Сады во флоренции

Сады Боболи во Флоренции – отличное место, чтобы отдохнуть от городской суеты и утомительных забегов по достопримечательностям и магазинам. А еще усладить взор прекрасными гротами, фонтанами, беседками и цветниками, ведь посмотреть здесь есть на что. Во все времена Сады Боболи считались совершенством ландшафтного дизайна, и не раз служили примером для создания других королевских парков Европы, таких, например, как знаменитый парковый комплекс французского Версаля.

1. История создания
2. Композиция Садов Боболи во Флоренции
3. Гроты в Садах Боболи
4. Часы работы и как посетить
5. Как добраться
6. Билеты в Сады Боболи

История создания

Сады Боболи, названные по имени холма, на котором они разбиты, были заложены Элеонорой Толедской, супругой великого тосканского герцога Козимо I Медичи. Идея эта у герцогини возникла сразу после приобретения ею в 1549 году дворца у потомков влиятельного, но разорившегося семейства Питти.

Огромная территория нетронутой земли, что раскинулась за дворцом, как будто специально была создана для будущего парка, а с вершины холма открывалась прекрасная панорама города.

Панорама Флоренции с холма Боболи

Первоначально над обустройством парка работал придворный садовник – декоратор Никколо Триболо, однако скорая смерть не позволила ему довести задуманное до конца.

Следующим за дело взялся Бартоломео Амманати (создатель фонтана «Нептун» на Площади Синьории во Флоренции). По его задумке центром парковой зоны стал амфитеатр, а его главной изюминкой – древнеегипетский обелиск из Луксора, специально доставленный сюда с герцогской римской виллы.

Свою лепту в обустройство садов внесли также Джорджио Вазари, создавший большую часть парковых гротов, и его ученик Бернардо Буонталенти, оставивший после себя прекрасные скульптуры, украшающие сад.

Элеонора Толедская приобрела дворец Питти в 1549 году

С годами владельцы палаццо Питти менялись: на смену Медичи пришла династия Лотарингских герцогов, а их, в свою очередь, сменили представители королевской фамилии.

Вместе с ними претерпели изменения и Сады Боболи. Каждый пытался расширить парковую территорию, приукрасить ее и внести что-то новое от себя.

Композиция Садов Боболи во Флоренции

Кипарисовая Аллея, заложенная Джулио Париджи в 1630 году, прекрасно сохранилась, и сегодня спасает от зноя и радует глаз.

Именно вдоль нее проходит главная парковая дорожка, которая берет свое начало у амфитеатра и ведет к декоративной террасе на самом верху холма. Это кульминация путешествия и наградой служит захватывающая дух панорама Флоренции, с ее красными крышами и церковными куполами.

Но еще до холма вас ждет масса сюрпризов и впечатлений, а начинаются они с амфитеатра, который по своей форме напоминает римский классический ипподром, вернее, его половину. Кстати, самые первые в мире оперные представления начали проходить именно здесь (1476 г.).

Первое в мире оперное представление прошло на территории амфитеатра в 1476г.

Освежиться в жару помогут фонтаны «Нептун», «Океан», «Фонтан Артишоков» и круглый фонтан «Ганимед», Особенно нравится посетителям парка небольшое рукотворное озерцо Изолотто, работы Альфонсо Париджи (1614 г.), с маленьким островком – садом внутри.

Клумбы, розарии и цветники, живые изгороди из платанов и самшитов благоухают в Садах Боболи во Флоренции почти круглый год, меняя запахи и цвета в соответствии с сезоном.

Поражает и огромное количество статуй, начиная с античных изображений императора и знаменитых римлян и заканчивая работами известных итальянских мастеров XVI- XVII ст.

Аллеи и живые изгороди из платанов и самшитов в Садах повсюду

Среди прочих достопримечательностей Садов нельзя не упомянуть Кофейный домик, появившийся здесь в конце XVIII века как дань новомодной традиции.

На открытом воздухе местные вельможи наслаждались одновременно и красивым видом, и благоуханием цветов, и ароматным кофе.

Кофейный домик появился здесь в конце XVIII века

Гроты в Садах Боболи

Отдельного внимания в Садах Боболи заслуживают гроты. Их здесь всего четыре и каждый – отдельное произведение искусств:

Большой грот или грот Буонталенти (Grotta del Buontalenti) создавался на протяжении 1583-1593 гг., состоит из трех помещений и считается шедевром архитектуры маньеризма.

Грот Буонталенти считается шедевром архитектуры маньеризма

С внешней и внутренней стороны грот украшен искусственными сталактитами, а фасад лепниной, мозаикой и статуями. Помещения расписаны фресками и украшены скульптурами, среди которых такие известные, как копия знаменитого произведения Микеланджело «Рабы», «Купание Венеры” Джамболоньи и композиция Винченцо де Росси «Парис и Елена».

Малый грот «Мадама» (Grotta di Madama), также работы Бернардо Буонталенти. Сюжет греческого мифа об Амальфее вдохновил мастера при его оформлении.

«Грот Моисея» (Grotta di Mosè) был создан на библейские темы Бартоломео Амманати.

А вот четвертый – «Грот Адама и Евы» (Grotta di Adamo ed Eva) – был возведен позже всех, в 1817-м году.

Помещения грота Буонталенти расписаны фресками и украшены скульптурами

Часы работы и как посетить

Посетить Сады Боболи во Флоренции, признанные одним из лучших парковых ансамблей итальянского Ренессанса, можно круглогодично: доступ для широкой публики отрыт сюда с 1766 г.

Исключением из правила являются 1 января, 25 декабря и дни проведения технических работ, а это первый и последний понедельники каждого месяца.

Вход в Сады Бобли разрешен с 8:15 утра и завершается за 1 час до закрытия; его время отличается в зависимости от сезона:

Фонтан Нептуна местные, шутя, называют «фонтаном с вилкой”

Как добраться

Если Вы находитесь в самой Флоренции, добраться до Палаццо Питти и Садов Боболи можно и на общественном транспорте – туда регулярно курсируют городские автобусы №11 и №36. Ехать до остановки San Felice.

Ну, а если остановились в Риме, Милане, Болонье или Пизе – достаточно выделить из своего графика всего один день и скоростным поездом время в пути до Флоренции займет:

  • Из Болоньи – всего 37 мин,
  • Из Пизы – ровно 1 ч.,
  • С вокзала Термини в Риме – 1ч. 35 мин.,
  • Из Милана до Флоренции – 1 час 45 минут.

В Садах много античных статуй с изображением известных римлян

Билеты в Сады Боболи

Чтобы посетить Сады Боболи без очереди, билеты имеет смысл приобретать заранее через интернет. Сделать это можно на популярном специализированном портале Musement.

Билеты для посещения садов Боболи также позволяют посетить Музеи Фарфора, Серебра и Костюма Дворца Питти. Но будьте внимательны – для посещения основной экспозиции Палаццо Питти необходимо приобретать отдельный билет (). Также билеты в Сады Боболи позволяют посетить и Сад Бардини, известный своей панорамой Флоренции.

Время пребывания в Садах по заранее заказанным билетам ограничено только их ежедневным режимом работы.

Для лиц до 18 лет посещение Садов Боболи может быть со скидкой (для отдельных категорий). Пожалуйста, уточните эту возможность при онлайн-бронировании.

В расписании работы Садов существуют и дни, когда их можно посетить бесплатно. Это возможно в первое воскресенье каждого месяца.

Популярные статьи и ссылки о Флоренции

  • Лучшая подборка отелей во Флоренции
  • 5 самых интересных экскурсий во Флоренции
  • Галерея Уффици – самый посещаемый музей Италии
  • Палаццо Веккьо: где жили олигархи Возрождения

Быть во Флоренции и не посетить Сады Боболи — для ландшафтного путешественника это равносильно «купить билет и не поехать». Место настолько «на слуху», что порой не вериться, что Сады Боболи — это вполне конкретный объект в теплой и солнечной Италии.

История Сада начиналась, как и полагается, с постройки дома. Лука Питти, флорентийский банкир, в 1457 решил построить дворец, который по своей архитектуре и убранству интерьеров должен был превзойти резиденцию семейства Медичи. Но история все расставила по своим местам, в 1549 недостроенный дворец приобрела Элеонора Толедская, супруга герцога Козимо І Медичи, в дополнении к палаццо была куплена и земля на склоне холма Боболи.

Для создания шедевра садово-паркового искусства был приглашен Никколо Триболо (Nicolo Tribolo), но, к большому сожалению, мастеру был отпущен только один год и после его смерти работу продолжил Бартоломео Амманати (Bartolomeo Ammanati). В ходе первого этапа были проведены работы по расчистке территории, подготовке земли, периметр сада был обсажен деревьями. Была заложена первая ось сада, которая начинается у тыльного фасада дворца Питти и проходит сквозь амфитеатр на холм Боболи до фонтана Нептуна.

Амфитеатр Садов Боболи знаменит еще и тем, что в нем проходили первые оперные спектакли.

С ростом могущества и богатства семейства Медичи рос и развивался сад. В 1612 назрела задача реконструкции старого сада и освоения новой присоединенной территории. Для решения этих задач был приглашен Джулио Париджи (Giulio Parigi). В этот период появилась вторая ось парка, перпендикулярная первой, которая тянется от фонтана Нептуна до фонтана Океана, и была заложена Кипарисовая Аллея.

В 1766 ворота парка стали открыты для посетителей. Замечательный музей садово-паркового искусства, площадью 4.5 га принимает посетителей круглый год. Бесплатное посещение для детей и молодежи позволяет обеспечить прекрасный досуг для горожан и туристов.

Сады Боболи являются замечательным примером старого итальянского сада, но при этом выглядят чрезвычайно актуально. Все, о чем любят говорить современные ландшафтные архитекторы, легко можно найти на его территории.

Сад как продолжение дома (дворца) — прекрасное сочетание регулярной базовой структуры и постепенным ее размытием к периферии, максимальное использование рельефа для создания интриги пространства, деление территории на закрытую-приватную и просторно-открытую к людям, включение прекрасных тосканских пейзажей и видов Флоренции в образ сада. Виды на город, открывающиеся с холма, никого не оставят равнодушными.

Задуманный владельцами как музей под открыты небом, сад наполнен историческими раритетами и садовой скульптурой, органично вписанными в общую канву повествования, отдельного восторга достойны Большой грот и фонтаны сада.

В Садах Боболи собрана уникальная коллекция парковой скульптуры, начиная с древнеегипетского обелиска из Луксора, работ итальянских скульпторов Бернардо Буонталенти, Стольдо Лоренци и продолжая современной садовой скульптурой польского скульптора Игоря Миторай (Igor Mitoraj).

Сад декоративен и комфортен в любое время года, мы посетили его в феврале, когда нет буйного цветения и большой массы зелени, зато прекрасно видна структура и замысел ландшафтных архитекторов. Получили большое удовольствие и желание увидеть его еще раз.

Более подробно про историю Сада Боболи и других садов и парков Италии можно почитать в замечательной книге Владислава Горохова «Виллы Италии».

Сады Боболи (итал. Giardino di Boboli) — уникальный садово-парковый ансамбль эпохи Возрождения во Флоренции. Этот парк считается одним из самых ярких примеров итальянского сада в мире и является музеем садовой скульптуры под открытым небом. Названы сады в честь холма, на склонах которого они расположены.

С июня 2013 года сады Боболи находятся в списке объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

История садов Боболи

Земли современных садов Боболи были куплены Лукой Питти в 1418 году с целью построить великолепный дворец. Спустя 40 лет на этом месте возник Палаццо Питти, который в 1549 году перешел в собственность семьи Медичи. В этом же году указом Элеоноры Толедской, жены Козимо Медичи, были разбиты сады по проекту Никколо Триболо. После преждевременной смерти Триболо обустраивать парк продолжил архитектор Бартоломео Амманати, а над гротами и скульптурами работали Бернардо Буонталенти и Джорджо Вазари.

Во время правления Козимо II Медичи (1609-1621) территория садов Боболи была расширена до 4,5 гектаров и приобрела современный вид.

В первый раз сады открыли для публики во время правления Пьетро Леопольдо I (1765–1792), но с ограниченным доступом.

Giardino di Boboli — описание и фото

Сады Боболи разбиты на части осевыми аллеями и дорожками как было принято в XVI веке. По форме территория парка напоминает удлиненный треугольник. Поскольку сады расположены на холме, путь почти всегда наклонный с подъемами и спусками.

В садах имеются две главные почти перпендикулярные дорожки, которые пересекаются вблизи фонтана Нептуна, множество второстепенных троп со статуями и фонтанами, ряд террас и полян, огороженные сады, древние здания и гроты.

Одним из первых сооружений садов является амфитеатр, который был открыт в 1551 году для массовых зрелищ. Ступени появились только в 1599 году, а ниши с мраморными статуями в античном стиле и терракотовые урны были спроектированы Джулио и Альфонсо Париги между 1630 и 1634 годами по случаю коронации Виттории делла Ровере, супруги Фердинандо II Медичи, великой княгини Тосканы. Центр амфитеатра украшает величественный египетский обелиск, который восходит к 1500 году до н. э. В 1790 году по воле Пьетро Леопольдо обелиск был доставлен из Рима во Флоренцию.

Бассейн Нептуна

Выше за амфитеатром находится бассейн Нептуна, созданный в 1777-1778 годах вместо питомника. Воды этого пруда орошают сад. Центральное место в бассейне занимает фонтан Нептуна, флорентийцы его называют «фонтан с вилкой» из-за трезубца, который держит морской бог. Кроме статуи Нептуна, на фонтане также установлены скульптуры наяд и тритонов.

В самой высокой точке садов Боболи находится Рыцарский сад, откуда открываются красивые виды на Флоренцию. Кроме того, здесь можно увидеть редкие виды ароматных георгин и роз (цветут в мае и июне), а также живописный «Фонтан обезьян». Главным зданием в Рыцарском саду является Казино дель Кавальере – первое место для развлечений великих князей Тосканы, а сегодня – музей фарфора.

Гроты Боболи

Одними из самых главных достопримечательностей садов Боболи являются гроты:

Грот ди Мадама (Grotta di Madama) был построен Давидом Фортини в 1553-1555 годах. Фасад Грота имеет поддельную скальную стену, обрамленную каменным карнизом. Внутри пещера украшена сталактитами и скульптурами животных.

Грот Адама и Евы (Grotta di Adamo ed Eva), созданный в 1817 году, обязан своим именем одноименной скульптурной группе Микеланджело Начерино, которая установлена внутри пещеры. Грот украшают губчатые конкреции и мозаика из полихромной гальки.

Грот Буонталенти (Grotta del Buontalenti) – самая ценная и знаменитая пещера в садах Боболи. Строительство грота было начато Джорджио Вазари, но основная часть работ курировалась уже Бернардо Буонталенти в 1583-1593 годах по заказу Франческо I Медичи.

Искусственная пещера является шедевром архитектуры и культуры маньеристов и представляет собой уникальное сочетание архитектуры, живописи и скульптуры.

Лимонный дом

Медичи были одними из первых, кто распространил цитрусовую моду в своих садах. Их лимонный дом был построен около 1778 года по проекту Заноби дель Россо. Из-за слишком суровых зим цитрусовые нормально не растут в Тоскане, поэтому они считаются экзотическими растениями и имеют исключительно декоративную ценность. Зимой в лимонном доме Боболи большое количество цитрусовых, некоторые оригинальные сорта относятся к эпохе Медичи.

Скульптуры и фонтаны

На территории садов очень много разнообразных скульптур, статуй и фонтанов, поэтому мы выделили только 2 достопримечательности, возле которых так любят фотографироваться туристы:

  • Фонтан Баккино (La Fontana del Bacchino), выполненный в гротескном стиле, расположен недалеко от Палаццо Питти и изображает тучного карлика Морганте, самого популярного из дворцовых шутов Козимо I;
  • Монументальная бронзовая голова Игоря Миторая – одна из немногих современных работ сада, выполненная в 1998 году польским скульптором по случаю международной выставки. После выставки в 2002 году работу Миторая оставили в саду Боболи.

Экскурсия в сады Боболи: часы работы, билеты

Открываются сады для посетителей ежедневно в 08:15.

Время закрытия:

Билетные кассы закрываются за 1 час до закрытия садов.

Выходные дни: первый и последний понедельник каждого месяца, 1 января и 25 декабря.

Внимание! Возможны изменения в графике работы или временное закрытие в случае опасных для людей погодных условий.

Бесплатный вход предоставляется всем посетителям в первое воскресенье месяца, а для жителей муниципалитета Флоренции – всегда.

На территории садов Боболи имеется 4 входа с билетными кассами:

  • Piazza Porta Romana;
  • Via Romana;
  • Palazzo Pitti;
  • Forte Belvedere.

Где находится парк и как добраться

Сады Боболи (Giardino di Boboli)

Сады Боболи – один из самых известных и красивых парковых ансамблей в Италии. Он входит в число лучших творений эпохи Ренессанса. Природная достопримечательность располагается возле дворца Питти, ранее служившего резиденцией герцогской семьи Медичи. Прогулявшись здесь, вы сможете полюбоваться великолепным видом Флоренции, оценить величественные скульптурные композиции, понаблюдать за работой роскошных фонтанов и расслабиться в тени древних деревьев. Парковая зона доступна для отдыха в любое время года.

Сэкономь на путешествии!

Исторические факты

Первоначальные сведения о садах Боболи содержатся в архивных документах XVI века. В те годы Козимо I Медичи – герцог Тосканы – купил дворец Питти. Осматривая свои владения, он обнаружил, что за зданием расположен высокий холм и пустынная лужайка. С возвышенности было замечательно видно окрестности. Жена герцога – Элеонора Толедская – загорелась идеей создать на этом месте огромный парк. Она хотела обустроить его с шиком – это позволило бы подчеркнуть их с мужем влиятельность и богатство.

Ответственным за облагораживание территории назначили талантливого скульптора Никколо Триболо. К сожалению, при жизни ему так и не удалось завершить свой грандиозный проект. Работу продолжил архитектор Бартоломео Амманати, ему помогали мастера Джорджо Вазари, Бернардо Буонталетти, Джулио и Альфонсо Париджи. Сады Боболи впоследствии стали прототипом большинства королевских приусадебных участков в европейских странах.

Аллея в садах Боболи На черепахе

Семья Медичи уделяла много внимания убранству своего сада. Просторные луга, причудливые аллеи и уютные рощицы были дополнены необычными декоративными комплексами. Владельцы, архитекторы, скульпторы и садоводы сформировали настоящий открытый музей. Герцог с супругой часто принимали гостей – организовывали светские приемы и театрализованные представления. Иногда знатные посетители приезжали сюда, чтобы приобщиться к оперному искусству.

Современное состояние

На протяжении последующих столетий сады Боболи несколько раз реконструировали. В XVII веке территория парка расширилась до 4,5 га – таковой она и остается сегодня. Все желающие смогли посетить парк лишь в 1766 году.

«Вид из садов Боболи», картинка Жан-Батиста-Камиль Коро (1834 г.)

В наши дни сады Боболи представляют собой изюминку садово-паркового искусства. Парк является уникальным музеем – его экспозиция позволяет посетителям ознакомиться со скульптурами, созданными еще во времена античности. Приехав сюда, можно также увидеть театральные и оперные выступления.

Для удобства совершения прогулок парковую территорию разделяют осевые дорожки из гравия. Центральная тропа берет начало у амфитеатра – следуя по ней, вы попадете к задней части дворца. В постройке античного образца организовывались первые оперные постановки мирового уровня. В центре амфитеатра установлен древнеегипетский обелиск из Луксора, перевезенный семейством Медичи с виллы в Риме. Основную дорожку украшает фонтан Нептуна, в шутку именуемый местным населением «фонтаном с вилкой». Это название возникло из-за того, что в руках фигуры древнеримского покровителя морей находится трезубец – символ власти. Совсем рядом расположена лестница, поднявшись по которой, вы очутитесь в холле с музами.

Статуя всадника Тенистые аллеи

По всей площади сада Боболи расставлены римские статуи. Оригиналы многих из них хранятся в специально отведенных местах, на обзор представлены искусно выполненные копии. Это объясняется большой исторической ценностью скульптур. В северной части парка можно найти площадку с отличным обзором города. Тут же располагается Кофейный домик, открытый еще в XVIII веке. На противоположном конце комплекса в небольшом водоеме находится искусственно созданный остров Изолотто. Здесь посетители имеют возможность насладиться красотой оранжерей с редчайшими разновидностями роз и цитрусовыми деревьями в кадках.

Отдельного внимания заслуживает живописная растительность садов Боболи. Вдоль дорожек растут каменные дубы и огромные кипарисы, над многими тропами вьется плющ. Деревья, живые изгороди, лужайки и цветы придают парку необычайность и очаровательность. Аллеи из кипарисов, вечнозеленые изгороди и кустарники, образующие идеально ровные элементы, делают парковый комплекс не только живым произведением искусства, но и бесценным подтверждением богатой истории итальянского садоводства. Поддержание экзотического музея в порядке требует значительных усилий опытных садоводов. Сады постоянно восстанавливаются, для этого высаживают новые растения и убирают старые.

Особенности посещения

Путь из основных туристических городов Италии – Рима и Милана – займет менее двух часов. С ноября по февраль гулять здесь можно с 8.15 до 16.30, а в марте и октябре посещение доступно до 17.30. В остальные весенние и осенние месяцы время работы парка увеличивается на час, дольше всего он открыт в июле и августе – до 19.30. Помните, что за час до закрытия войти уже невозможно, в это время посетители постепенно покидают пределы паркового комплекса. Сады не работают в праздничные дни, первый и последний понедельники месяца.

Входные билеты в сад Боболи разделяются на два вида – предъявив первые, вы получаете возможность зайти в дворец Питти, а другие позволят прогуляться непосредственно по саду. Их стоимость – 7 и 10 евро соответственно. Туристы, которые относятся к льготным категориям посетителей, могут рассчитывать на скидку.

Адрес садов Боболи: Piazza Pitti, 1. Рядом останавливается автобус №11,36 (остановка San Felice) и №D (остановка Pitti).

Статуя кузнеца Дворец Питти Скульптура лица

Сады Боболи находятся на склонах холма Боболи за палаццо Питти, главной резиденцией великих герцогов Тосканы Медичи и являются одним из самых известных произведений садово-паркового искусства XVI в. В соответствии со вкусами того времени парк разделяют длинные осевые дорожки, широкие гравийные дорожки, он украшен декоративными элементами из камня, статуями и фонтанами. Сады Боболи разделяются на частную зону с лимитированным посещением и публичную зону с гротами, нимфами, открытыми садовыми храмами с колоннадами, выполненными в классическом стиле. Необычной для своего времени особенностью садов Боболи являются открывающиеся из них великолепные виды на город. Широкий доступ в сады был открыт в 1766 г.

План садов Боболи:

Закладка дворца Питти и сада связана с именем одного из богатейших купцов Флоренции Лукой Питти, который, будучи ярым соперником семьи Медичи, стремился превзойти их в роскоши возводимых палат. По иронии судьбы именно жена Козимо Медичи, Элеонора Толедская, стала владельцем дворца Питти всего несколько десятилетий спустя. Обустройство парка было поручено Никколо Триболо, а после его смерти в 1550 г. его работу продолжил Бартоломео Амманати, в проектировании и возведении нескольких гротов участвовал и Джорджо Вазари. Скульптуры для садов Боболи выполнил Бернардо Буонталенти, которому также принадлежит проект грота во дворе, отделяющего дворец от садов.

Обратная сторона Дворца Питти. Двор Аманати. Знаменитые на весь мир сады Боболи, расположенные рядом с резиденцией герцогов Медичи:

Главная осевая дорожка, ведущая между кипарисами и каменными дубами к тыльному фасаду палаццо Питти, начинается внизу у амфитеатра, напоминающего по своей форме половину классического ипподрома, и поднимается вверх на холм Боболи. В центре амфитеатра находится древнеегипетский обелиск из Луксора, привезённый сюда с римской виллы Медичи. Эту главную дорожку венчают фонтан Нептуна, который флорентийцы шутливо называют фонтаном с вилкой. Скульптура была создана Стольдо Лоренци в 1571 г., а сам фонтан был сделан лишь в 1777-78 гг. Другая осевая дорожка в правом углу от главной дорожки ведёт через целый ряд террас и фонтанов.

Древний египетский обелиск из Луксора (1279-1212 до н.э.) был вывезен в Рим в числе нескольких, в настоящее время водруженных на площади святого Петра и Пополо, а затем оказался на вилле Медичи. Итальянские архитекторы эпохи Ренессанса охотно использовали египетские обелиски в качестве главных акцентов, позже эта традиция распространилась и в других странах. Имитации египетских обелисков водружали и в России, например Румянцевский обелиск в Санкт-Петербурге или Кагульский обелиск в Царском Селе.

Сразу за тыльным фасадом дворца Питти с фонтаном Артишоков и маленьким геометрическим садиком открывается чудесный вид на большой амфитеатр работы Джулио Париджи. Именно он трансформировал бывший регулярный сад-амфитеатр в открытую площадь для театральных представлений. Амфитеатр, похожий на половину римского ипподрома, обрамлен каменной кладкой в виде лестницы из шести рядов сидений и балюстрады с двумя дюжинами ниш. Изначально ниши были заполнены античными статуями с фигурами собак, и иных животных по бокам, позже фигуры животных были заменены терракотовыми урнами с имитацией под мрамор. Известно, что в этом амфитеатре проходили самые первые в мире оперные выступления. В XIX веке амфитеатр потерял свою театральную функцию и в центре его установили гранитный фонтан и египетский обелиск.

Для создания шедевра садово-паркового искусства был приглашен Никколо Триболо (Nicolo Tribolo), но, к большому сожалению, мастеру был отпущен только один год и после его смерти работу продолжил Бартоломео Амманати (Bartolomeo Ammanati).

Музей фарфора. Этот музей располагается в особняке «Казино дель Кавальери», построенном в XVII веке на верхушке холма, откуда открывает прекрасный вид на сады Боболи. Он был открыт в 1973 году, а его коллекции по большей части состоят из фарфоровой посуды, принадлежавшей когда-то королевским династиям, правящим Тосканой.

Среди экспонатов также есть подарки Наполеона Бонапарта своей сестре Элизе Баччиоки, которая в XIX веке была великой княгиней Тосканы. Это красивейшие вазы и набор посуды, созданные на Севрской мануфактуре. В то время фарфор только-только начал осваиваться в Европе, до этого он производился лишь в Китае. Самыми старыми экспонатами музея считаются те, что принадлежали Джану Гастоне – последнему великому князю из династии Медичи. Он жил в конце XVII – начале XVIII веков.

Сады Боболи, Кофейный домик (Kaffeehaus):

Не помню, что это за строения. А за ним – панорама Флоренции:

Аллеи и живые изгороди в Садах повсюду:

Опять пробел в моей памяти, не помню, что это за здание. Может быть оранжерея Limonaia, построена Заноби Дель Россо в 1778 г.:

Тенистая платановая аллея:

Кипарисовая аллея. Здесь начинается вторая часть садов, получившая свое развитие в начале XVII века. Вдоль аллеи стоят статуи преимущественно XVI века, но среди них есть и античные:

Статуя богини изобилия Абунданции в память о герцогине Иоанне Австрийской (1547-78):

Подходим к Островку или Isolotto. Пруд овальной формы работы Альфонсо Париджи (1614 г.) обрамляет остров с формальным садом в стиле барокко. Ближе к лету, остров украшенный стрижеными изгородями из самшита и посадками старинных сортов роз и луковичных, дополняется многочисленными горшечными цитрусовыми. Известно, что Альфонсо Париджи при создании Isolotto взял за основу Морской Театр, расположенный в вилле Адриана под Тиволи. В центре сада возвышается фонтан Океан работы скульптора, представителя раннего барокко, Джамболонья (1576 г.) со статуями Нептуна и других богов, олицетворяющих великие реки Нил, Ганг и Евфрат:

Джованни Баттиста Pierratti (1599-1662): Андромеда и чудовище, между 1630 и 1662, из белого мрамора и бронзы:

Фонтан океан, Джамболонья:

Пруд окружён стрижеными изгородями из самшита:

На острове – масса лимонных деревьев в больших горшках с лимонами разной степени зрелости:

К гроту Буонталенти мы подошли в то время, когда он был закрыт. Мы попытались хоть что-то рассмотреть сквозь решётку. Неожиданно к нам подошла приятная женщина средних лет (сотрудница музея), которая открыла нам вход в грот и жестами пригласила нас войти. Потом выяснилось, что она в окно увидела наши смешные позы, которые мы невольно принимали, чтобы увидеть грот. Потом она терпеливо ждала, когда мы осмотрим и сфотографируем детали. Огромное спасибо этой итальянке, которая помогла нам.

Грот Буонталенти. Заглянем в знаменитый Большой грот («Гротта Гранде»), над созданием которого работал Буонталенти в 1583-1593 гг. по заказу Франческо I Медичи: получилось необычное сочетание живописи, скульптуры и архитектуры. До 1924 года в нём хранились незаконченные «Рабы» Микеланджело, которыми в наше время можно полюбоваться в Галерее Академии во Флоренции. Тема грота – бесформенная материя, которая в результате алхимии достигает гармонии: камни, сталактиты и ракушки стен образуют фигуры людей и животных, высеченных Пьетро Мати.

Грот Буонталенти. Фрески Бернардино Poccetti:

Искусственный грот Буонталенти украшен копиями «Рабов» Микеланджело:

Во втором зале Грота находится скульптура Винченцо де Росси «Парис и Елена», созданная в 1560 году:

Конечно мы торопились, понимая, что задерживаем сотрудницу музея.

Из этой аллеи мы вышли после осмотра Садов Боболи:

С другой стороны аллеи скульптура, расположенная симметрично первой:

У самого входа в Сады Боболи находится скульптура Морганта, придворного карлика правителя Козимо I Медичи, верхом на черепахе. Скульптор: Валерио Чоли, 1560 г.:

Сады Боболи (итал. Giardino di Boboli) — уникальный садово-парковый ансамбль эпохи Возрождения во Флоренции. Этот парк считается одним из самых ярких примеров итальянского сада в мире и является музеем садовой скульптуры под открытым небом. Названы сады в честь холма, на склонах которого они расположены.

С июня 2013 года сады Боболи находятся в списке объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Где находятся сады Боболи

Адрес: Piazza Pitti, Firenze, Италия

Парк расположен сразу за дворцом Питти.

Как добраться: автобусом, маршруты 11, 36, остановка San Felice

История создания садов Боболи

Впервые сады Боболи упоминаются в документах XVI века, когда правитель Флоренции Козимо I купил Дворец Питти. Когда жена герцога осматривала новое приобретение, то ее внимание привлек большой холм за дворцом, с вершины которого город был, как на ладони. Элеонора Толедская решила, что это место идеально подходит для роскошного парка, который будет символом могущественности и богатства семейства Медичи.

Это интересно. Изначально дворец Питти строился для купца Луки Питти, который был противником семейства Медичи и строил сооружение с размахом именно для того, чтобы затмить владения герцогов роскошью. Ирония судьбы – через несколько десятилетий дворец становится собственностью Медичи и символом их могущества.

Над созданием парка работало несколько лучших флорентийских архитекторов и садовников. О результатах их работы можно судить по тому факту, что долгое время именно сады Боболи были образцом, по которому создавались королевские парки в странах Европы. Например, парковая зона Версаля.

Каждое поколение семьи Медичи вносило свои изменения, дополняло и расширяло сады. В парке появились декоративные сооружения, скульптуры, фонтаны.

Все время пока Медичи являлись правителями Флоренции, в садах Боболи проводились торжественные приемы, церемонии и другие мероприятия. Именно здесь впервые прозвучало оперное пение. Впоследствии вся знать Тосканы стремилась попасть на приемы Медичи, чтобы насладиться оперным искусством. Кстати, послушать оперу в садах можно и сейчас.

Парковый комплекс в наши дни

Сегодня сады Боболи – музей садово-паркового искусства. Википедия сообщает, что площадь парка 4,5 гектара. Сады были открыты для всех в XVIII веке. Вот уже несколько столетий это любимое место отдыха, как для жителей Флоренции, так и гостей города. Отзывы туристов, побывавших в садах, однозначны – путешествие во Флоренцию обязательно должно включать посещение садов Боболи.

Территория парка

Сады разделены на несколько участков, с помощью осевых гравийных дорожек и аллей. В парке две основные перпендикулярные тропы, они пересекаются недалеко от фонтана Нептуна. Можно прогуляться по многочисленным второстепенным тропинкам, украшенным статуями и фонтанами. Увидеть террасы и поляны, древние сооружения и гроты.

Основная тропа начинается от амфитеатра и ведет к задней части дворца Питти. Тропа очень живописная, вдоль нее растут дубы и кипарисы.

Это интересно. Во время своего пребывания во Флоренции, Федор Достоевский часто прогуливался по аллеям парка с женой. Это было одно из любимых мест писателя.

Амфитеатр

Амфитеатр открыли в 1551 году, он был одним из самых ранних сооружений парка и использовался для театрализованных представлений. Примерно через 45 лет, после открытия были достроены ступени, а статуи из мрамора стали украшением в XVII веке. В центральной части амфитеатра установлен обелиск, привезенный во Флоренцию из Египта.

Это интересно. Именно в садах Боболи впервые прозвучала опера, выступления оперных певцов проходят здесь и сегодня.

Фонтан Нептуна

Тропа проходит мимо фонтана Нептуна, который был создан в XVIII столетии. Пруд, в котором расположен фонтан – искусственный. Воду из пруда использует для полива растений в парке. Фонтан является скульптурной композицией, состоящей из основания и фигуры бога морей с трезубцем. Также фонтан украшают изваяния тритонов и наяд.

Недалеко от фонтана установлены римские скульптуры. Пройдя немного вперед и поднявшись по лестнице, посетители попадут в холл со скульптурами муз.

Немного дальше расположена скульптура – карлик на черепахе. Обычно скульпторы изображают идеальные человеческие тела, статуя карлика на этом фоне смотрится непривычно. Может быть, именно по этому, фигура обнаженного толстяка, который сидит на черепахе пользуется успехом у туристов, редко кто не фотографируется на фоне этого странного изваяния.

А вы знали? Почти все скульптуры в парке являются точными копиями, оригиналы сберегаются в хранилищах.

Рыцарский сад

Рыцарский сад – это участок парка на холме, именно отсюда открывается прекрасная панорама Флоренции. На этом участке высажено много цветов, в основном георгины и розы. Здесь расположен «Фонтан обезьян». Основное архитектурное сооружение – Казино дель Кавальере. Здесь князья Тосканы развлекались азартными играми. Сегодня в здании находится музей фарфоровой посуды.

Рукотворные пещеры

Большой интерес туристов вызывают искусственные пещеры.

    • Грот ди Мадама сооружен в XVI веке Давидом Фортини. Фасад выполнен в виде скальной поверхности, обрамленной карнизам из камня. Внутри помещение украшено искусственными сталактитами и изваяниями животных.
    • Грот Адама и Евы был построен в XIX веке. Внутри находится скульптурная композиция, изображающая первых мужчину и женщину. Грот украшен мозаикой из гальки.
  • Грот Буонталенти был выполнен в конце XVI века. Над гротом работали два скульптора Джорджио Вазари и Буонталенти. Рукотворная пещера считается архитектурным шедевром, который гармонично сочетает мастерство архитекторов, живописцев и скульпторов. Фасад грота украшает лепнина, мозаика и статуи. Внутри помещение расписано фресками, есть несколько уникальных скульптур.

График работы зависит от сезона:

  • ноябрь – февраль с 08.15 до 16.30;
  • март, октябрь с 08.15 до 17.30;
  • апрель, май, сентябрь с 08.15 до 18.30;
  • июнь – август с 08.15 до 19.30.

Каждый месяц, в первый и последний понедельник, сады закрывают на технические работы.

Цены на билеты

Билеты можно заказать на сайте и купить в кассах.

На сайте входной билет стоит 22 доллара для взрослого и 6 долларов для детей от 6 до 17 лет. В билет входит посещение садов Боболи и некоторых экспозиций во дворце Питти (музей фарфора, музей исторического костюма и музей серебра).

В кассах стоимость билета – 10 евро.

Детям до 6 лет – вход бесплатно.

Что посмотреть рядом

  • Замок Питти являлся резиденцией семьи Медичи, герцогов Лотарингских, короля Италии. Сегодня дворец – это музейный комплекс с очень интересными экспозициями. Стены дворца украшены полотнами Рафаэля, Липпи, Бортичелли, Перуджино, Тициана, Рубенса и других талантливых живописцев. Интересно, что все полотно и сегодня расположены на тех местах, куда когда-то их поместили хозяева дворца. В здании есть несколько музеев: фарфора, серебра, исторического костюма.
  • Галерея Уффици во Флоренции одно из самых популярных туристических мест. Особенно стремятся сюда попасть ценители живописи и скульптуры. Огромная коллекция произведений итальянских мастеров различных эпох собрана в одном помещении. Картины расположены в залах по хронологии, так что очень хорошо видно, как развивалась итальянская живопись из века в век. Здесь можно насладиться работами таких гениев, как Боттичелли, Рафаэль, Караваджо, Микеланджело, да Винчи и многих других признанным мастеров живописи.
  • Замок Веккьо можно смело назвать символом Флоренции. Построенный в XIV столетии дворец использовали как правительственную резиденцию. Внешне дворец похож на крепость и выглядит довольно аскетично. Чего никак не скажешь о внутреннем убранстве – роскошные внутренние дворики, изумительной работы лестница, залы с богатым декором и уникальными фресками. Сегодня в этом дворце располагается городская ратуша и музей.

В садах Боболи посетители могут насладиться чистым воздухом, пением птиц, старыми деревьями и прекрасными цветами. Панорама Флоренции, которая открывается с холма, никого не оставляет равнодушным. В этом прекрасном месте легко забыть о времени и заботах, хочется бродить по аллеям среди старых дубов и любоваться волшебными ландшафтами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *