Содержание
Характеристики моста
Синий мост через реку Мойку — самый широкий мост в Санкт-Петербурге. Он соединяет Казанский и 2-й Адмиралтейский острова.
Это однопролетное сооружение длиной 29,4 метра, ширина моста по карнизам составляет 95,4 метра, ширина моста по открылкам – 113,85 метров. Общая площадь мостового полотна составляет 2294 квадратных метров, площадь тротуаров – 143 квадратных метра.
Пролетное строение Синего моста представляет собой бесшарнирный свод из чугуна и железобетона. Перильные ограждения чугунные, художественного литья, узор повторяет рисунок ограды реки Мойки. Тротуары отделены от проезжей части чугунными перилами простого рисунка. Мост входит в ансамбль Исаакиевской площади.
История моста
С 1737 года здесь существовал деревянный подъемный мост, который получил свое наименование по цвету его окраски. Позднее его перестроили в трехпролетный с деревянным пролетным строением на каменных опорах по типу моста Крюкова канала.
В 1818 году по проекту В.И. Гесте мост был перестроен в однопролетный чугунный арочный. Пролетное строение представляло собой двухшарнирную арку, по конструкции – сплошной свод.
Строительство выпало на долю последователя В.И. Гесте – мостостроителя П.П. Базена. Пролетное строение смонтировано из чугунных секций, соединенных между собой болтами. Чугунные конструкции изготавливались на Олонецком чугунолитейном заводе. Устои Синего моста массивные каменные, на свайном основании, облицованы гранитом. На мосту установлены чугунные решетки.
Тротуар был отделен от проезжей части чугунными перилами простого рисунка с чугунными тумбами. На фасадах пролетного строения имелось несколько орнаментов. Покрытие на мосту – каменное мощение. Первоначально был более узким, его ширина составляла 41 метр.
В 1842-1843 годах, в связи с постройкой Мариинского дворца и перепланировкой Исаакиевской площади, был расширен вверх по течению в сторону Красного моста до 97,3 метра. Пролетное строение было сооружено из чугунных тюбингов, соединенных между собой болтами. С 1925 года в чугунных коробках свода с низовой стороны, построенного в 1818 году, появились трещины.
В 1929-1930 годах чугунные арки с низовой стороны были заменены на железобетонные, а устои моста сохранены старые. Пролетное строение представляет собой двухшарнирную арку. Чугунная часть, построенная в 1842 году, сохранилась до настоящего времени.
В 1938 году каменное мощение на мосту было заменено асфальтобетонным.
Мост в XIX-XX веках неоднократно был реконструирован, изменялись его размеры, конструктивные особенности. Несмотря на это его облик не изменился, и внешний облик переправы дошёл до нас практически в первоначальном виде. К мосту, как и к находящемуся рядом с ним Мариинскому дворцу, применимо высказывание, что два императора от него отвернулись: положение конных статуй (Медный всадник и памятник Николаю I) направлено от моста.
Простой по архитектурному решению Синий мост органически вписан в ансамбль гранитных набережных Мойки. Рядом с ним расположены Мариинский дворец, Исаакиевская площадь с памятником Николаю I, Исаакиевский собор, здания Всероссийского Института Растениеводства им. Н. И. Вавилова и его библиотеки, поблизости – Дом Композитора. Также с моста можно увидеть здание Адмиралтейства.
Первоначально, по проекту Гесте, в качестве светильников использовались гранитные обелиски. Фонари, копирующие светильники на мосту Александра III в Париже, были установлены в конце XIX века. Эти светильники долго сохранялись на мосту в первоначальном виде. Существующие торшеры были восстановлены в ходе реконструкции 2013–2014 гг. по образцу торшеров Балтийского вокзала.
В 1971 году на набережной Мойки у низовой части Синего моста по проекту архитектора В. А. Петрова установили гранитный столб-футшток, украшенный трезубцем Нептуна. На столбе нанесены отметки по уровню воды самых крупных петербургских наводнений: 1824, 1903, 1924, 1955, 1967. Петербуржцы прозвали его «шкалой Нептуна».
С апреля 2013 года по сентябрь 2014 года проводился капитальный ремонт моста. Железобетонный свод был усилен дополнительным армированием, произведено сооружение железобетонного разгружающего свода над чугунной частью, реставрация перильного ограждения и чугунного металлодекора. Также воссозданы силовое ограждение и торшеры, проведен ремонт опор, гранитной облицовки стенок сопряжения опор с набережной, ремонт чугунных тюбингов. Дно реки укреплено бетонными матами. На мосту появились островки безопасности.
Дополнительная информация
Благодаря рекордной ширине, Синий мост стал своего рода «мостом-невидимкой» — многие воспринимают его не как переправу через реку Мойку, а как часть площади. Синий мост органично вписывается в окружающий архитектурный ансамбль со всеми его историческими зданиями и памятниками. Многие гиды, проводящие экскурсии по Исаакиевской и Сенатской площади, замечают, что мост и расположенный рядом Мариинский дворец «попали в немилость» сразу к двум российским императорам: конные статуи Николая I и Петра I (Медный всадник) стоят к мосту и дворцу спиной.
Стоит отметить, что мост является популярным местом парковки государственных служащих органов исполнительной власти Санкт-Петербурга и сотрудников городского Законодательного собрания, которое располагается в Мариинском дворце.
Синий мост, самый широкий в Санкт-Петербурге, располагается через реку Мойку и, являясь мостом-площадью, служит составной частью Исаакиевской площади, перед Мариинским дворцом, воспринимаясь как ее продолжение. Именно обладая таким своим свойствам моста-площади, Синий мост может легко ввести вас в визуальный обман. По сути, едва ли не каждый гость Северной столицы, и тем более любой петербуржец, побывали на этом мосту, однако при том, большинство из них, скорее всего, признаются, что Синего моста они никогда не видели. Это уникальное строение-невидимку действительно можно не заметить, поскольку оно представляет собой одно целое с Исаакиевской площадью, тем самым просто растворяясь в ней.
Современный Синий мост отличается от того строения, каким его знали в прошлом. В 18 столетии он был типичным, для Петербурга того времени, узким деревянным подъемным мостом, выкрашенным в ярко-синий цвет. Надо заметить, что на тот момент река Мойка, через которую он был переброшен, была известна своими «цветными» мостами, ведь кроме Синего ее берега соединяли Зеленый, Красный и Желтый мосты. Эти строения были одними из немногих ярких пятнышек в архитектуре Петербурга, в которой обычно преобладали строгие цвета, причем окраска зданий строго регламентировалась царскими указами. Разноцветная окраска мостов на Мойке была отнюдь не смелым дизайнерским ходом. Просто близко расположенные друг к другу мосты были так похожи, что горожане их часто путали. На сегодняшний день в городе осталось только два «цветных» моста – Красный и Синий, хотя, в сущности, они оба уже поменяли свои яркие цвета на более спокойные оттенки гранита. Зеленый же мост со временем был переименован в Полицейский, а Желтый – в Певческий.
Свою знаменитость благодаря своей самой большой ширине, Синий мост, разумеется, получил не сразу. В начале 19 века, по проекту архитектора В. И. Гесте, вместо деревянного был возведен каменный мост. При этом его ширина, которая уже в то время была больше его 32-метровой длины, составила 41 метр. Немного позже, когда берега Мойкибыли укреплены, Синий мост расширили. Спустя еще несколько лет, после возведения на Исаакиевской площади Мариинского дворца, мосту опять добавили несколько метров. Таким образом, ширина современного Синего моста составила чуть больше 97 метров, что является в три раза больше его длины.
Кстати, относительно ширины Синего моста, до сих пор бытует миф, что она равна не 97,3 метра, что является действительностью, а 99,9 метра. Даже в некоторых учебниках по истории Санкт-Петербурга и официальных справочниках фигурирует эта мифическая цифра. Легенда о 99,9-метровой ширине Синего моста возникла практически сразу же, после реконструкции строения в 1842 году. Было ли причиной тому чья-то невнимательная описка, или же кто-то из жителей Петербурга, увидев в ширине моста символичность, решил ее еще немного увеличить, пустив слух, что до стометровой ширины Синему мосту не хватает всего 10 сантиметров, остается загадкой.
Архитектурное решение Синего моста достаточно простое. На нем установлены чугунные перила, повторяющие узор решетки набережной, благодаря чему строение органично вписывается в ее общий фон. У моста, на правом берегу Мойки установлен гранитный водомерный столб, увенчанный трезубцем Нептуна. На самом строении имеются отметки, которые указывают уровни воды, поднимавшейся в самые крупные наводнения. Фонари, копирующие светильники на мосту Александра III в Париже, были установлены на Синем мосту в конце 19 века. С тех пор, даже проводившиеся в начале 20 века ремонтные работы, в ходе которых были заменены чугунные детали железобетонными, не изменили его облик, благодаря чему мы имеем счастливую возможность лицезреть Синий мост практически в первоначальном его виде.
Текст подготовила Анжелика Лихачева
Синий мост – популярное место, которым интересуется множество туристов. Считается одной из самых красивых достопримечательностей Питера. Синий мост – самый широкий в Санкт-Петербурге, аналогов ему нет!
Синий мост Санкт-Петербурга: чем знаменит
Достаточно взглянуть на фото Синего моста в Санкт-Петербурге, чтобы понять, чем он так притягивает жителей и гостей северной столицы. Длинный роскошный мост простирается через реку Мойку. Изумительный вид – возможность сделать красивые памятные фотографии.
Знаменитый мост – неотъемлемая часть Исаакиевской площади, завершающий аккорд питерского ансамбля. Ширина Синего моста в Санкт-Петербурге достигает 97,3 метров, что считается абсолютным рекордом.
В длину питерская достопримечательность не менее внушительная. По официальным данным, длина Синего моста в Санкт-Петербурге составляет 35 метров.
Знаменитые фонари на Александровском мосту в Париже – то, что мечтают увидеть многие. Однако, чтобы лицезреть светящуюся красоту в самом романтическом городе мира, можно просто посетить Синий мост в Питере. Связано это с тем, что фонари, обрамляющие питерский мост, являются абсолютной копией парижских.
Синий мост СПб: интересные факты
Мост был возведен в 1737 году. Однако изначально он был деревянным, лишь его перила выкрашены в синий цвет. По отзывам краеведов, первоначально перила были выкрашены в достаточно яркий оттенок синего цвета. Современный мост имеет более приглушенный, спокойный синий тон.
Постепенно мост реконструировался. В 2013 году начался его капитальный ремонт. Помимо этого были проведены реставрационные работы – обновлены перильные ограждения, торшеры, произведен художественный декор.
Ремонтные и реставрационные работы проводились до конца лета 2014 года, а 1 сентября было открыто движение для транспорта по мосту.
Интересным фактом является и то, что изначально ширина Синего моста была значительно меньше и составляла всего 41 метр. Масштаб питерской достопримечательности увеличился за счет построения новых архитектурных арок, придавших мосту еще большее величие.
Месторасположение Синего моста
Точный адрес Синего моста в Санкт-Петербурге – переулок Антоненко, 5. Удобнее добраться до него, выйдя на станции метро «Садовая».
Многие туристы отмечают, что это не просто мост, а целая архитектурная площадь. И является идеальным продолжением Исаакиевской площади, одном из излюбленных мест гостей Питера. Кроме этого, он расположен перед Мариинским дворцом, еще одной достопримечательности северной столицы.
Синий мост – один из самых популярных в Санкт-Петербурге. Он соединяет два острова –2-й Адмиралтейский и Казанский, между которыми протекает река Мойка. Мост является частью архитектурного ансамбля Исаакиевской площади и считается самый широким в Петербурге. Ширина Синего моста достигает 97,3 метров. Но при этом его размеры таковы, что он практически незаметен в общем устройстве Исаакиевской площади. Он настолько удачно продолжает ее, что как будто растворяется в ней и становится невидимым для глаза. Многие туристы, гуляя по нему, даже не осознают, что находятся на мосту.
История
Синий мост появился в восемнадцатом веке, тогда это была простая деревянная переправа. Но она была подъемной – для удобства прохождения судов с мачтами. Мост был выкрашен в ярко-синий цвет, который сохранился до настоящего времени.
В начале девятнадцатого века деревянный мост заменили каменным однопролетным. В это время длина Синего моста составляла 32 метра, а ширина – 41 метр. Ночью мост освещался фонарями, установленными на гранитных обелисках. После этого его расширяли еще несколько раз. Сначала увеличение размеров произошло при укреплении берегов Мойки, затем – при строительстве Мариинского дворца. В результате ширина достигла 97 метров. При выполнении работ вместо гранитных обелисков были установлены чугунные фонари.
В 1920 году в низовой части моста обнаружили трещины. Они создавали угрозу обрушения, в связи с чем был проведен ремонт несущих конструкций: часть чугунных элементов заменили на железобетонные. Декор низовой части и фонари были утрачены. В 1938 году каменную мостовую сменил асфальтобетон, а в начале двадцать первого века был проведен капитальный ремонт моста, в том числе реставрация декоративных элементов.
Цвет моста
Синий мост в Петербурге – один из трех цветных мостов города. Причем все они расположены на канале Грибоедова. Кроме Синего, есть еще Красный и Зеленый. Раньше в Санкт-Петербурге было четыре цветных моста. Впоследствии один из них – Желтый получил другое название – Певческий. Яркий цвет моста – это не оригинальное дизайнерское решение, а практическая необходимость – жители города просто путали одинаковые сооружения.
Достопримечательности
Синий мост имеет простое архитектурное решение, но при этом он органично дополняет ансамбль гранитных набережных Мойки. С Синего моста открывается удивительный вид на Мариинский дворец, памятник Николаю I на Исаакиевской площади, здание Всероссийского института растениеводства и его библиотеки.
Также с него может увидеть Медного всадника, гостиницу «Англетер-Астория», Дом композиторов. Благодаря такому окружению и историческому прошлому образ моста широко используется в искусстве, сюда приезжают многие туристы и жители Санкт-Петербурга.
Особенности
В конце девятнадцатого века на мосту появились фонари – точная копия светильников, расположенных на мосту Александра III в Париже. Сегодня именно их можно наблюдать на мосту. На спуске стоит гранитный столб-футшток, декорированный трезубцем Нептуна. На нем есть отметки уровней, до которых доходила вода во время самых крупных наводнений. На оградах моста выполнен узор, который копирует рисунок решеток, установленных на набережной реки Мойки.
Прохождение небольших экскурсионных теплоходов под Синим мостом – удивительный аттракцион. Вы как будто ныряете в длинную пещеру с низкими сводами, а выход очерчен узкой полоской яркого света. Благодаря такой особенности Синий мост включен в большинство экскурсий и прогулок по рекам и каналам Санкт-Петербурга.
О мосте в народе
Существует миф о том, что ширина моста составляет вовсе не 97,3 метра, а 99,9 метров. Эта цифра фигурирует в некоторых исторических учебниках, однако с реальностью не имеет ничего общего. Скорее всего, цифра эта появилась вследствие ошибки.
Синий мост в Санкт-Петербурге известен также как «мост, от которого отвернулись два императора”. Никакой тайны или подтекста в этой фразе нет, просто находящиеся поблизости памятники Петру I (Медный всадник) и Николаю I направлены в противоположные от моста стороны.
Синий мост в Кронштадте
Интересно, что в Петербурге есть два Синих моста: один в самом городе, а второй – менее известный – в Кронштадте. Он предназначен для движения пешеходов и автомобильного транспорта через Обводный канал. Свое название мост получил из-за перильных ограждений синего цвета.
Главные достопримечательности Синего моста в Кронштадте – футшток и памятник рыбке колюшке. На северной стороне установлена бронзовая мемориальная доска «3,67 м. 1824», означающая подъем уровня воды при наводнении.
Интересные факты
- Несмотря на многочисленные реконструкции, облик моста дошел до нас практически в первозданном виде.
- Синий мост часто упоминается в литературе – и в связи с Мариинским дворцом, и сам по себе.
- Синий мост признан объектом культурного наследия России и включен в соответствующий государственный реестр.