Театр Япония

Японский театр имеет длинную и богатую историю, но идея побывать на театральном представлении в зарубежной стране может показаться пугающей. Боясь возможности не уследить за сюжетом из — за культурного или лингвистического барьера, любители театра могут выбрать не поддаваться подобному риску, чтобы не разочаровываться и, тем самым, упускают возможность создать у себя впечатление, сохранить воспоминания и пережить одного из самых важных искусств в Японии. Но сегодня, большинство театров готовы приспособиться к международной публике и представить им доступные выступления.

Этот справочник предназначен для ознакомления с различными видами театров в Японии и поможет при принятии решения, касательно того опыта, который лучше всего подходит именно вам.

Но

Датируемый XIV веком, Но является самым древним видом театра, который существует и сегодня, и входит в список Нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. В отличие от своего младшего брата — Кабуки, Но никогда не был популярным развлечением и был изначально предназначен, чтобы отвечать требованиям высших сословий. Сегун Асикага Ёсимицу был первых из множества значимых почитателей театра Но и верным защитником этого жанра. Во время эпохи Токугава (1603-1868), Но сохранял свою роль развлечения только для элиты. Выражение и стиль повествования в элементах Но на протяжении веков стали невероятно регламентированы, всегда соблюдаемая традиция уважается и по сей день.

Представления традиционного Но очень длинные. Одна программа включает в себя пять действий, прерываемые комическими антрактами кёгэн. Если современные представления стремятся быть более короткими (в конце концов, сегодняшняя публика не состоит из феодалов, окруженных домашними слугами, которые могли заняться своими личными делами, в то время как их господин проводит своё время, развлекаемый в театре), они не сильно изменились в наше время. В Но все действия медленные, почти торжественные, здесь все эмоции передаются через крайне стилизованный язык жестов.

Эта систематизация проявляется больше в том, что актеры носят маски, которые являются одной из характерных черт театра Но. Эти маски, изображающие женщин, детей, людей в возрасте или призраков могут «изменить» выражение лица актера легким наклоном головы. Они были исключительно мужчинами, и если сегодня, теоретически, женщины могут играть в постановках театра Но, эта традиция в старинном театре занимает важное место в этом правиле.

Произведения театра Но часто вдохновляли традиционные сказки, включая сверхъестественные события. Главный герой (сите) и его посредник (ваки) в сопровождении хора (дзиютай) из 6 — 8 человек и группы музыкантов (хаяси), играющих на флейтах и барабанах, одеты в традиционные кимоно и хакату.

Поскольку в театре Но нет занавеса и свет обычно горит на протяжении всего представления, публика видит, как актеры поднимаются и спускаются со сцены по мостику (хасигакари). И хотя на сцене нет декораций, актеры, одетые заранее продуманным способом, используют стилизованный реквизит, такой, как веер, например.

Любители театра могут познакомиться с Но в Национальном театре Но в Токио, в театре Но Оцуки в Осаке или если повезет, в одном из великолепных открытых сценах храма или святилища.

У нас не было аудио — гида на английском языке, когда мы побывали в театре Но Оцуки возле Оскского замка в 2013 году, но театр предоставил нам дополнительную информацию об искусстве театра Но, о самой театральной игре, как если бы они сделали буклет на английском языке.

Кабуки

Как и театр Но, Кабуки является частью Нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Очень забавно, что нынешний самый известный вид японского театра развивается, в отличие от «скованного» театра Но, с целью «шокировать» публику краткими и более современными историями. Если театр Но был великим искусством Токугавы, то Кабуки отмечал наступление народной культуры. Представители всех социальных слоев перемешиваются между собой в этом театре. Естественно, что сёгун не был большим поклонником этого вида театра.

По началу, после первого представления в 1603 году, Кабуки был исключительно женской сферой. Этот женский Кабуки соединял музыку, театр и танцы только на протяжении 26 лет, после чего был подвергнут цензуре, так как его посчитали очень откровенным. Решение этого вопроса (заменить актрис молодыми мальчиками) не решило проблему неприличия, связанную с Кабуки, до тех пор, пока мужчины не захватили сцену и сердце Кабуки перешло от танца к театру.

Если существуют некоторые труппы, состоящие из женщин, Кабуки всегда характеризуется, по большей части, актерами — мужчинами, которые играют все роли. Актеры, которые специализируются на интерпретации женских ролей, называются оннагата, и они большие знаменитости на сцене Кабуки. Одетые в разработанные яркие костюмы, актеры не носят маски, но узнаваемы по белому макияжу, который они специально наносят, украшенные деталями по соответствующему цветовому кодексу (красный для хороших, синий для плохих).

Хотя Кабуки рассматривался, как гораздо более современный, чем театр Но в Японии в эпоху Токугава, сегодня он более стилизован. Чтобы изобразить своих персонажей, актеры принимают смелые и утрированные позы, называемые миэ, которые — если они выполняются в подобной захватывающей манере — заставляют публику выкрикивать имя того дома, к которому принадлежит данный актер.

В настоящее время, Кабуки считается великим искусством, но во все времена он был известен своим использованием спецэффектов, таких, как вращающиеся сцены, люки, лифты, подъемники, а также другие механизмы, предназначенные для удивительных появлений актеров и внезапных превращений. Собрав все компоненты летнего современного бюджетного фильма, Кабуки рассказывает множество различных историй, начиная с исторических (47 ронинов) и заканчивая повседневными. Эти два искусства сильно влияют друг на друга, исторически Кабуки разделил множество сюжетных линий с Бунраку. С давних времен произведения Бунраку были адаптированы для Кабуки, и наоборот.

Иностранцы могут посмотреть представления в театре Кабуки в Гиндзе, в Токио, в котором есть система субтитров, намного удобнее, чем аудио — гид.

Для любителей Кабуки, предпочитающих более традиционные постановки, большой театр Конпира в Котохира или театр Канамураза, более старинный, существующий в Японии, организовывает ежегодные представления в течении месяца, чаще весной. В остальное время года театр (в том числе и за кулисами) открыт для публики, что создают потрясающий опыт для увлеченных театром.

Бунраку

Последний, но не менее важный: Бунраку, традиционный японский театр кукол. Также известный под именем нингё ёрури, первый спектакль Бунраку проходил в Осаке, в 1684 году.

Бунраку не имеет много общего с западным кукольным театром. Куклы, которые могут быть более 1,5 метро в длину, оживают с помощью трех кукловодов, которые должны быть в совершенной гармонии для оживления своего персонажа. Главный кукловод приводит в движение правую руку и голову, второй двигает левую руку, и последний отвечает за ноги. Все кукловоды работают на сцене, на виду у публики. Чтобы не отвлекать внимание от сценической игры, кукловоды, отвечающие за левую руку и ноги одеты в черное и в капюшонах. В знак уважения в годам обучения, предшествующим чести занять это место, только главный кукловод открывает свое лицо.

Утонченные головы кукол сделаны из дерева и некоторые из них могут перевоплощаться, если этого требует сверхъестественная обстановка.

Певец (таю) и игрок на сямисэне, две составные части, приходящие с опытом, они находятся сбоку от сцены. И только таю несет ответственность за оживление марионетки. Он должен дать собственный голос, присущий каждому герою, часто в очень преувеличенной манере, чтобы вызвать максимум эмоций, у него тяжелая работа и является настоящей проблемой.

Вопреки тому, что использование кукол наталкивает на мысль, Бунраку, который разделил некоторые сюжетные линии с Кабуки, известен своими произведениями, где речь идет о самоубийстве влюбленных и не предназначено для детей в качестве образовательного театра. Если Кабуки предлагает актерам отдельные сцены, позволяющие им отличаться, то Бунраку верен оригинальным сценариям и считается авторским театром.

В Национальном театре Бунраку есть аудио — гид, помогающий международным посетителям проследить сюжетную линию и рассказать им о важных символах, таких как музыкальные тропы для того, чтобы увеличить их наслаждение и их оценку этого вида театра.

Для международных любителей Бунраку, которые хотели бы узнать больше об этом уникальном искусстве, Труппа кукловодов Тонда организовывает программы международного обмена студентов.

Достопримечательности Японии. Самые главные и интересные достопримечательности городов Японии: фото и видео, описания и отзывы, расположение, сайты.

  • Токио, Chuo-ku, Ginza, 4-12-15 самое-самое

    Театр Кабуки-дза

    Токио, Chuo-ku, Ginza, 4-12-15 Кабуки-дза, расположенный в самом «сердце» Гиндзы, главный токийский театр. Это не просто один из самых необычных храмов Мельпомены в мире, для японцев он — предмет национальной гордости и безоглядного обожания. Трудно сказать, что так цепляет крайне умную нацию: богатые костюмы или сумасшедший грим.

  • Осака, Chuo-ku, Nippon-bashi, 1-12-10

    Национальный театр бунраку

    Осака, Chuo-ku, Nippon-bashi, 1-12-10 Удивительный кукольный театр, ни на йену не похожий на наше славянское представление о подобных местах, находится в самом «сердце» Осаки. Это — Национальный театр бунраку, подмостки одного из самых аутентичных и красочных направлений в японском искусстве.

  • Токио, Shibuya-ku, Sendagaya, 4-18-1

    Национальный театр но

    Токио, Shibuya-ku, Sendagaya, 4-18-1 Представить сегодняшнюю Японию без суши, клетчатых юбок школьниц, аниме и театра но невозможно. Страшные, добродушные, злые и веселые маски — вот что считается главным сокровищем удивительного храма Мельпомены но, а аккомпанирующий им хор, барабаны и флейта дополняют и без того сумасшедший эффект.

  • Tokyo, Shibuya, Honmachi, 1?1?1

    Новый национальный театр Токио

    Tokyo, Shibuya, Honmachi, 1?1?1 Новый национальный театр Токио (который все, как правило, называют забавно и просто Эн-Эн-Ти-Ти от сокращения NNTT — New National Theatre Tokyo) — главный храм Мельпомены в стране, ведущий национальный центр исполнительских искусств.

  • Токио, Shinjuku, Shinanomachi, 10

    Театр Бунгакудза

    Токио, Shinjuku, Shinanomachi, 10 «Литературный театр» Бунгакудза — один из трех ведущих театров жанра сингэки в Японии. Именно здесь ставятся лучшие классические постановки современных японских и мировых драматургов, и именно здесь можно посмотреть столь нетрадиционные для «страны восходящего солнца» спектакли

Японский театр — еще одна визитная «карточка страны» наряду с суши, аниме и роботами. Да, он сложен, многогранен, зачастую серьезен и для нашего славянского брата чересчур таинственен. Но посетить хоть один японский храм Мельпомены все же непременно стоит. Чтобы попытаться поближе познакомиться с загадочным, стойким и верным своим традициям народом, заглянуть за кулисы витиеватой японской души и просто культурно обогатиться. Поверьте, даже один час, проведенный в темном зале с танцующими под странную музыку масками, способен заставить вас по-новому взглянуть на все театральное искусство в мире.

Пожалуй, главная странность театров в Японии заключается в том, что мы редко увидим традиционную в нашем понимании постановку именитого драматурга с главными ролями, захватывающими диалогами и привычными нам актами и антрактами. (Хотя такие театры в Японии тоже есть, и тот же Чехов очень уважаем среди театральных режиссеров «страны восходящего солнца».) Но главное достояние искусства Мельпомены в Японии — в давних традициях, которые, если верить ученым, насчитывают более полутора тысяч лет.

Именно с тех давних, добуддийских времен, когда в Японию проникла музыка и танцы из Китая, Индии, Кореи, включающая элементы античной драмы, начал зарождаться этот удивительный мир японского театра. Его важнейшие атрибуты — маски, сказания под музыку и танцы, то напоминающие шаманские пляски, то синтоистский ритуал богопочитания.

Самый популярный среди пришельцев с запада театр в Японии сегодня знает каждый пятиклашка — это Кабуки. Поразительный синтез пения, музыки, танца и драмы с ультра-сложным гримом и замысловатым сюжетом. Представление, как правило, длится от 3 до 5 часов с небольшими перерывами. Неподготовленным морально туристам в определенные дни недели позволяют приобретать билеты на 1-2 действа, а также пользоваться наушниками с кратким переводом основной сюжетной линии.

Ритм, шум, шорох, пение, движение, пауза, речитатив, сказание — в театре Но все взаимосвязано, все имеет глубокий подтекст, понять который с первого раза невозможно.

Следом за ним идет легендарный театр масок Но. Ритм, шум, шорох, пение, движение, пауза, речитатив, сказание — здесь все взаимосвязано, все имеет глубокий подтекст, понять который с первого раза невозможно, но постараться почувствовать, уловить тонкую вибрацию эмоций актеров — это дорогого стоит.

Особый вид театрального искусства — кукольный театр Бунраку. И даже не думайте, что это представления для детей. Замысловатые сюжеты, огромные, в половину человеческого роста куклы, которые управляются сразу тремя операторами, ритмичная музыка и сказания опытного гидаю — лишь часть традиций Бунраку. Побывать хотя бы на одном представлении стоит, даже если отпуск ужасно короток и жалко каждого бесценного для путешественника часа.

К счастью, сегодня практически каждый отель имеет на своей стойке информации подробные афиши городских театров, а приветливый персонал всегда готов оказать помощь в бронировании билета. Знание японского языка, кстати, совершенно не требуется: театр в Японии — это больше чем слова.

Япония – самобытная, сказочная страна, полная тайн и загадок. Известно, что в 17 столетии Япония длительное время прибывала в изоляции от остального мира. Поэтому культура и традиции этой страны до сих пор остаются для иностранцев чем-то необыкновенным и неразгаданным.

Одним из самых древних видов японского искусства является театр.

История японского театра берет свое начало несколько тысяч лет тому назад. Театр пришел в Японию из Китая, Индии и Кореи.

Первые театральные жанры появились в Японии в 7 столетии. Это было связано с пришедшими из Китая театральной пантомимой гигаку и ритуальными танцами бугаку. Особого внимания заслуживает театр пантомимы гигаку. Это яркое красочное представление, в котором даже тень актера, играет определенную роль. Участники представления одеты в красивые национальные одежды. Звучит завораживающая восточная мелодия. Актеры в разноцветных масках исполняют на сцене свои магические танцевальные движения. В первое время, такие представления устраивались только в храмах или императорских дворцах. Только по большим религиозным праздникам и пышным дворцовым церемониям. Постепенно, театр плотно вошел в жизнь всего японского народа.

Известно, что все театральные жанры, существовавшие в глубокой древности, сохранились, по сей день. Японцы свято чтят и бережно хранят свою культуру и традиции. В настоящее время, все японские драмы, пьесы и спектакли ставятся по тем же средневековым сценариям и принципам. Актеры бережно передают свои знания молодому поколению. В результате, в Японии появлялись целые династии актеров.

Самыми распространенными театральными жанрами Японии являются – ногаку – театр японской аристократии, кабуки – театральное представление для простого народа и бункару – веселый театр кукол. Сегодня в театрах Японии можно послушать современную оперу и насладиться великолепным балетом. Но, несмотря на это, интерес к традиционному японскому театру не утрачен. А туристы, приезжающие в эту загадочную страну, стремятся попасть именно на национальные театрализованные представления, в которых читается дух, культура и традиции Японии.

Сейчас, в Японии существует несколько разновидностей театральных жанров – театр Но, театр Кеген, театр Кабуки, театр теней и театр Бункару.

Театр Но – появился в Японии в 14 столетии. Он возник в период правления отважного японского самурая Токугавы. Этот театральный жанр славился среди сегунов и самураев. Театральные представления устраивались для японской аристократии.

Во время представления, актеры одеты в национальные японские костюмы. Красочные маски покрывают лица героев. Спектакль играется под тихую мелодичную музыку (чаще всего это классика). Игра актеров сопровождается хоровым пением. В центре представления – главный национальный герой, рассказывающий свою собственную историю. Продолжительность пьесы – 3-5 часов. Одна и та же маска может использоваться в различных театральных представлениях. При этом она может совершенно не соответствовать внутреннему состоянию героя. Музыкальное сопровождение может сильно разниться с движениями актеров. Например, тихая мелодичная музыка под экспрессивные танцы героев, или наоборот, плавные завораживающие движения – под быструю ритмичную музыку.

Сцена во время спектакля может быть красочно оформлена, а может быть совершенно пустой.

Театр Кеген разительно отличается от театральных представлений Но. Чаще всего это веселые комедийные пьесы. Кеген – это театр толпы. Его представления достаточно просты и менее изысканы. Этот театральный жанр сохранился до наших времен. В настоящее время Театр Но и Театр Кеген объединены в один театр – Ногаку. На сцене Ногаку играются как роскошные пьесы, так и более простые спектакли.

Кабуки – это знаменитый японский театр. Здесь можно насладиться красивым пением и изящными танцами. В таких театральных представлениях принимают участие только мужчины. Они вынуждены исполнять как мужские, так и женские роли.

Знаменитый японский кукольный театр Бункару – это яркое представление для детей и взрослых. Разнообразные сказки, легенды и мифы – можно увидеть в кукольном театре. Вначале в представлении участвовали только куклы, постепенно к ним присоединились актеры и музыканты. В настоящее время, театральное представление Бункару – это красочное музыкальное шоу.

Огромный интерес зрителей вызывает японский театр теней. Этот жанр пришел в Японию из Древнего Китая. Изначально, для представления, вырезались специальные бумажные фигурки. На огромной деревянной раме, покрытой белоснежной тканью, танцевали и пели фигурки сказочных героев. Немногим позже, к фигуркам присоединились актеры. Представления становились все интереснее.

В последние годы, широкую известность приобрел японский театр Есэ. Это традиционный театр комедии. История этого театра берет свое начало с 17 столетия. Сцена этого театра расположена под открытым небом. Здесь можно увидеть комедийные и сатирические пьесы и веселые каламбуры.

Театр для японцев – это часть их богатой культуры и многочисленных традиций.

Говоря о театре в Японии необходимо прежде всего определить, что нужно под этим термином подразумевать. Понятие театра в этой стране отличается, во первых, некоторыми специфическими чертами в своем содержании; во вторых, к театральному искусству может быть отнесено много как будто бы слишком различных явлений.
Исторически японское театральное искусство характеризуется двумя главными признаками. Во-первых, оно неразрывно связано с музыкой, от музыки изошло, на музыке построено. Вне музыки — строго говоря – театра нет. Во-вторых, это искусство неотъемлемо от танца. Танец — такой же исток театра, как и музыка. К танцу восходят все движения, культивирующиеся и в театре Но, и в театре Кабуки. С танца начинает и современный актер свое обучение сценическому искусству.
Разумеется, эти два истока, по существу, неотрывны друг от друга. Танец входит в музыку, музыка в танец. Этот комплекс существовал и на отдаленной заре японского театрального искусства, остается нерасторжимым и сейчас. Это можно обнаружить и аналитически, изучая современные формы театра, и исторически, обращаясь и к точной истории, повествующей о первоначальных видах сценических представлений, и к мифологии, передающей нам известный миф о танце богини Удзумэ на пустом опрокинутом чане под аккомпанемент «шумового оркестра» собравшихся мириад богов, танце, имевшем целью вызвать солнце. Традиционная версия эту именно пляску и считает начальным моментом всей истории японского театра. Для нас танец Удзумэ интересен, конечно, не как историческое начало, но как отображение в мифотворчестве основной черты японского театрального искусства вообще — синтеза музыки и танца. Музыка и танец — основное. Все прочее — вторичное и по существу, и исторически. Единый комплекс музыки-пляски стал постепенно расширяться включением новых элементов, на первом месте среди которых стоит, конечно, слово. Внедрение слова в первоначальное двуединство музыки и пляски оказалось столь мощным, что повлияло на самую устойчивость этого двуединства. Слово органически спаялось с музыкой. Появилось пение в разных своих обликах: понятие пения прилагается одинаково как к пению ариозному, так и к речитативу и даже декламации. В виду этого еще в ранних стадиях развития японского театра сочетание «музыка — пение — танец» стало совершенно обычным, настолько обычным, что к нормальному тону простой разговорной речи слово на сцене в Японии, строго говоря, никогда не перешло.
Следующим элементом, присоединившимся к основным, был элемент декоративный в широком смысле этого слова. Он касался прежде всего и в основе всего — самого исполнителя, актера. Актер стал стремиться как-нибудь по особому выделить себя и внешне. Отсюда как специальный костюм (безразлично — жреческое ли облачение во время мистериальных действ или наряд странствующего фигляра), так и особая маска (безразлично — в виде ли особо надеваемой маски, или же в виде специфического грима).
Таким образом, создались те основы, на которых зиждется все исторически известное нам японское театральное искусство: музыка, как начало, организующее весь ритм представления и создающее его особый эмоциональный тон; пляска, как момент, организующий все движение актера; слово, вводящее в действие известное понятийное содержание, и, наконец, декоративное оформление, придающее всему целому эффект своеобразного, чисто театрального, «остранения». Все прочее — обстановка, площадка, определенный строй, — совершенно второстепенные элементы в театральном искусстве Японии.
Это искусство знает три больших исторических формы, формы, тесно связанные с общекультурным развитием Японии, и в частности — с развитием японского общественного строя. Япония знала эпоху гегемонии родовой аристократии (VІІ — XII в.), эпоху господства феодального дворянства (XII — ХІХ в.) и эпоху владычества городского сословия, сначала еще под политической эгидой феодализма (XVII — XIX в.), потом — с перерождением в капиталистическую буржуазию (со второй половины XIX в.) — нераздельно. Родовая аристократия создала свой театр — так называемый Гагаку; феодальное дворянство свой — так называемый театр Но; городское сословие — театр Кабуки.
Под собственным именем Гагаку подразумеваются различные представления, бывшие в ходу среди беспечных аристократов японского «галантного века», эпохи Хэйан (IX — XII в.), особенно — при дворе. Все они слагались из двух указанных элементов музыки и танца.
Генетически эти представления восходят к древним народным пляскам, как бытовым, так и культовым; исторически они создались под сильнейшим влиянием «культурной» музыки и танца, каковыми были для тогдашних японцев музыка и пляска, пришедшие из Кореи, частью, из Китая и даже далекой Индии.
Гагаку — различные виды самодеятельного театра придворной аристократии, носившие сначала характер чисто увеселительный, с течением же времени получившие значение представлений церемониальных. В настоящее время эти представления можно встретить только при императорском дворе или в некоторых крупнейших храмах в особо торжественных (вроде коронации) случаях, при чем исполнителями являются знатнейшие представители старинной аристократии.
Театр феодального дворянства, театр Но, принял вполне отчетливые формы уже в ХІV в., в так называемую эпоху Асикага — время расцвета японского феодализма. Спектакли Но — уже настоящие театральные представления и в нашем смысле этого слова. Здесь — те же основные элементы — музыка и танец, только в соединении с сильно развитым — элементом слова и вещественного оформления. Слово в театре Но выступает в форме подлинной пьесы, вещественное оформление вызывает к жизни и специальную сцену, и бутафорию. Пьесы Но — драматизированные культовые легенды, исторические предания, эпизоды знаменитых романов. Исполнение этих пьес — на наш взгляд — очень близко по своему характеру к нашей опере, так как актеры на сцене большей частью поют или говорят мелодическим речитативом; с оперой же сближает Но и наличие хора и оркестра. С другой стороны, спектакль Но во многом приближается к нашему балету, так как движения актеров основаны на танце, а местами переходят в самый настоящий танец, являющийся к тому же центральным местом и всей роли, и всего спектакля в целом. Эти представления удержались вплоть до настоящего времени. И сейчас время от времени различные общества любителей этого старинного искусства устраивают циклы таких спектаклей, при чем исполнителями их являются либо любители-энтузиасты Но, либо — и это чаще — исконные, наследственные представители этого искусства, культивирующие из рода в род свои древние традиции и окруженные всеобщим поклонением и почетом. Публику этих представлений составляют знатоки, гурманы, как из среды прежних феодалов и их самураев, так и из кругов буржуазных рантье.
Театр Кабѵки, как будет подробно объяснено в последующих статьях, есть театр японской торговой буржуазии, развивавшейся еще при феодализме. Этот театр составляет исконное наследие современной японской буржуазии, выросшей из этого феодального «городского сословия», наследие совершенно усвоенное ею и бережно поддерживаемое. Прошло еще слишком немного лет господства этой буржуазии (со второй половины XIX в.), она во многом еще не отошла от своей прошлой культуры; еще до сих пор быт господствующих классов Японии насквозь пропитан элементами, выросшими в эпоху феодализма. Поэтому и театр Кабуки для современной буржуазии не только музейное наследие, но и актуальное культурное явление. Правда, по мере дальнейшей европеизации Японии появляются круги, которых это старое искусство уже не удовлетворяет. Этими общественными кругами создается свой театр, идущий под знаком сильнейшего влияния европейской драматургии и европейского мастерства. Для этих же кругов пересаживается на японскую почву и европейский театр в точном смысле этого слова. В сфере такого европеизированного театра начинают появляться и левые течения, группирующие вокруг себя левую и разночинную японскую интеллигенцию и отчасти некоторые слои пролетариата. Однако, развитие этих новых жанров — дело будущего. Сейчас над всем доминирует несомненно жанр Кабуки, и здание «Кабуки-дза» в Токио, в котором этот жанр по преимуществу и культивируется, служит действительным символом национального театрального искусства Японии — в его высшем и при том еще вполне актуальном проявлении.

Н. И. Конрад. «Японский театр»
1928

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *