Куда сходить в репино?

Что отличает Зеленогорск от подавляющего большинства городов, которые входят в орбиту Петербурга? На наш взгляд, есть два различия. Первое – Зеленогорск типично курортный город. Тут нет производств, да и совхозов-колхозов поблизости тоже. Зато есть куча дач, здравниц, отелей-мотелей, кафе-ресторанов, пляжей, большой парк культуры и отдыха и даже яхт-клуб. Местные жители в основном и заняты в сфере обслуживания поблизости или ездят на работу в Питер.

Второе различие это то, что городок (используя литературный штамп) лишен налета провинциальности. Впрочем, хотя Зеленогорск и находится в нескольких десятках километров от СПб, административно он входит в Курортный район Санкт-Петербурга, т.е. является частью города, а не Ленинградской области. Кстати, Курортный — один из самых престижных районов, и стоимость сотки земли здесь очень-очень высокая.

Содержание

Немного об архитектуре

Зеленогорск – город небольшой, хотя формально, если смотреть по береговой линии, он вытянут на несколько километров вдоль Финского залива. Однако его центральная часть весьма компактна, основная инфраструктура располагается около железнодорожного вокзала и вдоль главной улицы – проспекта Ленина.

В городе мало высокоэтажных зданий (было ограничение на этажность), пока есть лишь несколько девятиэтажек. А остальные – в основном хрущевские пятиэтажки и малоэтажные дома, в том числе нетиповой, индивидуальной, планировки. Есть здания и дореволюционной эпохи, те, которым посчастливилось уцелеть после войн XX века. Чуть подальше от центра встречаются деревянные одно- и двухэтажные дома-дачи. И, конечно же, роскошные виллы российских nouveau riche.

К счастью, Зеленогорск не коснулась тенденция застройки убогими советскими «панельками». Но сейчас в городе идет строительство и уже появилось несколько новых современных жилых домов.

Внимание! Летом, особенно в выходные, особенно когда стоит хорошая солнечная погода, добраться до Зеленогорска на своем авто будет довольно проблематично из-за пробок. Они забивают и «верхнее» шоссе, которое проходит рядом с железной дорогой, и «нижнее», Приморское, которое идет вдоль залива. Так что смотрите навигаторы и выбирайте маршруты и время поездки. Лучше ехать рано утром, пока не жарко и остальные горожане только просыпаются после трудовой недели.

Железнодорожный вокзал Зеленогорска

Для многих Зеленогорск начинается именно с него. Вокзал и примыкающая к нему площадь являются крупнейшим транспортным «хабом» городка. На электричке отсюда можно доехать до Выборга (на Ласточке всего за 40 мин.) или вернуться обратно в Питер. Правда вот до Финляндии напрямую не получится, международные поезда вроде Аллегро не останавливаются в Зеленогорске.

Железнодорожный вокзал был капитально отремонтирован в 2012 году и теперь выглядит вполне цивильно. Там установлены турникеты (без билета ни войти, ни выйти), электронные табло, есть автоматы по продаже напитков и всяких чипсов-сникерсов, в залах и на перронах ведется видеонаблюдение. Имеется кафе, газетный киоск и банкомат банка ВТБ24. И, что немаловажно, туалеты просторные и чистые.

Билеты рекомендуем брать в автоматах, удобный интерфейс, всё быстро и понятно. А в кассы можно стоять долго.

Электрички в Зеленогорск из Санкт-Петербурга ходят довольно часто, особенно в выходные дни. На обычной от Финляндского вокзала ехать плюс-минус 55 минут, на «Ласточке» гораздо быстрее — 32 мин., а от Удельной — 22 мин. Расписание электричек Финляндский вокзал — Зеленогорск, вы можете посмотреть .

Транспорт в Зеленогорске: как сюда приехать и куда уехать

Можно сказать, что рядом с железнодорожным находится и автовокзал. Хотя формально никакого автовокзала нет, но есть несколько остановок, от которых отправляются маршрутки и муниципальные автобусы. Уехать отсюда можно практически в любом направлении: в Ильичево, Сестрорецк, Приморск, Рощино, горнолыжный курорт Пухтолова гора, Поляны, Каменку и множество других мест.

И, конечно, есть маршрутки, которые довезут вас до Санкт-Петербурга. К-680 и К-827 идут до метро Проспект Просвещения, К-827 также идет и до станции метро Гражданский проспект. К-305 (не путать с К-305А!) – до Старой деревни, а до Парнаса следует К-830 и 679-й автобус.

К станциям метро Черная речка и Старая деревня идет социальный городской автобус №211. До Финляндского вокзала – маршрутка К-400. Ну а кто не успел на маршрутку или хочет доехать с ветерком и комфортом, может воспользоваться услугами частных таксистов. Рядом с остановками маршруток дежурят «бомбилы». Не заметить их невозможно. Это не «Таксовичковы» или «Шесть-мильонов», а просто частники, которые, нацепив на свои машины шашечки, практически круглосуточно выжидают своего нежадного клиента.

Где поесть в Зеленогорске

Прямо в здании железнодорожного вокзала есть кафе. Интерьер его по-советски минималистичен: несколько круглых столиков со стульями. В меню чай, кофе, газировка, фаст-фуд, шаверма, выпечка, мороженое.

Для тех, кто хочет поесть быстро и дешево, не отходя далеко от вокзала, напротив него и на остановках маршруток стоят ларьки с чаем-кофе, пирогами, пирожками, лепешками, той же шавермой и т.д.

в 2020 г. прямо напротив вокзала, за фонтаном с дельфинами, открылась столовая. В меню комплексные обеды, супы и выпечка, вторые блюда, салаты и десерты. Комплексный обед стоит 220 руб., зерновой кофе — 60 р. Адрес столовой — Вокзальная ул. 9 к. 1 лит. А.

На привокзальной площади находится торговый комплекс «Курортный». Почти весь первый этаж занял магазин «Перекресток» (раньше тут был «ОКей»). На втором когда-то располагался сетевой ресторан «Евразия». Сейчас его уже нет там. Зато есть сетевой же «Додо Пицца». В ассортименте (разумеется) в основном пиццы, но есть и салаты, и закуски, десерты и напитки. Как и в любом заведении этой сети. Ценник и меню смотрите на сайте

Недалеко от вокзала есть кафе «Полис». Это сравнительно большое заведение с летней террасой. Обширное меню, разнообразная кухня. Можно и позавтракать и пообедать, и поужинать, и банкет провести. Цены – не самые низкие. «Полис» расположен в районе пересечения Вокзальной улицы и проспекта Ленина. Адрес: пр. Ленина, дом 50, литера А.

В самом центре города, на втором этаже дома №23 по проспекту Ленина расположилось кафе японской и китайской кухни «Суши Wok». В меню все то же самое, что есть в их любом другом заведении: суши и роллы, восточные супы, салаты, десерты, напитки и т.д. Также в этом заведении делают пиццы. Есть Wi-Fi и доставка. Ценник всегда можно посмотреть на их сайте:

В Зеленогорском Парке Культуры и Отдыха вы можете посетить ресторан «Pizza-Море». Найти его несложно, он находится недалеко от центральной аллеи по правую руку, если идти к Финскому заливу. Приятный интерьер, меню ориентировано на итальянские/средиземноморские блюда. Есть японское меню (суши и иже с ними). Принимают заказы и готовят блюда довольно быстро. Имеется летняя терраса.

Цены не самые низкие, но и не заоблачные. К примеру, пицца – от 420 рублей, суп от 270 руб., судак по-польски с гарниром — 480 руб. Посмотреть ценник и меню вы можете на официальном сайте заведения , группа ВК , тел. 9291901.
Еще одна «Pizza-Море» есть в Зеленогорске по адресу Кривоносовская ул., 26/7.

Для тех, кто хочет поесть подешевле и непафосно, чуть дальше от Pizza-Море по главной аллее парка будет небольшое кафе «Улыбка». Недорого и вкусно, еда напоминает домашнюю. Обстановка — как в столовых СССР. Посадочных мест немного, цены низкие, поэтому в сезон очереди.

Ресторан «Пристань» при яхт-клубе «Терийоки», находится в том же самом зеленогорском парке, рядом с Золотым пляжем. Заведение расположено на берегу Финского залива, из окон открывается неплохой вид на яхты и акваторию. Интерьеры можно посмотреть здесь: . Ценник высокий, яхт-клуб как-никак.

Если кто-то ищет более уединенное место, чтобы посидеть и выпить кофейку, можно порекомендовать ресторан при гостинице «Парк-Отель». Он «спрятан» в левом уголке зеленогорского парка, слева (если смотреть в сторону залива) от колеса обозрения.

Кофейня «Шоколад». Очень небольшое кафе в центре города на проспекте Ленина, недалеко от кирхи. Летом площадь кафешки расширяется за счет выносных столиков. Тут хорошо попить чай-кофе с пирожками, съесть мороженое, но для плотного обеда не подходит. Адрес: пр. Ленина, 9А.

Напротив центрального входа в Парк Культуры и Отдыха расположен павильончик «Парк Гриль». Там можно перекусить. Меню – в основном хот-доги, другой фаст-фуд, есть мороженое. Цены – выше среднего по городу.

По адресу Приморское шоссе, д. 551/2 (тоже недалеко от парка) при гостинице «Отель G9» есть ресторан итальянской и средиземноморской кухни Trattoria. Цены, как и положено для ресторана, не самые низкие. Пицца обойдется в 500-700 рублей. Салаты 200-300 руб., шарик мороженого 90 рублей. Есть детское меню. Можно отметить просторные залы, приятный интерьер и хорошую систему кондиционирования.

Очень достойную пиццу делают в заведении «Сушисмайл», которое находится рядом с гипермаркетом «Реалъ» по адресу Зеленогорск, Приморское шоссе, д. 516А. Кроме пиццы там можно отведать и суши (что ясно из названия), WOK, пельмени, салаты, блины, нагетсы, шаверму и мороженое. По ценам — большая пицца стоит 300-400 руб. (три за 600 р.), шаверма — 160-240 р., суши от 39 руб., супы от 69 руб. Доставка по Зеленогорску — бесплатная.
И, на всякий случай, рядом есть алкогольный супермаркет «Норман».

Также в центре Зеленогорска есть две известные нам шавермовые. Держат их азербайджанцы. Одна находится на Комсомольской улице, недалеко от перекрестка с проспектом Ленина, сбоку одного из торговых павильонов. Посидеть там не удастся, так как это не кафе, а просто ларек. Шаверму, а также лаваши, лепешки и другие подобные блюда восточной кухни можно купить только «с собой». Шаверма в лаваше по состоянию на 2019 год стоит 200 руб., в пите — 150.
Другая расположена в д. №19 к.1 по проспекту Ленина (рядом с пешеходным переходом со светофором) и представляет собой полноценное кафе в два этажа. В меню первые и вторые блюда, шаверма, лепешки, пицца, хот-доги, мороженое, напитки, в том числе и пиво. Цена шавермы в лаваше — 200 рублей, суп — от 180 до 200 руб., чашка американо – 60 руб, капучино — 70.

Рядом, на пересечении Ленина и Комсомольской, в 2018 появилось кафе «Кренделёк» со своей пекарней. Основной ассортимент — пироги с разными начинками.

Если немного отъехать по Приморскому шоссе от центра города до остановки «Санаторий «Северная Ривьера», можно заглянуть в армянское кафе «Гор». В обширном меню основное место занимает, естественно, кавказская кухня. Но готовят здесь также и русские, и европейские блюда. Заведение хорошо видно с шоссе; оправдывая свое название, оно стоит на небольшом пригорке. Летом можно поесть за столиками на улице. Полиция и гаишники Зеленогорска ездят сюда обедать. Адрес: Приморское шоссе, 591.

А в санатории «Северная Ривьера», на берегу залива, есть кафе-ресторан «Таверна», на логотипе которой изображены два гуся. «Таверна» «родилась» из кафе-бара «Пивная пристань», которое, видимо, уже не справлялось с потоком клиентов. Помещение расширили, для посиделок летом натянули большой тент. Меню стало разнообразным. Тут и выбор супов, салатов и горячих блюд. Цены такие:
Пицца от 290 руб.
Шашлык 310 — 450 руб.
Шаверма 230 руб.
Чайник чая 200 руб.
Капучино 160 руб.
Супы 260 — 290 руб.
Чебурек 210 руб.
Блины 150 руб./порция.

Правда, возможно, вам придется подождать пока вам принесут элементарный чай. Обслуживание здесь не на высоте.

В отелях «Гелиос» и «Аквамарин» на последних этажах есть панорамные рестораны – «Я и Ты» и «Ирбис» соответственно. Интерьеры и виды из окон замечательные, а вот цены – выше среднего.

Проехав еще дальше по Приморскому шоссе, вы наверняка обратите внимание на необычное стеклянное здание. Это панорамный ресторан «Шелест». Залы находятся на первом и втором этажах, есть открытые и закрытые веранды. Из окон и с веранд заведения открываются прекрасные виды на Финский залив. Цены довольно высокие. Приморское шоссе д. 572 литера А, группа ВКонтакте — .

Что посмотреть и куда пойти в Зеленогорске

Каких-то особых достопримечательностей, наподобие Екатерининского дворца в Пушкине или Выборгского замка, в Зеленогорске нет. Тем не менее, посмотреть есть на что.

Мемориал, посвященный погибшим в Великой Отечественной войне

Мемориальный комплекс и Вечный огонь на братской могиле советских солдат, погибших в годы советско-финской и Великой Отечественной войн. Находится между побережьем Финского залива и Приморским шоссе. Ориентир – заправка ПТК (сейчас не работает, ее адрес — Приморское шоссе, 563 а).

Православный Храм Казанской иконы Божией Матери

Эта красивая церковь была заложена еще в 1879 году, к 1915-му перестроена. Действующий храм является федеральным памятником архитектуры. Вокруг церкви разбит затейливый садик и стоят скамейки, на которых приятно отдохнуть. Храм находится рядом с Приморским шоссе, напротив Парка Культуры и Отдыха. Адрес: Приморское шоссе, 547.

Православный Храм Покрова Божией Матери

Еще одна православная церковь появилась недавно на территории психоневрологического интерната №1, по адресу ул. Мира, 6. Храм новый, построен в 2015-2016 гг., освящение – октябрь 2016 года.

Кирха Преображения Господня

Действующий евангелическо-лютеранский приход. Кирха отстроена в 1907-1908 годах, когда Зеленогорск еще был финским и назывался Териоки (Терийоки). В 2001—2002 годах здание церкви было полностью отреставрировано, воссоздана колокольня, которую снесли в 1940. В кирхе есть оргАн, и по выходным там регулярно проводятся концерты классической музыки. Их можно посетить за небольшую плату-пожертвование (от 200 рублей). Также тут проводят обучение финскому языку.

На территории прихода есть памятник, посвященный советско-финской войне и небольшое финское кладбище. Церковь расположена на проспекте Ленина, в самом центре города. Адрес: пр. Ленина, д. 13.

Музей ретро-автомобилей «Лошадиная сила»

Выставляются машины и мотоциклы начала и середины двадцатого века. В том числе — тюнингованные. Для детей и любителей автомобилей – самое то. По словам владельцев, экспозиция все время обновляется. Вход 100 рублей, детям до 7-ми лет – бесплатно. Адрес: Приморское шоссе, 536 (в Парке Культуры и Отдыха Зеленогорска).

Яхт-клуб»Терийоки»

Не совсем классическая достопримечательность, но ведь не в каждом городе такое есть. Вход на территорию свободный. Можно посмотреть на современные катера и яхты, и их обладателей, а также посидеть в ресторане «Пристань» с видом на акваторию залива. Если захочется задержаться здесь подольше – к вашим услугам отель «Терийоки», который находится рядом. Группа ВКонтакте комплекса загородного отдыха — .
Попасть в яхт-клуб можно пройдя по главной аллее Парка Культуры и Отдыха до пляжа, а затем свернуть налево.

Памятник Ленину

Одна только мысль о яхтах и классовом неравенстве выводит вас из себя? Вы считаете, что в церквях лишь опиум для народа и всегда голосуете за тов. Зюганова? Тогда вам цветы в руки и добро пожаловать к памятнику В. И. Ленина. Сам монумент вождя мировой революции, к слову, ничем не примечателен, в СССР были сотни, если не тысячи, подобных. Находится, как несложно догадаться, на проспекте Ленина, недалеко от его пересечения с Приморским шоссе. Памятник отлично виден с главной аллеи городского Парка Культуры и Отдыха.

Пляж «Золотой»

Это главный городской пляж. Он чистый, за этим тут следят. На нем есть кабинки для переодевания, урны для мусора, оборудованные детские площадки и даже пост спасения на водах. Найти «Золотой» очень просто, шагайте по главной аллее парка Зеленогорского Культуры и Отдыха и выйдете прямо на пляж. По левую руку, кстати, увидите яхт-клуб, о котором мы писали выше. Если нет желания купаться, то можно просто посидеть на берегу залива и, греясь под лучами северного солнца, наблюдать за кайтсеферами в акватории или за пляжными волейболистами.

Городские скульптуры

В городе много необычных памятников, с которыми приезжие вовсю фотографируются. В основном, расположены в центре города.

Скульптура Георгия Вицина в образе Бальзаминова из фильма «Женитьба Бальзаминова». Ведь популярный актер — уроженец Зеленогорска. Бальзаминов встречает посетителей Парка Культуры и Отдыха у главного входа.

Пройдя дальше по центральной аллее парка, вы увидите такие огромные ботинки. В них все любят вставать и фотографироваться. А стрелочки с цифрами рядом показывают направление и расстояние до конкретного города.

Дерево счастья. В сквере Восьмого марта, недалеко от Храма Казанской иконы Божией Матери, установлена металлическая скульптура необычного дерева. Молодожены и просто влюбленные вешают замки на ветви этого «дерева», а ключи опускают в рот старца, который изображен на стволе. Считается, что этот обряд поможет влюбленным никогда не расставаться. Рекомендуется к посещению романтичным парам 🙂

Фонтан «Девочка удэ» (девочка с рыбой) в парке 8 марта.

Такса-скамейка пр. Ленина, 24,

Памятник бабушкам, пр. Ленина, 26.

Композиция «Книга и гранит науки», находится на Комсомольской улице, недалеко от пересечения с пр. Ленина, рядом с библиотекой.

Также на проспекте Ленина у дома №12, рядом со зданием детской библиотеки есть еще скульптура «Читающий муравей». А у дома №20 установлен Памятник хлебу.

В более отдаленном уголке Зеленогорска, на 2-й Пляжевой улице, есть источник, рядом установлена статуя сенбернара. Мы не знаем, что за вода в том источнике, насколько она чистая и полезная, но ее запах нам доверия не внушил. Но говорят она полезная, а пахнет так из-за сероводорода.

На въезде в город по нижнему шоссе вы увидите памятник Раймонде Дьен (автор — Цицилия Дивеева) – участнице антивоенного движения во Франции. 23 февраля 1950 года в городе Тур эта девушка легла на рельсы, чтобы остановить эшелон с танками для Вьетнамской войны. Её примеру последовали другие женщины, поезд был остановлен, а последующий арест всколыхнул движение за мир во всей Европе. Такой же памятник стоит и в Московском парке Победы в Петербурге.

С 2018 года рядом со входом на центральный пляж красуется скульптура рыбака. С ней, кстати, произошел забавный эпизод. Видимо, не успевая установить к определенной дате, вместо фигуры из металла поставили гипсовую копию, и сообщили о новом памятнике в соцсетях. Гипс продержался совсем недолго, точнее почти нисколько. Фигуру демонтировали, а люди, пришедшие взглянуть на рыбака, видели только постамент. Сейчас, разумеется, рыбак уже не гипсовый.

Недалеко от Зеленогорска, в Репино, на нижнем (Приморском) шоссе находится дом-музей Ильи Репина «Пенаты». Рекомендуем заглянуть и сюда. Ехать на маршрутке или автобусе, или машине недолго — минут 10. С недавнего времени можно забронировать экскурсию в «Пенаты» через Интернет:

Развлечения в Зеленогорске

Мы имеем в виду сейчас в большей степени развлечения для детей. Хотя что-то понравится и их родителям. Идите в городской Парк Культуры и Отдыха (см. карту ниже). Всё нижеперечисленное находится именно там.

Аттракционы

Они как машина времени моментально перенесут вас во времена СССР. Практически все аттракционы были сделаны еще тогда. Есть даже аналог американских горок, на которых немного страшно будет лишь детям до четырех лет. Но ведь работают, и за неимением лучшего ребятишки катаются на них. При этом выглядят вполне счастливыми.

Особое место среди всех этих крылатых качелей-каруселей занимает колесо обозрения, которое позволяет увидеть парк, залив, да и город с высоты птичьего полета.

Парк динозавров

Довольно обширная огороженная площадка с муляжами динозавров. Как в «Парке Юрского периода». Доисторические монстры иногда издают ужасный рев. Аттракцион подходит скорее для дошкольников. Вход платный.

Аэротруба Butterfly

Незабываемое ощущение свободного полета могут ощутить и взрослые, и дети с пяти лет. Правда, полеты в аэротрубе дело не дешевое (и не только тут). Например, 4 минуты парения стоят 2500 руб. Однако, у них часто бывают акции и скидки на сайтах-купонаторах. Так что, можно и гораздо дешевле. Записываться необходимо заранее. Адрес: Приморское шоссе, д.536, сайт .

Контактный зоопарк «Радуга»*

Расположен рядом с аэротрубой. Среди питомцев — еноты, коровы, козы, лошади, ослики, куры, павлины, шиншиллы, белки и другие четвероногие друзья. Зверушек можно кормить и гладить. Стоимость детского билета в выходные – 250 рублей, взрослого 300 рублей. В будни билеты в зоопарк дешевле на 50 руб. Для льготных категорий граждан предусмотрены скидки.

*Еще один контактный зоопарк находится на территории «Гелиос-Отеля», по адресу Приморское шоссе, 593.

Веревочный парк

Двухуровневый веревочный парк рассчитан как на детей, так и на взрослых. Пройтись по верхнему уровню стоит 350 рублей, по нижнему, «детскому» — 300 руб. Кстати, там же расположен и скалодром. Как найти: справа от колеса обозрения, если стоять лицом к заливу.

Детская площадка

Недалеко от главного входа в парк, по правую руку будет отличная современная детская площадка с горками, лазалками, качелями и скамейками по периметру. Так что, если ваше чадо дошкольного или младшего школьного возраста, то здесь оно точно не заскучает.

Скейт-Парк

Если есть скейтборд или велосипед типа BMX, тут можно потренироваться в экстремальной езде на специальных рампах и горках. Подходит для подростков и молодежи. Находится справа от главной аллеи парка, за детской площадкой. Вход свободный.

Кинотеатр Zelux — ЗАКРЫЛСЯ ☹️

Расположен не в Парке культуры и отдыха Зеленогорска, а в центре городка. Открылся в августе 2018 года. Закрылся в 2019 году. Возможно, из-за слишком высоких цен.
Было два зала: один обычный на 30 мест и вип-зал на 17 зрителей с удобными кожаными креслами, куда можно заказать еду и напитки.
Теперь, в 2020 году, вместо кинотеатра работает кафе.
Адрес: пр. Ленина, дом 19, литера А.

Тем, кто хочет подробно узнать об истории городка, увидеть исторические места и здания, послушать увлекательный рассказ экскурсовода, рекомендуем забронировать экскурсию по Зеленогорску по объявлению ниже:

Немного о магазинах

Магазины, торговые павильоны, а также аптеки, Сбербанк, салоны сотовой связи и другие милые городскому жителю объекты торговой инфраструктуры расположены на привокзальной площади и вдоль проспекта Ленина. Расписывать, что и где конкретно, не имеет смысла, всё и так можно увидеть на месте. Самые низкие цены — в «Окее», который находится в ТК «Курортный» на площади у железнодорожного вокзала. Кстати, там есть банкомат Сбербанка и салон сотовой связи.

Ценник на одежду, обувь и другие подобные промтовары в магазинах Зеленогорска примерно такой же, как и в СПб.

Еще один магазинный «кластер» вы найдете, если поедете дальше по Зеленогорскому шоссе (за перекресток с пр. Ленина в направлении Приморского шоссе), которое плавно переходит (или переименовывается) в Выборгскую улицу, затем в Выборгский переулок, затем — в ул. Мира, потом — в Широкую улицу. Зачем так много наименований у в общем-то одной недлинной дороги — непонятно 🙂 Так вот, в самом начале этой Широкой ул по правую руку и будут магазины. Ориентиры — «лежачие полицейские» при подъезде к магазинам. «Пятерочка», «Магнит», винотека Wine Family, еще один универсам — «Курортный супермаркет», овощные лотки и ларьки с кофе и закуской к нему. В общем, на любой вкус и кошелек.

АЗС в Зеленогорске

Сетевых автозаправок пока две: одна Роснефть (была когда-то ПТК) и одна Лукойл. Она же самая популярная. Может, потому что бренду больше доверяют, а может потому, что удачно расположена — рядом с пересечением проспекта Ленина и Зеленогорского шоссе (того самого, которое идет параллельно железной дороге). Заправка Роснефти дислоцируется недалеко от Лукойла – надо немного проехать дальше прямо по Зеленогорскому шоссе и увидите ее по правую руку. Точный адрес: ул. Торфяная, 27 б, лит. «А». Между ними есть несетевая бензоколонка с интересным названием «Анри», также будет по правую руку.
Еще одна АЗС — ПТК расположена на так называемом «нижнем», Приморском, шоссе, д. 563 а, но в настоящее время закрыта.

Можно в Зеленогорске заправить автомобиль и тем, у кого он переведен на газ. Недалеко от бензоколонки Роснефти, что на Торфяной улице, есть АГЗС. Ориентир – здание по адресу ул. Выборгская, дом 1 (на другой стороне дороги от Роснефти). Там же заправка и бытовых газовых баллонов.

День города в Зеленогорске

В последнюю субботу июля Зеленогорск отмечает День города. Местные жители любят этот праздник и с удовольствием участвуют в торжественном шествии и других мероприятиях. Приезжие не всегда рады празднику, так как с утра (внезапно для них) перекрывается Зеленогорское шоссе и центр города, и проехать становится весьма проблематично.

После праздничного шествия в разных частях города начинаются выступления и шоу, которые продолжаются до самого вечера.

Уже традиционными стали парад такс, выступления в Парке Культуры и Отдыха оркестров и музыкальных коллективов и даже авиашоу легкомоторных самолетов.
Для детей надуваются батуты, горки и зорбы, организуются мастер-классы, интерактивные программы, ну и конечно, продается куча вкусностей, сладостей и игрушек.

На вечерний концерт руководство Зеленогорска всегда старалось пригласить знаменитостей. В 2016 году выступали Олег Газманов, Василий Герелло, Kevin MacCoy (из группы Bad Boys Blue), Ольга Валевская, коллективы «Братья Гримм» и «Братья Славяне». В 2017 приезжала итальянская певица Ингрид. В 2018 гвоздем программы был Сергей Лазарев, в 2019 — группа «Русский Размер».

Венчает праздник лазерное шоу и красивый фейерверк.

В средние века деревня Куоккала занимала обширные территории, расположенные в нижнем течении Сестра-реки вплоть до ее устья. Издревле эти места были богаты рыбой и славились хорошими уловами. Поэтому, когда в 1323 году между Швецией и Древней Русью был заключен Ореховецкий договор о границах, то в нем было предусмотрено право русских подданных пользоваться местами рыболовства, расположенными за установленной границей. Еще в 1565 году у 135-ти русских удильщиков имелось такое право на ужение рыбы в Куоккала. Существует даже версия, что название «Куоккала» есть лишь видоизмененная форма от «Коуккула». «Koukku» по-фински означает «крючок», на который рыбаки удят рыбу.

До 1939 г. поселок Kellomaki входил в состав волости Терийоки Выборгской губернии (Финляндия). Ныне поселок в Курортном районе Санкт-Петербурга.

Частые войны и пограничные стычки делали проживание в этих местах небезопасным. В 1568 году в опустошенной после очередной войны деревне поселилось 5 крестьянских семей. В 1590 году в налоговых списках Куоккала значилось уже 12 крестьянских хозяйств, но все они бесследно исчезли уже на рубеже веков. Большая часть жителей пришла в Куоккала после Северной войны. Главным образом это были выходцы из соседних деревень волости Кивеннапа. В 1714 году по указанию Петра I на южных приречных лугах деревни Куоккала началось строительство оружейного завода. Из-за возникших трений между финляндским населением и руководством завода в 1864 году Сестрорецкую слободу вместе с оружейным заводом передали из состава автономной Финляндии в состав Санкт-Петербургской губернии. В 1870 году через деревню Куоккала протянулась железнодорожная магистраль от Санкт-Петербурга до Риихимяки. Это событие кардинально изменило дальнейшую судьбу тихой финляндской деревни. Богатые петербуржцы немедленно начали скупать земельные участки у местных крестьян и застраивать территорию своими роскошными особняками. Из наиболее известных представителей высшего света, обосновавшихся в Куоккала, следует упомянуть семью барона Б. Рюдингера, Главу Петроградской городской Думы М.В. Максимова, купцов 1 гильдии А.Г. Ламберта и И.С. Крючкова, инженера П.А. Авенариуса, надворного советника А.Я. Завидовского, инженера И.И. Гиппиуса. Кроме них к числу дачевладельцев принадлежали: А.П. Гроховская, А. Мултановская, землемер Э. Сонкиев, пастор С.Н. Степян, Е. Соболева, купец П. Рашивин, М.А. Могилевич, купец И.В. Шустен, М.Н. Сидорова, А.А. Прозоровский, П.Я. Логинова, М.И. Миролюбский, В.Т. Судейкин, К.Н. Мусолин, С.П. Шитников, А. Гайне, И.Ф. Струков, купец И.В. Оленев с супругой, архитектор П.И. Гилов, Л.А. Маркусон, А.А. Лескова, М.А. Муханова, А. фон Хагемейстер, врач М.В. Семенов.

Вскоре дачная экспансия достигла такого размаха, что местное население края оказалось на положении национального меньшинства. Правда, экономические выгоды от присутствия новых соседей во многом ослабляли напряженность. Ситуация обострялась только во время проведения бобриковской политики русификации Финляндии, а также в период реакции и политических репрессий в Финляндии. К началу века деревня Куоккала превращается в известный петербургский курорт, хотя и находящийся на территории автономного княжества. Это обстоятельство лишь придавало большую ценность здешним местам, так как особое положение Великого княжества имело ряд преимуществ перед полицейским режимом самодержавия. Именно поэтому свободолюбивая петербургская интеллигенция предпочитала проводить летний отдых в этом демократическом оазисе Российской империи. По этой же причине собирались здесь и члены различных нелегальных и запрещенных партий, не рискуя быть немедленно арестованными. Не случайно русские большевики в 1905-1907 годах называли Финляндию «красным тылом революции». В Куоккала у большевиков была своя резиденция — дача «Ваза», на которой одно время скрывался вождь пролетариата. В 1905 года на даче «Линтула» поселился А.М. Горький. Из видных русских литераторов Куоккалу облюбовали К.И. Чуковский и В. Маяковский.

В Куоккала поселился великий русский художник И.Е. Репин, который жил в имении, купленном им на имя уроженки Гельсингфорса Н.Б. Нордман. Вилла «Пенаты» (у древних римлян «пенатами» назывались боги, покровительствовавшие домашнему очагу) стала общим домом Ильи Ефимовича и Натальи Борисовны, а затем и последним пристанищем великого живописца, избравшего Куоккалу местом своего погребения. Он скончался в 1930 году и был похоронен в парке своего имения. Его усадьба пережила советское наступление 1939 года, но военные действия лета 1944 года превратили «Пенаты» в руины. 9 июня 1944 года на прифронтовую полосу обрушился шквал огня советской артподготовки, не утихавший целые сутки. Финская передовая на направлении главного удара в районе реки Сестры была превращена в лунный пейзаж. Многие старинные постройки южной части Куоккала были уничтожены именно тогда. Не исключено, что и «Пенаты» могла постичь та же участь. Как бы там ни было, в послевоенное время здание усадьбы восстановили, и там открылся музей художника. Недавно здание отремонтировали вновь.

Появление многочисленных русских дачных поселений между берегом Финского залива и линией железной дороги привело к основанию новых железнодорожных станций. В 1889 году в Куоккала была построена платформа, которая превратилась в станцию в 1897 году. Затем появилась еще одна платформа в южной части Куоккала, которая в 1906 году стала станцией. Она была построена на средства финского предпринимателя, жившего в Санкт-Петербурге Олафа (Олли) Уллберга, который имел здесь также земельную собственность. По имени своего основателя стан­ция и прилегающая к ней местность получили вскоре название «Оллила». Наконец, в 1917 году почти у самой границы появилась еще одна станция, получившая название «Раяйоки». Великолепное здание вокзала, построенное по проекту архитектора Бруно Гранхольма, простояло здесь только до 1944 года.

До 1939 года деревня Куоккала состояла из двух частей: Западная Куоккала и Дальняя Куоккала (Lansi-, Pera-Kuokkala). Последнюю чаще называли «Раяйоки» (Пограничная река). Перед войной 1939-1940 годов в Западной Куоккала имелось около 160 жилых домов (населенных), 5 гостиниц и пансионатов, школа, 4 магазина, 2 аптеки, Дом Союза рабочих, Дом Молодежного общества, полицейский участок, баптистский молитвенный дом и православная церковь Рюдингера.

Пэря Куоккала (Дальняя Куоккала), в свою очередь условно делилась на два поселка: Раяйоки и Оллила. В 1939 году там находилось около 120 жилых домов и дач, 2 школы, несколько магазинов, молельный дом и десяток общественных зданий. До революции в Оллила существовала небольшая православная церковь «Колумбия», но она к тому времени уже совершенно разрушилась. Другая православная церковь находилась в Дюнах, но и там не велось никакой деятельности и здание затем было, по-видимому, разобрано.

К северу от станции Куоккала небольшой участок территории также был застроен дачами, за которыми начиналось большое болото Понтуса. Имя знаменитого шведского полководца Понтуса де ла Гарди зафиксировалось в прежней местной топонимике потому, что во время своего похода на Московию войска Понтуса проложили через это болото мощные гатированные мосты, по которым перевозились тяжелые орудия. Так называемые «мосты Понтуса» сохранились под толстым слоем мха до наших дней.

В старой местной топонимике зафиксировались также и названия, имеющие несомненно русское происхождение, но позднее финнизированные, как например: Ванасси и Курнойнен. Ванасси — это второе название Западной Куоккала. Уже, по крайней мере, в XVII веке на перекрестке прибрежной дороги и дороги на деревню Хаапала стоял кабак, который в следующем столетии стали именовать кабаком Афанасьева, вероятно по фамилии его владельца. От него деревня Западная Куоккала и получила свое второе имя «Ванасси».

Курнойнен (или Центральная Куоккала) после появления железнодорожной станции Оллила принял такое же наименование. Русское население продолжало называть местечко по-старому, т.е. Курносово — это было, вероятно, привычнее. Полагаем, что такое название произошло, скорее всего, от фамилии некоего землевладельца.

При переименовании Куоккала в 1948 году никто не стал учитывать ни этих русских топонимов, ни вообще никаких исторических связей, кроме факта проживания в этой местности Ильи Ефимовича Репина, уже после своей смерти оказавшегося в государстве, в которое еще при жизни не смог вернуться.

В XX веке Куоккала успела пережить три войны, и все они оставили в той или иной мере свой трагический след. 23 апреля 1918 года в районе станции Куоккала шел жестокий бой между белыми отрадами майора Бонсдорфа и красными финнами, на помощь которым подошел бронепоезд из Терийоки, а также около 700 прибывших из Петрограда большевиков. В бою погибло 28 белых и более 60 красных бойцов. В память об этом сражении на станции Куоккала 23.4.1921 года был открыт монумент, установленный на братской могиле. На нем были выбиты имена павших и слова:

По закону предков в смерть они вступили,
Святое наследие оставив после себя.

В этой же могиле были похоронены и несколько человек, охранявших станцию, которые были расстреляны большевиками 24.4.1918 года при отступлении красного бронепоезда.

30.11.1939 года в первый день советско-финляндской войны Куоккала была захвачена передовыми частями Красной Армии. Застигнутые врасплох финны серьезного сопротивления оказать тогда не смогли.

31.8.1941 года финские войска вновь овладели поселком. При этом были отмечены значительные разрушения многих зданий, хотя оборонительных боев здесь не велось. 10.6.1944 года советские войска с боями прошли поселок Куоккала почти полностью разрушенный артиллерийским огнем. Финские части, не имевшие резервов и измотанные продолжительной войной, были вынуждены отступить к укрепленным рубежам.

В послевоенное время поселок был восстановлен и продолжал по-прежнему развиваться как курортная зона. Здесь были построены пансионаты, дома отдыха, санатории и дачные комплексы. В последнее время получила распространение и коттеджная застройка, отгороженная от внешнего мира глухими заборами.

Комплекс апартаментов «REPINO VILLAGE» находится в поселке Репино в Курортном районе Санкт-Петербурга. Он был сдан в эксплуатацию в декабре 2008 года. Застройщик — ИСК «Стройкомплект». Подрядчиком, осуществлявшим работы, выступила финская компания HONKA, специалисты которой разработали индивидуальный проект и построили дома из финского клееного бруса собственного производства.

Комплекс размещен на площади 7 Га. В нем насчитывается 84 апартамента площадью 120 м2 — 84 шт., сблокированных в секции от 3-х до 8-ми штук; 8 апартаментов площадью 200 м2 и 4 апартамента площадью 400 м2 (и те, и другие сблокированы в секции по 2 штуки). Кроме того, в состав комплекса входит один отдельный коттедж площадью 260 м2. К каждому из апартаментов, предоставлен участок земли площадью от 2 до 20 соток.

В многофункциональном комплексе сделаны как централизованные, так и локальные коммуникации. Подключено электричество (15кВТ на каждый апартамент), проведены централизованный водопровод и канализация. Газоснабжение обеспечивается магистральным газопроводом. Также для теплоснабжения оборудованы локальные газовые котельные. Во всех таунхаусах установлены радиаторы и собственные сауны. В каждом апартаменте есть своя терраса. Также во всех апартаментах подключено спутниковое ТВ и выделенный интернет-канал. Рядом с каждым домовладением предусмотрено место для паркинга. Кроме того, обустроены две гостевые парковки на 38 машиномест.

В комплексе проведено благоустройство. Внутренние проезды заасфальтированы, а тротуары и площадки перед домами вымощены плиткой. Кроме того, на территории комплекса оборудованы детская площадка и зона для отдыха. Проведены работы по озеленению территории.

Управление комплексом осуществляет некоммерческое партнерство «Репино Виллэдж».

Комплекс апартаментов находится под круглосуточной охраной. Контроль доступа осуществляется на контрольно-пропускном пункте. Ведется постоянное видео-наблюдение за территорией с выводом на пункт охраны. На КПП оборудована «тревожная кнопка» для вызова опергруппы полиции.

Место, в котором расположен многофункциональный комплекс, находится в зеленой зоне на первой линии побережья Финского Залива. Минусом в данном случае можно считать только излишнюю близость к Приморскому шоссе. Инфраструктура в Курортном районе развита хорошо. Недалеко от МФК имеются благоустроенные пляжи, спорткомплексы, рестораны, магазины, музеи, аптеки, почта, банки и др. Необходимые социальные объекты есть в соседних населенных пунктах. Поблизости от комплекса расположены гостиница «Репинская» и санаторий «Репино».

«Repino Village» удален от КАД Санк-Петербурга на 25 км. В обычные дни добраться до мегаполиса труда не составляет. Пробки на Приморском шоссе возникают чаще всего в районе Сестрорецка в часы пик, а также в выходные дни.

Апартаменты в «Repino Village» предлагаются по весьма высокой цене – от 137 500 рублей за кв. метр. Таким образом минимальная стоимость домовладения — от 16 500 000 рублей. Цена эта достаточно высока даже для элитного жилья и даже в Курортном районе, поэтому пока не все таунхасы в данном поселке распроданы.

Мравинский о Шостаковиче

«Как это часто сопутствует подлинной дружбе, — мы понимали друг друга с полуслова. Быть может, поэтому мы сравнительно мало общались, редко спорили и не так уж часто встречались. Война разлучила нас на несколько лет, и я вспоминаю с особой теплотой те сравнительно редкие дни, когда судьбы сталкивала нас в Доме творчества композиторов в поселке Репино, что недалеко от Ленинграда, или в филармонии – на репетициях его сочинений. На репетициях разговор ограничен деловыми репликами. В Репино мы не говорили о музыке, и это, может быть, самые приятные часы. Дни наших встреч я вспоминаю как огромную радость и большое счастье. Такое счастье выпадает не каждому»

Из записных книжек Евгения Мравинского

Репино, Дом творчества композиторов. 11 марта 1970
«… Пошёл по репинской дорожке, мимо Дома кино до аптеки. Тихо, тепло. На открытых местах дорога расквасилась, стоят лужицы. В ельниках снег кажется бурым от массы вытаявших за зиму хвоинок. Кой-где по косогорам показалась уже земля. На лесных склонах журчат родниковые ручейки.
Когда пошёл обратно, предзакатное солнце протянуло по снегу длинные ломаные тени, бросило в чащу леса снопы косых лучей, затеплилось на опушках, на маковках старых елей, зарделось на стволах сосен. А когда подходил к домику — лес уже угас. Только редкие бледно-розовые пятна света ещё лежали, теплились промеж стволов на снегу да кой-где в чаще еловых лап и сосновых крон словно золотой паутиной ослепительно пылала хвоя (в последних лучах).

Посидел до ужина у входа в столовую. Солнце давно закатилось, но ещё совсем светло. Тишина несказуемая. Бездонное, бледное, чуть тронутое голубизной небо. Серебряное пёрышко новорождённого месяца в вышине. Строгий покой воздетых к небу деревьев. Не оторваться было, не войти в дом…
Какой Дар Божий быть вот так, вот здесь, во всём этом хоть иногда, хоть днями…»

Из воспоминаний Б. И. Тищенко

«В этом коттедже часто отдыхал и работал Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Его очень тянуло сюда, в Репино, на берег Финского залива. Он не любил жаркого открытого солнца, а здесь всегда такая погода, которая ему нравится, много пасмурных дней, он любил, когда немножко моросит дождик, это создавало у него хорошее творческое настроение. И в этом коттедже он бывал. Почти каждый год, а иногда по несколько раз в год.
…Часто можно было, проходя по дорожке мимо этого коттеджа, видеть его лицо, склоненное над очередной партитурой. Дмитрий Дмитриевич работал почти всегда, он не любил свободного времяпрепровождения. Не работал он только тогда, когда, как он говорил, у него что-то не получалось, а не получалось у него очень редко. И вот в эти моменты он был нервозен, расстроен, немножечко так скороговорчив. Но эти периоды быстро кончались, и когда сочинение у него шло, он опять становился дружелюбным, веселым, шутливым, разговорчивым.
Я помню, на вопрос: «Что вы сейчас делаете?» – он ответил: «Я сейчас начал новую симфонию». «Что это за симфония?» – спросил я у него. Он сказал: «Я хочу, чтобы получилась веселенькая симфония». Это его слова.
Дмитрий Дмитриевич всегда находил слова немножко парадоксальные, и за ними скрывалось гораздо большее, чем тот обыденный прямолинейный смысл, который заложен в этом слове.

Он сидел, работал и можно было видеть иногда его лицо, склоненное над нотами, через окно».

(Из интервью, взятого О. Дворниченко)

Из воспоминаний Ирины Таймановой.

«Сам Шостакович не считал себя педагогом, видимо, не осознавая, что даже магия его личности воздействует на духовный мир его учеников. Он воспитал целую плеяду разносторонних композиторов, а Борис Тищенко и Владислав Успенский стали для него близкими людьми. Их учитель считал, что нет низких жанров — есть плохая и хорошая музыка. Как он говорил: «от Баха до Оффенбаха и позже». Нередко, приезжая в Репино, где находился Дом композиторов, Шостакович приглашал своих учеников в гости, в 20-й коттедж, где ныне стоит перед домом его белокаменный портрет работы скульптора Гликмана. Мэтр показывал аспирантам только что родившиеся квартеты, 13-ю, 14-ю, 15-ю симфонии, сочинение «Казнь Степана Разина». Мне нередко доводилось быть также приглашенной, и не могло не удивлять, как относился титан музыки к мнению молодых слушателей. Играя больными руками новое произведение, Шостакович поворачивался в сторону своих слушателей и спрашивал, следят ли они по нотам за развитием музыкальной темы, указывая точные цифры эпизодов, которые в этот момент звучали.
На партитурах своих аспирантов с левой стороны он писал пожелания, советовал очень бережно, как улучшить звучание оркестра, но в некоторых случаях мог жестко сказать ученику, прослушав его новые сочинения: «Какая хорошая у вас нотная бумага!» — и закрыть партитуру, не сделав других замечаний. Это действовало сильнее поучений.
Поражало и то, что Шостакович больной рукой мог написать своим аспирантам полное расписание поездов от Москвы до станции Жуковка с 10 утра до 11 вечера, чтобы молодые люди зря не ждали на вокзале. Кто из нас способен на такой поступок?!»

***

Из интервью

«Карельский перешеек — своеобразный остров творчества, где не только великие художники и литераторы, но и музыканты сумели воплотить множество творческих замыслов… И для моего мужа Владислава Успенского Репино было одним из любимейших мест; здесь он сочинял на протяжении 40 лет музыку в самых разных жанрах. Здесь из каждого дома доносились то квартет или симфония Шостаковича, учителя Владика, то музыка Баснера, Валерия Гаврилина, Андрея Петрова… ведь все они жили по соседству. Здесь воздух особый, творческий, воздух свободы… Здесь Владик был в полной гармонии с самим собой, он словно становился частью природы…»

Вспоминает композитор Вадим Биберган.

«Вышло так, что мы со Славой Наговициным были последними учениками Дмитрия Дмитриевича, окончившими у него аспирантуру в 1966 году. Мы довольно часто навещали его в Доме творчества в Репино. Особенно запомнился мне один разговор. Дмитрий Дмитриевич поинтересовался, читали ли мы сказки Салтыкова-Щедрина? Разумеется, мы их читали. «А сказку «Потеряли совесть» помните?» Мы не помнили. Шостакович посоветовал нам ее прочитать. Сказка оказалась очень даже любопытная. Кто-то потерял совесть, и лежит она на дороге, жалкая, никому не нужная. И все проходят, сторонясь ее, потому что с совестью жить неудобнее, чем без совести. Мне кажется, в этом разговоре весь Шостакович виден. Здесь и гротеск, и сарказм его, и парадоксальность мышления, и глубина понимания современного состояния общества. «Вы знаете, — сказал нам тогда Дмитрий Дмитриевич, — сейчас для художника очень важно поднять тему совести. Она становится самой главной. Потому что сдерживающие центры могут быть только в самом человеке». Пока мы не осознаем этого, ничего кардинально не изменится в нашем обществе».

Рассказывает Сергей Слонимский, композитор:

«Дмитрий Дмитриевич был очень щедрым и бескорыстным на помощь молодым коллегам. Я тоже имел счастье воспользоваться его рекомендациями, которые он давал по своей инициативе. Когда Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко обратился к Шостаковичу с предложением написать оперу «Виринея», он, зная мой цикл «Песни вольницы», порекомендовал меня. Я написал оперу, и сюита из нее до сих пор исполняется на концертной эстраде. В это же время он будучи нездоровым предложил меня своему другу режиссеру Фридриху Эрмлеру для написания музыки к фильму «Перед судом истории», который был задуман как исповедь монархиста Шульгина. Когда фильм был закончен, на худсовете на музыку обрушились некоторые консервативно настроенные люди. Они предложили вообще выкинуть ее из картины. Тогда Эрмлер пригласил на просмотр Шостаковича. Он одобрил фильм, одобрил музыку, и его слово оказалось решающим. Мало того, он захотел написать мне письмо. Фридрих Маркович приехал в Репино, где я тогда жил, чтобы сообщить мне об этом. Я взмолился: у Дмитрия Дмитриевича больная рука, я бы не хотел, чтобы он перетруждал ее. Эрмлер посмотрел на меня мудрым взглядом старого человека: «Вы не хотите иметь письмо от Шостаковича?» — «Хочу, но мне беспокойно за его руку». Через два дня я получил письмо, в котором Шостакович высоко оценивает музыку к фильму. Это был август 1965 года. Такая душевная отзывчивость по отношению к молодым коллегам — редкий дар. Им были наделены Глинка, Балакирев, Лист, Чайковский. К таким избранным гениям принадлежит и Шостакович, о чем я с неизменной благодарностью помню».

Из воспоминаний музыковеда М. Г. Бялика.

«…Чаще всего я живал в коттедже 13-б, ближайшем от 20-го. Окошко крохотной рабочей комнаты было напротив окна кабинета в 20-м, и ежевечерне, когда стемнеет, я, сидя за столом, видел Дмитрия Дмитриевича, освещённого легендарной зелёной настольной лампой, пишущего партитуру. Как известно, у него болели руки, и преисполненный глубокой грусти и сочувствия, я наблюдал, порой, как его левая рука водит уставшую правую. Конечно же, я сознавал, что глядеть в чужле окно нехорошо, но мог ли бы кто-нибудь удержаться и не посмотреть в окошко, зная, что за ним находится, скажем, Бетховен или Рембрандт или Толстой?..

Несколько раз в Репино в компании с Дмитрием Дмитриевичем я принимал участие в дружеском застолье. Собирались у кого-нибудь в коттедже. Дмитрий Дмитриевич бывал неизменно, даже в пору обострения болезни, весел, раскован, рассказывал смешные истории. Одна — такая. «Захожу я недавно в наш большой гастроном на Тверской. Подходят ко мне двое жаждущих раздавить бутылочку. «Хочешь быть третьим?» — спрашивают. А я им: «Первым! Только первым!»

Из воспоминаний композитора и музыковеда Николая Авксентьевича Мартынова

«В 1969 году хорошо знакомый мне режиссер-документалист, мой друг Михаил Литвяков попросил содействия в организации съемок Шостаковича. Он снимал видовой (без словесного комментария) короткометражный фильм, предназначенный для демонстрации в советском павильоне Всемирной выставки в Осаке «Экспо-70». В фильме (к которому, кстати, я писал музыку) нужно было отразить научно-технические и культурные достижения Советского союза. Естественно, что «живой классик» (каким уже давно считался Шостакович во всем мире) мог вполне явиться символом таких достижений.
В конце сентября Д. Д. находился в Доме творчества «Репино», так как в Ленинграде должны были проходить премьеры сразу двух его произведений: 23 – 24 сентября – Сонаты для скрипки и фортепиано (Д. Ойстрах и С. Рихтер), а 29 сентября и 1 октября – Четырнадцатой симфонии (Г. Вишневская, Е. Владимиров, М. Мирошникова, дирижер Р. Баршай). Д. Д. дал свое согласие на съемку, и в один из погожих осенних дней мы небольшой группой отправились в Репино (скорее всего, это было в промежутке между двумя премьерами, то есть между 25 и 28 сентября).
В группу входили режиссер М. Литвяков, оператор Ю. Николаев и бывшие аспиранты Д. Д. – А. Мнацаканян и В. Успенский. Несмотря на хорошую погоду (а мы, конечно, волновались, не будет ли дождя: снимать предполагали на открытом воздухе), было довольно свежо, поэтому Д. Д. надел шарф под пиджак.
Оператор запечатлевал в различных ракурсах молчаливого и сосредоточенного Шостаковича (таким он и предстал в коротком эпизоде десятиминутной картины), а режиссер снимал все происходящее фотокамерой. Позднее М. Литвяков передал снимки нам и Д. Д. и получил от него одну из фотографий с дарственной надписью. При этом Д. Д. заметил, что это первый случай, когда фотографирующий его человек сдержал свое обещание и вручил сделанные снимки.
Серия фотографий состоит из портретов Д. Д., аналогичных снятым тогда же кинокадрам (теперь уже не одно из этих фото опубликовано), групповых фотографий и парных портретов (нас с Д. Д.). Вообще, когда мы позировали перед фотокамерой, Д. Д. для «оживляжа», для того чтобы не стоять подолгу с замершими напряженными и постными лицами, любил приговаривать как бы про себя: «Что говорить, когда не о чем говорить». Получалось смешно… Один из этих снимков запечатлел смеющегося Шостаковича».
Н.Мартынов. Письма Шостаковича. Страницы из записной книжки.
(Д.Д.Шостакович. Сборник статей к 90-летию со дня рождения. Издательство «Композитор». С.-Пб., 1996)

А. Г. Шнитке. Беседы, выступления, статьи.

«В 1970 году я был летом в Репино, под Ленинградом, с Ириной и Андреем. Там же были Шостакович и Боря Тищенко, который как-то попытался нас сблизить. И в какой-то день состоялась совместная автомобильная поездка на двух машинах на озера. Одна машина Дмитрия Дмитриевича, где за рулем сидела Ирина Антоновна. А другая машина -Борина, где сидел он с женой и сыном, и взял нас с Ириной и Андреем. А в машине Шостаковича был еще Лев Арнштам, предполагалось, что вечером будет какое-то совместное просматривание киноматериалов. Но до этого не дошло. Потому что сама поездка, как я понял, прошла неудачно для Дмитрия Дмитриевича. Психологически я, мы ему мешали. На нервы Д. Д. действовало то, что были дети. В какой-то момент они выскочили вперед, стали изображать каких-то чертей, что заставило Шостаковича вздрогнуть, это было ему неприятно. Все неумелые попытки Бори Тищенко найти какой-то контакт были неудачными, и намеченная вечером встреча прошла без нас. Я что-то помню из разговора Д. Д. с Арнштамом, кое-что было интересно. В тот день Д. Д. мне показался совсем другим, незакомплексованным, едким по своим фразам. Он говорил очень остро и точно».

Яков Милкис — известный скрипач, артист симфонического оркестра Ленинградской филармонии имени Д. Д. Шостаковича, впоследствии — концертмейстер Торонтского симфонического оркестра (Канада) и профессор музыкального факультета Торонтского университета.
Вот что он рассказывает о своих встречах с Шостаковичем, происходивших в Доме творчества Репино.
«Как известно, Шостакович использовал метроном для указания темпов в своих партитурах. Обычно до начала оркестровых репетиций он проводил много времени с Мравинским, обсуждая темпы до тех пор, пока они не приходили к согласию. Тем не менее, указания метронома в партитурах композитора чаще всего оказывались более быстрыми, чем темпы во время исполнения. Кстати, такие же темповые несоответствия можно обнаружить и в камерных сочинениях Шостаковича. Одним из примеров может служить Второе фортепианное трио – метрономные указания в скерцо здесь настолько быстры, что почти неисполнимы.
Однажды, когда мною разучивалось это трио, я жил в Доме творчества композиторов в Комарово, под Петербургом, а Шостакович в это же время там отдыхал. Набравшись смелости, я спросил его о метрономных указаниях в скерцо, а также о слишком медленном, на мой взгляд, темпе, указанном в третьей части. Дмитрий Дмитриевич объяснил мне, что не следует выполнять указания метронома буквально, так как он старый и его нужно было бы давно заменить. Но он так к нему привык, что до сих пор использует. «Как музыкант, – сказал он тогда, – вы должны чувствовать нужный темп и не воспринимать метрономные указания формально.

Вспоминаю другой случай, произошедший тогда же, во время пребывания в Комарово, и очень характерный для Шостаковича-человека.
Ежедневно после завтрака я занимался на террасе моего коттеджа, разучивая фа-минорную сонату С. Прокофьева. В это же время Дмитрий Дмитриевич обычно совершал свой утренний моцион по аллее мимо коттеджа, в котором я жил. Услышав прокофьевскую музыку в первый раз, он остановился, а затем, в последующие дни, всегда останавливался и слушал эту сонату, над которой я продолжал работать.
При встрече я как-то поинтересовался, не мешают ли мои занятия его прогулкам, поскольку можно было бы начинать их и позже. «Что Вы, – сказал Шостакович, – не обращайте на меня внимания. Мне так приятно слушать живое звучание скрипки». И потом добавил: «Какую замечательную музыку написал Сергей Сергеич!»

И вновь — слово Б. Тищенко

«Ростропович 60-х годов — это … незабываемое по силе и яркости впечатление. Как-то он возвращался из-за границы на машине через Финляндию, проезжал мимо Репино — а там в это время отдыхал и работал Дмитрий Дмитриевич. И я там тоже обитал. Ну, Слава и заглянул «на огонёк» на пару деньков. Сначала — к дмитрию Дмитриевичу, потом ко мне, у меня засиделись, «водки, как всегда, не хватило». Я сбегал к официантке Анечке, у которой был запасец. Добавили. Через некоторое время после того, как Слава ушёл и все угомонились, — тихий стук в окно. Дмитрий Дмитриевич:

— И это называется великий артист? У меня посидел, выпил, у вас посидел, выпил, так вы ещё к Анечке за маленькой бегали? И это называется великий артист?

До сих пор не пойму, откуда он всё узнал и что это было: ревность, отцовская забота, чтобы два молодчика не спились, или что-то третье? Но всегда вспоминаю этот эпизод со смешанным чувством стыда и нежности»

***

Как-то раз Д, Д. спросил, по какому поводу я звоню. Я ответил, что без повода, просто так. Он обрадовался:

— Как это хорошо: просто так! Обычно звонят по делу.

И приезжал к нему «просто так» в Москву, в Жуковку, в Репино, правда, договорившись заранее и, как правило, с музыкой. Как-то я вошёл в 20 коттедж, Дмитрий Дмитриевич смотрел хоккей по TV. Увидев меня, он мгновенно выключил телевизор и встал. Только болельщик может понять, какой это подвиг. Я сослался на какие-то дела и на время матча ушёл погулять по взморью».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *