Ораниенбаум китайский дворец

К 250-летию Китайского дворца после реставрации открыты для публики залы половины Павла Петровича: Штофная опочивальня, Будуар и Кабинет.

Дата постройки: конец 1750-х — 1768 гг.

Архитектор: Антонио Ринальди (1709-1794)

Китайский дворец, расположенный в глубине Верхнего парка и со всех сторон окруженный зеленью, является частью грандиозного дворцово-паркового комплекса «Собственной дачи» императрицы Екатерины II. Определение «собственный» в придворной терминологии означало, что то или иное здание, павильон или сад, предназначались для императорских особ, и сюда приглашались лишь избранные лица. Так обстояло дело и с Китайским дворцом и его окружением – личной резиденцией Екатерины II.

Возведенный в 1762–1768 годах по проекту итальянского архитектора А. Ринальди, дворец был одноэтажным и только в середине XIX века приобрел новые черты. По проекту архитекторов Л. Л. Бонштедта и А. И. Штакеншнейдера надстроили второй этаж, застеклили галерею, подведенную под появившийся тогда же балкон и соединившую с южной стороны два ризалита, с востока и запада пристроили небольшие помещения-антикамеры.

Длительное время дворец, подобно «Монплезиру», именовался «Голландским домиком». Лишь в 1774 году в камер-фурьерском журнале появилось название «Китайский дворец», возникшее потому, что ряд интерьеров дворца был декорирован в духе эстетики Китая или с использованием подлинных произведений китайского искусства.

Несмотря на внешнюю сдержанность и некоторую строгость, внутренняя отделка дворца оформлена изысканно и удивительно нарядно. В средней части находится анфилада парадных покоев: Стеклярусный кабинет, Штофная опочивальня, Зал муз, Голубая и Розовая Гостиные, Большой и Малый китайские кабинеты. Сами эти названия говорят об исключительности и неординарности дворцовых помещений. Большую анфиладу дополняют малые анфилады: в западной находятся жилые покои Екатерины II, в восточной – комнаты великого князя Павла. Во дворце нет повторяющихся обрамлений дверных проемов, панелей, створок, каждый интерьер совершенно самостоятелен.

Главной знаменитостью Китайского дворца является Стеклярусный кабинет, сохранивший подлинную отделку 1760-х годов. Стены комнаты декорированы двенадцатью стеклярусными панно. Это холсты, на основе которых сделана вышивка стеклярусом (трубочками молочного стекла) и разноцветным ворсистым шелком – синелью. На искрящемся фоне представлены сложные композиции с изображением фантастических птиц, растений, порхающих бабочек. Панно заключены в рамы с золоченой резьбой, имитирующей стволы деревьев, увитых листьями, цветами и гроздьями винограда.

Для убранства интерьеров дворца приобретали первоклассные произведения изобразительного и прикладного искусства. Самую значимую часть живописной коллекции составляют плафоны, написанные специально для Китайского дворца. Подобным собранием плафонов не располагает ни один из сохранившихся русских дворцов. Большинство были исполнены по специальному заказу в Венеции ведущими мастерами Академии живописи и скульптуры. Два крупных итальянских живописца Стефано Торелли и Серафино Бароцци работали над росписью таких обширных интерьеров, как Зал муз, Большой китайский кабинет, кабинеты Екатерины II и Павла, Будуар и др.

Уникальны по своему художественному значению паркеты дворца общей площадью 722 кв. метра. Они набраны из отечественных и «заморских» древесных пород – красного и черного дерева, амаранта, самшита, персидского ореха, клена, березы, дуба. В отдельных наборах насчитывается до 15 различных пород дерева. По богатству и разнообразию древесных пород, по сложности рисунка набора и мастерству исполнения паркеты Китайского дворца не имеют себе равных в мире.

Китайский дворец воплотил в себе модные влияния и эстетические пристрастия XVIII века. Убранство дворца выполнено европейскими и русскими художниками-мастерами с исключительным мастерством и не имеет аналогий. «Подлинное чудо, полное чудес восемнадцатого века», – сказал искусствовед И. Э. Грабарь о Китайском дворце.

В сороковых годах XVIII века великий князь Петр Федорович, будущий император Петр III становится владельцем Ораниенбаума. По взаимному согласию супруги формально поделили Верхний парк дворцового комплекса: одна часть предназначалась для военно-строительных затей Петра Федоровича, другая — для Собственной дачи великой княгини Екатерины Алексеевны. В придворной терминологии определение «собственный» по отношению к зданию, павильону, саду означало, что предназначались они для императорских особ, и приглашались сюда лишь избранные лица.

К строительным работам на территории Собственной дачиприступаютв конце 1750-х годов. История Китайского дворца, проект которого создал итальянский зодчий Антонио Ринальди, начинается также в это время.

Дворцовый проект на Собственной даче воплотили не сразу. К строительству приступили только с восшествием Екатерины на престол в 1762 году. Спустя всего лишь шесть лет императрица отпраздновала новоселье. Китайский дворец, главное сооружение Собственной дачи, первоначально назывался «Голландский домик». Ряд интерьеров «маленького дворца» Екатерины был оформлен в стиле «шинуазри» (в переводе с французского – «китайщина») с использованием подлинных произведений китайского искусства. Из-за своего «китайского» убранства Голландский домик в XIX веке получил нынешнее название – Китайский дворец.

Перед южным фасадом дворца по проекту архитектора Антонио Ринальди был вырыт большой прямоугольный пруд. Одноэтажный домик Екатерины, расположенный перед прудом, среди многочисленной зелени, больше походил на изящный садовый павильон, чем на дворец. Его большие окна-двери создавали иллюзию полного единения с природой.

В середине XIX века Китайский дворец приобрел новые очертания (проект архитекторов Л. Л. Бонштедта и А. И. Штакеншнейдера): надстроили второй этаж, с востока и запада пристроили небольшие помещения-антикамеры, появился балкон, застеклили галерею, которая соединила два ризалита с южной стороны.

Дворец не пострадал во время войны, в нем сохранились интерьеры с изысканным декоративным убранством XVIII века. Уже летом 1946 года музей «Китайский дворец» первым среди других историко-художественных объектов Ораниенбаума принял посетителей. С 2009 года дворец находится на реставрации. За это время при финансовой поддержке ПАО «Газпром» отреставрировано десять из семнадцати залов.

Китайский дворец, строгий и сдержанный внешне, поражает своим внутренним убранством. Дворцовые залы и комнаты оформлены изысканно и удивительно нарядно, каждый интерьер здесь совершенно самостоятелен. Дворец спланирован буквой «П» и имеет три анфилады: анфилада парадных покоев находится в средней части, дополняют ее расположенные перпендикулярно к ней две малые анфилады. В западной анфиладе располагались личные покои императрицы Екатерины II, восточной — комнаты ее сына, великого князя Павла Петровича.

Центром симметричной композиции Китайского дворца является Большой зал. Парадный и строгий, в XVIII веке он служил в первую очередь для приемов и торжественных обедов. В зале накрывались столы, здесь Екатерина II принимала иностранных послов и наиболее приближенных лиц.

В 2011 году были открыты для посетителей три зала Китайского дворца. Изящный Зал Муз, сохранивший свою подлинную отделку, предназначался для музыкальных концертов. Большие застекленные окна-двери, расположенные с трех сторон, придают этому залу сходство с нарядным парковым павильоном.

Рядом с Залом Муз находится Голубая гостиная, которая соединяет залы парадной анфилады с комнатами Павла Петровича. Вплоть до 60-х годов XIX века стены комнаты была затянуты голубым шелком, благодаря чему она и получила свое название. От первоначальной отделки в гостиной сохранились лепнина падуг и потолка, живописный плафон и камин искусственного мрамора.

Главная знаменитость Китайского дворца, его изюминка — это, безусловно, Стеклярусный кабинет, сохранивший подлинную отделку 1760-х годов.

В XVIII веке он назывался Мозаичным покоем. Стены кабинета декорированы двенадцатью панно. Это холсты, на основе которых сделана вышивка стеклярусом – миниатюрными трубочками молочного стекла. Поверх стеклоярусного фона особыми шелковыми нитями – синелью вышиты фантастические сюжеты с изображением птиц, растений, порхающих бабочек.

Панно заключены в рамы, золоченая резьба которых имитирует стволы деревьев, увитых листьями, цветами и гроздьями винограда.

В 2018 году были открыты еще два зала в восточной анфиладе дворца. Гардеробная комната первоначально использовалась по прямому назначению. По документам XVIII века она упоминается как «комната, где по стенам была резьба и позолота» или «комната, где пудрились» (пудрили парики). Известно, что в дальнейшем эта комната также служила буфетной и библиотекой.

Розовая гостиная связывает анфиладу парадных залов с половиной Павла Петровича. В XVIII веке комната была украшена живописью на тему трагедии античного города Геркуланума, погибшего при извержении вулкана Везувия. По интерьерному убранству комната получила второе название – Живописная предпочивальня. В середине следующего века функциональное назначение помещения изменилось, гостиная превратилась в спальню. Вместо панно на стенах появились бумажные обои, декорированные золоченой резьбой.

К 250-летию Китайского дворца летом 2018 года были открыты для посетителей еще три зала на половине Павла Петровича: Штофная опочивальня, Будуар и Кабинет.

Штофная опочивальня получила свое название в XVIII веке, когда ее стены были затянуты голубовато-зеленоватым (селадоновым) штофом с рисунком в виде волнистых серебристых дорожек. Это была парадная спальня наследника престола, великого князя Павла Петровича. В альковой части, отделенной драпировкой, располагалась кровать.

Анфиладу жилых комнат Павла Петровича завершает Будуар. Стены комнаты, в XVIII веке называемой Живописным кабинетом, были декорированы холстами с росписями в стиле «шинуазри». Свой нынешний облик Будуар обрел после реконструкции дворца в XIX веке. Живописные картины были заменены на ореховые панно, перемещенные с половины императрицы Екатерины II. Вместе с панно сюда переместились и некоторые предметы мебели из прежнего интерьера.

В 2019 году музей-заповедник «Петергоф» при поддержке ПАО «Газпром» приступил к реставрации западной половины Китайского дворца. Именно в этой части располагаются комнаты Екатерины II. К лету 2020 года планируется открытие для публики двух залов – Штукатурного покоя и Малого китайского кабинета.

Штукатурный покой получил сове название благодаря тончайшему лепному декору. Предназначалось данное помещение для светского времяпровождения.

Малый китайский кабинет был оформлен в стиле «шинуазри». Стены были затянуты золотистым шелком с изображением экзотических птиц, бабочек и цветов. Пол принадлежал к числу лучших образцов наборного паркета, как по изяществу узора, так и по богатству цветовой палитры пород древесины. В паркет были включены фигурные вставки с китайскими иероглифами, вазы с веткой цветущего дерева.

«Подлинное чудо, полное чудес восемнадцатого века»… Открытые для посетителей залы подтверждают в полной мере слова искусствоведа И. Э. Грабаря, сказанные им о Китайском дворце. Увидеть интерьеры «маленького домика» императрицы в полном объеме можно будет в 2023 году. К этому году планируется завершение реставрационных работ в оставшихся залах дворца.

Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум. Китайский дворец

  • Время работы: в летний сезон вторник-воскресенье с 10:30 до 18:00
  • Выходной день — понедельник. Санитарный день — последний вторник месяца.
  • В летний сезон дворец может быть закрыт во время дождя и при повышенной влажности.
  • С 30 сентября 2019 года Китайский дворец закрыт на зимний режим.

Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум» — это огромный парк и несколько замечательных дворцов и павильонов. Но есть один дворец, который выделяется среди всех построек комплекса. Его внешнее изящество непременно притягивает взгляды посетителей парка, а внутреннее убранство поражает своим великолепием тех, кто попал сюда на экскурсию. Конечно же, речь идёт о Китайском дворце знаменитого архитектора Антонио Ринальди.

Китайский дворец в Ораниенбауме Передняя Дворец относится к не получившему в России распространения стилю рококо

Дворцово-парковый ансамбль находится на территории города Ломоносова, который, в свою очередь, относится к Петродворцовому району Санкт-Петербурга. Доехать до Ломоносова можно на маршрутке от станции метро «Автово» или на электричке с Балтийского вокзала. Кроме обычных электропоездов здесь останавливаются комфортабельные «Ласточки».

Гардеробная Розовая гостиная Плафон на потолке

При покупке билетов в Китайский дворец есть свои нюансы. Открыт он только летом и не работает в дождь или при большой влажности. Для того чтобы попасть во дворец, сначала необходимо приобрести билет в парк (100 рублей для граждан РФ). Далее уже в дворцовой кассе приобретается отдельный билет на посещение экспозиции (для наших соотечественников билет стоит 300 рублей). Все цены приведены на лето 2019 года.

Я не зря пишу про гражданство, для жителей других стран (кроме СНГ) посещение будет стоить значительно дороже, поэтому не забудьте захватить с собой паспорт на каждого посетителя. Если же у вас есть документы, удостоверяющие право на получение льгот, берите и их. Во всех кассах принимают карты.

Штофная опочивальня Здесь когда-то располагалась кровать Изделия из фарфора

В выходной день в кассу выстраивается большая очередь, будьте к этому готовы. Во дворец экскурсии пускают только группами, поэтому на входе также, возможно, нужно будет немного подождать. Поверьте, вы будете вознаграждены за своё терпение.

Будуар Голубая гостиная Зал муз

Немного истории

Дворец в стиле рококо был возведён на этом месте в 1762–1768 годах. Изначально здание являлось одноэтажным, но в середине XIX при участии архитектора Андрея Штакеншнейдера во дворце была застеклена галерея и надстроен второй этаж. Моим читателям этот мастер уже должен быть известен по статьям о дворце Белосельских-Белозерских и дворце «Коттедж» в Петергофе.

Лепнина В зале муз представлено большое количество скульптур и барельефов Стеклярусный кабинет

Китайский дворец не использовался для проживания — он являлся частью «собственной дачи» Екатерины II. Это означало, что дворец являлся личной резиденцией императрицы и сюда приглашались лишь избранные персоны. К тому же во время Великой Отечественной войны Ораниенбаум почти не пострадал. Благодаря этому дворец дошёл до наших дней в поразительной степени сохранности.

К сожалению, фотография не может передать всё великолепие убранства Каминные часы Большой зал

Название же своё Китайский дворец получил благодаря тому, что в оформлении некоторых его залов использовались китайские мотивы (этот стиль получил название «шинуазри», или «китайщина»).

На первом этаже дворца расположено семнадцать залов, для посещения из них открыто только десять, остальные — на реконструкции. Наверное, самый необычный из доступных на сегодняшний день интерьеров — Стеклярусный кабинет. Стены его отделаны двенадцатью панно с вышивкой стеклярусом (стеклянными цилиндрами) и разноцветным шёлком.

Сервировка стола Кабинет Павла Небольшой садик во дворе

Заканчивается же экскурсия небольшой прогулкой по территории парка и посещением последнего из представленных на сегодняшний день интерьеров — кабинета императора Павла. Если же вы хотите продолжить прогулку по парку, рекомендую посетить дворец Петра III, расположенный не так далеко. Это здание — первая в нашей стране самостоятельная работа знаменитого Ринальди.

Если кратко, в целом:

  • прекрасные парадные интерьеры;
  • нужно быть готовым к очередям в кассы и на вход, дворец весьма популярен;
  • на территории парка расположено сразу несколько дворцов и павильонов, скучать здесь точно не придётся.

Китайский дворец расположен в пригороде Петербурга – городе Ломоносове. Это невероятно красивое здание является одним из главных объектов дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум».

Ломоносов входит в черту Северной столицы, из центра города до места назначения примерно 40 километров, поэтому для осмотра Китайского дворца и других туристических объектов Ораниенбаума лучше всего подойдет выходной день.

Китайский дворец находится в юго-западной части парка. Здание построил в 1762-1768 годах знаменитый итальянский архитектор А. Ринальди.

Отличительными чертами дворца стали обилие резьбы, позолоты, тяжелой лепнины и сложных декоративных конструкций. Ринальди использовал в оформлении здания статуи известных деятелей и героев мифов.

Фундамент дворца архитектор водрузил на гранитную террасу, приподнимающую дворец над общим рельефом. Перед входом разбиты небольшие садики, окруженные красивыми коваными решетками.

Северный фасад дворца украшен статуями, большими окнами, закругленными сверху. Спальня императрицы Екатерины II, которая и основала Китайский дворец, расположена на втором этаже, окна покоев выходят на озеро.

Главная отличительная особенность Китайского дворца – его сохранность. Здание дошло до нас в неизменном виде, практически не пострадав в революционные и военные годы. Во времена блокады лишь один снаряд незначительно разрушил покои на верхнем этаже.

Туристов интересует, почему у дворца такое название: на китайские строения он совсем не похож. В 18-ом веке большое распространение получил стиль chinoiserie, что в переводе с французского означает «китайский». Ринальди был сторонником этого стиля, но полностью отказаться от рококо он не мог. В итоге, дворец стал комбинацией стилей.

Основным элементом внутреннего убранства дворца стали плафоны, изготовленные художниками Д. Маджотто, Ф. Цуньо, Г. Дициани. Плафоны придают дворцу особую нарядность и праздничность.

Самое красивое помещение в здании – Зал муз. Знаменитый живописец С. Торелли изобразил на стенах девять Муз. На потолке – изящная лепнина, напоминающая облака. В центре композиции — крупный плафон «Торжество Венеры», изображающий богиню любви в окружении нимф.

В Стеклярусном кабинете почти в первозданном виде сохранилась отделка 1760-х годов. Стены украшены двенадцатью огромными стеклярусными панно в золотых рамах, соединяющихся в единую композицию: сказочный лес с жар-птицами. Над созданием панно трудились лучшие российские золотошвеи: работа заняла два года. Живописную основу под стеклярус создал художник С. Бароцци. Детали панно были изготовлены на фабрике в Усть-Рудице – предместье Ораниенбаума.

В Большом кабинете основное место занимает плафон «Союз Европы и Азии». Кроме того, здесь можно увидеть панно, выполненное из кусочков драгоценных пород древесины, в раме из кости моржа. Художник С. Бароцци изобразил сценки из жизни простых китайцев.

Портретный зал украшен двадцатью картинами П. Ротари, гармонично вписанными в дворцовый интерьер.

Туристам стоит обратить внимание на уникальные полы Китайского дворца. Группа талантливых столяров изготовила невероятно красивый паркет по чертежам Ринальди.

Китайский дворец абсолютно уникален: нигде в мире не найти здания, столь органично сочетающего различные стили 18-го века с оригинальными идеями русских, итальянских и немецких мастеров.

Видео:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *