Новый эрмитаж

Новый Эрмитаж – здание в центре Петербурга, ставшее первым строением на территории России, специально возведенным под размещение художественных экспозиций. В настоящее время в огромном доме размещается филиал Государственного Эрмитажа.

Здание в стиле историзма построил в 1842-1851 гг. знаменитый немецкий архитектор Л. Кленце, специально приглашенный в Петербург Николаем II. Кленце помогали выдающиеся русские зодчие В. Стасов и Н. Ефимов.

Фасад Нового Эрмитажа отличается величием и монументальностью, каждая линия строго выверена, объемы сбалансированы. У входа Кленце расположил портик с огромными статуями атлантов, выполненными скульптором А. Теребеневым из редких пород гранита. Здание декорировано барельефами, лепниной, статуями.

Внутренние интерьеры музея Кленце создавал, ориентируясь на характер коллекций, которые планировалось разместить в том или ином зале. Первый этаж, отданный под экспозиции древних статуй, архитектор оформил в духе античности. Залы второго этажа с огромными окнами в пол предназначались под Картинную галерею.

В Новом Эрмитаже выставлены редчайшие коллекции искусства Древней Греции и Рима, уникальные живописные полотна, статуи и картины эпохи европейского ренессанса.

В зале «Большая ваза» выставлен самый тяжелый каменный сосуд в мире – Колыванская ваза. Этот монолит настолько велик, что строители были вынуждены установить его на пьедестал прежде, чем приступить к сооружению стен здания.

Среди туристов наибольшей популярностью пользуется «Рыцарский зал» Нового Эрмитажа, расположенный на втором этаже. Расписано помещение в неогреческом стиле, в нем выставлено свыше 15 тыс. экспонатов, посвященных рыцарской эпохе в истории Западной Европы. Посетители увидят здесь огромные коллекции оружия, доспехов, турнирных штандартов. Рыцарские латы надеты на человеческие манекены; конские защитные доспехи – на чучела, изготовленные ведущими таксидермистами.

Самая знаменитая статуя Нового Эрмитажа – Венера Таврическая. Этот невероятный шедевр античного искусства был обнаружен в ходе римских раскопок 1718 года. Император Петр I повелел приобрести скульптуру на государственные средства и доставить ее в Петербург. Статуя много «попутешествовала» по городу: сначала она находилась в Летнем саду, затем во дворце князя Потемкина. После сооружения здания Нового Эрмитажа, Венера была привезена в музей и в торжественной обстановке водружена на пьедестал.

Новый Эрмитаж – первый отечественный профессиональный музей с тематическими залами. Каждое художественное направление имеет собственное помещение. В музее можно увидеть произведения искусства итальянской, немецкой, голландской, русской школ живописи.

В наше время и здание, и музей «Новый Эрмитаж» являются ключевыми достопримечательностями Петербурга.

Видео о Новом Эрмитаже:

Новый Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия) — экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт. Предыдущая фотография Новый Эрмитаж

Каждый гость Санкт-Петербурга мечтает посетить Эрмитаж, но оказывается, что Эрмитажей несколько — Старый, Малый и Новый. Последний знаменит тем, что на его фасаде стоят 10 мощных Атлантов, поддерживающих портик с колоннами. Кстати, на их месте должны были быть египетские фараоны, но архитекторы передумали. Новый Эрмитаж соединен с главным зданием Эрмитажа и имеет с ним общий вход.

В 30-е гг. 19 века появились мысли о создании национального музея, который был бы доступен всем желающим. Такие революционные на тот момент идеи уже нашли свое воплощение в Европе, Россия пока отставала. В 1851 г. музей открыли, но туда допускались лишь мужчины во фраках и дамы в красивых платьях. Только с приходом к власти царя Александра II посещать музей стали все слои населения. Проект Нового Эрмитажа создал немецкий архитектор Лео фон Кленце, за воплощением следили российские мастера — В. П. Стасов и его помощник Н. Е. Ефимов.

Что посмотреть

Осмотр можно начать с внешнего убранства, созданного по античным канонам в стиле позднего классицизма. Строгие прямые линии, неброский декор над окнами и на крыше, Атланты в портике — все это как будто противоречит основному зданию Эрмитажа, но все же является его продолжением. Внутри граница совсем незаметна, гости переходят из зала в зал, поражаясь и восхищаясь красотой и величием. На первом этаже Нового Эрмитажа посетители увидят античную коллекцию — Древний Рим, Древняя Греция, статуи богов и богинь, амфоры и украшения — все это расположено в прекрасном антураже. Здесь же стоит знаменитая огромная Колыванская ваза.

По городским легендам, крайний правый Атлант, который смотрит в сторону Марсова поля, считается наделенным особой силой. Проходя мимо Нового Эрмитажа, люди стараются прикоснуться к нему, чтобы получить частичку его мощи.

Второй этаж Нового Эрмитажа еще более насыщен великолепными экспонатами. Именно здесь находятся скульптуры и полотна мастеров эпохи Возрождения: Рафаэля, Да Винчи и Микеланджело, Рембрандта, Тициана и Рубенса. Здесь всегда много народу, к некоторым картинам стоит очередь. Европу средних веков представляет живопись голландских и фламандских мастеров. Металлическим блеском лат и конной композицией пленяет рыцарский зал.

Практическая информация

Адрес: Миллионная ул., 35. Веб-сайт.

Как добраться: от Московского вокзала на автомобиле — 15 минут, на автобусах №№ 7, 24, 191, на троллейбусах №№ 1, 7, 10, 11 до остановки «Дворцовая площадь».

Стоимость билетов: от 300 до 1020 RUB в зависимости от объема экспозиции и способа покупки; для детей, учащихся, студентов и пенсионеров (нужно оформлять льготные билеты) — бесплатно. Каждый первый четверг месяца — вход бесплатный для всех. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

В декабре 1837 г. грандиозный пожар, длившийся более суток, уничтожл Зимний дворец. После пожара Николай I предписал восстановить Зимний дворец в кратчайшие сроки — к пасхальным праздникам 1939 г. В марте 1939 г. состоялись торжества по поводу восстановления парадных залов, в ноябре царская семья вернулась в Зимний дворец. Сразу же после восстановления дворца встал вопрос о новом строительстве здания для Эрмитажа и реконструкции интерьеров фельтеновского корпуса.
Для строительства нового здания был принят проект представленный в 1839 г. арх. Лео фон Кленце. По нему сносился Шепелевский дом на Миллионной ул., в пристройке которого была устроена мастерская худ. Дж. Доу, выполнявшего портреты для галереи 1812 года, а также конюшни с манежем. Новое здание должно было составить со зданием Фельтена замкнутый прямоуголник. В 1842 проект был утвержден императором. Строительство началось под наблюдением комиссии во главе с В. П. Стасовым при участии арх. Н. Е. Ефимова.

По первоначальному проекту Кленце предполагалось снести Малый Эрмитаж и устроить площадь между Зимним дворцом и возводимым Эрмитажем. Этот проект отвергли, и архитектор вынужден был развернуть главный фасад здания на Миллионную ул. Сооруженный им вход, предназначенный для публики, производил сильное впечатление. Портик в .греческом стиле поддерживают десять гранитных гигантов высотой примерно в 5 м. Эти атланты выполнены русским скульптором Александром Теребеневым . У Кленце было очень много дел в Мюнхене, и он не мог оставаться в Петербурге и наблюдать за строительными работами. Поэтому Василий Стасов, который уже руководил реконструкцией Зимнего дворца, получил новые обязанности и возглавил специальную строительную комиссию. Эта комиссия усовершенствовала проект Кленце и включила в него собственные разработки, особенно в оформлении интерьеров.

Кленце спроектировал также новую мебель для всех галерей, но немногое из этого было осуществлено. До наших дней в античных галереях сохранились некоторые из его необычных витрин, имеющих форму обелисков. Для оформления интерьеров Нового Эрмитажа Николай приказал использовать главным образом мебель из императорского хранилища в Таврическом дворце. Там имелось несколько мебельных гарнитуров, которые были созданы по проектам Росси и Монферрана для Зимнего дворца еще до пожара, но ими никогда не пользовались. Эту мебель и перенесли в музей. Роскошные кресла из красного дерева, богато украшенные золоченой резьбой, которые Росси спроектировал в 1818-1820 гг. для меблировки гостевых комнат, предназначенных для Вильгельма Фридриха Прусского, до сих пор находятся в галереях. Николай и Александра восхищались своим музеем, и особенно галереями на втором этаже, где теперь находится зал Микеланджело. Тогда он был превращен в комнату для отдыха, куда императрица могла удаляться после полудня. Там, в витринах Кленце, сделанных в виде обелисков, были выставлены изящнейшие ювелирные изделия и скифское золото.

Первоначально Л. Кленце, видимо, предполагал не только перестроить фельтеновский корпус, но и снести здание с Висячим садом Деламота с тем, чтобы открыть площадь между дворцом и главным фасадом нового здания. Но уже на начальной стадии проектирования решение было переменено — главный вход перемешен на южный фасад, который по первоначальному замыслу должен был представлять глухую стену со статуями в нишах — Дедала (мифич.гр.арх.), М. Раймонди (гравер Возрождения) . По первонач замыслу Кленце главный фасад нового здания с фронтоном, украшенным статуями Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембранта и А. Остаде, оказался выходящим в узкий двор. Вестибилем музея должен был быть зал с громадной колывановской вазой из яшмы, в нем сохранилась дверь, ведущая на лестницу, соединяющую три этажа. Портик главного входа Кленце украсил 10-ю гранитными статуями атлантов. Фигуры атлантов были выполнены под руководством скульптора А. И. Теребенева. Строительство Нового Эрмитажа заняло 6 лет. Кленце несколько раз приезжал в Петербург, но вся работа велась вне его руководства. К строительству были привлечены крупные фабрики и заводы России. Металлические конструкции перекрытий, чугунные решетки, зеркальные стекла, крупные колонны из цельного камня, стены облицовывались искусственным мрамором или покрывались росписями, полы первого этажа были каменные, выложенные узорами или мозаичные.
Для украшения залов были расставлены вазы, торшеры, столы из цветного камня, изготовленные на Колыванской, Екатеринбургской и Петергофской гранильных фабриках по рисункам арх. Роси и Воронихина. Одна из ваз этой коллекции, самая крупная, изготовленная в 1831 г. из ревневской яшмы на Колыванской фабрике, была установлен в предполагаемом вестибюле на западном фасаде здания, еще до возведения стен. Сейчас она окружена памятниками античной культуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *