В саду гефсиманском

Безмолвные свидетели последней молитвы Христа

by Анастасия Красноштейн 23.08.2016 0 comments

В Израиле практически на каждом шагу располагаются различные христианские святыни, но некоторые из них являются особенными. Они обладают не только историко-культурной ценностью, сюда стремятся попасть многочисленные паломники, чтобы своими глазами увидеть места, где зарождалась история. К таким местам относится и Гефсиманский сад.

Из глубины веков

Согласно Библии, Гефсиманский сад — это именно то место, где провел последние часы Иисус Христос перед арестом. Стремясь попасть в иудейский Храм на традиционное празднования Песаха, он уже в пути узнал о том, что на него объявлена охота. Скрываясь от преследователей в производственных пещерах Масличной горы, он вместе с учениками спустился к нижней пещере, выходящей на оливковый сад, где и состоялась его последняя молитва о спасении. Разросшиеся, древние оливковые деревья, по сей день стоящие в саду, являются последними живыми свидетелями трагических событий тех дней.

Гефсиманский сад стал местом паломничества еще с тех самых времен, когда Иисус был распят, благодаря чему и удалось сохранить этот небольшой островок истории.

Храмы Гефсиманского сада

Первый храм на этом месте появился лишь в 14 столетии. Он был поставлен Византийской Православной церковью там, где регулярно проводились молебны о Христе. Вскоре храм был разрушен, но уже спустя 100 лет на этом же месте появилось новое строение. Спустя некоторое время эти места оказались во власти францисканцев. В 19 веке они оградили место, где молился Иисус огромной стеной, полностью перекрыв сюда вход для паломников. Чуть позже на территории сада появились и другие храмы.

  • Церковь Всех Наций. Была возведена все теми же францисканцами в начале 20 в. Церковь очень красивая, внутренняя отделка представляет собой мозаичные картины, на которых изображены фрагменты из жизни Иисуса, в частности, его последних дней. Здесь же в храме располагается главная реликвия — камень, на котором молился Иисус перед арестом. Эта церковь общехристианского значения, поэтому сюда приходят помолиться верующие из разных стран и относящиеся к различным конфессиям. К тому же, в свое время на строительство Храма Всех Наций были собраны средства у верующих из различных стран Европы, большую часть помогли собрать канадские христиане.
  • Церковь Успения. Принадлежит православной Иерусалимской церкви и Армянской православной конфессии. Церковь была построена в 12 веке в том месте, где находилась гробница Богородицы. Само строение представляет собой пещерную церковь, нижняя часть которой была вырублена в скале. За время своего существования церковь была несколько раз разрушена, но после восстанавливалась силами паломников или благодаря богатым покровителям.
  • Церковь Св.Марии Магдалены. Самая молодая из находящихся здесь церквей, была построена в 19 в. российским императором Александром ІІІ. Здесь все пронизано российской культурой: внутри храма располагаются иконы русского художника Верещагина, а снаружи можно увидеть традиционные русские купола с крестами.

Несмотря на то, что все три храма являются достаточно популярными среди туристов, Гефсиманский сад выглядит очень спокойным, размеренным, тихим. Вокруг царит умиротворенность, в которую прекрасно вписываются работники сада, неспешно собирающие плоды с оливы, которые, как и много веков назад, дарят людям щедрый урожай.

Часы работы: 8.00-12.00 и 14.00-18.00 без выходных

Вход — свободный

Заказать экскурсию можно .

с Ее гробницей, одна из главных правосл. святынь, сохранилась лучше по сравнению с базиликой на месте Гефсиманской молитвы. Существуют 2 традиции, связывающие Успение Пресв. Богородицы с Эфесом и с Иерусалимом (подробнее см. в ст. Успение Пресв. Богородицы). Почитание гробницы Пресв. Богородицы в Г. впервые фиксирует апокриф «Transitus Mariae» (ок. 400). Гробница Пресв. Богородицы в Г. неизвестна ранним авторам (Евсевию, блж. Иерониму, свт. Кириллу Иерусалимскому) и пилигримам до VI в. Впервые храм Пресв. Богородицы в долине Иосафата упоминается Феодосием (ок. 530), затем Анонимом из Пьяченцы (ок. 570) и Аркульфом (ок. 670), описавшим его как 2-этажную ротонду, в нижней части к-рой имеется пустая гробница, вырубленная в скале, и алтарь, а в верхней части — 4 алтаря (Adamn. De locis sanctis. 12, 1-5). А. Овадия считал, что церковь была октагональной, но эта гипотеза не принята большинством археологов.

Церковь могла пережить персид. нашествие или быть вновь отстроена вскоре после него (т. к. ее упом. Аркульф), но к нач. XII в. верхний храм находился в руинах (вероятно, разрушен при аль-Хакиме в 1009), а гробница оставалась сохранной. Ее подробное описание дает игум. Даниил (1106-1108): «…была высечена в камне небольшая пещерка с маленькими дверьми… а в глубине той пещеры, напротив дверец, как бы скамья высечена в том же пещерном камне,- на той скамье и было положено тело Пречистой Владычицы нашей Богородицы… По высоте пещерка та повыше человеческого роста, а в ширину 4 локтя так и так; снаружи она, как терем, красиво отделана мраморными плитами. А сверху над гробом Святой Богородицы была выстроена очень большая клетская церковь во имя Святой Богородицы Успения; ныне же разорено погаными то место. Расположен гроб Святой Богородицы внизу под великим алтарем этой церкви» (БЛДР. Т. 4. С. 48-49).

Крестоносцы перестроили поврежденное здание вновь как 2-этажное, с храмами на обоих уровнях. Фасад церкви с большим порталом, оформленным в романском стиле, сохранился до наст. времени. К западу от церкви был создан хорошо укрепленный жен. мон-рь («аббатство Святой Марии долины Иосафата»), упомянутый в 1172 г. паломником из Германии Теодорихом. Он описал также гробницу Богоматери как «крипту», где «стоит Ее святой гроб, покрытый самыми дорогими украшениями из мрамора и мозаики… Эта гробница имеет вокруг 20 колонн, несущих арки, фриз («бордюр») и крышу». По фризу шла стихотворная надпись: «Отсель, с долины Иосафата, ведет путь в небо! Здесь Дева, Коей доверено было взрастить Господа, некогда покоилась. Безупречная, отсюда поднялась Она к открытым для Нее вратам небесным. Для бедных грешников Свет и Путь (спасения), их Матерь и Надежда». Далее Теодорих описывает завершение церкви как «круглый свод» с шаром и крестом над ним, поддержанный 6 парами малых колонн; между этими парами по всей окружности повешены светильники. Церковь была разрушена воинами Салах-ад-Дина, взявшими Иерусалим в 1187 г., но нижний уровень с гробницей уцелел (поскольку мусульмане почитают Марию как мать Иисуса, она упомянута в Коране (36-45) и мусульм. писатель XV в. Муджир ад-Дин передает предание, что прор. Мухаммад видел свет над гробницей Пресв. Богородицы во время ночного путешествия в Иерусалим). В эпоху тур. господства церковь принадлежала францисканцам; вероятно, нек-рое время она служила мечетью (ниша в юго-вост. стене могла быть михрабом, она появилась в XVII в., т. к. отсутствует на первых опубликованных планах св. мест Ж. Зуалларта (1585) и Б. Амико (1609)). В 1757 г. храм был передан турками во владение Греческой и Армянской Церквам. В нем могут служить с разрешения правосл. и арм. церковных властей копты и сирийцы.

Нижний, основной уровень храма сохранился до наст. времени. Его изучение начал Венсан; в 1925 г. был опубликован план древней части; в 1937 г. проводились разведочные работы западнее гробницы, открывшие в арм. части храма участки мозаичных полов с изображениями креста и надгробной надписью: «Могила Касия и Адия» (VI в.?). Рядом с церковью были обнаружены остатки сооружений мон-ря эпохи крестоносцев (на их месте сейчас роща оливковых деревьев). После наводнения 1972 г. началась реставрация церкви, причем францисканскому археологу Б. Багатти была предоставлена возможность провести натурные исследования. Согласно их результатам, церковь датируется не ранее 440 г. (самая ранняя датированная деталь — надгробная надпись Евфимии, V в.). В 90-х гг. XX в. Иерусалимский Патриархат проводил в храме новые раскопки.

Древние маслины Гефсиманского сада
Древние маслины Гефсиманского сада

Описанная Аркульфом как круглая, нижняя церковь имела на самом деле крестообразный план, в к-ром хорошо различимы первоначальные вырубки скалы, кладка IV-V и XII вв. Лестница из 50 широких ступеней ведет в подземный крестообразный храм из черного базальта, относящийся к визант. периоду. В вост. части, посреди храма, находится кувуклия Пресв. Богородицы с гробницей, к-рая представляет собой вырубленную в скале камеру, вокруг нее изначально были расположены и др. гробницы. Внутри кувуклии, вдоль одной из стен камеры, имеется скальный выступ в виде погребальной скамьи. Точная датировка гробницы археологически не установлена, но ее устройство вполне соответствует погребальным обрядам Иерусалима I в. по Р. Х. При строительстве храма кувуклию Пресв. Богородицы стремились выделить из окружающего скального некрополя, для чего ближайшие к ней гробницы были срублены. Примерно так же из ранней скальной гробницы был выделен Гроб Господень, по аналогии с к-рым оформлена внутренняя часть гробницы Пресв. Богородицы. Багатти удалось раскрыть погребальную «лавицу», на к-рой, по преданию, лежало Ее тело. Вырубленная из цельной скалы, она имеет массу щербин, оставленных верующими. С лицевой стороны ложе закрывал мраморный экран с романской аркатурой и 3 довольно большими отверстиями, позволявшими паломникам трогать и целовать боковую сторону «скамьи» (XII в.). По преданию, Пресв. Богородица была погребена в родовой усыпальнице. На уровне 20-й ступени лестницы, ведущей в подземный храм, справа в нише находится престол, посвященный праведным Иоакиму и Анне, и их гробницы, а слева, на 24-й ступени, в аналогичной нише — престол и гробница прав. Иосифа Обручника. Известно, что в церкви была погребена кор. Мелизинда († 1161), супруга иерусалимского кор. Фулька Анжуйского (1131-1143).

За кувуклией Пресв. Богородицы в отдельном большом киоте находится чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери.

Ежегодно за 3 дня до праздника Успения правосл. духовенством Иерусалима совершается торжественное перенесение плащаницы Божией Матери из Малой Гефсимании — подворья ц. Успения Пресв. Богородицы, расположенного около храма Гроба Господня, в Г. Двухсторонняя плащаница в драгоценном серебряном окладе является пожертвованием гр. А. А. Орловой-Чесменской.

В Пещере учеников (называемой в зап. традиции Пещерой предательства), по преданию, спали апостолы во время Гефсиманской молитвы Спасителя. Это скальная пещера размером 19´ 10´ 3,5 м, в к-рую можно спуститься справа от входа в ц. Успения Пресв. Богородицы. Археологическое исследование пещеры после наводнения 1956 г. осуществил В. К. Корбо, показавший, что до IV в. здесь помещался пресс для отжима маслин, а в первые века христианства — храм, что подтверждается сохранившимися граффити.

Ист.: Itineraria et alia Geographica // CCSL. Turnhout, 1965. T. 175.

Лит.: Vincent L.-H., Abel F.-M. Jerusalem: Rech. de topographie, d’archéologie et d’histoire. P., 1912. Vol. 1; Meistermann B. A. Gethsemani: Notices hist. et descriptives. P., 1920; Orfali G. Gethsémani: Notices sur l’Eglise de l’Agonie ou de la Priere d’après les foilles récentes accomplies par la Custodie Franciscaine de Terre Sainte (1909 et 1920). P., 1924; Bagatti В. Tempera dell’antica basilica di Getsemani // RAC. 1938. Vol. 15. P. 153-162; Kopp C. The Holy Places of the Gospels. Freiburg, 1963; Ovadiah A. A. Corpus of the Byzantine Churches in the Holy Land. Bonn, 1970. P. 84-85; Storme A. Gethsemane. Jerusalem, 1970; Bagatti B., Piccirillo M., Prodomo A. New Discoveries at the Tomb of Virgin Mary in Gethsemane. Jerusalem, 1975. (SBF. Coll. Min.; 17); Berder M. Un itineraire au Mont des Oliviers // Le monde de la Bible. 1988. Vol. 55. Р. 10-31; Taylor J. E. Christians and the Holy Places: The Myth of Jewish-Christian Origins. Oxf., 1993.

Л. А. Беляев

Гефсимания расположена в долине Кедрон, которая является местностью на окраине Иерусалима. По некоторым данным «гефсимания» означает «масличный сад». Предполагается, что здесь некогда находились прессовочные цеха, в которых давилось оливковое масло.
Здесь находятся значимые в религиозном и историческом плане памятники. Среди них Церковь Всех Наций, Гробница успения, Церковь Марии Магдалины и Гефсиманский грот. Это также место, в котором раскинулся Гефсиманский сад, в котором растут древнейшие оливковые деревья. Вся местность связана со Страстями Христовыми. Сюда каждый год направляются христиане-паломники со всего мира.
Сразу за Кедронской долиной начинается путь восхождения на Елеонскую (Масличную) гору.
История возникновения
Местность Гефсимания в Иерусалиме стала известной и почитаемой из-за описанных Библией событий, которые произошли с Иисусом. Она связана с последней ночью «земной жизни» Спасителя. Согласно священным писаниям, здесь его предали, здесь он молился и плакал о грехах рода человеческого. Отсюда началось его восхождение на Масличную гору, во время прохождения Крестного пути. В этой местности расположен Храм Успения, в котором покоятся его мать – Пресвятая Богородица Мария. Это место душевных страданий и молитв Христа перед его распятием.
По некоторым данным, с четвертого века в здесь началось возведение памятников, которые должны были увековечить память о страстях Христовых. Так в 326 году у подножия Масличной горы в Иерусалиме был возведен Константиновский храм Святого Гроба Господня. Он был разрушен позже, и его место в 12 веке заняла византийская базилика, которую также «сменил» другой храм, известный ныне как Церковь Всех Наций или Базилика агонии.
Все храмы в Гефсимании, которые мы можем видеть в настоящее время, являются сравнительно молодыми постройками (конец 19 – начала 20 вв.) Они были возведены на месте более древних, но разрушенных во времена крестовых походов, часовен, храмов и базилик. Их останки, найденные при археологических раскопках, использованы в качестве элементов декора убранства святынь. Среди таких артефактов есть статуи, фрески, фрагменты мозаик, росписей, колон и другие.
Архитектура
Гефсимания в Иерусалиме отличается своеобразной архитектурной направленностью, которая сочетает в себе романский стиль, объединенный с элементами востока. В то же время здесь соблюдаются минималистичные веяния еврейской культуры.
Это территория с великолепным пейзажем и древним ландшафтом. Она представляет собой оливковую долину, которая стала известной благодаря своей истории. Ее древние деревья хранят память о трагических библейских событиях, связанных с распятием Христа.
Туристу на заметку
Добраться до Гефсимании в Иерусалиме можно воспользовавшись автобусными линиями №43 и №44. Выйти нужно на остановке «Дамасские ворота».
Окрестности
В окрестностях Гефсимании в Иерусалиме расположено множество интересных своей историей мест. Здесь расположена Церковь Святой Марии Магдалины. Она была построена Российским Императором Александром III. Церковь увековечила память императора о своей матери, императрице Марии Александровне.
Недалеко находится Церковь Всех Наций. Она была построена на пожертвования христиан со всего мира. Здесь находится небольшой камень, известный всему миру тем, что на нем молился Спаситель в свою последнюю перед распятием ночь.
В Гефсиманских окрестностях можно увидеть также место, в котором согласно преданию, кровавый пот Христа растопил холодный камень. Это место находится в Гефсиманском гроте.

День: 23 марта
Тайная вечеря

Войдя в сад Гефсиманский, Иисус Христос сказал ученикам Своим: «посидите здесь, пока Я помолюсь!» Сам же, взяв с Собой Петра, Иакова и Иоанна, вошел в глубь сада; и начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им: «душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною». И, отойдя от них немного, Он, преклонив колена, пал на землю, молился и говорил: «Отец Мой! если возможно, да минует (пройдет мимо) Меня чаша сия (т.е. предстоящие страдания); впрочем пусть будет не как Я хочу, но как Ты». Помолившись так, Иисус Христос возвращается к трем ученикам и видит, что они спят. Он говорит им: «так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение». И отошедши молился, говоря те же слова.

Потом снова возвращается к ученикам, и опять находит их спящими; глаза их отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать.

Иисус Христос отошел от них и молился в третий раз теми же словами. Явился Ему ангел с неба и укреплял Его. Тоска же Его и душевные мучения были так велики и молитва — так усердна, что с лица Его падали на землю капли кровавого пота. Окончив молитву, Спаситель встал, подошел к спящим ученикам и сказал: «Вы все еще спите? Кончено. Наступил час; и Сын Человеческий предается в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот приблизился предавший Меня».

В это время в сад пришел Иуда, предатель, с толпой людей, которые шли с фонарями, кольями и мечами; это были воины и служители, посланные первосвященниками и фарисеями схватить Иисуса Христа. Иуда уговорился с ними: «Кого я поцелую, Того и берите». Подойдя к Иисусу Христу, Иуда сказал: «Радуйся Равви (Учитель)!» И поцеловал Его. Иисус Христос сказал ему: «Друг! Для чего ты пришел? Целованием ли предаешь Сына Человеческого?» Эти слова Спасителя были для Иуды последним призывом к покаянию. Потом Иисус Христос, зная все, что с Ним будет, подошел к толпе и сказал: «кого ищете?» Из толпы отвечали: «Иисуса Назорея». Спаситель говорит им: «это Я». От этих слов воины и слуги со страхом отступили назад и упали на землю. Когда же они оправились от страха и поднялись, то в смятении пытались схватить учеников Христовых. Спаситель снова сказал: «Кого ищете?» Они сказали: «Иисуса Назорея». «Я сказал вам это Я», ответил Спаситель. Итак, если Меня ищете, оставьте их (учеников), пусть идут». Воины и слуги, подошедши, обступили Иисуса Христа. Апостолы хотели было защитить своего Учителя. Петр, имея при себе меч, извлек его и ударил им слугу первосвященнического, по имени Малха, и отсек ему правое ухо. Но Иисус Христос сказал Петру: «вложи меч в ножны; ибо все взявшие меч, мечем погибнут (т.е. кто поднимет меч против другого, тот сам погибнет от меча). Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, чтобы Он послал на защиту Мне множество ангелов? Неужели Мне не пить чаши (страданий), которую дал Мне Отец (для спасения людей)?»

Сказав это, Иисус Христос, прикоснувшись к уху Малха, исцелил его, и добровольно предал Себя в руки Своих врагов. В толпе слуг были также и начальники иудейские, Иисус Христос, обращаясь к ним, сказал: «как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день бывал Я в храме, сидел там с вами и учил, и вы тогда не брали Меня. Но теперь ваше время и власть тьмы». Воины же, связав Спасителя, повели Его к первосвященникам. Тогда апостолы, оставив Спасителя, в страхе разбежались. Только двое из них, Иоанн и Петр, издали следовали за ним.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Еванг.; от Матфея, гл. 26, 36-56; от Марка, гл. 14, 32-52; от Луки, гл. 22, 40-53; от Иоанна, гл. 18, 1-12.

На западном склоне Масличной горы около ручья Кедрон раскинулся Гефсиманский сад. До наших дней сохранилась лишь часть сада библейских времен, однако до сих пор цветут восемь олив, посаженных еще в I веке н. э. В христианстве Гефсиманский сад почитается как одно из мест, связанных со Страстями Христа, и является местом христианского паломничества.
В саду находится также Гефсиманский грот, в котором молился Христос, когда он удалился от апостолов. Можно увидеть место на полу, где капли кровавого пота Христа растопили холодный камень и прошли насквозь. С 1681 года Гефсиманский сад находился под контролем францисканцев.
На месте, на котором, по преданиям, Иуда предал Христа, еще в V веке была построена базилика. В 1919-1924 гг. была сооружена современная церковь Всех наций. Ее так назвали в честь 12 католических общин из разных стран мира, пожертвовавших деньги на ее строительство. На стенах храма мозаикой выложены картины, отражающие «Гефсиманское моление», «Предание Спасителя» и «Взятие Христа под стражу». На полу перед алтарем – терновый венец, опоясывающий скалу, на которой молился Иисус. Синие витражи создают внутри церкви полумрак, что символизирует последнюю земную ночь Иисуса.
Около Гефсиманского сада находится церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенная в XII веке на месте где в 326 году императрица Елена воздвигла первую церковь. В её полуподвальном помещении находятся гробницы родителей Богородицы Иоакима и Анны (правая сторона алтаря) и Иосифа Обручника (левая сторона алтаря).
В самой нижней части храма, в пещере, закрытой мраморной плитой, находится гробница, куда апостолами было положено тело Девы Марии после её смерти. Гробница была вскрыта по решению Шестого вселенского собора и в ней были найдены пояс и погребальные пелены. Церковь принадлежит греко-православной церкви, но имеются представительства русской, коптской, сирийской и армянской общин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *