В автобиографическом романе «Другие берега» писатель называет трехэтажный особняк на Большой Морской «единственным домом в мире». Это не красивая метафора, а исторический факт: после отъезда его семьи из Петербурга писатель до конца своих дней жил в гостиницах и на съемных квартирах. Но до того, как в особняке поселилось семейство Набоковых, у него сменилось несколько владельцев, причем все были, как принято говорить, не последними людьми в Петербурге. В середине XVIII тут жил советник Соляной конторы Маслов, потом правнук великого полководца Суворова Аркадий, затем помещик Рогов, при котором облик дома существенно преобразился, затем некий господин Половцов, который вскоре продал особняк Ивану Васильевичу Рукавишникову.
Приданое «золотой принцессы”
Во второй половине ХIХ века Иван Васильевич Рукавишников был одним из самых богатых людей не только в Петербурге, но и во всей Российской империи. Он сколотил огромное состояние на добыче золота с Ленских приисков. Рукавишников известен и как щедрый меценат: миллионер регулярно жертвовал деньги на постройку церквей и лечебниц. Этот особняк стал приданым его любимой дочери Елены, «золотой принцессы” которая в 1897 году вышла замуж за публициста Владимира Дмитриевича Набокова. Молодожены поселились в нем сразу после свадьбы, и здесь же в 1899 году родился их первенец Володя.
Впоследствии писатель красочно описывал обстановку имения Набоковых в романе «Другие берега»:
Передо мной встает большой диван, с клеверным крапом по белому кретону, в одной из гостиных нашего деревенского дома: это массив, нагроможденный в эру доисторическую. История начинается неподалеку от него, с флоры прекрасного архипелага, там, где крупная гортензия в объемистом вазоне со следами земли наполовину скрывает за облаками своих бледно-голубых и бледно-зеленых соцветий пьедестал мраморный Дианы, на которой сидит муха.
Прямо над диваном висит батальная гравюра в раме из черного дерева, намечая еще один исторический этап. Стоя на пружинистом кретоне, я извлекал из ее смеси эпизодического и аллегорического разные фигуры, смысл которых раскрывался с годами; раненого барабанщика, трофеи, павшую лошадь, усачей со штыками и неуязвимого среди этой застывшей возни, бритого императора в походном сюртуке на фоне пышного штаба.
Набоковы лелеяли свое родовое гнездо. В 1901 году они начали капитальный ремонт особняка по проекту дуэта архитекторов Бориса Гуслистого и Михаила Гейслера. Появился третий этаж, богато украшенный мозаичным фризом, фасад обложили красным и серым песчаником, появились роскошные витражи с орнаментами у парадной лестницы. За деньги, потраченные на ремонт, можно было бы возвести новый дом, но тогда семейство Набоковых могло себе это позволить.
На начало ХХ века дом Набокова был, как принято сейчас говорить, технически продвинутым. После реконструкции здесь установили самую современную отопительную систему и лифт. В те времена позволить себе лифт в доме могли только миллионеры (впрочем, как и сейчас). Но богато украшенная светящаяся коробка, которая каталась туда-сюда между этажами, быстро наскучила домочадцам и целый день на лестницах можно было услышать топот детских ног.
Гордостью семейства Набоковых, а особенно Елены Ивановны, были витражные окна, которые заказали в рижской мастерской Тода за бешеные по тем временам деньги. Большая часть витражей разбилась во время блокады Ленинграда, но некоторые поражают своим изяществом и до сих пор. Роскошный металлический декор фасада заказывали на заводе Винклера здесь, в Петербурге.
Детское царство
Планировка зданий была традиционной для помещицких домов. На первом этаже располагались вестибюль, гостиная, столовая, кухня и библиотека, а также два помещения особого назначения – комитетская и телефонная. На втором этаже находились родительские комнаты – у каждого из супругов было свое «гнездышко», так было принято в те времена. А на третьем этаже было «детское царство»: там находились комнаты пятерых детей четы Набоковых: Владимира, Сергея, Елены, Кирилла и Ольги. Здесь же жила и гувернантка из Швейцарии Рейчел, которую дети называли просто Мадемуазель. Мадемуазель Рейчел появилась в доме Набоковых в 1902 году и покинула его только в 1912 — по собственному желанию. Дети ее любили, взрослые уважали… Гораздо позже, уже в эмиграции, Набоков посвятит мадемуазель Рейчел пятую главу романа «Другие берега».
На третьем этаже была и так называемая «инфекционная» — комната с отдельной канализацией, которую отвели под мини-лазарет на случай болезни кого-то из домашних. В остальное время эта комната запиралась на ключ, дети там не играли.
Дом, милый дом…
В стенах тесной, бедно обставленной берлинской квартире рано повзрослевший Набоков часто шептал эти слова. В октябре 1917 года семейство писателя покинуло дом — все думали, что временно, оказалось, что навсегда. Набоковы уехали от пожаров, выстрелов на улицах, грабежей и убийств — спутников любой революции в пока еще тихий Крым. Вещей брали по минимуму, надеясь, что вся эта большевистская заваруха как-нибудь разрешится. В доме остались книги, игрушки, коллекция бабочек Владимира, карточная игра «Скрэтл» — все те дорогие сердцу мелочи, которые были штрихами к семейному счастью Набоковых. Некоторое время после отъезда в доме оставался управляющий, который перевез туда свою семью, но вскоре и ему пришлось бежать. А потом имущество «золотой принцессы» национализировали. Книги отправились в библиотеки, картины — в музеи, ценные вещи — в квартиры эсеров.
Никто из большого семейства Набокова больше ни разу не побывал в особняке. Только сестра Владимира, Елена Набокова-Сикорская, приехав в Ленинград в конце 60-х, навестила родовое гнездо.
После национализации особняк превратился в нечто подобное современным деловым центрам. В разные годы здесь «селились» разные организации — торговые, производственные, был даже литературный кружок. И только в 1999 году, через 100 лет со дня рождения Владимира Набокова, дом ему вернули — посмертно, открыв музей классика.
Дом на Большой Морской, 47 принадлежал семье Набокова с 1897 года. Сам писатель прожил в нем вплоть до Октябрьской революции. После отъезда из страны писатель жил только в гостиницах, а о петербургском доме сохранил самые теплые воспоминания, называя его «единственным в мире домом».
Много строк уделено этому дому в автобиографии Набокова, оживает он и в других его произведениях: «Защита Лужина», «Машенька». В ближайшее время планируется капитальный ремонт дома, летом 2013 года началась подготовка проектной документации.
Музей Набокова существует в доме с 1993 года, занимая его первый этаж. С 2008 года он относится к СПбГУ. С этого момента расширение коллекции музея стало идти активно, также начали развиваться многочисленные просветительские программы.
На базе музея осуществляется научно-исследовательская работа, здесь собирают конференции литературоведов, образовательные школы для студентов и аспирантов, проходят чтения художественных произведений и музыкальные вечера, организуются временные выставки, поддерживаются связи с учеными во всем мире.
Со времен Набокова неизменными остался интерьер в нескольких комнатах. В музейной коллекции представлены личные вещи писателя и его книги. Подробно рассказана история семьи. Можно многое узнать и о развитии культурного наследия Набокова в России и за рубежом.
Зимой 2013 года музей Набокова несколько раз подвергался нападениям вандалов. Неизвестные, позиционирующие себя в качестве борцов за чистоту нравов, обвиняют писателя в пропаганде педофилии и протестуют против сохранения его памяти и распространения его произведений.
Расписание работы музея: вторник — пятница с 11.00 до 18.00, в субботу и воскресенье с 12.00 до 17.00, касса закрывается на полчаса раньше, выходной день — понедельник.
Стоимость билета: 100 рублей (граждане России и СНГ — 50 рублей)
студенты, льготные категории граждан — 20 рублей
КАК НАЙТИ?
Музей В.В. Набокова
Санкт-Петербург, Большая Морская, 47
Санкт-Петербург, Большая Морская улица, дом 47. Этот адрес знаком каждому читателю произведений Владимира Владимировича Набокова. Будущий великий писатель, великий изгнанник, на весь мир прославивший русскую литературу ХХ века, родился в этом доме на Большой Морской. С тех пор внешний облик дома почти не изменился, не изменился и номер дома.
В своем автобиографическом романе «Другие берега», написанном почти через пятьдесят лет после расставания с домом, Владимир Набоков очень точно описал и внешние приметы дома, и образ жизни обитателей дома – своей семьи.
С 1998 года на первом, бывшем парадном этаже дома располагается единственный в мире Музей В.В..Набокова, с 2008 года – Музей В.В.Набокова Факультета филологии и искусств Санкт-Петербургского государственного университета.
Музей был открыт к столетию со дня рождения писателя, когда в доме не было почти ни одного предмета, оставшегося со времени жизни Набоковых. Однако за эти годы музей сумел собрать значительную мемориальную коллекцию и большую научную библиотеку, которая всегда открыта для наших посетителей. Сейчас музей занимает первый этаж дома, где сохранились помещения столовой, гостиной и библиотеки. Бывшая «комитетская» комната, в которой исторический интерьер не сохранился, используется как выставочный зал.
Помимо учебной работы, Музей Набокова СПбГУ проводит научные программы – ежегодные апрельские Набоковские чтения, летнюю школу для студентов и аспирантов, международные набоковские конференции, а также общедоступные лекции, круглые столы и литературные чтения.
Коллекция единственного в мире Музея В.В. Набокова состоит из множества интересных экспонатов: Дмитрий Владимирович Набоков передал предметы писательского труда своего отца – карандаши, рабочие карточки с рукописями, пенсне, игру «Скрэббл» с автографами В.В. Набокова, а также сачок для ловли бабочек. От Брайана Бойда поступили личные вещи В.В. Набокова (пиджак, куртка, ботинки), подаренные ему Верой Евсеевной Набоковой, вдовой писателя.
Уникальная коллекция первых изданий произведений В.В. Набокова, в том числе с автографами писателя, из частного собрания Терри Майерса (США).
Ценную часть собрания Музея В.В. Набокова составляет единственная в России коллекция бабочек В.В. Набокова, которая поступила от Н.А. Формозова (Москва). Эта коллекция была передана ему Музеем сравнительной зоологии Гарвардского университета (США), где В. Набоков работал в течение семи лет.
Музей работает: Вторник – пятница с 11 до 18 Суббота, воскресенье с 12 до 17 Понедельник – выходной
Вход в музей свободный Экскурсии по предварительной записи
Случайно проходя по Большой Морской мимо дома -музея В.В. Набокова, решила зайти в этот музей. В тот день проходил форум литературоведов «Набоковские чтения». Совершенно необыкновенная атмосфера — в библиотеке писательского дома знатоки творчества и исследователи — профессионалы сбрасывали завесу тайны иносказательности с давно известных произведений автора. С интересом осмотрела экспозицию, имея время прослушала и несколько докладов. Очень интересно, увлекательно, хочется прочитать «Весну в Фиальте», до которой не доходили руки… Что же касается музея — экспозиция невелика — столовая, гостиная, библиотека, телефонная комнаты — есть личные вещи, конечно же книги, музыкальные инструменты, коллекция бабочек, переданная Гарвардским университетом-любимое увлечение писателя. В настоящее время музею Набокова принадлежит не весь дом, а лишь часть. Иногда проходят временные выставки. Советую посетить этот достаточно скромный музей, сохранивший энергетику аристократического дома семьи Набоковых.
— это фотография И. Бианки. Датируется 2-й половиной 1860-1870-ми. Слева дом 47.
Перестройка дома № 47 по Морской ул.
Дом № 47 по Морской ул. принадлежит Е. И. Набоковой и приобретен от г. Половцова. В первый же год после покупки лицевой флигель был капитально ремонтирован и приспособлен для жизни новых владельцев, а еще через год было решено снести мелкие дворовые постройки и заменить их пятиэтажным флигелем, который и был возведен по левой и задней межам земельного участка. У задней границы оставлены, существовавшие здесь и раньше, ледник, сарай и конюшня, а у левой межи под флигелем размещены подвалы для хранения дров и фундаменты клетки лестницы. Под частью двора (у конюшни) и под сараем устроен особый ход, по которому дрова из подвала подаются к подъемной машине, расположенной у стенки ледника и доставляющей дрова во все этажи; шахта проходит от подвала до чердака, где расположена лебедка, вращаемая вручную и утвержденная на стальных балках. Машина поставлена заводом Сан-Галли и обошлась со строительными работами в 850 руб. Конюшня и прачечная перекрыты кирпичными сводиками по железным балкам, каретный сарай деревянными балками. Чтобы холод из сарая не проникал в квартиру 2-го этажа — потолок сарая подшит 2″ досками, по ним набит войлок, а по войлоку новая подшивка из 1/2″ чистообрезных досок, подшивка эта снова подбита войлоком и оштукатурена. Кроме того, поверх балок уложены 4 вершк. брусья, скрепленные с балками боковыми шпонками и заделанные в стены концами. Этим путем усилены балки и увеличено подполье на 4 вершка, Затем, все пространство между подшивкою и черным полом и между черным полом и паркетом заполнено плотно утрамбованным, сухим сфагнумом. Этим же мхом засыпано пространство между сводиками, перекрывающими конюшню, и полом. Описанный конструктивный прием может быть признан отвечающим своему назначению, так как ни проникновение запаха из конюшни, ни холода из сарая в квартиру 2-го этажа не замечалось.
Ограждение подвалов от проникновения воды устроено фирмою «Бюро Вега» с углублением пола на 1 3/4 аршина ниже существовавшего раньше. Несмотря на весьма сильный подпор грунтовых вод, в тех помещениях, где устроено ограждение, просачивание воды и сырость незаметны. Работа производилась следующим образом: вода откачивалась из особого дренажного колодца, устроенного тут же в подвал, по выровненному основанию, утрамбованному строительным мусором, залит слой асфальта толщиною в 3″. На этот слой поставлены 7″ железные балки, концы которых тщательно заделаны в стены, Между балками забит цементобетонный слой 8″ толщины. Вокруг всех стен устроена оградительная стенка из кирпича, сложенного по асфальту и соединенного с капитальными стенами бороздами и выступами.
Работа эта исполнялась (в 1901 году) по следующей расценке: заливка 3″ слоя асфальта и по асфальту 8″ слоя цементобетона по 36 руб. за кв. саж. Балки — по биржевой цене, а укладка их по 15 коп. за пуд и водонепроницаемые стенки из кирпича и асфальта при высоте ограждения 1 3/4 арш. по 30 руб. за пог. саж. считая все материалы и работу. Вода из дренажных оставленных колодцев во время работ откачивалась, а когда бетон достаточно окреп, то колодчики эти были заделаны.
В остальном, дворовый флигель ничего особенного не представляет и отделка его типична для петербургских квартир; несколько шире разработана хозяйственная часть, благодаря чему в каждой квартире имеется два теплых и один холодный чулан, фаянсовая посудомойня, мусоросжигатели и т. п.
В дальнейшем, пришлось, надстроит 3-й этаж на лицевом и правом дворовом флигелях. Работа эта была затруднительна потому, что ценная отделка первого и второго этажей лицевого флигеля и богатые лепные потолки не дозволяли вести строительные работы обычно принятым способом. Сначала были выведены только наружные стены до полной их высоты, без разборки старой крыши и затем на них были установлены стропила, поддерживаемые особыми стойками и прогонами вместо отсутствующих внутренних стен. Когда новая крыша была совершенно покрыта, а окна забраны временными щитами, было приступлено к разборке старой крыши и возведению внутренних стен. Хлопотливость, первоначального устройства крыши ранее стен, вполне вознаградилось, так как осенью было возможно вести работы под кровлею, не подвергая людей случайностям погоды и освещая постройку дуговыми фонарями.
При проектировании фасада, предполагалось вывести нижний этаж и наличники 2-го этажа из красного песчаника, а остальную часть фасада облицевать палево-желтым кирпичом с терракотовыми украшениями. Однако, впоследствии домовладелица пожелала заменит кирпич облицовкою из светло-серого песчаника. Такой прием, к сожалению, несколько ослабил красочный эффект фасада и большая гармония тонов будет достигнута только с течением времени, когда светлый песчаник превратится в темно-серый и более сольется с красною облицовкою.
При композиции фасада преследовалась цель, чтобы избежать ложных форм, не вызываемых конструктивной необходимостью. Орнаментация сандриками, колоннами и т. п. была отвергнута и заменена мотивами из царства растительного. Таким представляется например мозаичный фриз, исполненный в мастерской В. А. Фролова, на мотивы стилизованных тюльпанов и лилий, перевивающихся по бирюзовому полю с золотою каймою.
В средней части фасада, выше фриза, в углублениях помещены девять камнетесных цветков шиповника, а вместо карниза, фасад отеняется чистым светом крыши, положенным на выпускных стропильных ногах, упирающихся на железно-кованные кронштейны, расположенные по парно. Между этими кронштейнами высечены из песчаника пальмовые ветви до 3 1/2 аршин высоты. Все модели для каменной тески вылеплены в мастерской А. Ы. Савина, а камнетесные и облицовочные работы исполнены К. О. Гвиди по цене 200 руб. за квадратную сажень, считая в этой цене все работы, материалы и приспособления. Работа по облицовке фасада была начата в июне и закончена в октябре, т.е. в течение неполных пяти месяцев, что следует признать весьма успешным.
Кроме орнаментов, вытесанных из камня и мозаики, фасад украшен поковками работы Винклера, за исключением ворот, изготовленных на заводе Санъ-Галли.
Входные двери из дуба с резьбою и с цветными стеклами, в медных горбыльках, изготовленными на заводе Северного Стекольно-Промышленного Общества.
Этим же обществом изготовлены стекла для ворот с гравированным орнаментом из цветов и листьев одуванчика. Водосточные трубы украшены витыми ветками каштана и сделаны из цинка в мастерской Миттельбергера. Трубы эти соединены с канализационными, благодаря чему является возможность избежать традиционных зеленых кадочек под отметами и поливания тротуаров из водосточных труб — однако, мера эта должна применяться с большою осторожностью и едва ли может быть рекомендована для дворовых сточных труб, так как при усиленной вентиляции канализации газы из сточной сети увлекаются поверх крыш, откуда, при обратной тяге, попадают через вентиляторы и печи в квартиры, отравляя воздух и угрожая здоровью проживающим в дом.
Парадная лестница лицевого флигеля сложена без косоуров из ревельских шлифованных ступеней.
Стены облицованы искусственным мрамором зеленого, желтого и красного цветов, разных оттенков, а окна украшены живописными стеклами в свинцовой пайке, изготовленными в мастерской Э. Тоде в Риге. Долгом считаю упомянуть, что г. Тоде, работая по сравнительно умеренным ценам, точно соблюдает сроки в изготовлении заказов, что в настоящее время представляется немаловажною заслугою поставщиков.
Под первым маршем лестницы расположен калорифер значительной теплоемкости, что дает возможность перегревать воздух в тамбуре и тем избегать сквозняков, что особенно важно в данном случае, когда лестница служит внутренним сообщением квартиры, расположенной в трех этажах. Рядом с лестницей имеется особый гидравлический подъемник, для 2 особ, действующий на высоту 28 футов.
Подъем каретки совершается при помощи вертикального цилиндра, так что каретка все время подперта и не находится на весу, чем устранена возможность падения. Подъемник установлен Путиловским заводом за оптовую сумму 4113 руб.
Из внутренних комнат заслуживают упоминания в первом этаже — столовая с резною панелью, карнизом, дверями и камином из орехового дерева, в стиле Людовика XV. Потолок и пол набран из цветных дерев все очень тонкой работы, а стены затянуты золоченой кордуанской кожей с тиснениями. Рядом зеленая гостиная затянута шелком, в ней печ с разрисованными изразцами. Еще далее длинная комната библиотеки из светлого резного дуба в стиле Генриха II, с большим открытым камином. Во втором этаже: гостиная с фонариком отделана резным красным деревом, под воск, с таким же камином и дверями. Стены затянуты шелком. Потолок покрыт богатой лепкой в стиле Людовика XV с позолотой и расписан под цвет шелка.
Угловая комната, с парным окном, выполнена из темного дуба в стиле Итальянского Ренессанса, а рядом помещается ванна-уборная с панелью и карнизом из полированного красного дерева.
В третьем этаже комната с парным окном отделана полированным белым кленом, птичьим глазом и яблоневым выплавом, а стены затянуты светло-сиреневым шелком. Комната выполнена в новом стиле. Рядом мраморная ванна с такою же панелью и отделкою стен полированною березою и шелком.
В квартире (на 3 этаже) имеется совершенно изолированное помещение на случай заболевания. Комната без всяких тяг и украшений, все выступы и углы закруглены, пол из магнолита. Это помещение имеет специальный водопровод и приспособление для полного обмывания стен, потолка и пола прямо из рукава.
Работу по перестройке и композиции делил с нижеподписавшимся гражданский инженер Б. Ф. Гуслистый.
(Гражд. инженер, М.Ф. Гейслер Строитель: Вестник архитектуры, домовладения и сан. зодчества. 1903, № 1-2 )
Особняк был приобретен дедом Владимира Набокова, Иваном Васильевичем Рукавишниковым, на имя дочери, Елены, накануне ее бракосочетания с сыном министра юстиции Дмитрия Николаевича Набокова, Владимиром Дмитриевичем.
В 1897 г. для новой владелицы здание было отремонтировано, а в 1901-1902 гг. — перестроено капитально. Гейслер и Гуслистый возвели новый флигель во дворе, здание было надстроено третьим этажом, отделка фасадов полностью изменена, верний этаж украшен мозаичным фризом. Для того, чтобы сохранить лепные потолки и богатую внутреннюю отделку, возвели наружные стены и крышу, а затем разобрали старую крышу и построили внутренние стены.