Старый мост в твери

Фото: Староволжский (Старый) мост

Фото и описание

Староволжский мост или Старый мост – это первый постоянный мост через Волгу в Твери. Мост пересекает границы Центрального и Заволжского районов и через Волжский проезд соединяет Соборную площадь и площадь Мира.

Проект моста был разработан в Петербурге в 1895 году инженером-технологом Точиским В.Ф. Строительство велось в 1897-1900 годах под руководством чешского инженера Машека Л.И. Решение о строительстве моста принималось по инициативе губернатора А.Н. Сомова, а торжественное его открытие состоялось уже при губернаторе Н.Д. Голицыне 8 сентября 1900 года.

Первоначально мост принадлежал Министерству путей сообщения, но в 1902 году его передали в ведение города. За проезд крестьянских подвод по мосту взималась специальная плата. Старый мост первоначально выглядел несколько иначе. Под мостом проходили пароходы; его длина составляла 233 метра. Вместе с Путевым дворцом и соборным комплексом мост представлял величественную картину. Сегодня собора рядом с мостом нет.

Мост – из трех пролетов, системы Гербера, консольно-балочный. Фермы, клепаные из листовой стали, установлены на четырех опорах. По этой причине часть нагрузки моста перенесли на отвесы, выведенные в специальные камеры, расположенные в береговых опорах. Это дало возможность увеличить в средней части моста длину консольной фермы и придать ей форму дуги, а самому мосту – изящность и воздушность. При въезде на мост стояли фонари, выполненные в технике художественного литья (с каждой стороны по два). В 1972 году их перенесли к памятнику Пушкину на Театральную площадь. В 1904 году подъезды к мосту были заасфальтированы.

Нагрузка на мост со временем увеличивалась, по нему стал ходить более тяжелый транспорт – кроме колясок, телег и подвод по нему стали двигаться автомобили, а в советские времена здесь были проложены трамвайные пути.

В 1941 году, когда советские войска уходили из Калинина, им пришлось взорвать мост. После того, как город был освобожден, началось восстановление Староволжского моста. Уже с 1947 года по нему было восстановлено движение трамваев.

В 1982-1985 годах Старый мост подвергся серьезной реконструкции по проекту Г.М. Янковского и В.А. Тарнаруцкого. Вместо старой несущей конструкции пролетных строений поставили другую, более тяжелую и прочную. На нее водрузили изящные ажурные пролеты старого моста. В итоге верхняя часть моста сохранилась в первоначальном виде, а нижняя стала более массивной и утратила при этом свою прежнюю воздушность. Кроме того, деревянное покрытие заменили асфальтобетонным, проезжую часть расширили до 9 метров, соорудили подземные береговые переходы, обновили фермы.

Использованные в композиции Старого моста консольные фермы «цепного вида» по своим общим контурам напоминают контуры висячих цепных мостов, которые можно наблюдать, например, у моста Свободы в Венгрии, Будапешт. Автомобильное движение по Старому мосту осуществляется в две полосы. Трамваи теперь не ходят по мосту. Действует троллейбусная линия, запущенная в 1990-х годах.

Тверской железнодорожный мост — первый железнодорожный мост через реку Волгу. Был построен в 1850 году. Расположен на севере Твери. По мосту проходит линия Октябрьской железной дороги (Москва — Санкт-Петербург). Мост расположен ниже по течению Мигаловского моста и выше Староволжского моста.

Изначально мост был деревянный конструкции инженера Журавского. В 1885 году в рамках процесса смены деревянных мостов на Николаевской (Октябрьской) дороге на железные тверской мост был реконструирован по проекту профессора Института путей сообщения в Петербурге Николая Аполлоновича Белелюбского (1845–1922). Новый мост строили, не прерывая движения по магистрали. Фермы нового волжского моста собирались на Путиловском заводе в 1886 и 1887 годах. 14 марта 1887 года по реконструированному мосту были пущены поезда. В проекте Белелюбским впервые было применено свободное опирание поперечных балок на балансиры. Модель этого шарнирного опирания поперечных балок была удостоена медали на Эдинбургской выставке в 1896 году. От того моста сейчас сохранились только мостовые опоры и силуэт. Сами металлические конструкции появились уже после войны в ходе масштабных восстановительных работ, которые велись после разрушения моста в ходе боев в 1941 году, когда мост был захвачен немецко-фашистскими войсками.
Общая длина моста — 190 метров. Проход пешеходов по мосту запрещен.

Фото моста. 2008 г. Фото: Иван Загайнов
Список мостов на реке Волге (от Твери до Астрахани вниз по течению):
— Мигаловский автодорожный мост в Твери;
— Тверской железнодорожный мост в Твери;
— Старовожский автодорожный мост в Твери;
— Нововолжский автодорожный мост в Твери;
— Восточный автодорожный мост в Твери;
— Автодорожный мост в Дубне (Московская область);
— Автодорожный мост в Кимрах (Тверская область);
— Кашинские (автодорожный и железнодорожный) мосты (Тверская область);
— Автодорожный через Угличский гидроузел в Угличе (Ярославская область);
— Железнодорожный мост у станции Волга (Ярославская область);
— Авто-железнодорожный мост через Рыбинскую ГЭС в Рыбинске (Ярославская область);
— Автодорожный мост в Рыбинске (Ярославская область);
— Юбилейный автодорожный мост в Ярославле;
— Ярославский железнодорожный мост;
— Октябрьский автодорожный мост в Ярославле;
— Костромской автодорожный мост;
— Костромской железнодорожный мост;
— Кинешемский автодорожный мост (Ивановская область);
— Автодорожный через Нижегородскую ГЭС в Городце (Нижегородская область);
— Борские авто-железнодорожные мосты в Нижнем Новгороде;
— Автодорожный через Чебоксарскую ГЭС в Новочебоксарске (республика Чувашия);
— Романовский железнодорожный мост в Зеленодольске (республика Татарстан);
— Займищенский автодорожный мост (республика Татарстан);
— Президентский автодорожный мост в Ульяновске
— Императорский авто-железнодорожный мост в Ульяновске
— Авто-железнодорожный мост через Жигулевскую ГЭС в Тольятти (Самарская область);
— Сызранский железнодорожный мост (Самарская область);
— Мост Победы в Балаково (Саратовская область);
— Авто-железнодорожный мост через Саратовскую ГЭС в Балаково (Саратовская область);
— Автодорожный мост у села Пристанное (Саратовская область);
— Саратовский автодорожный мост в Саратове;
— Саратовский железнодорожный мост в Саратове;
— Авто-железнодорожный мост через Волжскую ГЭС в Волжском (Волгоградская область);
— Волгоградский автомобильный (танцующий) мост в Волгограде;

— Автодорожный мост в Астрахани;
— Авто-железнодорожный мост в Астрахани

Староволжский мост (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Староволжский мост

Тверской Староволжский мост многие считают уменьшенной копией моста Свободы в Будапеште. Возможно, инженер В. Ф. Точиский действительно вдохновился ажурными пролетами венгерского аналога, но заканчивал проект уже его чешский коллега Л. И. Машек.

Мость стоит тут с петровских времен. По легенде, сам царь остановился на переправе и спросил у торговок, почем пучок зелени. Те посетовали на дороговизну перевоза через реку, и царь приказал навести понтоны. Ровно через 200 лет — 8 сентября 1900 г. открылся единственный на тот момент мост через Волгу.

В 1941 г. при отступлении советские войска были вынуждены взорвать Староволжский мост, чтобы замедлить врага, он был полностью реконструирован к 1947 г.

Что посмотреть

Мост опирается на 4 опоры и состоит из трех пролетов. Издалека он напоминает цепную висячую конструкцию, но на самом деле, в его основании — консольные фермы. Часть нагрузки была перенесена на чугунные отвесы, за счет этого центральный отрезок моста удалось облегчить. Напротив двух речных опор находятся «пики», соединенные поперечными арками, что делает сооружение еще более изящным.

Длина Староволжского моста 215,5 м, ширина — 10,7.

Мост стал украшением Твери, соединив набережную Афанасия Никитина с одноименным памятником и Горсад, где стоит монумент А. С. Пушкину. Панорама Староволжского моста очень живописна, особенно в праздничные дни — в огнях иллюминации. Движение двустороннее, по одной полосе в каждую сторону. С ростом Твери его мощностей стало мало, и в середине 20 века неподалеку построили Нововолжский мост.

Практическая информация

Адрес: Тверь, Нововолжский мост. Координаты GPS: 56.864797, 35.899552.

Как добраться: от ж/д и авто вокзалов Твери на автомобиле 15 минут; на автобусе № 30, маршрутных такси №№ 222, 204, 223, 205 до ост. «Пл. Мира».

Первый постоянный мост через Волгу был построен в 1897-1900 годах. Руководил работами инженер Л.И.Машек, автор проекта – инженер-технолог В.Точисский из Санкт-Петербурга. Решение о строительстве такого моста было принято по ходатайству губернатора А.Н.Сомова, а его торжественное открытие прошло 8 сентября 1900 года, когда губернатором был уже Н.Д.Голицын. Первоначально мост находился в собственности Министерства путей сообщения, а с 1902 года он был передан городу. На проезд по мосту крестьянских подвод была установлена специальная такса.
Староволжский мост первоначально выглядел немного иначе. Он стоял на двух речных опорах-быках, а существенную часть нагрузки брали на себя фермы-подвески, удерживавшие мост по принципу, сходному с принципом «висячих мостов». Высота моста позволяла свободно пропускать под ним пароходы; длина моста – 233 метра. Вместе с соборным комплексом и Путевым дворцом мост представлял впечатляющую картину. Сейчас он выглядит не хуже, хотя собора рядом с ним давно нет.
Со временем нагрузка на мост увеличилась, транспорт стал более тяжелым, помимо подвод, телег и колясок по нему стали ездить автомобили, в советское время здесь проложили трамвайный путь. Неизвестно, долго ли выстоял бы мост, но началась война, и в 1941 году, когда советские войска оставляли Калинин, они вынуждены были мост взорвать. После освобождения города от фашистов Старый мост начали восстанавливать. С 1947 года по нему снова пошли трамваи.
В 1982-1985 годах мост потребовал серьезной реконструкции. Вместо прежней несущей конструкции была поставлена другая, более прочная и тяжелая. На нее поставили ажурные изящные пролеты старого моста. Поэтому верхняя часть первого моста через Волгу сохранилась в первоначальном виде, а вот нижняя, несущая основа стала более массивной и прочной, утратив при этом прежнюю легкость и воздушность.
Сейчас трамваи по Старому мосту не ходят – вместо них пущены троллейбусы, а трамвайная линия переведена на Новый мост.

Адрес: г.Тверь, Волжский пр. — пл. Мира

Фото: Нововолжский мост

Нововолжский мост имеет много названий: Новый мост, мост им. С.М. Кирова, мост им. М.И. Калинина, Бетонный мост. Мост расположен между Тверским и Комсомольским проспектами.

Нововолжский мост имеет непростую историю. Его построили в Петербурге в 1843-1850 годах. Это был один из первых постоянных чугунных мостов через Неву. Проект этого моста был разработан инженером Кербедзу С.В. Изначально мост назывался Благовещенским, в 1855 году его переименовали в Николаевский, а с 1917 года он получил имя лейтенанта Шмидта.

В 1930 году красивый восьмипролетный мост был реконструирован. Несущие арочные конструкции решили не отправлять в переплавку, а передали в город Калинин для возведения там второго моста через Волгу. Но сразу же мост построить не успели – началась война. Чугунные конструкции так и остались в Ленинграде вплоть до начала 1950-х годов, после этого их доставили в Тверь (вероятнее всего, по воде, Волго-Балтийский канал).

Мост в Калинине возвели в 1953-1956 годах по проекту инженера А.Б. Воловика. Сначала мост хотели назвать в честь М.И. Калинина, но этот план так и воплотили в жизнь, несмотря на то, что на быках укрепили картуши с вензелем из двух букв «МК». Новый мост через Волгу в народе прозвали «Новым», это название так и закрепилось за ним.

Нововолжский мост имеет пять пролетов, каждый пролет состоит из девяти арок, сохраняя рисунок своего предшественника на Неве. В длину мост с подходами имеет 485 м, сам мост – длиной 281 м, ширина моста – 19,6 м, высота над уровнем воды составляет 15,3 м. Береговые пролеты выполнены из железобетонных балок, а промежуточные сначала представляли собой чугунные арки от моста лейтенанта Шмидта, потом в 1936-1938 годах их заменили на стальные. Пролеты моста — арочные. Арки и тимпаны (надарочные строения) изготовлены из серого чугуна. Элементов арок и тимпанов относятся к 1840-м годам. Всего на Нововолжском мосту – около девятисот отливок (блоков). В 1994 году мост был дополнительно укреплен.

Автомобильное движение по мосту осуществляется в две полосы. Имеется трамвайное полотно, по которому проходят маршруты тверских трамваем, соединяющие Правобережье с Заволжским районом. С каждой стороны моста проходят пешеходные дорожки. Пропускная способность моста на сегодняшний день не является достаточной для современной Твери, и Новый мост нужно расширять.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *