Многострадальная Вязьма, испытавшая на себе все превратности Смутного времени, в 1630-е годы начала привыкать к мирной жизни и заново отстраиваться. Блестящим памятником этого периода является Одигитриевская церковь Предтечева монастыря, возведённая на пожертвования царя Михаила Фёдоровича и его дяди. Появлению в Вязьме трёхшатровой Одигитриевской церкви, являющейся ныне одним из самых известных памятников храмового зодчества, предшествовало основание здесь монастыря во имя Иоанна Предтечи. В конце 1535 года в окрестности Вязьмы пришёл чернец Герасим, уроженец Переславля-Залесского, с учеником Симеоном. Место, избранное им для строительства кельи, на первый взгляд было не вполне удобно: неподалёку находился «притон» известных всей Вязьме буянов, предводительствуемых непутёвым отпрыском боярского рода Телепневых. Как сказано в Житии преподобного Герасима, «на месте том бысть сход корчемником и зернышком, и съезд разбойником, и душегубство велие, и убийство, и кровопролитие». Терпением и кротостью старец усмирил дебоширов. За несколько лет вокруг его кельи выросло иноческое общежитие, и в 1542 году Герасим, испросив у царя Ивана Васильевича и митрополита Московского Макария благословенные грамоты, основал монастырь. Бразды правления в нём он передал Симеону, а сам удалился в излюбленную им Болдину обитель.
Первый храм монастыря был деревянный Предтеченский. Строительство его велось, вероятно, ещё при преподобном Герасиме. А его ученик Симеон, управлявший монастырём около тридцати лет, возвёл ещё один — деревянный тёплый Вознесенский. У молодой обители был пока не тот «статус», чтобы обзаводиться каменными строениями. Хотя известно,что определённым вниманием со стороны сильного мира сего она пользовалась: в 1566 году её посетил Иван Грозный, а в 1598-м году — Борис Годунов, пожаловавший монахам 10 лавок в Вязьме, дом близ соборной церкви, рыбные ловли, пахотные и сенокосные угодья. Вскоре пришли бедствия, которых не ждали. В годы Смутного времени Предтечев монастырь был ограблен;отряды польских гетманов Жолкевского и Хоткевича растащили остатки ризницы и подожгли все деревянные здания. Распалённые, быть может, недостатками добычи (всё уже ограбили до них), они убили всех насельников обители. Восстанавливаться Иоанно-Предтеченский монастырь начал только после Деулинского перемирия, заключённого между Русским государством и Речью Посполитой в конце 1618 года. Возрождение принято связывать с посещением Вязьмы митрополитом Филаретом (Романовым), отцом царя Михаила Фёдоровича и будущим Патриархом.
В 1620-е годы положение обители оставалось, в сущности, незавидным. По Вяземским писцовым книгам 1627 года, в ней были «церковь Усекновения Главы Святого Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна, древяна шатровая», «церковь Вознесение Господне состроена 1624 года стоит без пения и обвалилась», а также «колокольница в столбех досчаная». Братии считалось «игумен Данило да четырнадцать человек». В 1635 году началось каменное строительство в Предтеченском монастыре: на пожертвования царя Михаила Фёдоровича и боярина Ивана Никитича Романова в 1635-1638 годах был возведён соборный храм в честь иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия», с приделами во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи (северный) и Симеона Богоприимца (южный). Любопытно, что ктиторы Одигитриевской трёхшатровой церкви находились между собой в сложных отношениях. Боярин Иван Никитич Романов по прозвищу «Каша» доводился родным дядей царю Михаилу Фёдоровичу. О церкви же, строенной на средства Романовых, обыкновенно говорится, что её поставили вместо сгоревшего Иоанно-Предтеченского храма. Однако непонятно, когда именно прежний храм горел. Ясно, что по возрождении монастыря в 1619 году вся его территория представляла собой сплошное пепелище, но к 1627 году, в нём имелся новый деревянный Предтеченский храм. Таким образом, пожар должен был иметь место уже в конце 1620-х — начале 1630-х годов. Можно предположить, что церковь сгорела в 1634 году, когда Вязьму в ходе русско-польской войны 1632-1634 годов заняли войска польского короля Владислава. Но точных сведений об этом нет.
Возведением Одигитриевской церкви в Предтечевом монастыре начался сравнительно благополучный период его истории. На протяжении второй половины ХVII века росло благосостояние обители, она обстраивалась каменными зданиями и обрастала земельными угодьями. По реформе 1764 года Иоанно-Предтеченский монастырь, отнесённый к Смоленской епархии, был причислен ко 2-му классу. Двести лет минуло с событий Смуты, и Смоленщине вновь пришлось пережить все ужасы 1812 года. С приближением французов многие жители Вязьмы покинули город. С ними ушли и монахи Иоанно-Предтеченского монастыря. В обители остались только престарелый иеромонах Иоасаф и послушник Иона. Храмы Вязьмы пережили нашествие двунадесяти языков с тяжелейшими потерями. Не стала исключением и Предтечева обитель. По свидетельству издания «Смоленск и его губерния в 1812 году» (1912), «Свято-Предтеченский мужской монастырь был совершенно разграблен, разорён и опустошён. От зданий церковных и монастырских остались лишь обгорелые стены. Богатые оклады на иконах, утварь и ризница, царские грамоты и библиотека со всеми книгами и документами частью сгорели, частью были расхищены. Многие драгоценности монастыря, большое количество серебра и золота, спрятанные в соборной монастырской церкви Одигитрии в некоторых местах, отысканы и унесены; немногое из спрятанного уцелело». Таким образом, вернувшаяся в монастырь по окончании войны братия оказалась, как и двести лет назад, на пепелище. Нужно было заново обустраивать жизнь. Первой «исправили» тёплую Вознесенскую церковь. Одигитриевский храм стоял в развалинах до 1832 года, когда, наконец архимандрит Вениамин (Кетлеров), заручившись «помощью и усердием доброхотных дателей», приступил к его ремонту. Ремонт не обошёлся без переделок, приведших к искажению облика церкви. С запада к ней пристроили прямоугольную в плане трапезную, перекрытую четырёхскатной кровлей, а над приделами и алтарными апсидами появились ампирные фронтоны. В 1837 году перестроенный Одигитриевский храм заново освятили.
После Октябрьской революции Одигитриевскому храму, как и самому монастырю снова пришлось нелегко. В 1929 году власти расторгли договор с верующими на пользование храмами «бывшего монастыря», и на его территории разместилась спичечная фабрика, а после освобождения Вязьмы от фашисткой оккупации — пивоваренный завод. В уникальном трёхшатровом храме Смоленской иконы Божией Матери расположился в 1946 году Вяземский архив. Такое использование церкви, учитывая тогдашние реалии, нельзя назвать вопиющим, но беда в том, что к середине 1940-х годов она уже находилась в очень сложном состоянии, «убитая» не столько бедствиями войны, сколько безалаберной эксплуатацией советских хозяйственников. Научную реставрацию Одигитриевского храма произвели только в 1970-1980-х годах, причём реставраторам очень помогли материалы исследований, проведённых П.Д. Барановским в Предтечевом монастыре ещё в 1912 году.
Одигитриевская церковь принадлежит к самым ранним памятникам русского узорочья. Эталоном этого стиля традиционно считается храм Троицы в Никитниках; его декоративное офрмление во многом схоже с оформлением Одигитриевской церкви. Другой образцовый представитель русского узорочья — храм Рождества Богородицы в Путинках. Возвращаясь к трёхшатровому завершению Одигитриевского храма, отметим, что подобные решения верха церковных зданий связаны с планировочными изменениями четверика, происходившими в первой половине ХVII века. В этот период распространились бесстолпные, вытянутые по оси север-юг храмы. «Вытягивание» сообщало камерность храмовому пространству, приближало молящихся к иконостасу. Интересно отметить, что в ХIХ веке такая «интимность» уже казалась излишней и к основному объёму Одигитриевского храма в 1830-е годы пристроили трапезную часть, где и находилось во время службы большинство богомольцев. Существенной особенностью интерьера храма является центральный световой шатёр. Как отмечал историк архитектуры М.В. Вдовиченко, «среди трёхшатровых памятников ХVII в. средняя световая глава больше нигде не встречается, да и среди пятиглавых и трёхглавых посадских церквей такое решение — редкость». Интерьер Одигитриевской церкви не производит того впечатления, которого ждешь при взгляде на её снаружи. Четверик, представляющий собой в плане почти квадрат, затеснён, «задвинут» трапезной, связанной с ним низким арочным проёмом. Трапезная, в свою очередь, также кажется тесной, будучи разделена на две части. Помещения трапезной перекрыты коробовыми сводами с лотками. Вход в придел Симеона Богоприимца (он ещё не освящён после реставрации) — с улицы. В Предтеченский придел можно попасть через трапезную. От старинного внутреннего убранства храма не осталось ровным счётом ничего. Убранство ХVII века погибло в 1812 году, а интерьеры ХIХ столетия не пережили богоборческой эпохи. Первое изъятие икон и утвари из Одигитриевской церкви произошло, как нетрудно догадаться, в 1922 году, под предлогом помощи голодающим, а окончательному разграблению она подверглась после 1929 года, когда решением исполкома горсовета здания монастыря были окончательно отчуждены от верующих и переданы под устройство спичечной фабрики. Второй этап реставрации храма начался в 1999 году, завершившись в 2001 году освящением главного престола. В конце 2000-х годов реставрировались шатры церкви.
Уже более двадцати лет Одигитриевская церковь, предмет гордости вязьмичей и восхищёния туристов, входит в комплекс действующего Предтечева монастыря — как и задумывалось её, увы, безвестными строителями. Правда, монастырь теперь не мужской, а женский.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №50, 2013 г.
ОДИГИТРИЯ — иконографический тип Богородицы; чтимая православная икона Божией Матери.
Иконографический тип Одигитрии представляет собой образ Богоматери, держащей на левой руке Младенца Христа и молитвенно указывающей на Него правой рукой; Младенец благословляет правой рукой, в левой руке держит свиток. Самым распространённым является поясной вариант изображения, часто сопровождаемый эпитетом ἡ ὁδηγήτρια. К этому же типу относят изображения в рост, а также погрудные (например, Казанская икона Божией Матери). По мнению Н.П. Кондакова, в основе иконографии Одигитрии лежит изображение Богоматери с Младенцем в рост, которое встречается в памятниках с VI века (мозаика церкви Богоматери Ангелоктисти на Кипре, VI век; миниатюра Евангелия Раввулы, 586). Иконы Богоматери Одигитрия широко распространены на Балканах, на Руси, на христианском Востоке и Западе. Многие из них прославились как чудотворные. Позы Богоматери и Младенца, смотрящих прямо перед собой или обращённых друг к другу (по классификации сербской исследовательницы М. Татич-Джурич, этот тип принято называть Перивлепта — «Преславная» или «Прекрасная»), могут слегка варьировать, встречается различное положение свитка — перехваченного посередине или упирающегося в колено. Иногда эти особенности или детали, отражающие историю образа, становятся признаком различных иконографических изводов Одигитрии. Например, строго вертикальное положение фигур характерно для Смоленской иконы Божией Матери, склонённый лик Богоматери и особое положение правой ножки Младенца с выставленной подошвой стопы — для Тихвинской иконы Божией Матери, поза привстающего Младенца и положение правой руки Богоматери у Его груди — для Пименовской иконы, оплечный вариант того же типа — для Петровской иконы, широкие отвороты мафория с цветной подкладкой на груди у Богоматери — для Грузинской иконы, след от удара меча на щеке Богородицы — для Иверской иконы Божией Матери. Возможны также различия в жестах: на иконе Богоматери «Мати Молебница» (конец XIV — начало XV веков, ГТГ) ручка Младенца вложена в правую руку Богоматери, на иконе Богоматери «Salus populi romani» из церкви Санта-Мария-Маджоре в Риме (VI век) и на списках этого чудотворного образа правая рука Богоматери перехватывает левую, поддерживая Младенца. К типу Одигитрии можно отнести и так называемые иконы обратного перевода, на которых Младенец изображён не справа, а слева, сидящим на правой руке Богоматери. Таковы иконы Богоматери с Младенцем из церкви Санта-Мария-Нуова в Риме (VI век), настенные ростовые образы Богоматери Аракиотиссы в церкви Панагия ту-Аракос в деревне Лагудера (Кипр, 1192), в церкви Порта-Панагия вблизи города Трикала (Греция, XIII век), в монастыре Хора (Кахрие-джами, Стамбул, около 1315-1321 годов), а также иконы Богородицы Троеручицы.
Чудотворная икона Богоматери Одигитрия, написанная, по преданию, апостолом Лукой ещё при жизни Богородицы и получившая Её благословение, почиталась как одна из величайших святынь Константинополя, палладиум столицы и всей Византийской империи. Предание, зафиксированное в «Церковной истории» Никифора Каллиста (XIV век), относит появление этой иконы в Константинополе к середине V века, когда императрица Евдокия, супруга императора Феодосия II, прислала с Востока (из Иерусалима или Антиохии) икону Богородицы письма апостола Луки в дар сестре Феодосия императрице Пульхерии. Своё наименование икона получила по названию константинопольского храма Одигон (Храм вождей; известного под таким названием с IX века), в котором она находилась. Название храма Одигон, возможно, было связано с поводырями (греч. ὁδηγός), приводившими слепцов к источнику, вода которого обладала чудесным свойством исцелять болезни глаз; близ него и был поставлен храм. Согласно так называемому Анониму Меркати (XI век), строительство храма и его наименование объясняется чудом исцеления двух слепых, которых привела к источнику Сама Богородица. Церковная поэзия символически истолковывает эпитет Богородицы О. как Путеводительницы, наставляющей людей шествовать к спасению (канон Игнатия, 9 в.). С заступничеством Богородицы через икону О. связывалось неоднократное чудесное спасение Константинополя от врагов. Исключительное значение в церковной жизни столицы имело установленное, по преданию, в V веке еженедельное, по вторникам, шествие с иконой, во время которого совершалось так называемое вторничное чудо, зафиксированное в записках многих паломников: выносимый из храма на площадь тяжёлый образ, который не могли удержать несколько человек, ставился на плечи одного, и тот с лёгкостью поднимал икону, а затем икона как будто сама носила человека по площади; так, сменяя друг друга, «служители» иконы целый день носили её по улицам города. Вторничная процессия с Одигитрией запечатлена, например, на фреске XIII века в нартексе церкви Богородицы Влахернитиссы в городе Арта (Греция), в иллюстрации Акафиста Богородице на иконе «Похвала Богоматери с Акафистом» (XIV век) из Успенского собора Московского Кремля, на шитой пелене (1498, ГИМ).
Судьба константинопольской Одигитрии после падения Византии в 1453 году неизвестна. Скорее всего, она погибла. Утрата прославленной древней святыни породила различные легендарные версии её чудесного спасения. Так, в одной из редакций Сказания о Тихвинской иконе Божией Матери древнерусские книжники XVI века отождествили явившуюся в 1383 году в новгородских пределах икону с константинопольской Одигитрией, чудесно туда перенёсшейся.
На Руси особым почитанием пользовалась икона Смоленской Божией Матери, которая, по преданию, была привезена на Русь из Константинополя в 1046 году, а в начале XII века установлена в Успенском соборе Смоленска. Икона не сохранилась, но облик Богородицы, запечатлённый в списках XV-XVI веков, свидетельствует о том, что икона восходит к константинопольской Одигитрии. Известно, что в 1382 году архиепископ Суздальский Дионисий привёз из Константинополя 2 списка с константинопольской иконы Одигитрия, которые были поставлены в храмах Суздаля и Нижнего Новгорода. Почитание в Москве иконы Одигитрия из кремлёвского Вознесенского монастыря (ныне в ГТГ) также связано с константинопольской святыней, поскольку, как отмечалось в русских летописях, эта икона греческого письма и выполнена в меру константинопольской. Её, пострадавшую в пожаре, в 1482 году поновил иконописец Дионисий и надписал на ней ἡ ὁδηγήτρια , как было на византийском оригинале. Из описи Иосифо-Волоцкого монастыря, составленной в 1545 году, известно также, что в монастырском Успенском соборе в отдельном киоте находилась богато украшенная икона Богоматери Одигитрия письма Андрея Рублёва. С XVII века на Руси почитается привезённая с Афона в дар царю Алексею Михайловичу чудотворная рельефная икона Богоматери Одигитрия — Влахернская, выполненная из воскомастики (XV век, Музеи Московского Кремля), списки которой повторяют особенности техники оригинала.
Наиболее почитаемые иконы Одигитрия (например, Ченстоховская икона Божией Матери), подобно константинопольской Одигитрии, приписываются кисти апостола Луки. Изображения Одигитрии в сценах Акафиста, на иконе «Торжество православия» (XIV век, Британский музей), на иконах «Евангелист Лука пишет икону Богоматери» (XV век, Реклингхаузен, ФРГ) свидетельствуют о высоком авторитете этого образа и его исключительном значении.
Церковь Одигитрии в Вязьме (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Церковь Одигитрии, Иоанно-Предтеченский монастырь
Удивительной красоты цветок распустился в 17 веке на вяземской земле и до сих пор украшает эти края — Одигитриевская церковь, подобной которой больше нет ни только в Вязьме, но и во всей Смоленской области. Архитектурную и культурную ценность храма характеризует и тот факт, что он включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, конечно, это делает честь и вяземским мастерам каменных дел.
Удивительной красоты цветок распустился в 17 веке на вяземской земле и до сих пор украшает эти края — Одигитриевская церковь, подобной которой больше нет ни только в Вязьме, но и во всей Смоленской области.
Содержание
Архитектурный облик Одигитриевской церкви
Церковь Одигитрии — это удивительное сочетание застенчивой простоты и изысканной роскоши. На первый взгляд, это скромный одноэтажный сельский храм в форме четверика с маленькими кокошниками, покрытыми карнизом.
Главный декоративный элемент, за счёт которого церковь выглядит такой нарядной, — блестящие разноцветные вставки в тимпанах кокошников.
Кокошники образуют пирамиду, которая становится основанием для прекрасных шатровых глав. Прижавшиеся друг к другу шатры, будто красавцы-щёголи, выстроились в ровную линию. Центральный шатер, венчающий сруб, — световой, остальные — с небольшими ложными окнами.
Одигитрия была построена в то время, когда на смену запрещённому шатровому стилю в русскую архитектуру пришло дивное узорочье с разнообразием декоративных элементов: кокошников, изразцов, резных деталей. Один стиль окончательно ещё не утратил свои позиции, второй ещё не утвердился, именно поэтому Одигитриевскую церковь завершают три резных шатра, каждый из которых заканчивается главкой.
Одигитриевская церковь — действительно уникальный образец русского зодчества. Всего три трёхшатровых храма сохранилось на Руси: церкви в Вязьме, Угличе и подмосковных Путинках. Связано это с последствиями реформы патриарха Никона, который приказал разрушить существующие трёхглавые храмы и запретил строить новые.
Историческая справка
Точная дата, когда появилась церковь, пока не определена; считается, что она была построена в 1634 г., однако в переписной книге 1673 никаких свидетельств о её существовании нет. На основании этого факта многие учёные стали сомневаться в том, что указанная дата верна.
Каменная церковь Одигитрии появилась на средства, выделенные из царской казны, и была построена в честь иконы Божией Матери Одигитрии Смоленской. Слово «Одигитрия» в переводе с греческого означает путеводительница. Во время Отечественной войны 1812 церковь очень сильно пострадала и в течение нескольких лет пребывала в забвении, только в 1832—1837 гг. нашлись средства на восстановление собора. Впрочем, Одигитрия ещё не раз разделила судьбу Иоанно-Предтеченского монастыря, будучи разоряемой. В наше время первое богослужение после реставрационных работ в храме было совершено 10 августа 1994.
Церковь Одигитрии в Вязьме
Полезная информация
Церковь Одигитрия расположена на территории Иоанно-Предтеченского монастыря.
Адрес: г. Вязьма, ул. Докучаева, 48А.
Вход свободный.
Если вы решите воспользоваться автобусом, то учтите, что он ходит достаточно редко, примерно раз в час. Пешком можно пройти по Смоленской улице до перекрестка с Докучаева, через 600—700 м будет указатель на Иоанно-Предтеченский монастырь и поворот направо.
Если полностью обойти церковь, можно найти несколько интересных ракурсов для фотосъемки.