Донской монастырь

Отзывы Донской монастырь (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Донской монастырь в Москве

В Москве немного тихих мест. Донской монастырь — одно из них. За мощные стены не проникает городская суета. Здесь царят мир и покой, охраняемые старыми липовыми аллеями, яблоневым садом и строгим кладбищем.

Главное чудо в истории монастыря — неожиданная находка святых мощей святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Считалось, что его могилу осквернили большевики и следов не осталось.

Легенда о возникновении монастыря такая: в 1591 году к Москве подобрались войска хана Казы-Гирея. Царь Федор Иоанович повелел взять икону Донской Божией Матери и обнести ее по всему рубежу обороны. Когда взошло солнце, русские войска застыли от удивления — татарская орда бежала от стен Москвы. Это объяснили заступничеством иконы. В ее честь, спустя 2 года, построили каменную церковь. Теперь это Малый собор Донской иконы Божией Матери. Так был основан монастырь на этом месте.

Большой собор уже в 17 веке заложила царевна Софья, продолжал его строить Петр I. Вкладчиками монастыря были боярин Артамон Матвеев, воспитатель царя Алексея Михайловича, основатель Московской оружейной палаты Богдан Матвеевич Хитрово и даже члены семьи Степана Разина.

В числе лиц, за которых следовало молиться, упомянуты преданные анафеме Степан и Фрол Разины!

Донской монастырь, основанный в 1592 году, дополнил собой южный оборонительный пояс Москвы, создаваемый Новодевичьим и Даниловым монастырями. Стена вокруг монастыря была возведена также в 17 веке. Упраздненному после Октябрьской революции монастырю удалось сохранить все свои постройки в практически неизменном состоянии благодаря тому, что здесь размещался Музей архитектуры.

Донской монастырь

Главное чудо в истории монастыря — неожиданная находка святых мощей святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. 25 марта 1925 года, когда патриарх умер, в могилу были допущены лишь несколько архиереев. Спустя два года обитель закрыли большевики. Пошли слухи, что тело святителя было сожжено в крематории, другие говорили, что он был перезахоронен на Немецком кладбище, третьи — что тело его осталось в Донском монастыре. Монашеская жизнь была возобновлена только в 1991 году. Тогда же началась реставрация и поиски мощей Тихона. И 19 февраля 1992 года перед участниками раскопок предстал настоящий склеп патриарха! Стало понятно, почему во время похорон в Малый Донской собор было допущено всего несколько человек, чтобы, сохранив тайну, уберечь могилу святейшего.

В стенах Донского монастыря все еще варят миро. На Страстной седмице, три дня. Вот почему в Малом Донском соборе такое благоухание.

В Некрополе Донского монастыря похоронены знаменитые историки, писатели, военные, которые играли видную роль в истории России, в частности историк Ключевский, писатели Солженицын и Иван Шмелев, белые генералы Деникин и Каппель, филосов Ильин, а также Чаадаев, Одоевский; встречаются и знатные фамилии Трубецких, Долгоруких, Голицынх, Вяземских.

Туристы, по предварительной заявке, могут посетить башни и колокольню, надвратные храмы и смотровую площадку, музей-келью Патриарха Тихона. Ежедневно открыты иконная и книжная лавки.

Практическая информация

Адрес монастыря — Донская площадь, 1-3. Станция метро «Шаболовская». Веб-сайт.

Выйти из метро и повернуть направо. Идти по улице Шаболовка до пересечения с Первым Донским проездом. Повернуть направо и идти вдоль монастырской стены до главных ворот обители.

Стоимость персональной обзорной экскурсии по монастырю составит 2000 RUB.

Комплекс Атаманского подворья сформировался во второй половине ХVIII столетия. Вообще, нужно отметить, что опустошительный пожар 1744 года сильно поспособствовал началу каменного строительства в Черкасске. До этой трагедии в городе было единственное каменное здание — войсковой собор. В ближайшее же десятилетие после пожара выросло сразу несколько каменных построек, и почти все они появились тщанием донского войскового атамана Данилы Ефремова. Выстроив в центре станицы настоящий дворец, своё родовое поместье, т. н. загородную резиденцию он перенёс на территорию, называемую ныне Атаманским подворьем, в 1750 году, а шестью годами позже начал строительство в своё загородной резиденции сразу двух примечательных зданий — так называемого Атаманского дворца и домовой церкви в честь Донской иконы Божией Матери. Увы, освящение храма господин тайный советник не дождался: он умер в 1760-м, а церковь освятили годом позже. В качестве образца для будущей церкви Данила Ефремов выбрал храм на Ближних пещерах Киево-Печёрской обители, благотворителем которой он являлся. Получилось вполне барочное здание: на основной двусветный четверик, соединённый посредством трапезной с колокольней, водружён восьмерик с узким световым барабаном.

Атаманский же дворец ничем не уступал дворцам самых известных аристократов того времени, что доказывает — казачья верхушка эпохи Елизаветы Петровны и Екатерины II комплекс неполноценности, если таковой у неё раньше и был, уже изжила, воспринимая себя вполне сливками общества. Двухэтажное здание, выглядящее очень внушительно (общая площадь более 1000 квадратных метров, 21 комната!), неоднократно перестраивалось, но и в нынешнем виде не утеряло очевидной торжественности. Особенно хороша центральная часть, выделенная ризалитом с колоннадой на втором этаже. В 1831 году вдовы внуков атамана Данилы Ефремова, Евдокия Иоакимовна и Ульяна Алексеевна Ефремовы, обратились к духовным властям с предложением учредить на Атаманском подворье женский монастырь. После долгих проволочек предложение было принято, и в 1837 году здесь открылась Старочеркасская Ефремовская обитель, причисленная к III классу. В течение следующих 80-ти лет сёстры с любовью благоустраивали свой монастырь, но в советское время все их усилия пошли прахом — в 1924 году обитель подверглась упразднению, и в следующие десятилетия её помещения занимала сельская больница, интернат для инвалидов, интернат для умственно отсталых детей… Храм неуклонно разрушался. В 1970 году территорию Атаманского подворья передали только что созданному музею-заповеднику. А в 1994 году датируется начало возрождения монастыря — но уже в качестве мужского. Возглавил тогда обитель архимандрит Модест (Потапов). Батюшка был наместником монастыря с момента его возобновления в 1994 году и до самой своей кончины в 2002 году.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №83, 2014 г.

Монастырь на этом месте был нужен и по военным соображениям — между Даниловым монастырем и Новодевичьей обителью было большое открытое пространство.

Что есть что в церкви

Первой монастырской постройкой стала украшенная кокошниками каменная церковь во имя Донской Богоматери. Автором проекта, предположительно, был Федор Конь. Строили храм на средства Бориса Годунова. Он даже запечатлел свой образ на стенах церкви, но этот портрет не сохранился.

В Смутное время обитель разорили польские войска под предводительством гетмана Ходкевича. После этого Донской монастырь долго был в запустении. Возобновил обитель Михаил Федорович уже как «богомолье царей» — сюда совершали крестные ходы с участием государей.

В 1698 году освятили построенный на средства царевны Екатерины Алексеевны, сестры Петра I, Большой собор. На стенах храма были фрески работы Клаудио, внутри сохранился восьмиярусный резной иконостас с иконами «фряжского письма». Пол украшен чугунными плитами, подаренными грузинской царевной Дарьей. А главы Большого собора ориентированы по сторонам света. После строительства нового собора, старый храм во имя Донской Богоматери стали называть Малым.

В то же время построили стену с двенадцатью ажурными башнями, напоминающими ограду Новодевичьего монастыря.

Величественный комплекс Донского монастыря сформировался в XVIII веке.

Тогда появился некрополь выдающихся деятелей российской истории и культуры (он сохранился), построили Тихвинскую надвратную церковь и колокольню над западными воротами по проекту Д. Трезини (завершил в 1753 году А.П. Елвашев). В 1745-1750 годах появились архимандритские покои, здание духовной семинарии, конюшни и другие вспомогательные постройки. А в 1796-1798 годах построили храм-усыпальницу Александра Свирского по проекту А.Н. Зубова.

Во время Чумного бунта в 1771 году беснующаяся толпа ворвалась в Донской монастырь и убила скрывавшегося там архиепископа Амвросия за то, что он попытался предотвратить распространение чумы и приказал убрать от Варварских ворот Китай-города чудотворную икону. Толпа усмотрела в этом крамолу и растерзала архиерея, но зачинщиков беспорядков нашли и по приказу Екатерины II повесили на Красной площади. С тех пор каждый год 19 августа к Донской иконе совершался крестный ход из Успенского собора Кремля.

В 1918 году Донской монастырь формально закрыли, но духовная жизнь продолжалась там до конца 1920-х. При этом в некоторых зданиях устроили конторы и жилье.

До средины января 1925 года в бывших казначейских покоях у северных врат жил Патриарх Тихон. Его похоронили в подклете Малого собора. В это же время в Донском монастыре работала антирелигиозная выставка и Антирелигиозный музей.

В 1929 году монастырские храмы окончательно закрыли, а в 1934 на территории обители открыли музей архитектуры. Сюда свозили фрагменты разрушенных московских храмов, горельефы храма Христа Спасителя, фрагменты Сухаревой башни, часть убранства Красных ворот и Триумфальной арки.

В 1964 году Донской монастырь стал филиалом Музея архитектуры имени Щусева. В Малом соборе богослужения возобновили еще в 1946, а в 1960-е его приписали к храму Положения Ризы Господней на Донской улице. Это сделали, чтобы сохранить оба предписанных к закрытию храма. Тогда же в Малом соборе Донского монастыря устроили мироваренную печь. Сейчас на ней готовят миро для всех храмов.

В 1991 году Донской монастырь восстановили.

Музей архитектуры освободил территорию обители, но до сих пор в восточной части его крепостной стены можно увидеть 6 горельефов с храма Христа Спасителя.

А во время ремонта Большого собора провели раскопки и вскрыли захоронение Патриарха Тихона. Обретенные мощи святителя положили в раку и перенесли в Большой собор Донского монастыря.

Донская икона сейчас хранится в Третьяковской галерее. Только на празднование 1 сентября ее переносят в монастырь для поклонения верующих.

Говорят, что… …в 1918 году Ленин велел купить за границей печь для кремации. В народе ее назвали «Печью Люцифера» и в 1927 году разместили в храме Серафима Саровского и Анны Кашинской на Донском кладбище. Для этого церковь перекрасили под «мокрый бетон», и она приобрела подчеркнуто «траурный» вид.

Донской монастырь на фотографиях разных лет:

А вы бы хотели дополнить рассказ о Донском монастыре?

В конце XVI века на Москву двинулся крымский хан Газы-Гирей, но, убоявшись стрелецких войск, отступил от стен белокаменной, да еще и понес немалые потери. Местная знать расценила это как настоящее чудо и в 1591-м году основала на месте военных укреплений новый монастырь. В дни боев стрельцы хранили у себя икону Донской Божией матери, по легенде, ту самую, которой Сергий Радонежский благословил на Куликовскую битву Дмитрия Донского, и этот образ и стал главным сокровищем монастыря. С ним связана и одна из трагических страниц в истории обители — в XVIII веке во время Чумного бунта просвещенный архиепископ Амвросий велел убрать икону, к которой прикладывались больные и здоровые, чтобы не допустить распространения заразы. Но толпа забот о гигиене не оценила и буквально растерзала священника. Первый собор, так называемый Малый, появился тут в 1593-м году и представлял собой небольшую одноглавую церквушку с крышей, украшенной рядами гребней-кокошников. Сто лет спустя обитель обзавелась куда более внушительным Большим собором — пятиглавым красным храмом с темными куполами. В конце XVII века монастырь обнесли зубчатой красно-белой стеной с башенками и надвратными церквями — автором одной из них стал знаменитый Трезини.

ДОНСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Дон­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри московский став­ро­пи­ги­аль­ный муж­ской мо­на­стырь) — одна из наиболее значительных в историческом и духовном отношении православных обителей Москвы.

Ос­но­ван в 1591 году в па­мять о чу­дес­ном из­бав­ле­нии Мо­ск­вы от на­ше­ст­вия крым­ско­го ха­на Га­зи-Ги­рея I. В том же го­ду за­ло­жен со­бор во имя Дон­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри (Ма­лый со­бор), в 1677-1678 годах к не­му при­строе­ны 2 при­де­ла, тра­пез­ная и ко­ло­коль­ня. В 1684-1689 годах по обе­ту ца­рев­ны Ека­те­ри­ны Алек­се­ев­ны со­ору­жён 5-гла­вый Боль­шой со­бор во имя Дон­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри (ос­вя­щён в 1698 году) с ико­но­ста­сом ра­бо­ты ве­ду­щих цар­ских мас­те­ров.

В пла­не со­бор име­ет фор­му квад­ри­фо­лия, его гла­вы ори­ен­ти­ро­ва­ны по сто­ро­нам све­та (в тра­ди­ци­ях украинского зод­че­ст­ва). Ка­мен­ные сте­ны и баш­ни воз­во­ди­лись с 1686 по 1711 годы на сред­ст­ва И. С. Ки­рил­ло­вой, вдо­вы дум­но­го дья­ка Я. А. Ки­рил­ло­ва (по его обе­ту), и каз­ны. В начале XVIII века церковь Сре­те­ния Гос­под­ня бы­ла со­ору­же­на усы­паль­ни­ца пред­ста­ви­те­лей грузинской ди­на­стии Ба­гра­тио­нов. На сред­ст­ва ца­ри­цы Пра­ско­вьи Фё­до­ров­ны в 1713-1714 годах над северными во­ро­та­ми воз­ве­ли цен­трическую ярус­ную цер­ковь во имя Тих­вин­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. Боль­нич­ная церковь Святого Ев­фи­мия (1714 год) пе­ре­строе­на в 1806-1809 годах при уст­рой­ст­ве усы­паль­ни­цы кня­зей Го­ли­цы­ных и пе­ре­ос­вя­ще­на во имя ар­хан­ге­ла Ми­хаи­ла. В 1730-1753 годах в два эта­па от­строи­ли западные во­ро­та с 3-ярус­ной ко­ло­коль­ней (ар­хи­тек­то­ры Д. Тре­зи­ни, Г. И. Ше­дель, А. П. Ев­ла­шев), во 2-м яру­се ко­то­рой ос­вя­ти­ли цер­ковь во имя свя­тых За­ха­рии и Ели­са­ве­ты.

Ке­льи строи­лись в конце XVII-XVIII веков. В 1745 году Донской монастырь по­лу­чил ста­тус став­ро­пи­ги­аль­но­го. С конца XVII века был усы­паль­ни­цей московской зна­ти: в под­кле­те Боль­шо­го со­бо­ра по­хо­ро­не­ны Ми­ло­слав­ские, Мен­ши­ко­вы, По­тём­ки­ны и другие. В тра­пез­ной на­хо­ди­лись скульп­тур­ные над­гро­бия ра­бо­ты И. П. Мар­то­са и Ф. Г. Гор­дее­ва.

На тер­ри­то­рии Донского монастыря в раз­ные го­ды со­ору­же­ны хра­мы-усы­паль­ни­цы: преподобного Алек­сан­д­ра Свир­ско­го (1796-1798 годы, над мо­ги­лой графа А. Н. Зу­бо­ва, пе­ре­стро­ен в 1820 году), свтятителя Ио­ан­на Зла­то­ус­та и великомуценицы Ека­те­ри­ны (1887-1891 годы, архитектор А. Г. Вен­сан), преподобного Ио­ан­на Ле­ст­вич­ни­ка (1896-1897 годы, ос­вя­ще­на в 1898 году), церковь во имя свя­тых Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го и Ан­ны Ка­шин­ской (1904-1914 годы, архитектор З. И. Ива­нов) на но­вом мо­на­стыр­ском клад­би­ще.

В 1922-1925 годах в Донском монастыре на­хо­дил­ся под стра­жей пат­ри­арх Ти­хон (по­гре­бён в 1925 году в Ма­лом со­бо­ре мо­на­сты­ря; в 1992 году об­ре­те­ны его мо­щи). Донской монастырь был за­крыт в 1926 году; в со­бо­рах до 1929 года про­дол­жа­лись бо­го­слу­же­ния, в мо­на­стыр­ских зда­ни­ях рас­по­ла­га­лись Ис­то­ри­ко-ху­дожественный и бы­то­вой му­зей XVIII века (с 1929 года Ан­ти­ре­ли­ги­оз­ный му­зей ис­кусств), в 1934-1994 годах — Му­зей ар­хи­тек­ту­ры, а так­же ко­же­вен­ная фаб­ри­ка, ин­тер­нат, об­ще­жи­тие. Клад­би­щен­ская церковь в 1926-1927 годах бы­ла пе­ре­строе­на в кре­ма­то­рий (ар­хи­тек­то­ры Д. П. Оси­пов, Н. Я. Та­монь­кин). На тер­ри­то­рию Донского монастыря с середины 1920-х годов сво­зи­ли ста­рин­ные над­гроб­ные па­мят­ни­ки, фраг­мен­ты раз­ру­шае­мых хра­мов и гражданских со­ору­же­ний Мо­ск­вы (в том числе Хри­ста Спа­си­те­ля хра­ма, церк­вей Ни­ко­лы Боль­шой Крест и Ус­пе­ния на По­кров­ке, Крас­ных во­рот, Три­ум­фаль­ной ар­ки, Су­ха­ре­вой баш­ни) и волж­ских го­ро­дов (Ка­ля­зи­на, Юрь­ев­ца).

Бо­го­слу­же­ния в Ма­лом со­бо­ре во­зоб­нов­ле­ны в 1949 году. Донской монастырь был вновь от­крыт как став­ро­пи­ги­аль­ный в мае 1991 года, то­гда же ос­вя­щён Боль­шой со­бор, в ко­то­ром со­хра­ни­лись ста­рин­ный ико­но­стас и на­стен­ная жи­во­пись. В 1998 году на­ча­лись бо­го­слу­же­ния в церкви во имя свя­тых Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го и Ан­ны Ка­шин­ской на но­вом мо­на­стыр­ском клад­би­ще. В Донском монастыре по­строе­ны церковь Святого Ти­хо­на (1998 год) и церковь Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца (2000 год); на клад­би­ще мо­на­сты­ря пе­ре­за­хо­ро­не­ны ос­тан­ки умер­ших в эмиг­ра­ции А. И. Де­ни­ки­на, И. А. Иль­и­на, В. О. Кап­пе­ля, И. С. Шме­лё­ва.

Иллюстрация:

Дон­ской мо­на­стырь в Мо­ск­ве. Вид ан­самб­ля. Фото А. И. Нагаева. Архив БРЭ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *