Музей в балаклаве подводных лодок

ОБЪЯВЛЕНИЯ!

Режим работы

Балаклавского подземного музейного комплекса:

с 9:20 до 16:00

среда — воскресенье

Время работы кассы:

с 09:10 до 16:00

• В летний период, праздничные дни и во время школьных каникул билеты заканчиваются ориентировочно в 12:00 на пешеходные экскурсии в Балаклавский подземный музейный комплекс (БПМК). Рекомендуется приобретать билеты в первой половине дня.

• Обеденный перерыв у билетных кассиров, контролера билетов и организатора экскурсий с 13:00 до 13:30.

• В понедельник и вторник музей закрыт, экскурсионное обслуживание не производится.

• Выписка из правил посещения БПМК

1. Посещение музея разрешено только в сопровождении экскурсовода. Свободное посещение музея без экскурсионной группы запрещено!

2. Группы формируются от кассыв порядке живой очереди в день посещения. Заказ и бронирование билетов он-лайн и по телефону не производится.

3. Музей находится в замкнутом подземном пространстве, температура окружающей среды +16°C, влажность 90%, мобильная связь отсутсвтует.

4. Время обзорной пешеходной экскурсии 1 час 30 минут. Протяженность маршрута 1 км по двум объектам. На территории музея туалеты отсутствуют.

5. Дети до 5 лет на пешеходную экскурсию не допускаются. При получении бесплатного билета на ребенка предъявляется свидетельство о рождении.

6. Время экскурсии на катере по подземному морскому каналу протяженностью 608 м составляет 30 мин. Допускаются дети любого возраста. Можно с животными. Экскурсию на катере организует ИП Хачиянс А.С. по отдельной плате.

7. Вход в пляжной одежде запрещен.

8. Вход с животными на пешеходную экскурсию запрещен.

Цены на билеты

1 Пешеходня экскурсия:

— взрослый билет — 300 руб.

— детский билет (7-18 лет) — 100 руб.

— студенты дневной формы обучения при предъявлении студенческого билета — 100 руб.

— дети с 5 до 7 лет проходят на экскурсию бесплатно при предоставлении документа, подтверждающего возраст ребенка.

2 Экскурсия на катере:

— взрослый билет — 500 руб.

— (300 руб. в кассу музея + 200 руб. на борту катера).

— детский билет (7-18 лет) — 200 руб.

— (100 руб. в кассу музея + 100 руб. на борту катера).

— дети до 5 лет — бесплатно.

Наш адрес:

— г. Севастополь, Балаклава, Таврическая набережная, 11.

— Проезд автобусами №№ 9, 33, 34, 94 до остановки «Оболонь».

Организатор экскурсий справок не дает.

* * *

• Уважаемые севастопольцы и гости города! Музей работает со 2 июля 2020 г. Экскурсии проводятся группами не более 20 человек. При себе иметь медицинские маски и резиновые перчатки (основание — требование Роспотребнадзора).

* * *

• В целях совершенствования работы по сохранению исторической памяти об участниках Великой Отечественной войны развернута работа по сбору, обработке и размещению в мультимедийной галерее филиала Центрального музея Вооруженных Сил Российской Федерации «Дорога памяти» данных об участниках Великой Отечественной войны.

В Военно-историческом музее фортификационных сооружений, Балаклавском подземном музейном комплексе и музейном комплексе «Михайловская батарея» организованы пункты приема и загрузки электронных копий фотографий участников Великой Отечественной войны с обязательным приложением их биографических данных.

Военно-морской музейный комплекс «Балаклава» (Севастополь, Россия) — экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт. Предыдущая фотография Военно-морской музейный комплекс «Балаклава»

Военно-морской музейный комплекс «Балаклава» считается одной из центральных достопримечательностей города. Для туристов он интересен не только экспонатами, многочисленные посетители приезжают сюда, чтобы своими глазами увидеть секретный военный объект времен холодной войны, после строительства которого Балаклава на несколько десятилетий получила статус закрытого района Севастополя. Уникальные фортификационные сооружения, построенные в сжатые сроки в сложнейших подземных условиях, являют собой выдающийся образец военно-инженерного искусства. Идея подземного комплекса для обслуживания подводных лодок, защищенного от атомного удара, появилась в конце 1940-х гг., когда США и СССР разработали первые образцы оружия нового поколения. Для строительства секретной базы выбрали Балаклаву, бухта которой надежно укрыта узким проливом от чужих глаз и может полностью изолироваться от моря. Работы продолжались в течение восьми лет, в 1961 г. подземный комплекс был завершен.

Военно-морской музейный комплекс «Балаклава» считается одной из центральных достопримечательностей города.

Подземная база, прорытая в скалах на достаточной для противоатомной защиты глубине, состояла из искусственного водного канала с сухими доками, техническими участками для обслуживания и ремонта лодок, топливными складами, секретной минно-торпедной части. По обеим сторонам от горы Таврос располагались два замаскированных выхода: один в бухту, другой, на северной стороне горы, — в открытое море.

С точки зрения военного назначения, «Объект 825 ГТС» служил базой для подводных лодок 613-го и 633-го проектов. Здесь планировалось проводить ремонт и обслуживание субмарин, хранение и замену боеприпасов, заправку топливом. Самой секретной частью комплекса был «Объект 820», где проводились работы с атомными боеголовками.

В последние годы своего существования секретная база уже практически не использовалась по прямому назначению, так как военно-морской флот перешел на новый тип подлодок. После распада СССР в 1991 г. база и вовсе закрылась, а спустя два года помещения освободили окончательно, охрану ликвидировали, наступил долгий период запустения и расхищения. Возрождение и восстановление полностью разграбленного комплекса началось в 2003 г., когда указом президента Украины бывшая военная база превратилась в музей. В июне 2013 г. музей отпраздновал уже свой десятилетний юбилей.

Балаклавский подземный комплекс вместе с музейным комплексом «Михайловская батарея» входит в состав Военно-исторического музея фортификационных сооружений.

Экскурсионные маршруты

Посетителям музея на выбор предлагается два разных экскурсионных маршрута. Базовая экскурсия — часовая пешеходная прогулка по искусственным лабиринтам горы Таврос с посещением секретного противоатомного объекта для укрытия подводных лодок, подземного судоходного канала, проложенного в недрах горы, и бывшего арсенала ядерного оружия ВМФ СССР, преобразованного в выставочные залы.

Вторая экскурсия представляет собой небольшое получасовое путешествие на катере по подземному каналу, во время которого туристы увидят места обслуживания подводных лодок. В списке уникальных объектов — 100-метровый сухой док на восьмиметровой глубине относительно уровня моря, а также подлинная морская мина, предназначенная для поражения морских целей противника и способная уничтожить все живое в радиусе 100 м.

В 2007 г. в подземных помещениях музея проходили съемки египетского фильма «Таймур и Шафика». Подземелье то и дело оглашалось взрывами, для пущего эффекта режиссеры решили применить пиротехнику.

Полезная информация

Адрес: г. Севастополь, Балаклавский р-н, Таврическая набережная, 22. Веб-сайт.

Телефон: +7 (86-92) 63-75-90, 94-70-69 (заказ экскурсий).

От автовокзала и железнодорожного вокзала добраться до музея можно на троллейбусах № 17 и 20, а также на маршрутных такси № 17, 20А и 26 до конечной остановки «5-й километр». От остановки «5-й километр» до Балаклавы курсируют автобусы № 9, 94, 98 и 99, а также маршрутное такси № 9 (остановка «Оболонь»). Если вы едете от восточной части Балаклавской бухты, то подойдут автобусы № 9, 94, 98 и 99 (остановка «Оболонь»).

Время работы: среда — воскресенье с 10:00 до 17:00. Понедельник и вторник — санитарные дни.

Стоимость входного билета — 300 RUB, для школьников и студентов — 100 RUB. Вход с детьми до 5 лет запрещен. Для ветеранов ВОВ, военнослужащих, дошкольников, посетителей с ограниченными возможностями, детей-сирот и музейных сотрудников вход свободный.

Любительские фото- и видеосъемка бесплатные.

Не забудьте взять с собой теплую одежду: температура воздуха в подземном комплексе всего +16 °С.

Цены на странице указаны на апрель 2019 г.

Секреты Балаклавы

Объект 825 ГТС с каналом в толще горы строили в 1953-1961 годах и еще 30 лет держали в полной секретности. Даже местные жители не знали, что происходило под землей на западном берегу Балаклавской бухты. Город был закрыт и удален с карт. Для непосвященных ГТС расшифровывали как городскую телефонную станцию. Шпионы НАТО так и не смогли разгадать, куда вдруг исчезали советские подлодки в Балаклаве, пока объект не рассекретили.

Укрытие для подлодок построили после ядерной бомбардировки японских городов Хиросима и Нагасаки. В случае угрозы в убежище могли укрыться семь средних или 10 малых субмарин, а также более тысячи человек, включая экипажи. Объект был рассчитан на ядерный удар мощностью 100 килотонн — в пять раз больше бомб, сброшенных на Японию.

Уникально и место, где находится укрытие. Балаклавскую бухту не видно с моря, естественный изгиб у входа гасит любую волну. Высота горы Таврос, под которой пробит сквозной канал, достигает 126 метров, что делает любую бомбардировку безуспешной. На случай разрыва бомбы в самой бухте вход в канал закрывал 150-тонный батопорт — морской затвор, защищавший комплекс от ударной волны и радиации. Его разработали и применили впервые, также, как и огромные противоударные двери, закрывавшие подземные тоннели и помещения.

В обычное время объект 825 ГТС работал как база ремонта и обслуживания подлодок. Субмарина заходила в канал со стороны бухты и выходила на дежурство с запасом топлива, кислорода, боеприпасов. Под землей был расположен 102-метровый сухой док, заводские цеха, склад топлива, минно-торпедная часть. С 1961 по 1992 год здесь отремонтировали более 200 подлодок, и все это в строгой секретности. Лодки заходили в канал ночью, за ними задвигался понтонный мост, вход укрывали маскировочной сетью. Заметить штольню нельзя было даже вблизи, не то что с противоположного берега или со спутника.

Сейчас увидеть укрытие подлодок своими глазами приезжает четверть миллиона человек в год. Только за первомайские праздники 2019 года по подземным коридорам прошли 10 тысяч туристов.

— К нам едут люди со всей страны, от Камчатки до Калининграда, жители ближнего и дальнего зарубежья, — рассказал «РГ» директор Военно-исторического музея фортификационных сооружений, подводник, капитан I ранга Юрий Тарариев. — Их притягивает наша история, они хотят узнать и увидеть, как создавалась система безопасности страны, противодействия США и блоку НАТО.

Подлодки вернутся

В 1990-х Балаклавскую бухту покинули подлодки, подземный комплекс несколько лет не охранялся и был разграблен — из него грузовиками вывозили оборудование и металл. К началу 2000-х балаклавские подводники добились создания музея. В нем не хватало главного экспоната — подводной лодки.

— Вопрос в стадии решения, — сообщил Тарариев. — Командование Южного военного округа и Черноморского флота, находясь в музее, согласилось, что главным артефактом должна быть подлодка. Идет процесс списания ПЛ проекта 633. Полагаю, что в конце этого или в следующем году мы ее получим.

Подземный комплекс был рассчитан на субмарины малого и среднего водоизмещения. Восьмиметровая глубина и изгиб канала не позволяли завести большой корабль. Во время службы объект 825 ГТС принимал на ремонт подлодки проекта 613 — самого массового в истории советского подводного флота, а также его модернизированную версию — проект 633. Даже такие лодки слегка притапливались, чтобы пройти в канал. В 1980-х годах обсуждали его расширение, но потом от этой идеи отказались.

По словам директора музея, в Севастополе осталась единственная средняя подлодка проекта 633, построенная в 1961 году. Она до сих пор в строю, но в море не ходит, а используется как зарядная станция. От нее через генератор заряжают аккумуляторные батареи боевых ПЛ.

— У нас также есть планы получить большую ПЛ проекта 641, ее мы рассчитываем поставить возле музея, — говорит Тарариев. — Будем обсуждать это с городом. Думаю, нам не откажут, так как подлодка станет одной из главных достопримечательностей и достопримечательностей Балаклавы, в нее можно будет зайти, проводить на борту ритуалы поднятия флага, это будет интересно и познавательно.

Наследники экспедиции

В прошлом году музей пополнили два глубоководных аппарата, предназначенных для спасения экипажей затонувших ПЛ — мини-субмарина АС-20 и спасательный колокол СК-64. Ранее они были на вооружении поисково-спасательной службы УПАСР ЧФ.

— Появилась идея создать экспозицию, посвященную спасению подлодок, — делится руководитель музея. — Тем более что именно в Балаклаве создали экспедицию подводных работ особого назначения (ЭПРОН), заложившую основу подготовки всех водолазов-глубоководников страны.

На Черноморском флоте были две уникальные подлодки — «666» и «555», предназначенные для спасательных работ на больших глубинах. На борту имелась барокамера и шлюз для выхода водолазов.

— Акванавтов выпускали на глубинах от 100 до 300 метров, это уже гидрокосмос, — отмечает директор. — Лодка становилась на подводные якоря, зажигались прожекторы, через люк выходили водолазы и могли беспрерывно работать, меняя друг друга и отдыхая в барокамере. Причем люди работали в легких водолазных костюмах. Им подавали специальную дыхательную смесь, которая составлялась компьютером.

Экспериментальную субмарину БС-555 проекта 1840 в начале 1990-х годы отправили на ремонт в Санкт-Петербург, а там вывели из состава ВМФ и распилили на металл. Подводники считают, что будь эта лодка в строю, история с «Курском» могла иметь совсем другой исход.

В музее также создается депозитарий подводных артефактов. Исследователи передали в музей более 20 предметов, поднятых с затонувших кораблей римского и византийского периода, а также более позднего времени. Якоря, орудия, ядра, бытовая утварь долго находились под водой и должны храниться в естественной среде, воздух для них губителен. Предметы разместят на глубине около метра вдоль канала, подсветят, а также установят подводные камеры. Посетители музея смогут совершать дайвинг-погружение и рассматривать экспонаты под водой.

Кстати

При реконструкции Таврической набережной Балаклавы над входом в канал будет построен новый понтонный мост. Существующий был сделан в 1950-х из добротного металла и до сих пор выдерживает нагрузку. Однако одной полосы для движения машин, автобусов и пешеходов недостаточно, в туристический сезон возникают заторы. В правительстве Севастополя сообщили, что мост заменят на новый, более широкий. А старый передадут в музей, он станет еще одним экспонатом. Новый мост также должен иметь разводную конструкцию, чтобы подлодку из канала можно было выводить на доковый ремонт.

Секрет в секрете

Внутри подземного комплекса Балаклавы находился еще один суперсекретный объект — ядерный арсенал. Доступ сюда был у немногих. Здесь хранили ядерные боеголовки и проводили регламентные работы с ними. Уже сейчас можно увидеть, как делали «профилактику» изделиям. Специалисты аккуратно вскрывали головную часть, проверяли соединения, изоляцию электродов, закрывали и откачивали воздух. Затем снаряды загружались на подлодку до следующих регламентных работ, по расписанию. Когда комплекс передали Украине, все ядерное оружие вывезли на материк. В помещениях ядерного арсенала новые власти хранили деньги — карбованцы, поэтому объект оставался под охраной и не был разграблен.

— Эти помещения меньше всего тронуты варварами, можно воссоздать весь процесс, — говорит директор музея. — Это будет интересно не только туристам, но и курсантам, офицерам. Ведь в ядерные арсеналы каждого не пускают. Воссоздадим склад с макетами ядерных боеголовок, заполним зал регламентных работ. Люди увидят, как это происходило.

Балаклавский музейный комплекс является филиалом Военно-исторического музея фортификационных сооружений. Его местоположение довольно специфично — в 17 километрах от Севастополя, в подземельях горы Таврос, на территории бывшего подземного завода.

На площадке музея расположены производственные помещения завода по ремонту субмарин 825 ГТС, ядерный арсенал 820 РТБ ВМФ, морской судоходный канал. Все объекты на территории комплекса были засекречены во время холодной войны.

Закрытый город

Еще пятьдесят лет назад Балаклаву невозможно было найти на карте. Засекреченный город был превращен в район Севастополя, а вход туда был возможен только по специальным пропускам.

Во время холодной войны И. Сталин отдал приказ о строительстве базы обслуживания советских подводных лодок, которые могли бы использоваться для нанесения ядерного удара. Подземный военно-морской комплекс расположился в бухте «Балаклава», в горе Таврос. Объекту дали имя — гидротехническое сооружение (ГТС) № 825. Помимо ремонтно-технического отдела, здесь располагался штаб для подготовки и тестирования ядерных ракет и хранилище с топливом на 9,5 тысяч тонн.

На территории комплекса соорудили еще одну базу — объект № 820. В этом месте собирались и выдавались силам Черноморского флота ядерные боевые части. Бункер ввели в строй в 1959 году.

Подводные лодки были укрыты в водном канале, там же их выводили в открытое море. Вход и выход были надежно замаскированы и защищены затворами (батопортами), которые буквально выдвигались из скалы.

Интересно, что жители города узнали о настоящем назначении комплекса только в 1993 году.

Последний раз из военно-морской базы лодки выводились в 1994 году. Спустя 9 лет здесь построили Балаклавский подземный военно-исторический музей.

Музей подводных лодок в Балаклаве

Балаклавский музей расположен настолько глубоко в скалах, что даже атомная бомба не способна разрушить его стены. От поверхности горы до места, где размещались лодки, — 126 метров.

Притом площадь сооружения — более 5000 квадратных метров. Включает подземную часть завода, морской причал, несколько зданий и арсенал. К осмотру доступна транспортная потерна, сухой и подземный док длиной 505 метров и арсенал, в помещении которого хранились боевые части ракет.

Потерна представляет транспортный коридор, ведущий в производственные помещения. Раньше его использовали для доставки торпед и оборудования, в качестве убежища для персонала. Сегодня здесь располагается выставка «Подводные силы России».

Подземный док — это помещение, где обслуживались подводные лодки. Сухой док был отгорожен от канала, а перед входом субмарины он быстро наполнялся водой. На преддоковой площадке посетители могут увидеть сверхмалую подводную лодку проекта «Титон 1 М».

Арсенал музея подлодок бетонирован со всех сторон. Раньше он выступал как место для хранения торпед, боевых и ядерных частей. Это было самое секретное место на всей территории. Теперь здесь можно осмотреть макеты крылатой ракеты, торпеды с ядерной боеголовкой, атомохода проекта 941 «Акула».

Маршруты экскурсий

Экскурсия по первому маршруту длится около часа и предполагает 12 остановок. Посетителям нужно обойти подземные лабиринты протяженностью 900 метров. В программу входит посещение базы укрытия лодок от атомного взрыва, судоходного канала длиной в 600 метров и арсенал ядерного оружия. Помещения объектов сегодня переоборудованы под музейные экспозиции, в основе которых — историческое погружение в строительство подземного комплекса, создание атомного флота и подводных сил.

Второй маршрут более емкий, экскурсия проводится в течение получаса. Передвигаться приходится на катере по подземному каналу, поэтому такой маршрут больше подойдет пожилым людям или посетителям с детьми. Программа включает в себя знакомство с батопортами и местами стоянок подводных лодок. Во время экскурсии освещается история создания объектов № 820 РТБ ВМФ и 825.

Пешеходная экскурсия доступна в любое время, а на катере — только с мая по октябрь.

Стоимость любой экскурсии по музею подводных лодок в Балаклаве для взрослого — 300 рублей, для учащихся в школе и в вузе — 100 рублей. Дети 5 — 7 лет допускаются в музей бесплатно. Притом брать с собой детей до 5 лет нельзя.

Возможны также индивидуальные лекции на группы до 10 человек. В зависимости от сезона стоимость разнится от 3000 до 15000 рублей.

Проехать от железнодорожного или автовокзала Севастополя до промежуточной остановки «5-й километр» можно на маршрутке или автобусе № 17, 20, 26 или троллейбусе № 17, 20. Схему маршрутов можно посмотреть .

Затем пересесть на автобус № 9, 94, 99 и доехать до остановки «Оболонь».

Далее, от остановки повернуть налево и идти 10–15 минут до западного берега Балаклавской бухты.

Если не хотите долго добираться на общественном транспорте, можно воспользоваться такси. В Балаклаве есть местные таксопарки «Ананас», «Балаклавское такси», «Капитан», «Форвард».

Всего в десяти километрах от города Севастополь, в славном крымском городе-курорте Балаклава, располагается сверхсекретная база подводных лодок, именуемая как 825 ГТС. Впервые за сорок шесть лет своего существования, сооружение, предназначенное для ремонта военной подводной техники, предстало на всеобщее обозрение широких масс в 2003 году. На сегодняшний день база подводных лодок Балаклавы открывает свои двери для туристов и экскурсионных групп, желающих ознакомиться с внутренним убранством некогда сверхсекретного объекта Советского Союза.

Видео экскурсия по базе подводных лодок 825 ГТС в Балаклаве

Балаклава. Музей в Балаклаве, секретный объект ГТС 825. Достопримечательности Балаклавы.

Подземная база подводных лодок в Балаклаве представляет собой огромное сооружение, располагающееся глубоко в недрах земли и способное защитить своё содержимое от крупнейшего атомного взрыва – в случае попадания в базу атомной бомбы мощностью 100 Килотонн, все боеприпасы, лодки и служащие должны остаться целы и невредимы. Всё сооружение разделяется на несколько частей: водный комбинированный канал под землёй со всегда сухим доком, несколько цехов для ремонта подводной техники, склад горюче-смазочных материалов для подводных лодок и минно-торпедная часть ГТС.

База подводных лодок в Балаклаве располагается в Балаклавской бухте, в живописной горе с античным названием Таврос. С двух сторон гора имеет выходы из станции, а со стороны бухты имеется вход в канал, или, как его называют работники ГТС, штольню. В случае, если над базой подводных лодок нависает угроза, этот вход блокируется специальным батопортом, общий вес которого может достигать ста пятидесяти тонн. На северной стороне горы сооружён выход лодок в открытое море, также обеспеченный батопортом. Каждое из отверстий в горе Таврос мастерски замаскировано рыболовными сетями и другими маскировочными приспособлениями.

Как строилась знаменитая станция подводных лодок 825 ГТС?

Секретная база подводных лодок Балаклавы начала строиться в далёком 1957 году, в то время, когда между страной Советов и далёкой Америкой полным ходом разгоралась так называемая «холодная война». В целях сохранения конфиденциальности этот крупнейший стратегический объект было условлено называть Городской Телефонной Станцией номер 825, отсюда и пошла простая и запоминающаяся аббревиатура «825 ГТС». Даже на сегодняшний день ни один из рассекреченных военных объектов не превзошёл по своей величине знаменитую станцию подводных лодок, расположенную в Балаклавской бухте.

Во время строительства «Городской Телефонной Станции» был прорыт огромный тоннель, при этом вывезено около ста двадцати пяти тонн земли. В целях конспирации строительства, земные породы вывозились с территории Балаклавской бухты ночью, пока город спит, и баржами выгружались прямо в открытое море. Поначалу задача построения сверхсекретного объекта стояла перед военными, но потом процесс бурения земли значительно осложнился, и правительству Союза Социалистических Республик пришлось обращаться за помощью к строителям метро.

В конечном итоге был прорыт подземный канал, глубина которого достигла восьми метров, и ширина колебалась от восьми до двенадцати метров. Площадь всех помещений подземного завода составляет более чем пять тысяч квадратных метров, а общая поверхность водной глади, под которой располагается ГТС, равна трём тысячам метров. Одновременно завод по ремонту подводной техники мог вмещать в себя до семи подлодок, что весьма впечатляет даже современных строителей военных объектов.

Завод для ремонта подводных лодок в Балаклаве – одно из крупнейших стратегических строений СССР

Так называемый «объект 825 — Городская Телефонная Станция» предназначался для ремонта и технического обслуживания военных подводных лодок 613-го и 633-го проектов. Кроме того, на территории сверхсекретного объекта хранились различные боеприпасы и запасные части для этих сооружений. Центральная штольня ГТС вмещала в себя одновременно до семи подводных лодок подобного типа, а в случае крайней необходимости все штольни завода могли вместить в себя около четырнадцати подлодок совершенно различных классов. На случай ядерной угрозы проектировщиками завода была предусмотрена специальная штольня для погрузки подводных лодок на станцию под водой. Помимо всего прочего, среди всех запасов спецобъекта Балаклавы хранилось и ядерное оружие.

Имел ли этот крупномасштабный проект недостатки?

Безусловно, да. За то время, пока строители осуществляли сооружение подводной станции 825 ГТС, на вооружение уже стали поступать новые подлодки 625-го проекта, работавшие на дизельном топливе, которые просто не могли вместиться в местные каналы. Во время небольшого шторма войти на территорию станции с другой стороны горы было также невозможно. По этим же соображением было достаточно проблематично расположение более, чем трёх лодок в каналах ГТС одновременно.

Как известно, балаклавский завод был объектом крайней секретности, именно поэтому в 1957 году было принято решение о присоединении города к Севастополю и лишении его статуса города. Проще говоря, довольно-таки большое поселение с некоторым количеством местных жителей было попросту стёрто с лица земли и закрыто от общего доступа. После перестройки, в 1994 году, с территории завода была отправлена последняя подводная лодка, а в последующие годы эта огромная станция попросту разворовывалась.

В настоящее время 825 ГТС считается музеем, где каждый желающий может сделать фото базы подземных лодок Балаклавы и узнать много интересного о временах холодной войны СССР и США.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *