Музей усадьба чайковского воткинск

ИА «Удмуртия»

Более 200 лет дом Чайковских является главной достопримечательностью Воткинска. Он был построен для проживания начальников завода. В 1940 году, в канун векового юбилея великого композитора, здесь открыли музей.

Инициатива Воткинского городского совета «открыть в доме, где родился П. И. Чайковский, музей и восстановить тем самым значимость исторического места» была одобрена Советом Народных Комиссаров в 1938 году.

Семья Чайковских в 1848 году и Петр Ильич Чайковский в юности

Здание дома Чайковских было построено в стиле «классицизм» по проекту архитектора Н. А. Андреевского. С момента постройки и до революции 1917 года здесь, сменяя друг друга, проживали семьи 18 начальников завода. Семья Чайковских жила в Воткинске 11 лет: с 1837 по 1848 гг.

По приезде из Петербурга в Воткинск начальник Камско-Воткинского округа Илья Петрович Чайковский вместе со своей супругой Александрой Андреевной расположился на улице Господской в просторном, уютном доме – казенной квартире горных начальников железоделательного завода. В семье Чайковских царила редкостная атмосфера любви, исключительной гармонии, взаимного уважения. В Воткинске они провели 11 счастливейших лет жизни, здесь появились на свет четверо их детей. 7 мая 1840 года родился Петр Чайковский – будущий гений русской музыки. Сам Петр Ильич называл годы, проведенные в Воткинске «радужным периодом» Из рассказа сотрудников Музея-усадьбы П. И. Чайковского

После отъезда Чайковских особняк горного начальника долгое время не имел постоянных хозяев. В конце 1930-х годов он находился в аварийном состоянии.

Первым директором музея был назначен 28-летний уроженец города Воткинска, Михаил Тутынин – в будущем Заслуженный деятель искусств УАССР и ведущий скульптор Удмуртии.

Первый директор Воткинского музея Петра Ильича Чайковского Михаил Тутынин. 1940-е годы. Фото: Музей-усадьба П. И.Чайковского ©

Началась активная работа по реставрации здания. Для этого в Воткинск был командирован Николай Рукавишников – научный сотрудник первого мемориального музея П. И.Чайковского в Клину. Сам он был хорошим музыкантом и лично знал Петра Ильича Чайковского.

Памятник Петру Ильичу Чайковскому в Воткинске (автор М. Х. Тутынин), 1940 г. Фото: Музей-усадьба П. И.Чайковского ©

Торжественное открытие музея состоялось 30 апреля 1940 года. Экспозиция включала в себя около тысячи экспонатов. Среди них были мемориальные вещи, переданные из Клина. Самым ценным стал рояль «Wirth», на котором играл юный Петр Ильич Чайковский.

Первые посетители, оставлявшие записи в книге отзывов, сообщали, что экскурсия им понравилась, но «необходимо как можно больше предметов старины». Осенью того же года на базе музея была открыта детская музыкальная школа.

Мемориальная табличка на доме Чайковских и приказ № 88 об открытии музея Петра Ильича Чайковского в Воткинске, 13 мая 1940 г. Фото: Музей-усадьба П. И.Чайковского ©

Когда-то был известен на всю Вятскую губернию и дед Петра Ильича Чайковского – Петр Федорович, городничий уездного города Глазова. Из его двадцати детей двое сыновей были военными и отличились в Отечественной войне 1812 года. Эту и другие истории рода Чайковских бережно берегут работники Глазовского краеведческого музея.

Яркий старт работы музея был прерван событиями Великой Отечественной войны. Особняк был закрыт, фонды законсервированы, все экспонаты перенесены в левое крыло дома. Всю остальную часть здания заняли госпиталь и летное училище.

Экспозиция воткинского музея Петра Ильича Чайковского. 1940 г. Фото: Музей-усадьба П. И.Чайковского ©

2 сентября 1941 года в Воткинск с коллекцией ценных экспонатов прибыли эвакуированные сотрудники Клинского музея. И вскоре Совнарком Удмуртской АССР принял постановление о возобновлении работы. Материалы для новой экспозиции начали готовили совместно с коллегами из Клина, но смонтировать ее уже не успели, последовал приказ о возвращении эвакуированных в Подмосковье.

Директор Воткинского музея Петра Ильича Чайковского Алексей Гурьев. Фото: Музей-усадьба П. И.Чайковского ©

Следующий этап жизни музея начался в конце 40-х годов. Новый директор Алексей Гурьев большое внимание уделял работе Детской музыкальной школы им. П. И. Чайковского, располагавшейся в здании музея. Появилась традиция, по которой самые талантливые ученики получали почетное право 7 мая, в день рождения П. И. Чайковского, исполнять музыку композитора на его рояле.

В 70-е годы музыкальная школа переехала в новое здание. Интерьеры музея максимально приблизили к стилю 40-х годов XIX века. С 1975 по 1985 годы были организованы и проведены пять всесоюзных научных конференций. Музей объединил вокруг себя лучших исследователей жизни и творчества П. И. Чайковского. Проводились музыкальные четверги, музыкальные субботы, вечера-встречи с представителями творческой интеллигенции Удмуртии и России.

Директор музея Александр Лошкарев при обсуждении макета экспозиции музея. 1974 г. Фото: Музей-усадьба П. И.Чайковского ©

По проекту второй научной реставрации в конце 80-х годов государственному дому музею с прилегающим к нему городским парком вновь предстояло измениться, приняв первоначальный облик усадьбы XIX века. В этот период музею были переданы здания, стоящие рядом с домом Чайковских, – в них некогда располагались казенные квартиры заводского начальства.

Установка сруба каретного сарая. 1986-1989 гг. Фото: Музей-усадьба П. И.Чайковского ©

Были устранены неточности в экстерьере главного дома: восстановлено полукруглое «венецианское» окно в мезонине, пристроены балконы, дом приобрел первоначальный вид «глаголя» (по плану напоминающего букву «Г»). В итоге музей вырос до усадебного комплекса общей площадью 3,5 га, был воссоздан дворянский парк с беседками, теплицей и фруктовым садом, которые так любили Чайковские. Рядом с домом в зданиях комплекса разместились выставочный зал, музыкальный салон, фондохранилище, а также 16 экспозиционных объектов. Перед усадьбой установили памятник композитору известного московского скульптора Олега Комова.

Открытие памятника П. И. Чайковского. 25 апреля 1990 г. Фото: Музей-усадьба П. И.Чайковского ©

К 175-летию со дня рождения П. И. Чайковского было отремонтировано фондохранилище и выставочный зал, появились просторная гостевая зона, интерактивное пространство для меломанов, игровая площадка для детей, доступная среда для людей с ограниченными возможностям.

Кабинет отца композитора. Экспозиция 2015 г. Фото: Музей-усадьба П. И.Чайковского ©

Сегодня современные технологии успешно соединились с историческим пространством. Посетитель может увидеть, как дети Чайковских разыгрывали любимые «живые картины», отправиться в виртуальное путешествие по концертным залам мира вместе с композитором.

Где родился Чайковский

6 фото

Воткинский музей с самого момента основания обрел значение намного большее, чем просто исторический памятник. С одной стороны, это мемориальный комплекс, хранящий бесценные материалы и коллекции экспонатов. А с другой – это место, где всегда рады гостям, для них проводятся разнообразные выставки, уникальные театрализованные экскурсии и концерты.

Фото: Максим Култышев ©

Как считают некоторые исследователи, именно такие музыкальные вечера, в совокупности с красотой окрестных пейзажей, в XIX веке способствовали проявлениям любви к искусству юного композитора. И даже выдвигают версию, что музыку к балету «Лебединое озеро» Петр Ильич написал под влиянием своих детских воспоминаний о Воткинске и большом заводском пруде, на берегу которого располагался дом семьи Чайковских.

Хотите знать больше, оставайтесь с проектом «#Про100летУдмуртии».

Читайте ИА «Удмуртия»:

афиша, события и экскурсии

Полная афиша Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского»

Памятные даты и ежегодные мероприятия:
дата основания — 01.10.1938
дата открытия — 30.04.1940

18 мая — Международный день музеев
7 мая — День рождения П.И. Чайковского
6 ноября — День памяти П.И.Чайковского
апрель — Музыкальный фестиваль «На родине П.И. Чайковского»
июль — Городской праздник «Мелодии лета»
3 ноября — Ночь искусств

Описание:
Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского» — это уникальный памятник истории и культуры мирового значения. Со всего земного шара сюда приезжают почитатели Чайковского, чтобы окунуться в атмосферу детства русского гения, услышать звучание его ученического рояля «Wirth» и старинной оркестрины, увидеть реликвии — подлинные вещи семьи Чайковских.

30 апреля 1940 года, в канун 100-летия со дня рождения композитора, старинный особняк на берегу пруда стал снова называться Домом Чайковских и так же радушно встретил первых своих посетителей, как в далекие времена, когда жили здесь гостеприимные хозяева. Дом дважды реставрировался. В ходе восстановительных работ ему был возвращен вид 30-40-х годов XIX века, воссоздан интерьер квартиры горного начальника. К 150-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского был полностью восстановлен облик самобытной «казенной усадьбы при заводе». На сохранившихся старинных фундаментах возведены хозяйственные постройки: навес для экипажей, конюшни, стайки, завозни, ледник, теплица, окруженная фруктовым садом, беседки (16 экспозиционных объектов на территории более 2 гектаров). Также в 1990 году напротив музея был установлен памятник П.И. Чайковскому, ставший одной из достопримечательностей Воткинска.

Воткинский музей с самого момента своего основания обрел значение намного большее, чем просто исторический памятник, научившись удачно сочетать в себе две ипостаси. С одной стороны, это действительно мемориальный комплекс. Фонды Музея-усадьбы П.И. Чайковского хранят бесценные материалы и коллекции экспонатов. А с другой — это место, где всегда рады гостям, для них проводятся разнообразные выставки, уникальные театрализованные экскурсии, концерты

Здание(я):
Главное здание мемориального комплекса — казенный дом горного начальника — доминирует над всеми окружающими постройками. Дом был построен в 1806 году в духе модного в то время стиля «классицизм» по проекту архитектора Н.А. Андреевского. В 1826 году дом был перепланирован главным архитектором завода В.Н. Петенкиным — учеником знаменитого зодчего Захарова А.Д. По проекту Василия Никифоровича к дому пристроили мезонин, северное крыло и 2 балкона. Уютный дом цвета «охры», украшенный белыми ромбовидными и круглыми розетками, стал напоминать усадебные дома, возводившиеся в Москве, после 1812 года. Приехав на Воткинский завод, осмотрев выделенный для проживания дом, новый начальник И.П. Чайковский написал своей супруге: «Дом, в котором мы с тобой будем жить, очень хорош и обширен». С момента постройки казенного здания и до революции 1917 г. в доме, сменяя друг друга, проживали семьи 18 заводских начальников

Основные экскурсии:
Комплексная экскурсия «Музыка, навеянная детством»
Театрализованная экскурсия «Сцены из жизни семьи Чайковских»

Дополнительные услуги:
киоск или магазин
Образовательные услуги:
Музейно-педагогические программы, включающие в себя тематические и театрализованные экскурсии, интерактивные занятия, лекции и беседы о жизни и творчестве П.И.Чайковского, о быте и культуре горнозаводского населения Воткинска и Вятской губернии, о дворянской культуре, о музыкальном искусстве
Поблизости имеются:
гостиница
Туристические маршруты:
Речной круиз «Москва — Пермь»
Местные достопримечательности:
Благовещенский Собор, памятник архитектуры русского классицизма, построен по проекту архитектора А.И. Постникова с участием В.Н. Петенкина, 1818-1835 гг.
Николаевский корпус Воткинского завода, памятник архитектуры русского классицизма, построен по проекту архитектора В.Н. Петенкина, 1828-1832 гг.
Плотина, памятник гидротехнического и строительного искусства протяженностью около 1 км, построена по проекту горного мастера А.С. Москвина, 1759 г.
Памятник «Якорь», установлен на плотине в 1959 году к 200-летию Воткинского завода
Бюст П.И. Чайковского. Памятник создан первым директором музея Михаилом Харитоновичем Тутыниным в 1940 году. Памятник находится на территории музыкально-педагогического колледжа, который носит имя П.И. Чайковского

профессионалу

Основные должностные лица:
Директор: Неганова Татьяна Николаевна, тел. (34145) 51-757
Заместитель директора: Конарева Юлия Юрьевна, тел. (34145) 52-075
Главный хранитель: Морозова Светлана Константиновна, тел. (34145) 52-075
Главный бухгалтер: Грачева Светлана Павловна, тел. (34145) 51-048
Зав. отделом: Телицына Александра Сергеевна, тел. (34145) 52-075
Контактное лицо: Стабникова Ольга Анатольевна, тел. 8 (963) 028-27-11
Тел. дирекции:
(34145) 51-757, Факс: (34145) 51-757
Адрес дирекции:
427431, Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Чайковского, 119
Даты открытия и основания:
основан: 01.10.1938
открыт: 30.04.1940
Бюджетный статус:
Субъект РФ
Организационно-правовая форма:
некоммерческое учреждение
Тип организации:
культурно-массовая, исследовательская
Классификация организации:
архитектурно-ансамблевая , историческая , музыкальная , персональная или мемориальная
Площади организации:
экспозиционно-выставочная 1280м2
временных выставок 99м2
фондохранилищ 192м2
парковая 2,03га
Количество сотрудников:
82, из них 4 научных
Среднее кол. посетителей в год:
137830
В структуре организации имеются:
архив, научная библиотека
Вышестоящая организация:
Министерство культуры и туризма Удмуртской Республики — R657
Членство в организациях:
Союз музеев России — R14
Организации партнеры:
Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И. Чайковского — M443
Национальный музей Удмуртской Республики имени Кузебая Герда — M1322
Музей истории и культуры г. Воткинска — M1323
Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств — M1522
Дом-музей П.И. Чайковского (Алапаевск) — M2238
Историко-культурный музей-заповедник Удмуртской Республики «Иднакар» — M2918
Архитектурно-этнографический музей-заповедник «Лудорвай» — M3069
Музейно-выставочный комплекс стрелкового оружия им. М.Т. Калашникова — M3091
Спонсоры, меценаты и грантодатели:
ОАО «Удмуртнефть», Благотворительный фонд Б. Ельцина, Союз музеев России, Компания «КОМОС ГРУПП», Генеральный директор ООО «Новые литейные технологии» Александр Алексеевич Синев, Клуб коллекционеров кукол России, ФГУП «Воткинский завод», ФЦП «Культура России»
Единиц хранения:
21710, из них 18563 предметов основного фонда

Наиболее ценные (уникальные) коллекции:
Музыкальные инструменты и носители звукозаписи — 82 ед. хр.
Редкая книга — 503 ед. хр.
Предметы мебели и интерьера конца XVIII- первой половины XIX века — 132 ед. хр.
Редкие нотные издания — 272 ед. хр.
Мемориальные предметы П.И. Чайковского — 28 ед. хр.
Рукописные документы 1830-1840-х гг. — 7 ед. хр.
наиболее интересные предметы фондов

Выездные и обменные выставки:
«Музыка, навеянная детством». Выставка посвящена творчеству П.И.Чайковского и его истокам — детскому периоду. На выставке демонстрируются авторские куклы — персонажи произведений Чайковского и сценография — эскизы декораций и костюмов из фондов музея-усадьбы. (45 экспонатов)
«Театр Чайковского». Выставка сценографии произведений Чайковского, на которой представлены коллекции костюмов, эскизов декораций и костюмов из фондов музея-усадьбы. Яркие красочные эскизы, костюмы прошлых эпох, — все это воссоздает на выставке праздничную сказочную атмосферу театра. (42 экспоната)
«Родина П.И. Чайковского в работах художников». В представленных произведениях из коллекции Музея-усадьбы П.И.Чайковского художники отражают красоту природы Прикамья, которая когда-то пленяла воображение будущего композитора. В коллекцию вошли работы знаменитого театрального художника Т.Г. Старженецкой, а также известных воткинских художников Е.Н. Русанова, П.И. Соломенникова и Я.Л. Завирухи. (48 экспонатов)
«Музыка Чайковского — музыка Победы». Мультимедийная выставка, посвященная советским оркестрам и музыкантам, исполнявшим музыку П. Чайковского в тылу и местах сражений, работе Воткинского и Клинского музеев композитора в годы войны и великой воодушевляющей и живительной силе музыки композитора. Экспозиция состоит из 6 модулей, каждый из которых представлен в оригинальном исполнении стойки-книги и разработан как отдельный, самостоятельный тематический раздел. Отдельным художественным комплексом является стилизованный «Афишный стенд» со встроенной плазменной панелью. Мультимедийным наполнением стали кадры военной хроники, документальные и художественные фильмы, видеозаписи фронтовых концертов. (23 экспоната)
Виртуальные ресурсы:
см. выше сайт(ы) музея
Примечание:
Официальное название организации: Бюджетное учреждение культуры Удмуртской Республики «Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского».
Виды деятельности и первоочередные задачи, в которых нужна помощь сторонних организаций и фондов: пополнение коллекций и реставрация мемориальных предметов Чайковских, организация выставок в России и за рубежом, подготовка изданий, проведение конкурсов, фестивалей, концертов.

информация от: 18.06.2020

ХРОНОГРАФ ОСНОВНЫХ СОБЫТИЙ МУЗЕЯ П. И. ЧАЙКОВСКОГО

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ МУЗЕЯ

 В первые же дни после смерти Чайковского у его младшего брата, довольно известного в то время драматурга, переводчика, либреттиста, возникла мысль о сохранении в неприкосновенности клинского дома и создании там музея великого русского композитора. Осуществить этот замысел ему помогли: наследник авторских прав Чайковского его племянник В.Л.Давыдов и А.И.Софронов, слуга композитора и наследник его имущества. В 1897 году М.И.Чайковский и В.Л.Давыдов поселились в Клину. Не желая нарушать мемориальность личных комнат композитора, они сделали к дому пристройку и поселились там.

 Облик пристройки — кабинета Модеста Ильича, комнаты Владимира Львовича и небольшой приемной с плетеной мебелью, — значительно отличается от комнат, которые занимал композитор. Стены и потолок обшиты сосновыми досками и украшены накладной резьбой, выполненной клинскими мастерами-краснодеревщиками. Музыковед В.В.Яковлев, посетивший Клин в 1919 году, писал: «Окидывая беглым взглядом уже виденное, уходишь из комнат композитора с ощущением, что вся обстановка таит в себе черты уже исчезающего, неповторимого быта; впервые представляется, что и 80-е и 90-е годы имели свое лицо, и даже, что эта недавняя старина interieur’ов, мало у нас уважаемая, имеет право на признание ее вкуса, по крайней мере, в убранстве помещений у наиболее восприимчивых к красоте представителей этих десятилетий. Совершенно иное впечатление от верхних комнат, принадлежавших
Модесту Ильичу, — здесь отражение итальянских вкусов брата композитора, влияние других идей, другой эпохи: попадаешь в кабинет нового Фауста, где хочется углубиться в чтение истории старого доктора Иоганна, Бенвенуто Челлини и средневековых легенд».

 Модест Ильич Чайковский сыграл исключительную роль в деле увековечения памяти великого музыканта и как создатель музея, ставшего первым в России музыкальным мемориальным музеем, и как составитель первой и наиболее полной биографии Чайковского, и как организатор концертов в пользу «фонда Чайковского».

 За новое для себя дело — создание музея — Модест Ильич принялся с необычайной энергией. Он не только сохранил все раритеты, оставшиеся в доме после смерти брата, но и собрал огромное количество рукописей Петра Ильича: его писем, музыкальных автографов и многих других уникальных материалов. Большую помощь в этом ему оказали, прежде всего, ближайшие друзья композитора и его ученики: Г.А.Ларош, Н.Д.Кашкин, С.И.Танеев, которые не только собирали реликвии, но и привлекали к этой работе других.

 Широчайшая образованность и разносторонняя деятельность позволяли Модесту Ильичу участвовать в работе всевозможных обществ: Русского театрального и Общества русских драматических писателей, быть членом Главной дирекции музыкального общества и присутствовать в качестве его делегата на Международном музыкальном конгрессе в Риме.

 Настоящим сокровищем является книжная и нотная библиотеки М.И.Чайковского. Его библиотека на русском и иностранных языках, насчитывающая свыше двух тысяч томов по самым разным отраслям знания, содержит сочинения Аксакова, Достоевского, Л.Н.Толстого, Чехова, Лермонтова, Байрона, Шекспира, Мильтона, Данте, Гейне, Гете, Клейста, Франса, Флобера, Мопассана, Золя, книги Ибсена, Киплинга, Метерлинка, Гамсуна, Мережковского, произведения античной литературы, философские труды Шопенгауэра, Спенсера, Ницше, многотомные издания по искусству, написанные Вазари, Бенуа, Грабарем, книги по истории, психологии, логике, языкознанию и теории литературы, экономике и социальным проблемам, педагогике (Модест Ильич был воспитателем глухонемого мальчика Николая Конради), множество путеводителей по разным странам, городам, музеям. Значительное место в библиотеке занимают журналы, русские и иностранные, а также словари, и, прежде всего, многотомные энциклопедические: русский (Брокгауза и Эфрона) и французский (Ларусс).

 Нотная библиотека состоит, главным образом, из произведений русских и иностранных композиторов в переложении для фортепиано в четыре руки. Некоторые экземпляры — произведения Глазунова, Направника и других композиторов — с дарственными надписями Модесту Ильичу.

 В этой пристройке, в своем кабинете Модест Ильич написал биографию Чайковского. Собранный в процессе работы над этим фундаментальным трудом огромный материал — рукописи, письма композитора, письма к нему, воспоминания о нем современников, афиши и программы спектаклей, концертов — послужил основой архива созданного им музея.

 М.И.Чайковский, создатель, первый директор, хранитель и научный сотрудник в одном лице, заложил практически все направления деятельности музея, которые затем получили развитие, и прежде всего, такие как сохранение, собирание, научная работа и пропаганда. В 1916 году по завещанию М.И.Чайковского музей перешел в ведение Московского отделения Русского музыкального общества, с условием, что он будет сохраняться и поддерживаться по примеру дома Моцарта в Зальцбурге и дома Бетховена в Бонне.

 Началась новая страница в истории этого дорогого памятного уголка земли. После смерти основателя Дом-музей П.И.Чайковского пережил множество самых разнообразных событий, как ярких, счастливых, так и трагических. Осенью 1917 года Н.Т.Жегин, на которого Московское Отделение Русского музыкального общества возложило общее заведование музеем, обеспокоенный сложностью обстановки в стране, перевез архив композитора и наиболее ценные предметы его обихода на сохранение в библиотеку Московской консерватории. Все эти раритеты вернулись на свое место в Клин только в 1924 году.

 В конце 1917 года музей пережил тревожное время: в дом композитора, на половину Модеста Ильича, вселился с семьей анархист Дорошенко, который имел обыкновение по утрам, только встав с постели, расстреливать из револьвера портрет римского папы Иннокентия, украшавший стены спальни создателя музея. В апреле 1918 года Дорошенко был арестован. В июле этого же года клинский исполком хотел занять первый этаж дома и половину М.И.Чайковского под «Пролеткульт», детский дом или какое-либо другое учреждение. И только вмешательство отдела по охране памятников искусства и старины Наркомпроса РСФСР, пославшего в Клин телеграмму: «Дом-музей П.И.Чайковского ни уплотнению, ни занятию каким-либо учреждением не подлежит, ввиду его исторической ценности», не позволило осуществиться этим намерениям.

 В 1918 году музею была выдана охранная грамота. Конец 1918 года ознаменован еще одним событием — в музей поступили архив и библиотека композитора С.И.Танеева. Таким образом было положено начало собиранию музеем архивов музыкальных деятелей.

 Большое значение для развития музея имело созданное в 1920 году «Общество друзей Дома-музея П.И.Чайковского», которое не только внесло свежую струю в работу музея, но и создало предпосылки для дальнейшего укрепления и развития этого памятника русской музыкальной культуры.

 В мае 1921 года хранителем музея был назначен Н.Т.Жегин, много сделавший для его сохранения, неутомимый собиратель материалов о жизни и творчестве Чайковского и современных ему музыкальных деятелей. 26 августа 1921 года Постановлением Совета Народных комиссаров РСФСР Дом-музей был объявлен государственной собственностью.

 Средства на содержание музея складывались из бюджетных ассигнований и процентов отчисления с авторского гонорара, получаемого от исполнения произведений П.И.Чайковского и от постановок пьес его брата-драматурга. Немалым вкладом были и средства Общества друзей Дома-музея П.И.Чайковского, которые шли на приобретение новых материалов для фондов музея, на научную разработку архива композитора, реставрацию дома, организацию концертов и выставок.

 В 20-е годы самыми значительными были выставки, посвященные А.С.Пушкину и С.И.Танееву, и выставка «Современники П.И.Чайковского». Большинство экспонатов этих выставок было приобретено на средства Общества.

 В 30-е годы, накануне столетия со дня рождения Чайковского, которое широко отмечалось в 1940 году, начинается систематическая работа по изучению творческого наследия композитора. Издается летопись его жизни и творчества, публикуется переписка. С 1953 года Государственное музыкальное издательство осуществляет издание полного собрания сочинений П.И.Чайковского. В это издание входят многие материалы архива Дома-музея, в работе принимают деятельное участие сотрудники музея.

 С началом Великой Отечественной войны все основные ценности были вывезены на родину Чайковского — в Удмуртию, в город Воткинск. Там сотрудниками музея была организована экспозиция мемориальных фондов. Большую просветительскую работу вели они с местным населением, в госпиталях, школах. Это был трагический период в истории музея. Фашисты причинили значительный ущерб зданию музея в Клину. Первый этаж они превратили в гараж для мотоциклов и шорную мастерскую, во втором этаже — в комнатах Чайковского и его брата — были устроены солдатские казармы.

 После освобождения Клина музей был в очень короткий срок отреставрирован и возобновил свою музыкально-просветительскую деятельность среди населения и воинов Красной Армии. В конце 1944 года эвакуированные музейные ценности были возвращены в Клин, и 6 мая 1945 года, накануне дня рождения композитора, полностью отреставрированный Дом-музей снова открыл двери для посетителей. Это было второе рождение музея.

 Семь десятилетий послевоенной жизни музея — это труд нескольких поколений людей, превративших его в центр музыкальной культуры мирового значения. В эти годы получили дальнейшее развитие основные направления его деятельности: сохранение и реставрация усадьбы и коллекций, огромная собирательская работа, в результате которой уникальные фонды музея почти удвоились по сравнению с довоенными, научная пропаганда творческого наследия Чайковского, формы которой чрезвычайно разнообразны.

 Петр Ильич Чайковский — одна из величайших фигур мировой культуры. Его музыка, общечеловеческая по своему содержанию, несущая в себе высокие идеи гуманизма, любима народами всех стран. Вот почему дом в Клину стал настоящей музыкальной Меккой. За более чем столетнюю историю музея его посетили миллионы людей со всего земного шара. Дом Чайковского обладает покоряющей притягательной силой, дает каждому, приехавшему сюда, прекрасную возможность «встретиться» с гениальным музыкантом в его среде, в его времени, погрузиться в тот самый предметно-пространственный мир, верный даже в деталях, который окружал его. При этом не возникает впечатления мертвенности, музейной застылости — дом продолжает жить, потому что в нем не замолкает музыка. Продолжает звучать рояль Чайковского, с которым связана одна из традиций музея: дважды в году — в день рождения композитора, 7 мая, и в день его памяти, 6 ноября, старый беккеровский рояль наполняет волшебными звуками и уютную гостиную, и примыкающие к ней комнаты, и подступивший к окнам дома парк. В день памяти композитора одновременно отмечается и годовщина Шестой симфонии, величайшего шедевра мирового искусства. Поэтому день памяти Чайковского каждый раз становится днем торжества его музыки, неувядающей его славы.

 Лучшие музыканты почитают за честь принимать участие в музыкальных собраниях в клинском доме. Здесь выступали Леонид Собинов, Сергей Лемешев, Давид Ойстрах. На рояле Чайковского играли Александр Гольденвейзер, Генрих Нейгауз, Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, Владимир Горовиц и многие, многие другие. Музыка, знакомая по концертным исполнениям, по многочисленным изданиям и записям, в доме ее автора воспринимается совершенно иначе. Ярче выявляются искренность, непосредственность и доверительный тон лирического высказывания композитора, а в исполнении ощущается взволнованность и приподнятость. Эта традиция зародилась в двадцатые годы, и неизменно поддерживается.

 Почетное право играть на рояле композитора предоставляется и молодым пианистам — лауреатам Международного конкурса имени П.И.Чайковского. В 1958 году эту традицию начинал американский пианист Вэн Клайберн, лауреат Первого конкурса, который написал после посещения дома композитора: «У меня не хватает слов, чтобы выразить сердечную радость и благодарность за то, что я удостоен чести видеть дом великого мастера и играть на его рояле». За ним последовали: Джон Огдон, Алексей Наседкин, Владимир Крайнев, Михаил Плетнев, Борис Березовский и другие. Постоянным участником концертов в Клину стал лауреат VI Международного конкурса имени П.И. Чайковского Михаил Плетнев. Замечательный пианист, композитор, дирижер, человек разносторонних интересов, М.Плетнев исполняет всю фортепьянную музыку Чайковского. Работа над его сочинениями, по мнению артиста, является своеобразным критерием зрелости, мастерства, культуры музыканта. Играя Чайковского, нельзя скрыться за виртуозные элементы, так как это «композитор души».

 Членами жюри, участниками и почетными гостями девяти конкурсов П.И.Чайковского в парке музея посажена целая аллея прекрасных деревьев в знак глубокого преклонения перед гением. К шуму их ветвей присоединяется и шум деревьев, посаженных выдающимися деятелями музыкальной культуры мира: дирижерами Леопольдом Стоковским и Риккардо Мутти, певцами Антониной Неждановой, Леонидом Собиновым и Марией Биешу, артистами миланского театра Ла Скала.

 Дом-музей П.И.Чайковского в Клину — один из старейших мемориальных музеев мира — по сути своей является музейным комплексом, заповедником, так как включает в себя все необходимые для этого компоненты. Мемориальный дом — сердце музея, его внешний вид и внутреннее убранство, а также составляющие с ним единое целое старинный парк и усадебные постройки — все это в совокупности воссоздает колорит эпохи, ее атмосферу, и требует исключительно бережного к себе отношения. Вот почему сохранение и реставрация музейного комплекса, всех его слагаемых — от зданий до каждого мельчайшего музейного экспоната, предмета, документа — является одной из главных задач музея. Во время реставрации ставится цель донести до наших современников и потомков первозданность памятника, снять все позднейшие наслоения, восстановить утраченные элементы. Эта огромная научно-исследовательская работа опирается как на тщательные натурные исследования, так и на архив музея.

ХРОНОГРАФ ОСНОВНЫХ СОБЫТИЙ МУЗЕЯ П. И. ЧАЙКОВСКОГО

1893 — 1894 — 1896 — 1897 — 1898 — 1899 — 1900 — 1902 — 1903 — 1905
1906 — 1914 — 1916 — 1918 — 1920 — 1921 — 1922 — 1923 — 1931 — 1934
1936 — 1937 — 1940 — 1941 — 1942 — 1944 — 1945 — 1953 — 1958 — 1959
1960 — 1964 — 1970 — 1971 — 1982 — 1984 — 1988 — 1990 — 1991

  • Приезд М.И.Чайковского в Клин для организации музея П.И.Чайковского и разбор вместе с С.И.Танеевым архива композитора.
  • Покупка дома А.И.Софроновым (4 января).
  • Сведения о первых посетителях музея 8 марта (из письма А.И.Софронова к М.И.Чайковскому).
  • Первая запись в книге посетителей музея считается официальной датой основания музея (9 декабря).
  • Издание завершенного С.И.Танеевым дуэта «Ромео и Джульетта».

1896 — 1897

  • Публикации в журналах фрагментов книги М.И.Чайковского «Жизнь П.И.Чайковского», подготовленной по документам
    архива клинского дома.
  • Издание С.И.Танеевым сочинений П.И.Чайковского, им не публиковавшихся («Фатум», «Гроза»).
  • Переезд в Клин М.И.Чайковского и В.Л.Давыдова и поселение их в Доме-музее.
  • Издание восстановленной симфонической баллады «Воевода» П.И.Чайковского.

1898 — 1899

  • Пристройка к дому комнат, где расположились кабинеты М.И.Чайковского, В.Л.Давыдова.
  • Переделка парадного входа, подсобных помещений и устроительные работы на территории усадьбы.

1900 — 1902

  • Выход в свет книги М.И.Чайковского «Жизнь П.И.Чайковского», т. 1-3, Москва-Лейпциг.
  • Выкуп дома М.И.Чайковским и В.Л.Давыдовым у А.И.Софронова.
  • Вывоз М.И.Чайковским архива музея в Москву.
  • Смерть В.Л.Давыдова.
  • М.И.Чайковский становится единоличным владельцем.
  • Постройка каменных столбов ограды и въездных ворот.
  • Закрепление территории за музеем.
  • Январь. Смерть М.И.Чайковского.
  • Передача музея, согласно его завещанию, в собственность Московского отделения Русского Музыкального Общества.
  • Начало деятельности Н.Т.Жегина в клинском Доме-музее П.И.Чайковского.
  • Передача Дома-музея П.И.Чайковского в Клину в ведение Комиссариата Имуществ Российской республики (июнь).
  • Выдача охранных грамот Комиссариатом Имуществ (19 июня) Российской Республики и Всероссийской коллегии по делам музеев
    (2 октября).
  • Учреждение Общества Друзей Дома-музея П.И.Чайковского в Клину (31 мая).
  • Установление штатного расписания для музея.
  • Назначение Н.Т.Жегина заведующим Дома-музея П.И.Чайковского (май).
  • Утверждение образца печати и штампа музея (14 июня).
  • Постановление СНК РСФСР о национализации Дома-музея П.И.Чайковского в Клину (26 августа).
  • Утверждение Совета музея.
  • Установление нового штатного расписания.
  • Назначение Н.Т.Жегина директором музея (находился в этой должности до 1937 года).
  • Начало записи в первую книгу поступлений музея новых документов и экспонатов.
  • Издание дневников П.И.Чайковского И.И.Чайковским, ученым секретарем музея до 1927 года.
  • Передача музея в ведение Большого театра (апрель).

1934 — 1936

  • Издание Н.Т.Жегиным и В.А.Ждановым переписки П.И.Чайковского с Н.ф. фон Мекк.
  • Смерть Н.Т.Жегина (апрель).
  • Передача музея в ведение Всесоюзного Комитета по делам искусств (октябрь).
  • Капитальный ремонт дома П.И.Чайковского (архитектор Кулагин).
  • Издание летописи жизни и творчества П.И.Чайковского «Дни и годы».
  • Юбилейные торжества, посвященные 100-летию со дня рождения П.И.Чайковского.
  • Эвакуация основных ценностей музея в Удмуртию, г. Воткинск (август).
  • Оккупация Клина немецко-фашистскими войсками (23 ноября).
  • Освобождение Клина и Дома-музея П.И.Чайковского частями Красной Армии (14-15 декабря).
  • Составление сотрудниками музея при участии жителей Клина Акта об ущербе, нанесенном музею немецко-фашистскими
    оккупантами (21 декабря).
  • Открытие музея для посетителей (1 марта).
  • Капитальный реставрационный ремонт под руководством архитектора-реставратора А.Н.Федоровa (август).
  • Возвращение в клинский дом из эвакуации основных фондов и коллекций музея (16 ноября).
  • Торжественное открытие музея П.И.Чайковского после реставрации и восстановления мемориальных экспозиций (6 мая).
  • Начало работы над изданием полного собрания писем П.И.Чайковского в составе полного собрания сочинений.
  • Реставрационный ремонт части дома (пристройки) под наблюдением специальной комиссии под руководством академика И.Э.Грабаря.
  • Первый прием участников и гостей I Международного конкурса имени П.И.Чайковского.
  • Выход в свет книги «Музыкальное наследие П.И.Чайковского», подготовленной научным коллективом музея.

1959 — 1960

  • Капитальный реставрационный ремонт дома. Технический надзор осуществлял архитектор А.Н.Борщевский.
  • Открытие концертного зала.

1970 — 1971

  • Первые международные выставки в Японии, Польше и Чехословакии.

1982 — 1984

  • Капитальный реставрационный ремонт. Технический надзор осуществлял архитектор Б.Л.Малхасов.
  • Восстановление мемориальных интерьеров в комнатах первого и второго этажей (комната для гостей, спальня М.И.Чайковского,
    комната В.Л.Давыдова).

1988 — 1990

  • Проектирование и начало строительства фондохранилища для уникальных коллекций музея.
  • Зарубежные выставки экспонатов музея в Чехословакии, Японии, Германии, Норвегии, Болгарии.
  • Торжества в честь 150-летия со дня рождения П.И.Чайковского.
  • Учреждение Международного Общества П.И.Чайковского (май).
  • Решение Московского Областного Совета народных депутатов о создании филиала музея на базе бывшей усадьбы Демьяново.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *