Ладожский канал

Пётр I Великий

Здесь приведены крупные российские проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года, введённые в строй с 22 октября (2 ноября) 1721 года по 28 января (8 февраля) 1725 года.

Границы периода обусловлены окончанием Северной войны и смертью Петра I.

Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.

Содержание

Символы Нации

Верхние Палаты (Большой Петергофский дворец) и Большой каскад при Петре IБольшой каскад Петергофа в наши дни

Петергоф

Петергофский дворцово-парковый ансамбль с его знаменитыми на весь мир фонтанами и водными каскадами был задуман и спроектирован Петром I как русский аналог французского Версаля и должен был служить демонстрацией могущества, богатства и культуры России.

Во многих отношениях Петергоф превзошёл Версаль: петровская резиденция была построена на берегу моря, с отличным видом на Санкт-Петербург и Кронштадт; главный дворец Петергофа (Верхние Палаты, или Большой Петергофский дворец) был эффектно поставлен на гребне тянущегося в небольшом отдалении от моря уступа, с которого падали фонтанные каскады; создание напора и подача воды к фонтанам были осуществлены не с помощью огромных водоподъёмных машин, как это было во Франции, а благодаря грамотному использованию местных источников воды и рельефа местности — был построен знаменитый фонтанный водовод, аккумулирующий воду с источников Ропшинских высот в водосборные пруды у Верхнего сада (выше уступа), откуда вода подавалась к фонтанам Нижнего парка (ниже уступа), что до сих пор позволяет петергофским фонтанам работать с утра до вечера (а не пару часов в неделю, как в Версале, где экономят воду).

Дворец Марли

Поселение Петергоф было основано Петром уже в 1705 году как место для отдыха во время морских переходов между строящимися тогда Петербургом и Кронштадтом. В 1710 году заложена знаменитая Петергофская дорога, вдоль которой началось массовое строительство загородных резиденций Царя и виднейших дворян. Изначально Петр планировал сделать своей главной резиденцией Стрельну, но позднее перенёс её в Петергоф, как более удобное для создания фонтанов место. Активное строительство в Петергофе началось с 1714 года, после победы при Гренгаме и окончательного закрепления России на Балтике.

План гидротехнических сооружений ПетергофаДворец Монплезир

План Петергофского парка Петр составил лично, включая эскизы дворца, парка с фонтанами, перекрёстными аллеями и морским каналом от Финского залива к Большому фонтанному каскаду под главным дворцом. К югу от главного дворца был создан регулярный Верхний Сад, а к северу, между уступом и морем — Нижний Парк, защищённый от морских ветров и волн береговыми насыпями и дамбами. В восточной части парка был построен небольшой дворец Монплезир, а в западной части — дворец Марли. Дворцы были выстроены в стиле «петровского барокко».

Морской канал Петергофа

Ключевым этапом строительства стало создание фонтанного водовода — канала длиной 20 вёрст, построенным под руководством первого русского инженера-гидравлика Василия Туволкова. 8 августа 1721 г. Петр I собственноручно заступом устранил перемычку и верхом на коне проехал вдоль всей трассы канала и вместе с водой пришёл к Верхним Палатам. Затем были пущены Большой каскад и фонтаны. Были построены также водосборные пруды, распределительные шлюзы и Верхнесадский канал к прудам — огромный и выдающийся для того времени комплекс гидротехнических сооружений.

Петергофская резиденция была торжественно открыта 15 августа 1723 г. На большой праздник открытия были созваны иностранные послы, которые были немало потрясены созданным в кратчайшие сроки «приморским парадизом» Петра.

Осуществление петровских проектов в Петергофе продолжалось и после его смерти — так, художественное оформление Большого каскада в целом было окончено уже при Анне Иоанновне, когда в 1735 году был установлен крупнейший фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва», символизирующий победу над Швецией под Полтавой. Большой дворец был перестроен и существенно расширен знаменитым архитектором Растрелли в правление дочери Петра Императрицы Елизаветы, а создание новых фонтанов и парковых павильонов продолжалось вплоть до середины XIX века.

Петергоф был разрушен в Великую Отечественную войну, и затем с огромными усилиями восстановлен (реставрация отдельных фонтанов и павильонов продолжалась до 2000-х гг.). Со времён своего создания Петергоф стал одной из важнейших и наиболее известных во всем мире достопримечательностей России — ныне сюда ежегодно приезжают сотни тысяч туристов.

Зимний дом Петра I, 1710-е гг.

Зимний дворец Петра I

Зимний дворец Петра I на набережной Невы у Зимней канавки был построен к 1723 г. путём расширения ранее построенного здесь архитектором Г. И. Маттарнови Зимнего дома. Это был первый полноценный дворец Императора Петра в Петербурге — до этого петровскими резиденциями были лишь небольшой деревянный домик (первое здание в городе) и крайне скромный Летний Дворец в Летнем саду. С постройкой Петергофа и Зимнего дворца закончилась эпоха скромных царских жилищ — этот дворец стал самым торжественным в Петербурге (возможно, за исключением построенного несколько ранее дворца первого петербургского губернатора А. Д. Меншикова).

Зимний дворец Петра I. 1750-е гг.

После смерти Петра I (умершего в Зимнем дворце) его жена Екатерина произвела расширение дворца в 1725—1727 гг., а отделка отдельных залов для нового Императора Петра II продолжалась вплоть до 1731 г. Позднее рядом с изначальным Зимним дворцом архитектором Растрелли был построен новый грандиозный Зимний дворец. На месте старого дворца при Екатерине II было построено здание Эрмитажного театра, однако в фундаменте и первом этаже театра были сохранены части здания петровской эпохи (ныне они входят в музейный комплекс Государственного Эрмитажа).

Крупнейшие корабли и суда

В связи с окончанием Северной войны темпы строительства флота в конце царствования Петра несколько снизились, хотя огромные средства шли на строительство сильнейшего российского корабля эпохи — достроенного уже позднее флагманского линкора «Пётр Первый и Второй».

64-пушечный линейный корабль «Дербент»

Фактически формально 64-пушечного ранга линейный корабль нёс 66 пушек. Заложен 11 января 1719 г. в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 27 июля 1724 г.

54-пушечные линейные корабли типа «Санкт-Михаил»

В это время в Санкт-Петербургском адмиралтействе были построены первые два 54-пушечных линейных корабля типа «Санкт-Михаил»:

  • «Санкт-Михаил» («Архангел Михаил») — заложен 24 сентября 1721 года, спущен на воду 26 мая 1723 года.
  • «Рафаил» — заложен 17 сентября 1721 года, спущен на воду 19 июля 1723 года.

Ещё два корабля этого типа были построены позднее.

Кронштадтские гавани, 1722 г.

Крупнейшие морские порты

Кронштадт (расширение и укрепление)

В 1720-х гг. Кронштадт окончательно становится главной базой русского флота и впоследствии остается ею в течение двух веков. В этот период был построен форт «Цитадель», защищающий гавани, и началось масштабное строительство города Кронштадта и укреплений вокруг него. В 1723 г. была завершена отделка последней достраивавшейся в то время гавани — Военной.

По свидетельству фельдмаршала А. Х. Миниха, Кронштадт в эти годы был основным проектом Петра I — сравнимое, но все же меньшее внимание он уделял только введённому в строй позднее Ладожскому каналу.

Башня-кроншпиц у входа в Шкиперский канал Галерной гавани, 2012 г.

Гребной порт Санкт-Петербурга

В 1721 г. по указу Петра I началось сооружение Гребного порта в западной части Васильевского острова (там, где Нева переходит в Финский Залив). Порт должен был служить укрытием для Балтийского гребного флота, сыгравшего огромную роль в Северной войне и после победы в ней нуждавшегося в надёжной хорошо укрытой стоянке (в устье реки Фонтанки, где размещалась Галерная верфь, попросту не хватало места для огромного количества галер). Порт начавшего функционировать уже в 1723—1724 гг. после постройки Шкиперского канала (400 × 12 м) и сооружения первой части огромного искусственного бассейна Галерной гавани (500 × 200 м), полностью достроенного уже при Петре II к концу 1720-х гг.

Рядом со строящейся гаванью возникло Галерное село, где жили в основном матросы Гребного флота. Позднее этот район Петербурга приобрёл название Гавань.

Всем строительством руководил главный архитектор Петербурга Доменико Трезини. Ещё в 1721—1723 гг. по его проекту были сооружены две башни-кроншпица, служившие флагштоками и маяками. Они стали началом «фортеции» Галерной гавани — полностью же сооружение её деревянно-земляных укреплений и рва было завершено уже при Анне Иоанновне в 1736 г. При Елизавете Петровне в 1753—1754 гг. была произведена реконструкция сооружений гавани, включая облицовку Шкиперского канала в камень и постройку каменных кроншпицев. Во второй половине XIX в., с концом эпохи парусного флота, Галерная гавань была приспособлена под проведение испытаний новой корабельной техники.

Астраханский военный порт

Регулярный военный порт был основан в Астрахани во время визита Петра I в 1722 г., перед началом Персидского похода 1722—1723 гг. Порт стал местом дислокации Каспийского флота, строившегося на верфях Казанского адмиралтейства. В ближайшие годы были построены гавани, в городе открыта цифирная школа, началось строительство Астраханского канала, который шёл по южной границе Белого города Астрахани между Волгой и рекой Кутум (канал строился для дренирования территории и улучшения судоходства).

В том же 1722 г. году на базе существующей Астраханской верфи, ранее подчинённой Казанскому адмиралтейству, началось строительство Астраханского адмиралтейства.

Металлургическая промышленность

Екатеринбургский завод, 1729 г. На переднем плане — плотина. Егошихинский завод, план В. де Геннина, 1735 г. Пыскорский завод, план В. де Геннина, 1747 г.

Государственные Сибирские (Уральские) заводы

В 1720-е гг. на Урале создаётся ряд новых государственных заводов и происходит модернизация старых заводов, созданных ещё в начале 1700-х гг. В связи с завершением Северной войны к этому времени внутренняя потребность в металле для пушек снизилась, и появилась возможность начать экспорт чугуна за рубеж. В течение десятилетия Россия стала не только крупнейшим производителем, но и крупнейшим экспортёром чугуна в мире. Эти позиции страна удерживала до конца XVIII в.

По состоянию на конец 1710-х гг. крупнейшими на Урале были заводы Никиты Демидова, государственные же заводы были сравнительно неэффективны. В 1720 г. на Урал для основания новых заводов посылается Василий Татищев, в то время также осуществлявший руководство работами по «землемерию» всего государства (первая инструментальная картографическая съёмка России). На Уктусском заводе в районе нынешнего Екатеринбурга Татищев создал Сибирское высшее горное начальство, ведавшее всеми государственными Сибирскими (Уральскими) заводами. Татищев выбрал на западном склоне Урала на реке Ягошихе место для медного завода, а на восточном склоне на реке Исеть — место для чугунолитейного завода, который должен был стать одним из крупнейших в стране.

Вскоре на Урал прибыл новым начальником Вилим де Геннин, ранее успешно модернизировавший Петровский завод и положивший начало Сестрорецкому заводу. Де Геннин одобрил татищевские проекты и осуществил строительство двух крупных заводов:

  • Егошихинский (Ягошихинский) медный завод (основан 4 (15) мая 1723 г., заработал в январе 1724 г.) — впоследствии завод превратился в город Пермь.
  • Екатеринбургский завод (активное строительство началось 12 марта 1723 г., заработал 24 ноября 1723 г.) — ставший основой города Екатеринбурга (днём основания города считается 7 (18) ноября 1723 г., когда заработали молоты завода). Крупнейший металлургический завод России и мира в первые годы после основания (в 1727 г., по некоторым данным, его превзошёл или сравнился с ним по мощности демидовский Нижнетагильский завод, также имевший 4 домны).

Изначально Екатеринбургский завод строился под названием «Новозачатные Исетские заводы», но потом на него и на весь выросший вокруг завода город перешло имя построенной тут же в 1723 г. крепости Екатеринбург, названной так де Геннином в честь императрицы Екатерины (жены Петра I). Вскоре в Екатеринбург переехало Сибирское горное начальство, и новый город стал административным центром горного дела и промышленности на Урале.

В те же годы де Геннин осуществил модернизацию старых казённых заводов (Уктусского, Алапаевского и Каменского), основал Полевский и Лялинский, Верх-Исетский и Верхне-Уктусский заводы, возобновил старинный Пыскорский завод в Соликамске (первый казённый медеплавильный завод, построенный ещё в 1634 г.). В последующие годы он также построил Синячихинский завод (1726) и Сысертский завод (1733). Де Геннин открыл на Урале первые горнозаводские школы, поставил самые современные вододействующие машины и построил заводские плотины (бывшие, как правило, самыми сложными и трудозатратными сооружениями на заводах). Всего де Геннин, руководивший Уральской промышленностью вплоть до 1734 г. (с перерывами на поездки в Петербург) основал на Урале 9 новых заводов на которых работали около 25 000 работников.

Машиностроение

Сестрорецкий Оружейный завод на рубеже XIX—XX вв. Кузница Сестрорецкого завода. Худ. Н.Куртейль, первая половина XIX в.

Сестрорецкий завод

Сестрорецкий оружейный завод был построен в 1721—1724 гг. на берегу Финского залива у созданной для завода плотины, перегородившей реку Сестру и образовавшей огромное водохранилище (Сестрорецкий разлив). Пётр I задумал создать завод на этом месте ещё в 1714 г., сразу после победы над шведами при Гангуте, которая означала окончательное закрепление России на берегах Балтики. 1714 г. считается годом основания города Сестрорецка. В последующие годы здесь была создана пристань, построен дворец для Петра I и начаты подготовительные работы по созданию завода. Новый завод располагался непосредственно вблизи новой строящейся столицы России — Санкт-Петербурга, и на него было переведено около половины рабочих с относительно отдалённых Олонецких заводов в Карелии, а также часть техники оттуда. Также был переведён и начальник Олонецких заводов Вилим де Геннин, который руководил строительством нового завода на первом этапе, пока не уехал строить заводы на Урале.

К открытию завода 27 января 1724 г. было построено 20 цехов (оружейные, пушечные, якорные, станочные и другие мастерские), плотина и 28 вододействующих колёс, которые, приводили в движение заводские машины. Также был построен крупный пороховой завод, производивший 3500 пудов пороха в год. Сестрорецкий завод сразу же стал крупнейшим и самым передовым оружейным заводом России, сравнимым по величине лишь с Тульским заводом. Рядом с Сестрорецком в последние годы правления Петра I была построена усадьба Дальние Дубки с трёхэтажным каменным дворцом.

Астраханское адмиралтейство

См. Астраханский военный порт.

Форт «Император Пётр I» (реконструированный форт «Цитадель»)

Фортификационные сооружения

Екатеринбургская крепость

См. Екатеринбург.

Форт «Цитадель» Кронштадтской крепости

В 1723 г. Император Пётр I заложил земляной вал большой Кронштадтской крепости, охватывающей всю восточную часть острова Котлин целиком. Большая крепость окончательно была достроена к 1747 г., но благодаря уже отстроенным фортам и батареям к 1724 г. Кронштадт уже являлся сильнейшей крепостью в стране. Кронштадтская гавань была защищена Ивановской батарей, построенной в начале 1720-х гг., и фортом «Цитадель», возведённым к 1724 г. на искусственном острове. Форт также называли «Новый Кроншлот», а позднее, при реконструкции после катастрофического наводнения 1824 г., он получил название «Император Пётр I».

Московские ворота Печерской (Киевской) крепости, 2017

Печерская крепость в Киеве — завершение строительства

В это время по приказу Петра I в Киеве была полностью достроена частично введённая в строй ранее новая бастионная система укреплений Печерского монастыря, ставшая с этого момента основным из городских укреплений.

Часть зданий сооружений крепости сохранились до наших дней. Гораздо позднее крепость подверглась значительному расширению.

Вал Царицынской линии в 2013 г. — стела показывает её изначальный профиль

Царицынская сторожевая линия

Крупнейшее, по некоторым оценкам, в Европе фортификационное сооружение XVIII века, ныне также известное как «Вал Анны Иоанновны». Линия предназначалась для защиты более северных земель от набегов с юга и представляла собой сплошной оборонительный вал в междуречье Волги и Дона, которым соединялись Царицынская крепость, и построенные в качестве части этой линии опорные крепостцы Мечетная, Граческая и Донская, а также Оскорский редут. Общая протяжённость составляет 60 км. Строилась по указу Петра I от 15 ноября 1717 года в основном в 1718…1722 г., хотя продолжала усиливаться вплоть до 1732 г., поэтому время полного окончания строительства в различных источниках указывается как 1722, 1723, 1725 и 1732 гг.

Линия была действующим оборонительным сооружением до 1776 г., хотя последний раз использовалась по прямому назначению гораздо позже — во время Сталинградской битвы 1942—1943 гг.

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы

Итальянский дворец в Кронштадте, 1727 г.

Итальянский (Меншиковский) дворец в Кронштадте

Построенный в Кронштадте в 1720—1724 гг. дворец петербургского губернатора А. Д. Меншикова был крупнее других его дворцов (в Санкт Петербурге и в Ораниенбауме) и являлся, по всей видимости, крупнейшим российским дворцом Петровской эпохи.

После опалы Меншикова дворец перешёл во владение императорской фамилии. Впоследствии он получил название Итальянский (вероятно по итальянскому стилю постройки). С 1771 по 1798 г. здесь располагался Морской кадетский корпус, с 1798 по 1872 г. — Штурманское училище. В середине XIX в. дворец был полностью перестроен из стиля «петровское барокко» в неоклассический стиль. В комплекс дворца также входил парадный двор (позднее превращённый в сад) и Итальянский пруд — часть Купеческой гавани Кронштадта.

Петергофские дворцы

См. раздел Символы Нации.

Зимний дворец

См. раздел Символы Нации.

Гидротехническое строительство

Канал Вышневолоцкой водной системы. Вышний Волочёк, 2012 г. Карта Вышневолоцкой водной системы

Вышневолоцкая водная система

Строительство водного пути с Тверецким каналом длиной 2,6 км на месте древнего волока в Вышнем Волочке для снабжения Санкт-Петербурга началось в 1703 г. с участием 10 голландских мастеров и до 6000 работников и, вероятно, почти достигло уровня крупного проекта. Первоначально канал был введён в строй в 1709 г., однако допущенные при строительстве просчёты привели к недостаточной пропускной способности канала, а в 1718 г. изменившееся русло реки сделало систему вообще несудоходной.

В 1719 г. Петр I отдаёт канал в управление неоднократно вызывавшемуся навести на нём порядок новгородскому купцу Михаилу Сердюкову, подарив заодно и голландскую монографию по гидротехническому строительству. Сердюков вскоре проявил себя как талантливый гидростроитель и уже к 1722…1723 г., реализовав ряд оригинальных технических решений, довёл канал до вполне работоспособного состояния, построив дополнительно и Цнинский канал длиной 1,6 км. Позднее, в 1740-е годы, Сердюков получил в управление и другие участки водного пути, которые также усовершенствовал, за что в результате и получил потомственное дворянство. В целом водная система из-за недостатка воды была не очень удобной и к тому же односторонней из-за непроходимости Боровицких порогов на Мсте вверх по течению, но проработала до конца XIX века, когда практически весь грузопоток перешёл на Мариинскую водную систему.

Комплекс гидросооружений Петергофа

См. Петергоф.

Крупнейшие мероприятия по перевооружению армии и флота

Строительство кораблей Азовской флотилии

В 1723 году в Тавровское адмиралтейство из Санкт-Петербурга и окрестностей Воронежа прибыло в общей сложности 14 тысяч работников, приступивших к постройке судов для предполагавшейся операции по возвращению выхода к Азовскому морю. К ноябрю 1724 года, когда последовало распоряжение Петра I о прекращении нового строительства и начале работ по консервации частично и полностью готовых судов, было построено уже большое количество небольших судов. Работы по консервации были выполнены также с большим размахом, что подтверждается докладом начальника адмиралтейства 1731 году, утверждавшего, что в созданных условиях суда могут храниться ещё 50 лет без всякого повреждения.

Построенные суда хранились до 1733 года, когда по указу Императрицы Анны I их строительство было продолжено для участия в последовавшей вскоре русско-турецкой войне.

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Перепись населения 1718—1722 годов

В 26 ноября 1718 года Царь Пётр I издал указ о проведении в течение года переписи мужского населения страны для введения подушной подати с целью содержания регулярной армии. Однако организационные трудности привели к тому, что перепись, в результате которой удалось выявить около 5 млн налогоплательщиков, была завершена только к началу 1722 года.

План застройки Кронштадта 1723 года

Город Кронштадт

7 (18) октября 1723 года в восточной части острова Котлин состоялась торжественная закладка Петром I крепости Кронштадт, «… которая заключала бы в себя весь город и все портовые сооружения, и служила бы делу обороны со всех сторон». Тогда же и город на острове Котлин был назван Кронштадтом, что означает «Коронный город». При этом первые кронштадтские форты были построены уже в 1700-х гг., а в 1710-х гг. был построен военный госпиталь и сооружены гавани.

Хотя строительство окружающих город земляных укреплений продолжалось вплоть до 1740-х гг., благодаря уже отстроенным фортам и батареям к 1724 г. Кронштадт являлся сильнейшей крепостью в стране, и с этого времени он являлся главной военно-морской базой Балтийского флота (и вообще русского флота).

Крупнейшей жилой постройкой Кронштадта вскоре после официального основания города стал Меншиковский (Итальянский) дворец — самое большое дворцовое здание петровской эпохи.

Город Сестрорецк

См. Сестрорецкий завод.

План Екатеринбургской крепости, 1729 г. В центре — плотина и завод. План Екатеринбурга, 1726 г. Екатеринбург в 1734 г.

Город Екатеринбург

Официальной датой основания Екатеринбурга ныне считается 7 (18) ноября 1723 г., когда заработали молоты Екатеринбургского завода. Место для завода, предназначенного стать крупнейшим государственным предприятием на Урале, выбрал в 1721 г. Василий Татищев. Активное строительство началось 12 марта 1723 г., а полностью завод заработал 24 ноября 1723 г. Екатеринбургский завод стал крупнейшим заводом России и мира в первые годы после основания (в 1727 г., по некоторым данным, его превзошёл или сравнился с ним по мощности Нижнетагильский завод, так же имевший 4 домны).

Изначально Екатеринбургский завод строился под названием «Новозачатные Исетские заводы», но потом на него и на весь город перешло имя построенной тут же в 1723 г. крепости Екатеринбург, названной так де Геннином в честь императрицы Екатерины (жены Петра I). Вскоре в Екатеринбург переехало Сибирское горное начальство, и новый город стал административным центром горного дела и промышленности на Урале. Крепость Екатеринбург существовала до начала XIX в., а затем была снесена как утратившая оборонное значение. Город, строившийся по регулярному плану де Геннина, был первым крупным городом с регулярной планировкой на Урале и в Сибири.

Уже в 1720-х численность населения Екатеринбурга составляла около 4 тысяч человек. Город оказался в центре системы из нескольких заводов — помимо собственно Екатеринбургского завода, рядом находился основанный ещё в начале 1700-х гг. Уктусский завод, а в 1726 г. близ города заработали Верхне-Исетский и Верхне-Уктусский заводы. Плотина Екатеринбургского завода, существующая и поныне, образовала крупный Городской пруд, а плотина Верхне-Исетского завода — ещё более крупный Верхне-Исетский пруд. Вскоре после основания города в нем были созданы первые на Урале горнозаводские школы. 18 октября 1725 г. в Екатеринбургской крепости открылся Екатеринбургский монетный двор, более полутора веков производивший до 80 % всех медных денег России. В 1732 г. в городе была основана меднопосудная фабрика, в 1734 году в Екатеринбурге учреждена полиция (третья после Москвы и Санкт-Петербурга).

Финский залив в XVIII в. Петергофская дорога на южном берегу Петергофская дорога в середине XIX века у въезда в Петербург Петергофская дорога в наши дни

Петергофская дорога

После победы под Полтавой (1709 г.), завоевания Выборга и Прибалтики (1710 г.) и первой крупной морской победы при Гангуте (1714 г.) Россия прочно закрепилась на Балтике. Возможность переноса столицы в Петербург стала, наконец реальной, и с этого момента активизировалось как строительство самого города, так и резиденций и усадеб вокруг него.

В это время Пётр I практически воплощал в жизнь желание превратить заложенную в 1710 г. Петергофскую дорогу, ведущую от Петербурга к Петергофу (и далее к Ораниенбауму на побережье напротив Кронштадта) в единый ландшафтно-архитектурный ансамбль по образцу знаменитой дороги из Парижа в Версаль. Именно здесь Пётр I и первый губернатор Петербурга А. Д. Меншиков построили свои загородные дворцы, а вскоре к строительству подключились и другие дворяне, недавно переехавшие в Петербург из Москвы и иных городов. Практически вся территория вокруг дороги была разделена на участки, на которых строились «забавные дома» царя и дворян.

В результате уже при жизни Петра I вдоль Петергофской дороги были разбиты обширные парки, построены многочисленные дворянские усадьбы и в целом сформированы четыре крупных дворцово-парковых ансамбля:

  • Екатерингоф — резиденция жены Петра императрицы Екатерины близ границы Петербурга.
  • Стрельна — первая загородная резиденция Петра под Петербургом (позднее Петр перенёс свою главную резиденцию в Петергоф).
  • Петергоф — знаменитый своими фонтанами дворцово-парковый ансамбль, известнейшая императорская резиденция под Петербургом.
  • Ораниенбаум — загородная резиденция первого губернатора Петербурга князя А. Д. Меншикова (ныне крупнейший сохранившийся ансамбль «петровского барокко»).

Позднее, в конце XVIII—XIX вв., на Петергофской дороге были созданы царские и великокняжеские резиденции Знаменка, Сергиевка, Александрия и Михайловка, а также ряд крупных дворянских парков с дворцами (из которых к нашему времени наиболее сохранились усадьбы Александрино и Ново-Знаменка). Выделение участков и строительство усадеб продолжалось на Петергофской дороге до середины XIX века, после чего часть земель вокруг дороги была занята промышленными предприятиями (крупнейшим из которых был Путиловский завод). В XVIII—XIX вв. Петергофская дорога считалась красивейшей дорогой в мире, и во многом она остаётся таковой по сей день, несмотря на значительные разрушения во времена революции и Великой Отечественной войны.

  • Екатерингоф при Петре I

  • Путевой дворец Петра I в Стрельне

  • Петергоф при Петре I

  • Ораниенбаум при Петре I

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.
  2. По терминологии того времени такой корабль для боя в основной линии эскадры называли просто «корабль», термин «линейный корабль» стали применять только в XX веке, когда просто слово «корабль» стало означать вообще любые самоходные вооружённые суда, включая подводные лодки и экранопланы.
  3. В то время отчасти в целях дезинформации иностранных разведок даже в официальных документах один и тот же корабль мог называться сразу несколькими именами, как правило связанных по смыслу на разных языках. В данном случае название «Санкт-Михаил» просто является наиболее устоявшимся в современной литературе.
  4. При Петре в Стрельне главным был Путевой дворец. Начавшееся в 1720 г. строительство Большого Стрельнинского дворца было завершено только при Елизавете Петровне.
  5. Отделка внутренних помещений Большого Ораниенбаумского дворца завершена уже при Петре II.

Крупнейшее гидротехническое сооружение Европы начала 18 века. 117 километровый путь вдоль берега Ладожского озера, соединяющий реки Волхов и Нева. Конечные шлюзы возведены в Шлиссельбурге и Новой Ладоге.

Недавно построенный Петербург и продолжающаяся война со Швецией требовали огромного количества стройматериалов, продовольствия и оружия. Единственным доступным путем снабжения молодой столицы был путь по рекам Волхов и Свирь, далее по Ладожскому озеру и Неве. Но Ладога обладала бурным нравом. По причине постоянных штормов и мелководья судоходство было крайне опасным делом. Каждый третий корабль терпел бедствие.

Из указа Петра I: «какой великий убыток на вся годы чинится на Ладожском озере от худых судов, и что одним сим летом с тысячу судов пропало…».

Государство более не могло нести такие потери, и Петр Алексеевич повелел приступить к строительству обводного канала. Длина искусственного русла по проекту составляла 111 км, он начинался около города Новая Ладога и заканчивался в Шлиссельбурге, в истоке Нева, где река берет своё начало из Ладожского озера. Канал проектировался без шлюзов, с глубиной на 2,1 м ниже уровня Ладожского озера.

Для строительства канала планировалось привлечь крепостных крестьян, солдат и вольнонаёмный люд. Первые наброски проектирования были сделаны лично Петром I . Работа по строительству началась 4 апреля (22 марта по ст.с) 1719 г. По слухам Петр I лично наполнил землёй первые три тачки и по дощатому настилу отвез их к месту будущей плотины. Изначально работами руководил генерал-майор Григорий Скорняков-Писарев. Ему поручили изыскание трассы и составление технического проекта. К строительству были привлечены тысячи людей. Из-за невероятно-тяжёлых условий труда на стройке была очень высокая смертность. Петр I посылал на строительство канала все новые и новые полки. Но в связи с небрежным ведением дел компанией подрядчиков и руководителя работ строительство затянулось. Осенью 1723 – не любивщий разгильдяев и лодырей Петр нагрянул с инспекцией. Санкции разгневанного проверяющего не заставили себя ждать. Скорнякова – Писарева и шлюзовых мастеров – немцев арестовали и отдали под суд. Строительство канала царь Петр взял на себя. Летом 1725 к строительству были привлечены 7 тысяч вольнонаемных работников и 18 тысяч солдат регулярной армии. Это была по настоящему народная стройка, третья по масштабу в эпоху Петра I. Первые две стройки — это конечно же, Петербург и Кронштадт.

В 1726 –участок между Волховом и селом Чёрное сдан в эксплуатацию, по 29 – километровому пути началось движение судов. Это позволило доставлять стройматериалы по воде прямо к месту работ. В начале ноября 1730 строительство канала окончательно завершено. Уже весной 1731 открыта навигация.

Однако при строительстве не были учтены многие местные гидрологические особенности. Поэтому на следующий год, в сентябре 1732 года было принято решение построить шлюзы на краях канала — в Шлиссельбурге и Новой Ладоге. В некоторых местах укреплённые работой берега были уложены плиткой. Регулирующие водоспуски строили речные, «зюйдские» (с южной стороны канала) и озерные, «нордские» (с северной стороны). «Нордские» водоспуски служили для сохранения воды летом и спуска излишней воды осенью в ладожское озеро. «Зюйдские» водоспуски строили на реках впадающих в канал и каналах прорытых из прудов-резервуаров, которые питали Ладожский канал в засушливую пору. На протяжении трассы канала построили 13 водоспусков. Все водоспуски служили мостами на «бечевнике». «Бечевником» называлась дорога для лошадей, которых впоследствии использовали на канале для проводки судов и барж. Водоспуски отличались друг от друга конструктивными и архитектурными особенностями. При некоторых водоспусках в конце XVIII века были построены двухэтажные каменные караульные дома. Так же, в течении XVIII века, обновлялись и заменялись новыми шлюзы, водоспуски, мосты. Многие гидротехнические сооружения были облицованы гранитными блоками и приобрели архитектурное изящество. Эти сооружения украсили близлежащие ландшафты, которые до этого были совсем дикими.

В октябре 1724 г . Петр I посетил канал и проехал на ботике по готовой части канала от Новой Ладоги до деревни Дубно и обратно. Это была последняя поездка Петра I на канал.

После смерти царя Петра усовершенствование Ладожского канала сильно замедлилось. Но навигация по Ладоге уже начала приносить свои плоды. Значительно возрос речной грузооборот, южный Южный берег получил стимул для развития торговли, ремесел, народных промыслов, рыболовства. Выросло население, увеличились посевные площади. В деревнях появились каменные церкви и другие каменные и деревянные здания.

После десяти лет эксплуатации, без надлежащего контроля и ухода шлюзы и водоспуски стали постепенно разрушаться, обваливались различные откосы, канальное ложе засорилось и обмелело. По ложному обвинению ставленника Петра Великого Миниха незаконно осудили и отправили в сибирскую ссылку. Назначенный в 1759-1762 гг. директором канала А.П. Ганнибал, «арап Петра Великого», не сумел исправить неполадки на канале. И лишь Миних, возвращенный из ссылки Екатериной II в 1762 году и назначенный на должность генерал-директора канала, смог получить средства на восстановление гидротехнических сооружений и расчистку русла канала.

В 1765 году Екатерина II прибыла на осмотр Петровского канала. Убедившись в трудности вхождения в него судов, императрица приказала построить новый вход. Впоследствии этот вход был прорыт и назван Екатерининским устьем канала Петра Великого.

Сегодня детище Петра представляет собой унылое зрелище. Самый крупный рукотворно сотворенный канал зарос травой и камышом, сильно загрязнён, и не пригоден для судоходства. Дно канала заилено и практически не имеет проточного течения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *