Минас, или Миниато, был известным на всю Флоренцию греховодцем, пока в 271 г. внезапно не принял христианство и не ушел в пещеру на горе доживать свои годы в молитвах. Императору не понравилась такая смена стиля жизни, и по его приказу Миниато предали мученической смерти, благодаря чему он стал первым в истории флорентийским святым. Его похоронили на той самой горе («монте»), а в 11 веке власти города возвели храм в честь этого знаменитого отшельника, назвав его Сан-Миниато-аль-Монте.
Содержание
Что посмотреть
Трехъярусный фасад базилики выполнен в романском стиле и украшен 5 полуарками. Интересно, что смотрится он почти плоским: задумке автора способствуют геометричность узоров, мозаика с правильными формами, полуколонны и отчетливые коричневые линии штриховки на бело-зеленой стене фасада. К базилике прилегают монастырь 15 века и кладбище, на котором похоронены знаменитые итальянские деятели искусства.
Сан-Миниато-аль-Монте — одна из немногих церквей, которую не перестраивали в эпоху Возрождения. Лишь только колокольню, рухнувшую в 1499 г., пришлось восстановить.
Богатое внутреннее убранство базилики очень символично. В центральном нефе находится мозаика светлого мрамора, изображающая мифических животных и знаки зодиака. Потолок крипты 14 века расписывал Таддео Гадди, однако до нас дошла лишь малая часть фресок. За ее узорчатой решеткой хранятся мощи святого Миниато. Масштабная алтарная мозаика в темных тонах изображает Христа, Богоматерь и святых. Капеллы базилики также выполнены в романо-флорентийском стиле и украшены фресками кисти знаменитых итальянских мастеров.
Практическая информация
Адрес: Флоренция, Via delle Porte Sante, 34.
Как добраться: пешком от пл. Дуомо по ул. Кальцаиуоли, налево на пл. Синьория, далее по ул. Нинна прямо до ул. Бенчи, направо через мост, налево на ул. Николло и далее по указателям на холм до базилики, всего около 30 минут.
Часы работы: по будням — 9:30-13:00 и 15:00-19:00, по воскресеньям — 8:15-19:00.
Базилика San Miniato al Monte носит имя святого Миньята, история которого (вместе с историей основания церкви) описана Джованни Виллани в «Новой хронике или истории Флоренции»: Святой Миньят был первородным сыном царя Армении, но ради Христовой веры и покаянной жизни он оставил свое царство, удалился из тех мест, переехал через море и пришел в Рим. Потом он скрылся в чаще леса. Как сообщает история, император Деций велел схватить блаженного Миньята, и, поскольку тот был царским сыном, он предложил ему богатые дары и почести, лишь бы он отрекся от Христа. Но святой, непоколебимый в своей вере, отверг подарки и претерпел всевозможные мучения. В конце концов Деций приказал отсечь ему голову в том месте, где пострадали за веру многие ревностные христиане. Блаженный Миньят чудесным образом восстал и собственными руками приложил отрубленную голову к своему телу. Затем он перешел через Арно, поднялся на холм, где стоит теперь его церковь, а тогда находилась небольшая часовня блаженного апостола Петра, рядом с которой похоронили многих Святых мучеников. Здесь святой Миньят препоручил Богу свою душу, а тело его было тайно погребено христианами в том же месте. Грандиозная же мраморная церковь
была заложена 26 апреля по распоряжению святого благочестивого императора Генриха II Баварского, правившего в то время, и его жены, святой императрицы Кунигунды.
В 1426 году было принято решение о перестройке здания. За этим решением последовала роспись стен монастыря, выполненная в основном Паоло Уччелло. В 1454 году он расписал новую трапезную и был ответственным за выполнение цикла фресок на тему жития Святых Отцов в монастырском дворе. В дальнейшем эти великолепные росписи были покрыты штукатуркой и снова увидели свет лишь в ХХ веке.
Рядом с церковью располагается великолепный монастырь. На протяжении веков комплекс монастыря превращался то в крепость, то в больницу и приют, но наконец, в 1924 году он снова стал монастырем — его передали Ордену Бенедиктинцев-оливетанов и радикально перестроили.
Монахи и по сей день производят знаменитые ликеры, травяные настои и мед, которые можно приобрести в
магазинчике рядом с церковью.
Базилика Святого Минаса на Горе (San Miniato al Monte) стоит высоко на вершине холма Монте алле Крочи над Площадью Микеланджело. Место для нее выбрано чрезвычайно удачно – базилика доминирует над всем городом, от неё подножия открывается роскошная панорама Флоренции — на купол собора, башню Палаццо Векьо, на отливающую закатным светом ленту Арно:
Я не помню точно. По-моему, мы до площади Микеланджело доехали на автобусе, а потом поднимались в гору к Сан Миниато пешком через зелёный массив:
Проходим мимо теплиц, воздух наполнен ароматом роз.
В одном из бастионов комплекса San Miniato располагается монументальное кладбище Флоренции — cimitero delle Porte Sante (то есть «кладбище Святых Врат»), закрытое в еще в 1854 году.
Идея создания подобного некрополя появилась примерно в 1837 году, а реализовалась в 1848-м. Изначально проект был доверен архитектору Никколо Матасу, затем его творение расширили и в 1864 году Мариано Фальчини занял под новый участок кладбища часть замка вокруг церкви, относящуюся к XV веку. Одновременно с расширением кладбища прокладывались и новые улицы и была создана монументальная лестница, открывшая новую возможность подъема к церкви.
Это кладбище полно неоготическими скульптурами и капеллами, и здесь нашли упокоение такие знаменитости итальянской культуры и истории как Карло Коллоди (автор сказки о Пинноккио), художники Пьетро Аннигони и Оттоне Розаи, писатели Луиджи Уголини, Джованни Папини и Васко Пратолини, скульптор Либеро Андреотти, Джованни Спадолини. Здесь покоятся писатель Джованни Папини и физик Бруно Бенедетто Росси.
По высокой лестнице поднимаемся к Сан Миниато:
Дворец епископов:
</b>
Христос между Мадонной и святым Миниато», датируемая XII в.
Источник: https://lookitaly.ru/san-miniato-al-monte/</b></div>Мозаика «Христос между Мадонной и святым Миниато», датируется XII в. На вершине фасада установлен коронованный орел, вцепившийся когтями в тюк ткани — эмблема цеха Калимала, финансировавшего строительство с XII века:
Входим в Сан Миниато:
1) Святая дверь
2) Мозаичная апсида со святой Марией, Христом Пантократором и Сан-Миниато
3) Склеп
4) Мраморный фасад
5) Мозаичный ковер
6) Капелла дель Кроцифисса
7) Капелла дель Кардинале
8) Пресвитерий — в католических храмах пространство между нефом и алтарём.
9) Амвон — специальное сооружение в христианском храме, предназначенное для чтения Священного Писания, пения или возглашения некоторых богослужебных текстов, произнесения проповедей.
10) Монастырский хор
11) ризница
В центре главного нефа находится Капелла Распятия. Её стены оформлены панелями работы Аньоло Гадди. Керамические украшения потолка выполнены выдающимся скульптором кватроченто, искусным керамистом Лукой делла Роббья:
Мозаичное покрытие пола (1207 года) украшено знаками зодиака и восточными мотивами:
В конхе апсиды — большая мозаика, представляющая Христа на троне (1297 г.), справа от него Богоматерь, слева король Армении (Rex Ermenie):
«В капелле кардинала Португальского все примечательно, начиная с личности самого усопшего. Кардинал Иаков — второй сын португальского короля Педро — умер во Флоренции на пути в Австрию 27 августа 1459 года в возрасте 25 лет. Юного прелата отличало множество добродетелей, среди которых важную роль играло и сохранённое им целомудрие. Всё это нашло отражение в
программе декорации его усыпальницы. Эта относительно небольшая капелла (4,8 х 4,8 м, высота 10,3 м) была возведена по проекту Антонио Маринетти — ученика Брунеллески.» (
Капелла Португальского кардинала построена в 1459-1467 г.г. и украшена росписями Антонио Манетти, Пьеро дель Полайоло, Алессио Бальдовинетти. Ее декорированием в 1461-1466 г.г. занимался также Лука делла Роббиа. В капелле находится гробница кардинала Джакомо ди Лузитания, созданная в 1461 г. Антонио Росселино. Three Saints. Пьетро и Антонио Pollaiuolo:</div>
В капелле находится гробница кардинала Джакомо ди Лузитания, созданная в 1461 г. Антонио Росселино
На стенах сохранились фрагменты фресок XIII—XIV вв.
Madonna col bambino e quattro santi, 1400-10 ca.
Справа Святой Иероним:
Якопо дель Casentino, Сан-Миниато и рассказы о его жизни, 1320:
Самым известным и наиболее хорошо сохранившимся фресковым циклом Спинелло Аретино являются росписи сакристии (ризницы) флорентийской церкви Сан-Миниато-аль-Монте. Они были выполнены в 1388 году.
На сегодняшний день не сохранилось никаких свидетельств о художниках, принимавших участие в этих живописных работах. Возможно, для этих целей братство пригласило мастера Спинелло, до того трудившегося в Лукке. Фрески приписывают кисти Спинелло Аретино с достаточно давнего времени. В качестве автора он фигурирует у Антонио Билли (1516-20е годы), затем в Кодексе Мальябекьяно (1537-42) и, наконец, у Джорджо Вазари (1550, 1568). Эти фрески подвергались реставрации в 1840, 1969, и в 1973-74 годах.
СВ. БЕНЕДИКТ. Бенедикт (ок. 480-547 гг. н. э.) родился в Умбрии; отправившись в Рим учиться, он отказался от беспутной городской жизни, чтобы стать отшельником. Около 529 г. он основал свой орден, первый в Европе, на горе Кассино. Его слава повсеместно распространялась, и к его советам прислушивался вождь остготов Тотила. Св. Бенедикта похоронили в одной гробнице с его сестрой св. Схоластикой.
Помимо этого документально о его жизни мало что известно, но существует множество легенд.
Живописная программа цикла, безусловно, была продиктована бенедиктинскими кругами.
1. Испытание св. Бенедикта. 2.Бенедикт сокрушает оружие братии. 3.Чудо с серпом. 4.Чудесное спасение Плацидия.
1.Св. Бенедикт покидает Рим. 2.Чудо с решетом. 3.Тотила перед св.Бенедиктом. 4.Успение св.Бенедикта:
1. Бенедикт покидает монастырь в Виковаро. 2.Бенедикт берёт в ученики Мавра и Плацидия. 3.Чудо с камнем. 4.Бенедикт уличает во лжи Ригго:
В центре Святой Христофор:
Великолепная романская кафедра, 1207 г.:
Крипта базилики, окруженная решеткой из кованого железа, была создана в 1338 г. В ней находится алтарь XI в. с мощами святого Миниато. Своды крипты в 1341 г. были расписаны Таддео Гадди, однако до наших дней сохранились лишь остатки фресок:
На этом наш осмотр церкви завершился. Уже дома я выяснила, что по незнанию пропустила церковь Сан Сальвадора на Горе, которая находится рядом с ц. Сан Миниато. А ведь эта церковь была любимой у Микеланджело! Как жаль!
Если поедете по автостраде из Пизы в Сиену, Флоренцию, примерно на середине пути на холме увидите Сан Миниато, тосканский город, славящийся своими сокровищами. Первая ценность города — история. Исторический центр Сан Миниато охватывает три близлежащих холма с высотой в среднем 140 метров, они расположены вдоль равнины реки Арно. Вид из Сан Миниато на долину реки Арно:
Сегодня в Сан Миниато сохранился средневековый план построек. Традиция селиться на вершине холма идёт от этрусков, римлян. Подтверждение этому нашли при раскопках некрополя, относящегося к III веку до нашей эры. Историки тогда откопали остатки римской виллы, множество древних предметов, хранящихся ныне в Археологическом музее Флоренции.
Расположение современного Сан Миниато давало возможность всем поколениям жителей контролировать движение по наземным и водным «магистралям»: по рекам Эльца, Арно, от Пизы до Флоренции, до Сиены.
Вид на часть Сан Амиато с площади возле башни Фридриха.
История Сан Миниато
История Сан Миниато начинается с VIII, когда группа лангобардов обосновалась на холме и построила церковь, посвященную мученику Миниато. Об этом событии рассказывает оригинальный документ, датированный 713 годом, хранящийся в архиепископских архивах в Лукке. В течение 5 веков город развивался в качестве бастиона. Начало такому росту положил Оттоне I из Саксонии, сделавший из поселения центр имперской администрации. Видно, что Сан Миниато имеет германское происхождение. Фридрих II из Швабии воздвиг крепость в городе и назначил своего викария. В средние века город называли Сан Миниато аль Тедеско. Постепенно в городе построили школы, больницы, монастыри, иные учреждения для обычных людей, не для военных.
После подписания мира с Флоренцией 31 декабря 1370 года Сан Миниато аль Тедеско изменил название на Сан Миниато аль Фьорентино, а затем стал просто Сан Миниато.
Вид на старую часть Сан Миниато.
В 1622 году Сан МИниато получил епископство, а затем епархию: до этого он фактически был частью епархии Лукки, всё благодаря ещё одной немке — Марии Магдалене из Австрии, жене Козимо ди Медичи. В тот период зародилась семинария и сантуарий Святого Креста.
Молодой Наполеон дважды посещал Сан Миниато. Первый раз Наполеон прибыл для того, чтобы удостовериться в благородном происхождении своей семьи: Бонапарт Аяччо имел на самом деле отдаленную связь с Сан Миниато. Сертификат о благородном родстве был ему необходим, чтобы получить доступ к французской военной академии. Второй раз Наполеон вернулся в город в период итальянской кампании, посетив последнего оставшегося в живых из тосканской ветви семьи, канона Филиппо Буонапарта.
Город оставался на флорентийской земле до 1925 года, затем был передан в провинцию Пиза.
В окрестностях Сан Миниато есть интересное место, Понте а Эгола — Ponte a Egola, сокровище, здесь развито производство кож, их обработка. Можно сказать, что промышленность была выведена из Сан Миниато в 50 — е годы XIX века. До сих пор здесь вырабатывают замечательную по качеству кожу. Правда, запах стоит специфический. 😉
Вторая мировая война оставила след в городе из-за расстрела людей на площади возле Дуомо.
Памятник жертвам расстрела в 1944 году.
Памятник, построенный после 40 лет (1984 год) расстрела людей как память им.
Во время войны была разрушена большая часть средневековых зданий, в том числе Rocca di Federico II, которая была восстановлена в 1957 году.
Башня Фридриха II.
Сегодня каждый желающий может подняться на вершину башни для обозревания окрестностей Сан Миниато. Стоимость билета = 3.50 евро. Вообще площадка возле башни хороша тем, что можно созерцать виды Тосканы в дипазоне 360 градусов. Вот некоторые картины:
Вид на колокольню Дуомо и купол сантуарио Святого Креста в Сан Миниато.
Семинария в Сан Миниато
В период, когда Сан Миниато стал представительством епископа, было решено построить семинарию для формирования духовенства. В районе недалеко от Дуомо и Епископского дворца в 1650 году было решено построить небольшой дом для 12 священнослужителей. С течением времени дом расширяли, вплоть до 1713 года, когда строительство здания было завершено. Многогранный фасад сегодня имеет вогнутую поверхность, так как развитие здания было привязано к имевшимся стенам. Фрески фасада с религиозными девизами на латинском языке относятся к 1705 году, а лестница с двойным доступом также относится к XVIII веку.
Фасад семинарии вогнутый и украшен снаружи фресками. Структура здания естественно образует площадь. Нынче она называетя piazza del Seminario. В здании на первом этаже располагались ремесленные мастерские, которые все еще оснащены особыми дверьми, окнами, прилавками, на которые ремесленники выкладывали товары. Здание было украшено художником Чименти, изобразившим в начале восемнадцатого века Добродетели, сопровождаемые тридцатью библейскими и святоотеческими словами, продиктованными епископом Франческо Марией Погги.
Рынки в Сан Миниато
Город известен двумя разноплановыми рынками, хотя открываются они в одно и то же время — первое воскресенье каждого месяца, кроме августа, когда Италия уходит в национальный отпуск. Ремесленный рынок располагается на via IV Novembre c 9 часов утра до 19 вечера.
Другой рынок станет интересен любителям антиквариата и коллекционерам. Открыт в то же время, что и первый. Однако располагается в ином месте: piazza della Repubblica, piazza del Popolo, corso Garibaldi, прилегающие переулки.
Трюфель из Сан Миниато
В Италии, Тоскане Сан Миниато называют городом трюфеля. Гриб — настоящее сокровище, связанное с городом. Трюфель трудно добывать, ибо гриб формируется глубоко под землёй, особо уважает корни старых дубов, лип, ив. Самый ценный трюфель белый, найденный на санминиатских холмах. Его научное название — il Tuber Magnatum Pico. Именно трюфель обогащает местные земли. Последние 100 лет охотники за ценным грибом выходят из дома так, чтобы их никто не увидел, берут с собой собак, натасканных на запах трюфеля; петляют по дороге, чтобы ввести в заблуждение тех, кто может подглядывать, могут бродить по лесу часами и только потом выйти на место, где можно найти грибы.
Дегустировать блюда с трюфелем в Сан Миниато можно в течение года. Однако знаменитый белый трюфель пробуют с сентября по декабрь. Рестораны города предлагают обеды, ужины с трюфелем. Например, в одном из местных заведений можно поужинать без напитков на 54 евро: антипасто, первое блюдо, второе блюдо, десерт, причём в первые три подачи будет добавлен трюфель. Слегка! Если хочется больше, то нужно доплачивать. За 1 грамм драгоценного гриба просят 5 евро.
В Сан Миниато существует Ассоциация охотников за трюфелем на санминиатских холмах. Её члены снова и снова исследуют новые участки лесов в комуне Сан Миниато, устраивают презентации трюфеля, показывают грибы на выставках в Италии и за рубежом.
Желающие полюбоваться трюфелем могут приехать в Сан Миниато в ноябре, чтобы посетить ежегодную национальную выставку белого трюфеля. Улочки в центре превращаются в огромную витрину. На улицах много туристов, прибывших в Сан Миниато из разных районов Италии, из-за рубежа.
Сан Миниато — город театра
Театр и спектакли для города — важные понятия. Когда-то им покровительствовал один актёр по имени Сан Дженезио. Во время второй мировой войны было разрушено здание театра. Однако буквально через несколько лет театральное искусство вернулось в Сан Миниато. В 1947 году возник институт народной драмы, который ежегодно даёт новое представление на религиозную тему. Это важно событие для небольшого города, на которое хотят посмотреть не только известные режиссёры, актёры из Италии, но и их зарубежные коллеги.
В течение последних 20 лет в Сан Миниато гостит «Prima del Teatro». Это ежегодный театральный сезон от европейской школы актёрского мастерства, который объединяет вместе известных актёров и талантливую молодёжь. В июне и июле каждый может поучаствовать, посмотреть спектакли.
Сан Миниато знаменит международным фестивалем «La Luna e azzurra». Речь идёт о театре фигур.
Сан Миниато — cittaslow
Cittaslow — странное слово, смесь итальянского и английского. Первая часть означает «город» по-итальянски, вторая часть — «медленный» в переводе с английского. Итак, Сан Миниато — медленный город. Нынешнему миру свойственна глобализация, ритм, спешка, суета, торопливость. Итогом жизни человека, погружённого в такую гремучую смесь, является стресс, проблемы со здоровьем.
Сан Миниато, как и другие города в Тоскане, Италии в целом, принял решение внести в человеческую жизнь замедленность, являющуюся свойством хорошего качества жизни людей. Так, родилась интернациональная сеть Cittaslow, частью которой является тосканский Сан Миниато, жители которого решили законсервировать собственные традиции, благоприятствующие чувствованию, как медленно течёт жизнь.
По городу туристу не нужно бегать, вытянув голову и верхнюю часть туловища вперёд. В Сан Миниато приветствуется неторопливость, остановка и любование тем, что в данный момент находится перед глазами. Можно присесть за столик в заведении рядом, чтобы распробовать местные специалитеты: высококачественное оливковое масло холодного отжима, вино, ветчину, сыр, выпечку, за качество которых Сан Миниато прозвали «citta dei sapori» — город вкуса.
Сан Миниато и пешие походы
Через Сан Миниато проходит via Fracigena, дорога, известная со средних веков. По ней следовали не только паломники, но и короли, принцы, знать, направлялись в сторону Рима. Дорога длинная, и, помня о замедленности, каждый может пройти по ней хоть несколько километров, наслаждаясь видами, вдыхая аромат воздуха.
Потом та часть дороги, что проходит через Сан Миниато, даёт возможность познакомиться с городскими достопримечательностями в историческом центре.
Достопримечательности в Сан Миниато
Крыши в Сан Миниато
Перед вами церковь Сан Доменико. Вид снаружи.
Вот так выглядит эта церковь внутри.
Часть семинарии, крутая лестница к Дуомо, часть площади Семинарии.
Большая площадь возле Дуомо.
Убранство внутри Дуомо.
На площади Дуомо: колодец.
Это не все достопримечательности. В Сан Миниато и окрестных посёлках множество старых церквей, наполненных фресками и картинами.
Календарь праздников в комуне Сан Миниато
Довольно насыщенная программа, в которых могут участовать туристы и путешественники. Гдавное — подгадать пребывание в Италии, Тоскане с понравившимся праздником в Сан Миниато и окрестностях.
Mercatale — каждое третье воскресенье месяца.
Carnavale dei bambini, Карнавал для ребятишек — конец февраля, начало марта.
Mostra tartufo marzuolo, выставка трюфеля — третий week-and марта.
Palio di San Lazzaro — Ponte a Elsa, Понте а Эльса — два воскресенья перед Пасхой.
Festa dagli Aquiloni e Mostra dei Fiori — первое воскресенье после католической Пасхи.
Palio del Cuoio — Ponte a Egola, Понте а Эгола — середина июня.
Un castello di suoni — замок звуков — июнь и июль.
Scuola europea per l arte dell Attore San Miniato — европейская школа актёрского мастерства — июнь и июль.
Fuochi di San Giovanni — фейерверк Сан Джованни — 23 июня.
La luna e adzzurra — Голубая луна — конец июня, начало июня.
Festa del Teatro, праздник театра — вторая половина июля.
Palio di san Rocco — 10 — 16 августа.
Sagra del cunigliolo fritto — вечерами в августе.
Palio di San Regolo e Festa sull Aia — конец августа, начало сентября.
Festa del Tartufo Bianco a Corazzano — первый week-and в октябре.
Palio del Papero — второй week-and в октябре.
Festa del Tartufo e del Fungo a Balconevesi — праздник трюфеля и грибов вБалконевези — третий week-and октября.
Sagra dell olio exstravergiine — народный праздник оливкового масла — вечер в последние выходные октября.
Estate di San Miniato — лето в Сан Миниато — октябрь и ноябрь.
Tartufo al Pinocchio — место проведения — нижний Сан Миниато, ноябрь.
Mostra Mercato Nazionale del Tartufo Bianco di San Miniato — международная выставка трюфеля — три посследних week-and в ноябре.
Сразу видно, что Сан Миниато — туристический город. Имеются бесплатные туалеты в центре. 🙂
Туристы смогут получить интересующую их информацию на площади Дуомо в павильоне, который виден на фото справа.
Если будете в Сан Миниато, в городе есть, что посмотреть, сфотографировать на память.
Если нашли полезную информацию, здесь поддержка проекта Дом в Италии, чтобы и далее напонять сайт интересным, нужным контентом.
Галина Парусова Domitalia
Построенная в романском стиле, церковь выделяется на фоне голубого неба своим белым мраморным фасадом с вкраплениями зеленого мрамора. Нижний ярус базилики разделен на пять одинаковых арок, которые поддерживают коринфские колонны. В арках — центральной и двух боковых располагаются дверные проемы, а две другие арки украшают панели из цветного мрамора.
Верхний торец центрального нефа декорирован геометрическими фигурами: кругами и прямоугольниками. На скатах боковых нефов видна косая штриховка, а на фронтоне можно разглядеть инкрустированный орнамент из двуцветного мрамора, если вас не ослепят блики, играющие на главном украшении базилики Сан-Миниато-аль-Монте — золотой мозаике XII века. Прямо из-под фронтона на нас смотрит Иисус, слева от него расположилась Дева Мария, а справа покровитель собора — первый флорентийский святой армянского происхождения по имени Минас.
Загадочный армянский принц
Согласно легенде, Минас был сыном царя Армении, однако имя царственного родителя в предании умалчивается. Юноша получил от родителей богатое наследство, но распорядился им неразумно — жил расточительно, а характером обладал грубым и бесчувственным. Согласно житию, юноша стал свидетелем неких таинственных событий, о которых не говорят агиографы Мины, но которые произвели сильное впечатление на принца и совершили в его душе настоящий переворот. От расточительной жизни Минаса развернулся в сторону христианской веры и совершил первый шаг — паломничество в Рим — центр катакомбной раннехристианской общины III века, хранившей прямое апостольское наследие.
Встретившись в Риме с другими христианами, Минас воодушевился и принял решение стать отшельником. Он выбрал пещеру недалеко от Флоренции, поселился в ней и всецело посвятил себя молитве и евангельскому образу жизни.
Испытания на долю новоиспечённого христианина выпали нелёгкие. Минас пребывал в отшельничестве ровно до тех пор, пока римский император-язычник Деций не устроил гонения на христиан. Минаса обнаружили молящимся в пещере, связали и доставили к императору. Причастность Минаса к царской родословной Децию была известна, поэтому императору было неинтересно просто казнить аскета. Зная, что перед ним армянский принц, Деций предложил ему отречься от христианства в обмен на несметные богатства и снова стать язычником, поклонившись римским богам. Но Минас отказался приносить жертву идолам, за что разгневанный император бросил его на растерзание диким зверям. Каково было удивление Деция, когда львы не стали есть отшельника, а преспокойно расположились вокруг и даже как будто охраняли святого. Тогда император приказал сжечь Минаса, но и огонь не взял святого — костёр разжигали заново, но пламя всё равно гасло. Тогда Деций велел обезглавить Минаса. По легенде, после казни святой поднял свою отрубленную голову и, приложив к телу, отправился знакомой дорогой прямиком к себе в пещеру на Монте-ди-Фиренце, где окончательно испустил дух.
В начале IV века Минаса канонизировали, а на месте пещеры построили часовню. Позже, в 1018 году, началось строительство полноценной церкви, которая и была освящена в честь флорентийского армянина — святого Минаса.
Церковь святого Минаса — что внутри?
Базилика Сан-Миниато-аль-Монте (Basilica di San Miniato al Monte) – романская церковь во Флоренции, высоко возвышающаяся над городом. Интересно не только полюбоваться фасадом и интерьером храма, но также увидеть весь город с вершины холма.
История возникновения базилики Сан-Миниато-аль-Монте
Прежде чем появилась современная базилика, на ее месте в 4 веке была воздвигнута небольшая часовня. Ее строительство связано с житием Миниато – первого святого Флоренции.
Согласно преданиям, Миниато вел богатую и тщеславную жизнь, но в один момент принял кардинальное решение стать отшельником и поселиться в пещере. Через какое-то время император Деций приказал казнить святого, предав его мученической смерти.
Эти события происходили в 250 году. Миниато похоронили в той самой горе, где сегодня размещается базилика.
Строительство храма
Сначала, в 4 веке, на холме Монте алле Крочи выстроили часовню, а в начале 11 века было решено основать церковь по инициативе епископа Гильдебранда.
Базилика имеет романский облик – считается одним из ярких образцов этого стиля во всей Тоскане. Включает три нефа, при этом трансепт отсутствует. Ко входу ведет внушительных размеров мраморная лестница, созданная Джузеппе Поджи (Giuseppe Poggi).
Примечательно, что базилика не подвергалась реконструкциям в период Возрождения, как это было со многими другими церквями. Исключение составляет только колокольня, которая появилась уже в 16 веке.
Во время осады города в 1530 году, колокольня была разрушена. Строительством новой башни занимался архитектор Баччо д’Аньоло (Baccio D’Agnolo).
Таким образом, на сегодняшний день можно увидеть церковь в ее изначальном романском виде.
Другие здания на холме Монте алле Крочи
Кроме церкви, на холме Монте алле Крочи (Monte alle Croci) располагается монастырь бенедиктинцев. Он был построен в 1426 году, а в 1530 году во время осады Флоренции стал настоящей крепостью, благодаря работе Микеланджело. Неподалеку находятся Дворец Епископов и мемориальное кладбище.
С вершины холма открывается впечатляющий вид на весь город: хорошо видно купол знаменитого Собора Санта-Мария-дель-Фьоре (Cattedrale di Santa Maria del Fiore), Колокольню Джотто (Campanile di Giotto) и другие возвышающиеся над Флоренцией сооружения.
Фото: © Иванова Екатерина
Здесь очень тихо и умиротворенно, туристов обычно немного. Ощущается значительный контраст с расположенной ниже Площадью Микеланджело (Piazzale Michelangelo), где оборудована смотровая площадка.
Архитектура церкви
На нижнем уровне западного фасада выделяются пять плоских арок одинакового размера. В центральной и боковых предусмотрены проходы. Остальные полукруглые арки декорированы мраморными панелями, имитирующими двери.
Основные цвета базилики – зеленый и белый, составляющие красивый орнамент. На втором уровне также присутствуют прямоугольные панели, на этот раз имитирующие двухстворчатые окна, над которыми содержится округлый орнамент.
Фото: © Иванова Екатерина
Между панелями второго яруса располагается небольшой оконный проем и красивая мозаика «Христос между Мадонной и Святым Миниато», созданная в 12 веке.
Еще выше, в треугольном тимпане, можно увидеть изображение ряда миниатюрных арок. Завершает фронтон медный орел. Поверхности боковых нефов украшены пересекающейся штриховкой.
Что посмотреть внутри
Внутреннее пространство храма также выполнено в романском стиле. Основной узор создан с помощью зеленых линий на белом фоне, как и на фасаде. По обеим сторонам располагаются мраморные колонны с широкими арочными пролетами. На потолке – открытые плоские перекрытия.
Фото: © Иванова Екатерина
На стенах можно увидеть фрески, которые остались неизменными с 13-14 веков. Они сохранились не полностью, но изображения святых на них довольно отчетливо видны.
Фото: © Иванова Екатерина
Фото: © Иванова Екатерина
В центральной части находится Капелла Распятия, созданием которой занимался итальянский архитектор Микелоццо ди Бартоломео (Michelozzo di Bartolomeo).
Фото: © Иванова Екатерина
Пол украшен изумительной мозаикой, выполненной из мрамора в начале 13 века. Содержит изображения зодиакальных знаков.
Кроме того, в интерьере примечательна масштабная мозаика, на которой присутствуют несколько фигур – Христос на троне, Богоматерь и король Армении (Rex Ermenie). К слову сказать, Святой Миниато имел армянские корни, если верить преданиям.
Мощи Святого Миниато хранятся в алтаре, созданном в 11 веке.
Сакристия и Капелла Святого Иакова
Сакристия, которая располагается с правой стороны от алтарной части, декорирована фресками работы художника Спинелло Аретино (Spinello Aretino). Это роспись на тему легенд о Святом Бенедикте, выполненная в период позднего Средневековья.
С левой стороны от алтаря находится вход в Капеллу Святого Иакова или Португальского кардинала. Ее оформлением занимался флорентийский архитектор Антонио Манетти (Antonio Manetti) и скульптор Лука делла Роббиа (Luca della Robbia). Авторству последнего принадлежат медальоны с изображением Главных добродетелей и Святого Духа.
В Капелле Святого Иакова также находится беломраморный надгробный памятник третьему сыну регента Португалии Педру (Pedro de Portugal, Duque de Coimbra) – кардиналу Жайме Португальскому. Памятник изготовлен Антонио Росселлино в середине 15 века.
В церкви есть Крипта, которая окружена кованой решеткой 14-го века. На ее сводах сохранились фрагменты фресок, изготовленных в 1341 году итальянским художником Таддео Гадди (Taddeo Gaddi) родом из Флоренции.
Это просторное светлое помещение с семью нефами: четыре из них являются боковыми и три центральными. Свод поддерживается тонкими мраморными и более широкими кирпичными колоннами.
Как добраться до базилики Сан-Миниато-аль-Монте
Церковь располагается по адресу: Via delle Porte Sante, 34. Это на левом берегу реки Арно, над площадью Микеланджело со смотровой площадкой. Подниматься придется в гору, так что лучше надеть удобную обувь. От площади Микеланджело идти около 10 минут.
Если поедете на автобусе, то можно воспользоваться маршрутами №№ 12 и 13 – выходить нужно на остановке San Miniato al Monte.
Часы работы
Церковь открыта:
Стоимость билета
По состоянию на 2020 году вход в храм свободный.
Расписание и часы работы могут меняться – смотрите точную информацию на официальном сайте базилики Сан-Миниато-аль-Монте www.sanminiatoalmonte.it/.
Экскурсии по Флоренции
Если вам хочется чего-то более интересного, чем традиционный обход города по карте, то попробуйте новый формат осмотра достопримечательностей. В современное время всё большей популярностью пользуются необычные экскурсии от местных жителей! Ведь кто лучше местного жителя знает историю и самые интересные места Флоренции?
Посмотреть все экскурсии и выбрать самую интригующую можно на сайте Tripster.
Другие достопримечательности Флоренции
- Что посмотреть во Флоренции за 1 день
- Базилика Санта-Кроче
- Базилика Сан-Лоренцо
- Баптистерий Сан-Джованни
- Галерея Уффици
- Колокольня Джотто
- Палаццо Веккьо
- Палаццо Питти
- Площадь Синьории
- Собор Санта-Мария-дель-Фьоре