Богоявленско анастасиин монастырь

Богоявленско-Анастасиин женский монастырьСтраница монастыряРусская Православная Церковь, Костромская митрополия, Костромская епархия
Настоятельница — игумения Иннокентия (Травина)

Святыни монастыря:
— чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы;
— чудотворная Смоленская-Костромская икона-фреска Божией Матери;
— святые мощи преподобного Никиты Костромского (почивают под спудом в подклете Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора);
— святые мощи преподобного Тимона, старца Надеевского;
— крест-мощевик с частицами мощей 278 святых (из бывшего Богородицкого Игрицкого мужского монастыря);
— складень-мощевик с частицами Ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы (из Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря).

Храмы монастыря:
1. Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор
2. Собор Богоявления Господня
3. Церковь Смоленской иконы Божией Матери
4. Колокольня

Проезд (по г. Костроме): троллейбус № 2 и 7, автобус № 1 до остановки «Улица Пятницкая», автобус № 2 до остановки «Фабрика-кухня».

is-ke@yandex.ru (4942) 31-34-86 Адрес: г. Кострома, ул. Симановского (Богоявленская), 26.Идет

История:
Точная дата основания его неизвестна, но упоминания в сотной выписи (выписках из писцовой книги) 1596/97 г. несудимой грамоты, данной мон-рю в 1417 г. Вел. кн. московским Василием I Димитриевичем, позволяют полагать, что монастырь возник на рубеже XIV-XV вв., став первой женской обителью Костромского края. По предположению некоторых историков, его основательницей была княгиня Анастасия Димитриевна, дочь св. блгв. кн. Димитрия Донского и сестра Вел. кн. Василия Димитриевича. Монастырь находился на левом берегу р. Сулы (левый приток Волги), близ Костромского кремля. Первоначально именовался Анастасииным Ризоположенским — по главному храму, освященному в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. В сер. XVI в. монастырю покровительствовала Царица Анастасия Романовна. Мон-рь обладал рядом вотчин в Костромском уезде, пожалованных, как сказано в грамоте царя Михаила Феодоровича 1623 г., «прежними государями». В дек. 1608 г. Анастасиин монастырь был разорен польск. войсками, вотчинные и тарханные грамоты сгорели.

В 1764 г. Анастасиин монастырь был упразднен, насельницы переведены в Крестовоздвиженский жен. мон-рь, находившийся в бывшем Костромском кремле, а в помещениях Ризоположенской обители устроено архиерейское подворье. Однако, поскольку в 1773 г. Крестовоздвиженский мон-рь был уничтожен пожаром, Анастасиин монастырь вновь был возобновлен на прежнем месте под названием Анастасиина Крестовоздвиженского.

Как и большинство женских обителей, Анастасиин монастырь с основания являлся особножительным. В 1817 г. по инициативе казначеи Софии (Лизуновой), в 1829 г. ставшей настоятельницей, в монастыре было введено общежитие. В период настоятельства игум. Софии (1829-1847) в обители велось активное строительство. В нач. 30-х гг. XIX в. были построены каменные двухэтажный корпус келий, трапезная с кухней, деревянные хлебные амбары, квасоварня, прачечная, красильня, ткацкая, к сев. стене ограды пристроен скотный двор с сеновалами и погребами. В 1831 г. был разобран тесный придел Ризоположенского храма в честь Входа Господня в Иерусалим и на его месте построены 2 новых теплых придела: с сев. стороны — в честь Феодоровской иконы Божией Матери и Собора арх. Михаила, с юж. стороны — в честь Входа Господня в Иерусалим и мц. Анастасии (оба придела освящены в 1832). С введением общежития число насельниц возросло: в 1835 г. их было менее 100, в кон. 40-х гг.- до 200, в 1862 г.- 250. В 1863 г. настоятельница А. м. (1863-1889) игум. Мария (Давыдова) обратилась к еп. Костромскому и Галичскому Платону (Фивейскому) с просьбой передать обители находившийся неподалеку сгоревший и упраздненный в 1847 г. Богоявленский мужской монастырь, основанный в нач. XV в. В дек. 1863 г. Святейший Синод разрешил объединение 2 обителей, с этого времени мон-рь стал называться Анастасииным Богоявленским.

В ходе возрождения бывшего Богоявленского монастыря большая часть инокинь была переведена в него, а бывший Анастасиин монастырь, который после объединения стали называть «старый монастырь», игуменья Мария предназначила «для учебно-благотворительных учреждений». В 1864 г. здесь было открыто училище для девиц бедных родителей, преимущественно духовного звания (до открытия в Костроме в 1901 епархиального жен. Дух.Училища оно фактически выполняло его функции). Позже в старом мон-ре открылся ряд медицинских и благотворительных учреждений: в 1873 г.- лечебница для сельского населения на 9 коек, во время русско-тур. войны 1877-1878 гг.- госпиталь для раненых на 60 коек, в 1878 г.- фельдшерские курсы (в 1886 преобразованные в курсы сестер милосердия Красного Креста), во время первой мировой войны, в 1914-1917 гг.,- лазарет для раненых на 60 коек. Здесь же размещалась и богадельня для престарелых монахинь на 25 чел.

К 1917 г. в Анастасиином монастыре проживали 53 монахини и 323 послушницы.
В начале 1919 г. обитель закрыли, на территории старого монастыря был устроен рабочий пос. Советский. Последняя настоятельница — игум. Сусанна (Мельникова) эмигрировала в Польшу, сестры разошлись. Ризоположенский и Сретенский храмы монастыря действовали еще год как приходские, однако в февр. 1920 г. власти, несмотря на протесты верующих, жаловавшихся даже в Совнарком, закрыли храмы. В 1920 г. в Сретенской церкви разместился губернский музейный фонд, в 1926 г.- биологическая станция Костромского научного об-ва. В Ризоположенском храме в 1926 г. был устроен городской клуб строителей. В кон. 20-х гг. на территории старого мон-ря решили возвести первые в Костроме 5-этажные жилые дома для рабочих. В связи с этим в 1928 г. были разобраны юж. стена ограды с 2 угловыми башенками и Сретенская церковь, и на их месте на рубеже 20-30-х гг. построили жилые дома. В сер. 30-х гг., во время сооружения в Костроме льнокомбината им. И. Д. Зворыкина, была разрушена «на щебень» Ризоположенская церковь. В 40-50-х гг. XX в. территория Анастасиинского монастыря была застроена многоэтажными жилыми домами. От ансамбля обители до наших дней сохранились только 2 каменных корпуса келий, сооруженных в 1829 и 1847 годах.

Отзывы Богоявленский Анастасиин монастырь в Костроме (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Богоявленско-Анастасиин женский монастырь в Костроме

Женский Богоявленско-Анастасиин монастырь в Костромской области — место хранения знаменитой чудотворной Феодоровской иконы Богоматери, покровительствующей семейным ценностям. Обитель, первоначально бывшая мужской, за свою историю несколько раз перестраивалась. Храм закрыт для посещения мирянами, зайти можно только в часовни и Богоявленский собор — древнейшее уцелевшее каменное здание.

Первый деревянный Богоявленский монастырь основал ученик Сергия Радонежского преподобный Никита еще в 15 веке. Спустя век началось возведение каменных построек, в том числе главного собора. Вскоре к мужскому монастырю приписали и два женских — Крестовоздвиженский и Анастасиин. Во времена Смуты обитель разграбили половцы. В 17 веке она была обнесена каменными стенами с башнями и пополнилась новыми собором Св. апостола Иоанна Богослова, Трехсвятительской церковью, звонницей с храмом. Уцелели из них только перестроенный Богоявленский собор и корпус для трапез.

Еще один собор — Никольская церковь, возведенный в барочном стиле в 18 веке, был разрушен в советское время.

Что посмотреть

Сегодня в монастыре действуют 4 храма — помимо Богоявленского кафедрального собора, это церковь Смоленской иконы Богоматери, Собор Богоявления и колокольня. В 2002 г. в обители появился памятник покровителю христианского воинства Феодору Стратилату. Бывшее здание трапезной занимают теперь управление Костромской епархии и духовная семинария. Кроме того, здесь есть детский приют и богадельня для престарелых. Вход в монастырь открыт только для священнослужителей и паломников по предварительной договоренности. Для них там построены два гостевых дома.

В Богоявленский собор можно пройти сразу с улицы. Это величественный светлый храм с голубыми сводами и старинными иконами в золотых окладах. На нижнем этаже расположены надгробья 15-17 веков, в том числе, мощи святых.

К главной святыне монастыря — Феодоровской чудотворной иконе, почти всегда стоит небольшая очередь. Образ, считающийся творением Луки, относится к 12 веку. На его обратной стороне нанесено изображение мученицы Параскевы. Икона покровительствует невестам, рождению детей. Именно этой святыней отец Александра Невского Ярослав благословил брак своего сына. Образ, который хранился в Городце, пропал во время татаро-монгольского нашествия, а затем, согласно преданию, был обретен вновь на месте, где теперь построен храм. Икона также связана с родом Романовых.

Среди других святынь монастыря — Смоленская-Костромская фреска с изображением Богоматери, мощи Никиты Костромского и страца Тимона, крест с частичками мощей, хранившийся раньше в Игрицком мужсом монастыре, а также складень-мощевик с частью риз Иисуса Христа и Богородицы.

Практическая информация

Адрес: Кострома, ул. Симановского, 26.

До монастыря можно добраться троллейбусами №№ 2 и 7 и автобусами №№ 1 и 2 (остановка «Улица Пятницкая» либо «Фабрика-кухня»).

Костромской Богоявленско-Анастасиин монастырь, 2005 год. Фото Павла и Елены Каллиниковы с сайта sobory.ru

Костромской Богоявленско-Анастасиин женский монастырь (Костромская епархия)

Монастырь совмещает в себе три обители, существовавшие некогда отдельно: Богоявленский мужской монастырь, Крестовоздвиженский и Анастасиин женские монастыри.

Мужской Богоявленский монастырь основан в 1426 году преподобным Никитой, учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского .

В 1559 г. по образцу московского Успенского был выстроен большой каменный собор. Строителем его был игумен Исаия, а освящал его в 1565 г. ростовский архиепископ Никандр.

Вскоре после освящения царь Иоанн Грозный дал в монастырь вклад — рукописный сборник в лист и милостыню по несчастным жертвам своего гнева, приказав их поминать ежегодно 4-го января. Кроме жертв Грозного, в синодике записаны иноки монастыря, убиенные в 1608 г. поляками отряда Лисовского, которые разграбили и обитель.

Вскоре после литовского разорения монастырь начал быстро богатеть и распространяться. Салтыковы были постоянными из рода в род благодетелями Богоявленского монастыря. Жертвы их бесчисленны. Они строили храмы, кельи для игуменов и целые корпуса для братии, ими же расписаны церкви и паперти «альфресковым письмом», сделаны св. иконы, оклады, ризница и проч. Фамилия Салтыковых и погребалась под сводами Богоявленского храма в особой усыпальнице. Известный художник В. В. Верещагин в 1889 году написал эффектную картину, изображающую целый ряд Салтыковских гробниц, находящихся в вышеупомянутой усыпальнице, где позднее была построена церковь.

В 1764 году последовал указ об отобрании крестьян, и монастырь оставлен второклассным, с содержанием в 2592 рубля ассигнациями. До этого времени у него было, как видно из описи, более 22000 руб. дохода и 4981 душа крестьян. Удачное местоположение монастыря и особенное расположение богомольцев, по-видимому, легко бы повлияли на экономическое положение обители, но громадный пожар, испепеливший 13 мая 1779 г. большую часть Костромы, сильно коснулся и монастыря. Юго-западная башня и часть стены, на штукатурке которой была изображена Смоленская икона Божией Матери, были в сильном пламени, и, несмотря на это, как икона, так и деревянный киот на ней остались невредимы.

В этом же 1779 г. по учреждении в Костроме наместничества все монастырские здания, исключая келии, были обращены в присутственные места, которые и помещались тут до 1809 г., а с 1814 г. стала помещаться духовная семинария. После перевода последней древние храмы, приходившие в ветхость, почти не поправлялись, но в 1824 г. в той башне, где чудно уцелел образ Божией Матери, была устроена церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери.

Упразднение монастыря и возрождение как женской обители

В ночь на 6 сентября 1847 г. Кострома сгорела. Погоревшая обитель была упразднена, оставшиеся здания и имущество разрушались и расхищались.

В 1863 г. было утверждено определение Святейшего Синода о восстановлении этого монастыря и передаче его девичьему Анастасиину Крестовоздвиженскому монастырю, с этого времени монастырь стал женским и называется Анастасииным Богоявленским. 12 мая 1864 г. была совершена закладка нового храма, а вскоре был реставрирован и древний собор, однако далеко не в прежнем виде.

Закрытие монастыря в советский период

Богоявленско-Анастасиин монастырь был закрыт в начале 1919 года, в его зданиях расположились жилые квартиры и учреждения, а древний собор заняли под архив. Монастырский некрополь, где покоились члены многих знатных русских родов, был полностью уничтожен.

В 1982 году пожар уничтожил и архив, и бесценные фрески.

Возрождение монастыря

20 июля 1990 года, на первом заседании Священного Синода Русской Православной Церкви по избрании патриарха Московского и всея Руси Алексия II, было принято решение о возрождении монастыря. Первыми насельницами в нем стали монахини эстонского Пюхтицкого монастыря, который около ста лет назад был основан монахинями Богоявленско-Анастасииной обители.

Церкви и здания монастыря были отреставрированы, при обители открыты детский приют и богадельня.

Монастырь стал духовным центром Костромской епархии, его собор стал кафедральным, в монастыре размещается епархиальное управление и духовная семинария.

В 2002 году у стены кафедрального собора был установлен бронзовый памятник небесному покровителю Костромы – Георгию Победоносцу.

Настоятели

Мужской монастырь:

Женский монастырь:

  • Иннокентия (Травина) (упом. 2014)

«Богоявленско-Анастасиин монастырь». Фильм телекомпании «Кадр», 2013 год.

Использованные материалы

  • Богоявленский-Костромской монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • «Богоявленско-Анастасиин женский монастырь» // Сайт Костромской епархии
  • Страница сайта «Народный каталог православной архитектуры»
  • Кострома. Анастасиино-Богоявленский монастырь

«Имя основателя Богоявленскаго Монастыря, — пишет архимандрит Иосиф Бажанов в 1879 году, — разъяснилось трудами таких ученых исследователей отечественной истории, как В. Ундольский и П. Казанский. В сборнике первого (под № 574) замечено: «Преподобный старец Никита, основатель Богоявленскаго Монастыря, что на Костроме, сродник и ученик Сергию Чудотворцу» —

Крупнейший монастырский комплекс в центре города с замечательным собором 16 в., самым древним из сохранившихся ныне в Костроме памятников, и рядом интереснейших построек 17 и 19 вв. занимает целый квартал между улицами Симановского, Комсомольской, Козуева и Пятницкой. Основан в 1420-х гг. на посаде как мужская обитель старцем Никитою, учеником Сергия Радонежского.

До сер. 16 в. все монастырские здания были деревянными. В 1559-1565 гг. построен каменный Богоявленский собор, среди ктиторов которого был князь В.А.. Старицкий. В период Смуты, в 1609 г., монастырь разграбили польско-литовские отряды, однако вскоре он был восстановлен и приступил к обширному каменному строительству, продолжавшемуся до конца столетия. В 1610-х гг. собор обстроен двухъярусными папертями-галереями с крыльцами и северным приделом Николы. В 1-й четв. 17 в. также сооружены церкви Трех Святителей и надвратная звонница с церковью Сергия Радонежского и трапезная палата. Пожары 1629 и 1646 гг. сильно повредили здания обители, но не приостановили строительство. В 1642-1648 гг. возвели окружавшие монастырь каменные стены с башнями, а затем настоятельский и братский корпуса келий, больничную и казенную палаты, гостиницу, хозяйственные постройки, погреба и пр.
В 18 — 1-й пол. 19 в. наступает период упадка монастыря. Лишь в 1760 г. построена церковь Николая Чудотворца на средства Е.М. Салтыковой над могилой ее мужа, генерал-майора И.И. Салтыкова. В 1763 г. обитель упразднили и при учреждении в Костроме наместничества в 1778 г. все здания его (кроме собора) использованы под присутственные места, которые оставались здесь до 1809 г. В 1814 г. тут разместилась духовная семинария, при которой в 1824-1825 гг. сооружена Смоленская церковь при Больничных палатах. После сильного пожара в городе в 1847 г. многие здания обители 17 в. разобрали. Возобновили обитель уже в 1860-х гг. как женскую Богоявленско-Анастасиину после перевода сюда монахинь соседнего упраздненного монастыря, в связи с чем возобновилось и довольно интенсивное каменное строительство. В 1864-1869 гг. собор сильно перестроили, разобрав паперти с приделом и соорудив новые боковые пристройки и с запада обширное здание «нового» собора, которое фактически превратило прежнюю часть в его алтарь. Кроме того, в 1863-1865 гг. перестроили проездную башню ограды XVII в. в колокольню, а корпус братских келий того же времени — в 1863-1899 гг. в «трапезный» корпус. Кроме того, заново возвели целый ряд корпусов — «больничный» (1866-1868 гг.), «восточный» (1860-е гг.) и «рабочий» (около 1864 г.), надстроили Смоленскую церковь (1889-1892 гг.) и соорудили еще несколько зданий.
В 1918 г. монастырь был закрыт. В культовых зданиях разместился областной архив, жилые — переоборудованы под многоквартирные дома. В 1930-х гг. были снесены церковь Николая (Салтыковская) и ограда с башнями, а на монастырской территории в течение нескольких десятилетий был возведен ряд жилых и общественных зданий. В 1972-1991 гг. часть монастырских зданий реставрирована. В 1991 г. монастырь возобновлен. В 1995 г. частично воссоздана ограда с западной стороны монастыря (арх. Л.С. Васильев).

Башня-колокольня, 1642-1648 гг., 1863-1865 гг.

Оригинальным памятником костромского крепостного зодчества 17 в. является башня-колокольня (№ 26 Е). Возведена она в системе монастырских стен в 1642-1648 гг. как проездная со святыми воротами. На низком четверике с арочным проездом по линии запад-восток водружен восьмерик с венчающим поясом машикулей. Скромный декор фасадов состоит из лопаток на углах четверика и круглых бойниц с обрамлением под машикулями. Верхняя часть башни — собственно колокольня — надстроена в 1865 г. и после пожара восстановлена в 1887 г. Все здание в 1977-1980 гг. реставрировано КСНРПМ (арх. А.П. Чернов). Надстройка, выполненная в русском стиле, включает восьмерик звона с парными арками и шатер с фигурными кокошниками у основания, слухами и главкой в завершении. Убранство надстройки выполнено в духе 17 в. (ширинки, кокошники, пояса кирпичного декора и т.д.).

Трапезный корпус, сер. 17 в., 1863-1867 гг., 1898-1899 гг.

К северу от собора расположен «трапезный» корпус (№ 26 А), частично сохранивший в своем составе прежние братские кельи монастыря, интересный памятник жилой архитектуры сер. 17 в. В 1850-х гг. большую часть двухэтажных прежних келий разобрали, построив в 1863-1867 гг. новое здание с подвалами и мансардой, предположительно по проекту петербургского архитектора В. Садовникова. После пожара 1887 г. оно надстроено третьим этажом и расширено в 1898-1899 гг. губернским архитектором Н.И. Горлицыным. В 1978-1985 гг. здание реставрировано КСНРПМ (арх. А.П. Чернов).
Длинный кирпичный корпус в три этажа, сильно вытянутый по оси восток-запад, выполнен в русском стиле. Его главный южный фасад имеет в центре ризалит с крупным фронтоном чердачного окна; у северного фасада ризалиты устроены по краям и в середине. Восточное крыло корпуса включает в себя древние братские кельи, состоящие из нескольких палат в первом и втором этажах, нижние из которых сохранили даже коробовые своды с распалубками. На главном фасаде частично можно видеть и характерный для 17 в. декор келий: лопатки против внутренних стен, карнизы этажей с поребриком, киоты и нишки с обрамлением и наличники второго этажа с наборными колонками и кокошниками, а также более простые, рамочные, с фронтонами. Убранство более поздних частей корпуса во многом стремится подражать древним формам убранства.

Рабочий корпус, сер. 17 в., 1864 г.

В восточной части монастыря расположен оригинальный «рабочий» корпус (№ 26 В), созданный в 1864 г. для участников обширного строительства с использованием фрагмента монастырской стены 17 в. Двухэтажное прямоугольное в плане здание имеет кирпичные нижние и две стены верхнего этажа, деревянные и оштукатуренные остальные стены верхнего. Своей толщиной выделяются восточная и северная кирпичные стены, которые и являются остатками древней монастырской ограды. Их материал — большемерный кирпич со включенными в кладку крупными булыжниками, хорошо заметными снаружи восточной стены. Сохранились также щелевидные бойницы среднего боя, валиковые тяги над ними и заложенные двурогие зубцы. Декор корпуса состоит из широких рустованных лопаток, карниза с аркатурой и зубчиками и штукатурных наличников окон.

Восточный корпус, 1860-е гг.

Прямо против апсид собора расположен самый крупный «восточный» корпус (№ 26 Б), также выполненный в русском стиле. Построен он между 1863 и 1867 гг. предположительно архитектором В. Садовниковым и использовался для монашеских и настоятельских келий. Г-образное в плане здание с полуподвалами, одноэтажное на главных фасадах и двухэтажное в северной половине западного фасада и со двора. Угловые и средние части главных фасадов выделены также повышением до двух этажей и ризалитами со щипцовыми фронтонами в центре. Развитый кирпичный декор здания во многом тяжеловесен. Внутри коридорная планировка с кельями по обе стороны коридора, имеющими в цокольном этаже иногда коробовые своды.

Западный корпус, сторожка и ворота, 1860-е гг.

К нижнему ярусу башни-колокольни вдоль улицы примыкают поставленные друг за другом сторожка, ворота и «западный» корпус. Сооружены они в 1860-е гг., причем корпус сначала был одноэтажным, а позднее надстроен еще одним этажом. Все постройки кирпичные и выдержаны в русском стиле. Выделяются ворота с рустованными устоями и широким архивольтом над двойной аркой с висячей гирькой. Интерес представляли сохранявшиеся до недавнего времени деревянные двухстворчатые полотнища ворот сер. 19 в. с крупными накладными греческими крестами и растительными завитками в филенках. В настоящее время они заменены металлическими. У сторожки — килевидный портал (заложен) и пояс различных кокошников в завершении — полукруглых, в виде арочных ниш с килевидным верхом и треугольных. В фасаде «западного» корпуса (№ 26 Д) оригинален нижний этаж с лопатками на углах и центре, вертикальными прямоугольными филенками и поясом щипцовых фронтонов, над которыми в кладке второго этажа видны контуры кокошников.

Больничный корпус, сер. 17 в., 1866-1868 гг., 1890 г.

«Больничный» корпус (№ 26 Г), примыкающий к церкви с севера, гораздо менее интересен по своей архитектуре. Построен он в 1866-1868 гг. на средства жертвователей, особенно действительного статского советника А.Н. Григорова. Имеются основания предполагать, что в состав средней и южной частей корпуса вошли остатки крепостной монастырской стены 17 в. В 1887 г. корпус сгорел и возобновлен в 1890 г. Кирпичное неоштукатуренное здание состоит из двух прямоугольных в плане объемов, примыкающих торцами друг к другу с отступом внутрь и вытянутых вдоль улицы Симановского. Ближайший к церкви объем одноэтажный, удаленный — двухэтажный, оба — с подвалами. Выполненные в русском стиле, они имеют более парадные дворовые фасады с несколько тяжеловесным декором у первого и необычными псевдоготическими стрельчатыми окнами в нижнем этаже второго.

Архитектурный ансамбль Костромского кремля

Сердцем Костромы был ее кремль. Созданный трудом десятков поколений костромичей, он зримо воплотил их мечты о высоком и прекрасном. В нем – знак духовного достоинства предков, их трудолюбия и таланта. Обращенная к Волге, видимая за десятки верст соборная группа определяла внешнюю панораму города. Ее величавая колокольня служила своеобразным маяком проплывающим судам; кремль был славой Костромы, гордостью ее жителей.

Соборный ансамбль Костромского кремля, вид от торговых рядов.
Слева направо: Богоявленский собор, колокольня, Святые ворота, Успенский собор. Фото начала ХХ века.

Участок, им занимаемый, сравнительно невелик. С юго-запада он ограничен кромкой крутого спуска к Волге, с юга – малым бульваром с видовой беседкой в конце, проложенным по верху древнего оборонительного вала. Параллельно ему проходила Ильинская улица (ныне улица Чайковского). С севера в прежние годы была замощенная булыжником аванплощадь – перед главными воротами кремля. В ее правом углу, вдоль кремлевского откоса вниз к Волге, шел пандус (сохранившийся и поныне). В его начале в 1912 году по проекту губернского архитектора Н.И. Горлицына была поставлена нарядная Царская беседка. Изящная, выполненная в стиле неоклассицизма, она сочетала функции выставочного павильона (в ней хранился макет памятника 300-летия Дома Романовых) и видовой площадки. 20 мая 1913 года рядом с беседкой в присутствии императора и его семьи состоялась торжественная закладка памятника (скульптор А.И. Адамсон). По иронии судьбы, в 1928 году укороченный гранитный пьедестал монумента послужил основанием железобетонной фигуре В.И. Ленина.

К юго-востоку от аванплощади был тенистый городской парк с большим бульваром.

Ансамбль кремля включал в себя: Успенский собор (XVI-XVIII-XIX века), Богоявленский собор с колокольней (1776-1791 годы), два соборных дома (1780-е годы, сохранились) и каменную с коваными звеньями ограду с несколькими воротами и калитками (XVIII-XIX века). Своеобразной красотой из них выделялись так называемые Триумфальные, или Святые, ворота, обращенные на аванплощадь (1780-е годы).

По мнению историков, возникновение Костромского кремля на этом месте следует отнести к началу XV века. Прежде, по преданию, он находился в месте основания города Юрием Долгоруким, на берегу Волги при впадении в нее речки Сулы. Новопостроенный кремль получил оборонительные деревянные
стены с башнями, с тремя
проездными воротами. С северной, восточной и южной сторон его окружали рвы и валы.
Внутреннее пространство занимали хозяйственные и административные здания и усадьбы наиболее родовитых бояр.
Все они были деревянными и не раз становились жертвами пожара.
Из культовых построек внутри кремля упоминают Успенский собор и Крестовоздвиженский монастырь, видимо, также поначалу деревянные.

Первый Успенский собор из камня – на подклете, с открытым гульбищем, с одной главой (по другой версии с тремя) – условно относят к началу XVI века. Видимо, вскоре он был перестроен, получил традиционное пятиглавие и двухъярусные галереи с трех сторон. Особенностью этого храма, посвященного местночтимой святыне – Феодоровской иконе Божией Матери, была северная ориентация алтарных апсид (в сторону реки Запрудни; именно там в 1259 году была явлена чудотворная икона).

Особый придел в Успенском храме в честь Феодора Стратилата был устроен в 1666 году у его западной стены. Имевший поначалу позакомарное покрытие, в результате многих переделок храм не раз менял свой облик. Растесывались окна, менялись оконные наличники, формы глав. При наиболее значительной перестройке в середине XVIII века он получил четырехскатную кровлю четверика и грушевидные маковицы глав (нетрадиционные для русских храмов). В 1835 году был значительно удлинен Феодоровский придел.

Успенский кафедральный собор. Фото начала ХХ века.

Успенский собор обладал уникальными фресковыми росписями XVII века , располагавшимися не только в интерьере четверика и галерей, но и на фасадах (в полукружиях закомар). Являясь местом пребывания Феодоровской иконы Божией Матери, он хранил бесценные вклады дарителей из княжеских и царских фамилий. Червонным золотом сияли его главы и кресты. Покоем, невозмутимой тишиной веяло от древних стен; десятки поколений костромичей искали и обретали здесь душевную опору и утешение.

Иным был образ Богоявленского собора. На месте его прежде стоял собор издавна существовавшего здесь Крестовоздвиженского монастыря. Пожар 1773 года, испепеливший весь город, кремль и его деревянную застройку, погубил и его. Его не стали восстанавливать, решив построить здесь новый, более вместительный и соответствующий новым вкусам. Право на строительство нового кафедрального собора получил подрядчик из посада Большие Соли Степан Андреевич Воротилов (1741-1792 годы).

По бытовавшей традиции, подрядчик, взявшийся строить здание, обязан был представить и свой проект, то есть совмещать в одном лице и архитектора, и инженера, и сметчика, и организатора самого строительства. Он должен был обладать познаниями и в архитектуре, и в смежных с ней искусствах. Воротилов – личность во многом для нас загадочная; где и у кого он учился, нам неизвестно. Судя по многим сохранившимся его постройкам, это мастер переходного времени – между барокко и классицизмом. Но прежде всего – это исконно русский художник, воспитанный на традициях русского зодчества. Построив множество зданий (светских и культовых), он умер в бедности. Добиваясь совершенства, он подчас за свой счет переделывал уже готовые части своих построек и щедро расплачивался с рабочими. Строителями были его брат и сын.

Акварели и фиксационные чертежи середины XIX века дают представление о колористическом решении фасадов Богоявленского храма: на голубом фоне стен выделялись элементы ордера и декоративные обрамления проемов, крашенные в белый цвет. Золоту крестов и куполов отвечали бесчисленные золоченые вазы, расставленные по ярусам колокольни и лестницам боковых крылец. Золотыми звездами был усыпан синий купол ротонды. Золотом мерцали циферблаты часов.

Одновременно с собором Воротилов строит дополнительную лестницу в восточную галерею Успенского храма, с дивной по красоте восьмигранной сенью в ее начале. Поставив ее перед колокольней по его оси, он композиционно объединил оба соборных здания.

Несомненным творением Воротилова были и Святые ворота в ограде кремля. Окончив в 1791 году работы в кремле, на следующий год он умер, едва переступив порог своего 50-летия.

Шло время, рос город, и Богоявленский храм стал тесен. В 1866-1868 годах по проекту неизвестного нам архитектора он был коренным образом реконструирован,
в полтора раза увеличив свою площадь. Возник по существу новый храм –
с огромным молельным залом, пятью полукруглыми апсидами (апсида старого храма была сохранена и стала средней между четырьмя новыми). Был разобран свод, отделяющий храмовое пространство
от венчающей ротонды, и она стала
световой . В свою очередь это значительно улучшило вентиляцию храма. Крыльца на боковых фасадах не восстанавливались,
и для эвакуационного выхода из храма была сделана закрытая лестница у западной стены основного объема (к северу от притвора). Хотя силуэт храма существенно не изменился, он стал более громоздким. К чести автора реконструкции, она была максимально тактична и архитектура добавлений вполне соответствовала подлиннику. Сохранены были даже переходная с перилами дорожка над коньком кровли и кольцевой балкон в основании световой ротонды. К сожалению, при реконструкции погибли первоначальный иконостас и внутренняя мраморная отделка.

Новый иконостас нес все признаки упадка стиля. В те же годы Богоявленский собор получил калориферное отопление.

Храмы кремля были посвящены:

1. Успенский собор:

– Успению Божией Матери (главный престол),

– святому великомученику Феодору Стратилату (придел).

2. Богоявленский собор:

Богоявлению – Крещению Господню (главный престол).

Южный придел:

– в честь явления чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери,

– в честь святого благоверного князя Александра Невского и преподобного Иосифа Песнописца.

Северный придел:

– в честь Боголюбской иконы Божией Матери и в честь мученика Платона.

В 1878 году в средней части подвального помещения храма был устроен придел в честь преподобного Сергия Радонежского. Придел служил усыпальницей костромских архипастырей.

В июле 1934 года все, что называлось кремлем, что олицетворяло город, любимейшее детище костромичей – все было взорвано.

К настоящему времени подготовлен детальный план воссоздания всех сооружений кремлевского ансамбля – соборов, ограды с вратами, Царской беседки.

Л.С. Васильев (1934-2008), архитектор-реставратор,
заслуженный работник культуры РСФСР,
почетный гражданин города Костромы

Публикуется по изданию:

Леонид Васильев. Об архитектурном наследии Костромского края.
Кострома, 2014, с. 15-17. Эта статья была написана автором в 1995 году, впервые опубликована в 2002 году. На нашем сайте публикуется в сокращении.

Вид на соборный ансамбль с правого берега Волги.
Слева видны Царская беседка и за ней – строящийся памятник
в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых. Фото десятых годов ХХ века.

Примечания редакции сайта:

1. Дата явления условна, обычно речь идет о пятидесятых-шестидесятых годах XIII века. Слова автора о посвящении храма Феодоровской иконе не следует понимать буквально (в смысле освящения престола).

2. «Сохранились в соборе письменные указания о том, что Успенский собор был расписан и до большого пожара 1773 года, спалившего всю внутренность собора. Но теперешняя живопись вся относится к концу XVIII столетия, когда собор капитально после пожара возобновлялся» (протоиерей Иоанн Сырцов, «Стенная живопись в костромском Успенском кафедральном соборе», 1908 год).

3. Разборка этого свода состоялась в 1884 году, существенно позднее основных работ по реконструкции собора.

Ссылки:

АРСЕНЬЕВ Иаков, протоиерей

Описание костромского Успенского собора, составленное в 1829 году протоиереем оного собора и кавалером Иаковом Арсеньевым. – Москва, 1829

(в формате PDF)

АРСЕНЬЕВ Иаков, протоиерей

Описание костромского Успенского собора, учрежденного по Высочайшему повелению в 1835 году кафедральным, составленное в 1829 году протоиереем оного собора и кавалером Иаковом Арсеньевым, а ныне вновь исправленное. – Москва, 1837

(в формате PDF)

А.С.

Церкви Костромской епархии. По данным архива Императорской Археологической комиссии

(фрагмент)

БРОНЗОВ Ксенофонт, протоиерей

К истории города Костромы и епископа его Симона (Лагова)

(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018; PDF)

ВАСИЛЬЕВ Л.С.

Архитектурный ансамбль Костромского кремля

(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018; PDF)

ВАСИЛЬЕВ Л.С.

Богоявленский кафедральный собор Костромского кремля

(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018; PDF)

ВАСИЛЬЕВ Л.С.

Статьи о возрождении Костромского кремля

ДЕМИДОВ С.В.

Архитектор-самоучка С.А. Воротилов

(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018; PDF)

ЗОНТИКОВ Н.А.

Успенский и Богоявленский соборы Костромского кремля

КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В 1885 ГОДУ: СЛУЖБЫ, ПРАЗДНИКИ, КРЕСТНЫЕ ХОДЫ

(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018; PDF)

КОСТРОМСКОЙ КРЕМЛЬ И ЕГО АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ

КОСТРОМСКОЙ КРЕМЛЬ НА ФОТОГРАФИЯХ С.М. ПРОКУДИНА-ГОРСКОГО

КРАТКИЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРИХОДСКИХ ЦЕРКВАХ КОСТРОМСКОЙ ЕПАРХИИ. Справочная книга (фрагмент)

(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018; PDF)

КУДРЯШОВ Е.В

Памятники архитектуры Костромского кремля

Статья опубликована в книге того же автора «Архитектурный ансамбль центра Костромы». Скачать книгу полностью в формате PDF можно

ЛЕБЕДЕВ Димитрий, протоиерей

История соборных храмов Феодоровского и Успенского в городе Костроме в связи с повестью о Феодоровской иконе Богоматери, краткой историей и топографией древнего города: Историко-археологический очерк. — Кострома, 2010.

(в формате PDF)

ЛУКОМСКИЙ Г.К.

Описание памятников художественной старины

(начало одноименной главы из книги В.К. и Г.К. Лукомских «Кострома» — СПб., 1913)

(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018; PDF)

ОПИСЬ КАК СТРОЕНИЯ, ИКОНОСТАСА, РИЗНИЦЫ, КНИГ, ТАК И ВСЯКОЙ ЦЕРКОВНОЙ УТВАРИ И ИМУЩЕСТВА КОСТРОМСКОГО УСПЕНСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА (фрагменты документа 1840 года)

(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018; PDF)

ОСТРОВСКИЙ Павел, протоиерей

Историческое описание костромского Успенского кафедрального собора, составленное того собора священником П. Островским. – Москва, 1855

(в формате PDF)

ПОСПЕЛОВ Иоанн, протоиерей

Теплый Богоявленский собор при костромском кафедральном Успенском соборе

(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018; PDF)​

СЫРЦОВ Иоанн, протоиерей

Город Кострома в его прошлом и настоящем

(фрагмент)

СЫРЦОВ Иоанн, протоиерей

Костромской Успенский кафедральный собор

(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018; PDF)

СЫРЦОВ Иоанн, протоиерей

Стенная живопись в костромском Успенском кафедральном соборе​

(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018; PDF)

ЦЕХАНСКИЙ Р.В.

Всевидящее око и ключи от рая. Размышления об образцах Богоявленского собора и колокольни Костромского кремля

(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018; PDF)

ЦЕХАНСКИЙ Р.В.

О дате первоначального Успенского собора города Костромы

Незавершенный текст доклада, готовившегося архитектором Р.В. Цеханским (1971–2017) и посвященного истории Успенского собора Костромского кремля. Новая редакция текста; подготовка, подбор иллюстраций, послесловие – А.А. Мелихова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *