Отзывы Дом со слонами (Самара, Россия) — экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.
На загородной даче самарского купца Головкина, что под Самарой, зоопарка нет, зато возле дома красуются две статуи слонов в полный рост, как будто сошедшие с прабабушкиного буфета. Гигантские скульптуры хорошо видны проплывающим по Волге судам, стоят они на фоне крупного и оригинального по архитектуре особняка, так что «Дом со слонами» — это объект, заметный во всех отношениях, и он не случайно отнесен к объектам культурного наследия России.
Стиль особняка сочетает модерн и венский сецессион начала 20 века. В 1909 г. потомственный купец Константин Головкин в соавторстве с архитектором В. В. Тепфером построил себе под Самарой дом. Это была одна из первых в России конструкций из бетонных блоков и кирпича. Стерегущие здание слоны, а также предметы внутреннего убранства — тоже произведения его хозяина.
Изготовлением фигур занимался и сам Головкин, а помогал ему известный в Самаре скульптор В. П. Акимов, в то время еще юный начинающий ваятель. Статуи отлиты из бетона, внутри они полые.
Содержание
Владельцы дома
Владелец дома купец Головкин занимался в Самаре торговлей художественными принадлежностями и владел несколькими магазинами. Он и сам увлекался рисованием и даже провел 19 успешных выставок своих произведений. Кроме того, проявил себя как меценат, собрав для Публичного самарского музея полотна известных художников.
Когда Головкин построил себе дом, вокруг проекта было много споров о его необычном архитектурном облике. Больше всего было критики от художника Подбельского, сравнившего внешний вид особняка с макетом игрушки в стиле модерн.
После революции этот дом наряду со всеми прочими национализировали, а его хозяин укатил с семьей на несколько лет в Иркутск, в археологическую экспедицию. По возвращении, он работал директором филиала Самарского музея и писал труды по музейному делу. В доме попеременно размещались больница и детский сад, а затем клуб «Водоканала».
Ветер перемен «сдул» все убранство дома, так что выставлять там нечего. Кроме того, необычный особняк в результате проведения в него современных коммуникаций просел и потрескался, а его нынешний владелец «Самараводоканал» далек от музейной деятельности, поэтому внутрь не пускают.
Легенды особняка
Ходят слухи, что внутри одной из статуй слонов хранятся архитектурный проект и фотографии особняка. В 30-е гг. слонов хотели взорвать как образец «буржуазной пошлости», но побоялись из-за суеверий. На прилегающей территории есть и другие статуи, хранящие свои легенды.
Говорят, что красивая женская скульптура, печально взирающая из сада на Волгу, — это памятник девушке, утопившейся из-за неразделенной любви.
Однако в том, кто это был, мнения расходятся: то ли любовница купца, на которой он не захотел жениться, то ли его дочь, отказавшаяся вступать в неравный брак. Последняя версия, однако, выглядит не очень правдоподобной, ведь дочь Головкина дожила до конца 20 века.
Практическая информация
Адрес: Самара, ул. Советской армии, 292.
Добраться можно на маршрутных такси №№ 246, 89. Остановка: «НФС».
Территория закрыта для посещений.
А знаете ли вы, что Самару считают родиной слонов? А все потому, что построил в свое время Константин Головкин себе дачу…
Возвышается она на левом волжском берегу, в Студеном буераке и немного найдется в Самаре домов, окутанных таким количеством тайн, легенд, слухов. Самая стойкая легенда, что это графский дом. Какого графа? Да, просто, обыкновенного графа. Но, титулованные особы к даче отношения не имеют. Владелец ее Константин Павлович Головкин.
Константин Павлович Головкин
Константин Павлович Головкин (17 декабря (старый стиль) 1871 – 26 февраля 1925) – личность интереснейшая, выдающаяся, увлекающаяся: преуспевающий купец, обладал немалым состоянием; талантливый художник, фотограф, архитектор, астроном-любитель, краевед, археолог, меценат, один из первых самарских автомобилистов. Родился в семье купца второй гильдии Павла Ивановича Головкина.
Свою знаменитую дачу Головкин построил в период 1908-09гг.. Проект разрабатывал сам, при содействии архитектора В. Тепфера. Дом сразу же стал городской достопримечательностью. Построен он из пустотелого кирпича и крупных бетонных блоков. Очевидно, поэтому в доме уникальная акустика. Вся мебель: плетеные кресла, диваны, были изготовлены по эскизам Константина Головкина.
После революции дача претерпела некоторые перестройки, интерьер не сохранился, да и значение свое, как место отдыха, она утратила. Но сохранились слоны! Именно благодаря им творение Головкина сразу окрестили – «дача со слонами». Конечно, выглядят они сейчас уставшими и потрепанными, но по прежнему смотрят друг на друга. Константин Павлович лично участвовал в изготовлении скульптур. Изготовлены они из цемента, внутри пустотелые. Якобы, владелец дачи заложил в одного из слонов документы и фотографии, связанные со строительством.
Современники утверждали, что слоны выглядели угрожающими. Возможно, поэтому и благодаря этому они уцелели. Как гласит легенда, в 1930-40 годах слонов планировали взорвать, но не решились, поверив слухам, что это может привести к болезни и мучительной гибели.
Не меньше легенд породила женская скульптура. Одна из них говорит о девушке, покончившей жизнь самоубийством из-за несчастной любви; другая о любовнице Головкина, которая пыталась его шантажировать, за что тот убил ее и закопал у себя в саду, а затем поставил в ее честь памятник, по третьей версии – под слонами похоронена дочь Головкина и эта скульптура именно в ее честь. Слухи развеяла сама дочь Константина Павловича, Евгения Головкина-Овсянникова: «Мистицизм и неоромантизм и тем более суеверие были чужды Головкину, – писала Евгения Константиновна в «Волжской коммуне» в 1992 году. – И в его картинах и этюдах нет следа указанных новых веяний в живописи. Долгое время ходила легенда о скульптуре молодой женщины на террасе у южного входа в дом. Мне, дочери Головкина, пришлось развеять эту легенду о себе: я не утопилась в Волге от несчастной любви, а жива доныне, и мне уже 85 лет…»
Что в этих легендах правда, что вымысел – потомки разгадают загадки. На сегодняшний день дача находится в подведомственном подчинении и, по сути, пустует. Как ее использовать – вопрос до сих пор открыт, ответа на него нет. А поэтому, слоны все больше разрушаются, здание ветшает. Посетить дом со слонами можно только в рамках экскурсии для организованной группы, ибо подобный визит требует согласования с нынешним владельцем.
Где находится дача Головкина со слонами: г. Самара, улица Советской Армии, 292
Дача со лонами на карте Самары
Фото из сети Интернет
Светлана Графова |
Дача совершенно очаровательна — и по местоположению и по архитектуре. Вообще, Головкин — легендарная фигура, побывав на его даче, захотелось узнать о нем побольше и увидеть его картины в музее, а не в интернете. А еще здесь я увидела морозные узоры на стеклах. В нашу «стеклопакетную» эру это уже редкость. А еще здесь изумительный вид со второго этажа на Волгу. |
Многие ли из нас могут сказать: я видел слонов… лет сто тому назад…
А вот большинство самарцев — и это не будет хвастовством — скажут: это было на даче со слонами.
Слоны в Самаре?
Слоны — в Самаре!
Слоны оставались на даче Головкина всегда: и в 1914 году, когда Константин Павлович передал дачу под дом для детей-сирот, и после Октябрьской революции, когда на даче разместились отряды Красной Армии.
Откуда в Самаре слоны? Высокие деревья заслоняют кронами этих удивительных животных, которые никогда здесь не жили, а может Россия – родина слонов?
Многие самарцы с малых лет знают про таинственный островок зелени над Волгой — знаменитую «Дачу со слонами», дачу, которая принадлежала Константину Головкину — художнику, фотографу, археологу, автомобилисту. Здесь же он выступил как архитектор, специально постигая основы такой непростой профессии.
А помогал ему известный архитектор В.Тепфер.
«Дача со слонами». Дача художника Константина Головкина известна именно под этим названием. Цементные изображения гигантских животных и сегодня ярко и причудливо смотрятся на берегу Волги.
Изваяния на даче многие десятилетия рождали слухи и вызывали различные ассоциации у жителей и гостей Самары. Но внутренняя отделка здания и другие скульптуры на территории дачи – не менее интересны.
Константин Головкин — удивительный человек. Он жил в фантазиях и идеях будущего. Его картины ни с какими другими не спутаешь. Последний романтик стремительно уходящей в революцию Самары. Отсюда и необычный образ стилизованного замка-дачи, только в интерпретации популярного на рубеже XIX- XX вв. модерна.
Непростая задача — сотворить такой загадочный островок иллюзорного дачного рая у крутого обрыва. Во времена хозяина здесь все утопало в цветах, подсвечивалось и украшалось иллюминацией, да и гостей здесь перебывало немало. В основном свои же собратья-художники, близкие по духу друзья.
Дорога сюда вела неблизкая, и как тут не вспомнить эпатажный автомобиль Головкина, один из первых в городе несущийся в клубах вечной самарской пыли по нехоженым цивилизацией дорогам-направлениям. После утлого мостика через Постников овраг и известных кумысолечебных заведений начиналась петляющая грунтовка, ведущая на дачи. Протяженный спуск направо к Волге по еще одному оврагу, и… обустроенный личный оазис.
В комфортном доме все выполнено руками хозяина, от росписи стен и потолков с цветами и парящими нимфами до легкой мебели. В импровизированной башне — телескоп для наблюдения за планетами, небольшой балкончик для обзора жигулевских далей и волжских просторов. Когда-то целая галерея открытых террас и веранд опоясывала дом. Ныне они, к сожалению, утрачены.
Итак, читаем «Дом со слонами». Армен Арутюнов:
«Став в 1851 году губернским городом, Самара начала стремительно разрастаться. С 1850-х годов, помимо активного строительства в городе, началось освоение обширных лесных массивов вверх по течению Волги, и уже в начале ХХ века берег реки от Аннаевского оврага (ныне улица Соколова) и до Барбошиной поляны был сплошь застроен дачами.
«…крутой скалистый левый берег Волги, недавно еще поросший никуда почти не годным, но густым лесом, а теперь весь пестреющий дачами нередко весьма изящной архитектуры и разводимыми при них садами на месте вырубленной лесной заросли… наконец, фантастические сооружения во вкусе средневековых замков», – писал городской глава Петр Алабин в своей книге «Самара. 1586-1886».
Загородные резиденции в этих живописных местах имели практически все самарские предприниматели: купцы Шихобаловы, Соколовы, Аржановы, Курлины и др.
Известный самарский купец, художник и краевед Константин Павлович Головкин в своих записках 1920-х годов писал: «Все эти дачи, являясь скорее виллами побережья, служили завидным украшением самарского берега Волги и, вместе с этим, являлись единственными по красоте на протяжении всей Волги от Нижнего Новгорода до Астрахани. Все они были оборудованы собственными водопроводами и электрическими станциями и оранжереями, окружены роскошными цветниками, с фонтанами, разного рода затейливыми беседками, трельяжами и пр. С балконов дач открывается бесподобный и восхитительный вид на всю Волгу».
Сам же Головкин владел одной из самых необычных и красивых дач на берегу, которая до сих пор поражает своей красотой проплывающих мимо.
Константин Павлович был человеком разносторонне развитым. Владелец магазина, купец, он был художником-самоучкой, занимался краеведением и археологией, а также был известен как один из первых владельцев автомобиля в Самаре.
Проявил себя Головкин и в архитектуре: проект собственной дачи выполнен самим хозяином. На каком-то этапе ему помогал архитектор Валентин Владимирович Тепфер, несколькими годами позже занявший пост главного архитектора Самары. Автором проекта дачи часто называют самого Тепфера, однако в краеведческих записках 1920-х единственным автором постройки Головкин указывает себя.
Скульптор В.П.Акимов, служивший мальчиком у Головкина и хорошо знакомый с его творчеством, так описывал работу владельца над проектом дачи: «Когда он (Головкин) задумывал строить дачу, то делал все сам; рисовал эскизы в карандаше, десятками вырезал из бумаги, неоднократно клеил макеты, строжайшим образом проверяя пропорции и бесконечно бракуя, пока не достигал желаемого. Все макеты, которые я у него видел, были изумительно продуманы и интересны каждый по-своему. Многие из них были уничтожены и заменены новыми. Работоспособность у него была колоссальная».
Здание построено в 1908-1909 (1915?) годах. Специалисты отмечают нетипичность дачи для русской архитектуры начала ХХ века и тем более для российского провинциального модерна. В архитектуре четко просматривается влияние архитектуры венского сецессиона. В архитектурной энциклопедии Барановского начала ХХ века встречаются проекты, отдаленно напоминающие элементы дачи Головкина – в частности, опубликованный в 4-м томе энциклопедии проект виллы в Вене, спроектированный Ерихом Гешоффом (Erich Geschoff). Надо сказать, что, на фоне всеобщего восхищения, находились современники, которым не нравилась архитектура дачи. В этом, к примеру, признавался художник Г.П.Подбельский: она напоминала ему макет какой-то игрушки модернистского стиля.
Асимметричная двух-трехэтажная постройка рассчитана на восприятие со всех четырех сторон. Все фасады различны по пластике и декоративному убранству. Узкие окна-бойницы сочетаются с большим количеством открытых площадей – верандой, террасами и смотровой площадкой на башне.
Строилось дача из крупных бетонных блоков и пустотелого кирпича. Интерьеры загородной резиденции купца так же тщательно оформлялись по задумке автора. Стены в каждой из комнат были разных цветов, а в гостиной во всю длину стен вмонтированы написанные Головкиным холсты с изображением летящих женских фигур в развевающихся одеждах. К большому сожалению, интерьеры дачи не сохранились. В результате сильного пожара и реконструкции внутренности здания обрели совершенно другой вид.
Неотъемлемая часть комплекса дачи Константина Головкина – скульптуры слонов перед фасадом, выходящим к Волге, давшие постройке народное название «дача со слонами», и женская скульптура у южного фасада.
Два огромных слона были изготовлены по эскизам самого Головкина в Самаре так, чтобы их было хорошо видно с проплывающих мимо судов.
По воспоминаниям дочери Головкина, Константин Павлович сам участвовал в изготовлении скульптур, которые ваялись в большом сарае на улице Садовой. Изготовленные из цемента животные пустотелые. По воспоминаниям жены Головкина, купец заложил в одного из слонов документы и фотографии, связанные со строительством дачи. В изготовлении фигур принимал участие и 16-летний Василий Петрович Акимов – в будущем известный куйбышевский скульптор.
«Самара – родина слонов», – часто можно услышать при упоминании скульптур на даче художника. Впрочем, если внимательно рассмотреть биографию Константина Павловича – человека деятельного, увлекающегося, часто ездившего в столицу и за границу, интересовавшегося автомобильными состязаниями, многими науками и направлениями в искусстве, – то решение поставить перед своей дачей слонов покажется вполне резонным. Изваяния на даче многие десятилетия рождали слухи и вызывали различные ассоциации у жителей и гостей Самары. Часто им придавалось мистическое значение, кто-то считал, что животные изображены озлобленными, готовыми в любой момент сорваться с места и атаковать недруга огромными бивнями.
Существует версия, что в 1930-40-х годах планировалось взорвать скульптуры. Однако сделать это не решились – в страхе, что такое разрушение может привезти к болезни и мучительной гибели. Подобной репутацией пользовалась и сама дача, которую многие считали мрачной, полной тайн и загадок.
Самая же распространенная легенда связана с еще одной скульптурой на территории дома – женской фигурой у одного из боковых фасадов. Изящная женская фигура в окружении крупных цветочных бутонов спокойно взирает на Волгу.
Вкладывал ли Головкин какой-то смысл в это изваяние, или это всего лишь красивая скульптура, украшающая вход на веранду, – нам не известно. В связи с этим, скульптура породила немало легенд. Многие называют ее «Панночкой», ассоциируя с героиней Гоголевского «Вия». По одной из легенд, Головкин посвятил скульптуру девушке, покончившей жизнь самоубийством из-за несчастной любви. По второй легенде, Головкин убил и закопал у себя в саду возлюбленную, которая пыталась его шантажировать, а затем поставил в ее честь скульптуру. По третьей версии, под слонами похоронена дочь Головкина.
Естественно, ни одна из перечисленных выше легенд не соответствует действительности, как и утверждения о таинственности и мистическом происхождении деталей дачи.
В начале 1990-х размножившиеся слухи и легенды о Головкине и его даче пришлось развеять дочери художника, Евгении Головкиной-Овсянниковой.
В статье, опубликованной в «Волжской коммуне» в 1992 году, Евгения Константиновна писала: «Мистицизм и неоромантизм и тем более суеверие были чужды Головкину. И в его картинах и этюдах нет следа указанных новых веяний в живописи. Напрасно в статье упоминают великого нашего Н.В. Гоголя, ибо никто из женщин в семье Головкина не летал на метле и тем более в С.-Петербург за черевичками, да и с Панночкой не был знаком. В этом надо бы Гоголя с его юмором и любовью оставить в покое… Долгое время ходила легенда о скульптуре молодой женщины на террасе у южного входа в дом. Мне, дочери Головкина, пришлось развеять эту легенду о себе: я не утопилась в Волге от несчастной любви, а жива доныне, и мне уже 85 лет…».
Дача купца К.П.Головкина является объектом культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Спустя сто лет после постройки она по-прежнему поражает проплывающих мимо по Волге своей красотой, а слоны – своим присутствием у берегов Самары. «Дача со слонами» по праву считается одной из главных достопримечательностей областной столицы».
К сожалению, в советские годы главный фасад, выходящий на Волгу, реконструировался. После революции 1917 года здание дачи было национализировано и в течение многих лет использовалось в различных целях. Веранда в центральной части фасада была застроена, кардинально изменив первоначальный облик и объем этой части здания.
Столько лет прошло… «Само здание сохранилось». — Читаем мы в Справочнике туриста по Самарской области. — «В поисках привидений сюда устремляются многочисленные искатели приключений. Но что удивительно, дом выстоял! Ныне, как и прежде, в сторону Волги медленно спускается таинственная и прекрасная одинокая девушка (скульптура у лестничного марша). Она идет прямо к обрыву. А на пути могучие слоны, стоящие как строгие стражи. Сколько легенд и небылиц можно было услышать за столетие. И о несчастной любви дочери Головкина, якобы бросившейся с крутого обрыва, и об индийском шахе, проживавшем здесь со всем своим гаремом, и о фантастических пришельцах, сохранивших этот заповедный мирок. Будучи уже в возрасте, Евгения Константиновна, дочь Константина Павловича, услышав все это, возмутилась и отмела все вымыслы.
Но ведь и правда было чему подивиться! Все другие бывшие купеческие дачи в округе либо сожгли, либо разобрали, а эта стоит себе у всех на виду, и хоть бы что! После реставрации ныне здесь гостевой дом насосно- фильтровальной станции, что расположилась за забором. Все сейчас окружено ажурной оградой. Любуйся, но дальше нельзя! Может, так и надо у нас сохранять памятники истории и архитектуры?
Пассажиры теплоходов раньше часто задавались вопросом откуда в Самаре слоны. Сейчас же высокие деревья заслоняют кронами этих удивительных животных, которые никогда здесь не жили, а может Россия – родина слонов?»
Вот такая сегодня получилась заметка. Как, всегда, ждём ваших откликов, дополнений, уточнений.
Спасибо.
Хорошего всем дня.
***
Дорогие читатели заметок Хроник самарочки!
Благодарю за соучастие и поддержку. Ваши дополнения и помощь делают заметки качественнее и интереснее.
Источники используемого в заметке материала:
Дом со слонами — Самара
gubernya63.ru›Памятники архитектуры›Дом со слонами
Дача К.П. Головкина | Справочник туриста по Самарской…
gosamara.ru›ru/node/1120
«Дача со слонами» Константина Головкина: венский…
volga.news›article/419255.html фото Армен Арутюнов
Уже несколько лет знаменитая самарская дача со слонами, объект культурного наследия федерального значение пустует и рассыпается на глазах. Из стен здания торчат опоры, а сами слоны почернели и, кажется, вот-вот упадут замертво. Но в усадьбу снова может вернутся жизнь. В начале мая рабочая группа музея модерна во главе с Михаилом Савченко подготовила предварительный вариант будущего музея на даче со слонами. Согласно нему, в здании будет восстановлена первоначальная планировка с открытой летней верандой.
— В советское время центральная часть фасада была утоплена внутрь и сильно перестроена, — поделилась с «КП-Самара» архитектор Ирина Павлова, — Изначально здесь находилась лестница, спальня, детская и веранда, но, когда усадьба перешла в руки дома культуры, эти комнаты объединились и стали одним актовым залом. Чтобы вернуть зданию былой облик, необходимо вернуть лестницу на ее прежнее место, тогда в бывшей детской и спальне получится устроить зону с кассой, гардеробами и местом где будут проводиться экскурсии.
Радоваться, к сожалению, рано: полная реконструкция дачи со слонами остается только идеей. Возможно ли восстановить прежнюю планировку усадьбы, а главное, во сколько это обойдется городу, пока неизвестно. Тем не менее, инициаторы предлагают разбить территорию дачи Константина Головкина на несколько зон. На территории вокруг особняка, по мнению архитекторов, можно организовать концертно-развлекательную площадку и сад, тогда как в самом здании будут проходить выставки и мастер-классы.
— Одну из экспозиций будущего музея мы предлагаем открыть в личном кабинете Константина Павловича на втором этаже дачи, — рассказывает старший научный сотрудник музея модерна, историк Николай Кислухин. – В этой комнате будет воссоздан интерьер начала XX века в стиле модерн. Сюда же войдут сохранившиеся картины, фотографии и письма художника.
Строители при реконструкции здания могут столкнуться с проблемамиФото: Андрей ЦЫГАНОВ
Первый этаж по мнению рабочей группы должен «осовремениться». В отремонтированных комнатах появятся интерактивные экспонаты и проекторы, которые расскажут самрцам о дачной жизни российской интеллигенции, начиная с 18 века. Башня усадьбы, которая сегодня находится в аварийном состоянии превратиться творческую резиденцию. Внутри нее находится несколько комнат площадью 12 кв. метров, которые, по мнению архитекторов, идеально подходят для художественных мастерских.
— Дача со слонами — это уникальный памятник архитектуры эпохи модерн, который остался нам в наследие, но пустует и разрушается, — говорит заведующий музеем Михаил Савченко. – Сегодня многие регионы бьются за символические ресурсы, а мы, имея такое прекрасное здание, не можем даже в него попасть. Усадьба многократно перестраивалась, и, к сожалению, подлинный интерьер не сохранился.
Интерьеры внутри действительно потрясающиеФото: Андрей ЦЫГАНОВ
Как оказалось, в течение многих лет под охраной находился лишь фасад дачи и прилегающая территория. Однако все, что находилось в самом здании под защиту почему-то не попадало. Неудивительно, что от прежних полов, дверей и окон в усадьбе не осталось ничего. Зато там имеется добротный паркет «елочка», оставшийся еще с советских времен, и облупившаяся краска, под которой виден гипсокартон. На втором этаже интерьер еще интереснее: там стены украшают современные виниловые обои, а на потолке висят подвесные люстры с «висюльками». По слухам, в 90-е годы здесь то и дело закатывались банкеты для политической элиты, поэтому переживать о сохранении объекта культурного наследия было некогда.
Сейчас даже слоны не в лучшем состоянииФото: Андрей ЦЫГАНОВ
Переделанный интерьер — далеко не основная проблема дачи со слонами. В здании уже несколько лет крошится и проседает фундамент. Сейчас в помещение пускают максимум 20 человек – больше усадьба может не выдержать. Некоторые помещения бывшего особняка Головкина закрыты даже для небольших экскурсионных групп. Объяснение простое: опасно для жизни.
Еще одной проблемой дачи со слонами является отсутствие парковочных мест. Сегодня туристы на автомобилях, вынуждены оставлять свои транспортные средства перед забором Насосно-фильтровальной станции, либо искать свободное место во дворах.
— Хочется верить, что открытие музея повлечет за собой изменением в ближайшей инфраструктуре, — говорит Михаил Савченко. — Рядом с усадьбой нет даже тротуаров. В идеале, на пятой просеке должна появиться своя велодорожка, которая приводила бы туристов к зданию дачи.
Сегодня особняк Константина Головкина поддерживается за счет МП «Ремжилуниверсал». От городских зевак и вандалов усадьбу оберегает охрана, однако памятник архитектуры по-прежнему остается без капитального ремонта. Если в дальнейшем дача со слонами приобретет статус музея, то здание должно будет перейти под контроль Министерства Культуры. Это вызывает у самарцев множество споров:
— Даже если музей станет платным, дача Головкина не сможет встать на самообеспечение – для этого нужны огромные деньги, — считают некоторые горожане. — Если часть денег, которые министерство культуры выделяет на уже развивающиеся музеи, уйдет в переделку дачи со слонами, от этого не выиграет никто. Гораздо правильнее создать в даче со слонами дом искусств.
Вызывает споры и то, как будет использоваться отреставрированное здание усадьбы в дальнейшем. Руководство детской картинной галереи уверено, что дачу со слонами нужно сделать филиалом музея, а не очередным пространством для развлечений.
— Жителям Октябрьского района приходится вести своих детей за дополнительным образованием в центр города, а это очень неудобно — объясняют представители картинной галереи. – Многие думают, что у нас проходят только выставки, но это не так. В наших стенах дети также получают уникальное художественное образование. Мы давно предлагаем сделать из дачи со слонами место, где родители и дети смогут проводить время, участвовать в мастер-классах и выставках. Поэтому рассматривать только одну концепцию, предложенную музеем модерна – несправедливо. Нам необходимо собраться и обсудить все предложения.
Тем не менее, жители Самары единодушны: с дачей со слонами необходимо что-то решать, пока архитектурный памятник не рассыпался от вермени.
— Из усадьбы Константина Головкина может получиться отличный музей или медийная площадка, которая будет привлекать туристов, — считает Анастасия Андросова, руководитель агентства «ART-экскурсии — Во-первых, дача находится не в историческом центре, и близких конкурентов у такого архитектурного памятника нет. Во-вторых, усадьба выходит к Волге, и если удастся очистить побережный склон от зарослей, то белые слоны снова будут видны с теплоходов.
СПРАВКА КП
Самарский купец, меценат, архитектор и художник. Окончил Самарское реальное училище, участвовал в культурной жизни Самары. Стал первым автовладельцем в городе. После Гражданской войны 1917 года на несколько лет уехал из Самары в Иркутск, но затем вернулся и привез множество экспонатов, в том числе археологические раскопки.
КСТАТИ
5 легенд о даче со слонами, которые оказались выдумкой
1. Под слонами во дворе дачи зарыты сокровища семьи Головкиных.
Константин Павлович был очень богатым купцом, однако не безрассудным. Во время революции всё имущество семьи Головкиных, как и других самарских купцов, было изъято, а сама семья в скорости эмигрировала. Так что, если владельцу дачи и удалось что-то припрятать, то сделал он это уже за пределами страны. Правда, у легенды есть и другая версия, которую даже историки-краеведы не считают выдумкой: по ней под бетонными слонами спрятаны чертежи оригинального проекта дачи. Специалисты признаются, что держатся за эту легенду, как за спасительную соломинку, ведь от убранства дачи и её первоначального внешнего облика не сохранилось практически ничего. Все, что есть у историков – это фотографии усадьбы и рисунки детей Головкина. Не исключено, что в будущем находчивые краеведы изучат землю под слонами.
2. Константин Головкин построил дачу далеко от города, чтобы скрыть её от глаз нежданных гостей и проводить там масонские обряды.
Самарский купец часто приглашал к себе в усадьбу художников и несомненно гордился её внешним видом. К тому же, в 1909 году, когда дача была только построена, спуск к Волге не был заросшим, и белые слоны часто привлекали к себе внимание за несколько километров от берега. Это делало дачу Головкина не только украшением Самары, но и предметом обсуждений. Так что скрываться Константин Павлович точно не собирался, а у далекого расположения есть вполне объяснимые причины. В 1886 году в городе почти не было зелени, и улицы были окутаны пылью — эта проблема встречается в старой части Самары до сих пор. Вполне логично, что местные богачи не упускали возможность выехать летом подальше от города. Кроме Константина Головкина загородные дачи имели и другие самарцы, например, купцы Шихобаловы и Курлины.
3. Окна усадьбы выглядят неестественно узкими – не иначе как для проведения сумрачных спиритических сеансов.
Никто не настаивает на том, что Константин Павлович не мог быть масоном и не проводил таинственные обряды, объясняют историки. Но, во-первых, у этих подозрений нет доказательств, а во-вторых, окна дачи точно не имеют к этому никакого отношения. Изнутри все комнаты дачи Головкины ярко освещены в любую погоду. В этом, говорят эксперты, и заключается стиль модерна, который позволяет свету рассеиваться внутри помещения, практически не оставляя тени. Проводить спиритические сеансы здесь было бы слишком светло.
Туристам было бы интересно увидеть дачу, но сейчас сюда попасть непростоФото: Андрей ЦЫГАНОВ
4. Скульптура девушки во дворе усадьбы установлена на месте, где погибла дочь Константина Головкина.
В городе много лет ходили слухи, будто бы Евгения Константиновна сильно влюбилась, однако строгий отец, несмотря на просьбы молодых, свадьбу играть отказался. Дочери с разбитым сердцем ничего не оставалось делать, как спрыгнуть с крыши дачи прямо на лестницу. На этом месте убитый горем купец установил скульптуру, которую самарцы окрестили «Панночкой». Трагическую легенду о несчастной любви развенчала сама Евгения Головкина-Овсянникова, когда вернулась из эмиграции в Россию живая и невредимая. Вся история оказалась не более, чем выдумкой, а Евгении в момент установки скульптуры было всего 4 года.
5. Константин Головкин первым в Самаре купил автомобиль, чтобы завоевать любовь супруги.
Ещё одна красивая история о семье Головкиных. Историки, конечно, не отрицают донжуанские намерения купца, но предпочитают рассказывать о бытовой необходимости дорогой покупки. В начале XX века мощеные дороги были редким явлением для Самары, да и те пролегали лишь на оживленных улицах, таких как Панская (ныне Ленинградская). Скорее всего, купцу пришлось приобрести личный транспорт, чтобы добираться из города по бездорожью в свою летнюю усадьбу. Известно также, что Константин Павлович часто выезжал со своими друзьями в Посников овраг и Жигулёвские горы, чтобы писать этюды на свежем воздухе. Однако полностью отрицать романтичную легенду никто не берется, ведь ничто не мешало Екатерине Тютюковой (будущей жене Головкина) обратить внимание на купца с собственным автомобилем.