Опера в берлине

Берлинская опера (Берлин, Германия) — репертуар, стоимость билетов, адрес, телефоны, официальный сайт. Предыдущая фотография Государственная Берлинская опера на Унтер-ден-Линден

Берлинская опера не только одно из старейших зданий Берлина, но и один из крупнейших музыкальных театров Германии. Спектаклями здесь дирижировали многие знаменитости со всего света.

Основана опера была в 1742 году, став третей по старшинству в стране (первые места занимают Мюнхенская и Гамбургская оперные театры). Столетиями здесь ставили громкие премьеры, освистывали подающие надежды таланты, аплодировали прославленным маэстро и кричали «бис!» самому Федору Шаляпину. Засветились среди резидентов оперы и Рихард Штраус с Мендельсоном. Закрывался театр лишь однажды — во время Второй мировой войны. Но уже в 1955 году здесь проходит масштабная реконструкция, и на сцену Берлинской оперы вновь стекаются виртуозы и таланты, а в ложи и партер — благодарная публика.

С 1992 года Берлинской оперой руководит Даниэль Баренбойм.

Столетиями здесь ставили громкие премьеры, освистывали подающие надежды таланты, аплодировали прославленным маэстро и кричали «бис!» самому Федору Шаляпину.

В период холодной войны, когда Германия была разделена на две страны, Берлинская опера оставалась интернациональным театром, объединяя музыкантов из разных стран.

Адрес оперы — бульвар Унтер-ден-Линден. Тел.: +49 30 2035 ext. 4555. Стоимость билетов на спектакль начинается от 30-60 EUR.

Deutsche Staatsoper Unter den Linden

Город Берлин Год основания 1742 Тип

Берлинская государственная опера (нем. Staatsoper Berlin), также именуемая Немецкой государственной оперой (нем. Deutsche Staatsoper), или Государственной оперой на Унтер-ден-Линден (нем. Staatsoper Unter den Linden) — самое старое театральное здание в Берлине, расположенное на бульваре Унтер-ден-Линден. До 1918 года Королевская придворная опера (нем. Königlichen Hofoper).

Здание было построено между 1741 и 1743 годами архитектором Георгом Вензеслаусом фон Кнобельсдорфом. Театр начал свою работу ещё до окончания строительства. 7 декабря 1742 года в ещё незаконченном помещении публике была представлена опера «Цезарь и Клеопатра» К. Г. Грауна, основателя и первого руководителя театра. До 1801 года театр посещали исключительно представители двора и приглашённые гости, и только в 1808 году его двери были открыты для широкой публики. В 1820-1842 годах главным дирижёром театра был Гаспаре Спонтини.

На сцене именно этого театра состоялась премьера оперы Вебера «Волшебный стрелок». Огромного расцвета достиг театр в период, когда им руководили Феликс Вейнгартнер, Карл Мук и особенно Рихард Штраус и Лео Блех.

После 1918 года и конца правления кайзера Вильгельма II в репертуаре театра стали появляться произведения современных композиторов. Новую главу в истории театра вписала премьера «Воццека» Альбана Берга (дирижировал Эрих Клайбер).

Во время второй мировой войны театр был дважды разрушен: в первый раз — во время бомбардировки Берлина в 1941 году (затем быстро восстановлен), второй раз — в 1945 году. После второго разрушения театр восстанавливался с 1952 по 1955 год. 4 сентября 1955 года он был вновь открыт постановкой «Нюрнбергских мейстерзингеров» Вагнера под управлением Франца Конвичного.

В период, когда Германия была разделена на две страны, а Берлин — на два города, Немецкая государственная опера продолжала оставаться интернациональным театром. Это было возможно благодаря деятельности тогдашнего интенданта театра Ганса Пишнера. После падения Берлинской стены новый импульс деятельности театра дал выдающийся современный музыкант — дирижёр и пианист Даниэль Баренбойм, ставший в 1990 году художественным руководителем Немецкой государственной оперы.

А. Майкапар

История оперы

Ведущий музыкальный театр ФРГ, один из старейших в Германии (до 1918 — Королевская опера). Открыт 7 декабря 1742 в Берлине постановкой оперы «Клеопатра и Цезарь» К. Г. Грауна, основателя и первого руководителя театра (до 1759 большинство его опер было впервые поставлено на сцене этого театра). Здание построено в 1742 архитектором Г. В. Кнобельсдорфом (в 1788 реконструировано, и театр вновь открылся оперой «Андромеда» Рейхардта, который возглавлял театр в 1775-94).

В первые десятилетия существования на сцене театра шли в основном оперы итальянских композиторов, пели главным образом итальянские певцы; в 70-х годах выступала выдающаяся немецкая певица Г. Мара.

С конца 18 века наряду с итальянскими и французскими ставятся произведения немецких композиторов, в т. ч. В. А. Моцарта — «Свадьба Фигаро» (1790), «Дон Жуан» (1790), «Так поступают все» (1792), «Волшебная флейта» (1794). Значительным событием в начале 19 века были постановки опер Г. Спонтини («Весталка», 1811; «Фернанд Кортес или Завоевание Мексики», 1814) и Л. Бетховена («Фиделио», 1815).

В 1820-42 главным дирижёром театра был Спонтини, ведущей солисткой — А. Мильдер-Хауптман. В репертуаре — оперы Дж. Россини, К. М. Вебера, Г. Маршнера, Л. Керубини, позже В. Беллини («Пуритане», «Норма», «Сомнамбула») и Г. Доницетти («Любовный напиток», «Лукреция Борджа»). В 1842 поставлены «Гугеноты» Мейербера, в 1844 — «Летучий голландец» Вагнера (под управлением автора).

Годы фашистского режима (1933-45) пагубно отразились на деятельности театра. Многие исполнители вынуждены были покинуть Германию. Во время 2-й мировой войны 1939-45 здание театра было частично разрушено, и в 1945-55 спектакли давались в помещении «Адмиралпаласт» (здесь в 1951 состоялась премьера оперы «Осуждение Лукулла» Дессау).

В 1955 Немецкая государственная опера открылась в восстановленном здании (архитектор Р. Паулинк) оперой Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры». Среди значительных постановок 50-60-х годов — «Водоворот» Сухоня, «Ревизор» Эгка, «Обручение в монастыре» Прокофьева, «Лоэнгрин», «Хованщина»; «Макбет» Верди, «Махагони» Вайля, «Дон Паскуале» Доницетти. В театре пели — И. Германн, Р. Кэлингер, Э. Витте. Главный дирижёр в 1955-62 — Ф. Конвичный.

В. В. Тимохин
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1976

История балета

В 1742 в Берлине был открыт Придворный оперный театр (архитектор Г. В. Кнобельсдорф) на Унтер-ден-Линден, с этого же года существует балетная труппа. Наибольшие достижения связаны с деятельностью балетмейстеров М. Ф. Оге (1833-56) и П. Тальони (1856-1883).

После 1-й мировой войны наблюдался некоторый спад деятельности труппы из-за противоречий в немецком балете: противоборство между классическим танцем, отстаиваемым балетмейстером Г. Крёллером (1919-22), и экспрессивно-пластическим танцем, получившим в эти годы большое распространение.

Во время 2-й мировой войны здание театра было разрушено (восстановлено в 1955, архитектор Р. Паулинк). С 1945 (театр временно работал в «Адмиралпаласт») возобновилась деятельность труппы под руководством балетмейстера Т. Гзовской (1945-52) и Д. Шпис (1951-55). В 1948, впервые на немецкой сцене, поставлен «Ромео и Джульетта» Прокофьева, в 1949 состоялась премьера «Дон Кихота» Л. Шписа. Среди постановок: «Спящая красавица» (1949), «Золушка» (1952); «Право господина» Брунса (1953).

В 1955-70 балетную труппу возглавляла Л. Грубер. Под её руководством поставлены классические балеты: «Коппелия» (1956), «Лебединое озеро» (1959), «Жизель» (1966), «Спящая красавица» (1967). С успехом шли советские балеты «Гаянэ» (1955), «Ромео и Джульетта» (1963), новые немецкие балеты «Новая Одиссея» Брунса (1957), «Рабы» Хоэнзе (1964), «Баллада о счастье» Швена (1967); давались также вечера балетов, состоявшие из отдельных номеров балетов Стравинского («Петрушка» и «Весна священная»), Прокофьева («Блудный сын»), Вайля — Брехта («Семь смертных грехов мещанина») и др.

С 1972 балетную труппу театра возглавил Э. Бишоф. Репертуар включает балеты классического наследия — «Жизель» (балетмейстер Г. Кузнецова по Коралли, Перро и Петипа), «Лебединое озеро» (балетмейстер Л. Грубер), «Спящая красавица» (балетмейстер Грубер и Т. Кремке), «Щелкунчик» (балетмейстер В. Вайнонен); балеты советских композиторов — «Спартак» (балетмейстер Л. Шереги), современных авторов ГДР и классиков 20 века — Стравинского, Бартока, Эгка, Прокофьева, Шостаковича.

Источник: Энциклопедия «Балет», 1981

Сегодня мы познакомимся с двумя необычными европейскими театрами. Начнем с Берлинской Национальной оперы или как её называют жители Берлина -оперой на Унтер-ден-Линден.

Это один из старейших и крупных оперных театров в Германии. Он был основан в 1742 году и носил гордое название Оперы Королевского двора. Прусский король Фридерик II поручил построить оперный театр Георгу Венцеслаусу фон Кнобелсдорффу, строительные работы начались в 1741 году. Здание должно было стать частью ансамбля «Forum Fredericianum». В декабре 1742 года состоялось торжественное открытие театра спектаклем «Клеопатра и Цезарь» Карла Генриха Грауна. Эта премьера ознаменовала успешное сотрудничество, которое длится уже два с половиной века, между Королевской оперой и Королевской капеллой Берлина (оркестром, основанным в XVI веке). В 1821 году в опере Королевского двора состоялась премьера оперы Карла Вебера «Вольный стрелок».

С 1842 года в театре стали проходить постоянные симфонические концерты под руководством выдающихся дирижеров Европы. В течение 1842 года на всех выступлениях дирижировал Феликс Мендельсон.

18 августа 1843 года в здании театра произошел пожар, и он был полностью разрушен. Проект нового театрального здания создавал архитектор Карл Фердинанд Ланганс. И уже в 1844 году состоялся премьерный показ оперы «Лагерь в Силезии» Майербеера, в новом театральном здании. В 1849 году состоялась премьера оперы «Виндзорские проказницы».В конце XIXи начале XX века в этом знаменитом немецком театре выступало много прославленных дирижеров, такие как Рихард Штраус и Лев Блех.

В 1918 году, после распада Германской империи театр Королевского двора переименовали в Государственную оперу на Унтер-ден-Линден, а Королевскую капеллу в Капеллу Государственной оперы.

Значительное расширение здания Государственной оперы произошло в 1927 году. И в 1928 году, новый театральный сезон был открыт оперой «Волшебная флейта». Гастроли знаменитого «Русского балета» Сергея Дягилева проходили на сцене Государственной Оперы в Берлине с 1910 года по 1912 год. В «Русских сезонах» на сцене блистали Михаил Фокин, Тамара Карсавина, Бронислава и Вацлав Нижинские и Ида Рубинштейн. Декорации и костюмы к балетным постановкам: «Карнавал», «Шехеризада», «Жар-Птица», «Петрушка», «Половецкие пляски» и «Дафнис и Хлоя» создавали такие именитые художники как Александр Бенуа и Лев Бакст. В 1928 году на сцене Государственной оперы состоялись гастроли Знаменитого русского баса Федора Шаляпина. Зрители могли услышать оперы «Борис Годунов», «Фауст» и «Дон-Кихот». Дирижером был друг Шаляпина- Эмиль Купер.

После прихода к власти Гитлера многие немецкие и еврейские музыканты покинули театр или были смещены со своих должностей.В период правления Третьего Рейха «главными капельмейстерами» были Роберт Хегер, Герберт фон Караян и Йоханн Шулер. С 1941 по 1945 год Герберт фон Караян был главным музыкальным директором Национальной оперы.

В 1941 году здание театра пострадало от бомбежки. Восстановительные работы длились целый год, но в 1942 году здание было готово принять своих зрителей. Это было торжественно отмечено премьерой оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера.

Последняя работа, представленная в театре в те военные годы, была опера Моцарта — «Женитьба Фигаро», которая состоялась 31 августа 1944 года. После этого театр был закрыт. Здание Национальной оперы было почти полностью разрушено во время боевых действий 3 февраля 1945 года. Восстановление театра заняло много времени, и теперь в зрительном зале нового театра может разместиться 1 300 человек. В течение десяти лет труппа театра давала свои спектакли на другой сцене в Берлине. Окончательный переезд в восстановленное в стиле нового барокко здание состоялся в 1955 году. Здание открыли, как и в прошлый раз, оперой «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера.После возведения Берлинской стены в 1961 году в театре, уменьшился репертуар, но труппа как могла, продолжала ставить классические оперы и балет.

В 1969 году зрители в СССР впервые смогли увидеть представления немецкого оперного театра. После объединения Германии Берлинская опера органично влилась в мировое оперное сообщество и ее музыкальные премьеры вызывают восторг у меломанов всего мира.

Другой оперный театр, который мы сегодня посмотрим, расположен на севере Франции в городе Лилле. Опера де Лилль, построена в 1913 году архитектором Луи-Мари Кордонье, который черпал свое вдохновение в архитектуре знаменитого театра Гранд Опера и итальянских театров XVIII- XIX века. Здание театра построено в неоклассическом стиле. Центральный фасад украшает древнегреческий бог Аполлон в окружении муз, автор композиции Ипполит Лефеврон. Слева от колонн расположено изображение музы лирической поэзии и музыки — Эвтерпы, работы Амедео Кордонье, а справа от колонн муза трагедии – Мельпомена, скульптора Эктора Лемэра. Внутренняя лестница выполнена в пышном стиле Людовика XIV. Огромный «итальянский» зал (один из последних построенных во Франции) может принять более 1000 зрителей.

Во времена Первой мировой войны ещё незавершённое здание театра занимают немецкие войска. За четыре года оккупации в театре прошло около ста постановок. После войны здание отреставрировали, и в 1923 году состоялась первая «французская премьера».

Сейчас все любители оперы и балета могут наслаждаться как прекрасной музыкой, так и старинным интерьером театра. Восторг вызывают старинные светильники, антикварные зеркала и многие другие декоративные элементы внутреннего убранства этого прекрасного театра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *