Все о метро Москвы

В 1863 году в Лондоне было построено первое в мире метро – линия внеуличной железной дороги для поездов с паровой тягой. Уже тогда метрополитен показал огромные преимущества перед наземным городским транспортом и стал быстро развиваться.
Самые первые идеи по строительству метро в Москве появились еще в 1875 году. Инженер Титов предложил проложить железнодорожный тоннель от Курского вокзала до Марьиной рощи, но до проекта дело так и не дошло.
В 1902 году инженеры П.Балинский и Е.Кнорре предложили проект, который предусматривал соединить Замоскворечье с Тверской заставой подземной линией, а через Красную площадь и у Пушкинской площади поезда должны были двигаться по эстакаде. Но городская Дума отклонила идею, обосновав отказ недостаточной проработанностью проекта. К тому же большую роль сыграло и существовавшее на тот момент трамвайное лобби, – в те годы трамвай в Москве приносил большую прибыль в городскую казну.

Однако, через несколько лет к идее строительства метрополитена в Москве все же вернулись, причем уже сами городские власти. Население столицы стремительно росло, и, соответственно, обострялись транспортные проблемы. Но начавшаяся Первая мировая, затем гражданская война и последовавшие за ними экономические трудности и отсутствие кадров отодвинули решение транспортной проблемы на неопределенное время.
В очередной раз к идее строительства метро вернулись в 1924 году. Управлением московских городских железных дорог был разработан проект сети метро из 4 диаметральных и 1 кольцевой линий, а в июне 1931 года на Пленуме ЦК ВКП(б) было принято решение о начале строительства. Главным организатором строительства был назначен Л.Каганович.
15 мая 1935 года состоялось торжественное открытие первой линии Московского метрополитена, и началось регулярное движение четырехвагонных поездов. Линия шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры» с ответвлением на «Смоленскую», ее общая протяженность была 11,2 км. На линии было сооружено 13 станций и 17 вестибюлей. Первоначально метрополитен столицы носил имя Л.Кагановича.
В конце 1930-х годов было открыто еще две линии и несколько станций. Дальнейшие проекты строительства были отложены во время Великой Отечественной войны. Осенью 1941 года метро использовалось как бомбоубежище, а когда немецкие войска вплотную подошли к Москве, метро предполагалось уничтожить, чего, к счастью не произошло, и вскоре оно вновь начало функционировать.
В послевоенные годы строительство продолжилось. В 1954 году было завершено сооружение «Кольцевой линии», а в 1960-е годы развивалась концепция радиальных линий, соединенных сначала лишь с Кольцевой, а затем радиусы были объединены в диаметральные линии. В 1958 году на станциях были установлены первые монетные турникеты. Московский метрополитен награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.
В настоящее время ежедневно услугами метрополитена пользуются в среднем более 7 миллионов пассажиров, а в будние дни этот показатель превышает 9 миллионов (это наивысший показатель в мире). Сегодня Московский метрополитен – это 14 линий, протяженностью более 408 км, на которых расположены 233 действующие станции.

Многие станции меняли свои названия, а некоторые – и не по разу. Также в состав метрополитена входит монорельсовая дорога. И, конечно же, Московское метро всемирно известно богатой отделкой многих станций с замечательными образцами искусства эпохи социалистического реализма, 48 из них признаны объектами культурного наследия, а более 40 являются памятниками архитектуры.

Сегодня Московскому метрополитену исполняется 85 лет. Сергей Собянин посетил столичное электродепо «Северное» и поздравил его работников и ветеранов с праздником.

«Сегодня в Москве поистине большой праздник — 85-летие метро, самого большого с точки зрения объема перевозки пассажиров в мире, самого лучшего, самого точного, самого надежного и самой динамично развивающейся транспортной системы. В московском метро сегодня трудятся 60 тысяч человек. Это машинисты электропоездов, кассиры, обслуживающий персонал, ремонтники. Огромный коллектив управляет сложнейшей системой транспорта в мире, причем делает это очень качественно, квалифицированно и надежно», — отметил Сергей Собянин.

Средний возраст работников метро — 42 года. Они представляют более чем 200 профессий/специальностей. Трудовой коллектив метро насчитывает 108 династий с суммарным стажем работы более 13 тысяч лет. Среди ветеранов московского метро 107 ныне живущих участников Великой Отечественной войны.

Первая очередь московского метро была открыта 15 мая 1935 года. Протяженность линии составляла 11,5 километра, на ней находились 13 станций — от «Сокольников» до «Парка культуры», а также ответвление на станцию «Смоленская». Электродепо «Северное» открыли незадолго до этого — 10 ноября 1934 года.

Достижения московского метро

Сегодня столичная подземка вместе с Московским центральным кольцом (МЦК) и Московскими центральными диаметрами (МЦД) насчитывает 333 станции — 238 станций метро, 31 станцию МЦК, 58 станций МЦД и шесть станций монорельса. Кроме того, работает 20 электродепо.

За последние 10 лет протяженность линий и количество станций метро выросли в 1,8 раза. Сейчас подземка связывает центр города и его отдаленные районы. Два кольца обеспечивают удобные пересадки и транзит пассажиров без заезда в центр.

Ежедневно по 15 линиям метро проходит более 12,5 тысячи поездов. Средняя дальность одной поездки — около 14,5 километра. Средняя эксплуатационная скорость поездов с учетом остановок составляет около 41,61 километра в час.

До начала пандемии в будний день метро, МЦК и МЦД пользовались в среднем около 9,5 миллиона пассажиров. В прошлом году московская подземка перевезла более 2,5 миллиарда человек. Это больше, чем любая другая транспортная компания России.

Московское метро занимает первое место в мире по точности соблюдения расписания (99,98 процента) и интенсивности движения — 38–40 пар поездов в час пик на основных линиях. Кроме того, столичная подземка имеет самый большой в мире индекс пассажирской лояльности.

Метрополитен становится надежнее. За последние 10 лет количество сбоев сократилось на 41 процент. Если раньше на миллион километров, пройденных вагоном, приходилось 0,17 случая сбоя, то сейчас — 0,1. Это лучший в мире показатель по оценке самой авторитетной международной транспортной организации CoMet (Community of Metros).

«Хотел сегодня, в этот праздничный для метрополитена и для всего города день, поздравить работников метрополитена и всех москвичей не только с тем, что у нас есть такой прекрасный транспорт, но и с тем, что он развивается. Сегодня метро является частью жизни не только тех, кто сегодня там работает, но и большинства москвичей, которые регулярно пользуются метро», — сказал Сергей Собянин.

С 15 мая этого года зарплата сотрудников Московского метрополитена будет проиндексирована на четыре процента.

В последние годы особое внимание уделяется обновлению подвижного состава. Сегодня в парке метро более шести тысяч вагонов — это второе место в мире. 58 процентов из них относится к новым сериям. В ближайшие три года планируется ежегодно приобретать по 600 вагонов — это приведет к практически полному обновлению парка (89,5 процента). Закупать будут вагоны отечественного производства — они на 25 процентов дешевле зарубежных аналогов.

Московское метро — единственное в мире, где эксплуатируются поезда с автоматическим обеззараживанием воздуха в климатических системах. Ультрафиолетовые лампы работают более чем в 2800 вагонах «Ока» и «Москва» — это около половины от их общего числа.

Безопасность пассажиров в метро обеспечивает свыше 17 тысяч видеокамер. В столичной подземке более 370 вестибюлей и 3700 турникетов на входах, а также свыше 5700 светофоров. Кроме того, в подземке установлено более 900 эскалаторов — их общая длина составляет свыше 37 километров. Самая глубокая станция — «Парк Победы» (84 метра).

Электродепо «Северное»

Электродепо «Северное» было построено 10 ноября 1934 года для обслуживания первых поездов метро. Оно расположено в Красносельском районе по адресу: улица Краснопрудная, дом 9а.

Сегодня депо «Северное» вместе с депо «Черкизово» обслуживает Сокольническую линию. Здесь находятся цех эксплуатации, цех ремонта, мотодепо, пункт восстановительных средств и ремонтно-строительный участок. В электродепо трудятся 876 человек, в том числе 287 машинистов и 123 слесаря по ремонту подвижного состава.

В электродепо содержится 304 вагона. Для перевозки пассажиров используются 300 вагонов модели 81-717/714 (номерной) и ее модификаций. На Сокольническую линию из депо выходит 38 семивагонных составов.

До начала режима самоизоляции поезда электродепо «Северное» перевозили в среднем 10–14 миллионов пассажиров в месяц — около 530 тысяч человек в день.

Как работает метро в условиях пандемии

Московское метро реализует комплекс мер по борьбе с распространением коронавирусной инфекции.

Из-за режима самоизоляции количество пассажиров подземки составляет менее 20 процентов от прежнего уровня, фактически исчез час пик. При этом сохраняется обычный график движения поездов. Это нужно для того, чтобы люди соблюдали социальную дистанцию. На самых востребованных линиях в час пик проходит по 38–40 пар поездов — это обеспечивает интервал движения около 90 секунд.

В поездах, на платформах и в вестибюлях появилась разметка и стикеры, которые обеспечивают социальное дистанцирование пассажиров. С наступлением тепла в вестибюлях метро сняли вторые двери, а основные зафиксировали в открытом положении. Благодаря этому пассажиры могут зайти в метро, не касаясь дверей. На станциях установили 1620 бесплатных санитайзеров для дезинфекции рук.

Приостановлено действие проездных билетов, кроме карт «Тройка» и социальных карт, привязанных к цифровым пропускам — они проверяются автоматически на турникетах. Соблюдение пропускного режима помогают контролировать сотрудники ГКУ «Организатор перевозок». Порядок обеспечивают работники службы безопасности Московского метрополитена и сотрудники УВД на Московском метрополитене.

В метро введен усиленный режим дезинфекции. Обрабатываются помещения персонала депо, тоннели, а также вагоны, вестибюли и платформы станций. Дезинфекцию проводят круглосуточно, несколько раз в день. В этой работе задействованы более четырех тысяч сотрудников.

«Вам нужно беречь и пассажиров, и себя тоже, потому что вы, по сути дела, на передовой. Рядом с вами проходит огромное количество людей. И от того, насколько вы себя защищаете, защищаете жителей Москвы, во многом зависит и то, как будет развиваться пандемия», — сказал Мэр Москвы.

Обработка вагонов производится два раза в день парогенераторами и растворами, рекомендованными Роспотребнадзором. Кроме того, каждые полтора-два часа происходит дезинфекция всех элементов пассажирской зоны, к которым могут прикасаться люди. Таким образом, частота обработки пассажирской зоны увеличена в 12–15 раз.

Качество обработки ежедневно контролируют санитарные врачи метро с помощью люминометров, которые определяют уровень загрязненности. Анализ показывает, что дезинфекция позволяет снизить этот показатель в пять и более раз.

С 12 мая в столичном метро, как и во всем городском транспорте, введен масочный и перчаточный режим. Для пассажиров на всех станциях метро и во всех работающих вестибюлях заранее была организована продажа масок и перчаток. Уже продано более 56 тысяч масок и 113 тысяч пар перчаток.

Какими были первые поезда московского метро

Первые вагоны типа А для московского метро были собраны в 1934 году на Мытищинском вагоностроительном заводе. Он до сих пор является главным предприятием по производству составов для столичной подземки.

В каждом вагоне было 52 сидячих места — мягкие диваны с кожаной обивкой. Всего вагон типа А вмещал около 260 человек. К началу регулярного движения в столицу прибыло 58 таких вагонов. Составы формировались из моторных и прицепных вагонов.

В первый год работы метро с интервалом пять минут ходили четырехвагонные составы. К январю 1936 года на линии курсировали уже шестивагонные поезда. Производство вагонов типа А прекратили в 1937 году. В 1950-е все составы были модернизированы — их эксплуатация в общей сложности продолжалась около 40 лет.

Исторический состав из вагонов типа А восстановили к 80-летию Московского метрополитена, который отмечался в 2015 году. Сейчас поезд находится в электродепо «Измайлово». До введения режима самоизоляции на нем мог прокатиться любой желающий во время ночных экскурсий. После отмены ограничительных мер такая возможность появится вновь.

Немного статистики: динамика пассажиропотока

В 1935 году поездка на метро от «Сокольников» до «Парка культуры» или до «Смоленской» длилась 21,5 минуты, а тот же маршрут на трамвае занимал более двух часов.

В первый год работы Московского метрополитена в среднем в сутки совершалось 177 тысяч поездок. Пассажиров было мало, так как люди боялись спускаться под землю, опасались невиданных ранее эскалаторов и быстрых подземных поездов.

Однако москвичи быстро привыкли к метро, и пассажиропоток начал стабильно расти. В отдельные дни 1940 года поезда столичной подземки перевозили уже свыше одного миллиона пассажиров.

С началом Великой Отечественной войны к ноябрю 1941 года среднесуточные перевозки сократились более чем в три раза по сравнению с довоенным периодом и составляли всего 279 тысяч поездок в день.

В декабре 1941-го, когда противник был отброшен от Москвы, перевозки на метрополитене вновь начали расти. Тогда в день совершалось 316,6 тысячи поездок. А во втором квартале 1943-го они достигли довоенного уровня. В 1945 году этим видом транспорта по будням пользовались около 1,7 миллиона пассажиров, а спустя два года — уже 1,9 миллиона человек.

За 1962 год метрополитен перевез более одного миллиарда пассажиров, то есть в день им пользовались свыше трех миллионов человек. За 27 лет с момента открытия метро суточные перевозки пассажиров выросли в 16 раз.

В 1971-м поездки в метро совершили 1,6 миллиарда пассажиров. Ежедневно фиксировалось свыше 4,6 миллиона поездок. К 1976 году этот показатель увеличился до 5,7 миллиона поездок в день.

Суточный пассажиропоток в 1981 году достиг 6,5 миллиона пассажиров, а к концу десятилетия — 7,5 миллиона. Из них около одного миллиона человек пользовались метро в утренний час пик.

На рубеже ХХ–XXI веков пассажиропоток составлял 8,8 миллиона.

В 2019 года метрополитен перевез 2,6 миллиарда пассажиров — почти на 10 процентов больше, чем в 2010 году.

Обновление инфраструктуры

За последние 10 лет доля современных вагонов в Московском метрополитене увеличилось с 13 до 58 процентов, протяженность нового высоковольтного кабеля — с 63 до 80 процентов, число роторов тоннельной вентиляции — с 11 до 89 процентов. Было обновлено 485 эскалаторов и все турникеты, отремонтировано и благоустроено 100 станций.

Московская подземка последовательно переходит на бесстыковой путь: с 2017 года уложено более 160 километров. Это позволит повысить комфорт перевозок и сделать безопаснее движение поездов, а также уменьшить эксплуатационные расходы. В результате шум и вибрация сокращаются с 91 до 84 децибел, удельное сопротивление движению поездов — до 10 процентов, количество отказов в работе рельсовых цепей автоблокировки — на 60 процентов. Также снижается динамическая нагрузка на сооружения и подвижной состав.

В метро проводят масштабную модернизацию вентиляционной системы. Сегодня модернизировано уже более 300 вентшахт, еще 60 планируется заменить до 2023 года.

Современные вентагрегаты имеют такой уровень автоматизации и надежности, которого не было у советских устройств. Новые вентиляторы позволяют на 40 процентов увеличить воздухообмен, а также снизить температуру воздуха до трех градусов Цельсия, что особенно ощутимо в летние месяцы. Кроме того, новые агрегаты позволят почти вдвое снизить концентрацию углекислого газа в воздухе столичного метро — с 0,75 до 0,45 литра в кубическом метре.

К тому же новые установки снабжены функцией самодиагностики и снижают энергопотребление на пять процентов, позволяют осуществлять мониторинг и управление оборудованием вентшахт из единого диспетчерского центра Московского метрополитена.

Как метро стало цифровым

В 2019 году открыли единый диспетчерский центр (ЕДЦ) подземки — инновационное структурное подразделение, в котором сосредоточен диспетчерский персонал всех служб, ответственных за организацию движения и эксплуатацию метрополитена.

Его создание заметно повысило скорость обмена информацией между службами и улучшило качество принимаемых решений. Благодаря запуску ЕДЦ метрополитен наполовину снизит время реагирования на возникновение отклонений от нормальной работы и вдвое сократит время выхода из любых инцидентов.

ЕДЦ является частью программы «Цифровое метро», реализуемой с 2013 года. Помимо модернизации диспетчеризации, в нее входят проекты создания умной системы видеонаблюдения и транспортной безопасности, а также цифрового контроля работы подвижного состава и состояния инфраструктуры метрополитена.

До запуска единого диспетчерского центра метро при всей интенсивности движения работало преимущественно в аналоговом режиме. Диспетчеры держали связь по телефону. Сотрудник по внутренней связи докладывал о неполадке или инциденте, и через цепочку звонков информация попадала к дежурному по метрополитену, который принимал необходимые решения, информировал руководство и городские службы. Эта система надежно работала десятилетиями. Однако сегодня появились современные цифровые технологии, которые позволяют значительно повысить скорость реагирования на нештатные ситуации и сделать Московский метрополитен еще более надежным и комфортным для пассажиров.

В ЕДЦ создан центр организации перевозок (ЦОП), в котором находятся рабочие места дежурного по метрополитену, диспетчеров движения, старших диспетчеров дирекции инфраструктуры, МЦК, отдела пожарной охраны, службы подвижного состава, связи, пассажирских сервисов и пресс-службы.

Благодаря цифровизации данные, поступающие в ЕДЦ от разных систем метро в режиме реального времени, транслируются на видеостену из 36 мониторов.

В штатном режиме на ней представлены фактические и прогнозные показатели пассажиропотока на станциях и линиях, суточные графики пассажиропотока и задержек в движении поездов, информация о текущих отклонениях от нормальной работы, данные по исполнению графика движения по каждой из линий и сведения о плановых работах. Во время инцидента диспетчеры видят всю необходимую информацию для максимально быстрого устранения нештатной ситуации.

В ближайшие годы планируется оцифровать все значимые для организации перевозок объекты инфраструктуры. Каждые станция и перегон будут иметь цифровые 3D-паспорта, включающие сведения от даты установки конкретной детали до сроков планового ремонта.

В ЕДЦ внедряется система поддержки принятия решений, в которую уже заложено около 100 сценариев. При возникновении нештатной ситуации система предложит диспетчерам оптимальный алгоритм действий.

Поездки с комфортом

Столичный метрополитен стремится предоставлять пассажирам сервис самого высокого уровня. С 2017 года парк пополняется только поездами нового поколения «Москва». Это надежные, современные, комфортные и вместительные поезда. В них есть тач-панели для построения маршрутов, зарядки для мобильных телефонов, удобные теплые поручни. Сегодня это второй по распространенности тип подвижного состава в Московском метрополитене. Всего курсирует 195 таких поездов по семи линиям — Таганско-Краснопресненской, Калужско-Рижской, Филевской, Сокольнической, Некрасовской, Солнцевской и Большой кольцевой.

Во всех поездах метро работает бесплатный Wi-Fi. Разработано удобное приложение «Метро Москвы», которое скачали уже более 3,4 миллиона человек. С его помощью можно построить маршрут, пополнить карту «Тройка» и узнать интересную информацию о станциях подземки.

По количеству способов оплаты проезда Московский метрополитен занимает первое место в мире. В 2020 году Москва получила главную награду международной премии Transport Ticketing Global в номинации «Лучшая умная билетная система — 2020».

Самой популярной у пассажиров является карта «Тройка» — ей пользуются свыше 90 процентов человек. Помимо традиционного формата, эту карту выпускают в форме брелоков, браслетов, колец, жетонов, вкладышей и наклеек. В период борьбы с распространением коронавирусной инфекции проезд в метро возможен только по карте «Тройка» или социальной карте, номера которых привязаны к цифровому пропуску.

В Московском метрополитене создана современная система информирования, уникальная по количеству каналов взаимодействия с пассажирами. Одним из новых каналов информирования являются экраны в вагонах. Всего в 3,5 тысячи вагонов установлено свыше 15,4 тысячи экранов, на которые выводится различная информация для пассажиров, в том числе в случае чрезвычайных ситуаций. Также на них транслируются новости об актуальных событиях, происходящих в городе и мире. Например, так горожан знакомили с информацией, касающейся чемпионата мира по футболу 2018 года. Также на экранах в вагонах можно увидеть новогодние поздравления Президента России и Мэра Москвы.

На станциях, где наблюдается высокий пассажиропоток, организованы стойки «Живое общение». Всего их 28. Благодаря им пассажиры могут получить необходимые консультации. За 2019 год сотрудники стоек провели около 900 тысяч консультаций. В период самоизоляции работа стоек временно приостановлена, а консультанты наряду с другими сотрудниками метро сообщают пассажирам о работе системы автоматической проверки цифровых пропусков и привязке к ним карт «Тройка».

Для оказания помощи гражданам с ограниченными возможностями в 2013 году был создан Центр обеспечения мобильности пассажиров. Его специалисты бесплатно сопровождают пассажиров по всему маршруту следования, при необходимости провожают до поездов пригородного сообщения, автостанций, поездов дальнего следования и объектов социальной сферы, а также оказывают информационную поддержку. За весь период работы центра его услугами воспользовались более одного миллиона человек, в том числе в 2019 году — свыше 115 тысяч человек.

Кроме того, московское метро развивается и как культурная площадка. Вне режима самоизоляции там регулярно запускают тематические поезда, выступают музыканты, ставят спектакли, проводят экскурсии, выставки.

Наиболее известным стал проект «Музыка в метро». В 2016 году, когда проект стартовал, музыканты играли только на трех площадках, а сейчас более 30. В период самоизоляции выступления музыкантов транслируются онлайн на страницах проекта в социальных сетях.

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Плеханова

(технический университет)

Кафедра гидрогеологии и инженерной геологии

Курсовая работа

П
о дисциплине: Цивилизация и строительство

Тема: Метрополитены мира

студентка гр. РГИ-08

Дубинина М.С.

Проверил: руководитель

доцент Шидловская А.В.

Санкт-Петербург 2009 год

Аннотация

В данной работе рассмотрена история строительства, строения, способы и геологические условия Лондонского, Петербургского и Вашингтонского метрополитенов. Целью моей работы является подробное изучение глубин этого познавательного материала и выявление особенностей строения каждого из предложенных мной метрополитенов. А также определение мировых значений метро для современного человека и общества в целом.

The summary

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение стр.4-5

1. Основная часть

Лондонский метрополитен

Вашингтонский метрополитен

Санкт-Петербургский метрополитен

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Метрополитен, метро (франц. métropolitain, буквально — столичный, от греч. metrópolis — главный город, столица), городская внеуличная железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров. Метро отличается большой пропускной способностью, регулярностью и высокой эксплуатационной скоростью движения поездов. Линии метро могут быть подземными (в тоннелях), наземными и надземными (на эстакадах). Различают закрытый способ строительства с помощью тоннелепроходческих щитов и открытый, при котором тоннели и станции строятся в котлованах и после засыпаются грунтом.

Закрытый способ применяется при строительстве линий глубокого и мелкого заложения. При этом все работы по строительству метрополитена ведут в подземных условиях, без нарушения уличного движения. Открытый способ применяют при сооружении линий метрополитена мелкого заложения (проходящих на глубине 10-15 м от поверхности земли), при этом все работы по возведению тоннельных конструкций выполняют в открытых котлованах, которые после завершения строительства засыпают грунтом.

Строительство первого в мире метро осуществляла компания Metropolitan Railways («Столичные железные дороги»). От её названия произошло собственно слово «метрополитен», употребляемое сейчас во многих странах. Между тем в самой Великобритании используется термин underground (подземка), а в США — как subway, так и метро. Первая линия метрополитена (3,6 км) была построена в Лондоне. Запущена 10 января 1863 года. Изначально первая линия в Лондоне эксплуатировалась на паровой тяге, которая с 1890 года заменялась на электрическую. Второй метрополитен был открыт в Нью-Йорке в 1868 как надземный, однако первые надземные участки не сохранились и впоследствии были заменены подземными (первая подземная линия открыта в 1904). На европейском континенте старейшими являются метрополитены Будапешта (1896), Вены (1898), Парижа (1900), Берлина (1902), а также Гамбурга (1912).

В Великобритании следующим после лондонского стал метрополитен в Глазго (1896). В России первая линия метрополитена была торжественно открыта в Москве 15 мая 1935 года, а в Санкт-Петербурге 15 ноября 1955 года. Я бы хотела рассказать об истории строительства и развития Лондонского, Вашингтонского и Санкт-Петербургского метрополитенов.

ЛОНДОНСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН

Лондонский метрополитен является крупнейшим в Европе и старейшей в мире подземной системой. Первая в мире линия метрополитена длиной в 3,6 км строилась восемь лет и была открыта 9 января 1863 года. Она соединяла Западный и Северный вокзалы в Лондоне и предназначалась в основном для транзитной переброски железнодорожных грузов. Первая, лондонская, подземная дорога работала на паровой тяге. О пассажирах заботились мало: паровозы работали на угле, и лондонцы выходили из вагонов черными от копоти. Трудно было очищать и тоннели метро от накапливавшейся там копоти. Аварии тоже были обычным явлением. И все же даже такое метро пользовалось успехом.

Лондонский метрополитен имеет 12 линий и 268 станций:

Кольцевая — 20,8 км, 27 станций;

Дистрикт — 64 км, 60 станций;

Восточный Лондон — 6,4 км, 7 станций;

Хэммерсмит-Сити — 14,4 км (в часы пик — 26,4 км), 19 станций (в часы пик — 28 станций);

Метрополитен — 66,4 км, 34 станции;

Бэйкерлоо — 22,4 км, 25 станций;

Центральная — 73,6 км, 49 станций;

Юбилейная — 22,4 км, 17 станций;

Северная — 57,6 км, 49 станций;

Пикадилли — 68 км, 51 станция;

Виктория — 22,4 км, 16 станций;

Доклэнд — трамвайная линия, входящая в систему Лондонского метрополитена.

Строительство метрополитена осуществлялось в основном открытым способом. Первый участок, сооруженный закрытым способом ведения работ, был построен по проекту инженера Берлоу в 1870г. Для проходки тоннеля здесь был применен буровой щит цилиндрической формы, с обделкой из чугунных тюбингов, собранных на резьбовых соединениях. Тюбинги получили свое название от слова «тюб» (труба). Цилиндрическая форма туннелепроходческих щитов, созданных в те времена инженером Грейтхедом, и сегодня широко применяется в различных щитовых модификациях при проходке тоннелей глубокого заложения. В конце 40-х годов нашего столетия в строительстве метрополитена нашли также широкое применение железобетонные тюбинги на болтовых соединениях. Большая часть станций лондонского метрополитена построены с обделкой из чугунных тюбингов. Они и сейчас широко применяются при сооружении тоннелей глубокого заложения на наиболее сложных участках, так как обладают высокой надежностью и создают прочную конструкцию.

Первоначально, при прокладке линий мелкого заложения, средняя глубина 7,2м., применялся открытый способ работ. Разработка грунта велась в котловане, который после проходки тоннеля засыпался. Построенные таким образом перегоны позволяли разместить 2 пути, а на станциях тоннели дополнительно расширялись для устройств платформ и лестниц. Многие станции открытого способа работ снабжались арочной крышей, выходящей на поверхность земли, без обратной засыпки котлована.

Второй тип тоннелей — глубокого заложения, средняя глубина 24м. Их проходка велась в очень благоприятных условиях — в голубых лондонских глинах, залегающих под большей частью города. Под этим названием в геологии известен особый ярус английского эоцена, достигающий 200 метровой мощности и содержащий с одной стороны остатки наземных животных (птиц, млекопитающих и др.), а с другой плоды тропических растений и раковины таких моллюсков.

Станции глубокого заложения, как правило, представляют собой 2 станционных тоннеля с диаметром немного большим, чем у перегонного, с устройством среднего зала минимальной длины для соединения с эскалаторами или переходными лестницами. С продлением линий метрополитена в пригороды и выходом их на поверхность его станции становятся похожими на обычные железнодорожные. Надо отметить, что условия сооружения лондонского метрополитена способом глубокого заложения весьма благоприятны, так как грунт в основном глинистый, водонепроницаемый, не требующий производства больших гидроизоляционных работ.

Как на глубоком, так и на мелком заложении, все станции в основном с боковыми платформами, которые соединяются друг с другом системой переходов, расположенных, как правило, под путевыми тоннелями и имеющих размеры в пределах 3×25 м. Станции и переходы отделаны облицовочной плиткой разных размеров. На путевых стенах, а также стенах переходов размещена реклама.

Подвижной состав, эксплуатируемый на линиях мелкого заложения, по своим габаритам соответствует поездам железной дороги, а для линий глубокого заложения он имеет значительно меньшие габариты, соответствующие диаметру тоннелей. На различных линиях встречаются поезда разных модификаций обоих типов, так как почти каждая из них обладает индивидуальными особенностями. Например, Центральная и Виктория, где платформы длиной 120 м, могут обслуживать составы с большим количеством вагонов, чем на других глубоких линиях с платформой в 105 м. Виктория оборудована системой автоматического управления поездов, что требует наличия специального подвижного состава. Линия Пикадилли обслуживает аэропорт Хитроу, и поезда на ней имеют специальные места для багажа. Для плотного движения по Кольцевой линии целесообразнее поезда с меньшим количеством сидений, но с большим числом дверей.

ВАШИНГТОНСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН

Администрация Вашингтонского метрополитена WMATA была создана в 1967 г. С этого времени началось проектирование метрополитена, а с 1969 г. его строительство. В 1973г. была задействована транспортная подсистема Metro-Bus и в 1976 г. пущен в эксплуатацию первый участок длиной 7,41 км с пятью станциями собственно метрополитена (Metrorail). Оно охватывает всю территорию «Большого Вашингтона» — от Роквилла на севере до Александрии на юге.

Линии метрополитена проходят через два штата (Вирджиния и Мэриленд) и федеральный округ Колумбия.

«Большой Вашингтон» стоит на очень рыхлых, болотистых почвах. Поэтому станции относительно глубокого залегания были построены только в центре города, в районах исторической застройки. Большая же часть вашингтонского метрополитена — наземная (или надземная), напоминающая берлинский Stadtbahn или московское лёгкое метро. Наземные перегоны между станциями метро очень длинны (особенно в пригородах) и практически не охраняются: рельсы огорожены только проволочной сеткой. Поезда движутся достаточно медленно — со средней скоростью 40 км/ч.

Самые глубокие станции находятся на северо-восточной оконечности Красной линии: Wheaton (здесь установлен самый длинный эскалатор в Западном полушарии — длиной 230 футов, или 70 м) и — самая глубокая станция — Forest Glen (на глубине 196 футов, или 60 м — вместо эскалаторов здесь используются высокоскоростные лифты).

Сеть метрополитена насчитывает пять линий: Красная, Синяя, Оранжевая, Желтая и Зеленая. Оранжевая и Желтая действуют на полной длине, остальные достраиваются (Красная и Синяя — по одному перегону, Зеленая — на двух участках с восемью перегонами) и 86 станций.

Одно из отличий Вашингтонского метрополитена — единая архитектурно-строительная концепция станций: все они выполнены из монолитного железобетона в переставных опалубках независимо от способа сооружения — закрытого в скальных грунтах или в открытых котлованах. На вид обделка выглядит так, будто она собрана из больших железобетонных тюбингов. Этот эффект достигается формой опалубки, с помощью которой получаются кессонированные боковые стены и свод. Перегонные тоннели сооружаются (в основном, однопутные) закрытым способом механизированными щитами. Сначала монтируется сборная железобетнная обделка, внутри нее — трехслойная оклеенная гидроизоляция, а затем бетонируется внутренняя железобетонная обойма, на которую укладывается жесткое основание пути.

В АВСТРАЛИЮ ПРИШЛО МЕТРО

В Сиднее, крупнейшем городе Австралии, 26 мая открылся пер­вый на материке метрополитен. Пока действует только Северо-За­падная линия протяженностью 36 километров. Автоматизирован­ные беспилотные поезда курси­руют между 13 станциями. В 2024 году планируют запустить вторую очередь. Тогда сиднейское метро будет обслуживать 31 станцию, об­щая длина путей составит 66 ки­лометров.

ПАРИЖСКОЕ МЕТРО ОБЗАВЕДЕТСЯ СТАНЦИЕЙ-РЕСТОРАНОМ

Закрытая станция парижского метро «Круа-Руж» снова заработает в 2021 году в новом качестве. На ней планируют разместить модный коктейль-бар с рестораном. Проект заведения в необычном месте предложила Архитектурная группа SME Architectes для участия в конкурсе «Переосмыслить Париж-2».

Попасть в ресторан под названием «Терминус» (Terminus) можно будет, как и на другие станции метро. Сообщение с «Круа-Руж» по-прежнему действует, просто с момента закрытия поезда проезжали ее без остановки. В подземный бар можно будет зайти и через вход с улицы.

У «Круа-Руж» две береговые платформы. Это позволило авторам проекта поделить пространство станции на зоны. Одна из них послужит коктейль-баром, вторая – рестораном.

Terminus в переводе с французского означает «конечная станция». Такой и была «Круа-Руж» с 1923 года для 10-й линии парижского метро. Станция закрылась в 1939-м, когда Франция вступила во Вторую мировую войну. В Париже два десятка подобных заброшенных объектов.

ПОДЗЕМКЕ КРАСНОЯРСКА МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ ОПЫТ ЮЖНОЙ КОРЕИ

В Красноярске для продолжения строительства метрополитена могут использовать опыт Южной Кореи. Как сообщил вице-мэр города Олег Животов, рассматривается вариант совмещения метро и скоростного трамвая с тоннелями неглубокого заложения. Средства на актуализацию проекта уже выделяются, но окончательный план пока не выбран. Большинство запроектированных станций красноярского метро – глубокого заложения. Поэтому сооружение первой очереди по существующему проекту потребует серьезных затрат.

Наземные станции в Сибири

Уже в следующем году пассажиров примут первые наземные станции метро Новосибирска. Проект развития общественного транспорта получил название «Городская электричка». Как сообщил мэр Новосибирска Анатолий Локоть, всего в Кировском районе построят четыре остановочных пункта наземного метро. — Наземное метро – это относительно недорогой способ разгрузить дороги города, обеспечить доступность центра для жителей отдаленных микрорайонов – проект городской электрички может стать реальным уже в 2019-м, – пояснил Анатолий Локоть. Напомним, Новосибирское метро запустили в 1985 году.

В Нью-Йорке запустили винтажный поезд

В метрополитене Нью-Йорка 2 апреля запустили ретро-поезд в честь открытия футбольного сезона. Эту традицию американские коллеги продолжают несколько лет. Старинный состав Lo-V (low voltage) из 4 вагонов 1917 года выпуска курсировал между станциями 42 St-Grand Central и 161 St-Yankee Stadium. Пассажиров на борт винтажного поезда не пускали – он следовал без остановок. Его вагоны собраны из дерева и обшиты сверху железом. Внутри салона в жаркую погоду работает потолочный вентилятор. Свое прозвище, означающее «низкое напряжение», поезд получил за то, что не использует третий рельс для езды.

СМАРТФОН ОПЛАТИТ ПРОЕЗД

23 октября власти Нью-Йорка утвердили новую систему оплаты проезда в метро города. Пассажиры смогут купить билет, приложив к турникету смартфон или банковскую карту. Это будет адаптированный вариант системы, которую уже несколько лет используют британские коллеги и не так давно — Москва. Чтобы технология заработала, новые электронные считыватели установят на 500 турникетах в метро. Оплата проезда по телефону или кредитке должна сократить очереди к автоматам по продаже транспортных карточек и ускорить пассажиропоток.

ПОЕЗД С РУССКИМ АКЦЕНТОМ

25 октября в лондонском метро запустили новый тематический поезд «Сердце России». Состав будет курсировать в течение трех месяцев по трем линиям — Кольцевой, Хаммерсмит-энд-Сити и Дистрикт. Он познакомит жителей и гостей столицы Великобритании с наиболее значимыми достижениями России в науке и искусстве. В составе поезда семь вагонов, каждый из которых посвящен отдельной теме: балету, изобразительному искусству, литературе, кинематографу, архитектуре, космосу и науке.

ПЕРВАЯ СТАНЦИЯ ЗА 17 ЛЕТ

В Тбилиси впервые за 17 лет открылась новая станция метро. Она получила название «Государственный университет». Строить станцию в грузинской столице начали еще четверть века назад. Но работы законсервировали из-за финансовых проблем. Строительство возобновили два года назад. Теперь в Тбилиси 23 станции метро. Их общая протяженность — 29 километров.

Поезда «Москва» отправят в Баку

Метровагонмаш соберет для Бакинского метро два пятивагон­ных состава модели 81-765/766. Эти поезда выпускаются мыти­щинским заводом с 2017 года для Московского метрополитена под названием «Москва».

Фотографировать можно

В метрополитене Ташкента в скором времени разрешат про­водить фото и видеосъемку. Доку­мент, который позволит туристам и местным жителям снимать под­земку столицы Узбекистана, сей­час проходит согласование. Вла­сти Ташкента учредят конкурс на лучшее фото метрополитена.

ПРОБНЫЙ ПУСК МЕТРО ВО ВЬЕТНАМЕ ОТЛОЖИЛИ ИЗ-ЗА КОРОНАВИРУСА

Во вьетнамском городе Ханой отложили пробный пуск первой в стране линии метро. Причиной стала вспышка коронавируса 2019-nCoV в Китае. Ограничения на въезд для граждан из КНР не позволили вернуться после новогодних праздников специалистам, строящим ханойское метро.

Двадцатидневные тестовые испытания новой линии планировали начать 1 февраля. Только после их удачного завершения местная служба технического надзора сможет выдать сертификат безопасности. Он позволит открыть новую линию для пассажиров.

Планируется, что по линии будут курсировать 12 поездов, состоящих из четырех вагонов. Ожидаемый пассажиропоток – 1,2 тыс. человек в сутки. Все станции выполнены в едином стиле хай-тек с отделкой из темного стекла, а поезда первой линии метро окрашены в зеленый цвет.

Строительство ханойского метрополитена началось в 2011 году. Это легкое метро, связывающее центр города с отдаленными жилыми кварталами. Железная дорога длиной 13 км поднята на эстакаду. Долгосрочная стратегия развития метрополитена в Ханое предполагает строительство восьми линий метро протяженностью 417 км. Основные маршруты планируют надземными, и лишь некоторые участки будут проложены под землей.

Для Московского метростроя Вьетнам является одним из перспективных направлений. 29 июня 2017 года был подписан Меморандум о взаимопонимании по строительству линий метро в городах Ханой и Хошимин между АО «Мосметрострой» и вьетнамской компанией «Лунг Ло Констракшен Корпорайшен».

Московский метрополитен — первый в России и СССР, был открыт 15 мая 1935 года. Начало было скромным по сравнению с более поздними результатами: всего 13 станций простого архитектурного оформления на одной линии с развилкой. Но в скором времени масштабы московского метростроения выросли многократно (строительство не прекращалось даже в годы Великой Отечественной войны), а архитектурному оформлению стало уделяться намного больше внимания.

По состоянию на 2015-й год Московский метрополитен — это гигантская транспортная система, имеющая около 200 станций на 12 линиях (более 300 километров), соединённых в 30 пересадочных узлах. Ведутся одновременные работы по продлению многих линий в различных направлениях, а также проектированию и строительству нескольких новых линий. Новые станции в Московском метро открываются в среднем по три в год, а в ближайшие годы, по официальной информации, количество ежегодно открываемых станций будет существенно увеличено.

Московский метрополитен — первый в Европе и второй в мире по суммарному пассажиропотоку. Также он считается одним из самых красивых метрополитенов мира. 44 станции объявлены объектами культурного наследия, многие станции имеют богатую отделку, выполненную из ценных материалов.

В московском метро есть станции всевозможных конструкционных типов: односводчатые, колонные и пилонные, глубокого и мелкого заложения, наземные крытые и открытые, и даже эстакадные. Архитектурное оформление станций очень разнообразно, представлено много архитектурных стилей различных исторических эпох. Есть и уникальные станции, построенные по экспериментальным проектам 1930-х, и станции-дворцы сталинской эпохи с роскошной отделкой, построенные в 1940–50-е годы, и типовые станции 1960–70-х, проектировавшиеся во время хрущёвской эпохи борьбы с излишествами в проектировании и строительстве, и более разнообразные по оформлению станции поздних советских времён, и многочисленные новые станции, оформленные с использованием современных инновационных материалов. Рассказывать словами про это разнообразие — пустая трата времени, поэтому предлагаем сразу перейти к просмотру без лишних банальных слов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *