Хотели бы вы жить в экстравагантном «холмистом» доме, начисто лишённом прямых линий? Думаете, что такого здания не существует? Не существовало, пока в 80-ых годах прошлого века одному эпатажному австрийскому живописцу и архитектору под псевдонимом Фриденсрайх Хундертвассер (наст. имя Фридрих Штовассер) не пришла в голову идея о создании «экологичного» дома.
Свой кич-шедевр художник начал создавать в 1979-ом году по приказу венского правительства. Перед Хундертвассером поставили задачу — спроектировать жилой дом, который бы обеспечил максимальную природосберегающую среду. Сказано — сделано.
Вместе с Хундертвассером над проектом трудился архитектор Кравина, который отдавал предпочтение биологически чистым материалам — натуральным краскам и клею, кирпичам, черепице и дереву. Ввиду высокой стоимости материалов проект был немного изменён австрийской мэрией.
Главная идея, которую хотел донести Хундертвассер — единение с природой, отказ от привычных стереотипов, всё же была реализована. Дом получился таким, каким хотел его видеть оригинальный художник: разноцветный, с окнами разной величины (исходя из потребности в свете: на нижних этажа окна больше, чем на верхних), с луковичными башнями (чтобы жильцы могли почувствовать себя выходцами из царских семей), с цветными, как и весь дом, керамическими колоннами (для выполнения декоративной функции).
Но самая главная изюминка экодома — многочисленные деревья и растительность. Благодаря деревьям, произрастающим на небольших балконах, встроенных в фасад, создаётся впечатление, что горизонтальные части здания пропадают под зелёной кровлей.
Количество посаженных деревьев на территории дома — 250.
Появление этого здания в Вене вызвало неоднозначную реакцию: его называли и чудом света, и аристократическим гетто. Противоречивых прозвищ удостоился и сам художник. Как бы то не было, но желающих приобрести квартиры в этом недешёвом, «пёстром» доме было довольно много.
Содержание
Дом Хундертвассера внутри
В доме Хундертвассера расположено 50 квартир (их площадь варьируется от 30 до 150 квадратных метров), в которых проживает 200 жильцов. Кроме того, в эпатажном здании находится медицинский кабинет, кафе, парковка, рассчитанная на 37 машиномест, детские игровые комнаты, несколько частных и общественных террас, зимний сад.
Помещения дома, как и его фасады, отличаются друг от друга по своему дизайну. При их создании художник руководствовался собственным правилом — отдельная жизнь дома в доме. Это означает, что Хундертвассер хотел, чтобы жильцы могли узнавать свои квартиры снаружи по цветным зонам, которые поделены линиями и мозаичными кромками.
Эпатажный художник также считал, что человек просто не может жить в стандартной комнате с плиткой, выложенной в правильном порядке, поэтому всячески старался ломать стереотипы. Нетипичный подход проявляется и в неровных полах, и в лестничных маршах, в закруглённых квартирных углах, отпечатках рук строителей на стенах, повсеместном использовании керамической плитки.
Правда, посмотреть на всё это великолепие может далеко не каждый турист. Жители дома так устали от бесконечных толп зевак, что вывесили объявление: хозяев не беспокоить.
Фриденсрайх Хундертвассер и его сказочные дома
Личность живописца лучше всего раскрылась в его проектах. Фриденсрайх Хундертвассер был необычным и оригинальным человеком, не любящим однообразие и скуку. Художник несколько раз поступал в университеты и каждый раз бросал учёбу, любил носить разные носки и смог оставить после себя много ярких объектов, таких как, например, Деревня Хундертвассера.
Этот комплекс расположен напротив упомянутого выше дома и представляет собой торгово-выставочный центр с туристическими магазинами, музеем творческих работ мэтра. Центр был построен в 1990—1991 гг. Для интерьера всех зданий комплекса, в том числе и туалета, характерен стиль живописца: асимметрия, «кривые» лестницы, многочисленные растения, безумство красок и обилие битой мозаики.
Среди других зданий, спроектированных Хундертвассером: общественный туалет в городе Кавакава (Новая Зеландия), венский мусоросжигательный завод, заводы по переработке мусора в Японии, винарня «Дон Кихот» в Америке, «Пивная вышка» в Баварии, термальный комплекс в Бад Блюмау, церковь Святой Варвары в Бернбахе и последний проект — «Зелёная цитадель Магдебурга».
Туалет в комплексе, © Дмитрий Путешественник
Как добраться
Точный адрес дома Хундертвассера: Kegelgasse 36–38, A-1030 на пересечении с углом Lowengasse 41–43.
Неподалёку от этой необычной достопримечательности Вены находится станция метро под названием Wien Mitte, на которую прибывают скоростные поезда из аэропорта. От станции метро до эпатажного здания 900 метров, преодолеть которое вполне можно пешком.
Добраться до дома Хундертвассера можно и трамваем № 1. Езжайте до остановки Hetzgasse.
До туристического объекта можно доехать на такси. Перед вызовом машины учтите, что оно в Вене недешёвое, так как представлено машинами премиум-класса. Ещё один немаловажный момент: на венских улицах останавливать такси не принято, лучше всего отправиться на специальную стоянку, где в случае отсутствия авто, можно воспользоваться приложениями Uber, MyTaxi.
Дома Хундертвассера на панораме Google: вид снаружи
Видео про дом Хундертвассера в Вене
Консервативные жители Вены считают этот дом безвкусным авангардным китчем, другие, напротив, восхищаются гением и смелостью архитектора Хундертвассера, воплотившего среди классических жилых зданий свои идеи об экологичности и неотъемлемом праве человека на индивидуальность, непринятие навязываемых норм и свободу самовыражения.
Заросший деревьями разноцветный дом с колоннами и разнокалиберными окнами на разной высоте в пределах одного этажа воспринимается, как абсолютно инородный элемент в тихом III районе столицы Австрии. Как городские власти могли дать разрешение архитектору-новатору, чьи принципы и по сей день не получили широкого распространения и применения в строительстве и создании комфортной жилой среды, отвечающей потребностям отдельно взятой личности? Биоморфный дом Хундертвассера даже не назовёшь традиционным эко-строением, где решили вместо пары апартаментов организовать открытые террасы с садами, а для экономии электричества на крыше установили солнечные панели. Его аутентичное видение взаимодействия человека и природы в рамках городской среды часто относят к стилю «биотек», характеризующемуся воплощением естественных природных форм в изначально угловатой и рациональной архитектуре, однако австриец глядел гораздо глубже.
«В первую очередь необходимо отказаться от целого свода правил. Эти правила, законы и нормы, созданные в другое время в иных условиях во благо и для защиты людей, сейчас в свете новых требований и ограничений направлены против окружающей среды и человека. Без окружающей среды, подходящей под нужды человека, и без гармонии с природой наше существование попросту невозможно. Мирное взаимодействие с природой стоит начать в ближайшее время, пока не стало слишком поздно. С авторитарным контролем и самодисциплиной оно сможет работать некоторое время более-менее, как и может закончиться. Но тогда тело и душа запротестуют, и мы не узнаем почему. Этот дом создаётся с целью послужить первой попыткой вести диалог с природой, диалог, в котором и мы, и природа — равные партнёры; одна сторона не держит превосходство над второй.»
Фриденсрайх Хундертвассер (настоящее имя — Фридрих Штовассер), сын австрийца и еврейки, родился в Вене в 1928м году и начинал свой творческий путь как живописец. Однако с 1950х годов его сильно увлекает архитектура, что вылилось в нескольких громко прочитанных на публике и вышедших эссе и манифестах, включая наделавший шороху «Манифест заплесневелости против рационализма в архитектуре». В 1972м году на телешоу «Загадай желание» Хундертвассер впервые представил свои модели малоэтажных зданий с внешними террасами.
* фото с сайта hundertwasser-haus.info
В конце 1977года федеральный канцлер Австрии в письме к мэру Вены, Леопольду Гратцу предложил позволить Хундертвассеру реализовать свои идеи в области архитектуры и разрешить спроектировать и построить жилое здание. Разработка концепта заняла несколько лет, и поскольку Хундертвассер не являлся дипломированным архитектором, он обратился к городскому совету с пользой найти профессионала, что будет заинтересован перенести его эскизы идеи в формат чертежей и технической документации. Власти Вены привлекли Йозефа Кравину, позднее он был заменён на Питера Пеликана, что вылилось в долгое сотрудничество в последующих проектах.
Фриденсрайх Хундертвассер и мэр Вены Леопольд Гратц на презентации модели дома
* фото с сайта hundertwasser-haus.info
Помимо заботы о природе архитектора волновала свобода и уникальность человека, он даже всегда ходил в разных носках, будучи противником общепринятых стандартов, норм и единообразия. Хундертвассер считал, что однообразные дома-коробки, типовые планировки и отсутствие возможности что-либо изменить во внешнем облике своего жилища пагубным образом сказываются на психическом здоровье. Именно поэтому в его доме все апартаменты имеют уникальные планировки, есть одно- и двухэтажные квартиры с выступающими лоджиями, балконами и навесами-перголами, не повторяющими друг друга. Потеряв почти всю свою родню во время Второй мировой войны и гонений евреев нацистами, Хундертвассер в своих высказываниях часто сравнивает стандартные квартиры с камерами концлагерей.
«Внешние стены современных зданий — стены наших тюрем, они безликие, безэмоциональные, агрессивные, бессердечные, холодные и до скуки пустые. Таковы характеристики тюремных стен, подавляющих свободу человека, за которыми теснятся обитатели концентрационных лагерей…… Архитекторы сейчас строят тюремные камеры, где разрушается человеческая душа. Сегодня мы становимся свидетелями триумфа рациональных технологий и в то же время сталкиваемся с не имеющей силы пустотой. Эстетическая пустота, пустыня единообразия, убийственная стерильность и креативная импотенция.»
Каждому «дому внутри дома», т.е. отдельным апартаментам, на фасаде соответствует свой цвет, выполненный с помощью цветной финишной штукатурки. Тёмно-серые границы максимально возможно размыты и сглажены, что позволяет добиться плавного перехода и отказаться от прямых линий. В своих манифестах Хундертвассер помимо понятия «обязанностей перед деревьями (tree obligation)» ввёл термин «свободы окон (window right)». Мало того, что окна по проекту располагались на разной высоте и имели разную стилистику и размер, жильцам и по сей день разрешается вытянуться из окна и украсить фасад по своему усмотрению. Представляете такое возможным в нашей стране, где даже за цвет стеклопакетов на не исторических зданиях разворачиваются битвы?
«Человек в съёмной квартире должен иметь возможность высунуться из окна и отскоблить каменную кладку насколько дотянется. Ему должно быть позволено взять длинную кисть и нарисовать что-то на фасаде, чтобы это было видно издалека с улицы. Чтобы прохожие понимали, что за окном живёт не рядовой человек, а отличный от своих пленённых, порабощённых и стандартизированных соседей.»
«Некоторые люди говорят, что дома состоят из стен. Я бы сказал, что дома состоят из окон. Когда различные здания выстраиваются одно за другим на улице, когда у всех различный стиль окон, т.е. они принадлежат к разным расам, например, дом в стиле ар-нуво с окнами в стиле ар-нуво соседствует с современным зданием и его невзрачными квадратными окнами, а затем стоит дом в стиле барокко с барочными окнами, всем без разницы. А если бы все три типа окон можно было бы увидеть на одном здании? Это бы расценивалось как нарушение расового разделения окон. Почему? У каждого окна есть своё право на жизнь. Повторение идентичных окон друг за другом в линии и друг над другом, как в сетке — особенность концентрационных лагерей. Окна, обременённые чёткой позицией и очерёдностью, грустят, а им хотелось бы танцевать.»
Однако, если присмотреться — радикально никто данной свободой не пользуется. Около окон не увидишь надписей, граффити или самодельных барельефов. Полная свобода была дана и касательно интерьеров. К сожалению, внутрь дома не попасть и не оценить даже оформление подъездов. Возможно, с момента окончания строительства, февраля 1986го года, кое-что поменялось, но изначально мозаику на стенах, лестницах и коридорах и даже внутри апартаментов плитку в кухнях и ванных комнатах рабочие клали беспорядочно, не придерживаясь сетчатой структуры.
«Анализируя новые архитектурные веяния строительства городов-спутников и новых административных зданий, банков, больниц и школ, хочется сказать, что выравнивание окон по одной линии невыносимо. Все люди абсолютно разные и защищаются от навязываемой стандартизации пассивным или активным способом, в зависимости от их конституции. Либо с помощью алкоголя или пристрастия к наркотикам, бегства за город, одержимости уборкой и чистотой, зависимости от телевидения, необъяснимых жалоб на физическое состояние, аллергий, депрессий и даже попыток самоубийства, или альтернативными способами — агрессией, вандализмом и преступлениями.»
Хундертвассер активно пропагандировал идею восприятия жилища, как неотъемлемой части человека, сравнивая его с третьим слоем кожи. Уставший от навязываемой моды и трендов человек в современном обществе в любой момент может легко изменить причёску, сделать себе татуировку, купить новую одежду и менять стиль по настроению. Человек может устать от затёртых обоев и прохудившегося любимого дивана и затеять капитальный ремонт. Однако среднестатистический обыватель редко может себе позволить переехать из многоэтажки-муравейника в загородный таунхаус, выстроенный по индивидуально разработанному проекту.
«У человека есть три слоя кожи: его собственный, его одежда и его жилище. Все три слоя должны регенерировать, расти и изменяться. Однако, когда третий слой, т.е. внешняя стена дома не изменяется и не растёт подобно первому слою, этот слой отмирает.»
Какой процент людей хоть как-то отождествляет себя со своим домом, гордится, что он живёт именно в этом месте? В Санкт-Петербурге, к примеру, подобные чувства испытывает, наверное, разве что жители бывших доходных домов, где в парадных ещё сохранились старинные камины, лепнина, витражи и подпирающие перекрытия кариатиды. Но никак не обитатели спальных районов с типовой застройкой.
«Фундаментальную значимость имеет индивидуальный органичный дизайн внешней стены здания для каждой квартиры,чтобы её владелец отождествлял себя со своим домом уже снаружи. Мой не отвечающим общим нормам дизайн экстерьера квартир не защищён от изменений, как исторические памятники архитектуры, но его следует расценивать как предвестника «оконной свободы» каждого индивида.»
«Если, например, вертикальные потёки от дождя или прожилки ржавчины, или даже грязные пятна оживляют фасад или создают некую форму на нём, все подобные улучшения приветствуются. Множество бездомных людей спали внутри дома, анонимные «художники» расцарапывали и пачкали грязью стены. Следы подобных незаконных действий имеют право остаться, равно как и гнёзда ласточек и других птиц, деревья и трава, растущие в тех местах, где изначально не планировалось. Отпечатки рук каменщиков на влажной штукатурке следует оставить, как и любые другие декоративные детали кто-то когда-то оставил на фасаде доме или внутри его.»
После сдачи дома жильцам не позволялось сразу заселяться, чтобы они не помешали естественному росту растений и кустарников на организованных террасах. В течение года деревья, кусты, трава и дом стали единым целым. Для создания 14 крупных террас и множества мелких садов потребовалось поднять на здание с холмистой этажностью 900 тонн земли. Хундертвассер считал, что с высоты птичьего полёта дом должен оставаться незаметным под кронами деревьев.
«Висячие сады Семирамиды в Вавилоне скорее всего являлись террасами с зелёными насаждениями. Террасы, не спрятанные на заднем дворе, а выходящие на улицы — подарок для всех людей, не только для тех кто живёт за их защитным слоем, но и для тех, кто, возможно, никогда на них не поднимется. Внешние террасы стирают вертикальную агрессивность зданий, уменьшается уровень уличного шума, поскольку эхо больше не разносится между рядами строений. Если на террасах растут деревья, дома напоминает природный холм, на котором живут люди. Прогулка по городу с открытыми террасами на фасадах зданий вполне может сравниться со странствием по зелёной долине.»
Дом Хундертвассера после завершения строительства широко освещался в международной прессе и получил множество полярных отзывов. И сегодня пока одни его называют зелёным оазисом среди классических муниципальных зданий, другие не стесняются в нелестных выражениях, считая «биозамок» ужасным и отвратительным строением, нарушившим гармоничный облик района. Тем не менее здание крайне привлекательно для туристов.
Для них же и открыли через несколько лет напротив в помещениях бывшей фабрики по производству автомобильных покрышек «Деревню Хундертвассера» — небольшой торгово-выставочный комплекс с барами, кафетериями и сувенирными магазинами.
Предположить, каким образом плиткой декорировали апартаменты дома, позволяет лестница, ведущая в туалет. Вход туда платный, но общую стилистику вполне можно понять и по холлу. Из-за использования мозаики и битой плитки Хундертвассера часто сравнивают с Антонио Гауди.
Гений или сумасшедший? Некоторые идеи Фриденсрайха Хундертвассера и спустя 30 лет выглядят утопическими. Не просто разбить сад или сквер рядом с домом, а фактически сделать деревья своими соседями. Позволять жильцам разрисовывать фасады. Трудно представить, что подобные принципы когда-либо возьмутся на вооружение в глобальных масштабах. Ведь гораздо дешевле и проще возводить жилые здания-коробки по базовым проектам, продавать типовые квартиры стандартизированным обывателям.
«Стерильная чистота, политика регулирования и уравниловки, принудительное единообразие и монокультурность во всех проявлениях несут не только смерть всем формам жизни, но и являются симптомом деградации нашей цивилизации.»
Домом в III районе Вене австрийский архитектор-бунтарь не ограничился. Стоит съездить посмотреть и на экстерьер мусоросжигательного завода Шпиттелау на севере города. Keep it locked!
Другие посты о Вене:
Стрит-арт Вены
Добавить журнал в друзья
Крупный проект и полная свобода творчества — разве не об этом мечтает любой архитектор? Фриденсрайху Хундертвассеру посчастливилось получить такой заказ от администрации города Вены. Муниципальный дом, воплощающий самобытность, оригинальность и комфортность городских зданий — так звучала задача. При этом Хундертвассеру предоставили абсолютную свободу творчества, несмотря на то, что он прослыл чудаком, ведь считал прямые линии — инструментом дьявола, а современные города — раковыми опухолями. Что же получилось в итоге? Почему архитектор отказался от гонорара, когда Дом Хундертвассера был построен? И какие смыслы он заложил в проект?
Дом Хундертвассера — тот редкий случай, когда за яркой внешностью скрывается богатый внутренний мир. Это один из первых архитектурных проектов австрийского художника Фриденсрайха Хундертвассера, который занялся архитектурой лишь после 50 лет. До того, как он получил этот заказ от городских властей Вены, Хундертвассер написал несколько теоретических работ об архитектуре. Таким образом, Дом Хундертвассера стал для архитектора уникальной возможностью воплотить все свои идеи, ведь заказчик не ставил перед ним никаких ограничений. В результате на пересечении венских улиц Лёвенгассе и Кегельгассе появилось эксцентричное яркое здание, которое до сих пор каждый год посещают миллионы туристов.
На первый взгляд может показаться, что Дом Хундертвассера специально создан в столь эпатажном стиле для привлечения в Вену туристов. Но это не так. Несмотря на всю свою оригинальность, Хундертвассер всегда был против эпатажа ради эпатажа. В свою архитектуру он вкладывал множество смыслов, существенно влияющих на ее облик.
Хундертвассер считал, что человек не может быть счастлив в искусственной среде домов, состоящих из одинаковых, повторяющихся ячеек. Поэтому планировки комнат абсолютно разные, в здании нет ни одной ровной стены или прямого угла, а на фасаде зона каждой квартиры выделена своим цветом. Кроме того, он считал, что архитектура должна быть единым целым с окружающей природой, поэтому Дом Хундертвассера возведен только из натуральных материалов: древесины, кирпича, керамики и др. А на крыше, террасах, балконах и специальных нишах на фасаде посажены живые кустарники и деревья. Таким образом архитектор стремился компенсировать природе отнятую у нее площадь плодородной земли. А сам Дом Хундертвассера за счет разной этажности — от 6 до 10 этажей в различных частях здания — имитирует форму природного холма.
Кроме того, Дом Хундертвассера, как и последующие проекты архитектора, имеет одну очень важную особенность — в нем нет даже двух абсолютно одинаковых окон. Хундервассер считал окна эквивалентами глаз человека и говорил о том, что в окнах можно увидеть отражение души проекта.
Когда Дом Хундертвассера был закончен, результат привел архитектора в такой восторг, что он даже отказался взять гонорар и заявил, что его делает счастливым тот факт, что на этом месте не появится что-то уродливое.
Вопреки столь оригинальной внешности, Дом Хундертвассера обычное жилое здание. В нем располагаются 52 квартиры, 4 из которых отведены под офисы.
В 2010 году Дом Хундертвассера сменил официальное название на Дом Хундертвассера-Кравины. Это дань памяти архитектору Йозефу Кравине, который помогал Хундертвассеру, не имеющему на тот момент архитектурной практики, на начальном этапе проекта. Но между ними очень скоро возник конфликт, и Кравину заменил архитектор Петер Пеликан.
Теории Хундертвассера наглядней всего иллюстрирует дом его имени – Хундертвассерхаус, построенный в 1986 году. Ни внутри, ни на фасаде здания нет прямых линий. Это совершенно очаровательное, необычное зрелище – чудный «аттракцион».
Дом Хундертвассера в Вене. Творчество австрийского гения архитектуры с душой ребёнка, фото Perry-Tak
Путь в архитектуру
Успеха и профессионализма можно добиться упорным трудом, а вот талантливым человеком нужно родиться. Фриденсрайх Хундертвассер родился гением.
При рождении знаменитый австриец носил имя Фридрих Стовассер. Это сочетание показалось ему скучным – в юности эксцентричный молодой человек придумал себе псевдоним. В фамилии он перевёл корень «сто», созвучный со славянским числительным, получилось «Hundert». Имя Фридрих он сделал более содержательным: слово «Фриденсрайх» означало – «богатый миром».
Маленький Фридрих учился в школе Монтессори и уже тогда был необычным ребёнком. Повзрослев, юноша поступил в Академию изящных искусств, но недолго там проучился. Не выдержав скучных лекций и сидения над учебниками, он укатил в путешествие, долго ездил по Италии, снова поступил в Академию – теперь уже в парижскую, снова бросил учиться. Он изучал творчество импрессионистов, увлекался теорией трансавтоматизма и произведениями русского авангарда. Позднее мастер создал собственный графический стиль и основал творческую академию – Пинторариум.
Фриденсрайх Хундертвассер
Идеальный дом Хундертвассера
Архитектурную концепцию Идеального дома Хундертвассер описал в нескольких своих Манифестах. По убеждению архитектора, людям тяжело жить в стандартных домах-коробках, вредно постоянно смотреть на такие строения. Хундертвассер создавал проекты разноцветных домов с разным уровнем кровли и оконных проёмов, с весёлыми куполами и причудливыми арками, с травой на крышах и деревьями, растущими в нишах жилых квартир.
Хундертвассерхаус
Ни внутри, ни на фасаде здания нет прямых линий, фото M Roser Alomar Subias
Наглядней всего иллюстрирует теории Хундертвассера дом его имени – Хундертвассерхаус (Hundertwasserhaus), построенный в 1986 году. Ни внутри, ни на фасаде здания нет прямых линий. Это совершенно очаровательное, необычное зрелище – чудный «аттракцион».
Хундертвассерхаус
Дом многоцветный – его фасад расчерчен контурами на неровные прямоугольники, окна обведены яркими рамками. Здание необычно по архитектурным элементам: на фасаде разбросаны полукруглые кованые балкончики и ажурные кронштейны для фонарей, вкрапления мозаики и неожиданные рельефы, цветные арочные проёмы и балюстрады с глазурованными колоннами.
Деревья прорастают из окон, фото GeneEnElizma
Дом «вплотную» приближен к природе – она сама пожаловала в гости к жильцам. Цветы растут на балконах, плющи покрывают холмистые скаты крыш, растения высажены внутри дома, деревья прорастают из окон. Внутри здания – разноуровневые полы, скруглённые углы, неровные лестницы.
В пятидесяти квартирах живут двести жильцов. Дом осаждают толпы туристов, но внутрь посетителей не пускают – внизу висит объявление с просьбой: хозяев не беспокоить. Тем не менее, многие обитатели дома съезжают, не выдержав постоянного внимания публики. На их место тут же вселяются новые люди.
Фонтан, фото bervaz
Во дворе стоит фонтан – фантазийный, под стать зданию, окружённый разнокалиберной каменной брусчаткой, уложенной волнами. Есть зимний сад и кафе, игровая площадка, парковка, даже медкабинет.
Торгово-выставочный центр «Деревня Хундертвассера» (Hundertwasser Village)
Много объектов связано в Вене с именем архитектора. Деревня Хундертвассера (Hundertwasser Village) – это торгово-выставочный центр, городок сувениров, музей творческих работ мастера. Комплекс стоит напротив дома Hundertwasserhaus. Здесь всё следует посмотреть, даже туалет нельзя обойти вниманием!
Деревню построили в 1990-91 гг. Интерьеры здания выдержаны в фирменном стиле Хундертвассера: полная асимметрия, разномастные окна, неровные лестницы, «глинобитные» ограждения маршей, сонмы растений на всех плоскостях. Кругом – безумство красок, броские тона, любимые мозаики из битой керамики.
Туалет, фото MoWestein
Внизу находятся туристические магазины – в них продаются вещи с «хундертвассеровской» символикой. На втором этаже выставочной «деревни» расположена картинная галерея. Там представлены работы самого мастера. Туалет здания расписан и оформлен мозаиками в «фирменном» стиле мэтра. Это уникальное, своеобразное, стильное и озорное помещение – другого такого туалета вы нигде не увидите.
Венский дом искусств (KunstHausWien)
Недалеко от Дома Хундертвассера по проекту архитектора выстроен подобный по стилю Дом искусств — галерея Кунстхаус (KunstHausWien) (Untere Weißgerberstraße 13).
Другие архитектурные объекты Хундертвассера
У мэтра были свои понятия о красоте. Он брался проектировать такие объекты, за которые взялся бы не всякий зодчий. Ему удавались и жилые, и социальные, и гражданские постройки.
«Туалетная» тема не пугала архитектора. Общественный туалет, реконструированный Фриденсрайхом в конце девяностых для города Кавакава в Новой Зеландии, получился таким же чудесным и озорным, как и остальные его творения.
Мусоросжигательный завод Шпиттелау (Müllverbrennungsanlage Spittelau)
Всем известен венский мусоросжигательный завод – уникальный проект, разработанный Хундертвассером на особых условиях по просьбе властей Вены. Ещё два завода по переработке мусора архитектор создал на территории Японии, в Осаке.
Винодельческий завод «Quixote Winery» (США)
Великолепно вписалась в зелёный ландшафт винарня под названием «Дон-Кихот» в американской долине Напа. Продолжает алкогольную тему «пивная вышка», построенная в 1999–2010 гг. в Баварии.
Термальный комплекс в Бад-Блумау, фото djcaliban
Термальный оздоровительный комплекс в Бад Блюмау стал первым объектом, в котором Хундертвассер реализовал модель «Катящихся гор».
Мастер много работал для медицинских учреждений. Он создал семейный комплекс Ronald McDonald House при университетской больнице Эссена. Там жили родственники тяжелобольных детей, лечившихся в клинике. Сказочный городок возвращал радость родителям, поднимал дух маленьких пациентов больницы.
Церковь Святой Барбары в Бернбахе
Даже религиозный объект проектировал Хундертвассер. Церковь Святой Варвары в штирийском Бернбахе он реконструировал в конце восьмидесятых. Храм получился не чопорным, а ярким, радостным, близким природе и человеку.
Главным достижением мэтра считаются его жилые комплексы. Его последний проект – «Зелёная цитадель Магдебурга» – удивительный город в одном здании. Это автономный объект, в котором есть всё для счастливой жизни.
Жилой комплекс «Лесная спираль» (Waldspirale), Дармштадт (Германия)
«Лесная спираль» – комплекс в Дармштадте, построенный в виде любимой Хундертвассером спирали. Здание это в принципе лишено прямоугольных форм.
«Дом на лугах» в немецком Бад-Зодене – жилая постройка с двадцатью двумя зелёными террасами.
«Дождевая башня» – многофункциональный комплекс в Плохингене – всё в той же ступенчатой форме, в великолепии красок.
Великий мастер с душой ребёнка оставил наследие в нескольких странах. Хундертвассер творил для людей, хотел, чтобы они чувствовали себя счастливыми. Многие искренне восхищаются его работами, кто-то называет их автора «гением китча» – но равнодушным к творчеству Фриденсрайха Хундертвассера не остаётся никто.
Ехать трамваем 1 от Oper (Opernring) до остановки Hetzgasse.
Как я экономлю на отелях?
Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.