Женский владычный монастырь в серпухове

Сведения о Введенском соборе
(из исторического описания В.А.Рождественского)

Первоначальный храм обители, упомянутый в летописи, построен был по особенному указанию свыше, во имя Пресвятой Богородицы, в честь преславного Ее Введения во храм. Так повествуется об этом в летописи: преподобный Варлаам, когда был напутствован святителем Алексием на сооружение монастыря, пал на землю без чувств («пад издше»), и в этом состоянии увидел в видении «Ангелы держим монастырь, и Захарию в дверех церковных стояща, и Богородицу с родшими Ю входящу; Захария же Ю, Богородицу, приим, и посадив Ю на третей степени». Преп. Варлаам, дотоле сильно смущавшийся мыслию о своем недостоинстве и немощи исполнить надлежащим образом важное поручение своего святителя, недоумевавший, как будет он сограждать храм и обитель «подобающие имени Владычицы Небесной, купно же и памяти Архипастыря», этим видением, без сомнения, не только был утешен, ободрен и укреплен, но из него он должен был уразуметь, что Богоматерь Сама благословляет его устроить храм и обитель, и именно в честь Введения Ее во храм. Видение показало строителю, что даже Ангелы буду помогать ему в трудах построения храма и хранить монастырь, что в этом храме Сама Владычица Небесная будет пребывать так же выну, как некогда пребывала в храме Иерусалимском, в который введена была своими родителями. «Монастырь наречется Владычний, говорил сам преп. Варлаам, занеже Владычицу видех, и Тоя бысть промыслом». С благоговейным трепетом хранил в сердце своем это видение смиренный Варлаам в продолжение всей своей жизни, и самого Святителя своего просил не испытывать о нем до самой смерти: «молютися, да не нудиши мя поведати, дондеже до смерти, при смерти бо повем». А потом и в самые предсмертные минуты отрекся «поведать о видении словом, занеже страшно бе». Поелику же, по старости своей, он уже потерял зрение, то, чтобы не осталось видение неизвестным для последующих родов, чудесным образом получил он прозрение, и озаренный «светом велиим», поведал видение «чернилом и тростию на хартии», которые принесены были диаконом Святителя. И память о явлении Богоматери преп. Варлааму не угасла со смертию его. По завещанию Преподобного, «повелевшаго писание то блюсти в память имени его», с благоговейною любовию передавалось оно из рода в род, в продолжении пяти веков, и без сомнения великим утешением, назиданием и поощрением к преспеянию в иноческих подвигах всегда служило для молящихся в храме и подвизающихся в обители.

Первоначально преп. Варлаамом построен был храм деревянный. Но, в скором времени, особенное желание святителя Алексия устроить благолепнейший храм во славу Богоматери и, может быть, богатые его приношения подвигли преп. Варлаама на новый труд — сооружение каменного храма, который в 1362 г., как сказано в летописи, был уже «составлен». Существующий ныне в обители, каменный соборный храм должен быть тот самый, который соорудил преп. Варлаам и освятил сам святитель Алексий. Архитектура этого древнего здания представляет характер XIV века. Конечно, пятивековое существование не могло не преобразить внешнего вида храма, — так, по ветхости, изменены на нем главы; по нуждам церкви в разные времена, как видим ниже, сделаны к нему пристройки с трех сторон. Но капитальное устройство собора и внутренний его вид сохранились почти неизменными. Он имеет вид квадрата, сложен из крупного кирпича, снаружи облицован белым камнем; слои широких стен скреплены железными связями. Предание говорит, что белый камень на сооружение храма сего брали неподалеку от монастыря, на поемных лугах, принадлежащих ныне градскому обществу, из того места, где в последствии образовалось небольшое озеро, именуемое доселе «Каменным». Во внутренности храма — два опорных четырехгранных столба, соединенных вверху аркою; подобные же арки перекинуты от столбов и ко всем четырем стенам (в числе их и к предалтарной — каменной). Под арками протянуты перекрестные связи. По углам собора, вверху, равным образом в основании фонаря и в алтаре, устроено до 20 голосников. Фонарь — сквозной, в два яруса, в каждом особые окна; нижний ярус его шире верхнего, и потому снаружи имеет вверху полукруглый скат, покрытый железом. Подобный же вид снаружи имеют и прочие (четыре) главы. Стены собора, снаружи, посреди обведены двойным поясом из белого камня; у всех трех входных дверей архивольты — также из белого камня. Св. алтарь, возвышаясь от помоста церковного на две ступени, разделен капитальными стенами на три части, которые выдаются к востоку полукружиями; между сими полукружиями снаружи вставлены плоские полуколонки из белого камня. На горнем месте, в окне, устроено каменное седалище, в роде архиерейского, как видно, современное основанию собора. На нем, вероятно, восседал некогда сам основатель обители, освящавший храм, святитель Алексий. В алтарной стене, близ южных дверей, устроена небольшая палатка (в 3 и 11/2 арш.), вероятно, та «соборная кладовая», в которой, по сказанию монастырских описей, хранились расходные книги, деньги и др.

Предалтарный иконостас — недавний; первоначального стенного писания не осталось и следов; но святые иконы в иконостасе сохранились все древние, восходящие к XIV столетию. Нынешний иконостас состоит из четырех поясов. На царских дверях поставлены древние иконы четырех Евангелистов с изображениями символов: у Матфея — человека, у Марка — орла, у Луки — тельца, у Иоанна — льва, все символы красного цвета, с крыльями и с Евангелиями; над Евангелистами — Благовещение Пресвятой Богородицы. Местные иконы следующие: Господа Вседержителя, с предстоящими, мерою 2 арш. 3 вершк., в ширину 1 арш. 8 верш.; храмовая икона Введения Богоматери (о ней будет сказано ниже); Живоначальной Троицы, в виде трех Ангелов, записанная в описи 1649 г., мерою 1 арш. 131/2 верш., шир. 1 арш. 8 верш.; Смоленская икона Богоматери, мерою 1 арш. 111/2 верш., шир. 1 арш. 31/2 верш. Все местные иконы в серебряном вызолоченном окладе, с такими же венцами, украшенными разноцветными камнями; оклад и украшения на трех из них (кроме храмовой) устроены в одинаковом виде в недавнее время благотворителями, Серпуховскими купцами Андроником и Феодором Андреевыми Солодовниковыми. Во втором поясе: над царскими дверьми — складень; по сторонам иконы двунадесятых праздников, именно: к северной стороне — Пресвятой Троицы, в виде трех Ангелов, Воскресения Христова, Входа в Иерусалим и Воскресения Лазаря; к южной: Вознесения Господня, Преображения, Благовещения и Успения Богоматери, — все мерою в 1 арш., шир. 12 верш. В третьем поясе, в середине — Господа Вседержителя, седящего на престоле с Евангелием, раскрытым на словах: Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии и Аз упокою вы. Возьмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, — мерою 21/4 арш., шириною 2 арш.; по сторонам, в особых рамках, предстоящие — Богоматерь и Иоанн Предтеча; за иконою Богоматери иконы: Архангела Михаила, Ап. Петра и Василия Великого; за иконою Предтечи: Архангела Гавриила, Ап. Павла и Николая Чудотворца, — все мерою 21/4 арш., шириною 12 верш. В четвертом поясе, в середине — Печерская икона Богоматери, мерою 2 арш. шир. 11/4 арш., к северной стороне: прор. Давида, со свитком: Рече не отверзаите пророчество мое збудется; прор. Илии — Ревнуя поревнова по Господе Бозе Вседержителе; прор. Моисея — Купину тя видех в Синии приближшуся; прор. Иакова — Виде лествицу утвержену на земли ежи; к южной стороне: царя Соломона — Премудрость ……. храм и утверди; прор. Иеремии — Се Бог наш не вменится инии; прор. Даниила — Виде гору от неяже отсечеся камень; прор. Ионы — Возопих в печали моей ко Господу Богу моему — все мерою 2 арш. в шир. 14 вершков.

Первоначально храм сей, думать надобно, не имел трапезы (притвора). При входе в настоящий храм, доселе уцелела железная цепь большого размера — от одного простенка до другого, которою закладывалась дверь, и самая дверь устроена одинаково с наружными боковыми дверьми, створчатая, с большим внутренним замком и запором, ясно видно, что этот вход в начале был внешний. К таковому заключению приводит и то, что строитель храма преп. Варлаам, как говорится в летописи, «погребен бысть в паперти церковней». Могила его находится близ самого входа в соборный настоящий храм, где, вероятно, была сначала паперть, замененная после трапезою. Преп. Варлаам погребен здесь по особенному завещанию своему: «занеже он сам некогда глагола: погребите мя дабы всегда зрел церковь Пр. Богородицы». Видно, усердный храмоздатель при жизни своей положивший столько забот и труда, чтобы соорудить храм во славу Богоматери, какой Ей благоугоден, и до смерти своей никогда не оскудевал усердием быть ближе к сему храму, когда и по смерти желал непрестанно зреть красоту его, быть стражем входов и исходов его, быть молитвенником о молящихся в храме, равно как и всем молящимся напоминать о молитвенном поминовении храмоздателя. Над могилою преп. Варлаама устроено издревле каменное надгробие, на котором высечена вязью следующая надпись: «Лета 6885 мая в 5 день, преставися раб Божий первый начальник святыя обители сея преподобный отец строитель, инок Варлаам, келейник святителя Алексия Митрополита, погребен на сем месте».

Первою пристройкою к соборному храму, изменившею первоначальный его вид, была трапеза. Хотя храм и успел принять в свою паперть храмоздателя, но эта паперть существовала не долго. Летопись, сливая время построения храма и трапезы, то и другое приписывает святителю Алексию. И самое устройство трапезы показывает признаки весьма древнего построения.
При входе в собор устроена с давних времен паперть. Прежде она была деревянная, но в 1752 г. устроена каменная.

С южной стороны с давних же времен пристроена другая паперть и ризница, — каменные. Ныне существующая ризница построена в 1849 г. на месте прежней, которая была гораздо меньше.

Введенский собор Серпуховского Владычного монастыря – один из красивейших храмов Подмосковья XVI века. Традиционный крестово-купольный храм имеет архитектурные особенности. Для интерьера, а значит и для росписи некоторые существенны. Центральный барабан не переходит через паруса к углам четырех столбов, а «врезается» в западную половину центрального свода и классические паруса — только западные, а на востоке парусовидные формы несколько короче. Далее на восток центральный свод переходит в стену, отделяющую алтарь от центральной части храма, полностью закрытую иконостасом. Пятикупольный собор имеет только главный световой барабан купола. Боковые купола – декоративные и никак не отражаются на интерьере храма. Пространство главной части алтаря полностью отделено от жертвенника и диаконника и соединяется с ними только небольшими проходами. На западной стене сейчас почти на всю ширину храма расположены хоры.

Программа росписи собор разрабатывалась с учетом системы росписи храмов Палеологовского (Поздневизантийского) искусства (XIII – XV века) и русских росписей XIV – XVI веков. Программа росписи начинала разрабатываться насельницами монастыря — иконописцами. Далее к составлению программы подключился выпускник Иконописной школы при Московской Духовной Академии 2008 года Павел Васильевич Громов, который консультировался с заведующим Иконописной школы при Московской Духовной Академии доцентом архимандритом Лукой.

При разработке программы алтаря главным ориентиром для росписи была выбрана стилистика фресок сербских храмов XIV века. Когда иконописцы перешли писать росписи основной части храма, то стали, в первую очередь, ориентироваться на росписи новгородского храма Рождества на Красном поле (на кладбище) конца XIV века, выполненные балканскими мастерами. Они не значительно отличаются от балканских росписей, но более «русские».

Монастырь основан около 1360 года. Поводом к его возникновению послужило следующее чудесное обстоятельство. Однажды святитель Алексий, митрополит Московский, совершал молитвенное правило в своей келье перед иконой Богоматери. Когда прочитан был уже акафист Пречистой Деве, вдруг необыкновенный свет озарил келью митрополита, и от образа Пресвятой Богородицы ему двукратно послышался чудный глас, говоривший святителю:
— Алексие! Подобает тебе поставить монастырь имени Моему

Святитель спросил, где надлежит ему устроить обитель, на что был ему ответ:
— В пределах града Серпухова, тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим.

Повинуясь воле Царицы Небесной, святитель Алексий в скором времени послал ученика своего Варлаама в Серпухов выбрать место для нового монастыря. Когда святитель Варлаам пришел в Серпухов, особое знамение указало ему место на холме, покрытом дремучим бором и расположенном у слияния реки Оки и Нары. При этом чудесном откровении Варлааму последовало дивное видение. Варлаам увидел ангелов, держащих обитель на своих раменах, а в ней храм. В дверях этого храма стоял первосвященник Захария, к которому по ступеням шествовала Святая Дева Мария в сопровождении Своих родителей. Когда Пречистая приблизилась к первосвященнику, он взял Ее и ввел во храм.

Предание повествует, что Варлаам был не только утешен, ободрен и укреплен этим видением, но из него он должен был уразуметь и то, что Богоматерь Сама благословляет его устроить храм и монастырь и именно в честь Введения Ея во храм. Видение показало строителю, что даже ангелы будут помогать ему в деле построения храма и хранить обитель, что в этой церкви Сама Владычица Небесная будет пребывать так же Своей благодатью, как некогда Она пребывала в храме Иерусалимском, в который введена была своими родителями. Преподобный Варлаам сам говорил, что монастырь этот назовется Владычным, потому что он видел Владычицу и дело создания обители было по Ея помышлению. Преподобный с благоговейным трепетом хранил в своем сердце это видение и просил самого святителя Алексия не спрашивал о нем до смерти. Но видение это не осталось неизвестным. Когда в старости ослепшему преподобному Варлааму чудесным образом было даровано прозрение, он письменно поведал о дивном знамении Божественного благоволения.

Первый храм Владычного монастыря, созданный преподобным Варлаамом, был деревянным. В 1362 году вместо старого деревянного преподобным Варлаамом был сооружен каменный храм.

Первым настоятелем монастыря был его основатель св. Варлаам. Перед своей кончиной преподобный просил святителя Алексия приехать к нему в обитель, освятить новую церковь и предать его тело упокоению. В 1377 году святитель совершил погребение и по завещанию положил тело преподобного в паперти Введенского храма.

После смерти св. Варлаама обитель все более расширялась и процветала несмотря на бранные тревоги, в которых монастырю пришлось принимать участие. Особенно тяжелыми для обители были времена междуцарствия. В это время монастырь стал настоящей крепостью, окруженной стенами и снабженной боевыми орудиями и припасами.

Период упадка для монастыря наступил в начале 18 столетия, когда он был приписан к Заиконоспасской обители в Москве. Хотя самостоятельность монастыря вскоре была восстановлена, это не поправило его положения. В 1737 году во всей обители остался только один престарелый иеромонах. К концу 18 века Владычный монастырь пришел практически в полное запустение: братия обители разошлась, кельи и храмы обветшали, богослужение прекратилось. В виду столь печального положения монастыря Московский иерарх Платон решил обратить Серпуховскую обитель в женский монастырь, что и было сделано в 1806 году. Вскоре монастырь был полностью благоустроен как внешне, так и внутренне.

Драгоценной святыней обители, главной целью многочисленных богомольцев, посещающих Владычный монастырь, был гроб ее основателя преподобного Варлаама. Гробница была деревянной, помещалась на каменном надгробии и сверху была покрыта древней иконой преподобного. В подножии стоял также древний образ Введения Пресвятой Девы Марии во храм, а сверху гробницу угодника Божия осенял балдахин на золоченных колоннах. Надпись на гробнице гласила: «Лет 6685, мая в 5 день преставися раб Божий первый начальник святыя обители сея преподобный отец строитель инок Варлаам, келейник святителя Алексия митрополита, погребен на сем месте».

В соборном храме Введения Пресвятой Богородицы во храм хранился также и ковчег с частью мощей другого основателя обители, святителя митрополита Алексия. Кроме этих святынь Введенский собор хранил много других древних и досточтимых святых икон. Особенно чтилась жителями города Серпухова храмовая чудотворная икона Введения Богоматери, написанная в 14 веке и украшенная драгоценным окладом древней работы. В храме находился чудотворный образ святого Иоанна Воина и икона Владимирской Божией Матери, запрестольный образ Богоматери «Умиление» древнего письма, Нерукотворенный образ Христа Спасителя, иконы св. Георгия Победоносца, святителя Николая Чудотворца и св. Алексия, митрополита Московского. Не менее привлекали внимание богомольцев и любителей православной древности и три находящихся в соборе старинных складня, один из которых помещался над царскими вратами, два других — на правом и левом столпах храма.

К северной стороне Введенского соборного храма Владычной обители примыкала древняя каменная церковь 15 века во имя трех святителей московских: Петра, Алексия и Ионы. Под ним находилась усыпальница с древними каменными надгробиями.
Третий храм обители — двухярусная церковь во имя св. великомученика Георгия Победоносца, который всегда был особенным покровителем Владычного монастыря.

К северной стороне Георгиевской церкви был пристроен придел во имя св. царевича Дмитрия, воздвигнутый повелением царя Василия Ивановича Шуйского. Этот придел — один из первых, если не первый в России храм, посвященный св. Дмитрию. Помещающийся же в этом приделе храмовый чудотворный образ св. Дмитрия представляет самое первое и самое верное изображение царевича. Под Георгиевском храме в нижнем ярусе прежде была монастырская хлебопекарня, а с 1818 года там помещалась церковь во славу Вознесения Господня. Под приделом св. Дмитрия в 1840 году устроен придел во имя св. Николая Чудотворца. Храмовая икона святителя чудесным образом явилась в упомянутой хлебопекарне.

Пятый храм Владычного монастыря, посвященный Нерукотворенному образу Спасителя, находился над монастырскими вратами. Церковь была построена в 16 веке по благословению патриарха Иова, грамота которого хранилась в обители. Святынями храма были храмовый образ Нерукотворенного Спаса и икона Иверской Божией Матери, привезенная с Афонской горы архимандритом Ксенофонского монастыря Матфеем.

С именем преподобного Варлаама связано явление в 1878 году иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
Ныне в монастыре находится почитаемой список с утерянной после революции чудотворной иконы.
Монастырь вновь передан Церкви в 1995 году в полуразрушенном состоянии.

По материалам сайта благотворительного фонда «Русское Православие»

Введенский владычный женский монастырь (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

История Введенского владычного женского монастыря в Серпухове непосредственно связана с житием святого Алексия, Митрополита Московского. Согласно преданию, сама Божия Матерь явилась святителю и повелела основать обитель, которая сослужит большую службу в деле спасения человеческих душ. Святому было указано и место — окрестности города Серпухова. А также сказано, что основание монастыря станет одним из главнейших дел в жизни Алексия.

Немного истории

Основанный еще в 1360 г., монастырь прошел множество испытаний за несколько столетий непростой российской жизни. Но во все времена оставался местом паломничества, куда стремились верующие со всех уголков русской земли. Известен он и тем, что здесь, в Георгиевском храме находится чудотворная икона Богородицы «Неупиваемая чаша». С момента основания это один из крупнейших духовных и культурных центров центральной России.

Первым игуменом обители стал преподобный Варлаам, при котором была построен каменный Введенский собор. Монастырь почитался московской династией князей, и к концу 17 столетия имел обширные вотчины не только в окрестностях Серпухова, но и в Москве. В начале 19 столетия его преобразовали в женский, еще спустя полвека тут был обретен образ «Неупиваемая Чаша».

Икона «Неупиваемая Чаша»

Согласно рассказам инокини Елизаветы, все было так. В одной из деревень жил отставной солдат, сильно хворавший ногами и горько пьющий. Однажды ему явился во сне старец и сказал ступать в Серпухов, во Введенский монастырь, дабы помолиться пред иконой Богоматери «Неупиваемая Чаша». Однако тот не внял старцу. Но сон повторился вновь, и тогда болезный отправился в путь.

Сначала он шел на четвереньках, останавливаясь у добрых людей на ночлег. Как-то раз он остановился в доме, где старуха растерла ему ноги перед сном, а на утро он смог хоть и не твердо, но стоять на них. Через день, взяв две палки, старый воин двинулся в путь. Ему становилось все лучше, и к Введенской обители он дошел уже вовсе без подпорок. Там он попросил отслужить молебен у образа Богородицы «Неупиваемая Чаша», но инокини не ведали о такой иконе. Тогда предположили, что речь идет об образе в Георгиевском храме, на котором есть изображение сосуда. Каково же было всеобщее удивление, когда на обороте иконы было начертано совершенно то же самое. Оказалось, что явившийся солдату старец — Святой Варлаам.

Что посмотреть

Монастырь обнесен толстой кирпичной стеной, которая когда-то служила защитой для жителей Серпухова. Войти в обитель можно через арку, которую венчает изящный надвратный храм во имя мученика Федота Анкирского. Самая древняя церковь — белокаменный Введенский собор 14 века, построен в русском стиле — в виде массивного четверика. Кровлю украшают объемные кокошники и пятиглавие, а позднее с разных сторон к нему пристроили апсиды и паперть. Еще один храм обители — во имя Георгия Победоносца, относится к более поздней эпохе и представляет собой яркий образец времен Бориса Годунова. Его отличает характерная шатровая кровля — один из признаков московского зодчества второй половины 16-17 веков. А вот колокольня, которая составляет единое целое с общим объемом здания — выполнена в стиле Московского Кремля, что возводили с привлечением мастеров из Италии.

Рядом с входом во Введенский собор стоит небольшая деревянная часовенка, в которой покоятся мощи основателя монастыря — святого Варлаама. Ему молятся об избавлении от бесов и о здоровье домашнего скота. В последние годы было документально зафиксировано несколько десятков чудесных исцелений по молитвам святого.

Внутри Введенского храма все покрыто росписями в старинном русском стиле, что создает уютную намоленную атмосферу. В храме Св. Георгия — наоборот, нет росписей, только иконы висят на белоснежных стенах. Стоит обратить внимание на необычные по форме и исполнению светильники. Вся территория монастыря усажена цветами и ухожена, недаром это женский монастырь. Собираясь в обитель, нужно не забыть тару для воды — источник «Неупиваемая чаша» славится своей помощью страдающим от алкогольных и иных излишеств. Рядом с монастырем есть пекарня, где можно купить вкусную монастырскую выпечку и перекусить.

Практическая информация

Адрес: Серпухов, ул. Октябрьская, 40. Веб-сайт.

Как добраться: на автомобиле — по Симферопольскому, Борисовскому ш., ул. Ворошилова, Ленинского Комсомола и Октябрьской; на электричке — с Курского вокзала столицы до станции «Серпухов», далее на автобусе № 4 до конечной остановки.

Богослужения проходят ежедневно в 7:15 по будням, в 8:00 и 17:00 по праздничным и воскресным дням; исповедь проводится после вечернего богослужения.

Владычный Введенский женский монастырь – один из самых древних русских монастырей, почти ровесник Троице-Сергиевой Лавры, был основан в 14 веке митрополитом Московским Алексием. Тысячи паломников каждый месяц приезжают сюда приложиться к святыням, попробовать вкусную монастырскую выпечку и увидеть живой символ города – павлина. Корреспондент РИАМО отправилась на экскурсию в Серпухов вместе с проектом «Цвет настроения – лето» от Центральной пригородной пассажирской компании.

Как провести лето в Подмосковье>>

Святой Варлаам и легенды монастыря

© РИАМО, Валентина Кежаева © РИАМО, Валентина Кежаева 1 из 2

Одну из древнейших православных обителей Руси — Введенский Владычный монастырь — в 1360 году основал Митрополит Алексий, святитель Московский и чудотворец всея Руси. По легенде, он услышал голос, исходящий от иконы Божьей Матери, который повелел ему основать святыню на живописном берегу речки Нары.

Первым его настоятелем стал Преподобный Варлаам, келейник святителя Алексия. Именно он был отправлен в Серпухов митрополитом Алексием для поиска места под будущий монастырь в честь Владычицы Богородицы и назначен его строителем.

Изначально монастырь был мужским и преобразован в женский лишь начале 19 века.

За свою историю обитель много раз оказывалась в центре знаковых для Руси событий. Так, в 1598 году она была пристанищем для воинов Бориса Годунова, готовившихся к сражению с крымскими татарами. Согласно другому преданию, сам Святой Георгий Победоносец явился на белом коне, чтобы защитить обитель, и враг отступил.

© РИАМО, Антонина Матвеева © РИАМО, Антонина Матвеева 1 из 2

В начале 20 века на территории монастыря было создано военное летное училище «Авиагородок» с казармами и офицерскими общежитиями.

С 1995 года в обители возрождена монашеская жизнь. Сейчас это место паломничества тысяч верующих, которые приезжаю поклониться святыням со своими просьбами, а также приобщиться к монастырской жизни.

Альпаки из Перу, виртуальный Гоголь и 200 святынь: что посмотреть в Серпухове в 2019 году>>

«Неупиваемая чаша» и розовые кусты

© РИАМО, Антонина Матвеева

Почти вся территория монастыря засажена ароматными розовыми кустами, за которыми ухаживают сестры.

Здесь располагаются Введенский собор, храм Георгия Победоносца со звонницей, храм святителя Алексия и надвратный храм мученика Феодота Анкирского.

В центре монастырской площади есть освященный источник, где каждый желающий может попить святой воды и взять ее с собой. По вечерам можно полюбоваться красивой подсветкой сооружений и Святых врат – главного входа в монастырь.

© РИАМО, Антонина Матвеева © РИАМО, Антонина Матвеева © РИАМО, Антонина Матвеева 1 из 3

Православным верующим приехать сюда стоит и для того, чтобы увидеть более 30 мироточивых икон, среди которых чудотворная «Всецарица» и образ святого Георгия Победоносца.

Главная святыня монастыря хранится в Введенском соборе из розоватого камня – это икона введения Богородицы во храм, которая почитается как исцеляющая и чудотворная. У паперти храма хранятся мощи основателя Владычного монастыря Варлаама Серпуховского, что делает место особенным для паломников.

Еще одно чудо монастыря – список иконы «Неупиваемая Чаша» в храме Георгия Победоносца, молитвы к которой избавляют от алкоголизма и других видов зависимости.

Фестиваль серпца в Серпухове: фримаркет, самовар‑качели и боулинг матрешками>>

Вольер с павлинами

© РИАМО, Антонина Матвеева © РИАМО, Антонина Матвеева 1 из 2

Во Владычный монастырь туристов привлекает и такая диковина, как павлинник. В просторном вольере содержатся несколько экзотических птиц, которых можно покормить и сфотографировать. Чтобы полюбоваться на павлинов, лучше выбирать для приезда нежаркую, прохладную погоду – на жаре павлины складывают свои яркие хвосты и вообще мало двигаются.

Павлины являются символом города и даже изображены на гербе Серпухова. По словам сестер, они довольно неприхотливы, а уход за ними примерно такой же, как и за сельской птицей.

Купить на память сувенир с павлинами можно в иконной лавке монастыря. Здесь же выбор и прочей церковной продукции: различные иконы, крестики, свечи, ладан, лампадное масло и многое другое.

Тайны Иосифо‑Волоцкого монастыря: куда «исчезла» колокольня и где похоронен Малюта Скуратов>>

Как живут в монастыре

© РИАМО, Антонина Матвеева © РИАМО, Антонина Матвеева 1 из 2

Монастырь принимает православных паломниц и трудниц, желающих помолиться, а также помочь сестрам святой обители. Ночлег в кельях и еда предоставляются бесплатно при условии, что верующие несут послушания, то есть выполняют полезную для монастыря работу.

Литургия в монастыре служится ежедневно, начало утренней службы – в 7:15, поэтому встают сестры с петухами, а ложатся после заката. Помимо поддержания порядка в храме, среди их задач – уход за цветником и огородам, где выращиваются ягоды, зелень и овощи для монастырских трапез.

© РИАМО, Антонина Матвеева

Женщинам, которые пришли без юбки и платка, все равно разрешать войти в храм, помолиться, подать записки и поставить свечи.

Непременно стоит заглянуть и в местную пекарню со свежей ароматной сдобой. Среди вкусностей – луковые лепешки, сырные палочки, куличи и множество видов заварного и пшеничного хлеба.

Интересные места для летнего досуга в Подмосковье>>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *