Вознесенский собор елец

1) Прикосновение к истории города Ельца Липецкой области начнём с рассказа об основной городской доминанте, Собор Вознесения Господня, спроектированном зачинателем «русско-византийского стиля» Константином Тоном. В этой записи я расскажу Вам о самой личности архитектора, некоторых чертах псевдорусского стиля, второго названия вышеназванного направления в архитектуре середины XIX века, снискавшим расцвет во время правления Николая I.

2) Итак, Константин Андреевич Тон ( 1794 — 1881) — российский архитектор, разработавший т. н. «русско-византийский стиль» храмового зодчества, который получил широкое распространение в правление благоволившего ему Николая I. Среди наиболее известных построек — храм Христа Спасителя и Большой Кремлёвский дворец, Петропавловская церковь в моё родном городе Клинцы Брянской области, здания Московского и Ленинградского вокзалов-близнецов в Москве и Санкт-Петербурге.
Он родился в Санкт-Петербурге в семье обрусевшего немецкого ювелира. Учился в школе при лютеранском приходе Святых Петра и Павла с 1801 по 1804 год.
В 1804 году Константин был принят в воспитанники Императорской академии художеств и с 1808 года специально изучал в ней архитектуру под руководством главного наставника А. Н. Воронихина (автора Казанского Собора, здания Горного института). В 1815 году окончил академический курс со званием художника 1 степени и малой золотой медалью, присуждённой ему за проект здания сената, и был оставлен при академии, чтобы впоследствии быть посланным на европейскую стажировку.
В Риме К. Тон сосредоточил свои труды на реставрации памятников античного зодчества. Среди них проекты воссоздания храма Фортуны в Пренесте, дворца Цезарей в Риме на Палатинском холме, которые доставили Тону репутацию учёного художника. Последний проект обратил на него внимание императора Николая I, по повелению которого Тон, в 1828 году, был причислен к Кабинету Его Величества, с содержанием по 3 000 руб. в год.

3) в 1829 году, академии был передан на рассмотрение вопрос о московском храме Христа Спасителя. Эта задача была возложена на Тона с условием, чтобы новый храм имел старинный русский стиль. Императору Николаю I очень понравился предложенный Тоном новый проект храма Христа Спасителя, возведение которого заняло всю дальнейшую жизнь последнего.
Одновременно с проектом московского храма, Тон руководил устройством гранитной набережной Невы напротив академии, с пристанью, украшенной фигурами двух сфинксов, купленных в Александрии при посредстве А. Н. Муравьёва.
К началу 1836 года Тон, вместе с другими профессорами академии, составил проект памятника Димитрию Донскому на Куликовом поле и приступил к постройке, по своему проекту, церкви Введения Богородицы в Семёновском полку, в котором наиболее полно и ярко выразился изобретённый Тоном тип храмов, долго считавшийся возрождением старинной русской церковной архитектуры с приведением её форм в лучшую гармонию и изящество,чтобы впоследствии архитекторы всей империи обязательно придерживались их форм и стиля.
В 1847—1851 К. Тон руководит строительством Николаевского вокзала (нынешний Московский вокзал) в Петербурге, а в 1845—1852 Николаевский вокзал в Москве (в настоящее время, Ленинградский вокзал), 1839-1849 гг. возводится Большой Кремлевский дворец.
Типичными чертами Русско-Византийского стиля были следующие (имеются в виду черты, отличающие его от классицизма):
-исчезновение портиков и других классических форм с фасадов
-употребление характерных для византийского, а также русского зодчества допетровского времени архитектурных элементов (полуциркульные арки и арочные проемы, килевидные закомары, ступенчатые порталы входов, массивные колонны и пилястры и пр.)
-нарочитая массивность и весомость архитектурных форм;
-более измельченный характер обработки фасадов.

4) Теперь концентрированно расскажу Вам о Соборе Вознесения Господня в Ельце, который также принадлежит авторству Константина Тона.
25 ноября 1843 года Государь Император Николай I утвердил представленный ему архитектором Константином Андреевичем Тоном (1794 — 1881) проект Вознесенского собора города Ельца Орловской (ныне Липецкой области) губернии. В резолюции Он «повелел объявить архитектору Константину Тону за красоту сего проекта монаршее благоволение».
Собор расположен на высоком крутом берегу реки Быстрой Сосны, открывается при подъезде к Ельцу издалека, особенно величественно смотрится с противоположного берега реки, со стороны Засосенской части города. Собор играет важнейшую роль в силуэте города, подчёркивая его центр. Высота Собора вместе с крестом составляет 74 метра, длина 84 метра, ширина 34 метра. В России этот Собор 4-й по величине: больше его Исаакиевский собор в Петербурге, Храм Христа Спасителя в Москве и Крестовоздвиженский собор в городе Верхотурье Свердловской области.
Строился собор 44 года, а пожертвования на него собирались прежде 75 лет, аж с 1815 года методом «снуровой книги», то есть прошнурованной, как тогда было заведено. Но собор так и остался неоконченным: колокольня, запроектированная на 10 метров выше основания купола, осталась недостроенной. Вознесенский собор состоит из кубовидного четверика, увенчанного пятью главами, имеющими луковичную форму и покоящимися на восьмигранных световых барабанах; из трапезной и недостроенной колокольни. Алтарная часть Вознесенского собора имеет три полукруглые апсиды. Храм — четырехстолпный, одноэтажный. В наружном оформлении здания архитектор применил стилизованные формы русского и византийского зодчества, принятые для небольших древнерусских храмов.

5) Внутренность Вознесенского собора украшает трехъярусный иконостас из золоченого резного дерева, изготовленный по проекту московского архитектора А.В. Каминского. Ученик К.А. Тона Каминский был главным строителем Елецкого собора.

6) В целом Елецкий Вознесенский собор является огромной художественной экспозицией; только в храмовой части насчитывается более 220 стенных росписей, живописных полотен, иконописных работ, большинство из которых принадлежит кисти художников-передвижников К.В. Лебедева и А.И. Корзухина.

7) На сегодняшний день собор имеет три зала — летний, зимний и нижний. Летний с тремя пределами: главный — в честь Вознесения Господня, правый — в честь Казанской иконы Божией Матери, левый — в честь благоверного князя Александра Невского. Зимний с двумя пределами: правый — в честь святителя и чудотворца Николая Мир Ликийского, левый — в честь святителя Димитрия митрополита Ростовского. Нижний с тремя приделами — центральный — в честь Елецкой иконы Божией Матери, правый — в честь святителя Тихона, епископа Задонского, левый — в честь святителя Митрофана епископа Воронежского.

8) Размещается на Красной площади — центральной части г. Ельца.Убранство трапезной насчитывает 150 художественных произведений. Несомненно, разные по своим художественным достоинствам, по манере исполнения, стенные росписи и иконы собора являются уникальным историческим и художественным достоянием Ельца.
Вознесенский собор в Ельце является ярчайшим представителем официального русско-византийского стиля в архитектуре. По своему объемно-планировочному решению собор восходит к традициям, сложившимся на Руси к XVII веку. Такого рода обращения к истории существовали и прежде.

9)
10)

  1. Правовая оговорка

Пользуясь сервисами, предлагаемыми https://liptur.ru, Вы принимаете условия нижеизложенного Соглашения об условиях пользования ресурса, вне зависимости от того, являетесь ли вы «Гостем» (что подразумевает простое использование Вами сервиса) или «Зарегистрированным пользователем» (что подразумевает регистрацию на Интернет-ресурсе https://liptur.ru), а так же, вне зависимости от цели и субъекта использования.

Соглашение об условиях использования ресурса

  1. Термины и определения

Соглашение – Соглашение об условиях пользования ресурса https://liptur.ru

Администратор – администраторы, модераторы, правообладатели, а равно иные законные владельцы ресурса https://liptur.ru.

Ресурс (Сервис) – интернет сайт https://liptur.ru.

Материалы – информация, размещенная на ресурсе: тексты, статьи, фотоизображения, видеоизображения.

Пользователь – это конкретное лицо, либо организация, которое посещает Интернет-ресурс https://liptur.ru.

  1. Общие положения

Необходимым условием использования сервиса https://liptur.ru является согласие Пользователя действовать в полном соответствии со всеми применяемыми правовыми нормами РФ, нормами международного права, а также в соответствии с данным Соглашением.

Администраторы сайта могут менять данное Соглашение в любое время. Любые изменения данного Соглашения вступают в силу с момента их публикации на сайте https://liptur.ru. Продолжая использование сервиса https://liptur.ru после публикации изменений, Вы соглашаетесь действовать в соответствии с условиями, указанными в модифицированном Соглашении.

Посещение и использование ресурса означает, что Пользователь принимает все условия настоящего Соглашения в полном объеме без каких-либо изъятий и ограничений. Использование ресурса на иных условиях не допускается.

Виду того, что активная ссылка на Соглашение размещена на главной странице ресурса и доступна неопределенному кругу лиц, Соглашение считается заключенным с конкретным Пользователем с момента посещения ресурса этим Пользователем, даже не смотря на отсутствие регистрации Пользователя на ресурсе.

  1. Описание ресурса

https://liptur.ru представляет собой единую информационную интернет-площадку для туристов, гостей региона и местных жителей, предлагающую объекты культурной, туристической и развлекательной тематики.

Он обеспечивает поддержку множества процессов, таких как ведение единой базы культурно и туристско значимых объектов; предложение экскурсий и туристических маршрутов Липецкой области; публикация единой базы в виде информационного портала; предоставление доступа туристическим информационным центрам; возможность интеграции со сторонними программными продуктами и многое другое.

https://liptur.ru, равно как и правообладатель данного ресурса не является туроператором, туристическим агентством и не продает туристические услуги.

  1. Исключительное право. Ограничения использования ресурса

Ресурс, в правовом отношении, представляет собой информационную базу данных. Администраторам сайта принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор и расположение материалов (составительство). Материалы сайта могут содержать торговые марки, знаки обслуживания и торговые имена (названия).

Исключительное право изготовителя базы данных признается и действует независимо от наличия и действия авторских и иных исключительных прав других лиц на составляющие базу данных материалы.

Дизайн, структура Сайта, изображение, графика и иные элементы, являющиеся объектом охраны по законодательству РФ, не могут воспроизводиться полностью или частично для создания новых информационных объектов, за исключением случаев договорных или партнерских отношений с Администраторами ресурса, при этом условия воспроизведения оговариваются в каждом случае индивидуально.

Определенные части данного ресурса могут быть защищены паролем и могут требовать регистрации пользователя, желающего просмотреть их. После процесса регистрации на нашем сайте, Пользователю на безвозмездной основе, если иное не оговорено отдельно, предоставляются учетная запись и пароль, позволяющие получать доступ ко всем услугам и сервисам https://liptur.ru. Пользователь обязуется обеспечивать конфиденциальность пароля, и несет полную ответственность за любой ущерб и любые обязательства, ставшие последствием неспособности обеспечивать конфиденциальность пароля.

Пользователь ресурса обязуется:

— не переконструировать, не пытаться получить доступ к исходному коду, не распространять и не создавать какие-либо производные работы, основанные на использовании Ресурса или любой из его частей;

— не входить на Ресурс какими-либо путями, отличными от предоставленного https://liptur.ru интерфейса. В дополнение к этому, любое программное обеспечение, доступ к которому предоставляется на данном сайте, включая, но не ограничиваясь всеми HTML кодами и онлайн средствами управления, является собственностью администраторов. Любое воспроизведение или распространение данного программного обеспечения строго запрещено;

— не использовать никакие из торговых марок, логотипов или торговых названий с ресурса, равно как и любую другую авторскую информацию, включая графические изображения, а также интерфейс/дизайн любой страницы или любой формы, содержащейся на странице Сайта без получения предварительного письменного соглашения Администратора сайта.

Администратор ресурса может по своему усмотрению и без предварительного уведомления запретить/ограничить Пользователю пользование ресурсом. Причины данных мер могут включать в себя, но не ограничиваются следующим:

— нарушения данных Условий пользования или других договоров с администрацией https://liptur.ru

— соответствующие запросы правоохранительных или других государственных органов;

— возникновение неожиданных технических неполадок или проблем с системой безопасности;

— участие Пользователя в мошеннических или незаконных операциях, и/или невыплата каких-либо денежных сумм, взимаемых за предоставление услуг, связанных с Сервисом.

https://liptur.ru предоставляет бесплатные услуги, предназначенные для личного некоммерческого использования. Пользователю не разрешается использовать данный сайт для получения прибыли, за исключением договорных отношений с Администратором ресурса;

Если обратное не указано на сайте, данное Соглашение разрешает пользователю просматривать, кэшировать, копировать и распечатывать Материалы, в соответствии со следующими условиями:

— любая копия Материалов или отдельной их части должна содержать ссылку на страницу ресурса https://liptur.ru, содержащую скопированную информацию;

— пользователю дается ограниченное, неэксклюзивное право создавать гипертекстовые ссылки на главную и внутренние страницы ресурса, с условием того, что такая ссылка не ведет к ложному, уничижительному, обманному восприятию сервиса https://liptur.ru.

При этом, https://liptur.ru оставляет за собой право отменить вышеуказанные разрешения в любое время, без объяснения причин, вследствие чего любое использование Материалов должно быть немедленно прекращено по соответствующему уведомлению Администратора.

  1. Ограничение ответственности правообладателя

Администраторы сайта прилагают все надлежащие усилия по обеспечению корректности всей информации, размещенной на Сайте. Вместе с тем не гарантируют абсолютную точность, полноту или достоверность информации, содержащейся на Сайте, не отвечают за неточности, возможные ошибки или другие недостатки в размещаемой информации.

Оценка качества размещенной на Сайте информации, ее актуальности, полноты и применимости — в ведении и компетенции Пользователя.

Администрация сайта https://liptur.ru не предоставляет никаких гарантий. Информация и услуги, предлагаемые на сайте, могут быть неточными, так как большинство данной информации предоставляется непосредственно поставщиками услуг, в связи с чем, администрация сайта не несет ответственности за достоверность, качество, наличие, стоимость туристических и иных услуг.

Администраторы не гарантируют, что:

— сервис будет соответствовать вашим требованиям;

— результаты, полученные в процессе пользования сервисом, будут точными или достоверными;

— качество любых услуг, информации, или других материалов, приобретаемых вами с помощью ресурса, будут соответствовать вашим требованиям.

Администраторы https://liptur.ru и/или работающие с ним третьи лица могут вносить изменения в информацию на данном сайте в любое время.

Партнеры https://liptur.ru, включая, без ограничений, отели, туристические агентства и туристических операторов, предоставляющие туристические или какие-либо другие услуги посредством сервиса https://liptur.ru не являются агентами или представителями https://liptur.ru.

https://liptur.ru не несет ответственность за действия, ошибки, обещания, гарантии своих партнеров или третьих лиц, предоставляющих информацию для размещения на ресурсе, а также за нарушения или несоблюдения ими договоров, равно как и за любой материальный, моральный прямой или косвенный ущерб, или любые другие потери, возникающие вследствие вышеуказанного.

Администраторы сайта не могут нести ответственность за любой прямой, косвенный убыток, связанный с использованием данного сайта, или с задержкой или невозможностью его использования, а также за любую информацию, продукты и услуги, приобретенные посредством данного сайта, или другим способом полученные с его помощью.

Администраторы ресурса не несут ответственности за временные технические сбои и перерывы в предоставлении услуг, за временные сбои и перерывы в работе линий связи, иные аналогичные сбои, а также за неполадки компьютера, с которого Пользователь осуществляет выход в Интернет.

  1. Разрешение споров и применяемая правовая норма

При обнаружении фактов нарушения условий настоящего Соглашения Администратор отправляет «нарушителю» досудебное уведомление с требованием устранить выявленные нарушения в установленный срок. При неисполнении указанных требований защита нарушенных прав и взыскание причиненных убытков производится в судебном порядке по месту регистрации правообладателя Сайта https://liptur.ru.

Любые судебные процессы по данному Соглашению будут проводиться в Российской Федерации в г. Липецке, в соответствии с подсудностью судов судебной системы в РФ и условиями настоящего Соглашения.

  1. Заключительные положения

Если Вы не согласны с Условиями пользования, или какой-либо их частью, пожалуйста, воздержитесь от использования ресурса https://liptur.ru.

Дата публикации или обновления 04.11.2017

  • Книга «Соборный храм Вознесения Господня в городе Ельце»
  • Рассказ о поездке в Елец в апреле 2011 года.
  • Вознесенский кафедральный собор

    Город Елец
    Построен: не позже 1845-1889 гг.
    Адрес храма: 399770, Липецкая область, г. Елец, Красная площадь, д. 1
    Телефон храма: (47467) 2-64-61, 2-14-30.

    В августе 1845 года все елецкие церкви возвестили благую весть — начало строительства главного храма земли Елецкой — Вознесенского собора.

    Еще в начале 19 века в городе, где с древних времен существовало множество храмов, монастырей и часовен, появилась необходимость в возведении нового храма, способного вместить еще большее число людей. По размеру и архитектурному облику проект, выполненный академиком Константином Андреевичем Тоном в византийском стиле, значительно превзошел предложения, поступавшие ранее.

    Архитектор Тон является основоположником официального «русско-византийского стиля», повторившего основные течения церковного зодчества 17 века. По его проектам построены храм Христа Спасителя в Москве, Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата Московского Кремля, здания вокзалов в Москве и Петербурге и т.д.

    Утверждая предложенный План Вознесенского собора проект, сам царь Николай I «повелел объявить архитектору Константину Тону за красоту сего проекта монаршее благоволение».

    При закладке фундамента Вознесенского собора было обнаружено множество могил, так как в 16 веке на месте будущего храма располагалось кладбище и церковь в честь мчч. Кирика и Иулитты.

    Для водоснабжения стройки на берегу реки Сосны была сооружена водоподъемная машина — насосная станция с конным приводом. Такие машины действовали в Москве при возведении Кремлевского дворца и храма Христа Спасителя. Для строительства Елецкого собора потребовалось более 10 млн. штук кирпича. Был выстроен собственный кирпичный завод. Каждый житель города по дороге на работу должен был приносить к храму хотя бы один кирпичик. Таким образом, строительство храма было действительно всенародным.

    Огромное, великолепное здание собора предполагалось возвести за 6-7 лет, но прошло 44 года, прежде чем Вознесенский собор был торжественно освящен. Однако и за столь долгий срок храм не был достроен. Не были выполнены предусмотренные проектом ажурные крыльца над северным и южным входами, храм остался без мощной колокольни, которая должна была стать на 7 метров выше креста главного купола, не была завершена роспись стен.

    Через 10 лет после начала строительства были закончены и освящены трапезные приделы во имя Свт. Николая и Свт. Димитрия Ростовского. В последующее время постепенно воздвигалась главная часть храма с тремя приделами во имя Вознесения Господня, Казанской иконы Пресвятой Богородицы и св. блг. вел. князя Александра Невского.

    Высота собора с крестом составляет 74 м, длина — 94 м., ширина — 34 м.

    В 1888 году из флорентийской мозаики был выложен пол храма, о чем свидетельствует цифра «1888», вплетенная в орнамент. Были смонтированы огромные железные двери общим весом 8,4 тонны. Храм украшали великолепные бронзовые с позолотой паникадила, изготовленные на московском заводе. На возжигание центрального, на 96 свечей, требовалось около получаса. Архитектурные детали собора были выполнены из веневского белого камня.

    В росписи собора принимали участие известные русские художники академики А.И. Корзухин (1835 — 1894) и Клавдий Васильевич Лебедев (1852 — 1916). Убранство собора, уникальный трехъярусный иконостас, красота и размеры настенной росписи поражали своим богатством и величием.

    22 августа 1889 года Вознесенский собор был торжественно освящен.

    Объемно — композиционное построение собора традиционно: в восточной части огромный куб пятиглавого летнего храма, перекрытый четырехскатной кровлей. К нему примыкают три полукружия алтарей. В западной части храма расположена одноэтажная, на высоту первого яруса собора трапезная с двумя приделами (зимний храм). Завершает композицию с запада нижний ярус недостроенной колокольни, служащий притвором. Четыре храмовых столба несут центральную восьмигранную главу, про резанную по граням высокими окнами с полуциркульным завершением. Венчает главу луковичное завершение с золоченым крестом на подкрестном шаре. Малые главки по углам четверика повторяют в уменьшенном виде главный купол.

    Страшным испытанием для православного русского человека стал переворот 1917 года.

    С этого времени началось разграбление и осквернение Вознесенского собора. Были сняты колокола храма. Самый большой из них, весивший 706 пудов, специальным приспособлением разбивали две недели. Второй 600-пудовый, лишь немногим уступавший первому, и малые колокола – все пошло на переплавку.

    Вознесенский собор был закрыт в 1934 году. Началось уничтожение православных святынь. Были сняты и сданы на переплавку бронзовые литые паникадила. При обрушении центрального, мозаичный пол в центре летнего храма получил шрам, ныне закрытый настилом кафедры.

    Была организована добыча цветного металла из окладов икон и иконостаса.

    Детали, не входившие в емкость с кислотой, рубили на части. Обработанное таким образом резное дерево отвозилось в тюрьму на топку. Через это варварское производство прошли изумительные по красоте деревянные иконостасы собора, сотни окладов икон и уникальная знаменитая позолоченная резная сень перед царскими вратами главного алтаря.

    После окончания «производства» в соборе был организован зерновой склад. К счастью, автомобили и тракторы, свободно въезжавшие в огромные центральные ворота храма, не смогли повредить уникальный мозаичный пол.

    В 1947 году Вознесенский собор был передан Русской Православной Церкви и вновь открыт. К открытию верующие несли бережно сохраненные иконы. Долгим и не простым было восстановление главного храма Ельца. И до сегодняшнего дня собор не полностью оправился от варварского осквернения. Но силен Дух Божий в сердцах людей православных. Восстанавливаются храмы, возрождается вера.

    Восстановлена сень пред Царскими вратами главного алтаря собора, устроены хоры для певчих, сооружены киоты для многих икон, реконструирован вход в летний храм.

    При храме действует воскресная школа для детей и взрослых.

    По инициативе настоятеля Вознесенского собора и с благословения правящего архиерея в 1996 году в Ельце была открыта Православная гимназия в честь свт. Тихона Задонского. Непросто восстанавливать прежнюю красоту и великолепие, не хватает средств на реставрацию собора. Стоит вспомнить, что храм строился на средства доброхотных пожертвований. И сейчас мы призываем всех внести посильную лепту в благочестивое дело восстановления храмов Божиих.

    Будем рады любой помощи, будь то материальная или молитвенная.

    В начало

    21.06.2013 669

    (Продолжение книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец»)

    Соборный храм Вознесения Господня. Фото 2006 г.

    Вознесенский собор города Ельца — один из самых крупных православ­ных храмов России, гордость и украшение не только города, но и всей Липецкой и Елецкой епархии. Построен он «по-елецки» — с размахом! В начале XX в. Алексей Константинович Воскресенский — автор книги, посвященной истории и культуре Ельца — писал: «Если посетитель войдёт внутрь храма, то он остановится изумлённым на пороге его: громадность размеров храма и его чудное благолепие скажут ему, что этому храму было бы приличнее занимать одно из самых видных мест среди храмов столиц Российской империи, нежели находиться среди хотя и многолюдного, но все же провинциального уездного города».

    Собор построен по проекту знаменитого русского зодчего Константина Андреевича Тона в русско-византийском стиле. Творение К.А. Тона олицетворяло собой в архитектуре главенствующую в то время и объединяющую Россию госу­дарственную идею «Самодержавие. Православие. Народность.» и подчеркивало связь русской культуры и государственности с православной Византией.

    Объемно-композиционное построение собора традиционно: с восточной части к огромному кубу пятиглавого летнего храма, перекрытому четырёхскатной кровлей и поставленному на высокий белокаменный подклет, примыкают три полукружия алтарей; с запада — одноэтажная, на высоту первого яруса собора трапезная с двумя приделами. Завершает композицию с запада нижний ярус недостроенной колокольни, служащий притвором. Вертикаль колокольни с крыльцом-сенью сени над северным и южным крыльцами остались незавершёнными (по проекту доминирующая в застройке города колокольня должна была иметь ещё 4 яруса, и высота её составила бы 115 арш., или 82 м). Храм трёхнефный, четырёхстолпный. Четыре крестообразных в плане храмовых столба несут центральную восьмигранную главу, прорезанную по граням высокими окнами с полуциркульными завершениями. В верхней части главы — карниз, украшенный поясом квадратных ширинок. Нижняя часть глав и верхний пояс храмового куба декори­рованы поясом килевидных кокошников. Центральную главу венчает луковичное завершение с золочёным крестом на подкрестном шаре. Малые главки по углам четверика повторяют в уменьшенном виде главную. Куб храма разделяется междуэтажным пояском в виде упрощённого антаблемента, разорванного в центре трёхчастного фасада, разделённого встроенными трехчетвертными и полуколоннами упрощённого тоскано-дорического ордера. Углы храма также закреплены трёхчетвертными колонками. В верхнем ярусе храма каждое из прясел прорезают большие окна, в средней части – сдвоенные, с лучковыми перемычками и украшенные наличниками с колонками по краям и барочными завершениями – очельями в виде картушей. Архитектурное оформление трапезной, перекрытой на два ската, аналогично храмовому.

    Икона свв. Кирика и Иулиты в Вознесенском соборе

    Все элементы оформления Вознесенского собора – кокошники в основаниях барабанов глав и завершении объема храма, луковицы глав, крыльца-сени, пучки полуколонн, пышные очелья наличников – имеют прямые аналоги в архитектуре Руси. Тем не менее в излишней правильности всех пропорций здания чувствуется классическое воспитание автора, отчего архитектурное убранство храма создает эффект декорации.

    Вознесенский собор прекрасно «держит» застройку центральной части Ельца, собирает её вместе с рассыпанными вертикалями храмов города в одно целое. Собор ценен и как важнейший элемент градостроительной структуры Ельца, и как образец высокой строительной культуры России середины XIX в.

    В годы советского безвременья собор пострадал меньше других храмов, сохранив свою красоту и величие. Сегодня панораму Ельца и его духовную жизнь невозможно представить без соборного храма Вознесения Господня, который, как и город, имеет интересную историю.

    Вознесенский приход, который в начале своей истории не являлся соборным, возник, скорее всего, в 1680-х гг., так как храм во имя Вознесения Христова ещё не значится в переписной книге В. Сухотина 1678 г., а впервые упоминается в писцовой и межевой книге Тихона Камынина 1691-1693 гг. В 1745 г. Вознесенская церковь пострадала от пожара, после чего была «возобновлена и украшена».

    Под возобновлением имеется в виду, видимо, построение в следующем 1746 г. новой каменной церкви во имя Вознесения Христова, на что указывает историк Орловской епархии Г.М. Пясецкий, ссылаясь на несохранившиеся ведомости храма за 1783 г. В это время при Вознесенской церкви «имелась» писцовая земля в трёх участках — 90 десятин на реке Дон, 40 десятин общего владения с городской Успенской церковью близ г. Ельца и участок земли в общем владении с елецкими ямщиками, которые не допускали причт до пользования землей, вследствие чего в 1789 г. спорное дело об этом рассматривалось в Верхнем земском суде. В приходе у Вознесенской церкви в указанный период числилось по исповедным ведомостям 126 дворов.

    Фрагмент плана города Ельца ок. 1795 г. 1 — Вознесенская соборная церковь, 2 — Успенская церковь, 3 — Воскресенский «старый» собор, 4 — Введенская церковь, 5 — часовня на могиле ельчан, погибших в 1395 г. при нашествии Тамерлана

    К 1760 г. церковь Вознесения Христова уже считалась древней, а находившаяся при ней трапезная церковь св. Николая Чудотворца была тогда крайне «ветха и с расщелинами в стенах». Тогда же по ходатайству купца Семёна Епифаньевича Калашникова указом из Воронежской духовной консистории от 13 июня 1760 г. было разрешено на месте обветшавшей трапезной церкви построить новую, большую в размерах, с приделами св. Николая Чудотворца и св. Димитрия Ростовского, а также новую каменную колокольню. Указ из Воронежской духовной консистории по благословению Преосвященного Кирилла на постройку был выдан 13 июня 1760 г., а закладка нового трапезного храма с колокольней совершена елецким протопопом Афанасием Козьминым 11 июня того же года. Вскоре строительство было завершено, а в 1772 г. ввиду «тесноты» Воскресенского собора статус соборной церкви Ельца был передан Вознесенской церкви.

    О местонахождении, размерах и планировке Вознесенского храма можно судить по изображению его на плане Ельца 1809 г., где ещё до сооружения нового собора показано место предполагаемого строительства и старая Вознесенская церковь.

    В 1804 г. в церкви, кроме главного престола в честь Вознесения Господня, действовали тёплые приделы «св. Чудотворца Николая, Димитрия Ростовского и Смоленския Богородицы» — на втором этаже трапезной.

    Существует предание, что в древности на месте Вознесенской церкви было кладбище и храм во имя свв. Кирика и Иулиты. Об этом писали И.И. Уклеин и Е.И. Назаров, ссылавшийся на воспоминания старожила И.И. Исаева. В 1967 г. при настоятельстве архимандрита Исаакия (Виноградова) в память этого храма «ревнителями родной елецкой старины» был даже сооружён киот с иконой святых мучеников, находящийся ныне на правой стороне соборной трапезной. Однако ни в одном из известных сегодня документов XVII или XVIII в. храм свв. Кирика и Иулиты не упоминается.

    Реконструкция Красной площади Ельца на нач. XIX в. Силуэтами выделены Вознесенский соборный и Успенский храмы, на месте которых предполагалось строительство нового собора. Рис. А.В. Новосельцева

    Будучи в начале XIX в. главным храмом быстро развивающегося Ельца, Вознесенская церковь уже мало соответствовала «цветущему состоянию города» и не удовлетворяла назначению соборного храма. Поэтому вопрос о строительстве новой каменной соборной церкви был поднят в 1800 г., и тогда по инициативе церковного старосты Фёдора Сафроновича Попова начался сбор денег на «обширный по размерам и красивый по архитектуре новый соборный храм». Сразу после принятия решения о строительстве нового собора ктитор Ф.С. Попов стал заготавливать камень для постройки. В 1815 г. старостой Василием Степановичем Петровым у епархиального начальства была испрошена сборная шнуровая книга, которую выдал для сбора пожертвований на постройку собора Преосвященный Досифей, епископ Орловский. До 1821 г. было собрано только 10000 руб.

    Первый проект нового соборного храма Ельца был разработан в 1824 г. в стиле «итальянской архитектуры». . В плане храм должен был иметь размеры 104х39 м, но дальше одобрения проекта епископом Орловским Гавриилом дело не пошло. Тем временем сбор денег на постройку хоть и медленно, но продолжался.

    В 1841 г. харьковский архитектор Да­илов выполнил новый проект в «византийском и частично итальянском вкусе», который 26 февраля того же года был представлен Орловскому архиерею. 16 марта проект одобрила Орловская губернская строительная комиссия, после чего он был отправлен в Синод. 11 июня 1841 г. Святейший Синод слушал полученное 2 июня 1841 г. «доношение Преосвященного Евлампия, епископа Орловского, коим испрашивалось разрешение строительства в г. Ельце вместо обветшавшего и невместительного нового каменного собора». Одновременно были рассмотрены чертежи, одобренные Орловской губернской строительной комиссией, и переданы в следующую инстанцию — в Комиссию проектов и смет Главного управления путей сообщения и публичных зданий. Там 25 августа 1841 г. новый проект елецкого собора получил следующую оценку: «Размеры онаго по приложенному масштабу в огромном виде, ни мало не сообразным с числом прихожан 814 душ, из числа коих половину только можно почитать постоянными посетителями собора». Размеры собора согласно проекту должны были составить: «длина самой церкви … в 31, ширина в 11 и 16 сажен, а вышина с главою 22 сажени. Длина и ширина колокольни на 10, а вышина в 32 сажени; двери вышиною в 8,5, шириною в 3 аршина. Каковые размеры в сравнении с другими церквами и с пространством, потребным по настоящей надобности, столь огромны, что полагать надобно, что масштаб приложен не следующий к сим чертежам. При том и способы на постройку… не представляют возможность совершить столь огромное предприятие». Таким образом, комиссия усомнилась в правильности приложенного к чертежам масштаба и возможности построить в Ельце такой большой храм, хотя, как показала история, в действительности здание собора было выстроено ещё больших размеров. Комиссия выразила сомнение в возможности собрать необходимые для строительства средства и в качестве примера приводила церковь, построенную в Санкт-Петербурге длиною с колокольней в 25 и шириною в 12 саженей, на которую ушло почти полмиллиона рублей ассигнациями. Смета же на строительство соборного храма Ельца по предложенному проекту составляла 564 256 руб.

    Продолжить чтение: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Обновлено: 05.02.2020

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *