(Работа Кратовского городского филиала МУК «РМБ»)
Содержание
- «Есть под Москвой поселок дачный. На электричке полчаса»
- В 1898 году он возник возле новой платформы, только что построенной железной дороги и получил название «Прозоровский» (1930 году переименован в Кратово).
- Места здесь были глухие, поросшие хвойными и смешанными лесами, в них и зверье разное водилось, и грибы, и ягоды…
- В 1910 году Общество Московско-Рязанской железной дороги по инициативе своего председателя Н.К. фон Мекка покупает здесь участок земли под строительство Города-сада для своих служащих.
- Создание проекта было поручено инженеру–градостроителю В.Н.Семенову. В его разработке так же принимали участие архитекторы Щусев, Таманян, Иваницкий, Бутиянов.
- Строительство началось с прокладки просек и заготовки строительного материала.
- В ряду наиболее значительных учреждений следует отметить:Церковь, рассчитанную на 400-500 человек. Церковь достроить не успели – началась Первая Мировая война. Был возведен только цокольный и первый этажи.
- В наши дни рядом с этим сооружением вырос храм Державной иконы Божьей Матери, а в старом здании разместилась церковная лавка.
- Следующим по значимости, следует «Школьный квартал», включающий в себя 6 учебных заведений.Из построек того времени сохранилось здание начальной школы на улице Фаустовской.
- Указ об открытии школы №9 (позднее №98) подписан И.И. Чайковским (братом Петра Ильича), который был в то время смотрителем Города-сада.
- В этом здании на улице Симбирской (почти все улицы Города-сада носили названия железнодорожных станций) располагалось управление строительством Город-сада. Сегодня здесь подворье храма Державной иконы Божьей Матери.
- Третий крупный объект — «больничный городок», состоящий из двух санаториев, больницы и различных служб. Проект был разработан А.И. Таманяном.
- Больничный городок был построен полностью. Сейчас здесь располагаются Народный театр «Стрела», Жуковский авиационный техникум, другие учреждения (территория г. Жуковского).
- Над проектами жилых домов работали архитекторы Таманян, Щусев, Иваницкий.
- В этом доме с колоннами на ул.Фаустовской жили представители крупнейшей железнодорожной династии — Скворцовы (все вместе они проработали на железной дороге более 500 лет).
- Хозяйки дома рассказывают экскурсантам о жизни в те давние времена.
- Д.Н. Скворцов по роду службы разъезжал по всей стране и привозил домой самые разные саженцы. Именно из сада Скворцовых разбрелась по всему нашему поселку персидская сирень.
- Постройка жилых кварталов начиналась с прокладки водопровода и канализации. На месте первой водокачки сейчас располагается водоканал г. Жуковского.
- Он был отрыт в русле речки Хрипаньки, его площадь 12000 кв.сажен.
- Пруд представляет собой красивый бассейн с двумя живописными островами и красивыми берегами, на которых предполагалось устроить специальные площадки для лаун-тенниса, футбола и крокета. Сегодня это любимое место отдыха жителей и гостей поселка.
- На берегу пруда вырос целый спортивный городок с площадками для волейбола, бадминтона, мини-футбола, с различными спортивными сооружениями. Красоту пруда завершала плотина с железобетонным мостом, проект которого создал А.И. Таманян.
- Мост был построен, но со временем обветшал и частично разрушился.
- В 1999 году мост был воссоздан в первоначальном виде, но не из железобетона, а из белого мрамора. С 2009 года изображение моста вместе с яблоневыми ветками, символизирующими Город-сад можно видеть на гербе городского поселения Кратово.
- Городское поселение Кратово
- Как доехать?
- Популярные темы:
«Есть под Москвой поселок дачный. На электричке полчаса»
В 1898 году он возник возле новой платформы, только что построенной железной дороги и получил название «Прозоровский» (1930 году переименован в Кратово).
Места здесь были глухие, поросшие хвойными и смешанными лесами, в них и зверье разное водилось, и грибы, и ягоды…
В 1910 году Общество Московско-Рязанской железной дороги по инициативе своего председателя Н.К. фон Мекка покупает здесь участок земли под строительство Города-сада для своих служащих.
Создание проекта было поручено инженеру–градостроителю В.Н.Семенову. В его разработке так же принимали участие архитекторы Щусев, Таманян, Иваницкий, Бутиянов.
Строительство началось с прокладки просек и заготовки строительного материала.
В ряду наиболее значительных учреждений следует отметить:
Церковь, рассчитанную на 400-500 человек. Церковь достроить не успели – началась Первая Мировая война. Был возведен только цокольный и первый этажи.
В наши дни рядом с этим сооружением вырос храм Державной иконы Божьей Матери, а в старом здании разместилась церковная лавка.
Следующим по значимости, следует «Школьный квартал», включающий в себя 6 учебных заведений.Из построек того времени сохранилось здание начальной школы на улице Фаустовской.
Указ об открытии школы №9 (позднее №98) подписан И.И. Чайковским (братом Петра Ильича), который был в то время смотрителем Города-сада.
В этом здании на улице Симбирской (почти все улицы Города-сада носили названия железнодорожных станций) располагалось управление строительством Город-сада. Сегодня здесь подворье храма Державной иконы Божьей Матери.
Третий крупный объект — «больничный городок», состоящий из двух санаториев, больницы и различных служб. Проект был разработан А.И. Таманяном.
Больничный городок был построен полностью. Сейчас здесь располагаются Народный театр «Стрела», Жуковский авиационный техникум, другие учреждения (территория г. Жуковского).
Над проектами жилых домов работали архитекторы Таманян, Щусев, Иваницкий.
В этом доме с колоннами на ул.Фаустовской жили представители крупнейшей железнодорожной династии — Скворцовы (все вместе они проработали на железной дороге более 500 лет).
Хозяйки дома рассказывают экскурсантам о жизни в те давние времена.
Д.Н. Скворцов по роду службы разъезжал по всей стране и привозил домой самые разные саженцы. Именно из сада Скворцовых разбрелась по всему нашему поселку персидская сирень.
Постройка жилых кварталов начиналась с прокладки водопровода и канализации. На месте первой водокачки сейчас располагается водоканал г. Жуковского.
Еще одна достопримечательность Города-сада – Кратовский пруд.
Он был отрыт в русле речки Хрипаньки, его площадь 12000 кв.сажен.
Пруд представляет собой красивый бассейн с двумя живописными островами и красивыми берегами, на которых предполагалось устроить специальные площадки для лаун-тенниса, футбола и крокета. Сегодня это любимое место отдыха жителей и гостей поселка.
На берегу пруда вырос целый спортивный городок с площадками для волейбола, бадминтона, мини-футбола, с различными спортивными сооружениями. Красоту пруда завершала плотина с железобетонным мостом, проект которого создал А.И. Таманян.
Мост был построен, но со временем обветшал и частично разрушился.
В 1999 году мост был воссоздан в первоначальном виде, но не из железобетона, а из белого мрамора. С 2009 года изображение моста вместе с яблоневыми ветками, символизирующими Город-сад можно видеть на гербе городского поселения Кратово.
Городское поселение Кратово
Городское поселение Кратово возникло вследствие реорганизации Администраций поселка Кратово и Дементьевского сельского округа, решение о котором было принято Советом депутатов Раменского района Московской области 24.11.2004 года. Статус городского поселения принял в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который вступил в силу 1 января 2006 года. Площадь городского поселения — 9436 га Население – 10960 чел. (сведения по переписи 2002 года) В состав городского поселения Кратово входят: поселок Кратово, село Игумново, деревни: Дементьево, Донино, Захарово, Поповка и Хрипань.
Поселок Кратово (первоначальное название Прозоровский) возник в 1898 году на 38-й версте Московско-Казанской железной дороги. Земли поселка принадлежали князьям Прозоровским-Голициным. Здесь строились дачи и сдавались внаем. Первое упоминание о поселке относится к 1898 году.
В 1912году по инициативе председателя Общества Московско-Казанской железной дороги Н.К. фон Мекка, здесь было начато строительство первого в России города — сада для служащих железной дороги по проекту В.Н Семенова. Завершению помешала Первая мировая война и революция 1917 года. Сразу после Октябрьской революции по решению ЦК РКПБ в Прозоровке был основан поселок для бывших политкаторжан, который со временем перерос в Поселок старых большевиков. В 1930 году поселок Кратово получил свое настоящее название — (по имени первого комиссара Московско-Казанской железной дороги И.А. Крата).
408 наших земляков не вернулись с полей сражения Второй Мировой войны. В.Я. Бирюков, В.А. Молодцов, М.Н. Новиков, А.П.Чурилин стали Героями Советского Союза. Именами В.А. Молодцова и А.П. Чурилина названы улицы нашего поселка. В 1965г. был сооружен мемориальный комплекс в память о воинах, павших на войне, а во дворе школы №98 на деньги собранные учащимися, установлен памятник ученику этой школы Герою Советского Союза В.А. Молодцову. В 2005 году привокзальная площадь нашего поселка получила имя Людмилы Дымовой – нашей землячки в годы войны погибшей при спасении полкового знамени.
Символом поселка является мост, венчающий плотину на речке Хрипанке. Построенный в 1912-14г.г. по проекту архитектора И.А. Таманяна из железобетона, он обветшал и в 1999 г. был воссоздан в прежнем виде, но теперь уже из мрамора.
По территории пос. Кратово проходит трасса единственной в Подмосковье Детской железной дороги. Здесь же располагается тренировочная футбольная база «Сатурн».
В поселке большое количество оздоровительных учреждений, три школы (две средние), детский сад, Дом ребенка, два православных храма: Сергия Радонежского и Иконы Божьей Матери Державной, амбулатория, почта, два Дома культуры, библиотека, спортивные сооружения, магазины.
По землям поселка протекают речки Хрипанка и Куниловка, в руслах которых имеются пруды. Территория поселка покрыта хвойным лесом. Промышленных и сельскохозяйственных предприятий на территории поселка нет. Кратово – единственный поселок в Раменском районе, который имеет статус дачного.
Население поселка По переписи 2002 года составляет 6780 чел.; площадь – 2200 га .
Т.А. Мамонова
Село Игумново, деревни Дементьево. Донино и Захарово ранее входили в состав Дементьевского сельского округа, который расположен к северу от города Раменское.
По данным переписи населения 2002 года население округа 2237 человек : мужчин — 1028 , женщин — 1209.
Селения Дементьевского сельского округа издревле входили в дворцовую волость Раменейцы (в ХVII веке — волость Раменницы), а в дальнейшем с начала ХVIII века вместе с другими селениями бывшей дворцовой волости принадлежали Мусиным-Пушкиным, Бестужеву-Рюмину, Волконским, в XIX веке — Голицыным.
По сведениям 1852 года деревни Дементьевского сельского округа принадлежали княгине Анне Александровне Голицыной. Ее сын Александр Федорович Прозоровский — Голицын накануне крестьянской реформы выделил часть имения с деревнями Дементьево, Донино, Игумново, Захарово своей жене М.А. Прозоровской — Голицыной.
Как видно из архивных документов, княгиней Марией Александровной Прозоровской — Голицыной в 1868-1869 г. были основаны школы в с. Игумново, д. Донино и д. Захарово, она же являлась попечительницей этих школ.
В годы становления советской власти 1918-1919 г. был созданs советы депутатов Дементьевский , в состав которого входили д.Дементьево и с.Игумново и Донинский , в состав которого входили д. Донино, д. Захарово.
С 1929 г. по 1934г. были образованы колхозы. В 1953 году Дементьевский сельский совет и Донинский сельский совет объединились в один — Дементьевский сельский совет.
Село Игумново в писцовой книге 1646 года в волости Раменцы записано как деревня, а с 1852 года – уже как село. Население в основном занималось сельским хозяйством. По архивным данным 1869-1871 годов: В селе Игумново имелись школа и трактир, который содержал бронницкий купец Зимин.
Школа, основанная княгиней Марией Александровной Прозоровской — Голицыной в 1868-1869 г. к 1926 довольно обветшала. К 1929 году здание Игумновской школы пришло в ветхость. В этом же 1929 году в школу пришла работать Малышева Клавдия Ивановна. Она была директором с 1929 по 1946 год (с небольшим перерывом с 1934 по 1937г). В 1932 году из начальной школу реорганизовали в семилетнюю школу крестьянской молодежи — ШКМ. До 1962 года работала учителем школы. За 33 года творческого, добросовестного учительского труда и на пенсии выполняла многочисленные общественные обязанности на селе, в том числе руководителя драматического кружка Дементьевского клуба, председателя месткома школы, депутата сельского совета. За свою работу Клавдия Ивановна была награждена орденами «Трудового Красного знамени», «Знаком почета», медалями, почетными грамотами.
Более 40 лет проработала в школе Андриянова Лидия Риксовна, из них 22 года была директором школы. «Заслуженный учитель РСФСР» и сегодня работает в школе учителем географии. На уроки в ее кабинет дети приходят с большой любовь. Он оформлен как в сказке…
В 1976 году построено производственно — техническое училище механизаторов сельского хозяйства. В его комплекс входят учебный корпус с лабораториями , столовая, актовый и спортивный залы, гараж, механические мастерские, котельная, футбольное поле , хоккейная коробка. Здесь же построены общежитие для учащихся, преподавателей и обслуживающего персонала, два жилых благоустроенных жилых дома на 120 семей. Обучаются подростки из районов Московской области. Первым директором училища был Саурин Василий Васильевич, который более 20 лет проработал в училище и неоднократно избирался депутатом Раменского городского совета. Ему присвоено звание «Заслуженный учитель РСФСР». Много сил и энергии отдал он развитию СПТУ-98 и сельскому округу в целом.
Деревня Дементьево расположена к северу от г.Раменское на речке Донинке. Первое документальное упоминание относится к 1646 году. В VII веке принадлежала Мусиным-Пушкиным, затем Бестужеву-Рюмину, Волконским, а в Х1Х веке Голициным.
Дементьевский СДК — построен в 1929 году, он имеет свою историю… Гречина Клавдия Васильевна 42 года проработала в Дементьевском сельском совете. Из них 30 лет директором клуба. Клавдия Васильевна душу и сердце отдала работе в клубе: работали кружки: хоровой драматический, ставили пьесы Островского «Бедность — не порок», «Бесприданница». С пьесой «Бедность — не порок» вышли победителями районного конкурса. Велась большая спортивная работа: футбольная и хоккейная команды принимали участие в первенстве района. Работа Клавдии Васильевны отмечена многочисленными грамотами и дипломами, наградой Министерства культуры РСФСР.
Деревня Донино расположена на речке Донинке по обе стороны старинной Касимовской дороги. Как Донино упоминается только с ХVIII века. Наиболее вероятно, что ее предшественницей была деревня Хохлово или Горелое, которые упоминаются еще в 1646 году. Донинский клуб был построен в 1949 году.
Деревня Захарово находится в верховьях речки Донинки. В 1646 году встречается первое упоминание деревни «Сокольниково» (тоже Захарово), а в ней крестьян 4 двора. Вероятно, первые поселенцы занимались отловом соколов для царской охоты. Захаровский клуб построен в 1956 году. Реконструкция проводилась в 2008 году.
Деревня Поповка расположена на берегу речки Хрипанки вблизи от Егорьевского шоссе. Основание деревни по сведениям, полученным от старожилов, относится к 40-вым годам ХХ века. Считается, что возникла она как выселки разросшейся деревни Хрипань.
Деревня Хрипань расположена на правом берегу речки Хрипанки, от которой и получила свое название. В переписной книге 1646 года указана как деревня «Шемякина», в вотчине за Михаилом Измайловым.
Водоем окружен сосновым бором и лесными вырубками. Из этого озера вытекает небольшой каменистый ручей и попадает в озеро Заветное Большое. Берега Кратовского озера местами крутые, обрывистые (западные) и каменистые. Но есть и пологие, с удобным входом в воду. На поверхности воды местами видны кувшинки и прочая водная растительность. Называют местные жители этот водоем по-разному: Кратовское лесное озеро, ММР, Лесное озеро, «Мымра». На самом деле этот водоем представляет собой пруд, образовавшийся на реке Хрипани. Называется он озером из-за его крупных размеров (длина – 800 м, ширина – 100 м). В центре него еле видны два островка, возникшие в процессе создания плотины. Берега сегодня представляют собой благоустроенные зоны отдыха с пляжами, с площадками спортивными и детскими, с лодочной станцией. По периметру всего водоема выполнена гравийная дорожка с освещением. Вода в Кратовском лесном озере кристально чистая, купаться можно. Ежегодно перед началом сезона с нее берут пробы воды на проверку.
Плотину на реке украшает этот красивый мост, строившийся в 1912-1914 годах по проекту архитектора А. И. Таманяна, участвовавшего в создании «Города-сада». Первоначально мост был выполнен из железобетона, но со временем он стал изнашиваться. В 1999 году, после того как его разобрали, был сооружен новый мраморный мост, по форме своей повторивший оригинал. На сегодня этот объект – символ поселка Кратово, и изображение его есть на гербе этого поселения. Кратово – дачный поселок, основанный в 1898 году. В те времена здесь произрастали глухие смешанные леса. Принадлежали они роду Прозоровских-Голицыных, поэтому и называлась эта местность Прозоровкой.
Земли были выкуплены обществом Московско-Казанской ж. д. для строительства дач своих сотрудников. Тогда и был запланирован проект возложения на этом месте уголка отдыха с красивым названием «Город-сад». Работали над ним известные на тот момент архитекторы. За довольно короткий срок здесь были возведены домики загородные, больница и было начато строительство церкви. Повсюду в лесу были сделаны просеки, была открыта в 1899 году и платформа под названием Кратово. Во время строительства железной дороги образовалось и Кратовское лесное озеро. Первая мировая война и события Октябрьской революции 17-го года, к сожалению, помешали завершить осуществление проектного решения тех архитекторов, но и в наши дни Кратово остается одним из лучших дачных поселков Подмосковья. Железная дорога детская была открыта недалеко от поселка в 1937 году. Школьники, не только местные, но и из других подмосковных городов и самой столицы, имеют возможность на ней ознакомиться с профессиями, связанными с транспортом.
Из местной реки Хрипанки для формирования насыпи на железной дороге добывали песок, благодаря чему и образовалась огромная емкость для будущего пруда. Далее русло ее было перекрыто плотиной, и большая территория заполнилась водой. В строительстве этого пруда принимали участие многие местные жители, но в основном это были железнодорожники. Техники на тот момент не было, работали с лопатами и тачками. Глубина котлована местами достигала 3-х метров.
Как доехать?
Как добраться до озера на легковом автомобиле? Если ехать от столицы по Московской кольцевой автодороге, с нее следует свернуть на шоссе Новорязанское и ехать до левого поворота на Жуковский. Затем следует доехать до поворота на трассу А102, и еще 18 км до конечной точки. В общей сложности дорога от МКАД при отсутствии пробок занимает примерно полчаса. От поселков до местонахождения водоема как пройти? Кратовское лесное озеро находится в 26 километрах от станции железнодорожной Кузнечное и в двух километрах от поселка Заветное, откуда ведет нужная проселочная дорога.
25.01.12, 09:21
Город-сад. Кратовский пруд — наследие Города-сада, жемчужина поселка Кратово
Таким было озеро в 50-е годы ХХ века
Одна из главных достопримечательностей нашего поселка — это, конечно, Кратовское озеро. Хотя правильнее говорить — Кратовский пруд.
Когда строилась железная дорога, именно из русла речки Хрипанки (расширяя и углубляя его) брали песок для железнодорожной насыпи. Затем русло перекрыли плотиной, и оно постепенно заполнилось водой, образовав пруд с двумя живописными островками. В строительстве пруда принимало участие почти все окрестное население — в основном железнодорожники. Техники никакой не было, основные орудия труда – лопаты да тачки. По свидетельству старожилов, глубина котлована доходила до 3-х метров. Деревянные щиты плотины были подъемными, и во время весеннего паводка смотритель плотины мог с их помощью регулировать уровень воды в пруду.
Кратовский пруд, наши дни
Украсил плотину железобетонный мост с фигурными балясинами, четырьмя шпилями и двумя метровыми шарами. Проект моста создал архитектор Александр Иванович Таманян. С течением времени мост постепенно разрушался — от балясин осталась одна арматура. И вот в 1999 г. на средства и при непосредственном участии жителей поселка он был разобран и вновь возведен в полном соответствии с оригиналом, но не из железобетона, а из белого мрамора. Сегодня мраморный мост стал одним из символов нашего поселка и занял почетное место на гербе городского поселения Кратово.
К мраморному мосту приходят отдыхающие полюбоваться видом бегущей воды. По выходным дням приезжают свадьбы, и новоиспеченные мужья переносят на руках своих суженых через мост, чтобы супружеская жизнь была долгой и счастливой.
Жаль только, что после них остаются брошенные где попало пластиковые стаканчики, тарелки и бутылки из-под шампанского. Но если мусор можно убрать, то вот надписи, свидетельствующие о «вечной любви», сделанные маркерами, а то и краской, не только не служат украшением моста, но и вызывают чувство оскорбленной красоты.
Молодоженам хочется предложить альтернативный вариант. В прежние времена возле моста была цветочная клумба, в центре которой вращался зеркальный шар. Так вот не возродить ли эту клумбу? И каждая пара могла бы посадить на ней свои любимые цветы.
Другой мост (на ул.Центральной) прежде был деревянным, теперь он металлический с выделенной пешеходной зоной.
В 1958 г. для строительства второй взлетной полосы ЛИИ понадобилось большое количество грунта. Его при помощи земснаряда (им управлял Василий Григорьевич Дорожкин) добывали со дна пруда, но вывезли не полностью. В результате образовались высокие песчаные горы на левом берегу (напротив 1-го Берегового проезда) и на правом берегу (возле детской железной дороги и за бетонным мостом). Впоследствии этот песок был использован при строительстве школы №98, а затем и нового здания ММЖД.
Следующий 1959 г. был отмечен обильными дождями, рядом с плотиной образовалась промоина, и вода ушла, разрушив плотину. Все лето по широкому руслу тек лишь небольшой ручеек: рыбу ловили руками, ребятня собирала оставшиеся в тине ракушки. Осенью прорыв ликвидировали, и пруд снова заполнился водой.
Старый мост
Осенью 1961 г. для укрепления берегов вокруг пруда высадили ивы. Посадками занимались кратовские школьники. Левый берег был отдан школе №27, а правый и острова — школе №98. Старшеклассники 98-й школы на лодках переправлялись на острова и высаживали там тоненькие прутики. Долгие годы кудрявые красавицы служили великолепным обрамлением пруда. Но время и разные природные катаклизмы (ураганы, ледяной дождь и др.) нанесли им невосполнимый урон. Поэтому в 2008 году, готовясь к юбилею, решено было провести акцию: «Родному поселку к 110-летию — 110 сосен!». Администрация закупила саженцы елей, сосен, лиственниц, рябин, кленов, ив и других лиственных пород. 19 апреля население вышло на субботник, и деревца (общим числом 300 шт.) обрели место жительства на берегу пруда.
По проекту Города-сада, пруд должен был стать главной зоной отдыха с площадками для лаун-тенниса и крокета. В послевоенные годы здесь была культбаза МПС с летним кинотеатром, танцплощадкой, комнатой смеха, качелями, каруселями, тиром и лодочной станцией. В 70-е годы культбаза пришла в упадок: кинотеатр разобрали, демонтировали аттракционы. 90-е годы положили начало возрождению. Сегодня в прибрежной зоне пруда организован огороженный экологический парк с пляжем, лодочной станцией, двумя детскими площадками и гравиевой освещенной дорожкой, которая огибает пруд. Именно здесь проводятся ежегодные праздники: Рождественской елки, масленицы, юбилейные торжества, школьные зимние спортивные соревнования и многие другие мероприятия.
Кратовский пруд, середина прошлого века
Старожилы вспоминают, какой чистой была вода в пруду до войны: даже дно легко просматривалось. Загрязнение началось в военные годы, и усилиями местных жителей и отдыхающих продолжается до сих пор. К сожалению, очистные мероприятия требуют больших финансовых вложений, которых у местной администрации на сегодняшний день нет. Прибрежная зона во многих местах заболачивается. А нам, безусловно, хочется сохранить пруд в его первозданном виде, ведь летом его берега выглядят, как приморские пляжи, — ступить некуда. Хочется вернуть воде былую чистоту, хочется, чтобы появились на пляжах раздевалки и туалеты, а в лесной зоне стационарные мангалы, чтобы отдых на берегах нашего пруда стал по-настоящему цивилизованным, чтобы по-прежнему селились в его окрестностях утиные стаи, а в небе парили чайки, чтобы не переводилась в пруду рыба и прочая живность. Будем верить, что так и будет.
Т.А.Мамонова
Фото из архива Кратовской библиотеки
В следующем номере: Железнодорожные династии Перовых и Скворцовых
Детский санаторий «Кратово» расположен в Раменском районе Московской области, в 40 км от столицы. На лечение принимаются дети в сопровождении родителей или без них. Имеются детские корпуса и корпуса «Дети с родителями» разной степени комфортности.
Основной профиль санатория — пульмонологический, но здесь также проходят курс оздоровления дети с заболеваниями органов дыхания, системы кровообращения, болезнями уха, эндокринной системы, нарушениями обмена веществ.
Ключевой метод терапии — климатолечение. Кроме того, применяется физиолечение (магнитолазеротерапия, электролечение, кабинет фангопарафина, ингаляторий), ЛФК, плавание, водолечение, рефлексотерапия, разные виды массажа. Санаторий оснащен современным оборудованием для проведения лабораторной и функциональной диагностики.
В неканикулярное время с детьми проводят занятия по школьной программе (1-4 классы). Работают кружки. Проводятся праздники, конкурсы, дискотеки и кинопоказы.
Инфраструктура
Кинозал
Медицинский кабинет
Расположение: 140130, Московская обл., Раменский р-н, п. Кратово, ул. Тверская, д.1
Маршрут проезда: На общественном транспорте: С Казанского вокзала электропоезд «пл.47км» до станции «Кратово». Выход с платформы от последнего вагона направо на ул. Горького (левая сторона по ходу движения от Москвы). Далее пешком: 800м до ул. Тверская — направо 500м по указателю санатория. На автомобиле: по Новорязанскому шоссе или по Егорьевскому шоссе.
Удаленность от центра города: 33км