Троицкий мост Санкт-Петербург

Троицкий мост соединяет Марсово поле и Троицкую площадь на Петроградской стороне в Санкт-Петербурге. Это один из самых красивых и самых больших мостов в Северной столице: его длина составляет 582 м, а ширина — 23,43 м. Троицкий мост имеет 5 пролетов, а разводным является пролет, расположенный ближе к левому берегу Невы.

Интересные факты

  • Существует легенда, что заслуженный летчик-испытатель Валерий Чкалов для завоевания сердца своей невесты совершил дерзкий полет под Троицким мостом, едва не коснувшись колесами воды. Об этом рассказывается в фильме «Валерий Чкалов», на съемках которого в 1940 году летчик Евгений Борисенко пролетел под пролетом 6 раз
  • На мосту есть точка, указывающая на его середину. Она находится на перилах в том месте, где узоры на решетке меняют свой наклон
  • Во время прогулки по пешеходной части можно увидеть классический открыточный вид на Стрелку Васильевского острова
  • С него видно 7 мостов:
    1. Иоанновский через Кронверкский пролив
    2. Биржевой через Малую Неву
    3. Дворцовый через Большую Неву
    4. Эрмитажный через Зимнюю канавку, это вниз по течению
    5. Верхне-Лебяжий через Лебяжью канавку
    6. Прачечный через Фонтанку, смотреть вверх по течению
    7. Литейный через Неву
  • По оси переправы проходит так называемый Пулковский меридиан — это нулевой меридиан, который русские картографы использовали до 20 века и перехода на Гринвичский меридиан. Московский проспект и Пулковское шоссе также расположены на этом меридиане.

Из истории

Первая наплавная переправа между левым берегом Невы и Петербургской стороной появилась в 1803 году, в год столетия основания Санкт-Петербурга и была названа Петербургским мостом. Проходила она немного выше по течению — напротив Летнего сада и домика Петра I.

В 1824 году, когда переправа пришла в негодность, начали строить новый плашкоутный мост от Суворовской до Троицкой площади. В 1827 году строительство было завершено и новый мост назвали Суворовским.

Вместе с тем, город нуждался в постоянных переправах через Неву и первые из них были построены на Васильевский остров и Выборгскую сторону, а в 1890 году было принято решение о строительстве переправы на Петроградскую сторону. Был проведен конкурс, в результате которого лучшим был признан проект фирмы Эйфеля, построившей Эйфелеву башню. Вне конкурса был рассмотрен проект французской компании Батиньоль, предложившей новую технологию соединения пролетных арок — консульно-арочную систему. Модель с такой же системой была изобретена и русским инженером Г.С. Семиколенновым, но она не была им запатентована.

Было принято решение заключить контракт с французской фирмой Батиньоль, что было политическим шагом навстречу Франции. 25 сентября 1896 года во время визита Николая II во Францию был заложен мост Александра III через Сену, а через 11 месяцев 12 августа 1897 года в присутствии Президента Франции Феликса Фора был заложен Троицкий мост. В основание переправы Император и Президент положили по монете. Строительство велось русскими рабочими с использованием отечественных материалов, а контроль за строительством выполняли русские строители и архитекторы, Академия художеств и Городская Дума. Установленный срок окончания строительства — 1901 год французской фирмой не был выполнен, за что в российскую казну она заплатила штраф в размере 150 000 рублей.

Открытие состоялось в 200-летие Санкт-Петербурга 16 (27) мая 1903 года. Первый развод моста выполнил сам император Николай II. Он нажал кнопку для запуска работы электрических моторов и переправа была разведена. Праздник сопровождался салютом и крестным ходом. В память об открытии были установлены бронзовые мемориальные доски с памятными датами и именами авторов и строителей переправы.

Печатные издания начала 20 века называли переправу французской или парижской красавицей. Красивые чугунные решетки, гармонирующие с металлическими арочными пролетами и мраморные обелиски на въезде со стороны Марсова поля, гранитная облицовка опор и фонари в виде трехрожковых торшеров вызывали восхищение.

Несколько раз мост реконструировался. Так, в 1955 году в ходе реставрации обелисков двуглавые орлы заменили на пятиконечные звезды. В 1965–1967 годах была проведена модернизация, в результате которой двухкрылый разводной пролет заменили на однокрылый и разводиться он стал не в горизонтальной плоскости, а стал подниматься. Пролет был увеличен до 43 метров, а с 1977 году шире стала проезжая часть. В 1994 году снова установлены мемориальные доски с датами и именами создателей переправы. В 2002 году на обелисках были восстановлены двуглавые орлы и короны — символы самодержавия.

Происхождение названия

Мост получил название в честь Троицкого собора, расположенного на одноименной площади.

Пятнадцать лет Троицкий мост носил свое имя. После революции в октябре 1918 года он был переименован в мост Равенства. В 1934 году после убийства С.М. Кирова, в память о революционере был назван Кировским. Памятные доски с датами и именами создателей моста были сняты и вместо них появилась информация о присвоении переправы имени Кирова. Только во время перестройки в 1991 году ему вернули историческое название.

Троицкий мост и Петроградский район

От Петроградского района началась история города, здесь жил Петр Первый, находился Сенат и Коллегии. Но постепенно весь двор переезжает на левую сторону Невы и эта часть Петербурга становится окраиной с деревянными домами, где проживали торговцы средней руки и отставные чиновники. С открытием моста начался новый этап в жизни острова. Район стал модным для проживания и за десять лет здесь было построено множество каменных домов разнообразной архитектуры серебряного века. В советские времена перестройка зданий в районе почти не велась и поэтому в нем сохранилась уникальная обильная разнообразная городская среда — своеобразный музей архитектуры 1900–1910 годов под открытым небом с постройками всех оттенков неоклассицизма, модерна и псевдорусского стиля.

Развод мостов обычно туристы наблюдают с центральных набережных Петербурга. В отличие от Благовещенского и Дворцового, у которых разводятся как два крыла центральные пролеты, Троицкий мост имеет один разводной боковой пролет, расположенный ближе к Дворцовой набережной и во время развода он превращается в стену.

Троицкий мост, соединяющий центр Петербурга и Петроградскую сторону, расположен в непосредственной близости от Петропавловской крепости, и по праву считается одним из самых красивейших мостов города. На Петровской набережной, сразу же за Троицким мостом, открывается большая Троицкая площадь, на которой до начала 19 века располагался Санкт-Петербургский морской порт. Если смотреть дальше, то по оси моста уходит, пересекая два острова (Аптекарский и Петроградский (Городской)), один из самых уютных проспектов Питера — Каменноостровский. Почти сразу же, после основания города, участки земли вокруг Троицкой площади начали застраиваться приближенными Петра I. Со временем здесь начали появляться первые богатые дома, и именно здесь, на этой площади, была организована первая городская аптека, выстроена первая в России гимназия. Также здесь располагались первоначальные здания Синода и Сената, первый городской рынок, первый Гостиный двор и 12 петровских коллегий (министерств).

Символично, что день рождения моста совпадает с днем рождения Санкт-Петербурга, но с двухсотлетней разницей. Предшественником Троицкого моста был наплавной (плашкоутный) мост, который со временем перестал отвечать всем требованиям современной городской жизни. Необходимость нового, надежного моста, стала очевидна в середине 19 века, но лишь к концу столетия, в 1890 году, было принято решение о его строительстве, а по прошествии еще двух лет, был объявлен конкурс на самый лучший проект будущего сооружения.

В конкурсе приняли участие самые известные инженеры и архитекторы со всего мира, ведь строительство моста в столице Российской Империи, делом было непростым и неординарным. Первую премию, размером в 6000 царских рублей, что по тем временам было суммой не малой, получил проект французского инженера А.Г. Эйфеля, автора всемирно известной Эйфелевой башни, которая была возведена за два года до этого. Возможно, что в Петербурге появился бы Эйфелев мост, однако в дело вмешалась также французская фирма «Батиньоль», которая предложила свой внеконкурсный проект моста, более экономичный и изящный.

В этом проекте предусматривалось использование консольно-арочной системы конструкции, что позволяло намного уменьшить массу речных устоев и облегчить металлические мостовые строения. К слову сказать, преимущества консольно-арочной системы, а также ее точные расчеты, были выявлены русским инженером Г. С. Семиколенновым в 1971 году. Однако, незапатентованное вовремя изобретение, позволило фирме «Батиньоль» использовать и применять его в своей практике. В 1896 году был проведен повторный конкурс, с целью определить окончательного победителя, вследствие чего, в феврале 1897 года городской Думой было принято решение отдать предпочтение фирме «Батиньоль». При торжественной закладке моста 12 августа 1897 года присутствовали самые высокопоставленные лица России, сам российский император Николай II и президент Франции Феликс Фор, которые положили по монете в основание моста. Празднование закладки проходило у памятника Суворову, где были расположены трибуны для официальных гостей и публики, а также и шатёр императора. Нельзя не отметить, что со строительством Троицкого моста был сделан важнейший политический шаг навстречу Франции.

Начавшееся строительство моста курировал уполномоченный представитель фирмы «Батиньоль» в Санкт-Петербурге Жан Ландо (он же Иван Августович Ландау), который в 1896 году переехал в Питер, вместе со своей семьей и проживал на Гагаринской улице. В мае 1898 года была создана Исполнительная комиссия Городской Думы, призванная осуществлять контроль над всем процессом строительства объекта. Председателем комиссии был назначен генерал-лейтенант А. И. Глуховский. Академия Художеств Санкт-Петербурга взяла на себя труд проведения художественной экспертизы проекта.

В ходе строительства, земляная дамба у правого берега, которую поначалу хотели сохранить, была сочтена неуместной в общем пейзаже нового стального моста, и в 1900 году Николаем II был подписан проект новой, трехпролетной каменной дамбы, длиной в 80 метров. Авторами проекта стали инженеры В. П. Апышков и Г. Г. Кривошеин. Немного ранее, в 1899 году было принято решение облицевать гранитом весь правый берег, тем самым создавая новую набережную и эстакаду. Художественным оформлением моста занимались В. Шаброль и Рене Август Патуийар, которые за свою талантливую работу получили орден Почетного легиона.

Торжественное открытие моста произошло 27 мая 1903 года, как раз в дни празднования 200-летия Санкт-Петербурга. Поистине, в день своего рождения, город получил замечательный подарок – новую переправу, названную газетами парижской или французской красавицей. Праздничное событие это, было отмечено, как и подобает торжественным орудийным салютом, и не менее торжественным крестным ходом.

Сам император Николай II осуществил первую тожественную разводку выстроенного моста. Сделать это, Николай II смог при помощи электрической кнопки, которая и привела в действие мощные электромоторы разводного пролета. К слову сказать, разводная часть моста, до ее реконструкции, была неподъемной, а поворотной. Пролетное строение при разводке вращалось на вертикальной оси в горизонтальной плоскости по кругу катания на роликах, и открывало два судоходных прохода, шириной всего по 23 метра. Со временем мост пришлось подвергнуть реконструкции, так как увеличившаяся грузоподъемность судов и их размеры, стала мешать их свободному прохождению по Неве.

Реконструкция коснулась лишь разводной части моста, тогда как художественное его оформление было сохранено в первоначальном своем виде. На сегодняшний день, после замены в 1967 году двукрылого разводного пролета на однокрылый, Троицкий мост стал обладать подъемной частью, пролет которой равен приблизительно 100 метров. Общая длина моста достигает 582 метра, ширина — 24 метра. Он украшен прекрасными фонарями облегченной формы, огражден изящными решетками в стиле модерн и облицован гранитом. Общий силуэт моста отличается правильными пропорциями и архитектурной простотой.

В послереволюционный период мост был переименован из Троицкого в мост Равенства, а в декабре 1934, после убийства С.М. Кирова, стал называться Кировским. Двухглавые орлы, украшавшие верхушки обелисков, были сменены на пятиконечные звезды. Оригинальные памятные доски с текстами о закладке моста и с именами его авторов и строителей, расположенные на обелисках, были сняты в 1950-х годах. Вместо них появились новые, говорившие о переименовании моста в память о С. М. Кирове. Так, вплоть до перестройки, мост просуществовал с эти именем. Затем, стараниями ранних демократов Ельцинского периода, в 1991 году мосту было возвращено его историческое название, и он вновь стал Троицким, а в 1994 году на обелиски вернулись и оригинальные доски.

Текст подготовила Анжелика Лихачева

Троицкий мост по праву считается одним из самых красивых в Петербурге. Его украшают большие канделябры, обелиски и другие элементы, которые превратили переправу в один из символов Северной столицы. «Санкт-Петербург.ру» рассказывает, как менялся мост на протяжении двух веков.

Первый мост

История Троицкого моста ведется с начала XIX века. В 1803 году на место между Петроградским и 1-м Адмиралтейским островами переместили Воскресенский плашкоутный мост, который назвали Петербургским. В прошлом наплавная переправа соединяла центральную часть города с Выборгской стороной.

В таком виде Петербургский мост просуществовал 20 лет, после чего его пришлось перестроить. Новую переправу делали с помощью гранитных блоков, которые брали возле каналов у Михайловского замка.

Новый мост открыли в 1827 году. Изначального его хотели назвать Суворовским в честь памятника знаменитому генералиссимусу, который находится перед Марсовым полем. В итоге переправа получила название благодаря Троицкой площади.

Фото: citywalls.ru

Как Троицкий мост чуть не стал Эйфелевым

Первый Троицкий мост ремонтировали в середине 1870-х годов. Его укрепили, чтобы установить линию конной железной дороги. Конки были первым массовым общественным транспортом в Петербурге.

Из-за отсутствия постоянного моста Петроградская сторона продолжала быть окраиной города, этому способствовал и запрет на строительство каменных зданий, который действовал с 1767 по 1861 год. Власти имперской столицы с 1880-х годов начали думать о создании полноценной переправы.

В конкурсе на лучший проект победил французский архитектор Гюстав Эйфель, но в техническом плане лучшим признали вариант французского общества «Батиньоль». Мост, согласно контракту, строили русские рабочие из отечественных материалов.

Первый камень торжественно заложили в присутствии императора Николая II и президента Французской республики Феликса Фора. Церемония прошла 12 августа 1897 года в память о 25-летии бракосочетания Александра III и Марии Федоровны.

1880-е годы. Фото: Николай Диго / vk.com/club998865

Открытие к юбилею Петербурга

Предполагалось, что на правом берегу Невы при строительстве моста появится насыпная дамба. В окончательном варианте по предложению русских инженеров дамбу заменили на каменную аркаду – то есть на группу каменных сводов.

Металлические элементы моста были сделаны на петербургском заводе Сан-Галли, а в украшении участвовали члены Академии художеств и французские архитекторы. На мосту, помимо различных деталей, установили памятные доски, где указаны имена всех участников масштабного проекта.

Новая переправа стала самой длинной в Петербурге. Такое звание она хранила до 1965 года, пока не построили мост Александра Невского.

Торжественное открытие Троицкого моста состоялось в честь 200-летия Петербурга. Первый развод переправы осуществил Николай II.

«Их величества подошли к разводной части моста, где на подушке находилась кнопка. Царь нажал на нее, мост опустился. Прозвучало троекратное ура. Начался крестный ход по мосту. Царь с семьей прошел в белую палатку, где городской голова преподнес всем памятные медали с изображением моста и барельефами императрицы Марии Федоровны, Николая Второго и Александра Третьего. На другой стороне медали была надпись: «Заложен в 1897 году, окончен в 1903. Сооружен в память бракосочетания императора Александра Третьего с Марией Федоровной». В пять часов вечера открылось движение по Троицкому мосту. Мост всю ночь был празднично освещен», – написали в «Петербургской газете».

Слева – строительство моста в 1900 году. Справа – открытка 1908-1914. Фото: citywalls.ru

В середине века

После Октябрьской революции переправа сменила название – она стала мостом Равенства. Следующий раз имя поменяли в 1934 году, когда в Смольном застрелили политика Сергея Кирова.

Во время блокады на Кировский мост приземлилась авиабомба, а рядом с ней упал сбитый немецкий самолет. Переправа не работала в течение двух лет – ее восстановили к лету 1944 года.

После запуска Волго-Балтийского водного пути в 1964 году по Неве начали ходить крупнотоннажные суда. Им мешали Кировский и Литейный мосты, ширина которых ограничивала возможность судоходства. Потребовалось провести реконструкцию.

Мост стали переделывать в 1965 году. Работы продолжались 18 месяцев, но движение на переправе ни разу не прерывалось. Для этого разместили временный мост, который заменял разводной пролет и его соседнюю часть.

После реконструкции изменился внешний вид моста. Специалисты перестроили крайний левобережный пролет у Суворовской площади, чтобы сделать композицию моста более гармоничной.

Впоследствии мост пару раз ремонтировали, в ходе работ были заменены исторические украшения.

Реконструкция моста, 1967 год. Фото: citywalls.ru

«Алые паруса»

В последний раз красивую переправу реконструировали к 300-летию Петербурга из-за износа многих деталей. Ремонт также был приурочен к 100-летию моста. Торжественное открытие после работ состоялось 29 мая 2003 года.

Рабочие полностью заменили пролет у левого берега и разводные механизмы, а также восстановили декоративные элементы в соответствии с историческим видом.

Сейчас Троицкий мост участвует в празднике выпускников «Алые паруса». Это единственная переправа, которую разводят в торжественную ночь – через нее проходит «сказочный» фрегат. В 2018 году мосту исполнилось 115 лет. В честь знаменательного события была включена художественная подсветка.

Связующей нитью Петроградской стороны с центральной частью Санкт-Петербурга уже долгие годы является Троицкий мост. Этот мост горожанами и гостями северной столицы заслуженно считается величественной и красивой конструкцией. В реализованном проекте наблюдается удачное сочетание инженерной мысли и парадного имперского стиля. Это один из старейших среди постоянных мостов Петербурга. Первыми были построены Благовещенский и Литейный мосты, а вслед за ними и Троицкий.

Развод Троицкого моста

Разводка моста осуществляется в промежуток с 01:20 до 4:50 утра. Он имеет один разводной боковой пролет в отличие от своего соседа — Дворцового моста. С 2017 года Троицкий и Дворцовый мосты стали разводить раньше на 15 минут по просьбе экскурсионных компаний, которые возят туристов на корабликах по рекам и каналам. Теперь у жителей и гостей Санкт-Петербурга есть возможность насладится видами разведенных мостов в отсутствии больших грузовых судов, которые идут с Финского залива.

Не менее зрелищно выглядит разведение и с набережной, когда дорожное полотно вместе с оградами, тротуарами и фонарями встает почти перпендикулярно остальной части моста.

Набережная у Троицкого моста

С Петроградской стороны мост выходит на Петровскую набережную. По ней вы можете прогуляться мимо домика Петра I к крейсеру Аврора. Также с нее открывается очень красивый вид на Исаакиевский собор через Троицкий мост.

С противоположной стороны располагается Дворцовая набережная. Если двигаться по ней в сторону стрелки Васильевского острова, вы дойдете до Дворцового моста и знаменитого Эрмитажа. В другую сторону — она переходит в набережную Кутузова и ведет к Летнему саду.

Вид на Троицкий мост и Исаакиевский собор, © Ярослав Глухов

Свое название мост получил в честь первой церкви города на Неве, и к сожалению, разрушенной впоследствии — Троицкому собору. За годы своего существования название моста несколько раз менялось. После Октябрьской революции в 1918 году его переименовали в мост Равенства, затем в 1934 году после того, как был убит С. М. Киров, мост назвали в его честь — Кировским. Начальное название вернулось мосту лишь в период перестройки — в 1991 году.

За свою длину Троицкий мост долгое время держал пальму первенства до тех пор, пока не появился мост Александра Невского и не перехватил ее. Этот мост знаменит еще и тем, что нулевой меридиан (Пулковский) проходит точно по его оси. Именно этот меридиан использовался в русской картографии вплоть до перехода на Гринвичский меридиан (начало XX века).

Многим знаком тот факт, что В. Чкалов — известный летчик-испытатель страны Советов однажды пролетел на самолете под аркой моста. Так вот Троицкий — и есть тот самый мост, под которым пролетел самолет Чкалова. Но еще сложнее пришлось летчику Е. Борисенко, которому для съемок фильма-биографии «Валерий Чкалов» пришлось повторить этот опасный для жизни трюк целых 6 раз.

Невероятным и счастливым стечением обстоятельств стала «живучесть» Троицкого моста в годы ВОВ. Общеизвестно, что бомбардировки фашистов были направленны именно на этот мост, однако он остался практически невредимым.

На месте нынешнего Троицкого моста с 1803 года находился его предок — плашкоутный мост, звали который Петербургским. Он прослужил верой и правдой 20 лет, пока не пришел в негодность. Его заменили новым плашкоутным мостом, самым длинным из ему подобных (500 метров) и нарекли Троицким, хотя задумывали назвать Суворовским. Кроме того, что мост оказался не только самым длинным, он еще был и самым украшенным: в его оформлении присутствовали декоративные чугунные решетки, фонарные столбы и накладные элементы, некоторые из которых были покрыты сусальным золотом. В таком виде мост прослужил еще 70 лет.

Конструкция и архитектура

Для постройки постоянного моста правительством Российской империи был объявлен конкурс для отбора лучшего проекта. Поначалу выиграл А. Г. Эйфель — французский инженер, «отец» известной всему миру Эйфелевой башни. Но другая фирма — «Батиньоль» (тоже французская) предложила революционный и более экономичный проект с использованием консольно-арочной системы и выиграла разрешение на строительство моста. Согласно замыслу мост состоял из пяти пролетов, а освещался он благодаря канделябрам (большим и малым). Торжественное открытие Троицкого моста было приурочено к юбилею Санкт-Петербурга, его 200-летию, и состоялось в мае 1903 года. В его первой разводке моста участвовал сам император Николай II.

После реставрации 1955 года короны и двуглавые орлы, украшавшие мост, заменили на звезды и изображения серпа и молота. При капитальной реконструкции моста 2002 года были усовершенствованы металлические конструкции, центральные опоры и проезжая часть моста, а также восстановленные элементы декора (символы самодержавия — короны и орлы) вернулись на свои места.

Длина Троицкого моста в Санкт-Петербурге составляет 582 метра.

На мосту есть точка, указывающая на его середину. Она находится на перилах в том месте, где узоры на решетке меняют свой наклон.

Достопримечательности рядом

Троицкий мост помимо всего прочего соединяет две очень популярных туристических точки на карте Санкт-Петербурга — это Марсово поле и Петропавловскую крепость. Если двигаться от Марсового поля по левой стороне, открывается знаменитый «открыточный» вид на крепость и стрелку Васильевского острова. Пройти по мосту без фотографий на этом фоне просто невозможно!

Вид на Петропавловскую крепость с Троицкого моста, © Ярослав Глухов

В пешей доступности рядом с Троицким мостом находятся Домик Петра I, Крейсер Аврора, Мраморный дворец, Санкт-Петербургская соборная мечеть, Спас на Крови, Михайловский замок, Летний и Михайловский сады, Русский музей, Михайловский театр и Эрмитаж.

Также с моста открывается вид на семь других петербургских мостов, а именно: на Дворцовый через Большую Неву, ведущий к стрелке Васильевского острова, на Биржевой через Малую Неву, на Литейный через Неву, если смотреть вниз по течению, то открывается вид на Эрмитажный мост через Зимнюю Канавку, если смотреть вверх по течению, то на Прачечный мост через Фонтанку, на Иоановский мост через Кронверкский пролив и на Верхне-Лебяжий через Лебяжью канавку.

Разводка Троицкого моста, © Ярослав Глухов

Если вы планируете добираться до Троицкого моста на общественном транспорте, то самая ближайшая станция метро «Горьковская» синей ветки. Выйдя на поверхность, вам необходимо будет двигаться в сторону Петропавловской крепости и далее к Неве. Пройти мимо моста невозможно.

Также можно добраться и на наземном транспорте. До остановки «Суворовская площадь» ходят автобусы № 46 и 49, трамвай № 3, а также маршрутка № 76. До остановки «Троицкая площадь» также ходят автобусы № 46 и 49, маршрутка № 76 и трамваи № 3, 6, 40.

Если вы предпочитаете передвигаться на личном транспорте, то в Санкт-Петербурге можно пользоваться каршерингом, самые популярные Яндекс. Драйв, Belka, YouDrive, Делимобиль. Также есть возможность арендовать авто.

Такси по центру города обойдется вам примерно в 400 рублей. В Питере поддерживаются популярные приложения Яндекс. Такси, Uber, Gett Taxi, Такси Везет. Еще один очень хороший сервис Таксовичкоф, один из самых лучших в городе.

Поселения новгородцев на месте Санкт-Петербурга существовали и до 1703 года, до основания Северной Столицы, что сохранилось в городской топономике: Коломна, Автово, .
1698 год
Город Ниен и шведская крепость Ниеншанц. Эту крепость Пётр I приказал разрушить, а новую заложить ближе к заливу на Заячьем острове.
План Санкт-Петербурга, 1705 год. Невского проспекта ещё нет, но первые городские постройки уже нанесены на карту. Также есть Новгородский тракт и путь к Зимнему дворцу и Адмиралтейству по берегу Невы.
План Санкт-Петербурга 1710-е годы. Из собрания стокгольмского Королевского военного архива
Карта Санкт-Петербурга составленная в 1717, Николя де Фер. Границей города является Мойка, между Мойкой и Фонтанкой пока ещё не застроено.
Карта Санкт-Петербурга. 1720 год.
Карта Санкт-Петербурга. 1725 год.
Карта Санкт-Петербурга. 1725 год.
Карта Санкт-Петербурга. 1730 год. То как «разлинован» Васильевский остров — это планы, воплощено будет немного в другом виде.
Карта Санкт-Петербурга. 1737 год. Территория между Мойкой и Фонтанкой заселяется, но продолжает быть настолько пустынной, что пастор Крейц в своём прошении, поданном императрице Анне Иоанновне, указывал: «Опасаюсь недостатка в воде, злоумышленников, убийц, воров и разных превратностей, случающихся обыкновенно с тем, кто живет далеко от своих соседей».
1744 год, топографическая карта Петрополиса (да, употреблялось и такое название). С середины XVIII века границей города стала Фонтанка.
Фрагмент «Плана столичного города Санкт-Петербурга с изображением знатнейших оного проспектов». Составители И. Ф. Трускотт и др., граверы И.Соколов и др., художник М. И. Махаев (СПб, 1753 год). Хорошо видны оборонительные укрепления и рвы вокруг Адмиралтейства, оно сразу планировалось не только как верфь, но и как крепость, блокирующая проход шведских кораблей до крепости Санкт-Петербург. Шведы и не совались. Окончательно убраны укрепления и засыпаны рвы будут спустя столетие, когда на эспланаде перед Адмиралтейством под руководством Карла Росси будет разбит Александровский сад и облагорожена близлежащая территория. Так же примечателен понтонный Исаакиевский мост, наводимый на время навигации.
1776 год. Новый план столичного города и крепости Санкт-Петербурга.
План столичного города Санкт-Петербурга. Гравер А. Савинков (СПб, 1825 год). Литейный мост через Неву хоть и обозначен, но он ещё не постоянный, а наплавной. Исаакиевский собор ещё предыдущий — третий, а Адмиралтейство и Казанский собор уже нынешние и постройкой Биржи завершён ансамбль Стрелки Васильевского острова. Смольный собор так же уже есть, но достроен и освящён он будет через 10 лет, в 1835 году.
Карта Санкт-Петербурга. 1840 год. Заметные изменения — на карте появился Обводный канал, открытый для судоходства в 1835 году.
Карта Санкт-Петербурга. 1840 год, легенда 1.
Карта Санкт-Петербурга. 1840 год, легенда 2.
Карта Санкт-Петербурга. 1840 год, легенда 3.
Карта Санкт-Петербурга. 1858 год
Карта Санкт-Петербурга. 1858 год, пояснения к плану.
Карта Санкт-Петербурга. 1859 год. Удивляют Троицкий и Дворцовый мосты, которые будут построены в 1903 и 1917 году соответственно.
Из Путеводителя по железным дорогам России 1867 года.
1893 год. Тут уже постоянный Литейный мост, открытый в 1879 году.
1898 год.
Бонусом XX век и современность:
1903 год.
1904 год. Таксомерный план
1913 год. Тут уже есть постоянные мосты через Неву: Литейный, Благовещенский, Троицкий, но Дворцового ещё нет, он начнёт строиться в следующем 1914 году, а вместо него пока ещё плашкоутный Исаакиевский мост (от Сенатской площади на Васильевский остров).
1940 год.
Современная карта, ну, почти. Нескольких станций метро не хватает.
Аксонометрический план с основными достопримечательностями.
Абсолютное и душевое потребление вина по полицейским участкам г. Санкт-Петербурга, 1903 год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *