. Здесь растут березы и липы, рябина и черемуха, вишня и яблони. Сохранились любимые писателем скамейки под рябиной и столик под липой. Рядом с садом огород и надворные постройки. Сад открывается летом, там проводятся различные мероприятия — от детских утренников до камерных концертных программ.
Контакты:
Адрес: г. Екатеринбург, ул. Чапаева, 11
На чтение 3 мин. Просмотров 242 Опубликовано 05 августа Открытый в 1969 г., дом-музей Бажова в Екатеринбурге хорошо сохранился в первозданном виде благодаря супруге Павла Петровича — Валентине Александровне. Интерьер комнат осталось таким же, каким было при жизни писателя. Как и сад с липами, яблонями и сиренью, в котором, восседая за столом, любил принимать гостей Павел Петрович. Номер телефона +7 343 257-06-92 В этом доме Павел Петрович Бажов прожил с начала XX в и до самой смерти.
История музея Бажова
В период с 1923 по 1950 г. в одноэтажном бревенчатом доме жил писатель вместе с семьей. Здесь были написаны все книги Павла Петровича. Строительством дома Бажов занимался сам, а начал его возведение еще в 1914 г.
Уральский писатель умер в 1950 г., а спустя почти 2 десятилетия после его смерти в доме был открыт музей. Его ценность в том, что почти в каждой комнате сохранена обстановка тех лет, которые прожил в нем писатель со своей семьей. Кроме сада, окружающего дом, удалось сохранить дворовые постройки и огород.
Экспозиция и экспонаты
В доме 2 входа: главный, через который гости попадают в музей, и второй, ведущий в сад. Слева от основного – первая комната, которая раньше была гостевой. В разные годы здесь останавливались родственники по линии Валентины Александровны, а в период Великой Отечественной войны жила семья из Ленинграда. Справа позже была оборудована детская, а ближе ко второму выходу – рабочий кабинет и столовая.
Первая комната слева от главного
входа – кабинет П.П. Бажова.
Экспозиция музея была создана в год его открытия. Над ней трудилась вдова Бажова – заведующий и главный хранитель заведения. Коллекция создавалась с учетом сохранения мемориальности дома – в нем практически ничего не меняли.
В первоначальном виде остались все комнаты: рабочий кабинет Павла Петровича, он же его с Валентиной Александровной спальня, столовая-гостиная, в которой хозяева принимали гостей, и коридор с конторкой, где любил писать глава семьи.
Позже, уже в 1980-х гг., другой заведующий домом-музеем инициировал воссоздание комнаты младшей дочери Павла Петровича и его супруги.
В детскую превратили южную комнату. А в 2013 г. администрация музея решилась на переоборудование северной комнаты, которая с того времени исполняет роль площадки для регулярного проведения выставок и помещения для встречи посетителей.
Особая гордость и самый главный экспонат – прекрасный сад, высаженный Бажовыми, который удалось сохранить. Здесь растут липы, березы, яблони, рябина, черемуха, вишня.
В центре его остались даже лавки и столик. В 80-х гг. ХХ в. восстановили небольшой огород и дворовые постройки.
Экспонаты в доме-музее П. П. Бажова:
- Печатная машинка в рабочем кабинете. Ее писателю подарил Литфонд в 1944 г. Павел Петрович любил работать за ней и называл ее помощницей.
- Конторка. Здесь Бажов работал над своими сказами. Члены его семьи рассказывали, что он получал истинное удовольствие, когда трудился за ней по ночам – только тогда у него появлялось свободное время.
Сегодня дом-музей писателя является памятником культуры федерального значения.
Письменный стол и печатная машинка великого писателя.
Стоимость билетов и режим работы
Заведение ждет гостей каждый день, кроме понедельника, с 10 часов утра до 19 вечера. В воскресенье – с 10 до 18:00.
Каждый последний четверг месяца – санитарный день.
Стоимость билетов:
- для взрослых – 200 руб.;
- детям, школьникам, студентам и пенсионерам – 100 руб.;
- для индивидуальных посетителей (группа до 5 человек).
с аудиогидом — 50 р. с человека
с экскурсоводом — 150 р. с человека - Стоимость экскурсии для групп (5-15 человек): 500 р. с группы.
Адрес и как добраться в дом-музей Бажова
Находится в центре города, рядом с другими достопримечательностями Екатеринбурга. Точный адрес: ул. Чапаева, д. 11. Остановка называется «Музей Бажова”. Сюда следуют автобусы №2, 19, 077 и троллейбусы №1, 5, 6, 9, 11, 14, 15, 20. Ближайшая станция метро, Чкаловская, находится в 1,4 км от дома-музея, поэтому удобнее будет воспользоваться либо наземным общественным транспортом, либо такси.