Бурятия – это удивительный солнечный край с уникальной культурой, он манит туристов не только со всей России, но и из разных уголков мира. Говоря о Бурятии, обычно вспоминают священное озеро Байкал, однако республика полна и других удивительных мест, которые обязательно стоит посетить.
Например, здесь находится духовный центр российского буддизма – Иволгинский дацан. Он расположен в 36 километрах на запад от столицы региона – Улан-Удэ – в селе Верхняя Иволга. Чем он уникален и какие хранит секреты, посетителям обычно рассказывают в местном музее. Интересно, что он открылся только осенью 2019 года. До этого множество экспонатов и культурно-исторических реликвий не были доступны для прихожан и туристов. Для музея отремонтировали отдельное помещение, закупили спецоборудование – для хранения многих экспонатов нужны специальные условия. Всю коллекцию описали и частично оцифровали, сделав краткие переводы текстов. Теперь здесь есть постоянная выставочная экспозиция, увидеть которую может любой желающий. Она рассказывает об истории распространения буддизма в России и истории самого дацана. Среди экспонатов есть и уникальные древние танки и ксилографии, на которых изображены буддийские божества. В целом картины сохранились неплохо. Несмотря на то, что на них есть потертости, загрязнения и заломы, а старая краска осыпалась, сюжеты и божества остаются ясными и узнаваемыми.
Содержание
Духовная обитель, рождённая в СССР
Буддизм в Россию пришёл ещё во времена императрицы Елизаветы Петровны, и к XX веку по всей стране насчитывалось более 40 дацанов. Однако уже после революции большевики, радикально настроенные против любых религий, начали закрывать и даже сносить культовые здания разных конфессий.
Тем не менее Иволгинский дацан появился именно в советские годы: Иволгинский дацан возвели после окончания Великой Отечественной войны в 1945 году. В улусе Средняя Иволга, который сейчас называется Верхней Иволгой, в чистом поле построили деревянный дом, которому придали вид дацана, а 12 декабря того же года в нём провели первый открытый молебен. После долгих лет запрета на проведение религиозных обрядов Иволгинский дацан стал первым действующим буддийским храмом.
Постепенно верующие преображали его и строили новые дуганы (буддийские храмы), расширяя территорию дацана. Они были в китайско-тибетском стиле, однако есть важная деталь, которая выделяет архитектуру бурятских буддистов: как правило, дуганы на Тибете возводят из камня, но в Бурятии они из дерева. Внешне же они похожи на китайские дуганы: такие же яркие и многоцветные, а углы крыш загнуты вверх. Сейчас дацан считается историческим и архитектурным памятником.
Монастырский комплекс в Верхней Иволге является крупнейшим в России. Он состоит из десяти дуганов. Центральным является Согчен дуган, построенный в 1976 году. Самый первый храм Чойра дуган, появившийся в 1945 году, теперь теперь отдан под факультет философии Буддийского университета, созданного при дацане для продолжения и развития культурных традиций буддизма. В университете также есть факультеты тантры, художественный и буддийской медицины.
Одной из святынь дацана является камень Зелёной Тары – буддийской богини, исполняющей желания. Считается, что возле него можно загадать самое сокровенное: для этого нужно лишь искренне попросить об этом богиню и коснуться волшебной реликвии рукой.
Кроме того, на территории расположена особая оранжерея – там растёт дерево Бодхи, которое выросло из отростков того самого дерева, под которым Будда достиг просветления. Для священного растения в оранжерее поддерживаются подходящая влажность и температура воздуха.
А ещё при дацане есть библиотека, галерея искусств народов Азии и художественная мастерская «Эрхим Дархан», где творцы могут создавать традиционные буддийские скульптуры.
Феномен Этигэлова
Одной из самых главных загадок и реликвий дацана является так называемый «феномен Этигэлова». Невероятная история 168-летнего буддийского ламы, который провёл в земле 75 лет и сейчас находится в неизвестном науке жизненном состоянии, будоражит воображение туристов и привлекает паломников со всего света. Увидеть легендарного ламу можно только восемь раз в году на крупные буддийские праздники. Для него построили храм-дворец «Этигэлэй Хамбо ламын Ордон», воссозданный по старым фотографиям одного из дуганов Янгажинского дацана, который в своё время строился под руководством Этигэлова. Буддисты верят в чудесную силу, которой обладает Хамбо лама Этигэлов, приезжают, чтобы заручиться его поддержкой или помощью либо просто увидеть своими глазами.
Современная часть этой истории началась в начале 2000-х годов, когда молодому монаху Иволгинского дацана стал во снах являться неизвестный лама и говорить, что необходимо откопать его тело. Сон приходил к нему не раз и не два, и тогда он рассказал о нём своему настоятелю. Вместе они отправились к действующему главе российских буддистов. Тот отругал их: раскапывать могилы у буддистов, как и у представителей других религий, считается кощунственным.
Но таинственные сны монаха продолжались. Спустя долгое время он снова обратился к ламе и рассказал о своих непрекращающихся видениях. Тогда буддисты начали расспрашивать старожилов, и один из них указал на место, где когда-то давно был похоронен XII Пандито Хамбо лама Даши Доржи Этигэлов.
Получив все необходимые разрешения и документы, в сентябре 2002 года буддисты подняли из земли короб с телом ламы. Тогда об этом событии писали все СМИ. Мужчина находился в неизвестном науке состоянии. Его нельзя было назвать живым, однако мёртвым он тоже не был. Тело Хамбо ламы оказалось неизменным, руки и ноги гнулись, а при транспортировке в дацан под ним выступила сукровица. Ещё более странные явления стали замечать позже: во время проведения религиозных обрядов и при переносе тела в главный храм, у ламы поднималась температура и начинал выделяться пот, несмотря на то, что он 75 лет находился в земле.
Забытую историю восстановили по крупицам. В 1927 году XII глава российских буддистов собрал своих учеников и велел им читать молитву-благопожелание для умерших людей. Когда ученики закончили, их наставник сидел в позе лотоса. Они посадили его в ящик из кедра, засыпали солью и поместили под землю на иволгинском кладбище для лам.
После этого лама дважды «призывал» их к себе – в 1955 и в 1973 годах. А после старые буддисты не передали знания о захороненном ламе новым монахам, и история позабылась, открывшись миру только в 2002 году.
Иволгинский дацан хранит в себе много интересного как для паломников, так и для туристов, и его посещение может как минимум, расширить кругозор.
Как найти
Адрес: Республика Бурятия, Иволгинский район, село Верхняя Иволга
Режим работы: ежедневно с 9.00 до 17.00
Как добраться: из Улан-Удэ нужно доехать до Иволгинска (это около 35 км), а оттуда – до села Верхняя Иволга (ещё 8 км). На общественном транспорте дорога занимает около часа, на такси или личном автомобиле – около получаса.
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Место, где сибирские непролазные леса встречаются со степями кочевых народов, где горные массивы с заснеженными пиками отражаются в непоколебимом зеркале глубоких озер, где веет ароматом таежной хвои и терпкими нотками вкусного кумыса.
Имя этому месту – Бурятия. Одна из самых буддийских республик нашей страны – настоящее «окно в Азию».
Сегодня мы расскажем про буддийские храмы в Бурятии, вместе ощутим на себе порыв бодрящего ветра, окунувшись в эту непередаваемую культуру Востока на русской окраине, проведем краткий экскурс в историю и узнаем, чем отличается архитектура бурятских храмов и сколько их разбросано по полям, степям, лесам и горам.
Немного истории
Что отличает бурятские храмы
Главные дацаны республики
Заключение
Немного истории
На рубеже XIV-XVвеков в тибетском буддизме зародилось течение гелуг. Его основоположником стал почитаемый многими буддистами Цонгхапа. Это учение стремительно распространялось по Центральной Азии, и к XVII веку, охватив Монголию, и достигло самой северной вершины – Бурятии.
Местные жители назвали основателя своей новой религии на местный манер – Зонхобо. Здесь его очень полюбили и даже сейчас ему отдают много почестей, а слава его не меньше, чем слава самого Будды.
Тогда население вело в основном кочевой образ жизни. С собой на вереницах тележек перевозили все – не только утварь, мебель и быстровозводимые дома-юрты, но и храмы-юрты, которые устанавливались по тому же принципу. Со временем люди начали оседать на местах, а с ними – их святилища.
Возникла необходимость воздвигать традиционные, стационарные храмы из дерева или камня. Постепенно на просторах возводились удивительные по своей форме буддистские храмы, слегка возвышавшиеся на холодных равнинах.
В 1741 году, только воцарившись на трон, Елизавета Петровна официально даровала буддизму статус одной из религий России, а к этому времени в одной только Бурятии уже насчитывалось одиннадцать дацанов и дуганов.
Это интересно! Дуган в «русском» буддизме – это буддистский храм, а дацан – монастырь и университет в одном ансамбле.
Позже тибетское учение стремительно развивалось за Байкалом, и перед революцией количество монастырей достигало 44. Некоторые источники, беря в расчет небольшие храмы, называют цифру в полторы сотни.
Это были настоящие центры просвещения. Здесь обучали философии, медицине, кулинарии, этике, биологии, изобразительному искусству, иконописи, скульптуре, чеканке. Более того, настоятели переводили зарубежные произведения, сами писали научные и художественные труды и печатали их тут же, в собственных типографиях.
Советская власть не обходила стороной религиозную жизнь людей и добралась до Бурят-Монгольской АССР – своей разрушительной силой она сравняла с землей многие дацаны. Однако после войны некоторые из них были восстановлены. Сейчас буддийская мысль процветает в Бурятии, а вздымающиеся к небу яркие крыши дуганов – визуальное тому подтверждение.
Что отличает бурятские храмы
Храмы – неотъемлемая часть жизни бурят. Под их сводами они совершают самые разные обряды, ритуалы, молятся, читают мантры, крутят хурдэ, устраивают празднества. Тут они чувствуют себя в спокойствии, гармонии и благоговении, вне пространства и времени.
Архитектура местных дуганов сложилась чудесным образом, под влиянием двух сил. С одной стороны, многие ламы были выходцами тибетских, монгольских, китайских школ и старались привычную культуру буддизма воссоздать в здешних постройках.
В то же время для строительства храмов не привлекались мастера-выходцы других стран, поэтому архитекторы из близлежащих сел и городов строили как привыкли: с некоторым налетом русского православия и в то же время с учетом особенностей суровых зим.
Так, например, поначалу основания храмов были крестообразными, в северной части пристраивался алтарь, фасад же украшали элементы русского зодчества. Постепенно от такой традиции отошли, и современные храмы имеют привычное квадратное основание с многоуровневыми крышами, стремящимися вверх.
Но одна, скорее климатическая, особенность осталась – дуганы, в отличие от храмов Монголии и Тибета, с северной стороны начинаются вестибюлем, иными словами – крылечком. Делается это для того, чтобы ветер и холод не попадал прямиком внутрь.
Палитра цветов, которые используются в интерьере и экстерьере, обширна. Они контрастируют друг с другом, в декоре нередко встречаются белый, синий, зеленый. Фасад обычно украшают бордовый и золотистый цвета – традиционные символы мощи и силы.
Буддисты не скупятся на богатстве убранства, яркости цветов. Взгляните на главные дацаны бурятов, и сами убедитесь в этом.
Главные дацаны республики
Жемчужина, она же гордость архитектурной стороны Бурятской республики – Иволгинский дацан. Это сердце Буддийской традиционной сангхи России, ведь именно здесь обосновался глава организации, именуемый как Пандито Хамбо-лама. Поэтому Иволгинский монастырь можно считать важнейшим буддийским храмом нашей родины.
Своим названием он обязан близости к селу Верхняя Иволга. Поразительно то, что разрешил строительство храма сразу после войны сам вождь – Иосиф Сталин. Еще удивительнее университет Даши Чойнхорлин на территории дацана, который был основан четверть века назад, а сегодня готовит более сотни монахов.
Но, пожалуй, самое невероятное, что есть в этом монастыре, скрыто в храме Чистой земли – это нетленное тело хамбо-ламы Итигэлова. В 1927 году 75-летний великий Учитель погрузился в вечную медитацию. Тело ламы поместили в бочку из кедра, а спустя три десятилетия, согласно наставлению, его достали.
Волна удивления охватила всех – тело за это время нисколько не изменилось, ткани не деформировались, клетки остались живыми, и говорят, что временами на лбу его даже проступает пот. Восемь раз в год гости монастыря могут воочию увидеть феномен нетленности.
Кроме того, в республике находится целая россыпь крупных храмов. Каждый из шестнадцати дацанов (учитывая Иволгинский) носит особое название, которое связано с топонимом местности, а нередко имеет и бурятский вариант.
В восточной части республики, в тридцати километрах от города Хоринска, расположился величественный дацан – Анинский. Он считается одним из старейших храмов Бурятии и первым, воздвигнутым из камня. Но за таким почетным статусом стоит непростое прошлое.
Дуган был выполнен из дерева в далеком 1795 году. Однако через пятнадцать лет он сгорел. Пришлось заново отстраивать здание.
Обновленный в 1811 году дуган поражал великолепием: два этажа с балконами, колоннами, нишами заканчивались десятиметровой пирамидой, заменявшей крышу. Сейчас местом богослужений служит новенький Цогчен-дуган. Территория дацана окружена субурганами, количество которых сакрально – 108, а вместе они образуют правильный квадрат, периметр которого достигает 1300 метров.
В трехстах километрах от столицы региона, на реке Маракта, стоит Эгитуйский дацан, заключенный в тиски двух сопок. Построенный в 1820 году, он получил официальное признание только через шесть лет. Ученые заключают, что изначально он был построен втайне от высших властей.
Но главная ценность его заключается не в секретности строительства – здесь в отдельном помещении содержится статуя Будды из сандалового дерева, размер которой составляет 2,18 м. Поговаривают, это была первая и единственная статуя Пробужденного, изготовленная еще при его жизни.
На рубеже XIX и XX веков величие дацана достигло апогея: действовало три факультета, была собственная типография, они объединялись в красивейший архитектурный ансамбль. Но советское время взяло свое: в 1934 году комплекс был закрыт на неопределенный срок, продлившийся до начала нашего столетия.
Сегодняшний облик разительно отличается от храмов в лучших традициях деревянного зодчества. Некоторые даже удивляются облицовке главного храма плиткой из соображений пожаростойкости, но это не мешает ему оставаться одним из приятнейших мест в округе.
Приведем перечень других, не менее важных дацанов Бурятии, которые входят в топ-лист для посещения, ведь это настоящее достояние республики:
- Сартул-Гэгэтуйский – единственный храм народности сартул;
- Аршанский – резиденция хамбо-ламы Доржиева, жившего во времена революции;
- Табангут-Ичетуйский;
- Чесанский;
- Сартуул-Булагский;
- Мурочинский – важнейший и старейший храм Забайкальского Запада, находится в полусотне километров от города Кяхта;
- Баргузинский:
- Гусиноозерский;
- Цугольский;
- Агинский;
- Курумканский;
- Атаган-Дырестуйский;
- Ацагатский.
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Желаем вам когда-нибудь посетить этот уникальный край нашей страны и увидеть чудеса своими глазами. Рекомендуйте статью в социальных сетях, и будем искать истину вместе.
У меня есть цикл статей о дацанах Бурятии и сегодня я познакомлю вас с самым известным из них. Иволгинский дацан, который носит название «Хамбын Сумэ”, является одним из крупнейших буддийских монастырских комплексов в Бурятии, а также является духовной столицей Буддийской традиционной Сангхи России.
Где находится. Дацан находится на окраине села Верхняя Иволга, в 30 км от города Улан-Удэ.
Как добраться самостоятельно. Добраться до дацана самостоятельно не составит труда. Для этого нужно приехать на площадь Банзарова (местные называют это место «Банзарка”), которая находится недалеко от Гостиных рядов в центре Улан-Удэ. Площадь Банзарова – конечная остановка маршруток курсирующих между городом и ближайшими селами. Нужно выбрать маршрутку под №130, на ней доехать до конечной остановки, а затем перейдя дорогу, пересесть на маршрутку с табличкой «Дацан”. Эта маршрутка довезет до ворот Иволгинского дацана.
Стоимость проезда и время в пути. Проезд от площади Банзарова до села Верхняя Иволга в одну сторону – 45 р., время в пути примерно 1 час. Проезд от Иволги до дацана в одну сторону – 25 рублей, ехать минут 10.
Интересные факты. Достоверный факт – Иволгинский дацан, первый дацан, открытый в советское!!! время, в знаменательный, для всей страны, 1945 год. Связывают это с тем, что во время Великой отечественной войны требовалась любая помощь и Сталин на время приостановил репрессии против верующих. Представители всех конфессий сдавали деньги и ценности на нужды фронта, а от буддистов Бурятии было собрано 350 000 рублей. В благодарность за помощь руководство страны разрешило возвести дацан.
Главная реликвия Иволгинского дацана. Главная причина всемирной известности Иволгинского дацана – в нем хранится святыня бурятского народа и главная реликвия российских буддистов — нетленное тело XII Пандито Хамбо Ламы Даши-Доржо Итигэлова. Уникальность его в том, что Хамбо Лама Итигэлов на склоне лет в 1927 году ушел в нирвану в позе лотоса. По прошествии 75 лет, осенью 2002 года, тело Хамбо Ламы Итигэлова, согласно его завещанию, было извлечено действующим Хамбо Ламой Аюшеевым вместе с другими ламами и судмедэкспертами. Хамбо Лама Итигэлов находился в той же позе лотоса, никаких признаков разложения не было. Анализ волос,ногтей и кожи также не показал разрушительных изменений. Данный феномен не может объяснить ни один ученый. Но факт остается фактом тело Хамбо Ламы Итигэлова остается нетленным. Более подробно о жизни Хамбо Ламы Итигэлова и об исследованиях проводившихся учеными можно прочитать в статье «Возвращение Итигэлова”.
Отдельно отмечу, что увидеть Хамбо Ламу Итигэлова можно только 8 раз в году, в дни главных буддистких праздников. В эти дни его переносят в главный дацан Согчен-дуган, чтобы каждый желающий мог ему поклониться. А желающих, надо заметить, очень и очень много, не протолкнуться. Мы, к своему стыду, так ни разу ему и не поклонились. Ежегодно список праздничных дат обновляется, их можно узнать, позвонив в дацан.
Дворец Хамбо Ламы Итигэлова
В остальные дни Хамбо Лама Итигэлов располагается в своем дворце, к слову, самом красивом храме. Во дворец доступ ограничен. Как правило, для особо важных персон, в исключительных случаях, делается послабление и они могут посетить Итигэлова.
Как вести себя на территории дацана. Во-первых, на территории дацана нельзя сорить, курить, сквернословить, распивать спиртные напитки и приезжать в дацан в нетрезвом виде. Женщинам не стоит надевать короткие юбки или платья. Заходя в дацаны нужно обязательно снимать головные уборы, а сумки и рюкзаки держать в руках. Также нельзя поворачиваться спиной к статуям Будды и святых, и нельзя показывать на них пальцем.
А теперь, постараюсь вас сориентировать. У Иволгинского дацана три входа, центральный, с левой и с правой стороны. Центральные главные ворота обычно закрыты, открывают их только по большим религиозным праздникам. Маршрутка вас привезет к второстепенным (левым) воротам.
Рядом с ними находится Визитно-информационный центр дацана, в котором вы можете заказать экскурсию по территории дацана, снять гостевой домик и узнать любую интересующую вас информацию. На фото ниже указаны телефоны, туда можно заранее позвонить и узнать необходимую информацию. Перед входом в дацан находятся торговые ряды с различной сувенирной продукцией, а также кафе.
Осматривать территорию дацана нужно по часовой стрелке, т.е. слева направо, для этого проложена специальная тропинка. Такой круг называется «гороо”, подробно об этом я писала в статье «Богиня Янжима – богиня дарующая детей”. По ходу движения вам будут попадаться молитвенные барабаны-хурдэ. Они заполнены текстами молитв и хурдэ нужно обязательно покрутить, тоже по часовой стрелке. Это считается равноценным совершенной молитве. Совершая «гороо” можно заходить во все открытые храмы-дуганы, в них также нужно двигаться по часовой стрелке, молится, оставлять подношения деньгами или едой, в виде сладостей.
Статья получилась очень объемная, поэтому пришлось поделить ее на две части. Поэтому продолжение читайте по этой ссылке: Дацаны Бурятии: Иволгинский дацан часть 2
Иволгинский дацан «Хамбын Сумэ» — крупный буддийский монастырский комплекс, центр Буддийской традиционной Сангхи России. Является наиболее крупной буддийской общиной Бурятии.
История
Буддийская традиция в СССР была почти полностью уничтожена в первые десятилетия Советской власти. С Иволгинского дацана начался сложный процесс возрождения буддизма в СССР и России в середине XX века.
В конце Великой Отечественной войны по многочисленным просьбам верующих начали открываться храмы, церкви, дацаны. В этот период Правительством СССР были приняты определённые решения по уменьшению давления на религии в стране.
В 1945 году вышло Постановление Совета народных комиссаров Бурят-Монгольской АССР от 2 мая 1945 года за № 186-ж «Об открытии буддийского храма «Хамбинское Сумэ» в улусе Средняя Иволга». По инициативе верующих начался сбор денег и религиозной утвари.
На собранные деньги в местности Ошор-Булаг был поставлен деревянный дом, которому придали вид дацана. Верующие, узнав об открытии, стали принимать активное участие в строительных работах.
Чойра дуган — первое здание комплекса Наталия Мясникова, CC BY-SA 3.0
Первые молебны
12 декабря 1945 года во главе с гэбши Галсаном Хайдубом была проведена первая открытая служба «Сахюусан хурал». В феврале 1946 года новогодние службы — «Сагаалганай хурал» — прошли с соблюдением всех религиозно-обрядовых канонов.
В 1951 году власти официально выделили землю для монастырского комплекса. Было построено несколько жилых домов для лам.
В 1970 году был построен восьмистенный храм — Соборный (монг. Цогчен) дуган.
Дэваажин дуганДмитрий Шипуля, CC BY-SA 3.0
В 1972 году был построен главный Соборный храм — Цогчен дуган. Восьмистенный дуган был преобразован в Деважин Сумэ.
Цогчен-дуганДмитрий Шипуля, CC BY-SA 3.0
Современное состояние
В настоящее время в дацане проводятся службы-хуралы, посвящённые важнейшим событиям буддийской истории, ежедневные ритуалы в честь защитников и хранителей учения — Сахюусанов и другие обряды, помогающие и защищающие верующих от различных негативных сил.
Маанин дуганДмитрий Шипуля, CC BY-SA 3.0
Иволгинский дацан посещают множество паломников и туристов из разных стран.
Кроме того, на территории монастыря располагаются резиденция Хамбо-ламы, здание библиотеки, учебные корпуса Буддийского Университета Даши Чойнхорлин им. Дамба Даржа Заяева, летняя гостиница, музей памятников буддийского искусства, священные ступы-субурганы, различные служебные помещения и дома лам.
Организован прием у лам-астрологов.
Резиденция Пандито Хамбо ламыДмитрий Шипуля, CC BY-SA 3.0
Также при дацане действует визитно-информационный центр, в котором можно узнать информацию о расписании хуралов, размещении в гостевых домах и другую информацию. У левого входа на территории дацана размещены сувенирные ряды, где можно найти различные буддийские атрибуты.
Нетленное тело Хамбо-ламы Итыгэлова
10 сентября 2002 года на поверхность земли было поднято тело XII Пандито Хамбо Ламы Даша Доржи Итигэлова, главы буддистов Восточной Сибири, который был похоронен 15 июня 1927 года. Тело ламы оказалось нетленным.
Это явление широко обсуждалось в прессе, был создан фильм, собрано много материала о жизни и деятельности Итигэлова, проводились круглые столы, конференции, но ясного объяснения этого феномена пока мы не услышали.
Современная наука не в состоянии объяснить природу этого феномена.
В монастырский комплекс входят:
- Цогчен-дуган — главный соборный храм (построен в ноябре 1976)
- Храм-дворец Хамбо-ламы Итигэлова — место хранения священной реликвии — нетленного тела великого Учителя
- Дуган Зелёной Тары
- Жуд-дуган — тантрический храм
- Маанин-дуган — храм бодхисатвы сострадания Авалокитешвары (Арьяа-Баалы)
- Гунрик-дуган — храм будды Вайрочаны
- Майдарин-сумэ — небольшой деревянный храм будды Майтреи (построен в 1970-е)
- Дэважин-сумэ — Рай Будды Амитабхи — глинобитное двухэтажное здание (построен в 1970);
- Сахюусан-сумэ — деревянный дуган квадратной формы, посвящённый дхармапалам (построен в 1986)
- Чойра-дуган — факультет философии Чойра — первый Цогчен дуган (построен в 1947—1948)
- оранжерея для священного дерева Бодхи.
Маленький Будда
На территории монастыря находится замечательная скульптура Даши Намдакова «Маленький Будда». Найти ее можно на восточной стороне комплекса в специальной построенной для скульптуры оранжерее.
Правила поведения в буддийских дацанах
Буддизм получил своё распространение в России сравнительно недавно. Первые упоминания о буддистах в стране датированы XVII столетием. Согласно же официальной статистике, в середине XIX столетия в городе проживал всего один буддист, к концу века их стало 75, а накануне Первой мировой войны число выросло до 184.
Буддийский храм в Петербурге был основан стараниями Агвана Лобсана Доржиева — посланника XIII Далай-ламы. Получив разрешение на возведение святыни, Агван в 1909 году купил участок земли на северной окраине города в тихом и уединённом месте, и уже через четыре года дацан открыл двери под именем «Гунзэчойнэй», что в переводе с тибетских языков означает «источник Святого Учения Будды, который сострадает всему живому». Само же слово «дацан» переводится как «монастырская школа».
К несчастью, храм был построен в неспокойное время. Начало XX столетия с его государственными переворотами, практически не прекращавшимися военными действиями и Красным террором — одна из самых кровавых и печальных страниц в истории страны. Поэтому монахи-буддисты, смысл жизни которых заключается в добром отношении к ближнему и стремлении к душевному равновесию, покинули храм, не выдержав творящегося вокруг хаоса. В 1919 году строение было разграблено.
Некоторое затишье в жизни буддистов наступило в середине 1920-х годов. Однако новый виток несчастий не заставил себя долго ждать, ведь деятельность храма противоречила советской идеологии, согласно которой любая религия, будь то буддизм или православие, являлась «опиумом для народа». В итоге буддисты Северной столицы опять подверглись гонениям, часть была сослана в сибирские лагеря для политзаключённых или же расстреляна. В здании святыни человеколюбия стараниями властей в разные годы размещались лаборатория Института зоологии АН СССР, база физической культуры и военная радиостанция. Лишь спустя несколько десятилетий в 1990 году храм был возвращён обществу буддистов.