Театр Арзамас афиша

30 апреля 1943 года исполком Горьковского областного Совета принял решение о создании в городе Арзамас постоянного государственного драмтеатра. Первым спектаклем на арзамасской сцене стала комедия А.Н. Островского «Без вины виноватые». С момента своего основания театр находится в центре культурной жизни города, а многие его постановки становятся заметным явлением на областной и российской сцене. Понимая просветительские задачи провинциального театра, арзамасская «драма» всегда стремилась в первую очередь ставить русскую и зарубежную классику.
С театром охотно сотрудничали и сотрудничают режиссеры из Москвы, С.-Петербурга, Нижнего Новгорода и других крупных театральных центров. Театр – обладатель приза «Золотая пальма», учрежденного французской ассоциацией «Monde Sans Frontiere» («Мир без границ»), участник Чеховских фестивалей в Ялте и Сумах, IV Всероссийского театрального фестиваля «Русская классика» в городе Лобня, театрального фестиваля «Ученик мастера» в С.-Петербурге, Всероссийского фестиваля «ПостЕфремовское пространство», обладатель серебряного диплома театрального форума «Золотой Витязь». Арзамасский театр драмы – постоянный участник и лауреат традиционных Нижегородских фестивалей имени Евгения Евстигнеева и «Премьера сезона».
В мае 2018 г. Арзамасский театр драмы с блеском выступил на Ежегодном Молодежном Международном Театральном фестивале «Русская классика. Лобня 2018» с постановкой «Зыковы» (М. Горький) режиссера А. Иванова (г. Санкт Петербург). Спектакль был удостоен высоких оценок критиков и членов жюри: Дипломом за Лучшую женскую роль(Елена Лупачева за роль Софьи), Дипломом за Лучшую мужскую роль второго плана награждён Михаил Быстров; Диплом спектаклю Арзамасского театра драмы «Зыковы» за большую серьезную работу над пьесой М. Горького, постановка режиссера Александра Иванова. Этот же спектакль был представлен на суд жюри фестиваля «Премьеры сезона», на котором Елена Лупачева награждена дипломом и премией фестиваля «Творческая удача» за роль Софьи. В июне этого же года со спектаклем «Исповедь» (В. Панкратов) коллектив театра участвовал в V Международный театральный фестиваль «У Троицы» в Сергиевом Посаде. В марте 2019 года спектакль «Тень» по пьесе Е. Шварца так же был отмечен жюри фестиваля «Премьеры сезона», артист Михаил Польдяев награжден дипломом и премией фестиваля «Творческая удача» за роль Ученого. На IV Межрегиональном театральном фестивале «Волга театральная» в г. Самара представленный спектакль Е. Шварца «Тень» покорил членов жюри и самарскую публику. Спектакль был удостоен высоких оценок и высоких наград: Диплом лауреата за лучшую режиссерскую работу — Александр Иванов; Диплом лауреата за лучшую мужскую эпизодическую роль — Дмитрий Пивоваров; Диплом лауреата за лучшую женскую эпизодическую роль — Татьяна Нестерова.
Из репертуара последнего десятилетия можно выделить такие спектакли, как «Вишневый сад» А.П. Чехова, «Васса Железнова» М. Горького, «Плутни Скапена» Ж.Б. Мольера, «Деревья умирают стоя» А. Касоны, «Снежная королева» Г.-Х. Андерсена, «Барышня-крестьянка» и «Метель» А.С. Пушкина.
В 2010 году главным режиссером стал Заслуженный артист Карелии, лауреат премии им. Н.И. Собольщикова-Самарина, лауреат международного фестиваля «Славянский венец» А.Я. Кулиев. Им поставлены: мелодрама Н. Прибутковской «Песни для детей старшего возраста», музыкальная комедия М. Самойлова «Дон Жуан в Севилье», комедия Р. Куни «Этот безумно влюбленный таксист», музыкальные сказки А. Расева «Новогодний переполох» и «Ловушка для Змея Горыныча», музыкальная комедия Т. Брандона «Донна Люция, или Здрасьте, я ваша тетя!», комедия А. Островского «Свои люди – сочтемся», комедия В. Сигарева «Детектор лжи», комическая мелодрама А. Дударева «Вечер», музыкальная мелодрама Б. Шоу «Пигмалион и прекрасная леди», комедия М. Камолетти «Ох, уж эта Анна!», сцены из деревенской жизни А.П. Чехова «Дядя Ваня», абсурдная трагикомедия В. Жеребцова «Театр одного актера», музыкальная сказка Братьев Гримм «Бременские музыканты», лирическая драма Л. Герша «Эти свободные бабочки», трагедия любви У. Шекспира «Ромео и Джульетта», воспоминания А. Расева «Годы мужества», комедия-фарс С. Злотникова «Пришёл мужчина к женщине», фарс в 2-х действиях Ф.М. Достоевского «Дядюшкин сон», спектакль по пьесе Л. Титовой и А. Старторожского «Дочь Пурги» по мотивам сказок народов Севера, спектакль по пьесе И. Антоновой «Принцесса о-Цуру» по мотивам японских народный сказок, хроника времени В. Панкратова «Исповедь», комический гротеск Р. Куни «Смешные деньги», комедия-балет «Мещанин во дворянстве» Ж.-Б. Мольера, рождественская фантазия по мотивам сказки Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик мастера Дроссельмейера», юбилейный вечер «Театр – родник души и праздник сердца».
В сентябре 2017 г. состоялась премьера спектакля «Зыковы» по пьесе М. Горького режиссера-постановщика А. Иванова (г. Санкт-Петербург), в сентябре 2018 года 76-й театральный сезон был открыт спектаклем «Тень» (фантасмагория) Е. Шварца (режиссер А. Иванов), в ноябре 2018 г. состоялась премьера спектакля «На всякого мудреца довольно простоты» (комедия) А. Островского (режиссер А. Кулиев). К новогодней кампании были поставлены сказки «Маша и Витя против «Диких гитар»» П. Финна (веселая клоунада) и «Приключения трех богатырей» Д. Голубецкого (сказка для всей семьи), в апреле 2019г. состоялась премьера спектакля «Невероятный сеанс» Н. Кауарда (перевод и редакция — М. Мишин, мистическая комедия) в постановке А. Кулиева. 77-ой театральный сезон начался с премьеры спектакля «Левша (Русский секрет)» по мотивам повести Н. Лескова, либретто и стихи В. Константинова и Б. Рацера (музыкальная притча русская про умельца тульского, режиссером-постановщиком которого является А.Я. Кулиев. В ноябре 2019 г. состоялась премьера спектакля Ж. Ануя «Антигона» (трагедия в 2-х действиях) режиссера А. Иванова.
Именно эти спектакли составляют основу сегодняшнего репертуара театра.

Арзамасский театр драмы

Арзамасский драматический театр был открыт в 1943 году. Сегодня он является одним из важнейших просветительских учреждений города. Только за минувший сезон сыграно 282 спектакля, на которых побывало 47,4 тыс. зрителей.
Работы театра всегда вызывали острый интерес публики, оживленную полемику в прессе, привлекали внимание авторитетных литературоведов и критиков (В.Лакшина, А.Бартошевича, И.Вишневской и др.). Спектакль «Ненормальная» по пьесе Надежды Птушкиной был показан на сцене Центрального дома актера в Москве, а «Дамское танго» Валентины Аслановой столичные критики рекомендовали для выдвижения на премию «Золотая маска». Спектакли «Чайка» и «Каштанка» с успехом шли в Ялте на Международном театральном чеховском фестивале.
В настоящее время театр драмы обладает высоким творческим потенциалом и способен решать самые серьезные художественные задачи. Четыре актера имеют высокое звание «Заслуженный артист России». В 2002 и 2003 гг. театр со спектаклями «Нелюдимо наше море» Николая Коляды и «Выстрел в галерее» Петра Еремеева становился лауреатом Нижегородского театрального фестиваля «Премьера года». Репертуар театра отличается разнообразием, стремлением знакомить зрителя как с русской и зарубежной классикой, так и современной драматургией. Из последних премьер особо можно выделить комедию «Без вины виноватые» А.Н. Островского в постановке Андрея Калеева и режиссерскую работу Владимира Бородина — «Кошка, которая гуляет сама по себе», сказку для детей и взрослых по Р.Киплингу. Обширные планы у театра и в юбилейном 60-м сезоне. Деятельность коллектива театра способствует сохранению и укреплению общероссийского авторитета Арзамаса как крупного духовного центра русской провинции.

Выпуск №6-166/2014, Портрет театра

В Российской провинции немало театров с долгой и славной историей. Ульяновский театр драмы ведет свою летопись с конца XVIII века, 263 года Российскому академическому театру драмы им. Ф. Волкова в Ярославле, Астраханскому драматическому — 203. Да что далеко ходить: нашим соседям, Нижегородскому драматическому театру уже более 200 лет. Но и цифра 65 для Саровского драматического театра — а именно столько ему исполняется в этом сезоне — не кажется маленькой, особенно если вспомнить, что театр практически ровесник самому городу.

В апреле 1946 года было принято решение о размещении на месте поселка Саров конструкторского бюро, где должны были начаться работы по созданию первой советской атомной бомбы. А через три года был издан приказ за подписью директора генерал-майора П.М. Зернова об открытии театра. Для создания атомного оружия на сверхсекретный объект привлекли лучшие умы страны, и этим людям необходимы были условия не только для плодотворной работы, но и для интеллектуального отдыха. Открытие театра стало важным событием в жизни города.

Его первые, а потом и постоянные посетители — ученые, чьи имена сегодня известные всему миру: А.Д. Сахаров, Ю.Б. Харитон, Я.Б. Зельдович, Е.А.Негин, Н.Л. Духов и многие другие. Уже в августе 1949 года в театре шли премьеры спектаклей К. Гольдони «Трактирщицы» и «Роковое наследство» Л. Шейнина. И в то же самое время на полигоне близ Семипалатинска осуществлялось успешное испытание атомной бомбы. На объект приезжали лучшие специалисты в области ядерной физики, а для работы в театре приглашались талантливые творческие люди. Например, первый режиссер Владимир Бернс приехал из Малого театра России. А с ним артисты Л. Бернс, В. Лысых, А. Лысак (эта актриса была известна по фильмам «В шесть часов вечера после войны» и «Свинарка и пастух»), А. Орынянская, В. Горюнов. Попасть в то время на объект было очень ответственно и почетно.

Размещался театр в здании монастыря (бывший храм над кельей Серафима Саровского). Там шли репетиции и представления, работал духовой оркестр, создавались (пока что от руки) программки и афиши. Труппа росла: уже в 1953-м в ней было 26 артистов, в том числе любимцы публики Лидия Данилова, Николай Кочергин, Николай Земский, Нина Кузьмина. Приехали профессиональные художники-постановщики Ефим Денисович Гоголев, Ираида Васильевна Тарасова. Ежегодно театр выпускал 6-7 новых спектаклей по пьесам А.Н. Островского, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, А.М. Горького, Ф. Шиллера, У. Шекспира, К. Симонова, А. Арбузова и непременно несколько концертных программ.

Объект, ставший секретным городом, то и дело менял название: Шатки-1, Москва-центр 300, Арзамас-75, Арзамас-16, Кремлев, Саров. Перемены не миновали и театр. В 1956 году он был реорганизован в музыкально-драматический, пополнившись солистами, оркестром, хором и балетом. Труппа в те годы была очень сильной. Большинство актеров были либо москвичами, либо выпускниками московских училищ. Да и сам театр тогда назывался Московским областным музыкально-драматическим.

12 лет длилось творческое содружество артистов драмы и оперетты, а в 1968 году музыкально-драматический театр реорганизовали, и был создан Новый театр Драмы. Начинался новый жизненный этап. В труппу приглашались артисты из разных театров страны — Инесса Полежаева, Вадим Антошенков, Галина Фиалковская. Некоторые из них и сейчас работают в нашем театре: заслуженные артисты России Эмма Арсеньева, Виктор Арсеньев, Людмила Романова, Владимир Соколов-Беллонин. Тогда же театр переименовали в Горьковский областной театр драмы.

Много славных страниц в истории нашего театра, и одни из важнейших связаны с именами режиссеров, работавших здесь. Федор Станешников, Юрий Щербаков, Леонид Кареев, Эдуард Купцов, Владимир Иванов, Андрей Крутов, Владимир Дроздов, Юрий Клепиков, Владимир Салюк, Али Хусейн, Александр Кладько, Ирина Семенчук — каждый из них оставил свой след в сердцах зрителей и актеров. Поставленные этими режиссерами спектакли заставляли плакать и смеяться, негодовать и сопереживать, учили мыслить и чувствовать. Многие из них становились дипломантами фестивалей и конкурсов, получая признание не только зрителей, но и критики. Спектакли «Десятый круг», «Страницы ленинианы» и «Девочка и апрель» в далеком 1973 году стали дипломантами Всероссийского смотра, посвященного 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. «Фальшивая монета» В. Иванова получила диплом Всероссийского смотра, посвященного драматургии М. Горького. Спектакль «Золотая прялочка» (режиссер И. Семенчук) награжден Дипломом I степени на фестивале театров кукол (г. Саров) и Дипломом уральского открытого фестиваля кукольных театров (1998 год, г. Екатеринбург). «Васса», поставленная Виктором Арсеньевым, получила приз за лучшую режиссуру и художественное решение спектакля II фестиваля театрального искусства им. Е.А. Евстигнеева для детей и юношества (2009), приз за лучшую сценографию на ежегодном фестивале «Премьеры сезона» (2009) и гран-при первого Межрегионального фестиваля «Театральный Атомград» (2011).

Вообще, для спектаклей, поставленных Виктором Арсеньевым, не хватит и целой главы. Приглашенный в Саров в качестве актера, он стал режиссером, на долгое время определившим развитие Саровского театра. Многие его спектакли навеки останутся в анналах истории: «Старик», «Победительница, «И дольше века длится день», «Деревья умирают стоя», «Мертвые души», «Жизнь впереди», «Сон в летнюю ночь», «Князь К.», «Старосветская любовь», «Ромео и Джульетта», «Мой бедный Марат», «Женитьба» (в 2001 г. эта постановка удостоена диплома «Творческая удача» театрального фестиваля «Комедия на сцене нижегородских театров»), «Пер Гюнт», «Васса». Существенную часть успеха большинству этих постановок принес тандем с главным художником театра, заслуженным работником культуры РФ Владимиром Шириным.

Очень важно, когда на посту директора театра оказывается настоящий хозяин — любящий театр, знающий все его проблемы и нужды. Для саровского театра таким хозяином стал Борис Смбатович Меликджанов. Он пригласил в труппу немало талантливых актеров, а на разовые постановки — известных режиссеров. Благодаря ему зрители города, прежде не избалованные приездом знаменитостей, смогли увидеть на своей сцене блестящие столичные спектакли. При нем театр не просто жил — бурлил. В настоящее время Борис Меликджанов, переехал в Москву, руководит театром Елены Камбуровой.

Сегодня театр, обретший, наконец, имя, которое соответствует названию города — Саровский драматический — работает в новом, специально построенном для него современном здании. Здесь есть большая сцена, рассчитанная на 500 зрителей, в проекте и мечтах — малая, для камерных постановок. Есть цеха, где работают прекрасные специалисты — швеи, бутафоры, декораторы. Не в пример многим другим театрам малых городов, которые сегодня не столько живут, сколько борются за выживание, Саровский театр не знает большинства их проблем, в первую очередь потому, что имеет серьезную поддержку со стороны администрации города. Благодаря вниманию и участию властей, театр стал ведущим учреждением культуры города, а его сцена — площадка не только для проектов театра, но и для большинства городских праздников. С 2011 года у театра есть свой фестиваль театрального искусства для детей «Что за прелесть эти сказки».

С назначением молодого директора Марины Першиной и приездом Александра Ряписова, ставшего главным режиссером, в репертуаре театра время от времени появляются постановки, непривычные саровской публике. Довольно рискованным проектом был спектакль «Карпуша forever», поставленный новым главрежем по пьесе Сергея Руббе. Снежная фантазия для повзрослевших детей и неравнодушных взрослых пришлась по вкусу большинству подростков, а вот взрослые, действительно, оказались неравнодушны к постановке, но с совершенно полярными оценками. В результате это вылилось в круглый стол, где смогли встретиться лицом к лицу сторонники, противники и создатели постановки. Непривычным прочтением классической пьесы стал для саровчан спектакль «Село С», поставленный по повести Ф.М. Достоевского молодым московским режиссером Денисом Азаровым, сумевшим заразить своей энергией всю труппу. «Оркестр Титаник» по пьесе Христо Бойчева, яркий и эксцентричный, стал неожиданным не только для зрителя, но и для самого театра. Серьезной работой социальной значимости можно назвать диптих «Последние луны» — «Тихая ночь», поставленный на заслуженных артистов театра Людмилу Романову и Владимира Соколова-Беллонина.

Несколько постановок по современной драматургии зрители увидели в рамках семинара-лаборатории, проведенного в Сарове Театром наций. «Святая блаженная Ксения Петербургская в житии», «Ипотека и Вера, мать ее», «Остров Рикоту» — каждый из этих эскизов нашел своего зрителя и, вместе с тем, вызвал полемику. И при этом у саровского зрителя есть возможность посмотреть простую веселую комедию («Примадонны» К. Людвига, «Кадриль» В. Гуркина), классическую постановку («Укрощение строптивой» У. Шекспира), трагикомедию или мелодраму («Аккомпаниатор» А. Галина, «Там же, тогда же» Б. Слэйда, «Ах, как бы нам пришить старушку!» Д. Патрика). А для детей в репертуаре всегда есть несколько сказок. Не обходится театр и без гастролеров, причем, в стремлении расширить жанровые рамки, отдается предпочтение тем видам искусства, которых зрители города обычно лишены: балету, оперетте, джазу.

Время идет, многое меняется. Кино, телевидение и Интернет отвоевывают у театра зрителей, уговаривая их не тратить денег, не вставать с диванов, перестать думать и переживать. Но наши зрители — те, кто понимают, что сегодня театр остался последним, без посредников, средством живого общения, — не предают нас. Они с нами, они любят нас, и мы спешим на встречу с ними, зная, что радость будет взаимной.

Репертуар нижегородского ТЮЗа

Сегодня афиша Театра юного зрителя предлагает зрителям не только зрелищные премьерные спектакли для детей и взрослых, но и проверенную временем классику. В репертуаре театра бережно сохраняются лучшие постановки прошлых лет – мюзиклы «Бременские музыканты» и «Летучий корабль», спектакли по произведениям зарубежных авторов и пьесам отечественных драматургов. Особый восторг публики неизменно вызывает спектакль-мюзикл «Кот в сапогах» и сказочная постановка «Спящая красавица».

Среди премьер во «взрослом» репертуаре Театра юного зрителя в новом сезоне можно отметить классическую постановку комедии Грибоедова «Горе от ума». Малая сцена театра также предлагает зрителям немало интересных постановок. В частности, здесь можно увидеть моноспектакли ведущих артистов ТЮЗа и авангардные постановки по мотивам самых известных и провокационных литературных произведений. Не первый год с большим успехом идет на большой сцене современная редакция произведения Михаила Булгакова «Собачье сердце», в качестве музыкального сопровождения к которой выбраны довольно оригинальные мелодии и ритмы современных и классических композиторов.

С большим успехом идут на сцене Театра юного зрителя спектакли других театральных коллективов и объединений. На гастроли в Нижний Новгород регулярно приезжают ведущие труппы страны, здесь проходят театральные фестивали и другие зрелищные мероприятия. В частности, театр регулярно принимает участие во всероссийской акции «Ночь искусств».

В каждом сезоне заядлые театралы и те, кто только открывает для себя мир сценического искусства, ждут от Нижегородского театра юного зрителя особого взгляда на привычные трактовки знаменитых спектаклей. И год за годом коллектив театра оправдывает почетное звание одного из лучших в стране, удивляя и поражая публику свойственной ему смелостью и свежестью взглядов. Здесь начинают своё знакомство со сказочным миром современного театра юные нижегородцы, впервые посещающие спектакли в компании родителей. Здесь зарождается любовь к театральному искусству у тех, кто сам когда-нибудь ступит на эту сцену в ранге полноправного участника сценического действа. Сохраняя традиции, ТЮЗ идет в ногу со временем и это, пожалуй, больше всего ценит посещающая его публика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *