Минский театр киноактера

Минский Театр-студия киноактера

Театр-студия киноактера создан в 1980 году. Труппа театра, сформированная из актерского штата киностудии «Беларусьфильм», впоследствии пополнилась выпускниками Белорусского государственного театрально-художественного института, выпускниками ВГИКа (белорусский набор), актерами других театров.
Главный режиссер – Валерий Анисенко (1980 – 1982). Первая проба организации театра киноактера была сделана в 1979 году, когда по инициативе актеров киностудии и актеров минских театров был создан и показан в республиканском Доме кино спектакль «Утиная охота» А.Вампилова (режиссер В.Анисенко).
Открылся театр 30 марта 1982 года спектаклем «Вся его жизнь» по мотивам киноповести «Коммунист» Е.Габриловича. В 80-х – начале 90-х годов в репертуаре театра преобладает современная драматургия, которая поднимает острые морально-этические и социальные проблемы. В это время театр возглавляет Борис Луценко (1982 – 1991), главный художник Дмитрий Мохов (1983 – 1994). Театр оказывается на острие общественных поисков морально-нравственных ценностей, спектакли пользуются особым зрительским интересом и вниманием («Смотрите, кто пришел» В.Арро, «Счастье мое» А.Червинского, «Не боюсь Вирджинии Вулф» Э.Олби и другие). Одновременно ведется поиск органичного соединения искусства театра и кино, новых средств выразительности: включение кинофрагментов в сценическое действие («Сороковые…», «Чудак с гончарной улицы» И.Чигринова), «прием съемочной площадки» на сцене («Комедия о Лисистрате» по Аристофану), «крупный план», потребность органичности игры при непосредственном контакте со зрителями в условиях небольшого зала.
Вторая половина 90-х — начало 2000-х годов характерна включением в репертуар классики: «Таланты и поклонники» А.Островского, «Филумена Мартурано» Э.де Филиппо, «Пигмалион» Б.Шоу, «Милый лжец» Д.Килти, а также пьес молодых белорусских авторов: «Щелкунчик» Е.Полещенковой, «Поле битвы» С.Бартоховой. К 60-летию Великой Победы на сцене театра осуществляется постановка киноспектакля «Навечно в памяти» (инсценировка и постановка А.Беспалого и В.Грицевского). В сценическое действие киноспектакля включены фрагменты из лучших художественных фильмов о Великой Отечественной войне производства киностудии «Беларусьфильм», в которых снимались артисты театра: «Государственная граница», «Сыновья уходят в бой», «Альпийская баллада», «Последний шаг», «Венок сонетов», «Часы остановились в полночь»; кинохроника времен Великой Отечественной войны. Киноспектакль внес большой вклад в военно-патриотическое воспитание молодежи, отмечен призами и дипломами международных театральных и кинофестивалей, премией Федерации профсоюзов Беларуси.
В последние годы творческий коллектив театра включает в свой репертуар, как классические произведения, так и пьесы современных авторов: «Как выходят в люди, или На всякого мудреца довольно простоты» А.Островского, «Очень простая история» М.Ладо, «…Забыть Герострата!» Г.Горина, «Механический человек» М.Ворфоломеева, «№ 13» Р.Куни и другие.
За 30 лет работы театр стал одной из наиболее интересных и посещаемых сценических площадок страны со своим репертуаром и своим зрителем. При этом следует отметить, что это единственный сохранившийся на постсоветском пространстве театр подобного типа. На сцене театра получили творческую жизнь более 50 произведений мировой и отечественной классики, а также современных авторов белорусской и русской драматургии. Спектакли театра имеют хорошие отзывы критики и профессионалов, любимы зрителями, о чем свидетельствует востребованность постановок, идущих на сцене второй и третий десяток лет: «Театр купца Епишкина» (1993), моноспектакль «Айседора. Танец любви» (1995), «аншлаговый» с момента премьеры спектакль «Миленький ты мой» (1994) с участием Владимира Гостюхина.
Коллектив театра обладает высокопрофессиональной труппой, благодаря чему репертуар театра отличается талантливыми постановками и высоким уровнем исполнительского мастерства. В театре работают: народный артист Беларуси Владимир Гостюхин; заслуженные артисты Республики Беларусь Александр Беспалый, Владимир Грицевский, Александр Кашперов, Владимир Мищанчук, Любовь Румянцева, Светлана Суховей, Анатолий Терпицкий, Александр Тимошкин; артисты театра и кино старшего и среднего поколения, завоевавшие известность и любовь зрителя далеко за пределами нашей страны: Тамара Муженко, Лидия Мордачева, Анатолий Гурьев, Анжела Кораблева, Алла Пролич, Ирина Нарбекова, Станислав Вилькин, Виктор Рыбчинский; талантливая молодежь, слава и признание которых проживают период становления: Валерия Арланова, Ольга Сизова, Вера Полякова, Лариса Маршалова, Елена Одинцова, Юлия Полубинская, Олеся Пуховая, Артем Давидович, Константин Конюхов, Петр Юрченков и др.
Актеры театра снимались практически на всех ведущих киностудиях бывшего Советского Союза в фильмах, многие из которых составляют гордость советского кино. Отрадно отметить, что и сегодня наши актеры достойно представляют традиции белорусской национальной киношколы на съемках в кинокомпаниях ближнего и дальнего зарубежья.
С 1991 года театр возглавляет народный артист Беларуси, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь, известный кино и театральный режиссер Александр Ефремов. В целях популяризации театрального искусства, кроме показа спектаклей театр проводит концертные и киноконцертные программы, авторские и творческие вечера мастеров сцены и экрана, известных деятелей культуры. Своеобразным творческим отчетом перед зрителем становятся творческие вечера, приуроченные к юбилейным датам артистов театра.
23 декабря 2011 года Советом Министров Республики Беларусь было присвоено звание «Заслуженный коллектив Республики Беларусь» профессиональному коллективу художественного творчества театра-студии киноактёра республиканского унитарного предприятия «Национальная киностудия «Беларусьфильм» за высокие достижения в области театрального искусства и значительный вклад в развитие национальной культуры.
Заслуженный коллектив Республики Беларусь Театр-студия киноактера УП «Национальная киностудия «Беларусьфильм» является одним из самых популярных в республике и по праву занимает достойное место в списке театральных коллективов страны. Театр имеет многолетний опыт в подготовке творческой молодежи, получил широкое признание в республике и за границей. Сегодняшние творческие позиции театра определяются стремлением коллектива идти в ногу со временем. Театр находится в той поре творческой зрелости, когда может ставить перед собой самые сложные задачи и успешно решать их.

Совсем недавно мы писали о том, что сразу два столичных театра — имени Горького и киноактера — уходят на большой ремонт. И если труппа под руководством Сергея Ковальчика по‑прежнему репетирует в родных стенах на Володарского, то артисты и администрация театра‑студии уже обживаются в новом здании — бывшем доме молодежного театра на проспекте Машерова, 33. Только что на новой сцене и в непривычных для себя кулисах артисты открыли 38‑й театральный сезон — премьерой спектакля «Фальшивая нота» французского драматурга Дидье Карона в постановке Александра Ефремова.
Официально здание на Машерова по‑прежнему принадлежит «молодежке». В 2014 году труппа переехала в шикарные апартаменты на улице Козлова, а старую сцену после реконструкции оставили в качестве дополнительной площадки для репетиций и экспериментов. Однако с сентября здесь начали обвыкаться актеры театра‑студии: на период реконструкции здание передали им для временного размещения на условиях аренды.
Директора театра‑студии Аллу Стебакову мы застали в хозяйственных хлопотах: распакованы еще не все коробки и чемоданы. Первым делом, рассказывает, бережно перевезли иконы, которые в разные годы дарили театру поклонники:
— Также хотим освятить здание — это было пожелание актеров. Сначала перевезли все самое необходимое: мебель, оборудование, реквизит, костюмы. Цветы в вазонах — тоже из нашего старого дома. С одной стороны, переезд сюда — это большая удача. Здание новое, чистое, аккуратное. Но в то же время мы немножко грустим, потому что покинули дом, где провели 39 лет. Не буду скрывать: были слезы, артисты много дней приходили, прощались, сидели в зале…
Совсем скоро театр вернет знакомую всем театралам со стажем вывеску — ее снимут со здания на проспекте Победителей и закрепят на новом месте. Склады, костюмерные, гримерные комнаты — все помещения нового здания уже обживаются. Расселение в гримерках, правда, не совсем привычное: комнаты чуть меньше старых — родных и знакомых. Зато пространства для отдыха стало больше. Над его оформлением, впрочем, еще работают. Алла Стебакова перечисляет:
— Придется обновлять некоторые спектакли текущего репертуара. В здании на проспекте Победителей была открытая площадка, здесь сцена более глубокая. Для «Безымянной звезды», например, придется заказывать новое звездное небо: старое не подходит размерами.

Для актеров же новый дом — это прежде всего сцена. Заслуженный артист Беларуси Владимир Мищанчук помнит ее еще до начала ремонтных работ в 2011‑м.
— Лет пятнадцать назад я играл в этом здании: не слишком уютном, не слишком комфортном. Даже вход в зрительный зал был через сцену, представляете? Сейчас, конечно, все изменилось. Обстановка очень комфортная, акустика хорошая — это я заметил еще во время первых репетиций в июне. Очень приятный интерьер, а это немаловажно.
В гримерку артист заселился с двумя небольшими коробочками. В них — все богатство, накопленное за годы работы в театре: старые фотографии и афиши, реквизит и соломенная птица счастья — подарок благодарных зрителей.
— Еще забрал картину по мотивам Шагала, которую мне когда‑то подарила художница из Витебска. Я как тот Плюшкин: ничего не выбрасываю. Все время думаю: а вдруг пригодится? Даже старый реквизит храню. Из текущего репертуара вещи тоже при мне — не возвращаю их реквизиторам после спектакля, предпочитаю, чтобы все и всегда было рядом.
Все самые кассовые спектакли театра — «Номер тринадцать», «В поисках истинного я», «Смешанные чувства» — в ближайшее время можно будет увидеть и на площадке Центрального Дома офицеров. — А еще мы абсолютно точно привезли с собой тот театральный дух, ради которого в наш камерный зал 39 лет приходили зрители всех возрастов, — дополняет Алла Стебакова. — Поэтому наша задача сейчас — не потерять зрителей, которые к нам привыкли. Но надеемся найти и новых. Рядом много административных зданий, банков. Хотя в зрительных местах мы, конечно, сильно потеряли: было 224, а здесь их всего 192. Сейчас ведем переговоры с различными службами, чтобы увеличить количество мест хотя бы десятка на два.
Вслед за «Фальшивой нотой» до конца года театралов ждет еще одна премьера — комедия «Женщины без границ» драматурга Юрия Полякова. Читки и репетиции уже начались. Режиссер — народный артист Беларуси Александр Ефремов. Чуть позже к репетициям приступит Олег Киреев, который в январе выпустит постановку «Ох уж эта Анна!» Марка Камолетти.

В декорации-павильоны вписана реальность, только немного раскрашенная, наряженная в прекрасные костюмы, населенная красивыми людьми и приятная во всех отношениях. Еще один притягательный момент – труппа театра, в составе которой такие мастера сцены, как В. Гостюхин, В. Мищанчук, А. Кашперов.

В 1980-е годы, в период становления, коллектив искал свое лицо и завоевывал зрителей, обращаясь к сложным морально-этическим вопросам. В 1990-е осваивал территорию классической драматургии, а его современный репертуар строится в основном на мелодраматических историях и комедиях. Названия многих спектаклей не просто на слуху, как «№13» успешного английского комедиографа Р. Куни, но также имеют хорошо известные кинематографические аналоги, например, «Пигмалион» Б. Шоу или «Безымянная звезда» М. Себастиана.

Если же комедии положений и мелодрамы не для вас, то в Театр киноактера можно заглянуть на такие постановки, как «…Забыть Герострата!» Г. Горина, «Средство Макропулоса» К. Чапека или поэтичный во всех отношениях спектакль «Анна Снегина» по одноименной поэме С. Есенина.

Современной драматургии, в том числе и белорусской, в репертуаре театра вы не найдете. «Поле битвы» по пьесе С. Бартоховой – исключение, только подчеркивающее правило. В качестве компенсации такого дефицита национального в театре идет комедия К. Крапивы «Хто смяецца апошнім» с невинной попыткой показать актуальность проблем далекого прошлого и сатира Е. Мировича «Тэатр купца Япішкіна».

Традиционность Театра-студии киноактера наверняка придется по душе не каждому, но если в театре вы ищете возможности отдохнуть от серых будней, можете смело покупать билеты.

Адрес:
220004 г. Минск, пр-т Победителей, 13

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *