Никольский собор в Епифани (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
Никольский собор наряду с другими храмами делает Епифань любопытным туристическим объектом, в этот поселок определенно стоит отправиться на экскурсию. Каменный храм возвели в первой половине 18 века, от него осталась только одна юго-западная башня из 4. Собор разобрали в начале 19 века из-за аварийного состояния, тогда же начали строить новый, сохранившийся до сих пор. Его закрыли в 1932 г., в трапезной разместили электростанцию, а в колокольне — водонапорную башню. Уже в начале Великой Отечественной войны храм сильно пострадал, трапезную взорвали. В таком состоянии он и стоял до недавней реставрации.
Что посмотреть
Никольский собор построен в классическом стиле, популярном в 19 веке. Основной объем в форме креста дополнен цилиндрическими вставками во внутренних углах. Со всех сторон храм украшен порталами с колоннами. На широком барабане с многочисленными окнами разной формы расположен полукруглый купол, на нем — еще один барабан, высокий и узкий, с небольшим куполом такой же формы и золотой маковкой с крестом. Барабаны богато декорированы лепниной, как и карнизы, колонны. К основному объему примыкает переход к одноэтажному приделу с ротондами над прямоугольными окнами. Здание покрашено в светло-желтый цвет, декор белый за исключением карнизов на порталах — они малахитово-зеленые.
Для провинции 19 века храм был просто огромным: 50 м в высоту и 80 м в длину, что сопоставимо с Исаакиевским собором в Питере.
Рядом с приделом стоит шатровая колокольня из красного кирпича с большими звоновыми окнами и маленьким куполом. Недалеко от нее — башня, оставшаяся от ограды старого храма 18 века: цилиндр на кубе с крышей конусовидной формы. Весь комплекс окружен кованой оградой. Внутри реставрационные работы еще продолжаются, но уже установлен иконостас, проводятся богослужения.
Практическая информация
Адрес: Тульская обл., Кимовский р-н, пос. Епифань, ул. Садовая. Координаты GPS: 53.8262, 38.5527.
Пос. Епифань находится в 70 км от Тулы, на машине дорога занимает около 1,5 часов. Прямые автобусы ходят сюда из Климовска, время в пути — 20 минут, цена билета — 43,7 RUB. В Климовск легко добраться на автобусах из Тулы, Москвы, Рязани и других городов. Церковь находится в 10 минутах ходьбы от автостанции. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.
Деревянную крепость Епифань основал во второй половине ХVI века племянник Ивана Грозного — Иван Мстиславский. Наша страна тогда нуждалась в мощном опорном пункте на оборонительной линии против набегов крымских татар. В крепости имелись высокая сторожевая башня, терема, несколько посадских храмов. В осадном гарнизоне несли службу 700 человек — пушкари, пищальники, стрельцы, воротники, казаки. В 1777 году Епифань стала уездным городом, а через год получила свой герб: «щит, поле серебряное с черною внизу землею, из которой вырастают три былины конопляныя, показуя, что окружности сего города, между прочими произведениями, изобилуют в коноплях». Название некогда уездного города, а ныне посёлка в Кимовском районе — Епифани — имеет греческие корни: в переводе оно означает «явление» и, в принципе, подразумевает явление Бога при Крещении Иисуса. А возникновение самого Никольского собора связывают с явлением иконы Святителя Николая Чудотворца.
Существует легенда, которую упомянул в своей книге «Приходы и церкви Тульской епархии» (Тула, 1895) исследователь П.И. Малицкий… Интересно, что события, описанные в легенде, теоретически могли происходить здесь в Епифани: в 1380 году литовские войска под предводительством короля Ягайло шли в сторону Куликова поля вместе со своим проводником по имени Епифан Киреев. Похоже, что к 8 сентября, дню Куликовской битвы, они оказались как раз на территории современной Епифани, но услышав о разгроме Мамая, удалились восвояси, бросив святой образ Св. Николая Чудотворца, привезённый ими в повозке. Для хранения оставленной «литвой» иконы местные жители возвели часовню. Писцовые книги конца ХVI века сообщают: «Сотня Степана Лихарева вниз по Дону, под Епифановым болотом слободка Семеновская Коробьина, а в слободе церковь Николы Чудотворца поставление и строение в церкви, образы и свечи, книги попа Обрамия Иванова». Как поясняет Сергей Васильевич Кусакин в своей книге «Храмы Куликова поля» (Тула, Государственный музей-заповедник «Куликово поле», 2014), это значит, что храм построили и содержали казаки-прихожане, а также сам церковный причт. На территории храма стоял дом священника и несколько келий для нищих. К началу ХVIII века Никольский собор стал не только духовным, но и торговым центром уезда — вплотную к храму прилегала площадь, где ежегодно устраивалась большая ярмарка. В силу её размаха на ней регулярно вспыхивали конфликты, переходившие «в драки и смертные убийства». Поэтому царским указом «от городскому комиссару» выделили в помощь подкрепление — «рядовых солдат для караула». Также в начале ХVIII века Епифань неожиданно стала ключевым пунктом в грандиозных планах Петра I по строительству канала, который должен был соединить Дон и Оку и упростить подвоз «потребностей из Москвы… к городу Воронежу» — там молодой царь начал возводить флот. Именно в Епифани разместили штаб, откуда прибывший из столицы князь Матвей Гагарин должен был контролировать все работы. Благосостояние епифанцев стало стремительно расти, и они начали активно жертвовать на «храмовое строение». В 1736 году при воеводе Василии Мельгунове соборная Никольская церковь «начала строиться каменным зданием и совершенно была выстроена в 1738 г.»
М.И. Сахаров в своём исследовании «Епифанская соборная Николаевская церковь» (Тула, 1873) приводит такое описание: «Пять глав грановитых, прикрытых зеленой ярью; на них кресты осьмиконечные, позлащенные». Сам храм делился на холодный и тёплый, общая длина его составляла «не менее 12-ти сажен, а ширина — не менее 7-ми сажен». Церковь была обнесена четырёхметровой каменной оградой с зубцами, похожими на те, что украшают стену тульского кремля. Некоторые исследователи утверждали даже, что по ней могли передвигаться воины, а из угловых башен можно было вести огонь. Более того, говорили, что на единственной сохранившейся до наших дней башне ещё в конце 30-х годов прошлого века находилась старинная пушка. Хотя реальных свидетельств «крепостного» характера соборной ограды всё-таки нет. Внутри ограды размещалось множество торговых лавок, а также духовное училище (в 1837 году его перевели в Венёв), городское духовное правление и городская ратуша. На колокольне было девять колоколов. О них известно, что например, самый большой весил 262 пуда, то есть более 4 тонн, и на нём имелась надпись: «На призывание к славосилию божественному, и во славу граду сему вылить сей колокол в Москве к епифанской Николаевской церкви…» Второй колокол именовали «полиелейным», его отлили «на подаяние Ея Императорского Величества двора». Третий колокол назывался вседневным или сороковым (он весил 40 пудов).
Первый каменный храм простоял до 1810 года, когда из-за ветхости его разобрали (штукатурка «отмокла и обвалилась», а трапезная «в обширности» была столь мала, что зимой в ней «бывала великая теснота и жар, от чего даже тухли свечи»). Оставили нетронутой только часть колокольни и начали строить новый храм. Причём начали с зимней церкви. По имеющимся данным, её архитектором был Тимофей Тимофеевич Тимофеев, получивший за свой труд мизерный гонорар — за все работы в общей сложности 25 рублей. Построили трапезную, а также два придела: во имя пророка Божьего Илии и в честь иконы Божией Матери «Троеручицы». На возведение же самого Никольского собора ушло сорок лет. В марте 1815 года утвердили план и фасад. Несмотря на пожертвования, средств не хватало, и на возведение здания решили пустить кирпич от разобранной ограды. Также городские власти распорядились отдать оброчную статью доходов от всех торговых лавок на сооружение храма. В итоге, к 1885 году строительство было закончено. Современники тогда отмечали, что весной собор уже «был оштукатурен снаружи и покрыт листовым железом». На главе уже сияли золотом «яблоко с крестом». Колонны четырех порталов, большой барабан и фонарик были украшены лепным узорочьем «по приличным местам». На фризах, под четырьмя фронтонами, были поставлены барельефные изображения из священной жизни Иисуса Христа, а для установки над порталами «уже сформированы и отлиты лепные священные исторические фигуры вышиною в три с половиной аршина». Внутри храм стоял ещё не отделанный. Только подкупольная часть была «по нижние арки» оштукатурена и расписана «анфресковою живописью». В итоге все работы были завершены только в 1850 году.
После Октябрьской революции Никольский собор закрыли не сразу. У новых властей руки до него дошли только в 1932 году. Представители власти явились в храм и начали по спискам изымать наиболее ценные предметы утвари. Всё, что было сделано из драгоценных и цветных металлов, забрали и отправили в Москву и Тулу. То, что показалось ненужным, отдали на откуп местным жителям. А те тоже не особо церемонились со святынями — иконы пускали на изготовление дверей, подвальных перекрытий и растопку печей. Городское потребительское общество устроило в теперь уже бывшем соборе склад. В галерее между трапезной и колокольней оборудовали теплоэлектростанцию, а саму колокольню превратили в водонапорную башню. Когда началась Великая Отечественная война, жители Епифани стали готовиться к обороне — копали окопы, сооружали противотанковые заграждения. Окна бывшего Никольского собора заложили, превратив их в бойницы. Но фашисты заняли Епифань без боя; оккупация длилась немногим больше месяца, и, отступая, враги взорвали электростанцию в галерее трапезной. В результате серьёзно пострадала западная стена собора. Вообще, немцы взорвали практически все старинные каменные постройки этого городка и почти половину деревянных. В документах, которые были озвучены на Нюрнбергском процессе, Епифань была названа в числе городов, превращённых фашистами «в развалины». После освобождения Епифани по указу вышестоящего начальства местные власти попытались обезглавить храм. Нашёлся смельчак, который залез на купол и привязал к кресту трос. Другой его конец прицепили к двум тракторам ЧТЗ, стоявшим в начале Садовой улицы. Однако все старания оказались напрасными. Трактора буксовали. Трос не выдержал и оборвался. Крест, лишь немного наклонившись, стоял на своём месте. В 40-50-е гг. ХХ века было уничтожено большинство лепных деталей на фризах и капителях колонн, украшавших фасады храма. После войны бывший собор так и стоял заброшенным, но всё равно оставался местной достопримечательностью. Многие туристы улавливали в нём сходство с Исаакиевским собором в Санкт-Петербурге.
Оживать храм начал лишь в конце 1980-х годов, после того, как однажды в нём решено было устроить вечер камерной музыки. Инициатором этого мероприятия выступил тогдашний директор Епифанского спиртового завода «Донской» Валерий Крылов. Под старинными сводами зазвучали произведения Гайдна, Баха, Вивальди… Поскольку акустика превзошла все ожидания музыкантов, такие концерты стали проходить регулярно. Тогда в администрации посёлка решили открыть счёт для сбора средств на восстановление храма. И стали поступать пожертвования… В результате, в 1995 году стало возможным покрыть листовым железом соборный купол. При этом посильную помощь оказал также настоятель Свято-Успенского мужского монастыря Новомосковска — архимандрит Лавр. А позже Тульский губернатор объвил сбор средств на реставрацию храма, и произошло чудо — уже в 2000 году начался ремонт. Восстановили стены и своды, лестничные входы, покрыли оцинкованным железом крышу. Поставили временный иконостас, после чего архимандрит Лавр освяти престол. В праздничные дни в соборе стали проводиться службы. В 2003 году в соборе установили новый четырёхъярусный иконостас, соответствующий всем церковным требованиям. Он стал даром руководства и коллектива Тульского УФСБ в память о сотрудниках управления, погибших в Чечне при выполнении служебных обязанностей. На внутренней стене храма установили памятную доску с фамилиями героев. В 2004 году собор обрёл «голос». Начальник управления ФСБ по Тульской области генерал-майор Владимир Петрович Лебедев сумел найти благотворителей, на пожертвования которых рядом с храмом построили звонницу с шестью колоколами. После крестного хода архиепископ Тульский и Белёвский Алексий освятил звонницу и колокола. Одна из самых торжественных служб в Никольском соборе совершается 22 мая, в день перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликии в итальянский город Бари. На архиерейскую службу и крестный ход в Епифань всегда приезжает митрополит Тульский и Белёвский.
Сейчас Никольский собор включён в программу министерства культуры, по которой ведомство каждый год выделяет деньги на его восстановление. В 2008 году сняли и привели в порядок крест. Его высота составляет 250 см. Железный каркас в виде полого восьмиконечного креста обёрнут медной полой толщиной 1-1,5 мм, покрытой золотом «чрез огонь». В яблоке-шаре диаметром 93 см реставраторы насчитали 68 пулевых отверстий. На его золочение ушло 40 граммов сусального золота. Летом 2009 года крест вернулся на своё место. Раньше убранство Никольского храма было поистине великолепным. Но, к сожалению, всё оно погибло в революционном угаре. Сейчас усилиями прихожан и благотворителей храм постепенно снова преображается. Многие иконы собор получает в дар. Одна из главных святынь храма — икона «Троеручица». В соборе даже раньше существовал придел в честь этого образа. Кроме того, в Никольском соборе хранится старинная икона Иоанна Крестителя, датированная ХVIII веком. Есть здесь замечательное собрание вышитых бисером икон. И, конечно, обращает на себя внимание старинный образ Святителя Николая Чудотворца в изящном окладе: он словно напоминает молящимся о чуде обретения подобного образа в далёком 1380 году.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №302, 2018 г.