Храм хатшепсут

Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри

Воды Нила разделили Древний Египет на две части: восточную и западную, на царство живых и царство мертвых. На восточном берегу Нила возводились дворцы фараонов и громадные храмы, славящие богов; на западном берегу строились пирамиды, гробницы и заупокойные храмы, где совершалась служба в честь умерших и обожествленных фараонов…

К таким заупокойным храмам, вырубленным в скалах западного берега Нила, относятся два колосса Древнего Египта: храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри и храм Рамсеса II Великого, более известный под названием Абу-Симбел.

Царица Хатшепсут (правила в 1525–1503 годах до н. э.) была женой фараона Тутмоса II. После смерти мужа она узурпировала трон, лишив престола законного наследника – своего пасынка Тутмоса III, который, как считается, был рожден от женщины нецарского происхождения. В годы правления Хатшепсут в долине Нила велись значительные строительные работы, в том числе перестраивался и расширялся храм Амона в Карнаке. Вероятно, Хатшепсут стремилась тем самым обессмертить свое имя. Забегая вперед, скажем, что этой ей не удалось – судьба, увы, жестоко отомстила царице…

Строительство заупокойного храма началось еще при жизни Хатшепсут. Его строил придворный архитектор Сенмут. Возводя храм, Сенмут заготовил в нем тайную гробницу и для себя, и оставил в одном из потаенных уголков свой портрет.

Храм Хатшепсут был построен рядом с храмом фараона Ментухотепа I, который почитался как родоначальник фараонов XVIII династии. Вероятно, тем самым царица хотела подчеркнуть свое право на захваченный ею в обход законного наследника престол. Сегодня местность, где находится храм Хатшепсут, носит арабское название Дейр-эль-Бахри. По своим громадным размерам и обилию декоративных украшений этот храм превосходит все прочие подобные сооружения Древнего Египта и резко выделяется из всех храмов Древнего Египта.

Храм Хатшепсут

Храм Хатшепсут относится к типу полускальных – наземные помещения сочетаются в нем со святилищем, вырубленным в скалах. Храм состоит из трех террас-ступеней, возвышающихся друг над другом и соединенных пологими лестницами-пандусами. В древности на этих террасах были устроены пруды с зарослями папируса и посажены деревья. Дорогу к храму украшали сфинксы с портретными головами царицы Хатшепсут в облике бога Осириса. Сфинксы были ярко раскрашены – тело и лицо желтые, борода синяя, головная повязка полосатая, красно-зеленая. Пьедесталы украшали рельефы, изображающие связанных пленников.

Нижняя терраса, служащая центральным двором, обнесена стеной, украшенной каменными изображениями соколов со знаками царской власти. С запада двор замыкает 22-колонный портик, разделенный посередине лестницей-пандусом. Некогда ее обрамляли монументальные фигуры львов, а по сторонам портика возвышались колоссальные, 8-метровой высоты, фигуры царицы Хатшепсут в образе бога Осириса. Портик украшают раскрашенные рельефы, изображающие царицу Хатшепсут, попирающую врагов и приносящую жертву богу Амона. Здесь же можно видеть сцены военных парадов, вереницы невольников, эпизоды строительных работ.

Лестница, рассекающая портик, выводит на вторую террасу. Когда-то в ее центре находился искусственный пруд, окруженный деревьями. Западную часть террасы также украшает портик с четырехгранными монолитными колоннами, рассеченный лестницей и служащий основанием для третьей, верхней террасы. На стенах портика сохранились рельефные композиции, посвященные жизни царицы Хатшепсут. Вот мать будущей правительницы Египта, царица Яхмос, сочетается браком с богом Амоном-Ра (на самом деле отцом Хатшепсут был фараон Тутмос I). Далее – сцены рождения Хатшепсут от этого «божественного» брака, ее коронации, получения благословения от богини Хатор, и т. д. На противоположном конце террасы изображены рельефы, повествующие об экспедиции, посланной царицей в легендарную страну Пунт и привезшую оттуда множество драгоценностей и редких растений. Как считает большинство исследователей, под страной Пунт следует понимать восточное побережье Африки. Вероятно, эта же страна была в древности известна жителям Ближнего Востока под именем Офир. Рельефы изображают обезьян, пантер, жирафов, хижины на сваях – типично африканские сюжеты.

Лестница, ведущая на верхнюю террасу, украшена скульптурами гигантских кобр, на спине каждой из которых сидит сокол. Это – геральдические фигуры, символизирующие Верхний (кобра) и Нижний (сокол) Египет, а вся композиция призвана олицетворять единство Египта. Лестницу обрамляет пара сфинксов, высеченных из красного асуанского гранита.

Верхняя терраса предназначалась для главных храмовых ритуалов. Здесь находится вход в вырубленное в скалах святилище Хатшепсут. Фасадом святилища является портик с четырехгранными колоннами, перед каждой из которых некогда стояла монументальная статуя царицы. Эти громадные статуи были видны далеко с проплывающих по Нилу судов. Всю террасу окружали колонны. Здесь же находились несколько маленьких храмов-молелен. В южном крыле портика располагалось святилище богини Хатор – покровительницы царицы Хатшепсут.

В глубине за колоннадой портика открывается таинственный лабиринт вырубленных в скалах подземных залов. Их полы залов были выложены золотыми и серебряными плитами, кедровые двери инкрустированы бронзой, стены украшали граненые колонны, а своды покрывали ярко раскрашенные рельефы. Вход в главный зал обрамляли трехметровые статуи царицы Хатшепсут в образе бога Осириса, а его двери были изготовлены из «черной меди» с инкрустациями из электра (сплав золота с серебром).

В главном зале подземного святилища находилось огромное мраморное изваяние царицы. К сожалению, от него сохранились только обломки. Всего же в храме стояло более двухсот статуй, из них 140 сфинксов. Скульптуры из храма Хатшепсут являются наиболее выдающимися образцами древнеегипетского искусства эпохи XVIII династии. Они изображают царицу Хатшепсут в трех видах: в виде фараона, в виде бога Осириса и в облике сфинкса. Эти портреты донесли до наших дней облик древней правительницы: сужающийся к подбородку овал лица, маленький рот, миндалевидные глаза под широкими дугами бровей, линии век с помощью грима продлены к вискам… На всех статуях ваятели постарались точно передать портретное сходство, но если у сфинксов и у статуй больших размеров (высотой 8 и 5 м), являвшихся частью внешнего оформления храма, намечено только общее сходство и воспроизведены лишь наиболее характерные черты, то статуи из главного святилища, имевшие культовый характер, сделаны первоклассными мастерами и в очень тонкой и мягкой манере воссоздают портретный облик царицы.

Роскошное убранство храма Хатшепсут просуществовало недолго. После смерти царицы взошедший на престол законный наследник Тутмос III первым делом приказал истребить по всей стране все изображения своей предшественницы и стереть все надписи, где упоминалось ее имя. Все скульптуры храма были разбиты и зарыты неподалеку, где много столетий спустя их обнаружили археологи.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Храм царицы Хатшепсут
Поминальный храм царицы Хатшепсут считается наиболее удивительным монументом древнеегипетского зодчества, находится он в городке Луксор, у подножия скал Дейр эль-Бахри. Храм Хатшепсут был построен в середине II тысячелетия до нашей эпохи. Царица именовала храм «Джесер джесеру», другими словами «священнейший из священных».
Описание поминального храма
Храм царицы Хатшепсут является поистине удивительным результатом инженерии древних египтян. Он значительно отличается от храмов других египетских правителей. Необычность архитектуры храма вполне соответствует прецеденту появления на исторической арене женщины-фараона.
Храм находится вдалеке от строений других правителей, в глубине фиванского некрополя. Хатшепсут не соблюдала традиций — на границе пустыни и орошаемой территории построили громадный пилон, от которого к храму шла дорога шириной 37 метров.
Широкие наклонные дороги, заменяющие лестницы, разбивают весь комплекс на 2 части (южную и северную). На массивных балконах располагались открытые дворы, портики, также уходившие в толщу горы. В древности перед входом в храм на балконах был высажен сад, а дорога к храму проходила меж рядов сфинксов, сделанных из песчаника и раскрашенных яркими красками. Здесь были вырыты два священных озера, имеющих Т-образную форму. Чтобы войти в храм царицы, необходимо было миновать огромный обелиск. Само помещение храма было вырублено в известняковых горах.
Месторасположение храма Хатшепсут совсем не случайно: менее чем в ста метрах от него располагался схожий храм, который построил правитель XI династии Ментухотеп Небхепетр. Данного фараона считали родоначальником фиванских правителей, а Хатшепсут таким образом подчеркнула преемственность собственного правления, подтверждая законность своего пребывания на египетском престоле
.
Стены храма покрыты древнеегипетскими письменами и барельефами. Барельеф одного из балконов рассказывает об объединении Верхнего и Нижнего Египта. Одним из основных сюжетов барельефов второго яруса считается фантастическая ситуация рождения царицы. На камнях изображена сцена появления божества Амона, принявшего вид фараона Тутмоса I, в покоях матери Хатшепсут. Используя собственное божественное происхождение, царица с помощью этого намеревалась утвердиться на троне. Ту же задачу она преследовала, приказав наделить собственные скульптурные изображения в храме мужскими чертами. Хатшепсут изображена в мужском облачении с царской накладной бородой – атрибутом египетских фараонов. А колонны портиков дополняет грандиозная статуя царицы, представленной в виде египетского божества Осириса в белоснежной одежде. Руки царицы скрещены на груди, а в руках она держит монаршие скипетры.
Южный портик второго яруса повествует о знаменитой экспедиции в Пунт во всех подробностях. Живописцами был отчетливо изображен флот Хатшепсут, ландшафт Пунта, его великие царь и царица, подносящие дары Хатшепсут.
По обеим сторонам портиков находятся святилища Анубиса (властелина некрополей) и Хатхор (которой была посвящена земля Дейр эль-Бахри). Два святилища представляют собой гипостильные залы с двенадцатью колоннами, находящиеся на балконах, а также внутренние здания, уходящие в глубь скалы. Колонны святилища Хатхор были увенчаны капителями, изображающими лицо богини, а на стенах святилища была изображена фигура сидящего фараона Тутмоса II, которому лижет руку корова (считавшаяся священным животным богини Хатхор).

Фото: Храм царицы Хатшепсут в Фивах

Фото и описание

Храм царицы Хатшепсут — это древняя достопримечательность, которая находится в пустыне недалеко от Фив, а точнее в Дейр-Эль-Бахри. Храм был найден при раскопках в 19 веке наряду с обнаружением еще нескольких поминальных храмов.

В давние времена храм называли Джесер Джесеру, что в переводе значит «священнейший». Строили его на протяжении девяти лет с 1482 по 1473 гг. до н. э. на седьмом году правления женщины-фараона Хатшепсут. Архитектурой храма занимался Сенмут, которого знали как выдающегося архитектора и государственного деятеля.

Храм имеет внешнее сходство с дворцом-усыпальницей Ментухотепа и даже считается его продолжением, несмотря на то, что он больше по размеру. Строение частично врезано в гору, его ширина составляет приблизительно сорок метров. Главной его составляющей являются три большие террасы, украшенные рядами колонн из белого известняка, визуально схожие с медовыми сотами. По центру каждой террасы имеется пандус, ведущий наверх. Внутри храма — большое количество помещений, которые являлись святилищами и погребальными комнатами. Главным украшением храма являются многочисленные статуи и сфинксы с лицом царицы, а также древние росписи, изображавшие различные события при правлении царицы. Нижняя терраса примыкает к длинной аллее шириной около сорока метров, на которой посажены мирровые деревья и выставлены песчаные сфинксы. К храму ведут три ступени в виде больших террас. Раньше на этих террасах были разбиты целые сады, высажены деревья, оборудованы пруды.

Царица Хатшепсут стала полновластной правительницей Египта после смерти своего мужа Тутмоса II и с первого года правления начала строительство грандиозных сооружений, в том числе усыпальницы для себя. В результате скальный храм стал самым большим и богатым сооружением того времени. Место для возведения храма было выбрано неслучайно. Благодаря соседству с храмом Ментухотепа, который стал основателем XVIII династии фараонов, Хатшепсут хотела подчеркнуть свое право на трон.

Заупокойный храм Хатшепсут расположен близ скал Дейр-эль-Бахри на западном берегу Нила, на территории комплекса царских гробниц. Он был воздвигнут в начале XV в. до н. э. и посвящён верховному богу Амону и царице XVIII династии Хатшепсут, правившей Египтом на протяжении длительного времени.

Автор фото: Daniel Fafard

Величественное строение, созданное для прославления царицы, расположилось рядом с заупокойным храмом фараона XI династии, основателя Среднего царства Ментухотепа II (2056/2046—2005/1995 гг. до н. э.), из которого были позаимствованы многие архитектурные элементы. Близкое расположение рядом с памятником основателя династии фиванских правителей должно было подчеркнуть преемственность власти царицы и законность её пребывания на египетском троне.

План расположения заупокойных храмов в Дейр-эль-Бахри
(I — храм Ментухотепа II; II — храм Тутмоса III; III — храм Хатшепсут)

Многое в планировке и убранстве было заимствовано от заупокойного храма Ментухотепа II. Оба храма располагаются на трёх террасах, горизонтальные линии которых сочетаются с вертикальными линиями портиков. Строгий облик монументальных сооружений подчёркивает окружающий скалистый пейзаж. Но в отличие от храма Ментухотепа, в храме Хатшепсут отсутствовало погребение, а его декоративное убранство было несравнимо более роскошным.

Заупокойные храмы в Дейр-эль-Бахри — вид с воздуха (автор фото: kairoinfo4u)

Террасы храма Хатшепсут соединялись с расположенной в долине молельней посредством длинной дороги. С каждой стороны её украшали скульптуры сфинксов, вырубленные из блоков песчаника. Царица изображена в них с полным набором атрибутов, присущих фараону. Изображения взятых в плен людей на пьедесталах сфинксов представляли собой историю военных побед Хатшепсут.

Голова статуи царицы Хатшепсут (автор фото: Francesco Gasparetti)

Дорога от молельни вела к нижней террасе, где располагался первый двор храма, окружённый деревьями, здесь же находился пруд. К нижней террасе с двух сторон были пристроены два небольших святилища, посвящённых Анубису и Хатхор.

Фасад святлища Хатхор (автор фото: Olaf Tausch)

В святилище Хатхор имелось два зала с колоннами. Потолок большего из залов поддерживали каннелированные колонны с капителями в виде женской головы с ушами коровы, которая считается одной из ипостасей богини Хатхор. Второй зал уступал по площади первому и соединялся проходами со святилищем и боковыми нишами.

Оформление дверного проема в святилище Хатхор (автор фото: Olaf Tausch)

Портик в западной части двора делила на две части лестница, стены которой украшали рельефные изображения львов, оберегавших вход.

Среднюю террасу храма занимал второй двор. Здесь также имелся портик с четырёхгранными колоннами, установленными в два ряда по 22 колонны в каждом. Рельефные изображения на стенах портика повествуют о возвращении египтян из путешествия в страну Пунт, куда Хатшепсут отправила несколько кораблей.

Фрагмент рельефа, посвященного экспедиции в Пунт (автор фото: Alexander Baranov)

Снизу среднюю террасу окружала балюстрада, украшенная статуями кобр. Сфинксы из розового гранита обрамляли начало лестницы, соединявшей среднюю террасу с верхней.

Статуя кобры на средней террасе (автор фото: Karelj)

Верхнюю террасу по всему периметру окружала колоннада, оформлявшая пространство внутреннего двора, закрытого гранитными дверьми. В стене за колоннадой, в глубине двора, располагались 18 ниш, предназначавшихся для массивных осирических статуй царицы высотой до 5,5 м.

Осирические статуи Хатшепсут (автор фото: Steve Cameron)

С южной и северной стороны к колоннаде верхней террасы примыкали небольшие молельни, имевшие разное предназначение и разнообразно оформленные. С южной стороны располагалась и молельня, посвящённая культу отца Хатшепсут — Тутмоса I. Ещё одна лестница вела к открытому дворику с большим жертвенником.

Двор с жертвенником (автор фото: Olaf Tausch)

Через проход в центральной части западной стены можно было попасть в помещение, предназначавшееся для священной барки царицы.

Помещение для священной барки (автор фото: Olaf Tausch)

В оформлении заупокойного храма Хатшепсут большая роль была отведена скульптуре. В общей сложности почти четыре сотни статуй были установлены во дворах, святилищах и молельнях, а стены портика покрывали искусно выполненные рельефы. Все изображения на стенах, а также потолки были выполнены в цвете, что создавало особый эффект и придавало всему строению ещё большую выразительность.

Расписные рельефы храма Хатшепсут (автор фото: Olaf Tausch)

Надпись на заупокойной стеле Тхути, в правление Хатшепсут занимавшего пост начальника царских мастерских, гласит о том, что для изготовления наружных дверей использовалась черная медь и инкрустации из электра, а для внутренних дверей применили древесину кедра. Наосы статуй покрывались золотом и серебром. Драгоценные металлы также использовались для отделки полов. Некоторые элементы убранства были выполнены из черного дерева, бронзы и алебастра.

Пасынок Хатшепсут Тутмос III, пришедший к власти после кончины царицы, яростно боролся с любыми упоминаниями о своей ненавистной предшественнице, поэтому и заупокойный храм царицы сильно пострадал в его правление. Часть статуй Хатшепсут была полностью уничтожена, другие — сильно повреждены, многие рельефы переделаны, а надписи с её именем — стёрты со стен храма.

Надписи на стенах храма со стертым именем Хатшепсут (автор фото: Hedwig Storch)

В таком виде храм простоял довольно длительное время, пока царь Птолемей VIII Эвергет II (145-116 гг. до н. э.) не начал восстановительные работы. В ходе этой реконструкции был восстановлен пострадавший от разрушений гипостильный зал, располагавшийся на верхней террасе. Птолемей VIII Эвергет II также оформил небольшой портик перед святилищем Амона, вырубленным в скале во времена Хатшепсут, а к самому святилищу пристроил ещё одно помещение. В этот период заупокойный храм Хатшепсут использовался в качестве лечебницы, покровителем которой считался Асклепий, с которым египтяне отождествляли легендарного строителя ступенчатой пирамиды Джосера Имхотепа.

С распространением христианства в древнем храме разместился христианский монастырь, остатки которого обнаружили археологи, приступив к исследованиям в Дейр-эль-Бахри. Первые раскопки здесь провёл Огюст Мариетт в середине XIX в., затем в 1890-х гг. исследования продолжил Эдуар Навилль, в работах также принимал участие Говард Картер. В 1911 г. изучение храма Хатшепсут продолжил американский археолог Герберт Уинлок, который возглавлял экспедицию почти четверть века.

Фото начала XX века, до реставрационно-восстановительных работ

Верхнее фото: Olaf Tausch

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *