Афиша оперного театра в минске

Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь находится в городе Минске. В качестве самостоятельного культурного объединения он существует с 1930-х годов, хотя история его формирования гораздо глубже. Постановки театра пользуются большой популярностью среди жителей и гостей города, многие из них удостаивались высоких наград. После проведенной в 2006–2009 годах реконструкции удалось оснастить театральную площадку всем необходимым современным оборудованием для воплощения на сцене самым смелых задумок.

Восстановлен и исторический интерьер здания, который интересует многих не менее постановок, сотрудники учреждения организуют экскурсии по театру и фотосессии в интерьерах, также можно посетить творческие встречи. Репертуар театра в наши дни отличается широтой, здесь можно увидеть оперные и балетные постановки, есть спектакли, рассчитанные на детей, также проводятся музыкальные концерты. Театр имеет несколько филиалов в других городах республики — Могилеве, Новополоцке, Гомеле.

Афиша Большого театра оперы и балета

Репертуар театра многообразен — на сцене можно увидеть спектакли по произведениям, признанным шедеврами мировой классики, национальные и современные постановки. Коллектив Большого регулярно радует публику премьерами, восстанавливая прежнее и демонстрируя новое авторское прочтение классических постановок, зрителям также открывают новые имена, которые знакомят с интересными современными культурными веяниями. В афише театра представлены такие оперы, как «Травиата», «Турандот», «Тоска», «Мадам Баттерфляй», «Царская Невеста», «Свадьба Фигаро», оперетта «Летучая мышь» и многие другие.

Среди балетных постановок — «Лауренсия», «Спящая красавица», «Ромео и Джульетта», «Бахчисарайский фонтан», «Спартак». Есть спектакли, рассчитанные и на самых юных зрителей — к примеру, оперы «Доктор Айболит», «Терем-теремок», балетные постановки «Маленький принц», «Щелкунчик», «Три поросенка». Проводятся музыкальные вечера — концерты, приуроченные к определенным событиям и темам, вечера романсов. На сцене театра выступают и гастролирующие коллективы, известные по всему миру. Театр реализует несколько масштабных проектов, среди них — международный фестиваль «Балетное лето», фестиваль классической музыки «Вечера Большого театра в замке Радзивиллов», «Большой новогодний Бал».

© Павел Бас

Залы Большого театра оперы и балета

В распоряжении театра 3 зала — основная сцена, малая сцена, камерный зал имени Л. П. Александровской (для проведения музыкальных концертов). Площадь основной сцены составляет 698 м², она оборудована подъемно-опускными площадками. Благодаря специальным люкам-провалам на площадках артисты могут неожиданно появляться на сцене или исчезать с нее. Оснащена механизмами и оркестровая яма, вследствие чего музыканты могут играть на разных уровнях. При необходимости ее можно убрать в карман, находящийся под сценой. Наклон сцены по отношению к зрителям составляет 4 градуса, что позволяет добиться хорошего обзора из любой точки.

Билеты

Стоимость билетов зависит от конкретной постановки, как правило, самые бюджетные места в зале можно приобрести за 5 белорусских рублей. Стоимость билетов на балет «Спящая красавица», к примеру, варьируется от 5 до 120 белорусских рублей, на оперу «Свадьба Фигаро» — от 5 до 90 белорусских рублей.

С актуальной стоимостью билетов можно ознакомиться на официальном сайте Большого театра оперы и балета в Минске.

История

До образования театра в стране существовало несколько профессиональных крепостных театров, основу репертуара, как правило, составляли итальянские и французские оперы, а также балет. Позднее стали появляться белорусские оперы, к примеру, «Чужое багацце нікому не служыць», созданная Яном Голандом. Знаковым событием в истории национальной оперы стала в 1850-х годах постановка «Селянки» («Идиллии»), представленная на сцене Минского городского театра. В начале ХХ века оперное и балетное искусство объединили с драматическим направлением, все труппы работали в первом белорусском государственном театре.

Позднее стало очевидно, что оперное и балетное направления должны развиваться самостоятельно, так появилась Белорусская государственная студия оперы и балета, занимавшаяся подготовкой артистов и постановкой спектаклей. Государственный театр оперы и балета был открыт в 1933 году в Минске постановкой оперы «Кармен». В 1939 году по проекту архитектора Иосифа Лангбарда для театра было возведено здание в стиле конструктивизма. По задумке архитектора он должен был походить на грандиозный римский амфитеатр, однако расходы на строительство сократили, и пришлось отказаться от некоторых элементов, также уменьшились итоговые размеры здания.

В репертуаре театра были классические спектакли, активно развивалось самобытное направление — национальные оперные и балетные постановки. Во время Великой Отечественной войны зданию был нанесен ущерб, а его имущество было разграблено. После освобождения Минска от оккупации труппа театра вернулась в город, продолжая работать над постановками. В здании проводилась реконструкция, в это время появилась ярусная планировка зала, лепная отделка. Возле сооружения был создан уютный парк. В последующие годы серьезно расширялся репертуар, в нем сочетался успешный опыт предшественников и новые культурные веяния. В структуре учреждения появились Детский музыкальный театр-студия и «Белорусская капелла».

В 2006 году начались работы по реконструкции и реставрации здания театра, в своей работе специалисты опирались на сохранившиеся исторические фотографии сооружения и эскизы архитектора. Важно было сохранить исторические интерьеры и оснастить залы современным оборудованием. Торжественное открытие обновленного здания состоялось в 2009 году.

© Павел Бас

Как добраться

Театра находится на площади Парижской Коммуны, сюда можно легко добраться на общественном транспорте. Рядом находится остановка «Оперный театр».

Если вы добираетесь на метро, то выходить следует на станции «Немига».

Также можно воспользоваться приложениями: Яндекс. Такси, «Сервис 7220», «Такси Город» и другими.

Большой театр оперы и балета в Минске, видео:

Большой театр в Минске — репертуар, стоимость билетов, адрес, телефоны, официальный сайт. Предыдущая фотография Большой театр в Минске

Круглое белое здание в центре Минска — не цирк, а единственный в Белоруссии театр оперы и балета, по заслугам носящий почетные звания «большой» и «академический». По сути дела, это культурный центр активно и целеустремленно пропагандирующий искусство классического пения и танца. Его биография началась с того, что в далеком 1933 г. силами театральной студии оперы и балета была поставлена непростая для исполнителей «Кармен». С тех пор все годы своего существования труппа держит установленную высокую планку.

Немного истории

Здание театра возведено в 1936 г. по проекту Иосифа Лангбарда, выдающегося советского архитектора-конструктивиста. Немецкая авиабомба частично его разрушила, руины служили оккупантам конюшней. После войны все было отстроено заново, зрительный зал дополнен двумя ярусами, вокруг разбит парк. Аполлон в сопровождении муз Мельпомены и Полигимнии на фасаде, скульптуры «Балет» и «Отдыхающие балерины» у служебного входа — работы Александра Финского, Геннадия Буралкина и Михаила Шкробота. На аллее справа — «Муза оперы» ваятеля Константина Селиханова.

Изображение театрального здания до 2016 г. украшало купюру в 100 белорусских рублей.

Что посмотреть

Первым представлением в обновленном театре стала опера «Кастусь Калиновский» композитора Дмитрия Лукаса. С тех пор произведения белорусских авторов прочно обосновались в репертуаре вместе с классическими операми и балетами.

Не сходит с подмостков великолепная «Кармен». За долгие годы поменялось все — костюмы, декорации, певцы, режиссура. Остались только прекрасное пение, темпераментные танцы и вечный сюжет любовного треугольника.

«Viva la Mamma!» Гаэтано Доницетти — опера про постановку оперы, нечасто встречающаяся на театральных подмостках за пределами Италии. Яркие персонажи, закулисные интриги, соперничество примадонны и дебютантки, ставящее под угрозу премьеру, и яростная итальянская мама, спасающая положение, — настоящий детектив. Традицию постановок белорусских опер продолжает «Седая легенда» композитора Дмитрия Смольского. История любви княжича и крепостной девушки, крестьянское восстание и казнь главных героев, накал страстей, патетическая музыка, прекрасные декорации делают спектакль ярким явлением театральной жизни.

Постановка «Витовт» композитора Вячеслава Кузнецова — новое слово в белорусском балетном искусстве. Исторические события, пересказанные средствами танца, трогают до глубины души.

Практическая информация

Адрес: Минск, пл. Парижской Коммуны, 1. Веб-сайт.

Как добраться: на метро до ст. Немига; на автобусах №№ 24, 38, 57, 91; на троллейбусах №№ 12, 29, 37, 40, 46, 53 до ост. «Оперный театр».

Начало дневных спектаклей в 11:00, вечерних в будние дни в 19:00, в выходные в 18:00. Цена билетов от 5 до 130 BYN. Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

За предыдущие лет десять Большой театр Беларуси стал одним из самых посещаемых театров страны, приобрел респектабельность и лоск, заработал впечатляющий международный авторитет. Но происходящее в стенах Большого в последнее время вызывает тревогу за его будущее.

Тревожные звоночки раздаются то ту, то там. Много вопросов вызвал недавно прошедший традиционный Минский международный Рождественский оперный форум.

Скоропалительные новации

В этом году форум прошел в усеченном формате — без конкурса молодых вокалистов и без приглашения иностранных театральных критиков.

Странно, что решение проводить конкурс вокалистов раз в два года было принято именно в этом году, когда форум отмечал десятилетие. Логичнее было бы провести юбилейный форум по сложившейся традиции, а потом объявить, что последующие будут проходить по-новому.

Пока же такой сюрприз вызвал среди публики разговоры о том, «как бы этот форум вообще не прикрыли». А такой шаг может нанести Большому театру большой имиджевый урон и сказаться на его международном авторитете.

Конкурс молодых вокалистов был нужен не только музыкальной общественности Минска, но и нашим оперным артистам. В жюри конкурса присутствовали директора зарубежных театров, а это шанс получить приглашение выступить на сцене европейских театров — и заработать плюсик не только для личной карьере, но и для своего театра.

А критики кто?

Традиционно к нам на оперный форум приезжали маститые театральные критики. Потом они, конечно, делились впечатлениями о белорусской опере и стране в целом с читателями в своих СМИ. Поверьте, что такая реклама гораздо эффективнее той, которая прямо в лоб.

В этом году вместо приглашения мэтров объявили конкурс молодых музыкально-театральных критиков, участниками которого могли стать студенты творческих вузов. Девяти счастливчикам, первыми подавшими заявки, организаторы предоставили места в зрительном зале, остальным — без предоставления места в зале. Конкурсанты должны написать один или несколько материалов и представить их жюри конкурса, которое состоит из профессиональных музыкально-театральных критиков и искусствоведов. Лучшие работы объявят в январе и опубликуют на сайте театра.

Вспомнилась пресс-коференция заслуженной артистки Беларуси, заведующей балетной труппой Татьяны Шеметовец, которая с нескрываемой горечью и недоумением рассказывала, что нынешние выпускники хореографического колледжа не удосужились за годы учебы посмотреть весь балетный репертуар театра. В университете культуры, говорят, и вовсе есть студенты, которые поступили на творческие специальности, но при этом ни разу не были ни в одном театре.

Хочется надеяться, что среди девяти молодых критиков найдутся те, кто раньше бывал в Большом. Но этого мало. Театральному критику нужны «насмотренность» — тут мало увидеть спектакли «в рамках форума», и кругозор — хорошо бы еще заглянуть в оперу, например, Белостока или Львова.

Почему «родителей» спектаклей оставили в тени?

Так что же осталось от Минского Рождественского оперного форума международного? В театре сообщили, что к нам приехали более 130 гостей из 16 стран. В основном гости участвовали в двух гала-концертах. Что касается приглашенных солистов в спектакли, то это обычная практика Большого театра.

В день открытия форума давали «Князя Игоря». Это премьера 87-го сезона. Блестящая задумка постановщиков: режиссера Галины Галковской, дирижера Александра Анисимова, хормейстера Нины Ломанович, балетмейстера Юрия Трояна прекрасно воплощена нашими и приглашенными артистами. Билеты, кстати, были полностью распроданы за две недели до спектакля.

Трехчасовой спектакль — динамичное, захватывающее, яркое действие. Свою заметную роль здесь сыграла сценография Вячеслаав Окунева и компьютерная графика Елены Ахременко.

Все было прекрасно, лишь большое недоумение вызвал тот факт, что на поклон постановочная группа, за исключением Александра Анисимова, не вышла. Что за демарш, подумалось?

Все с точностью повторилось и на других спектаклях форума. Снова без режиссера и хормейстера. А ведь хор Большого театра — это давно не статисты. Они полноценные участники действа, по-актерски проявляющие себя в массовых сценах. К слову, во всех операх на хор ложится большая нагрузка.

И на спектакле «Турандот» на поклоне обошлись без режиссера-постановщика Михаила Панджавидзе. Вокруг его персоны сейчас скандал, но это не отменяет его заслуг как творческой единицы. Как ни крути, но во многом благодаря Михаилу Александровичу белорусская опера обрела любовь публики.

За «Князя Игоря» все артисты, исполнявшие главные партии, получили дипломы участников конкурса и по три казенных цветочка. А вот Национальный академический театра оперы и балета Украины, который привез на форум осовремененную версию «Севильского цирюльника», получил один диплом на всех. Хотя из Киева в Минск приехала не какая-то антреприза, а полноценный спектакль — 114 человек

Размышляя, почему же организаторы форума так радикально пошли против театральных традиций, напрашивается только одно объяснение: банально сэкономили на цветах и дипломах.

Театр начинается и с буфета тоже

За последние десять лет публика привыкла к доброжелательной, праздничной атмосфере в театре. В стенах Большого зритель чувствовал себя желанным гостем. Теперь в этом нет уверенности.

Например, для «Князя Игоря» не напечатали программки. Женщины в униформе говорили, что «есть только каталог форума за 8 рублей». Поклонников, которые бы коллекционировали такие каталоги, не так уж много. Они интересны участником форума, спонсорам. Рядовой зритель нуждается в программке, где птичкой отмечены фамилии выступающих артистов. Правда, на заключительном концерте уже были программки.

В театре есть своя служба общепита, несколько буфетов для зрителей. Так вот раньше находился работник, убирающий со столов использованную посуду, теперь, видимо, сократили такую единицу.

Если учесть, что наши люди приходят и в заведения, и в театральный буфет, чтобы «посидеть», то очень проблематично найти место, чтобы выпить чашку кофе. Половину из тех, кто занял сидячие места, не сдвинешь, даже когда у них пустые бокалы и чашки. Но если бы официант вовремя собирал пустую посуду, то и сидеть за пустым столом было бы не с руки, да и на стойках не было бы гор грязной посуды.

А ведь из таких мелочей складывается общее впечатление.

Экономия на спичках

Очень не хочется, чтобы недавние кадровые перестановки в Большом театре привели к творческому кризису, к тому, чтобы театр начал мельчать, из игрока на международной сцене превращаться в театр местного значения. Не хотелось бы, но оказывается — уже.

Вот что пишет Михаил Панджавидзе на оперном форуме: «Театр вышел из Opera Europe и Operabase. Всё. Мы — местного значения. 2000 евро, кажется, взнос в год был. Отказались платить».

Похоже, Большой театр вступил в полосу жесточайшей экономии. И это можно было бы понять, если бы в экономике был глубокий кризис, упала посещаемость. Но ничего такого не наблюдается. И билеты прекрасно раскупаются и на оперу, и на балет.

Получается экономия на спичках, из-за которой вмиг теряется респектабельность, а именно таким по умолчанию должен быть Большой театр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *