Церковь одигитрии в вязьме

Многострадальная Вязьма, испытавшая на себе все превратности Смутного времени, в 1630-е годы начала привыкать к мирной жизни и заново отстраиваться. Блестящим памятником этого периода является Одигитриевская церковь Предтечева монастыря, возведённая на пожертвования царя Михаила Фёдоровича и его дяди. Появлению в Вязьме трёхшатровой Одигитриевской церкви, являющейся ныне одним из самых известных памятников храмового зодчества, предшествовало основание здесь монастыря во имя Иоанна Предтечи. В конце 1535 года в окрестности Вязьмы пришёл чернец Герасим, уроженец Переславля-Залесского, с учеником Симеоном. Место, избранное им для строительства кельи, на первый взгляд было не вполне удобно: неподалёку находился «притон» известных всей Вязьме буянов, предводительствуемых непутёвым отпрыском боярского рода Телепневых. Как сказано в Житии преподобного Герасима, «на месте том бысть сход корчемником и зернышком, и съезд разбойником, и душегубство велие, и убийство, и кровопролитие». Терпением и кротостью старец усмирил дебоширов. За несколько лет вокруг его кельи выросло иноческое общежитие, и в 1542 году Герасим, испросив у царя Ивана Васильевича и митрополита Московского Макария благословенные грамоты, основал монастырь. Бразды правления в нём он передал Симеону, а сам удалился в излюбленную им Болдину обитель.

Первый храм монастыря был деревянный Предтеченский. Строительство его велось, вероятно, ещё при преподобном Герасиме. А его ученик Симеон, управлявший монастырём около тридцати лет, возвёл ещё один — деревянный тёплый Вознесенский. У молодой обители был пока не тот «статус», чтобы обзаводиться каменными строениями. Хотя известно,что определённым вниманием со стороны сильного мира сего она пользовалась: в 1566 году её посетил Иван Грозный, а в 1598-м году — Борис Годунов, пожаловавший монахам 10 лавок в Вязьме, дом близ соборной церкви, рыбные ловли, пахотные и сенокосные угодья. Вскоре пришли бедствия, которых не ждали. В годы Смутного времени Предтечев монастырь был ограблен;отряды польских гетманов Жолкевского и Хоткевича растащили остатки ризницы и подожгли все деревянные здания. Распалённые, быть может, недостатками добычи (всё уже ограбили до них), они убили всех насельников обители. Восстанавливаться Иоанно-Предтеченский монастырь начал только после Деулинского перемирия, заключённого между Русским государством и Речью Посполитой в конце 1618 года. Возрождение принято связывать с посещением Вязьмы митрополитом Филаретом (Романовым), отцом царя Михаила Фёдоровича и будущим Патриархом.

В 1620-е годы положение обители оставалось, в сущности, незавидным. По Вяземским писцовым книгам 1627 года, в ней были «церковь Усекновения Главы Святого Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна, древяна шатровая», «церковь Вознесение Господне состроена 1624 года стоит без пения и обвалилась», а также «колокольница в столбех досчаная». Братии считалось «игумен Данило да четырнадцать человек». В 1635 году началось каменное строительство в Предтеченском монастыре: на пожертвования царя Михаила Фёдоровича и боярина Ивана Никитича Романова в 1635-1638 годах был возведён соборный храм в честь иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия», с приделами во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи (северный) и Симеона Богоприимца (южный). Любопытно, что ктиторы Одигитриевской трёхшатровой церкви находились между собой в сложных отношениях. Боярин Иван Никитич Романов по прозвищу «Каша» доводился родным дядей царю Михаилу Фёдоровичу. О церкви же, строенной на средства Романовых, обыкновенно говорится, что её поставили вместо сгоревшего Иоанно-Предтеченского храма. Однако непонятно, когда именно прежний храм горел. Ясно, что по возрождении монастыря в 1619 году вся его территория представляла собой сплошное пепелище, но к 1627 году, в нём имелся новый деревянный Предтеченский храм. Таким образом, пожар должен был иметь место уже в конце 1620-х — начале 1630-х годов. Можно предположить, что церковь сгорела в 1634 году, когда Вязьму в ходе русско-польской войны 1632-1634 годов заняли войска польского короля Владислава. Но точных сведений об этом нет.

Возведением Одигитриевской церкви в Предтечевом монастыре начался сравнительно благополучный период его истории. На протяжении второй половины ХVII века росло благосостояние обители, она обстраивалась каменными зданиями и обрастала земельными угодьями. По реформе 1764 года Иоанно-Предтеченский монастырь, отнесённый к Смоленской епархии, был причислен ко 2-му классу. Двести лет минуло с событий Смуты, и Смоленщине вновь пришлось пережить все ужасы 1812 года. С приближением французов многие жители Вязьмы покинули город. С ними ушли и монахи Иоанно-Предтеченского монастыря. В обители остались только престарелый иеромонах Иоасаф и послушник Иона. Храмы Вязьмы пережили нашествие двунадесяти языков с тяжелейшими потерями. Не стала исключением и Предтечева обитель. По свидетельству издания «Смоленск и его губерния в 1812 году» (1912), «Свято-Предтеченский мужской монастырь был совершенно разграблен, разорён и опустошён. От зданий церковных и монастырских остались лишь обгорелые стены. Богатые оклады на иконах, утварь и ризница, царские грамоты и библиотека со всеми книгами и документами частью сгорели, частью были расхищены. Многие драгоценности монастыря, большое количество серебра и золота, спрятанные в соборной монастырской церкви Одигитрии в некоторых местах, отысканы и унесены; немногое из спрятанного уцелело». Таким образом, вернувшаяся в монастырь по окончании войны братия оказалась, как и двести лет назад, на пепелище. Нужно было заново обустраивать жизнь. Первой «исправили» тёплую Вознесенскую церковь. Одигитриевский храм стоял в развалинах до 1832 года, когда, наконец архимандрит Вениамин (Кетлеров), заручившись «помощью и усердием доброхотных дателей», приступил к его ремонту. Ремонт не обошёлся без переделок, приведших к искажению облика церкви. С запада к ней пристроили прямоугольную в плане трапезную, перекрытую четырёхскатной кровлей, а над приделами и алтарными апсидами появились ампирные фронтоны. В 1837 году перестроенный Одигитриевский храм заново освятили.

После Октябрьской революции Одигитриевскому храму, как и самому монастырю снова пришлось нелегко. В 1929 году власти расторгли договор с верующими на пользование храмами «бывшего монастыря», и на его территории разместилась спичечная фабрика, а после освобождения Вязьмы от фашисткой оккупации — пивоваренный завод. В уникальном трёхшатровом храме Смоленской иконы Божией Матери расположился в 1946 году Вяземский архив. Такое использование церкви, учитывая тогдашние реалии, нельзя назвать вопиющим, но беда в том, что к середине 1940-х годов она уже находилась в очень сложном состоянии, «убитая» не столько бедствиями войны, сколько безалаберной эксплуатацией советских хозяйственников. Научную реставрацию Одигитриевского храма произвели только в 1970-1980-х годах, причём реставраторам очень помогли материалы исследований, проведённых П.Д. Барановским в Предтечевом монастыре ещё в 1912 году.

Одигитриевская церковь принадлежит к самым ранним памятникам русского узорочья. Эталоном этого стиля традиционно считается храм Троицы в Никитниках; его декоративное офрмление во многом схоже с оформлением Одигитриевской церкви. Другой образцовый представитель русского узорочья — храм Рождества Богородицы в Путинках. Возвращаясь к трёхшатровому завершению Одигитриевского храма, отметим, что подобные решения верха церковных зданий связаны с планировочными изменениями четверика, происходившими в первой половине ХVII века. В этот период распространились бесстолпные, вытянутые по оси север-юг храмы. «Вытягивание» сообщало камерность храмовому пространству, приближало молящихся к иконостасу. Интересно отметить, что в ХIХ веке такая «интимность» уже казалась излишней и к основному объёму Одигитриевского храма в 1830-е годы пристроили трапезную часть, где и находилось во время службы большинство богомольцев. Существенной особенностью интерьера храма является центральный световой шатёр. Как отмечал историк архитектуры М.В. Вдовиченко, «среди трёхшатровых памятников ХVII в. средняя световая глава больше нигде не встречается, да и среди пятиглавых и трёхглавых посадских церквей такое решение — редкость». Интерьер Одигитриевской церкви не производит того впечатления, которого ждешь при взгляде на её снаружи. Четверик, представляющий собой в плане почти квадрат, затеснён, «задвинут» трапезной, связанной с ним низким арочным проёмом. Трапезная, в свою очередь, также кажется тесной, будучи разделена на две части. Помещения трапезной перекрыты коробовыми сводами с лотками. Вход в придел Симеона Богоприимца (он ещё не освящён после реставрации) — с улицы. В Предтеченский придел можно попасть через трапезную. От старинного внутреннего убранства храма не осталось ровным счётом ничего. Убранство ХVII века погибло в 1812 году, а интерьеры ХIХ столетия не пережили богоборческой эпохи. Первое изъятие икон и утвари из Одигитриевской церкви произошло, как нетрудно догадаться, в 1922 году, под предлогом помощи голодающим, а окончательному разграблению она подверглась после 1929 года, когда решением исполкома горсовета здания монастыря были окончательно отчуждены от верующих и переданы под устройство спичечной фабрики. Второй этап реставрации храма начался в 1999 году, завершившись в 2001 году освящением главного престола. В конце 2000-х годов реставрировались шатры церкви.

Уже более двадцати лет Одигитриевская церковь, предмет гордости вязьмичей и восхищёния туристов, входит в комплекс действующего Предтечева монастыря — как и задумывалось её, увы, безвестными строителями. Правда, монастырь теперь не мужской, а женский.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №50, 2013 г.

ОДИГИТРИЯ — ико­но­гра­фический тип Бо­го­ро­ди­цы; чти­мая пра­во­слав­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Ико­но­гра­фический тип Одигитрии пред­став­ля­ет со­бой об­раз Бо­го­ма­те­ри, дер­жа­щей на ле­вой ру­ке Мла­ден­ца Хри­ста и мо­лит­вен­но ука­зы­ваю­щей на Не­го пра­вой ру­кой; Мла­де­нец бла­го­слов­ля­ет пра­вой ру­кой, в ле­вой ру­ке дер­жит сви­ток. Са­мым рас­про­стра­нён­ным яв­ля­ет­ся по­яс­ной ва­ри­ант изо­бра­же­ния, час­то со­про­во­ж­дае­мый эпи­те­том ἡ ὁδηγήτρια. К это­му же ти­пу от­но­сят изо­бра­же­ния в рост, а так­же по­груд­ные (например, Ка­зан­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри). По мне­нию Н.П. Кон­да­ко­ва, в ос­но­ве ико­но­гра­фии Одигитрии ле­жит изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри с Мла­ден­цем в рост, ко­то­рое встре­ча­ет­ся в па­мят­ни­ках с VI века (мо­заи­ка церкви Бо­го­ма­те­ри Ан­ге­лок­ти­сти на Ки­пре, VI век; ми­ниа­тю­ра Еван­ге­лия Рав­ву­лы, 586). Ико­ны Бо­го­ма­те­ри Одигитрия ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны на Бал­ка­нах, на Ру­си, на хри­сти­ан­ском Вос­то­ке и За­па­де. Мно­гие из них про­сла­ви­лись как чу­до­твор­ные. По­зы Бо­го­ма­те­ри и Мла­ден­ца, смот­ря­щих пря­мо пе­ред со­бой или об­ра­щён­ных друг к дру­гу (по клас­си­фи­ка­ции сербской ис­сле­до­ва­тель­ни­цы М. Та­тич-Джу­рич, этот тип при­ня­то на­зы­вать Пе­рив­леп­та — «Пре­слав­ная» или «Пре­крас­ная»), мо­гут слег­ка варь­и­ро­вать, встре­ча­ет­ся различное по­ло­же­ние свит­ка — пе­ре­хва­чен­но­го по­се­ре­ди­не или упи­раю­ще­го­ся в ко­ле­но. Ино­гда эти осо­бен­но­сти или де­та­ли, от­ра­жаю­щие ис­то­рию об­раза, ста­но­вят­ся при­зна­ком различных иконографических из­во­дов Одигитрии. Например, стро­го вер­ти­каль­ное по­ло­же­ние фи­гур ха­рак­тер­но для Смо­лен­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, скло­нён­ный лик Бо­го­ма­те­ри и осо­бое по­ло­же­ние пра­вой нож­ки Мла­ден­ца с вы­став­лен­ной по­дош­вой сто­пы — для Тих­вин­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, по­за при­встаю­ще­го Мла­ден­ца и по­ло­же­ние пра­вой ру­ки Бо­го­ма­те­ри у Его гру­ди — для Пи­ме­нов­ской ико­ны, оп­леч­ный ва­ри­ант то­го же ти­па — для Пет­ров­ской ико­ны, ши­ро­кие от­во­ро­ты ма­фо­рия с цвет­ной под­клад­кой на гру­ди у Бо­го­ма­те­ри — для Гру­зин­ской ико­ны, след от уда­ра ме­ча на ще­ке Бо­го­ро­ди­цы — для Ивер­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. Воз­мож­ны так­же раз­ли­чия в жес­тах: на ико­не Бо­го­ма­те­ри «Ма­ти Мо­леб­ни­ца» (конец XIV — начало XV веков, ГТГ) руч­ка Мла­ден­ца вло­же­на в пра­вую ру­ку Бо­го­мате­ри, на ико­не Бо­го­ма­те­ри «Salus popu­li romani» из церкви Сан­та-Ма­рия-Мад­жо­ре в Ри­ме (VI век) и на спи­сках это­го чу­до­твор­но­го об­раза пра­вая ру­ка Бо­го­ма­те­ри пе­ре­хва­ты­ва­ет ле­вую, под­дер­жи­вая Мла­ден­ца. К ти­пу Одигитрии мож­но от­не­сти и так называемые ико­ны об­рат­но­го пе­ре­во­да, на ко­то­рых Мла­де­нец изо­бра­жён не спра­ва, а сле­ва, си­дя­щим на пра­вой ру­ке Бо­го­ма­те­ри. Та­ко­вы ико­ны Бо­го­ма­те­ри с Мла­ден­цем из церкви Сан­та-Ма­рия-Нуо­ва в Ри­ме (VI век), на­стен­ные рос­то­вые об­ра­зы Бо­го­ма­те­ри Ара­кио­тис­сы в церкви Па­на­гия ту-Ара­кос в деревне Ла­гу­дера (Кипр, 1192), в церкви Пор­та-Па­на­гия вбли­зи города Три­ка­ла (Гре­ция, XIII век), в монастыре Хо­ра (Ках­рие-джа­ми, Стам­бул, около 1315-1321 годов), а так­же ико­ны Бо­го­ро­ди­цы Трое­ру­чи­цы.

Чу­до­твор­ная ико­на Бо­го­ма­те­ри Одигитрия, на­пи­сан­ная, по пре­да­нию, апостолом Лу­кой ещё при жиз­ни Бо­го­ро­ди­цы и по­лу­чив­шая Её бла­го­сло­ве­ние, по­чи­та­лась как од­на из ве­ли­чай­ших свя­тынь Кон­стан­ти­но­по­ля, пал­ла­ди­ум сто­ли­цы и всей Ви­зан­тий­ской им­пе­рии. Пре­да­ние, за­фик­си­ро­ван­ное в «Цер­ков­ной ис­то­рии» Ни­ки­фо­ра Кал­ли­ста (XIV век), от­но­сит по­яв­ле­ние этой ико­ны в Кон­стан­ти­но­по­ле к середине V века, ко­гда императрица Ев­до­кия, суп­ру­га императора Фео­до­сия II, при­сла­ла с Вос­то­ка (из Ие­руса­ли­ма или Ан­ти­охии) ико­ну Бо­го­ро­ди­цы пись­ма апостола Лу­ки в дар се­ст­ре Фео­до­сия императрице Пульхе­рии. Своё на­име­но­ва­ние ико­на по­лу­чи­ла по на­зва­нию кон­стан­ти­но­поль­ско­го хра­ма Оди­гон (Храм во­ж­дей; из­вест­но­го под та­ким на­зва­ни­ем с IX века), в ко­то­ром она на­хо­ди­лась. На­зва­ние хра­ма Оди­гон, воз­мож­но, бы­ло свя­за­но с по­во­ды­ря­ми (греч. ὁδηγός), при­во­див­ши­ми слеп­цов к ис­точ­ни­ку, во­да ко­то­ро­го об­ла­да­ла чу­дес­ным свой­ст­вом ис­це­лять бо­лез­ни глаз; близ не­го и был по­став­лен храм. Со­глас­но так называемому Ано­ни­му Мер­ка­ти (XI век), строи­тель­ст­во хра­ма и его на­име­но­ва­ние объ­яс­ня­ет­ся чу­дом ис­це­ле­ния двух сле­пых, ко­то­рых при­ве­ла к ис­точ­ни­ку Са­ма Бо­го­ро­ди­ца. Цер­ков­ная по­эзия сим­во­ли­че­ски ис­тол­ко­вы­ва­ет эпи­тет Бо­го­ро­ди­цы О. как Пу­те­во­ди­тель­ни­цы, на­став­ляю­щей лю­дей ше­ст­во­вать к спа­се­нию (ка­нон Иг­на­тия, 9 в.). С за­ступ­ни­че­ст­вом Бо­го­ро­ди­цы че­рез ико­ну О. свя­зы­ва­лось не­од­но­крат­ное чу­дес­ное спа­се­ние Кон­стан­ти­но­по­ля от вра­гов. Ис­клю­чительное зна­че­ние в цер­ков­ной жиз­ни сто­ли­цы име­ло ус­та­нов­лен­ное, по пре­да­нию, в V веке еже­не­дель­ное, по втор­ни­кам, ше­ст­вие с ико­ной, во вре­мя ко­то­ро­го со­вер­ша­лось так называемое втор­нич­ное чу­до, за­фик­си­ро­ван­ное в за­пис­ках многих па­лом­ни­ков: вы­но­си­мый из хра­ма на пло­щадь тя­жё­лый об­раз, ко­то­рый не мог­ли удер­жать нес­коль­ко че­ло­век, ста­вил­ся на пле­чи од­но­го, и тот с лёг­костью под­ни­мал ико­ну, а за­тем ико­на как буд­то са­ма но­си­ла че­ло­ве­ка по пло­ща­ди; так, сме­няя друг дру­га, «слу­жи­те­ли» ико­ны це­лый день но­си­ли её по ули­цам го­ро­да. Втор­нич­ная про­цес­сия с Одигитрией за­пе­чат­ле­на, например, на фре­ске XIII века в нар­тек­се церкви Бо­го­ро­ди­цы Влахер­ни­тис­сы в городе Ар­та (Гре­ция), в ил­лю­ст­ра­ции Ака­фи­ста Бо­го­ро­ди­це на ико­не «По­хва­ла Бо­го­ма­те­ри с Ака­фи­стом» (XIV век) из Ус­пен­ско­го со­бо­ра Мо­с­ков­ско­го Крем­ля, на ши­той пе­ле­не (1498, ГИМ).

Судь­ба кон­стан­ти­но­поль­ской Одигитрии по­сле па­де­ния Ви­зан­тии в 1453 году не­из­вест­на. Ско­рее все­го, она по­гиб­ла. Ут­ра­та про­слав­лен­ной древ­ней свя­ты­ни по­ро­ди­ла различные ле­ген­дар­ные вер­сии её чу­дес­но­го спа­се­ния. Так, в од­ной из ре­дак­ций Ска­за­ния о Тих­вин­ской ико­не Бо­жи­ей Ма­те­ри древнерусские книж­ни­ки XVI века ото­жде­ст­ви­ли явив­шую­ся в 1383 году в нов­го­род­ских пре­де­лах ико­ну с кон­стан­ти­но­поль­ской Одигитрией, чу­дес­но ту­да пе­ре­нёс­шей­ся.

На Ру­си осо­бым по­чи­та­ни­ем поль­зо­ва­лась ико­на Смо­лен­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри, ко­то­рая, по пре­да­нию, бы­ла при­ве­зе­на на Русь из Кон­стан­ти­но­по­ля в 1046 году, а в начале XII века ус­та­нов­ле­на в Ус­пен­ском со­бо­ре Смо­лен­ска. Ико­на не со­хра­ни­лась, но об­лик Бо­го­ро­ди­цы, за­пе­чат­лён­ный в спи­сках XV-XVI веков, сви­де­тель­ст­ву­ет о том, что ико­на вос­хо­дит к кон­стан­ти­но­поль­ской Одигитрии. Из­вест­но, что в 1382 году ар­хи­епископ Суз­даль­ский Дио­ни­сий при­вёз из Кон­стан­ти­но­по­ля 2 спи­ска с кон­стан­ти­но­поль­ской ико­ны Одигитрия, ко­то­рые бы­ли по­став­ле­ны в хра­мах Суз­да­ля и Ниж­него Нов­го­ро­да. По­чи­та­ние в Мо­ск­ве ико­ны Одигитрия из крем­лёв­ско­го Воз­не­сен­ско­го монастыря (ны­не в ГТГ) так­же свя­за­но с кон­стан­ти­но­поль­ской свя­ты­ней, по­сколь­ку, как от­ме­ча­лось в русских ле­то­пи­сях, эта ико­на греческого пись­ма и вы­пол­не­на в ме­ру кон­стан­ти­но­поль­ской. Её, по­стра­дав­шую в по­жа­ре, в 1482 году по­но­вил ико­но­пи­сец Дио­ни­сий и над­пи­сал на ней ἡ ὁδηγήτρια , как бы­ло на ви­зантийском ори­ги­на­ле. Из опи­си Ио­си­фо-Во­лоц­ко­го мо­на­сты­ря, со­став­лен­ной в 1545 году, из­вест­но так­же, что в мо­на­стыр­ском Ус­пен­ском со­бо­ре в отдельном кио­те на­хо­ди­лась бо­га­то ук­ра­шен­ная ико­на Бо­го­ма­те­ри Одигитрия пись­ма Ан­д­рея Руб­лё­ва. С XVII века на Ру­си по­чи­та­ет­ся при­ве­зён­ная с Афо­на в дар ца­рю Алек­сею Ми­хай­ло­ви­чу чу­до­твор­ная рель­еф­ная ико­на Бо­го­ма­те­ри Одигитрия — Влахерн­ская, вы­пол­нен­ная из вос­ко­ма­сти­ки (XV век, Му­зеи Мо­с­ков­ско­го Крем­ля), спи­ски ко­то­рой по­вто­ря­ют осо­бен­но­сти тех­ни­ки ори­ги­на­ла.

Наи­бо­лее по­чи­тае­мые ико­ны Одигитрия (например, Чен­сто­хов­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри), по­доб­но кон­стан­ти­но­поль­ской Одигитрии, при­пи­сы­ва­ют­ся кис­ти апостола Лу­ки. Изо­бра­же­ния Одигитрии в сце­нах Ака­фи­ста, на ико­не «Тор­же­ст­во пра­во­сла­вия» (XIV век, Бри­тан­ский му­зей), на ико­нах «Еван­ге­лист Лу­ка пи­шет ико­ну Бо­го­ма­те­ри» (XV век, Рек­линг­хау­зен, ФРГ) сви­де­тель­ст­ву­ют о вы­со­ком ав­то­ри­те­те это­го об­раза и его ис­клю­чительном зна­че­нии.

Церковь Одигитрии в Вязьме (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Церковь Одигитрии, Иоанно-Предтеченский монастырь

Удивительной красоты цветок распустился в 17 веке на вяземской земле и до сих пор украшает эти края — Одигитриевская церковь, подобной которой больше нет ни только в Вязьме, но и во всей Смоленской области. Архитектурную и культурную ценность храма характеризует и тот факт, что он включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, конечно, это делает честь и вяземским мастерам каменных дел.

Удивительной красоты цветок распустился в 17 веке на вяземской земле и до сих пор украшает эти края — Одигитриевская церковь, подобной которой больше нет ни только в Вязьме, но и во всей Смоленской области.

Архитектурный облик Одигитриевской церкви

Церковь Одигитрии — это удивительное сочетание застенчивой простоты и изысканной роскоши. На первый взгляд, это скромный одноэтажный сельский храм в форме четверика с маленькими кокошниками, покрытыми карнизом.

Главный декоративный элемент, за счёт которого церковь выглядит такой нарядной, — блестящие разноцветные вставки в тимпанах кокошников.

Кокошники образуют пирамиду, которая становится основанием для прекрасных шатровых глав. Прижавшиеся друг к другу шатры, будто красавцы-щёголи, выстроились в ровную линию. Центральный шатер, венчающий сруб, — световой, остальные — с небольшими ложными окнами.

Одигитрия была построена в то время, когда на смену запрещённому шатровому стилю в русскую архитектуру пришло дивное узорочье с разнообразием декоративных элементов: кокошников, изразцов, резных деталей. Один стиль окончательно ещё не утратил свои позиции, второй ещё не утвердился, именно поэтому Одигитриевскую церковь завершают три резных шатра, каждый из которых заканчивается главкой.

Одигитриевская церковь — действительно уникальный образец русского зодчества. Всего три трёхшатровых храма сохранилось на Руси: церкви в Вязьме, Угличе и подмосковных Путинках. Связано это с последствиями реформы патриарха Никона, который приказал разрушить существующие трёхглавые храмы и запретил строить новые.

Историческая справка

Точная дата, когда появилась церковь, пока не определена; считается, что она была построена в 1634 г., однако в переписной книге 1673 никаких свидетельств о её существовании нет. На основании этого факта многие учёные стали сомневаться в том, что указанная дата верна.

Каменная церковь Одигитрии появилась на средства, выделенные из царской казны, и была построена в честь иконы Божией Матери Одигитрии Смоленской. Слово «Одигитрия» в переводе с греческого означает путеводительница. Во время Отечественной войны 1812 церковь очень сильно пострадала и в течение нескольких лет пребывала в забвении, только в 1832—1837 гг. нашлись средства на восстановление собора. Впрочем, Одигитрия ещё не раз разделила судьбу Иоанно-Предтеченского монастыря, будучи разоряемой. В наше время первое богослужение после реставрационных работ в храме было совершено 10 августа 1994.

Церковь Одигитрии в Вязьме

Полезная информация

Церковь Одигитрия расположена на территории Иоанно-Предтеченского монастыря.

Адрес: г. Вязьма, ул. Докучаева, 48А.

Вход свободный.

Если вы решите воспользоваться автобусом, то учтите, что он ходит достаточно редко, примерно раз в час. Пешком можно пройти по Смоленской улице до перекрестка с Докучаева, через 600—700 м будет указатель на Иоанно-Предтеченский монастырь и поворот направо.

Если полностью обойти церковь, можно найти несколько интересных ракурсов для фотосъемки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *