Проезд автобусом №7, 7А от вокзала или остановки «Сенная площадь».
Время в пути: 20 минут. Стоимость проезда 27 рублей. Расписание на сайте и в «Красной Избе».
Он-лайн карта движения автобусов
Действующий мужской монастырь XII века, расположенный у истоков Волхова, близ озера Ильмень, является частью грандиозной природной панорамы, которую оживляют небольшие каменные храмы южных окрестностей города. Это южный форпост Великого Новгорода, основанный великим киевским князем Ярославом, при крещении получившим имя Георгий (в честь Георгия Победоносца). Свято-Юрьев монастырь считается первым православным монастырем Новгородской земли. Название монастыря впервые упоминается в летописи в связи с постройкой собора Св. Георгия в 1119 году. Главный храм Юрьева монастыря удивительно гармоничен, будто высечен из куска белого камня. В нем можно увидеть фрагменты фресковой живописи XII в. В архимандритском корпусе Юрьева монастыря находится Новгородское епархиальное духовное училище.
Существует и легендарная дата основания Юрьева монастыря — 1030 год. Тогда, после победы над чудью, князь Ярослав Мудрый в честь своего небесного покровителя Георгия (Юрия) основал город Юрьев (Тарту, Эстония) и построил храмы в Новгороде и Киеве. Для храма в Новгороде избрали место на пути к загородной резиденции, которая находилась в селе Ракомо на берегу озера Ильмень. Здесь и возник монастырь.
Самые ранние документальные сведения относятся к 1119 году, когда князь Всеволод Мстиславович заложил «церковь камену во имя Георгия, а мастер трудился Петр». Георгиевский собор вместе с церковью Благовещения, возведенной в 1103 году напротив, на Городище, образовывали подобие пропилей, через которые попадали в город. Значение Георгиевского собора подчеркивалась тем, что при нем велась княжеская летопись, а сам храм использовался как усыпальница новгородских князей. Здесь похоронены мать и брат Александра Невского, Дмитрий Шемяка и другие. Своими размерами (высота — 32 метра, длина — 26, ширина — 24), смелыми вытянутыми пропорциями, активно выявленной башей, динамичной композицией трехглавия, а также парадностью и тожественностью интерьера, включая пышные хоры, собор поражает и сейчас. В середине XII века он был расписан. В 1902 году старую живопись «поновили», а фактически переписали. Подлинные фрески сохранились на откосах окон и в верхней части лестничной башни, где еще в древности была устроена небольшая церковь. Надо подняться по 93 ступеням, и колоссальные фигуры святых, будто рожденные светом, льющимся из огромных окон, окружат вас, сделают участником литургии.
Юрьев монастырь был одним из самых крупных собственников. Его земли располагались в различных местах: от верховьев реки Ловати до Онеги, от Шелони до Сестринского стана в Волоколамском уезде близ Москвы. В новгородском кремле монахи имели свой житный двор, а на торгу — лавки. Даже в конце XVII века, когда часть владений у монастыря была изъята, остались приписанными к нему 15 мелких монастырей, тысячи крестьян, обширные угодья, рыбные промыслы, ремесленные мастерские, солеварни, дарованные великокняжескими и патриаршими грамотами. Новый расцвет Юрьева монастыря приходится на первую половину XIX века, когда на средства графини А.А. Орловой-Чесменской, «духовной дочери» игумена Фотия, были приведены в порядок старые здания и построены новые.
В XIX-начале XX веков в монастыре был прекрасный сад и цветники, от него были проложены дороги на Орловскую мызу к дому А.А.Орловой-Чесменской и в Новгород. Вдоль дорог были посажены ивы. Эти 150-летние деревья сохранились и сейчас.
Комплекс сооружений Юрьева монастыря и сегодня кажется грандиозным, хотя он еще не полностью отреставрирован. В него входят 52-метровая колокольня, и пять корпусов: Восточный, с мрачной тюремной камерой; Южный — с церковью Неопалимой купины; Архимандритский — со Спасским собором, под спудом которого были похоронены владыка Фотий и А.А.Орлова-Чесменская; над Северным возвышается колокольня; а с востока к нему примыкает церковь и Крестовоздвиженский собор (1823). Его голубое пятиглавие с яркими золотыми звездами привлекает внимание издалека. Собор приземист, тяжеловат, но удобен для проведения службы.
Монастырь открыт для всех желающих.
Программа Новгородского областного телевидения: «По святым местам Новгородской земли. Свято-Юрьев монастырь»
Новгородская третья летопись, фиксирует даты закладки и освящения Георгиевского собора, называет и его автора — мастера Петра. Это первый известный русский архитектор — в Новгороде, его артель, судя по всему, возвела не только Георгиевский собор, но и ещё несколько храмов. Предание относит основание Юрьева монастыря к 1030 году, а его основателем называет Ярослава Мудрого, носившего в крещении имя Георгий. Говорится, что князь поставил монастырь в Новгороде в честь победы над чудью. Однако в летописях мы известий об этом событии не находим. Речь там идёт о другом. Так, в Лаврентьевской летописи сказано: «Иде Ярослав на Чюдь и победи я и постави град Юрьев». То есть летопись сообщает нам не о Юрьевом монастыре, а об основании города Юрьев, нынешний Тарту. Авторы ХIХ века (и в том числе известный архимандрит Макарий (Миролюбов), немало потрудившийся на ниве, как мы сказали бы сегодня, «новгородского краеведения»), называя 1030 год, ссылаются на «Историю Российскую» Василия Татищева, написанную в 1730-х годах, но мы знаем, насколько неточно Татищев нередко трактовал летописные факты. Вероятнее всего, и с датировкой Юрьева монастыря вышла ошибка. А проверить её было нечем — монастырский архив полностью погиб во время разорения обители шведами в начале ХVII столетия.
Первые летописные свидетельства о Юрьевом монастыре относятся к 1119 году, и эта запись рассказывает как раз о появлении в обители каменного собора. Наиболее подробной она выглядит в Новгородской третьей летописи: «В лето 6627 (1119). Великий князь Всеволод Мстиславич заложил церковь каменную в Великом Новгороде, и игумен Кириак, от града за три поприща, во имя святаго великомученика Георгия, и сотвориша манастырь велий и братию собраша; и соверши великий князь Всеволод Мстиславич, и освятиша в лето 6648, иуния в 29 день, на память святых апостол Петра и Павла; а мастер трудился Петр». Что касается 6648 (то есть 1140) года, то тут мы имеем дело с явной опиской летописца — князь Всеволод скончался в 1138 году в Пскове; вместо 6648 следует читать 6638, то есть новопостроенный собор освящали в 1130 году, при игумене Исаии, сменившем к тому времени игумена Кириака. Стоит обратить внимание на фразу «сотвориша монастырь велий и братию собраша» — она как будто говорит о том, что одновременно со строительством собора создавался и монастырь. Как вариант — прежняя обитель, если она и была, по Татищеву, основана за сто лет до этого, к моменту предпринятых князем строительных работ захирела и пришла в запустение. Величайшую ценность приведённой летописной записи сообщает то, что она называет автора Георгиевского собора — мастера Петра. Вероятнее всего, этот талантливейший зодчий был русским по происхождению (об этом можно сделать вывод благодаря тому, что подле его имени здесь не стоит «Грек» или «Гречин» — обыкновенная подпись тогдашней эпохи). Старые авторы, писавшие о Георгиевском соборе, предполагали, что мастер Пётр являлся одним из первых русских архитекторов, прошедших обучение строительному искусству у греков. В том же году князь Мстислав Великий и его сын Всеволод Мстиславич дали Юрьеву монастырю жалованную грамоту: «Се аз, Мстислав Володимир сын, держа Руську землю, в своё княжение повелел есмь сыну своему Всеволоду отдати Буице святому Георгиеви с данию, и с вирами, и с продажами… Даже которыи князь по моем княжении почнет хотети отъяти у святаго Георгия, Бог буди за тем и Святая Богородица…». Это — древнейшая княжеская грамота подобного рода, ныне она хранится в Новгородском музее. Мы видим, что изначально Юрьева обитель являлась «княжеским» монастырём и имела совершенно особое значение.
После новгородского восстания 1136 года, когда резиденцией князей, подконтрольных отныне посаднику, стало Рюриково городище (в двух километрах от Новгорода), Георгиевский собор перенял у Софийского собора функцию княжеской усыпальницы. Эта функция вполне для него подходила — размеры и величественность форм позволяли ему играть эту роль. Как показывают исследования, нынешний облик храма несколько отличается от «оригинального». Так, собор в древности был выше почти на метр и имел позакомарное покрытие, впоследствии заменённое четырёхскатной кровлей. Незадолго до освящения или сразу же после него (тут мнения исследователей расходятся) храм украсили замечательными фресками. Их небольшие фрагменты сохранились в северо-западной башне Георгиевского собора — по этим фрагментам можно судить, что автор (а точнее, авторы) росписей был человеком великих художественных дарований. Основные же росписи погибли в ходе масштабной реконструкции 1820-х годов.
В 900-летней жизни Георгиевского собора было много потерь и обретений… Храм украшался, его разоряли, он обрастал пристойками и лишался их, приходил в полную ветхость и вновь отстраивался… В наши дни собор выглядит почти так же, как при своём начале, — и так же, как при его начале в нём совершаются тожественные богослужения. Юрьев монастырь всегда оставался первым среди новгородских монастырей, что отмечалось вполне определёнными знаками — так, например, уже в 1299 году в обители учредили архиманритию. Юрьевские архимандриты выступали наместниками новгородских святителей и нередко играли главные роли в важнейших делах и посольствах. Это, впрочем, не всегда уберегало монастырь от бед — естественного и не слишком естественного порядка, причём первым при этом всегда терпел урон главный храм обители — Георгиевский собор. Храм несколько раз горел в пожарах и подвергался разорениям. Серьёзнейшим испытанием для него стал пожар 1386 года — тогда в новгородские пределы вторглось войско великого князя Московского Дмитрия Донского, желавшего проучить Новгород за проделки ушкуйников на Волге. Новгородцы, стремясь лишить москичей опорных баз, сами жгли пригородные монастыри — досталось и Юрьеву. Следующее серьёзное испытание относится к Смутному времени. В 1611 году шведский военачальник Якоб Делагарди, чей отряд несколько ранее, согласно заключённому договору, выступил на помощь царю Василию Шуйскому, нарушил договор и оккупировал новгородскую землю. Покинули шведы Новгород лишь в 1617 году, после подписания Столбовского мира, положившему конец русско-шведской войне. Георгиевский собор во время оккупации был разорён буквально «дотла». Захватчики ушли, вернулась мирная жизнь, но пожары по-прежнему регулярно наносили ущерб Георгиевскому храму. Так, например, сильно обгорел он в 1675 году — тогда помог государь Алексей Михайлович, приславший для поправки собора и других зданий 200 пудов железа и 200 бочек извести. Особенно тяжёлые времена настали после секуляризационной реформы, предпринятой Екатериной II в 1764 году.
Монастырь, хоть и причисленный к первому классу, но лишившийся своих богатых доходов, на протяжении полувека приходил в упадок. Разрушался и Георгиевский собор. Вследствие многочисленных пожаров бывшие в нём дубовые связи сгорели, по стенам пошли гигантские, протяженностью до 20 метров, трещины, крыша протекала. В 1804 году, при архимандрите Парфении, трещины частично заделали и впервые устроили железную кровлю вместо тёсовой, однако главная причина (утрата внутренних связей), грозившая храму падением, не была устранена — её тогда даже не обнаружили. Собору требовалась масштабная реставрация, которая и началась с приходом в 1822 году в Юрьев монастырь знаменитого архимандрита Фотия (Спасского). Изначальный статус «княжеского» собора способствовал превращению Георгиевского храма — после того, как князья в Новгороде стали лишь наёмными военачальниками, — в княжескую усыпальницу. В 1198 году здесь погребли князей Ростислава Ярославича и Изяслава Ярославича, умерших в младых годах — один пяти, а другой восьми лет от роду. В 1233 году в соборе хоронили ещё одного князя-отрока — не дожившего ло 14 лет святого благоверного Феодора Ярославича, родного брата Александра Невского. В 1244 году умерла их мать, княгиня Феодосия Мстиславовна (в иночесте Евфросинья), её погребли в Георгиевском соборе рядом с сыном. Спустя два века с небольшим в соборном храме хоронили ещё одного князя — вечного скитальца Дмитрия Шемяку, отравленного в 1453 году в Новгороде, вероятнее всего, по приказу его брата, великого князя Московского Василия II Тёмного. Впрочем, находили последнее пристанище в Георгиевском соборе не только князья, но и посадники и новгородские архиреи. А в 1786 году сюда из упразднённого Благовещенского монастыря перенесли мощи святителя Феоктиста, архиепископа Новгородского, управлявшего Новгородской епархией в начале ХIV века. Последнее по времени знаменитое захоронение — могила известных деятелей екатерининской эпохи братьев Григория, Алексея и Фёдора Орловых. В начале 1830-х годов их прах в Юрьев монастырь перевезла дочь Алексея Орлова, Анна Алексеевна Орлова-Чесменская, на чьи деньги, собственно, при архимандрите Фотии и была предпринята реконструкция Юрьевой обители, совершенно её преобразившая. Анна Орлова-Чесменская, присматривающая за их захоронениями в храме, умерла в 1848 году; спустя без малого полвека в 1896 году, потомок Орловых А.В. Орлов-Давыдов получил дозволение перевезти прах предков в усыпальницу родовой усадьбы «Отрада» (с. Семёновское. Ступинский район). Увы, мощи там находились не долго. В 1924 году в «Отраду» пожаловала большевистская спецкоманда — кощунники вынесли останки Орловых из склепа и, разведя большой костёр, сожгли их.
В ходе реконструкции, проводившейся в 1825-1827 годах, в монастыре появились новые каменные храмы, были возведены новые корпуса, благоустроена территория. Неузнаваемо изменился и Георгиевский собор. Архимандрит Фотий не заботился о сохранении древнейших черт храма. С западной стороны он пристроил к нему притвор и паперть, разделённые каменной стеной, с южной — ризничную палату, с северной — придел святителя Феоктиста Новгородского. Внутри храм также претерпел переустройство: Фотий «привел стены и своды в совершенную прочность, кровлю перекрыл, поставив железные стропила», но в ходе ремонта оказались сбиты древние фрески (за исключением северо-западной башни). Именно это обычно ставят в вину архимандриту искусствоведы, заклеймившие его как «малообразованного церковника». В 1845 году главы Георгиевского собора были покрыты медными, «через огонь позлащёнными листами». В 1898-1902 годах проводилось последнее обновление храма. Тогда «фотиевские росписи» сбили и заменили новой живописью по штукатурке. Работы вели мастера из артели М.Н. Сафонова. Росписи Сафоновской артели интересны, прежде всего тем, что в них отразился характерный для рубежа ХIХ-ХХ веков взгляд на древнерусское искусство. Живопись эта нравилась современникам. «Новгородские епархиальные ведомости» от 1902 года сообщают об «идейном и эстетическом благолепии» нового внутреннего убранства Георгиевского собора.
Первая научная реставрация собора относится к 1933-1935 годам. Она проводилась под руководством М.К. Каргера, принявшего решение «очистить» храм от позднейших элементов (была сломана паперть, ликвидированы южная и западная пристройки, убран иконостас ХVIII века, причём сохранением последнего никто не озаботился). Георгиевский собор сильно пострадал во время Великой Отечественной войны — в годы оккупации в Юрьевой обители стояли немецкие и испанские части. К 1952 году его отремонтировали, в 1979 году он исследовался с точки зрения особенностей строительной техники, использовавшейся при его возведении. Подобно многим другим монастырям, Юрьев монастырь вернули Церкви в 1991 году. В то время на его территории находились мастерские художников, профтехучилище, жили несколько семей. Храмы стояли без иконостасов, а Спасский собор — и вовсе без куполов. Монастырский сад практически погиб, территория обители напоминала свалку. В братских корпусах в советские годы произвели перепланировку согласно тогдашним нуждам. В 1992 году Юрьева обитель была включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Монашеское служение было возобновлено в ней в 1993 году — одновременно начался масштабный ремонт.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №90, 2014 г.
Свято-Юрьев монастырь считается старейшим в Новгородских землях и одним из самых древних во всей России. Согласно легенде, обитель основал в 1030 году великий князь ростовский, новгородский и киевский Ярослав Мудрый. В крещении он носил имя Георгий, которое в русском языке имеет аналог Юрий, чем и объясняется название пустыни. Первые же достоверные упоминания о монастыре появились лишь в 1119 году. Указ о строительстве белокаменного Георгиевского храма издал сын Владимира Мономаха и английской принцессы Гиты Уэссекской князь киевский Мстислав Великий. Проект предположительно разработал мастер Пётр, также работавший над чертежами Николо-Дворищенского собора и церкви Благовещения на Городище. Архитектор стал первым зодчим в истории Руси, чье имя было доподлинно зафиксировано и привязано к его творению. Работы по возведению и росписи продолжались в течение 11 лет. Освящение церкви провел новгородский епископ Иоанн 12 июля 1130 года. С первых дней храм стал служить усыпальницей для высших церковных чинов, представителей княжеских и дворянских родов. Об этом свидетельствуют найденные в подполе драгоценные саркофаги домонгольской эпохи. В 1830 году во время реставрации практически полностью уничтожили оригинальные фрески XII века. Стены и купол были расписаны заново, появился семиуровневый иконостас, многие образа украсили драгоценными окладами. Спустя 70 лет убранство церкви опять было полностью обновлено. Внутренний облик, дошедший до наших дней, создавался иконописцем М. Н. Сафоновым. После прихода советской власти Георгиевский собор, как и весь Юрьев монастырь, был разграблен, все ценности экспроприированы, часть построек разрушены, в оставшихся разместился дом инвалидов имени Я. М. Свердлова. Во время Великой Отечественной войны корпуса занимали немецкие, литовские и испанские батальоны вермахта. В лоно Русской православной церкви Юрьев монастырь вернули лишь в 1991 году. Сейчас Георгиевский собор высотой 32 метра является самым большим на территории обители. Несмотря на свою историю, его внешний облик сохранил оригинальные черты первозданной конструкции XII века.