Парфенон Афины

Это самый известный из сохранившихся до наших дней памятников Древней Греции, и одно из самых знаменитых строений в мире. Парфенон основательно стоит на вершине Акрополя вот уже 2500 лет. Он был построен, в благодарность богине Афине Перфенос за покровительство и спасение Афин во время персидских войн.

На протяжении всей своей долгой жизни, в основном, Парфенон функционировал как греческий храм, но использовался и как казначейство, крепость, церковь и мечеть. Сегодня Парфенон — это одна из самых популярных туристических достопримечательностей и одно из самых узнаваемых сооружений в мире.

Этот памятник является символом древнегреческой цивилизации, посвященный Афине — богине мудрости и войны. Официально «Парфенон» носит название «Храм Афины Девы» (от греч. «Парфенос» — девственный).

Убранство храма, дополнявшее его архитектуру, делится на три основные категории: снабженные горельефами метопы, или квадратные панели, располагавшиеся между триглифами фриза над внешней колоннадой; барельеф, который сплошной полосой опоясывал целлу снаружи поверху; две колоссальные группы свободно стоящих скульптур, заполнявших глубокие (0,9 м) треугольные фронтоны.

На 92 метопах представлены сцены единоборств: богов и гигантов с восточной стороны, лапифов и кентавров (они сохранились лучше всего) – с южной, греков и амазонок — с западной, участников Троянской войны (предположительно) — с северной. Скульптурная группа на восточном фронтоне изображала рождение Афины, которая в полном вооружении выпрыгнула из головы Зевса после того, как бог-кузнец Гефест разрубил голову топором.

Группа с западного фронтона представляла спор за Аттику между Афиной и Посейдоном, когда подаренное богиней оливковое дерево было признано более ценным даром, чем источник соленой воды, открытый в скале Посейдоном. От обеих групп сохранились немногочисленные статуи, но и по ним видно, что это было великое художественное творение середины 5 в. до н.э.

Барельефная полоса поверху целлы (общая длина 160 м, высота 1 м, высота от стилобата 11 м, всего здесь было ок. 350 пеших и 150 конных фигур) изображала Панафинейскую процессию, ежегодно подносившую Афине новое одеяние — пеплос. Вдоль северной и южной сторон представлены движущиеся с запада на восток всадники, колесницы, граждане Афин, а ближе к голове процессии — музыканты, люди с дарами, жертвенные овцы и быки.

Вдоль западной, торцевой стены, над портиком, помещены группы кавалеристов, стоящих возле своих лошадей, севших на них или уже уезжающих (эта часть барельефа осталась в Афинах).

На восточном торце представлена центральная группа процессии, состоящая из жреца и жрицы Афины с тремя юными прислужниками: жрец принимает сложенный пеплос. По бокам от этой сцены помещены фигуры важнейших богов греческого пантеона. Они разделены на две группы и повернуты лицом наружу, к углам здания, как бы наблюдая за приближением процессии. Рядом с ними, справа и слева, изображены две группы граждан или официальных лиц, а по краям – медленно движущиеся возглавляющие процессию люди.

Парфенон в его нынешнем виде — стоящий на трех мраморных ступенях (общая высота ок. 1,5 м) периптер дорического ордера, имеющий по 8 колонн на торцах и по 17 по бокам (если считать угловые колонны дважды).

Информация

Адрес: центр Афин

Телефон: (+30) 210 321-41-72

Стоимость билета:

  • с 1/04 по 31/10 — 20€
  • с 1/11 по 31/03 — 10€
  • единый билет на 5 дней — 30€ (включает доступ к следующим объектам: Акрополь, Агора, Ареопаг, Археологический музей Керамика, раскопки Лицея (Ликей), библиотека Адриана, северный склон Акрополя, Керамикос, музей Агоры, южный склон Акрополя, храм Зевса Олимпийского, Римская Агора)

Свободный вход:

  • Каждое первое воскресенье месяца с 1 ноября по 31 марта
  • В Национальный праздник 28 октября
  • 18 апреля (Международный день памятников)
  • 18 мая (Международный день музеев)
  • День европейского наследия (последние выходные сентября)
  • 6 марта (память Мелины Меркури)

Время работы:

Холм Акрополь — безусловно самое знаменитое и заслуженно достойное особого внимания место в Афинах. Не удивительно, что именно Акрополь мы выбрали первым из мест, которые запланировали посетить. Утром по совершенно логичному, но, как оказалось, не совсем традиционному маршруту ] мы вышли к Пропилеям

Понравилось! 1 1

Пропилеи — грандиозный вход, мраморная лестница и колоннада, по которой посетители попадаю к храмам

Понравилось! 1 1
Понравилось! 1 1

По белым вставкам видно, как непросто дается реставрация местным реставраторам

Понравилось! 0 0
Понравилось! 0 0

Под нами расположилась Агора — старая рыночная площадь, но виды с Акрополя — тема другого материала

Понравилось! 1 1

Тут же, возле Пропилей находится Храм Афины Ники, но я как-то это упустил, потому вход представился мне единым целым

Понравилось! 1 1

Ну вот, поднялись. Справа — Парфенон… Этот вид я скорее бы назвал «Кран подъемный, безбашенный…», но «…на фоне Парфенона».

Понравилось! 0 0

А слева Эрехтейон

Понравилось! 1 1

Эрехтейону я посвятил отдельный материал ], особо хочется отметить кариотиды на портике Пандросы

Понравилось! 1 1

Здесь же укажу, что я выбрал путь не по Панафинейской дороге между Парфеноном и Эрехтейоном, а обошел Эрехтейон вокруг слева, осмотрев Агору и Римский форум сверху и обнаружив, что местам Акрополь имел две стены укреплений

Понравилось! 1 1

Обойдя Эрехтейон все равно попадаешь к Парфенону, и как раз в единственное место, где не видно реставрационной техники

Понравилось! 1 1

Кусочек франтона Парфенона

Понравилось! 1 1

Чуть дальше, в конце холма сделана площадка, на которой развивается флаг Греции

Понравилось! 1 1

Я решил, что это банальная смотровая площадка, удобная для осмотра туристами достопримечательностей Афин сверху. По сути, оно так и есть, но греки посвятили это какому-то патриотизму в годы Второй мировой войны

Понравилось! 0 0

С нее действительно хорошо видать не только вниз, но и весь Акрополь

Понравилось! 1 1 Понравилось! 1 1 Понравилось! 0 0

Чуть справа обнаружился старый, уже закрытый музей Акрополя

Понравилось! 0 0

А внизу хорошо знакомый Театр Диониса

Понравилось! 2 2

Справа от музея целая мастерская реставраторов, оборудованная и ж.д. путями

Понравилось! 2 2
Понравилось! 0 0

Кто хочет, может почитать, но я понял, что реставрация здесь будет идти вечно, по крайней мере на мой век уж точно

Понравилось! 0 0 Понравилось! 0 0

Ну и конечно нельзя не отметить «местных»: собак, позирующих на краю стен

Понравилось! 1 1

и более умных кошек, на всякий случай отдыхающих внутри «периметра»

Понравилось! 0 0 Понравилось! 1 1

Наш герой первых фото — «безбашенный кран»

Понравилось! 0 0

Любопытные скульптуры перед фасадом Парфенона

Понравилось! 1 1

Все, весь холм обошли, а выход-вход теперь охранят черный пес

Понравилось! 0 0

Опять колонны Пропилеи

Понравилось! 1 1

Справа обратил внимание на сооружение из розового мрамора

Понравилось! 1 1

Краткая история и описание

Парфенон — великолепный образец дорического стиля

Скульптуры Парфенона — мифы в камне

Парфенон на карте

Краткая история и описание

На вершине скалы Афинского акрополя возвышается монументальный мраморный храм Парфенон, посвящённый Афине Парфенос (т.е. Деве) — покровительнице города. В этом памятнике знаменитый политический деятель Перикл воплотил идею торжествующей демократии и неувядаемой славы Афин.

Вид на Афинский акрополь и храм Парфенон

Парфенон был построен в 447 – 437 годах до н. э. на месте более раннего храма, который воздвигли в ознаменование победы над персами в Марафонской битве. На строительство Парфенона Перикл потратил 450 серебряных талантов, «позаимствованных» из средств, собранных на военные цели.

Чтобы понять насколько огромной была израсходованная сумма, можно воспользоваться следующим сравнением: постройка одной триеры (боевого корабля) обходилась в 1 талант, то есть на 450 талантов Афины могли бы построить флот, состоящий из 450 кораблей. Когда народ обвинил Перикла в расточительстве, он ответил: «Этим храмом наши потомки будут гордиться веками!

Храм в ночной иллюминации

Если вам важнее деньги, то издержки я спишу не на ваш счет, а на мой, и на всех зданиях я увековечу своё имя». После этих слов, народ, не пожелавший уступать всю славу Периклу, закричал, чтобы строительные расходы он относил на общественный счёт. Руководителем работ был назначен скульптур Фидий; он же высек своими руками большую часть украшений Парфенона. Освящение храма состоялось в 438 году до н. э. во время празднества Панафинеи, устраиваемого в честь богини Афины. В византийский период, ознаменовавшейся торжеством христианства, Парфенон был превращён в Храм Святой Марии, а статуя Афины была вывезена в Константинополь.

Вид на храм с запада

В 1460-х годах, когда турки захватили Афины, Парфенон переделали в мечеть. Но самому большому разрушению храм подвергся в 1687 году, во время войны венецианцев с турками, когда раскалённое пушечное ядро, влетевшее через крышу, произвело огромный взрыв.

В XIX веке английский дипломат Т. Элджин, получив разрешение султана Османской империи, вывез из Парфенона в Англию непревзойдённую коллекцию скульптур, которая и по сей день хранится в Британском музее.

Вид на храм с юго-востока

Парфенон — великолепный образец дорического стиля

Парфенон представляет собой классический древнегреческий храм — прямоугольное здание, обрамлённое колоннадой. Согласно стандартам древнегреческой архитектуры, число колонн бокового фасада на 1 единицу больше удвоенного числа колонн на торцевой стороне здания (применительно к Парфенону – 8 и 17). Древние зодчие придали массивному храму изящность, разработав систему оптической корректировки. На расстоянии прямые линии воспринимаются как слегка вогнутые, и чтобы устранить этот «дефект» архитекторы сделали среднюю часть колонн слегка утолщенной, а угловые колонны немного наклонили к центру, тем самым добившись видимости прямизны.

Южный фасад храма

Скульптуры Парфенона — мифы в камне

Дорический фриз фасада был украшен барельефами, изображающими сцены единоборств: битва лапифов и кентавров — с восточной стороны, греков и амазонок — с южной, богов и гигантов — на севере, и участников Троянской войны — на западе. Скульптурная композиция на восточном фронтоне посвящена мифу о рождении Афины. Как и положено богиням, Афина появилась на свет необычным образом, а именно — из головы Зевса. Легенда гласит: Зевс проглотил беременную жену, чтобы предотвратить рождение сына, который бы свергнул его с трона. Вскоре бог-громовержец почувствовал сильную боль, и тогда кузнец Гефест ударил его по голове, и оттуда выпрыгнула Афина.

Восточный фасад храма

На западном фронтоне в камне увековечен спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой, когда подаренное Афиной масличное дерево было признано более ценным даром, чем источник морской воды, высеченный в скале трезубцем Посейдона. По периметру внешних стена храма на высоте 11 метров от пола непрерывной лентой тянулся ещё один фриз, ионический. Его рельефы иллюстрируют сцены из традиционной церемонии празднования «Дня рождения богини Афины» — Панафинеи. Здесь изображены всадники, колесницы, музыканты, люди с жертвенными животными и дарами и др. На восточном торце представлено окончание процессии: жрец принимает от афинянки пеплос — новое одеяние, сотканное для Афины. В древности в Парфеноне размещалась сокровищница, где хранилась казна Афинского морского союза.

Фрагмент восточного фасада храма

А в центре храма стояла 13-метровая статуя Афины Парфенос, выполненная из золота и слоновой кости. Увы, оригинал статуи не уцелел до наших дней. В музеях мира можно увидеть лишь копии шедевра Фидия, воссозданные по описаниям.

Рейтинг достопримечательности

Это самый известный из сохранившихся до наших дней памятников Древней Греции, и одно из самых знаменитых строений в мире. Парфенон основательно стоит на вершине Акрополя вот уже 2500 лет. Он был построен, чтобы отблагодарить богиню Афину Перфенос за покровительство и спасение Афин во время персидских войн. Официально «Парфенон» носит название «Храм Афины Девы» (от греч. «Парфенос» — девственный).

Датой начала строительства Парфенона считается 447 год до н.э. Её установили благодаря найденным фрагментам мраморных дощечек, на них городская власть представляла постановления и финансовые отчёты. Строительство длилось 10 лет. Храм был освящён в 438 году до н.э. на празднике Панафиней (что в переводе с греческого означает «для всех афинян»), хотя работы по украшению и отделке храма велись до 431 года до н.э.

Инициатором сооружения был Перикл – афинский государственный деятель, знаменитый полководец и реформатор. Проект и строительство Парфенона осуществили известные древнегреческие архитекторы Иктин и Калликрат. Художественное оформление храма было выполнено величайшим скульптором тех времён — Фидием. Для постройки использовали пентелийский мрамор высокого качества.

Здание построено в виде периптера (прямоугольное сооружение окруженное колоннами). Общее количество колонн 50 (по 8 колонн на фасадах и по 17 колонн по бокам). Древние греки учли, что прямые линии на расстоянии искажаются, поэтому прибегли к некоторым оптическим приёмам. Например, колонны имеют не одинаковый диаметр по всей длине, они несколько сужаются к верху, а угловые колонны ещё и наклонены к центру. Благодаря этому, сооружение кажется идеальным. Архитектурный облик Парфенона берет свои истоки в деревянном зодчестве: сложенный из камня, храм сохранил в своих очертаниях легкость и изящество деревянной постройки.

Ранее в центре храма стояла статуя Афины Парфенос. Монумент был около 12 м в высоту и сделан из золота и слоновой кости на деревянной основе. В одной руке богиня держала статую Ники, а другой опиралась на щит, возле которого свернулся змей Эрихтоний. На голове Афины размещался шлем с тремя большими гребнями (средний с изображением сфинкса, боковые — с грифонами). На постаменте статуи было вырезана сцена рождения Пандоры. К сожалению, статуя не сохранилась до наших дней и известна по описаниям, изображениям на монетах и немногочисленным копиям.

Парфенон был не только храмом, но и чем-то вроде художественной галереи или музея, он создавал превосходный фон для множества произведений пластического искусства. Фронтон и карнизы здания были украшены скульптурами. По периметру внешних стен целлы на высоте 12 метров лентой тянулся знаменитый парфенонский фриз, детали которого, правда, снизу были почти неразличимы. В начале XIX века лорд Эльджин ограбил Акрополь и увез большую часть фриза в Лондон, и в 1816 году ее приобрел Британский музей.

Распространенное представление, будто греческие храмы всегда были белого цвета, на самом деле ошибочно. В древние времена Парфенон был весьма пестро, а по нынешним вкусам — даже почти аляповато раскрашен.

За много веков храм не раз подвергался нападениям, значительная часть храма была разрушена, а исторические реликвии разграблены. Сегодня некоторые части шедевров античного скульптурного искусства можно увидеть в знаменитых музеях мира. Основная же часть великолепных работ Фидия была уничтожена людьми и временем.

Интересно, что за время своего существования здание Парфенона использовалось как греческий языческий храм, как христианский храм и даже как мечеть. До нас Парфенон в Афинах дошел полуразрушенным – наиболее сильные повреждения он получил в 17 веке во время нападения венецианцев на Афины. Парфенон перестал использоваться в качестве мечети в 1832 году, с тех пор он стал настоящим памятником Древнегреческой культуры. Сегодня Парфенон в Афинах ежегодно посещают миллионы туристов со всего мира.

В настоящее время ведутся реставрационные работы, в планах реконструкции максимальное воссоздание храма в его первозданном виде в античные времена. Парфенон в составе Афинского Акрополя включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Отделка храма

Убранство храма, дополнявшее его архитектуру, делится на три основные категории: снабженные горельефами метопы, или квадратные панели, располагавшиеся между триглифами фриза над внешней колоннадой; барельеф, который сплошной полосой опоясывал целлу снаружи поверху; две колоссальные группы свободно стоящих скульптур, заполнявших глубокие (0,9 м) треугольные фронтоны.

На 92 метопах представлены сцены единоборств: богов и гигантов с восточной стороны, лапифов и кентавров (они сохранились лучше всего) — с южной, греков и амазонок — с западной, участников Троянской войны (предположительно) — с северной. Скульптурная группа на восточном фронтоне изображала рождение Афины, которая в полном вооружении выпрыгнула из головы Зевса после того, как бог-кузнец Гефест разрубил голову топором.

Группа с западного фронтона представляла спор за Аттику между Афиной и Посейдоном, когда подаренное богиней оливковое дерево было признано более ценным даром, чем источник соленой воды, открытый в скале Посейдоном. От обеих групп сохранились немногочисленные статуи, но и по ним видно, что это было великое художественное творение середины 5 в. до н.э.

Барельефная полоса поверху целлы (общая длина 160 м, высота 1 м, высота от стилобата 11 м, всего здесь было ок. 350 пеших и 150 конных фигур) изображала Панафинейскую процессию, ежегодно подносившую Афине новое одеяние — пеплос. Вдоль северной и южной сторон представлены движущиеся с запада на восток всадники, колесницы, граждане Афин, а ближе к голове процессии — музыканты, люди с дарами, жертвенные овцы и быки.

Вдоль западной, торцевой стены, над портиком, помещены группы кавалеристов, стоящих возле своих лошадей, севших на них или уже уезжающих (эта часть барельефа осталась в Афинах).

На восточном торце представлена центральная группа процессии, состоящая из жреца и жрицы Афины с тремя юными прислужниками: жрец принимает сложенный пеплос. По бокам от этой сцены помещены фигуры важнейших богов греческого пантеона. Они разделены на две группы и повернуты лицом наружу, к углам здания, как бы наблюдая за приближением процессии. Рядом с ними, справа и слева, изображены две группы граждан или официальных лиц, а по краям — медленно движущиеся возглавляющие процессию люди.

Парфенон – это известнейший из всех сохранившихся до наших дней памятников в Древней Греции, одно из знаменитейших строений в мире. Парфенон основательно укреплен на вершине Акрополя уже более 2,5 тысячелетий.
Его постройка была возведена в честь благодарности богине Афине Перфенос за спасение Афин в период персидских войн.
За долгие годы существования, Парфенон функционировал в качестве греческого храма, церкви или мечети, а также использовался в роли казначейства и крепости. Современный Парфенон является популярнейшим туристическим достоянием, самой популярной в Афинах достопримечательностью и самым узнаваемым сооружением в мире.
Исторический памятник считается символом древнегреческой цивилизации. Посвященный богине мудрости и войны, богине-девственнице Афин, официальным названием достопримечательности является название «Храм Афины Девы». В переводе с греческого языка «парфенос» означает девственный.
Убранство храма дополняет его архитектуру, делясь на три основные категории: квадратные панели над внешней колоннадой или снабженные горельефами метопы, наружный барельеф, сплошной полосой опоясывающий целлу, и две группы свободно стоящих скульптур, заполняющие глубокие треугольные фронтоны.
92 метопа передают сцены единоборств. Тут можно увидеть инсталляции боев богов и гигантов, лапифов и кентавров, греков и амазонок, действия Троянской войны. В скульптурной группе на восточном фронтоне можно увидеть изображение рождения Афины.
В группе на западном фронтоне изображен спор между Афиной и Посейдоном за Аттику. С Древних времен сохранилось немного статуй, но даже по имеющимся реликвиям можно понять, насколько великолепно было это художественное творение изначально, в середине V века до н.э.
На барельефной полосе Парфенона поверх целы изображалась Панафинейская процессия, ежегодно подносившая Афине новое одеяние – пеплос. На северной и южной сторонах, с запада на восток движутся всадники, колесницы, музыканты, люди с дарами и граждане Афин, а также, жертвенные овцы и быки.
На западной стене над портиком имеются группы кавалеристов, которые или стоят возле своих лошадей, или оседлали их, или уже уезжающих. Эта часть сохранилась до нашего времени.
Центральная группа процессии на восточном торце представляет жреца и жрицу Афины с тремя прислужниками. По сторонам этой сцены — фигуры важнейших богов Греции. Рядом с ними изображения двух групп граждан и официальных лиц. По краям – медленно движущиеся люди, которые возглавляют процессию.
Нынешний Парфенон стоит на трех мраморных ступенях общей высотой около 1,5 метров, это периптер дорического ордера, увенчанный 16 колоннами на торцах и 17 по бокам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *