Питер дворцы

Если речь заходит о Зимнем дворце в Санкт-Петербурге, то, как правило, мы имеем в виду историческое здание на Дворцовой площади, в котором расположен Государственный Эрмитаж. Вместе с тем, это уже шестая резиденция российских императоров в Северной столице, а началась история Зимних дворцов еще при Петре Первом, за 50 лет до появления великолепного строения на Дворцовой площади.

Первый Зимний дворец

В 1711 году на берегу Невы архитектор Доменико Трезини построил небольшой дом для Петра, состоящий из центрального портала и двух боковых флигелей, это был «маленький домик голландской архитектуры» для корабельного мастера Петра Алексеева, как называл себя царь.

Строение было двухэтажным с высоким крыльцом, черепичной крышей и единственное, что его украшало, это были пилястры (выступы) по углам и наличники на окнах. Эту постройку часто называли Свадебными палатами, поскольку построенный дом был подарком губернатора Санкт-Петербурга Александра Меншикова к свадьбе Петра и Екатерины. Именно здесь прошел свадебный пир, а подтверждением этого является дошедшая до нас легенда.

Согласно преданию, через 12 лет после свадьбы, когда Петр узнал об измене своей жены, он подвел ее к зеркалу того зала, где праздновалась свадьба, и произнес: «Это зеркало венецианского стекла сделано из простых материалов, но может превратиться в прежнее ничтожество». После чего ударил по зеркалу тростью. Бывшая служанка и прачка Марта Скавронская намек поняла, но не растерялась и спросила: «А разве Ваш дом теперь стал красивее?».

Второй Зимний дворец для Петра

Первый дом Петра, выходящий на канавку, оказался тесным и в 1716 году архитектор Георг Маттарнови создал проект нового жилища для царской семьи. Место для него император выбрал сам — ближе к Неве, откуда открывается прекрасный вид на Стрелку Васильевского острова и просторы Невы. Дом, построенный к осени 1723 года, имел парадный вид, его фасады и залы были пышно украшены.

В этом доме в ночь с 27 на 28 января 1725 года Петр Первый скончался.

Надо отметить, что Петр был продвинутым человеком и все технические новинки, появлявшиеся в Европе, были реализованы в его доме. Во дворце были центральное отопление и проливная канализация, по свинцовым трубам подавалась горячая и холодная вода. Обслуживали царя всего 12 денщиков, причем, выбирал он их по смышлености и расторопности, а если они заслуживали, то выводил их в люди.

Зимний дворец Петра I, в котором жил и умер основатель Санкт-Петербурга — это уникальный памятник начала XVIII века, посетить который можно с экскурсией или самостоятельно. Вход в музей находится по адресу Дворцовая набережная 32. Административно относится к музею Эрмитаж. Среди прочего, здесь выставлена восковая фигура Петра, выполненная Карло Растрелли, и одетая в подлинный костюм и башмаки, а на голове можно увидеть подлинные волосы царя.

Во время Персидского похода в 1722 году было жарко и Петр постриг волосы, из которых был сделали парик. Его и использовал Растрелли для восковой персоны царя.

Третий Зимний дворец

После смерти Петра Великого Екатерина I приказала Трезини расширить дворец вдоль Миллионной улицы и таким образом строение приобрело форму огромного каре.

Четвертый Зимний дворец для Анны Иоанновны

Взошедшая на престол Анна Иоановна приказала Франческо Растрелли построить для нее новый дворец. Для строительства выбрали место также на левой стороне Невы, на месте Адмиралтейского дома Апраксина. Здание, построенное в 1733–1735 годах, было просторным, в нем было 70 комнат и театр, но планировка помещений была запутанной и неудобной.

Временный Зимний дворец для Елизаветы Петровны

Взойдя на престол, Елизавета Петровна посчитала, что старое здание не соответствует ее статусу и приказала Растрелли подготовить проект нового дворца. На время строительства было возведено деревянное красивое здание, состоящее из 100 комнат, на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки. В этом доме в 1761 году и умерла Елизавета Петровна, а здание, простоявшее 10 лет, после смерти императрицы было разобрано.

Шестой Зимний дворец

Зимний дворец строился с 1754 по 1762 год, но Елизавета Петровна умерла, так и не увидев его завершенным. Монументальное здание на набережной Невы было возведено в стиле барокко, с обилием колонн и декоративных лепных деталей. Это было последнее и самое грандиозное творение Растрелли.

Оформление интерьеров завершалось при Петре III, а когда его свергли, захватившая власть Екатерина II отстранила Растрелли от работ, предоставив ему отпуск.

Архитектор уехал на год в Италию, но по возвращению ситуация не изменилась. Растрелли был самым ярким представителем стиля барокко, который в то время вышел из моды. Ему не давали важных заданий, у него не осталось заказчиков и вскоре он был уволен «в рассуждении старости и слабого здоровья» с назначением пенсиона в тысячу рублей в год.

Интересно, что архитектор трудился в течение 46 лет при многих императорах, но только Петр III за верную службу удостоил его званием генерал-майора и наградил орденом Святой Анны.

Более 100 лет в Санкт-Петербурге запрещалось строить дома выше Зимнего дворца. Чтобы увеличить количество этажей, но не нарушить закон, хитрые строители нашли выход — они делали козырек и надстраивали сверху 1—2 этажа мансард, возведение которых законом не запрещалось.

Пожар, случившийся в 1837 году повредил интерьеры, созданные великими мастерами Растрелли и Кваренги, Росси и Моферанном. На восстановление здание ушло два года.

Мы привыкли к светло-зелёному тону фасадов здания, а между тем, перед Первой Мировой войной строение было покрашено в красно-кирпичный цвет.

Одна из легенд объясняет этот курьез тем, что император Германии Вильгельм направил в Россию целый состав вагонов сурика для покраски кораблей, но чиновники краску забраковали и решили ей покрасить фасады города, а первой жертвой этой идеи стал Зимний дворец.

Зимний дворец на Дворцовой площади — это шестая и последняя резиденция представителей рода Романовых. Именно его брали штурмом во время Октябрьской революции в 1917 года, хотя, по мнению историков, это миф и никакого штурма не было. Ведь, вряд ли можно назвать штурмом холостые выстрелы «Авроры», после которых вооруженные люди без потерь ворвались во дворец, а главной заботой женского батальона и юнкеров, оборонявших здание, было не допустить расхищения ценностей.

Санкт-Петербург заслуженно называют городом-музеем. В Северной столице насчитывается более 200 музеев, среди которых самыми уникальными, пожалуй, являются роскошные дворцы и замки, бывшие императорские и великокняжеские резиденции.

Все эти дворцы-музеи Санкт-Петербурга представляют «золотой фонд» императорского города, основанного Петров Великим на берегах красавицы Невы, — это подлинные коллекции шедевров архитектуры и искусства. О них мы и поговорим в этой публикации.

Дворцы Эрмитажа

В самом сердце Северной столицы, в 5-ти величественных зданиях, возведённых в XVIII — XIX веках, разместился Государственный Эрмитаж. Он привлекателен не только благодаря ценным экспонатам, но и оформлению фасадов и парадных интерьеров, которые создавались лучшими отечественными и зарубежными зодчими и художниками-декораторами.

Это один из самых крупных и выдающихся художественных и культурно-исторических музеев России и мира. Коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего времени.

Современный Эрмитаж представляет собой сложный музейный комплекс. Основная экспозиционная часть музея занимает 5 зданий, расположенных вдоль набережной реки Невы, к главным из них относится Зимний дворец.

Каждый гость Санкт-Петербурга сразу по приезду отправляется на его главную площадь — Дворцовую, чтобы полюбоваться на красивейший архитектурный ансамбль Зимнего дворца, который является символом, украшением и гордостью города, одним из самых значимых объектов отечественного и мирового паломничества. За всю историю в Петербурге было возведено 5 зимних дворцов.

На Дворцовой площади находится Главный штаб, в котором тоже размещается Эрмитаж, — это одно из грандиозных сооружений в стиле русского барокко. На Васильевском острове находится строгое увенчанное башней здание, которое называют Кунсткамерой.

  • Все подробности в аудиогидах по Эрмитажу
  • Зимний дворец в Санкт-Петербурге: Аудиогид, история, фотографии

Дворцы Русского музея

Государственный Русский музей является одним из крупнейших музеев России. Он хранит крупнейшее собрание российского искусства в мире. Основная экспозиционная часть музея занимает 5 зданий: Михайловский дворец (главное здание музея) с выставочным корпусом Бенуа, Михайловский замок (Инженерный замок), Строгановский дворец и Мраморный дворец, а также Летний дворец Петра I.

Русский музей был учреждён в 1895 году, а открыт в 1898-м в устроенном для этих целей Михайловском дворце. До 1917 года он носил название Русского музея императора Александра ІІІ. В фондах Русского музея представлены коллекции мастеров дореволюционной России и советского времени, а также удивительное собрание произведений декоративно-прикладного и народного искусства.

Михайловский дворец является главным зданием Русского музея. Его возводили в честь младшего сына императора Павла І, князя Михаила Павловича, откладывая сотни тысяч рублей в год. Постройка дворца началась 17 апреля 1819 года, когда князь достиг 21 года. Сумма выделенная на строительство достигала 9 миллионов рублей.

При постройке дворца, архитектор Карл Иванович Росси проложил к нему Михайловскую улицу (ул. Бродского), которая соединяла дворец и Михайловскую площадь (пл. Искусств) с Невским проспектом. Для внутренней отделки были приглашены лучшие скульпторы и живописцы, лепные мастера и резчики.

Строительство было закончено 30 августа 1825 года. За работу Карл Иванович Росси был удостоен ордена Владимира 3-ей степени и бриллиантового перстня. Благодаря своему великолепию и популярности великой княгини Елены Павловны, дворец стал культурным центром Санкт-Петербурга.

13 апреля 1895 года Михайловский дворец приобрёл статус Русского музея. Для перестройки внутренних помещений дворца под музей был привлечён архитектор Василий Федорович Свиньин. Внутренние помещения им были переделаны под выставочные залы, а потолок стал стеклянным.

Для хранения огромной коллекции уникальных произведений искусств, которая постоянно увеличивалась, Михайловский дворец оказался мал. Он был уже не в силах одновременно хранить и показывать огромную растущую коллекцию. Правительство современной России и мэрия Санкт-Петербурга передали музею еще два прекрасных исторических здания в сердце города: Строгановский и Мраморный дворцы,

Строгановский дворец находится на углу Невского проспекта и набережной Мойки. Дворец Строгановых был построен по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли в 1753—1754 годах. Это старейшее, не разрушавшееся творение мастера, один из образцов русского барокко..

Мраморный дворец строился, как подарок Екатерины ІІ графу Григорию Григорьевичу Орлову. После смерти графа дворец был выкуплен у наследников Орлова Екатериной ІІ и переходил из рук в руки по наследству. Основным материалом для отделки Мраморного дворца были естественные разноцветные виды мрамора, что стало поводом дать дворцу такое название.

В начале 1930-х годок в комплекс зданий Русского музея вошёл так называемый корпус Бенуа, который располагается на набережной канала Грибоедова. Изначально оно предназначалось для выставок художественных объединений и союзов. В наши дни на первом этаже здания выставлены произведения советского искусства, а на втором — произведения искусства второй половины XIX века.

В целом, Русскому музею принадлежат такие объекты

  • Михайловский дворец — основное здание музея, находится в одном из красивейших строений в центре Санкт-Петербурга. Назван в честь князя Михаила Павловича. Михайловский дворец был построен по проекту архитектора Карло Росси в 1820 – 30-х гг. Адрес: Инженерная ул., 4
  • Корпус Бенуа — был возведён архитекторами Л. Н. Бенуа и С. О. Овсянниковым в 1910-1912 гг. Адрес: набережная канала Грибоедова, 2.
  • Строгановский дворец — изначально были построены одноэтажные палаты в 1720-е гг. Затем все здания, включая купленный в 1742 году здесь же недостроенный двухэтажный дом, были объединены в одно целое архитектором Ф. Б. Растрелли, по проекту которого был возведён Строгановский дворец в 1753 – 1754 гг. Адрес: Невский пр., 17
  • Михайловский замок — возведён на месте Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны архитектором Ф.-Б. Растрелли в 1740-е гг. Был разобран по приказу Павла I и построен архитекторами: А.-Ф.-Г. Виолье, В. Бренна, В. И. Баженовым в 1797—1800 гг. Адрес: ул. Садовая, 2
  • Павильоны Михайловского замка — связующие звенья между замком и городской застройкой, строительство павильонов было закончено к 1800 г. Адрес: Инженерная ул., 10
  • Мраморный дворец — памятник архитектуры XVIII в. Был построен по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди в 1768 — 1785 гг. Адрес: Миллионная ул., 5/1
  • Летний дворец Петра I — построен по проекту архитектора Доменико Трезини в 1710-1712 гг. Адрес: Летний сад, Лит. А
  • Домик Петра I — старейшее здание Санкт-Петербурга. Сруб из тесаных сосновых бревен поставили на месте, указанном самим Петром I, в конце мая 1703 г.

  • Больше подробностей в аудиогиде о Русском музее в Петербурге

Екатерининский дворец в Царском селе

Екатерининский дворец — бывший императорский дворец, официальная летняя резиденция трёх российских правительниц — Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II. Дворец расположен в городе Пушкине.

Екатерининский дворец входит в состав Государственного музея-заповедника (ГМЗ) «Царское село». Дворцово-парковый ансамбль города Пушкина и его исторический центр включены в Объект Всемирного наследия Юнеско «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников».

Екатерининский дворец был заложен в 1717 году по приказу российской императрицы Екатерины I, в честь которой он и был назван. В течение XVIII века дворец неоднократно перестраивали и в современном виде он представляет образец позднего барокко.

При СССР во дворце открылся музей. В период Великой Отечественной войны дворец был сильно повреждён. Его восстановление заняло долгие годы и ещё не закончено. Восстановление проводится Ленинградской школой реставраторов на строго научной основе

  • Все подробности в аудиогидах по Царскому Селу
  • Как добраться до Царского Села из Санкт-Петербурга

Большой Петергофский дворец

Большой дворец в Петергофе — основное здание дворцово-паркового ансамбля «Петергоф», расположенного в одноимённом городе на южном берегу Финского залива в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга.

Большой петергофский дворец — величественный и изысканный с фасадом, который протянулся вдоль террасы почти на 300 метров, занимает доминирующее положение в композиции петергофского ансамбля, связывая в единое художественное целое Верхний сад и Нижний парк. «Раскинув крылья» над водяной феерией Большого каскада, он объединяет и формирует вокруг себя стройную систему аллей, архитектурных сооружений и фонтанов.

Существующий облик дворца формировался в течение почти полутора веков. Сформировавшийся в результате всех перестроек архитектурный облик Большого дворца несёт на себе отчётливые следы различных художественных вкусов и стилей, но талант и профессиональное уважение друг к другу позволили архитекторам разных эпох создать законченное произведение.

Большой петергофский дворец долгое время был центром светской жизни. Здесь проходили праздники, приёмы, балы и маскарады, на которые приглашалось до трех тысяч гостей. В придворной церкви венчались, крестили детей и служили молебны в ознаменование воинских побед.

В годы Великой Отечественной войны Большой дворец в Петергофе был сожжён и взорван. Казалось бы, что его же не восстановить. Но реставраторы сделали невозможное. И уже в мае 1964 года первые возрождённые залы были открыты посетителей.

В наши дни гостей дворца ждёт увлекательное путешествие по его залам, обладающим магией и волшебством. Дворец наполнен предметами декоративно-прикладного искусства, мебелью, скульптурами и живописью, в целом, таким великолепием, что в этот необыкновенный музей хочется постоянно возвращаться.

  • Все подробности в аудиогиде о Петергофском дворце
  • Как добраться до Петергофа из Санкт-Петербурга

Нам предстоит увидеть резиденции, в которых жили в Петербурге представители императорской династии и их довольно многочисленные родственники. Это и всем известные, превращённые в музеи дворцы, и более скромные дома или особняки, в которых не сразу заподозришь связь с императорской семьёй. Такие резиденции строились или приобретались, начиная с самого момента основания нашего города и вплоть до свержения императорской династии, так что есть возможность поговорить и о том, как изменялись за это время вкусы и архитектурные стили, и о том, что за люди были хозяевами этих домов. Удивительна история строительства первоначального домика Петра I в связи с первой морской победой будущего императора над шведами на Балтике. Отсюда открываются виды на Летний дворец Петра на противоположном берегу Невы и дворец главнокомандующего русской армией в начале I Мировой войны в. кн. Николая Николаевича младшего. Со времён Петра главной магистралью Петербурга была Нева. Не удивительно, что и селиться престижнее всего было на Невских берегах. Три переходящих друг в друга набережных — Дворцовая, Адмиралтейская и Английская — представляются бесконечной чередой дворцовых построек, многие из которых принадлежали императорской семье. Расположенный против Летнего сада дворец принцев Ольденбургских. Мраморный (Константиновский) дворец — резиденция в. кн. Константина Павловича, в. кн. Константина Николаевича и в. кн. Константина Константиновича (К.Р.). Мемориальный музей в. кн. Константина Константиновича в Мраморном дворце. Новомихайловский дворец — резиденция в. кн. Михаила Николаевича — кавказского наместника и председателя Госсовета. Дворец в. кн. Владимира Александровича. Наконец, Зимний дворец. И это только на Дворцовой. Адмиралтейская набережная и ансамбль центральных площадей. Дворец Петра II (за Невой). Дворец в. кн. Михаила Михайловича (Миш-Миша). Мариинский дворец — резиденция в. кн. Марии Николаевны и герцогов Лейхтенбергских. Дворцы в. кн. Андрея Владимировича (особняк фон Дервиза), в. кн. Михаила Александровича, и в. кн. Павла Александровича (дворец барона Штиглица) на Английской набережной. Дворцы в. кн. Алексея Александровича — генерал-адмирала российского флота — и в. кн. Александра Михайловича на Мойке. Особняк в. кн. Кирилла Владимировича близ Николо-Богоявленского морского собора. Юсуповский дворец — резиденция кн. имп. крови Ксении Александровны младшей. Дворец в. кн. Николая Николаевича старшего (Ксенинский институт, дворец Труда). На Фонтанку выходят особняк герцогов Мекленбург-Стрелицких (дом графини Карловой), Аничков дворец — любимая городская резиденция Николая I и Александра III и дворец в. кн. Сергея Александровича и его супруги в. кн. Елизаветы Фёдоровны. Между Невским и Летним садом находятся Михайловский дворец (Русский музей) — резиденция в. кн. Михаила Павловича и герцогов Мекленбург-Стрелицких, Михайловский (Инженерный) замок — выстраданная резиденция императора Павла I. На Сергиевской улице примостился дворец принца Ольденбургского и в. кн. Ольги Александровны. А по соседству — построенный когда-то для Екатерины Таврический дворец. При удачном стечении обстоятельств мы сможем увидеть, кроме того, Летний дворец Принцев Ольденбургских, Каменноостровский дворец — любимую пригородную резиденция императора Александра I, Елагиноостровский дворец и особняк в. кн. Дмитрия Константиновича на Песочной набережной. А также один из самых необычных памятник северного модерна — доходный дом герцога Лейхтенбергского на Большой Зелениной улице. В экскурсию входит посещение покоев Великого князя Константина Романова в Мраморном дворце.

Полезная информация о Санкт-Петербурге >> Дворцы Санкт-Петербурга

Дворцы Петербурга прославляли в стихах, им посвящали книги и художественные полотна, о них пели и всегда много говорили. Богатство и роскошь парадных фасадов, изысканность и величие их внутреннего убранства смогли противостоять неумолимому, смутному времени.

Современный Санкт-Петербург это всё тот же вечный город дворцов и фонтанов, где туристы, да и сами петербуржцы, не устают удивляться количеству шикарных особняков.

Перед вами краткий ознакомительный обзор, посвященный дворцовым комплексам, который позволит гостям нашего города поближе узнать Северную Пальмиру и насладиться ее красотами.

Старейшее здание Дворцовой площади, сердце Петербурга, творение Ф. Б. Растрелли, он окутан мифами и славен богатой историей. Мы имеем честь любоваться на шестое здание великого Зимнего дворца, постройки 1754–1762 гг. В стиле барокко, с колоннами, богато декорированными арками, рельефами и лепниной, он поражает своим великолепием. Сейчас Зимний дворец является основной частью музейного комплекса Государственный Эрмитаж, куда помимо него входят Эрмитажный театр, Большой, Малый и Новый Эрмитажи.

Вид на Зимний дворец
со стороны Невы.
М.Н. Воробьев. 1817 г

Вид Зимнего дворца
со стороны Адмиралтейства.
Ф.-В. Перро. 1841 г

Вид на Зимний дворец со
стороны Васильевского острова.
И.Г. де Майр. 1796 г

Первый и второй Зимние дворцы появились еще в правление Петра I, они были деревянные и недостаточно роскошные для царской фамилии. Каждый последующий правитель считал своим долгом внести значительные изменения в планировку, фасад дворца и внутреннее убранство залов, чтобы императорская резиденция олицетворяла собой утонченный художественный вкус, а также силу и мощь Российской империи. Над обликом Зимнего дворца трудились лучшие архитекторы того времени, такие как Доменико Трезини, В. П. Стасов, А. П. Брюллов. А в залах его хранилась богатейшая коллекция предметов искусства, живописи и скульптуры.

После революции Зимний дворец был объявлен Государственным музеем, а залы, галереи и служебные помещения были перестроены под проведение выставок.

В годы Великой Отечественной войны Зимний дворец пострадал, но был отреставрирован.

Сегодня в главном российском музее можно не только увидеть огромную коллекцию музейных экспонатов, от картин знаменитейших художников до находок исторических раскопок, но и полюбоваться на воссозданные интерьеры императорских залов.

Адрес: Дворцовая наб., 34.

Режим работы: 10:30–18:00.

Выходной: понедельник.

Станции метро: «Гостиный двор», «Невский проспект».

Меншиковский дворец

Это одно из первых каменных зданий Санкт-Петербурга, замечательный образец архитектуры петровского времени, который расположен на Васильевском острове.

Дворец был заложен в 1710 г., он строился по проекту архитекторов Д. Фонтана и Г. Шеделя. На придворцовой территории был разбит регулярный сад с фонтанами, гротами и скульптурами, а со стороны Невы обустроена пристань для малых судов.

Усадьба Меншикова
и посольский дворец по соседству.
Гравюра А. Зубова. 1715 г

Дворец А.Д. Меншикова.
Гравюра А.И. Ростовцева.
Начало XVIII в

Портрет А.Д. Меншикова.
Неизв. художник. 1716-1720 гг

Резиденция графа Меншикова была шикарнее царских апартаментов, роскошнее Летнего дворца, но Петр вовсе не обижался на своего верного соратника. Он любил бывать у графа, посему вся обстановка во дворце подчинялась вкусам монарха. Именно здесь проходили громкие петровские ассамблеи, шумные празднества и веселые пиры.

С 1732 г. дворец отошел во владение Сухопутного шляхетского корпуса, а с 1981 г. стал филиалом Эрмитажа.

В наши дни в Меншиковском дворце представлена интерьерная экспозиция, посвященная петровской эпохе, а также проводятся временные выставки.

«Меншиковский дворец со скульптурами» на Яндекс.Фотках

Кстати, напротив дворца можно увидеть гранитные береговые опоры моста Св. Исаака, этот мост, сооруженный в 1729 г., был первым мостом через Неву.

Адрес: Университетская наб., 15.

Режим работы: без выходных, 10:00–17:00.

Станции метро: «Гостиный двор», «Невский проспект», «Василеостровская».

Летний дворец Петра

Летний дворец находится в самом центре Санкт-Петербурга, в музейно-парковой зоне Летнего сада. Это одно из самых первых каменных зданий города на Неве, возведенных Д. Трезини в 1710–1714 гг. Разработкой дворцового проекта занимался сам царь Петр.

Обустраивать резиденцию должен был архитектор А. Шлютер, но смерть не дала ему завершить начатое. И все же фасад дворца украшен его 28 барельефами с изображением событий времен Северной войны.

Летний дворец Петра I

Дворец Петра в Летнем саду.
К.П. Беггров
Вторая пол. 1820-х-1830-е гг

Летний дворец Петра I

В этой резиденции царская семья проводила период с мая по октябрь, в результате чего дворец и стал называться Летним. Петр никогда не был склонен к роскоши, а потому в его дворце имелось всего 14 комнат, две поварни и два коридора. Также в Летнем находилась и любимая токарня Петра, которой заведовал А. Нартов. Но, несмотря на скромное убранство, именно Летний дворец славился особыми удобствами, так как именно у него появилась первая в Санкт-Петербурге канализация.

В первом этаже Летнего дворца находились покои Петра, во втором — его жены Екатерины и детей. На первом этаже располагалась и приемная, где он разбирал письменные просьбы и устные жалобы. Рядом с приемной был знаменитый карцер, куда Петр лично отправлял провинившихся и потом сам же выпускал их на волю.

«Летний дворец Петра I» на Яндекс.Фотках

Далеко не все помещения дошли до наших дней в первозданном виде, многое не сохранилось, но сейчас вся обстановка дворца состоит из подлинных вещей петровского времени.

С 1934 г. в Летнем дворце работает историко-бытовой музей.

Адрес: Летний сад, 3.

Режим работы: 10:00–8:00.

Выходной: вторник и последний понедельник каждого месяца.

Станции метро: «Гостиный двор», «Невский проспект».

Шереметевский дворец

В 1721 г. участок земли на берегу реки Фонтанки был отдан фельдмаршалу Б. П. Шереметеву, где со временем и появился один из выдающихся памятников русского зодчества середины XVIII в. Усадьба Шереметевых на Фонтанке носит также название Фонтанного дома. В строительстве этого дворца принимали активное участие архитекторы С. И. Чевакинский и Ф. С. Аргунов. Некогда за дворцом находился сад, тянувшийся вплоть до Литейного проспекта, где Ф. С Аргунов установил крытые павильоны, беседки и другие сооружения, не дошедшие до наших времен.

Шереметевский дворец

Портрет Б.П. Шереметева.
Гравюра. 1842 г

Интерьеры Шереметевского
дворца.
Фото начала 1900-х гг

Это здание построено в духе зодчества петровской эпохи с лепным убранством фасадов. Внутренняя отделка постоянно изменялась в соответствии со вкусами владельцев. Наиболее поздний вариант принадлежит архитектору Д. Корсини. Ныне судить о его мастерстве мы можем по Кавалерской (Серебряной) столовой.

«Шереметевский дворец» на Яндекс.Фотках

Прославился дворец в конце XVIII в., когда его владелец граф Шереметев организовал у себя театр из крепостных актеров. Их спектакли пользовались в обществе огромной популярностью. На одной из крепостных актрис, презрев общественное мнение, граф впоследствии и женился. Пять поколений Шереметевых прожили в стенах этого дворца.

После революции здание переходило из рук в руки, пока в нем не обосновался Научно-исследовательский институт Арктики и Антарктики. Исторические интерьеры дворца были уничтожены, а во флигеле, некогда построенном самим Бенуа, находились жилые квартиры. В одной из них жила и творила звезда серебряного века Анна Ахматова. В конце 1990-х гг. Шереметевский дворец перешел к Музею музыкального и театрального искусства, началась реставрация.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Сейчас во дворце находится экспозиция, посвященная Шереметевым, представлена огромная коллекция музыкальных инструментов. Более того, все музыкальные экспонаты находятся в рабочем состоянии. Также часто здесь устраиваются различные выставки, концерты и читаются лекции. Рядом, во флигеле, действует музей-квартира Анны Ахматовой, где представлена коллекция ее личных вещей и воссоздана атмосфера ахматовской эпохи.

Адрес: наб. реки Фонтанки, 34.

Станции метро: «Маяковская», «Гостиный двор».

Этот особняк появился на набережной реки Мойки в середине XVIII в., его построили для графа П. И. Шувалова, а в 1795 г. он отошел графине А. В. Бранницкой, у которой, спустя 35 лет, и был выкуплен князем Н. Б. Юсуповым.

Англичане не зря включили Юсуповский дворец во всемирный каталог «Замечательные частные дома Европы». Этот памятник архитектуры по праву считается лучшим образчиком аристократического интерьера Санкт-Петербурга. Над его созданием работали лучшие архитекторы и декораторы.

Дворец князей Юсуповых
на набережной Мойки.
Фото начала XX века

Портрет Н.Б. Юсупова.
Лампи Иоганн-Батист. 1790-е гг

Юсуповский дворец

Но особую известность, причем сомнительную, дворец обрел благодаря последнему владельцу, Феликсу Юсупову, который принял деятельное участие в политическом заговоре. Именно здесь, в подвале Юсуповского, 17 декабря 1916 г. был убит старец Григорий Распутин, одна из самых одиозных фигур российской истории.

В годы советской власти в особняке долгое время размещался Комиссариат народного просвещения, от чего Юсуповский получил название Дома работников просвещения или Дома учителя.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

В период Великой Отечественной войны дворец серьезно пострадал от бомбежек и был восстановлен по старым чертежам. В наше время Юсуповский дворец это, прежде всего, музей. Парадные апартаменты, домашний театр, где и по сей день дают спектакли, роскошь жилых покоев княжеского рода Юсуповых как нельзя лучше иллюстрируют ушедшую эпоху.

Отдельная экспозиция посвящена убийству Григория Распутина.

Адрес: наб. реки Мойки, 94.

Режим работы: без выходных, 12:00–16:00.

Станции метро: «Гостиный двор», «Невский проспект».

Таврический дворец появился в отдаленном от центра районе Санкт-Петербурга в конце XVIII в., он предназначался фавориту императрицы Екатерины Г. А. Потемкину-Таврическому. Автором этого монументального проекта был архитектор И. Б. Старов. На прилегающей ко дворцу территории раскинулся большой сад на 30 га, который создал лучший паркостроитель той эпохи В. Гульд. В конце 1790-х гг. рядом с усадьбой были построены казармы Преображенского полка, которые образовали с дворцом единый комплекс.

Таврический дворец.
Фото начала XX в

Зал заседаний Государственной
Думы в Таврическом дворце.
Фото начала XX в

Вид Таврического дворца
со стороны Невы.
Б. Патерсен. 1797 г

Таврический дворец является собирательным образом русского классицизма, что подтверждает его изысканная сдержанность и плавность линий, простота фасадов и величественная торжественность внутренних залов. И в наши дни можно полюбоваться на полихромную роспись плафонов, стен, каминов, печей.

«Таврический дворец» на Яндекс.Фотках

При Павле I дворец поступил в распоряжение Конногвардейского полка в качестве казарм, в колонном зале была размещена полковая конюшня. Позже, в начале XXI в. дворец был восстановлен, но интерьеры подверглись серьезным изменениям. В 1906–1907 гг. в Таврическом дворце заседала Государственная Дума, в результате чего дворец пережил очередные перестройки. С приходом советской власти дворец не утратил своего звания политической арены и продолжил переходить от одного государственного солидного учреждения к другому, включая Высшую партийную школу. И в наше время Таврический дворец продолжает служить народу, предоставляя площадку для проведения различных конференций, симпозиумов и заседаний.

Адрес: Шпалерная ул., 47.

Станция метро: «Чернышевская».

Дворец был построен в 1753 г. и принадлежал известному в России роду баронов, а позже графов Строгановых, признанных меценатов и коллекционеров произведений искусства и древности.

Картинная галерея
графа А.С. Строганова.
А. Воронихин. 1794 г

Невский проспект от берега
Мойки с дворцом Строганова.
Неизв. художник. Сер. 1750-х гг

Картинная галерея
Строгановского дворца.
Н.С. Никитин. 1832 г

Этот дворец, являющий собой идеальный образец русского барокко, тоже появился в Санкт-Петербурге благодаря великому дарованию Ф. Б. Растрелли, которому Строганов предоставил полную свободу. К его убранству приложили свои таланты лучшие архитекторы, такие как К. Росси, А. Воронихин, Г. Боссе и др. Строгановский дворец это 50 комнат, галерея и большой зал. Надо отметить, что граф Строганов был единственным заказчиком Растрелли, отблагодарившим мэтра дорогим подарком, а именно — заказавшим портрет архитектора придворному живописцу.

Революция изгнала Строгановых из родового гнезда, пустив богатейшие коллекции под разграбление. Как и многие дворцы, он использовался государственными учреждениями и только в конце 1990-х гг. был отдан Русскому музею.

«Строгановский дворец» на Яндекс.Фотках

Главной достопримечательностью дворца, прославившей его на весь мир, является Большой Танцевальный зал, полностью сохранивший убранство, созданное Ф. Б. Растрелли, включая плафон «Триумф героя» Дж. Валериани. С 2005 г. во дворце открыт для свободного доступа Минералогический кабинет графа А. С. Строганова. А на первых этажах дворца часто проходят выставки картин из фондов крупных художественных коллекций, включая Русский музей. Во дворце также находится постоянная экспозиция восковых фигур.

Адрес: Невский пр., 17.

Режим работы: 10:00–17:00 (понедельник), 10:00–18:00 (среда – воскресенье).

Выходной: вторник.

Станции метро: «Гостиный двор», «Невский проспект».

Аничков дворец был возведен в 1741 г. на месте бывшего Преображенского полкового двора по проекту архитектора М. Г. Земцова. Его обустройство продолжалось вплоть до конца 1750-х гг. В те времена фасад дворца был обращен к Фонтанке, так как Невский еще не стал главной артерией Петербурга.

Аничков дворец со стороны
Невского проспекта.
В.С. Садовников. 1839 г

Аничков дворец.
Фото начала 1900-х гг

Аничков дворец.
Литография. 1820-е гг

Дворец окружал тенистый сад с павильонами и беседками, а в центре двора находился прямоугольный бассейн. Эта чудесная усадьба после окончания строительства была подарена императрицей Елизаветой А. Г. Разумовскому. В 1770-х хозяин у дворца сменился, им стал Г. А. Потемкин. Примерно тогда же дворец претерпел очередную перестройку под начальством архитектора И. Е. Старова. Много позже, в начале XIX в., Д. Кваренги достроил монументальный Кабинет, скрывший от любопытных глаз парадный фасад дворца. Также в перепланировках Аничкова дворца участвовали К. Росси, К. Рахау и М. Е. Месмахер.

Вплоть до конца XIX в. дворец оставался царской резиденцией, где любили бывать и Николай I, и Александр III. После революции в Аничковом какое-то время размещался Музей Старого Петербурга, а с 1935 г. он был переделан по Дворец пионеров. Сейчас в стенах Аничкова дворца находится Дом творчества юных. Как и раньше, он остался местом проведения детского досуга.

Адрес: Невский пр., 39.

Станция метро: «Гостиный двор».

Перед нами один из классических памятников русского зодчества XIX века. Мариинский появился на месте дворца И. Г. Чернышева и полностью занял его главный корпус, возведенный в 1760-х гг. архитектором Ж. Б. Валлен-Деламотом. Создатель проекта Мариинского, дошедшего до наших дней, ― А. И. Штакеншнейдер.

Название свое дворец получил в честь дочери Николая I, княжны Марии, которой и предназначался в качестве свадебного подарка. Место под строительство выбирал сам император.

Мариинский дворец
в Санкт-Петербурге.
В.С. Садовников. 1849 г

Мариинский дворец.
Фото начала XX века

Мариинский дворец (дворец
герцога Лейхтенбергского).
Литография. 1840-е гг

Дворец строился с 1839 по 1844 гг., надо отметить, что при строительстве здания были применены многие технические новшества, такие как несгораемые перекрытия по металлическим балкам, стропила из металла, горшечные своды. Стены здания были оштукатурены и окрашены, а карниз, столбы подъезда, сандрики и наличники окон, базовые основания колонн и пилястры выполнены из песчаника.

Особо впечатляют интерьеры дворца. Штакеншнейдер, взяв за основу композицию Таврического дворца, создал впервые в истории русского зодчества той эпохи анфиладу залов, развитую в глубину, по центральной оси. Внутри здания имелась даже домовая церковь Св. Николая Чудотворца, созданная в духе византийских храмов.

Некогда при дворце находился и сад, который исчез в период перестройки здания под размещение Государственного совета (1906–1907 гг.), вместо сада появился величественный зал заседаний, разработанный архитектором Л. Н. Бенуа.

Мария Николаевна всю жизнь прожила в Мариинском, а впоследствии, после ее смерти, дворец отошел сыновья, которые в счет долгов вынуждены были отдать его государству. В разное время под крышей дворца существовали несколько государственных ведомств, включая Совет министров, Военное министерство. После революции в Мариинском поселились большевистские учреждения, а в Великую Отечественную он стал госпиталем.

Комплексная реставрация дворца началась только в 1970-е гг. В определенные дни дворец открыт для посетителей, и там по-прежнему находятся важные государственные учреждения.

Адрес: Исаакиевская пл., 6.

Станции метро: «Невский проспект», «Гостиный двор».

Один из знаменитых дворцов Санкт-Петербурга. Он был построен в период с 1768 по 1785 гг. по проекту архитектора А. Ринальди. Своим названием дворец обязан основному материалу, который использовался для внутренней и внешней отделки здания. А это около 30 видов мрамора и гранита.

Он строился с благословения императрицы Екатерины II, решившей таким образом выказать расположение своему фавориту Григорию Орлову. К сожалению, Орлов не дожил до окончания строительства. Мраморный дворец остался в собственности у императорской семьи и превратился в резиденцию великих князей. В 1830 г. дворец претерпел полную реконструкцию, которую доверили А. П. Брюллову, придворному архитектору.

Вид набережной и
Мраморного дворца.
В.С. Садовников. 1847 г

Мраморный дворец.
Литография Ж. Жакотте и Обрэна
с рис. И.И. Шарлеманя. Сер. XIX в

Мраморный дворец

Последним владельцем дворца был Константин Константинович Романов, снискавший добрую поэтическую славу. Он тоже принял участие в перестройке здания согласно своим предпочтениям. Готическая музыкальная гостиная, Английский кабинет и Нижняя библиотека появились благодаря его высокохудожественному вкусу. До самой революции Мраморный дворец был сердцем культурной жизни Петербурга. С 1919 по 1936 гг. он переходит во владение Российской академии истории материальной культуры. Позже, в 1937 г. здесь был открыт филиал Центрального музея В. И. Ленина. Конечно, внутреннее убранство Мраморного дворца сильно пострадало от новой власти, но все равно благодаря реставраторам сохранило часть былого великолепия и искусство мастеров безвозвратно ушедшей эпохи.

«Мраморный Дворец.» на Яндекс.Фотках

В наши дни в залах дворца действуют постоянные экспозиции «Иностранные художники в России XVIII–XIX веков», «Коллекция петербургских собирателей братьев Ржевских», а также «Музей Людвига в Русском музее», который является единственной в России постоянной выставкой русского искусства ХХ в. Часто в музее проводятся и временные выставки мирового значения.

Адрес: Миллионная ул., 5 (Дворцовая наб., 6).

Режим работы: 10:00–15:00 (понедельник), 10:00–18:00 (среда – воскресенье).

Выходные дни: вторник.

Станции метро: «Невский проспект», «Гостиный двор».

Он был построен в середине XIX в. одним из лучших архитекторов того времени, А. Штакеншнейдером, многое вложившим в создание ранней петербургской эклектики. Создавая проект этого дворца, он находился под впечатлением мастерства Растрелли, явив нам прекрасный образец в духе необарокко.

Аничков мост и дворец
Белосельских-Белозерских.
Литография Ж. Жакотте и Регаме
с оригинала И.И. Шарлеманя.
1850-е гг

Дворец Белосельских-Белозерских.
Вид со стороны Фонтанки.
Фото 1920-х гг

Дворец Белосельских-Белозерских

Дворец со временем перешел от его первых владельцев к брату Александра III, великому князю Сергею Александровичу, женатому на сестре последней российской императрицы.

Это один из немногих дворцов Петербурга, интерьер которого практически не пострадал от капитальных перепланировок и перестроек. Величественная планировка залов, росписи, лепнина, скульптурные фигуры, как и в позапрошлом веке, вызывают восхищение утонченностью архитектурной мысли и художественной ценностью.

В наши дни во дворце находится концертный зал, идеальное место для концертов классической музыки, и выставка восковых фигур, другие помещения сдаются в аренду для проведения серьезных презентаций и устройства банкетов.

Адрес: Невский пр., 41.

Режим работы: без выходных, 10:00–8:00.

Станции метро: «Гостиный двор», «Невский проспект», «Маяковская».

Это здание является главной достопримечательностью Елагина острова. Его проект был первым большим заказом, данным императрицей Марией Федоровной Карлу Росси. Зодчий идеально справился с возложенной на него задачей и на месте скромного дома создал классический ансамбль, отличающийся утонченностью отделки и отточенностью форм.

Внутри здания ― шесть шикарных царских залов с великолепной росписью и множеством статуй. В оформлении дворца принимали деятельное участие лучшие творцы того времени: С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, А. Виги, Б. Медичи и Д. Скотти.

Этот дворец Питера, пожалуй, чуть ли не единственный через все годы существования и смены власти пронес свое гордое имя, полученное в честь первого владельца.

После смерти Марии Федоровны Елагин дворец не пользовался вниманием императорской семьи, став своего рода запасной резиденцией. Его постоянными гостями стали российские премьер-министры: П. А. Столыпин, С. Ю. Витте, И. Л. Горемыкин.

После 1917 г. Елагин дворец сделали музеем, одним из многих, а позже Культурно-воспитательным центром.

«Елагин дворец (главный фасад)» на Яндекс.Фотках

Во время Великой Отечественной войны дворец сильно пострадал от бомбежек и пожара, но сразу после победы началась реставрация. А затем вновь стал музеем, где и сейчас представлена коллекция художественного стекла, фарфора, изделий из металла, дерева и др. Собственно, по экспонатам музея можно проследить историю Ленинградского фарфорового завода, предприятия весьма значимого для Петербурга. Здесь хранится уникальная ваза «Нептун» А. Аствацатуряна и знаменитая «Ленинградская» ваза Ю. Мунтян, созданная к 250-летнему юбилею города.

Сегодня, помимо постоянной экспозиции, во дворце проводятся временные выставки и организуются костюмированные исторические культурно-развлекательные мероприятия для широкой публики.

Адрес: Елагин остров, 1.

Режим работы: 10:00–17:00.

Выходные: понедельник, вторник.

Станции метро: «Крестовский остров», «Черная речка».

Закладка Николаевского дворца связана с постройкой первого постоянного моста, Благовещенского, носящего ныне названия моста Лейтенанта Шмидта. Начало строительства было положено в 1853 г., но прервано Крымской войной и завершено лишь в 1861 г. Руководил строительством архитектор А. И. Штакеншнейдер. Дворец появился на месте здания морских казарм, построенных в конце 1790-х гг. Николаевский предназначался третьему сыну императора Николая I и должен был стать архитектурной доминантой Благовещенской площади.

Николаевский славен роскошным декоративным оформлением фасада и изысканным лепным декором внутренней отделки. Он неизменно вызывает восхищение богатством и художественностью интерьеров.

После смерти императора его сыновья, чтобы расплатиться с долгами, вынуждены были сдать дворец в государственную казну.

«Николаевский дворец (Дворец Труда)» на Яндекс.Фотках

С 1884 г. вплоть до октября 1917 г. во дворце находился знаменитый Ксениинский институт, женское учебное заведение, второе после Смольного института, а с приходом революции здание перешло в распоряжение рабочих профсоюзов и стало именоваться Дворец Труда.

Сейчас во дворце работают государственные учреждения, но в индивидуально-заказном порядке здесь можно побывать и на экскурсии.

Адрес: пл. Труда, 4.

Станция метро: «Сенная площадь».

Петербург неизменно впечатляет великолепием архитектуры и утонченностью художественного вкуса. Но невозможно передать его значимость и поведать обо всех перипетиях истории в рамках одной, пусть и длинной статьи. Надеемся, что собранная в обзоре информация была для вас полезной и благодаря нашей помощи вы чуть лучше узнали наш прекрасный город. Удачных прогулок и приятного времяпрепровождения, дворцы Санкт-Петербурга ждут вас!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *