Бульвары Москвы

Бульвары Москвы — фотографии

Бульварное кольцо — это десять бульваров Москвы, созданных на месте крепостных стен Белого города. Формирование Бульварного кольца завершилось в конце XVIII — начале XIX века, а в настоящее время это прекрасные зоны отдыха москвичей и гостей столицы.

Бульварное кольцо, протянувшееся на 9 км, имеет форму подковы и больше похоже на полукольцо, с обеих сторон выходящее к Москве-реке.

Первый бульвар появился в центре Парижа на месте разрушенных укреплений, построенных королем Карлом V и слово «бульвар», по одной из версий, происходит от голландского bolewerk, что означает «фортификация».

По другой версии, когда на месте укреплений в центре Парижа появилась аллея с деревьями и кустарниками, по которой прогуливались парижане, новое место отдыха стали называть «boules vertes, то есть зеленым валом или шаром. Позже этим же словом стали именовать многие парки и побережья, украшенные зелеными насаждениями.

А в России скверы, где гуляла изысканная публика, называли гульварами (от слова гулять).

Бульварное кольцо воспето многими поэтами и композиторами, о нем сложены прекрасные песни. Самая известная из них — «Чистые пруды» в исполнении Игоря Талькова, слова которой «Однажды ты пройдешь Бульварное кольцо и в памяти твоей мы встретимся, наверно» никого не оставят равнодушным.

Из истории

К концу XVI века завершилось сооружение Белого города — третьего оборонительного пояса Москвы после Кремля и Китай города, надежно защищавшего столицу от вражеских нашествий.

Вместе с тем, во время событий в Смутное время (конец XVI — начало XVII века) крепостные стены сильно пострадали, а к середине XVIII века они и вовсе утратили свое значение. Ворота перестали охранять и запирать на ночь, а кирпичи стен потихоньку растаскивали жители Москвы, также их использовали и для возведения городских зданий. В частности, одна из построек, возведенных с использованием этого камня, — здание Мэрии на Тверской.

В июле 1774 года было принято решение полностью разобрать стены Белого города, а на их месте посадить деревья и кустарники. Работы выполнялись под руководством архитектора Петра Никитича Кожина, а курировал строительство генерал-губернатор Москвы Михаил Никитич Волконский.

Так, на месте крепостных стен Белого города появилось Бульварное кольцо — цепь из десяти парковых зон — любимых москвичами и гостями столицы, начинающаяся с Гоголевского и заканчивающаяся Яузским бульваром. Причем, до революции нумерация домов на Бульварном кольце была сплошная.

Экскурсия по бульварам Москвы

Прогулку по Бульварному кольцу лучше всего начать от станции метро Кропоткинская.

  • Здесь начинается Гоголевский, ранее Пречистенский бульвар, по которому любил гулять писатель, здесь, в доме №7 расположена квартира, где он жил до самой смерти. Памятник Н.В. Гоголю, созданный скульптором Николаем Андреевым был установлен в начале XX века, но в советское время его заменила монументальная фигура писателя, а старую скульптуру переместили к музею Гоголя на Никитском бульваре.

    Один из современных памятников — скульптурная композиция, изображающая сидящего в лодке Михаила Шолохова и плывущих лошадей. Надо отметить, что работа скульптора Иулиана Рукавишникова вызывает неоднозначные отзывы москвичей и гостей столицы, особенно странно выглядят головы лошадей, когда фонтан не работает.

    Все мы помним Гоголевский бульвар по фильму «Москва слезам не верит», здесь главная героиня Катя дважды, с разницей в 20 лет, встречается с кинооператором Рудольфом

  • Следующий бульвар — Никитский, одна из достопримечательностей которого — знаменитая усадьба Луниных, в которой в настоящее время расположился Музей Востока. У Никитских ворот, в храме преподобного Феодора Студита, А.С. Пушкин венчался с Натальей Гончаровой, а в 1999 году в честь этого события на площади был установлен фонтан-ротонда
  • Далее расположен самый старый и самый протяженный бульвар — Тверской, его длина составляет 857 метров. Среди его достопримечательностей — памятники Сергею Есенину и Тимирязеву, а также построенный в начале XIX века Дом Романова, часто называемый Романовкой. Первоначально строение принадлежало купцу Голицыну, прославившемуся тем, что он построил на свои деньги с обеих сторон Тверского бульвара разноцветные фонари. Позже это здание принадлежало инженер-полковнику Дмитрию Ивановичу Романову. В конце XIX века в доме находились меблированные комнаты, в одной из них поселился музыкальный деятель Семен Кругликов. Здесь он устроил частный музыкальный салон, в котором бывали Федор Шаляпин, Николай Андреевич Римский-Корсаков и Михаил Врубель, а также собиралась частная русская опера, в составе которой был и ее дирижер Сергей Мамонтов

  • Самый широкий бульвар — Страстной, его ширина составляет 123 метра. Здесь расположены три памятника — Александру Пушкину, Сергею Рахманинову и Владимиру Высоцкому. Пушкинская площадь до 1937 года называлась Страстной, по имени Страстного женского монастыря, находившегося в том месте, где в настоящее время установлен памятник поэту
  • В конце Страстного бульвара расположена площадь Петровских ворот и далее Петровский бульвар, протянувшийся до Трубной площади. В этом месте река Неглинная «спрятана» в подземную трубу. В старину на этой площади был рынок и существовала традиция — купить на рынке птицу в клетке и выпустить ее. Также Трубная площадь прославилась тем, что здесь находился ресторан Эрмитаж, хозяин которого Люсьен Оливье угощал своих гостей новым, придуманным им салатом Оливье
  • Рождественский бульвар — один из самых красивых, свое название он получил по имени Рождественского женского монастыря, построенного еще при Екатерине II
  • Через площадь Сретенские ворота можно выйти на самый короткий Сретенский бульвар, его длина составляет всего 214 метров. Здесь расположен монументальный памятник Надежде Крупской, установленный в 1975 году ко Дню защиты детей
  • Пройдя через Тургеневскую площадь и площадь Мясницкие ворота, мы выйдем на Чистопрудный бульвар. Раньше в этом районе находилась скотобойня, отходы от которой сбрасывались в пруд, названый Поганым. Когда же эту землю купил Александр Меншиков, он очистил пруд и с тех пор это место стали называть Чистыми прудами, хотя пруд всего один. Сейчас это популярная зона отдыха москвичей и гостей столицы, летом — прекрасное место для прогулок, а зимой — для катания на коньках
  • Покровский бульвар — самый молодой, он появился в 1820-е годы и до 1891 года это был огромный плац, на котором совсем не было зелени. Позже часть плаца заняла небольшая узкая аллея и лишь в 1954 году был устроен широкий бульвар
  • Яузский бульвар получил свое имя по названию Яузских ворот Белого города, расположенных близ реки Яузы. Одна из достопримечательностей бульвара — двухэтажный дом, напоминающий рыцарский замок с башенкой, созданный в начале XX века архитектором Андреем Красильниковым в романтическом стиле.

Бульвары Москвы, как зеленое ожерелье, окружают центр города. Это уникальный памятник садово-паркового искусства, включающий 13 площадей, парки и аллеи, церкви и монастыри, памятники и старинные усадьбы, рассказывающие об истории России и выдающихся ее личностях.

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

Вариант 1

(1)Поедете в Ульяновск – загляните в сквер Н.М. Карамзина. (2)В центре сквера установлен памятник Николаю Михайловичу Карамзину – писателю и историку. (3)Памятник создан в стиле классицизма: на пьедестале находится величественная муза истории Клио, которая правой рукой возлагает на жертвенник бессмертия скрижали «Истории государства Российского» – главного труда Карамзина, а в левой руке держит трубу, с помощью которой намерена вещать о славных страницах жизни России. (4)В пьедестале памятника, в круглой нише, размещается бюст великого деятеля России. (5)Два горельефа: Карамзин, читающий отрывок из своей «Истории» Александру I, и Николай Михайлович, запечатлённый на смертном одре в окружении своего семейства – украшают пьедестал. (6)Общая высота монумента составляет 8,52 метра, из них высота пьедестала – 4,97 метра.

Ответ: ________________________________

Вариант 2

(1)Усадьба Середниково – образец архитектурно-паркового зодчества русского классицизма. (2)Центральную часть усадебного комплекса представляет главный дом с бельведером. (3)К нему ведёт парадная аллея, слева от которой располагается корпус бывшего скотного двора, а справа – конного двора. (4)Правее конного двора – здание манежа. (4)Пойдёте к северу от главного дома – увидите ландшафтный парк с белокаменной лестницей и тремя арочными мостами, перекинутыми через овраг. (5)Ели, сосны, лиственницы – эти деревья произрастают на живописных склонах оврага.

Ответ: ________________________________

Вариант 3

(1)Московское Бульварное кольцо – прекрасное место для прогулок. (2)Живописные бульвары: Гоголевский, Никитский и Тверской – плавно перетекают друг в друга. (3)Совершите прогулку по Никитскому бульвару – много узнаете о жизни Н.В. Гоголя. (4)На Никитском бульваре – в доме № 7 – находится музей писателя. (5)Гостиная воссоздана по воспоминаниям современников Гоголя: мебель красного дерева обита штофом, придиванный стол, колокольчик для вызова слуги, подсвечник, бумаги, стопка книг. (6)На стенах – несколько акварелей и гравюр. (7)Во дворе усадьбы стоит памятник Гоголю. (8)Скульптором является Н.А. Андреев, архитектором – Ф.Шехтель.

Ответ: __________________________________

Вариант 4

(1)Самое известное произведение И.А. Гончарова – «Обломов». (2)Вы, конечно, помните знаменитый диван, на котором возлегал главный герой. (3)На родине писателя – в городе Ульяновске – в 2005 году установили памятник дивану Обломова как объекту с глубоким философским смыслом. (4)Зелёная обивка, позолоченное обрамление – такой стиль характерен для XIX века. (5)На нижней панели дивана выгравирована цитата из романа о безграничной верности Обломова поэзии лени, а на спинке – реклама местной мебельной фабрики. (6)Размер у дивана – около 2 метров в длину. (7)Есть ещё один заметный атрибут памятника – выкованные тапочки Обломова, которые размещены рядом с диваном. (8)С ними памятник стал выглядеть совсем живым! (9)Именно поэтому «диван Обломова» – популярное место для фотосессий в любое время года.

Ответ: ______________________________

Вариант 5

(1)Вся жизнь Ивана Сергеевича Тургенева тесно связана с нежно любимым им Спасское-Лутовиновым – родовым поместьем по линии матери. (2)Кружевные веранды, крошечные окошки мезонина, анфиладные комнаты – везде чувствуется дух тургеневской эпохи. (3)Отдельные предметы мебели – настоящие шедевры народного промысла. (4) «Накануне», «Отцы и дети», «Рудин» и «Дворянское гнездо» – произведения, которые рождались за письменным столом именно в Спасском. (5)Захотите прогуляться вокруг усадебного дома – через густые липовые аллеи спустились к пруду. (6)Ясени, клёны, ели, дубы, вязы, берёзы, серебристые тополя – деревья, украшающие усадьбу. (7)Парк в Спасском – один из самых красивых усадебных парков средней полосы России.

Ответ: ______________________________

Вариант 6

(1)В 14 км к юго-западу от Тулы располагается дом-музей Л.Н. Толстого. (2)Ясная Поляна – уникальный центр исторической и культурной жизни России, связанный с именем крупнейшего писателя и мыслителя XIX – XX веков. (3)Самое старое здание в усадьбе – дом Волконского (деда писателя), построенный в XVIII веке. (4)Дом этот – памятник усадебного классицизма – был сооружён в период с 1799 года по 1821 год. (5)Конюшни, кучерская изба – эти постройки размещены рядом с домом. (6)Главная аллея усадьбы – «Прешпект». (7)На ней высажены берёзы, любимые деревья писателя. (8)Слева от главного дома – флигель Кузьминских. (9)С 1859 года по 1862 год здесь была школа для крестьянских детей.

Ответ: ______________________________

Вариант 7

(1)Мелихово – один из главных чеховских музеев в России. (2)Картины И. Левитана, В. Поленова, Н. Чехова, П. Серёгина и других художников – все они хранятся в Мелихове. (3)Главный дом представляет бежевое одноэтажное дощатое здание с зелёной металлической крышей и наличниками с геометрическими узорами. (4)Дом был построен прежним владельцем – художником Н.П. Сорохтиным. (5)Выйдешь из усадебного дома – обратишь внимание на флигель, который проектировал сам Фёдор Осипович Шехтель. (6)Домик так понравился писателю, что он решил в него перебраться сам. (7)Хозяин был готов к приёму пациентов – на флагштоке поднимали флаг. (8) «Мой дом, где была написана «Чайка”», – скажет потом про флигель А.П. Чехов.

Ответ: _____________________________

Вариант 8

(1)Дом-музей А. Грина в Старом Крыму – побеленный домик, имеющий черепичную крышу. (2)Экспозиция состоит из двух маленьких комнат. (3)Первая комната – кабинет и спальня писателя. (4)Здесь можно увидеть ломберный столик со всем необходимым – рабочее пространство прозаика, где рождено более пятидесяти литературных сюжетов. (5)Прикроватным ковриком долгие годы служила барсучья шкура, а в качестве хронометра – небольшие настольные часы. (6)Второй «зал» – спальня супруги великого литератора, превращённая со временем в выставку старых фотографий, копий и оригиналов некоторых рукописей, книг и публикаций. (7)Литературные вечера, творческие встречи, выставки местных художников – все эти мероприятия в настоящее время проводятся в доме-музее Грина.

Ответ: ______________________________

Вариант 9

(1)Искандеровская Абхазия – удивительный край, где между небом и морем расположились «маленький Вавилон» Мухус и горное село Чегем, – находится рядом с «Петербургом Достоевского», «булгаковской Москвой». (2)Тип художественного видения, при котором «малая родина» из бесконечного дорогого, но захолустного уголка становится средоточием правды о мире, – одно из художественных открытий литературы XX века. (3) «Тебе хорошо, – сказал как-то Ф.Искандеру один московский коллега, – ты пишешь о маленьком народе». (4)На это последовал ответ великого писателя: «Ты из Смоленщины – вот и пиши, как будто все начала и концы сходятся в Смоленской области». (5)Используя абхазский материал, писатель сделал дом центром художественного мира, а его обитателей – родственников, соседей, знакомых, их потомков и предков – героями своих произведений.

Ответ: ______________________________________

Вариант 10

(1)К концу XVII века в Италии появляется новый живописец – Алессандро Маньяско. (2)Генуэзец Маньяско – фантаст и романтик. (3)Природа, люди – всё у Маньяско похоже на мираж. (4)Излюбленный им тип композиции – пространственный пейзаж с маленькими фигурами. (5)Пейзажи представляют берега бушующего моря, лесные чащи, горы, фигуры – таинственных странствующих монахов, бродяг, цыган. (6)Живопись Маньяско темна, но вместе с тем воздушна. (7)Его монохромность – это какая-то искристая темнота.

Ответ: _______________________________________

Вариант 11

(1)Антарктида – самый южный, самый холодный и самый высокий материк Земли (если за его поверхность принять территорию ледника, достигающего толщины 4 км). (2)Есть версия, что Антарктида – это архипелаг из многочисленных островов, укрытый единым многокилометровым ледяным панцирем. (3)Так это или нет – судить сложно, ведь на сегодняшний день «подлёдная» Антарктида изучена довольно слабо. (4)Материк омывает Южный океан, образуя неглубоко вдающиеся в сушу моря. (5)Берега Антарктиды представляют собой высокие ледяные обрывы – крупнейшие поставщики айсбергов в Мировой океан. (6)В Антарктиде господствует ледяная антарктическая пустыня, только в прибрежных районах материка, в местах, где летнее солнце растапливает лёд, растут мхи и лишайники. (7)Антарктические оазисы – небольшие участки прибрежной полосы, окружённые льдами.

Ответ: _______________________________________

Вариант 12

(1)Братья Гримм – немецкие сказочники, лингвисты, отцы-основатели германской филологии. (2)Золушка, Рапунцуль, Спящая красавица – эти персонажи, созданные великими писателями, известны всем, а некоторые и вовсе стали именами нарицательными. (3)Однако сказки – лишь часть невероятного объёма работ, который проделали братья в сфере литературы и лингвистики. (4)Изданная братьями после 20 лет работы первая книга «Немецкой грамматики» – в своё время сенсация в научном сообществе – стала основой для всех последующих исследований германских языков. (5)И всё же главный труд братьев – «Немецкий словарь». (6)Томас Манн через сто лет назовёт «Словарь» «героическим делом», «филологическим монументом». (7) «Этот словарь для меня не просто справочник, а любимое чтение, которому я могу целиком отдаваться целыми часами», – признаётся он.

Ответ: ________________________________________

Гоголевский бульвар спускается вниз ступенями от площади Пречистенские ворота к площади Арбатские ворота. Это один из десяти бульваров знаменитого Бульварного кольца Москвы.

  • Происхождение названия
  • История бульвара
  • Дома и достопримечательности

Гоголевский бульвар – происхождение названия

Бульвар был переименован в 1924 году, во время празднования 115-летнего юбилея Н.В. Гоголя, известного русского писателя. До этого он назывался Пречистенским, как и расположенные в этом районе одноименные площадь и улица.

Название было связано с церковью Пречистыя Богородицы Смоленской, находящейся на территории Новодевичьего монастыря.

История Гоголевского бульвара в Москве

Свое начало Гоголевский бульвар брал на возвышенности на месте нынешней площади Пречистенских ворот.

С этого места ранее стекал вниз по изломанному руслу ручей Черторый, берега которого сильно различались по высоте.

Это определило рельеф Гоголевского бульвара. К Арбатским воротам бульвар опускается тремя линиями. Первая и третья – это внутренний и внешний проезды, вторая – сам бульвар.

Бульвар устроен на месте некогда стоявших здесь стен Белого города.

К 1780 году их разобрали, а освободившееся место начали незаконно застраивать представители московской знати и купечества.

Эти действия никак не устраивали московские власти, которые намеревались по периметру Белого города обустроить зеленую зону – бульвары, что было отражено в перспективном плане развития города от 1775 года.

В скором времени незаконные постройки были снесены и бульвар начали обустраивать.

Здесь появились каменные мосты через ручей Черторый, который к концу девятнадцатого века заключили в трубу, как и многие московские речушки.

С обеих сторон бульварной аллеи начали возводиться дома московской знати.

От пожара 1812 года пострадало много зданий на бульваре, но их восстановили достаточно быстро.

История этого бульвара интересна и многогранна, свидетелями ее являются многочисленные памятники и архитектурные сооружения.

Знаменит Гоголевский бульвар и тем, что по его тротуарам гуляли в свое время А.С. Пушкин, С.М.Третьяков, П.И.Чайковский, А.И.Герцен, в одном из домов жил Василий Сталин с семьей. Нередко приходил сюда в гости Федор Шаляпин. В этом месте сжег за несколько дней до смерти свои рукописи Н.В. Гоголь.

В 1880 году на Гоголевском бульваре проложили конную железную дорогу, которую заменили в 1911 году трамвайной линией. Многие годы трамвай «Аннушка» был единственным транспортом в этом районе.

В районе слияния бульвара и Пречистенских ворот в 1935 году была открыта станция метро «Кропоткинская», носившая до 1957 года название «Дворец Советов».

На Гоголевском бульваре снимали два эпизода киноленты «Москва слезам не верит». Упоминается он и в книге Кира Булычева с фантастическим сюжетом «Древние тайны».

Кроме своей неразрывной связи с великой историей и известными людьми, это довольно живописное место. В некоторых из его зеленых уголков можно даже собирать грибы.

Дома на Гоголевском бульваре и достопримечательности:

— нечетная сторона

— Городская усадьба Секретарева

— Доходный дом князя Оболенского

— Доходный дом Павлова

— Доходный дом Бочаровых

— четная сторона

— Усадьба Замятиных-Львовых-Третьяковых

— Жилищный кооператив «Показательное строительство»

— Усадьба Нарышкиных

— Усадьба Васильчиковых и Федерация шахмат РФ

— Усадьба Алексеевой

Памятник Николаю Васильевичу Гоголю

Памятник Михаилу Александровичу Шолохову

Российский национальный музей музыки

Музей был открыт в 1912 году при Московской консерватории. В фондах музея хранится более 900 редких музыкальных инструментов, личные архивы композиторов и исполнителей, коллекции фотографий и документов и богатая коллекция живописи. В 1912 году в здании Московской консерватории открылся Мемориальный музей имени Николая Рубинштейна – дирижера и основателя консерватории. Деньги на его открытие дал московский домовладелец и любитель музыки Дмитрий Беляев. Среди немногочисленных экспонатов были, например, письменный стол Петра Чайковского, портреты композитора Антона Рубинштейна и мецената Дмитрия Беляева, коллекция среднеазиатских инструментов и итальянская лира-гитара 1656 года. Фонды пополнялись постепенно. Так, Модест Чайковский, брат композитора, подарил гипсовую посмертную маску Петра Ильича, а почитатель Николая Римского-Корсакова Сергей Белановский выслал перочинный ножик композитора, который, правда, был украден в 1925 году. В начале 1930-х годов музей оказался на грани закрытия. Тогда наступили тяжелые времена для всей консерватории. Но музей не закрыли, а в 1938 году на должность заведующего была назначена Екатерина Алексеева. С ее приходом музей начал постепенно восстанавливаться. В 1943 году, в разгар войны, он получил статус государственного, а в конце 1940-х годов имя Рубинштейна окончательно исчезло из его названия. Музыкальный музей вышел за рамки мемориальной комнаты при консерватории и стал независимым институтом. В 1954 году в связи со 150-летием со дня рождения Михаила Глинки ему присвоили имя великого композитора. В 1982 году музей переехал в новый, специально для него построенный дом на улице Фадеева. Музей вел и ведет работу по пополнению своих фондов. Еще в 1943 году директор Екатерина Алексеева вступила в переписку с Сергеем Рахманиновым, проживавшим тогда в США. Композитор откликнулся на просьбу выслать для музея некоторые его личные вещи и музыкальные записи. Два раза Екатерина Алексеева ездила в США и из второй своей поездки в 1970 году вместе с исследовательницей творчества Рахманинова Заруи Апетян привезла 20 ящиков экспонатов для музея. В последующие годы музей получал в дар множество предметов, связанных с мировой музыкальной культурой. Например, принадлежавший балерине Анне Павловой рукописный клавир (переложенную партитуру вокально-оркестрового произведения для фортепиано) балета или скрипку Страдивари, завещанную Давиду Ойстраху королевой Бельгии Елизаветой. Основная экспозиция музея называется «Музыкальные инструменты народов мира». В пяти залах выставлено более 900 экспонатов. В отделе русских инструментов представлены девятиструнные гусли XIII века, найденные при раскопках в Новгороде, балалайки XIX века, старые рояли из Санкт-Петербурга 1830–1870-х годов, пастушьи рожки и, конечно, гармоники, получившие распространение только в 1830-х годах. Любопытны башкирская флейта курай, чувашская волынка шыбр с мешком из бычьего пузыря, карельский струнный инструмент кантеле, похожий на гусли и упоминающийся в эпосе «Калевала». Экспозиция среднеазиатских инструментов состоит в основном из предметов коллекции Августа Эйхгорна, служившего капельмейстером русских военных оркестров в Туркестанском военном округе с 1870 по 1883 год. В 2011 году Музей музыкальной культуры был переименован во Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры им. М. И. Глинки. Теперь в его составе еще пять мемориальных музеев: Музей-усадьба Ф. И. Шаляпина на Новинском бульваре, музей «П. И. Чайковский и Москва» на Кудринской площади, Музей-квартира композитора и директора консерватории А. Б. Гольденвейзера, Музей С. С. Прокофьева в Камергерском переулке и Музей-квартира дирижера и композитора Н. С. Голованова в Брюсовом переулке.

История с географией

Строго говоря, лента бульваров в центре столицы — вовсе не кольцо, а подкова, которая на юге опирается на излучину Москвы-реки. Но главное не форма, а местоположение разорванного кольца. С древних времён здесь находились оборонительные сооружения: сначала воздвигли земляные валы, потом на них установили деревянные стены, в конце XVI века их заменили каменными.

Фортификация стала третьим рубежом защиты после стен Кремля и Китай-города. По одной из версий, именно по цвету камня или извести, покрывавшей кирпич, огороженную местность именовали Белым городом. По другой — «белая» земля, заселённая боярами и дворянами, не облагалась налогами, в отличие от «чёрной», где жили купцы и ремесленники. В пользу этой версии говорит второе название района — Царь-град, или Царёв город.

В XVIII веке Москва сильно разрослась, Белгородская стена утратила оборонное значение. В 1774 году Екатерина II, уделявшая большое значение планировке городов, создала Каменный приказ, который руководил разбором стен и башен. Освободившиеся стройматериалы использовали для строительства казённых зданий, например Воспитательного дома на Москворецкой набережной (сегодня здесь размещается академия РВСН имени Петра Великого).

На месте бывшей крепостной стены императрица повелела высадить деревья и проложить аллеи, а взамен проезжих башен разбить площади. Но скоро указ пишется, да не скоро исполняется. Первый бульвар — Тверской — появился только в 1796 году, уже при Павле I. Самый же молодой участок кольца — Покровский бульвар: его окончательно сформировали в 1954 году, после ликвидации бывшего здесь просторного плаца Покровских казарм. Далеко смотрела Екатерина Великая…

Впрочем, основные работы заняли около полувека: в 1845 году критик Виссарион Белинский написал, что московские бульвары — лучшее городское украшение, которому Петербург «имеет полное право завидовать». Официально это «право» было закреплено в 1978 году, когда Бульварное кольцо объявили памятником садово-паркового искусства.

Кольцо А

Довольно долго «зелёный пояс» обходился без общественного транспорта — хватало извозчиков. И вот в 1887 году по бульварам застучала копытами конка (конно-железная дорога), а четверть века спустя, в 1911 году, зазвенел колёсами трамвай. Маршрут А, который в народе ласково окрестили «Аннушкой», действительно был кольцевым — рельсы проложили и по набережным Москвы-реки. Поэтому и Бульварное кольцо получило второе название — кольцо А.

По разным причинам за прошедшее столетие маршрут «Аннушки» неоднократно менялся, и сегодня он проходит от Калужской площади (метро «Октябрьская») до Тургеневской площади (метро «Чистые пруды»). При этом он затрагивает лишь три бульвара: Яузский, Покровский и Чистопрудный. Возможно, это не последняя траектория знаменитого трамвая…

Примечательно, что нынешний маршрут А пролегает по единственной трамвайной ветке, сохранившейся внутри Садового кольца (по ней ходят также трамваи № 3 и № 39). Мало того, по выходным «Аннушка» отдыхает — видимо, в силу почтенного возраста. Зато в будни среди обычных пассажирских составов по рельсам курсирует и трамвай-трактир «Аннушка». Его интерьер переносит посетителей на полторы сотни лет назад, а названия блюд в меню отсылают к страницам «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова.

О трамвае А писали и Булат Окуджава, и Константин Паустовский, в своё время работавший кондуктором. Поэт Сергей Островой и вовсе посвятил «Аннушке» песню, которую сейчас вряд ли кто помнит. Так что знаменитый бульварный маршрут, который когда-то именовали театральным (трамвай проходил мимо многих театров и кинотеатров) заслуженно можно именовать и литературным.

Тяжёлые будни бульваров

На своём веку Бульварное кольцо повидало всякое, и порой ему приходилось несладко: несознательные москвичи топтали газоны, ломали ограды, а деревья рубили на дрова. В середине XIX века московский генерал-губернатор принял строгие меры: на бульварах было запрещено выгуливать собак, кататься на велосипедах, возить тележки и даже… ходить с чемоданами! Ещё и специальных смотрителей отрядили за порядком следить.

Во время Великой Отечественной бульварам пришлось вспомнить своё историческое предназначение. В 1941 году здесь проводили воинские учения для ополченцев, устанавливали зенитные орудия для подразделений ПВО и даже размещали аэростаты воздушного заграждения.

Устранять последствия бомбёжек и оборонительных действий начали сразу по окончании войны, а к 800-летию Москвы была проведена серьёзная реконструкция. На бульварах высадили множество деревьев и кустарников, обновили скамейки, сетчатую ограду заменили чугунной (причём каждый бульвар получил индивидуальный узор), установили новые фонари и изящные вазоны. Автором и руководителем проекта был архитектор Виталий Долганов.

«Зелёный пояс» продолжает прихорашиваться и в наши дни. В 2015 году конструкторское бюро «Стрелка» разработало новый масштабный план реконструкции Бульварного кольца. В рамках городского проекта «Моя улица» предлагается ограничить транзитное движение, перенаправив трафик на Садовое и Третье транспортное кольцо, а приоритет отдать пешеходам, велосипедистам и общественному транспорту. Для этого нужно, в частности, обустроить новые дорожки и островки безопасности на переходах.

Топонимика Бульварного кольца

Названия площадей Бульварного кольца напоминают о крепостном прошлом: Арбатские Ворота, Никитские Ворота, Мясницкие Ворота… Да и нынешняя Пушкинская площадь раньше именовалась сначала Тверскими Воротами, потом Страстной (по стоявшему рядом монастырю) и даже площадью Декабрьской Революции. Только в 1931 году великий поэт подарил площади своё имя.

Трубная площадь — наследница «Трубы»: так в народе звали проём, сделанный в Белгородской стене для реки Неглинной. Хохловская площадь, как и прилегающий к ней Хохловский переулок, получила имя от окружающего района Хохлы — здесь селились в основном украинцы. К тому же неподалёку, на Маросейке, располагалось Малороссийское, то есть украинское, подворье.

А вот термин «бульвар», как и сама идея городского озеленения, заимствован из Европы: французское boulevard происходит от голландского bolwerk, то есть «укрепление, крепостной вал». Получается, что Бульварное кольцо унаследовало не только географию, но и топонимику своего предшественника. Впрочем, простые русские люди быстро переиначили непонятное иноземное слово в «гульвар», обозначив главное предназначение новых широких улиц.

Большинство названий бульваров — Никитский, Петровский, Покровский, Рождественский, Страстной, Сретенский — происходит от близлежащих монастырей или церквей. Гоголевский бульвар стал таковым в 1924 году, во время празднования 115-летия Николая Гоголя. До этого он назывался Пречистенским — по церкви Пречистой Богородицы в Новодевичьем монастыре.

Тверской бульвар — разумеется, преемник Тверской улицы. Яузский бульвар, как и площадь Яузские Ворота, назван по башне Белого города. А вот Чистопрудный бульвар можно отнести к усмешкам Бульварного кольца — о них и разговор особый.

«Фишки» и курьёзы Бульварного кольца

Водоём, давший имя Чистопрудному бульвару, стал называться Чистым только в 1703 году. Случилось это благодаря стараниям Александра Меншикова, который приобрёл земли на Мясницкой улице. Светлейший князь, как добросовестный хозяин, повелел очистить пруд от объедков и отбросов стоявшего неподалёку мясного рынка. Неудивительно, что издавна пруд именовался Поганым…

От Чистых прудов рукой подать и до другого курьёза Бульварного кольца. Не только гости столицы, но и многие москвичи удивляются: Тургеневская библиотека рядом с одноимённой площадью есть, а памятника Тургеневу — нет! Зато по бокам площади стоят другие монументы: в начале Чистопрудного бульвара — Александру Грибоедову, а в конце Сретенского — Владимиру Шухову, автору знаменитой башни. Градостроители оправдываются тем, что и писатель, и инженер долгое время жили на Мясницкой, а Тургенев часто менял квартиры, и выбрать привязку для его памятника затруднительно.

Другая «антитеза» — памятник Владимиру Высоцкому в конце Страстного бульвара, установленный в пику цитате из песни «У меня было сорок фамилий»:

Не поставят мне памятник в сквере

Где-нибудь у Петровских Ворот…

Но памятники не только возникают в неожиданных местах, а еще и ходить умеют! Наверняка не все знают, что памятник Пушкину стоит на нынешнем месте, в сквере на одноимённой площади, с 1948 года — его передвинули по личному распоряжению Сталина. Изначально же, в 1880 году, монумент расположили на противоположной стороне, в конце Тверского бульвара. Автор «Каменного гостя» наверняка оценил бы по достоинству такое перемещение…

Ещё один перенос коснулся уже Гоголя. Первый памятник, установленный в 1909 году, к столетию со дня рождения писателя, тогда ещё на Пречистенском бульваре, вызвал неоднозначную реакцию. Согбенная фигура, словно придавленная горькими размышлениями и душевным недугом, многим казалась чересчур мрачной. В конце 1940-х годов устроили конкурс, и в 1952 году, к столетию смерти прозаика, уже на Гоголевском бульваре появился совсем другой, гордый и парадный монумент.

«Угрюмого» Гоголя сперва отправили в «ссылку» — в Музей архитектуры на территории Донского монастыря, и только в 1959 году его перенесли во двор усадьбы А.П. Толстого в начале Никитского бульвара, где писатель прожил свои последние годы. (Позже в этом доме организовали и дом-музей Гоголя.) Возникла уникальная ситуация: два памятника одному и тому же лицу располагаются очень близко друг к другу: по прямой расстояние между ними составляет меньше 400 метров! Впоследствии неоднократно возникало предложение произвести обратную «рокировку», но до осуществления идеи не дошло.

Эти и другие интересные и забавные факты невольно наводят на мысль, что в форме Бульварного кольца спрятана не только подкова, но и хитрая улыбка Чеширского кота. Улыбнитесь и вы, прогуливаясь по бульварам. Теоретически бодрым шагом их можно пройти за пару часов. Но вряд ли это удастся сделать так быстро: вам наверняка захочется посидеть на скамейке, изучить очередную фотовыставку под открытым небом, снять селфи с каким-нибудь памятником, полюбоваться старинными зданиями или выпить чашечку кофе в близлежащем кафе. Приятной прогулки!

Бульварное кольцо в цифрах

— Бульварное кольцо включает 10 бульваров и 13 площадей.

— Общая протяжённость Бульварного кольца — чуть больше девяти километров.

— Самый длинный бульвар — Тверской, его длина — 857 метров.

— Самый короткий бульвар — Сретенский, его длина — 214 метров.

— Самый широкий бульвар — Страстной, его ширина — 123 метра.

— В 1945–1947 годах на Бульварном кольце высадили более четырёх тысяч деревьев и свыше 13 тысяч кустарников.

— На Бульварном кольце расположено девять станций метрополитена: «Кропоткинская», «Арбатская», «Пушкинская», «Тверская», «Чеховская», «Трубная», «Тургеневская», «Сретенский бульвар» и «Чистые пруды».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *