Дельта волги

Астрахань — административный центр Астраханской области, в 1534 километрах к Юго-востоку от Москвы. Расположен на Прикаспийской низменности, на реке Волга, в верхней части ее дельты. Климат резко континентальный, засушливый. Средняя температуры января -10° С, июля 25° С. Осадков 230 мм в год. Работают речной и морской порт Волго-Каспийского бассейна, транспортный узел железнодорожных линий (на Саратов, Кизляр, Гурьев) и автодорог (на Волгоград, Ставрополь и др.), международный аэропорт.

Город расположен на одиннадцати островах, занимаемая площадь – 500 кв. километров, делится на 4 района; численность населения города в соответствии с переписью населения на 1.01.2004 г. составляет 502, 8 тысяч человек. В Астрахани проживают представители более 100 национальностей, мирно соседствуют 14 религиозных конфессий, функционируют 17 обществ национальных культур, 155 общественных объединений.

Из истории развития Астрахани.

Астрахань — старейший город Нижнего Поволжья, входит в число 115 городов РФ, признанных исторически ценными.

В районе, где находится Астрахань, издавна располагались городские поселения, через которые шли торговые пути персов и арабов. На протяжении нескольких столетий здесь, несмотря на разрушения, постоянно возникали города хазар, половцев, татар — монгол. Впервые город Астрахань упоминается историками, учеными, путешественниками с XIII века. Старый город входил в состав Золотой Орды. Он был расположен на 12 км выше современной Астрахани на правом берегу Волги. В разное время он назывался по-разному – Астархан, Аштархан, Хаджи-Тархан. Хаджи-Тархан играл важную роль в торговле с Европой. Торговые караваны перевозили сюда шелк, пряности, другие товары с востока.

По мнению некоторых исследователей, близ современного города размещался Итиль — столица хазарского каганата, разрушенного князем Святославом в 965. В 1395 Астрахань сожжена войском Тамерлана. В1459-1556 Астрахань главный город Астраханского ханства. Окончательно город занят русскими войсками и присоединен к Русскому государству в 1557.

В 1558 году на левом волжском берегу, на бугре Заячьем или Долгом первым астраханским воеводой Черемисиновым была заложена русская деревянная крепость. В 1582 сооружены каменные стены с 8 большими и малыми башнями. В Астрахани был построен караван-сарай. Заселение Астрахани шло быстро: отдаленность края, потребность в рабочей силе привлекли массы русских переселенцев, образовавших вокруг города слободы: Сианову, Безродную, Теребиловку, Солдатскую, Ямгурчееву, (или Огручеево); поселившиеся в окрестностях города татары образовали Татарскую, армяне — Армянскую слободы.

Около четырехсот лет Соборная площадь кремля была свидетельницей важнейших исторических событий из жизни города. В 1605-06 Астрахань была захвачена и разграблена донскими и терскими казаками. С 1619 года в Астрахани замечается большой наплыв торговцев из Азии. В1625 году проживающие в Белом городе индусы принимают участие в постройке гостиного азиатского двора.

К середине 17 в. Астрахань была одной из пограничных крепостей Русского государства, охранявших устье Волги. С 1668 года индийские купцы имеют в городе постоянное место жительства и пользуются различными льготами, как полезные в развитии торговли люди. В 1670 Астрахань была взята войсками Степана Разина; в 1670-71 управлялась казачьими атаманами В. Усом и Ф. Шелудяком.

На протяжении почти трёх веков Астрахань являлась главным административным центром, через который осуществлялись торговые и политические связи Русского государства со странами Востока, Закавказья и Северного Кавказа.

Среди астраханских воевод периода XVI—XVII веков есть фамилии знатнейших княжеских и боярских родов России: Одоевских, Черкасских, Голицыных, Трубецких, Шереметевых.

Находясь на перекрестке караванных и водных путей, Астрахань в XVII -XVIII столетии превращается из небольшой укрепленной крепости на юге Русского государства в крупный торговый и ремесленный город, а река Волга становится важнейшей транспортной артерией страны. С 1717 – Астрахань — губернский город. 1727 год – время основания базара, именуемого в наши дни «Большими Исадами». Исадами называлось место, где привозимая в Астрахань с ватаг и учугов рыба, складывалась или иссаживалась, т.е. выкладывалась. Большие палатки, лавки и магазины, расположенные на территории базара вели торговлю до 4-х часов дня. О Больших Исадах говорили: «легче перечислить то, чего здесь нет, чем то, что там предлагается покупателю». Рынок являлся своего рода биржей труда, здесь нанимали стекольщиков, кровельщиков, плотников, точильщиков.

С 1785 — областной город Кавказского наместничества. В 1-й четверти XVIII в. в Астрахани были созданы сильный военный флот, адмиралтейство, верфи, порт.

Успешное завершение Петровского «Персидского похода» и присоединение северо-западных провинций Персии – Гиляна, Мазандарана и Астрахбада оказало огромное влияние на развитие экономики края. В 40-е годы XVIII столетия в Астраханской губернии вырастает численность мелких производителей, открываются шелковые и кожевенные заводы, владельцами которых становятся, как правило, выходцы из восточных государств.

Традиции дружбы и взаимовыгодной торговли с восточными государствами живы и поныне. С 2001 года в Астрахани действует Генеральное консульство Исламской Республики Иран. Открылось консульство Республики Казахстан. В 2002 году МИД России открыл в Астрахани своё представительство в числе десяти городов России.

В начале XIX века близ Астрахани возник «Рыбный городок», где проживали рабочие рыбных промыслов. Широкую известность к середине столетия получают рыбные промыслы астраханских рыбопромышленников: Хлебникова, Неизвестнова, братьев Сапожниковых, Беззубикова и других. Именно в это время министерством государственного имущества Российской империи была предпринята попытка исследования правил рыболовства в Астраханском крае.

В 1845 году со стапелей астраханского эллинга были спущены два первых парохода, имевших железные корпуса. В 1860-х годах в связи с развитием нефтепромыслов в Баку астраханский порт становится одним из крупнейших в стране. В 1873 году на Каспии появляется первый в мире нефтеналивной танкер. Его создали астраханские судовладельцы братья Артемьевы, налив нефть для транспортировки прямо в трюм своего парусника «Александр». Этим техническим решением воспользовались шведские промышленники братья Нобели, имевшие свои заводы в Астрахани и занимавшиеся нефтяными разработками на Каспии. Спустя два года они построили первый в мире паровой танкер. В 1885 в Астрахани и окрестностях насчитывалось 62 фабрики и завода. Среди городских промыслов выделялись рыболовство, садоводство (особенно разведение винограда) и огородничество.

В астраханском порту конца ХIХ века располагались пристани известнейших волжских пароходных обществ – » Самолет» и «Кавказ и Меркурий». Общество «Кавказ и Меркурий» находилось под Высочайшим Его императорского Величества покровительством. В ходе военных действий на Кавказе и в Туркестане оно пользовалось монопольным правом перевозок войска и грузов для военных нужд, обладало первым по численности и удобствам флотом на Волге и Каспии.

В начале ХХ столетия количество вылавливаемого на Нижней Волге «живого серебра» — как называли речную рыбу, было огромно. Стрелка реки Кутум считалась рыбной пристанью. Вдоль берега Косы тянулись знаменитые рыбные садки Фадеева, Родионова, Вахромеева… Рыбу продавали, свежую, мороженую, вяленую, соленую. Здесь можно было попробовать на вкус и выбрать лучшую белужью, севрюжью и осетровую икру. Оптовикам делалась большая скидка.

В 1900 году по его узеньким, почти азиатским улочкам со страшным звоном и скрежетом проехал первый трамвай – детище европейской цивилизации. Это был воплощенный городскими властями выгодный проект бельгийской фирмы. В это же время астраханская губерния начинает привлекать внимание других западных предпринимателей.

Во время гражданской войны Астрахань приобрела ключевое значение, что вызвало ожесточенные бои между противоборствующими сторонами за овладение городом. До 1934 года Астрахань входила в состав Нижневолжского края, с 1934 г. — Сталинградского края, до 1943 г. — Сталинградской области; с 1943 г. Астрахань — центр Астраханской области.

После распада Союза наш регион оказался в новой геополитической ситуации, получив статус южного форпоста России. Здесь проходит главная водная артерия — р. Волга, а через нее водные пути из прикаспийских государств в Черное, Средиземное, Балтийское, Северное моря. Астрахань естественный центр транзитной торговли и крупный транспортный узел на стыке Азии и Европы.

Экономический потенциал Астрахани.
Сегодня Астрахань – это современный город, который развивается как вполне сложившийся комплекс, сочетающий геополитическое положение, развитую промышленно-экономическую зону, удобные транспортные подходы, необходимые интеллектуальные и кадровые ресурсы.

Обосновавшаяся на пересечении древнейших торговых путей между Европой и Азией, обладающая современной транспортной инфраструктурой и многоотраслевым хозяйственным комплексом, Астрахань имеет огромный потенциал для развития экономики.

В качестве конкурентных преимуществ помимо выгодного географического расположения и ключевого места Астраханской области в системе евроазиатских международных транспортных коридоров можно выделить богатое историко-культурное наследие, большой потенциал расширения портовых мощностей, уникальные водные и природные биоресурсы, известность области как источника качественной пищевой продукции (брэнд Астрахани, как города «арбузов, рыбы и икры»).

Расположение Астрахани на Прикаспийской низменности в дельте реки Волги с богатыми запасами природных ресурсов способствует развитию рыбной, плодоовощной, химической и нефтехимической промышленности, судостроения, туризма. В городе развито производство строительных материалов, легкая, пищевая промышленность.

Астраханский транспортный узел является частью мировой транспортной системы — в силу своего географического положения регион является основным российским участком интермодального коридора «Север-Юг», который позволяет значительно сократить продолжительность перевозки грузов из Юго-Восточной Азии в Западную Европу по сравнению с традиционным морским путем через Средиземное море и Суэцкий канал.

Большим преимуществом является возможность интермодальной организации грузоперевозок, позволяющей сочетать преимущества всех имеющихся видов транспорта: морского, речного, железнодорожного, автомобильного и авиационного.

По Каспию проходят кратчайшие пути, связывающие Европу со странами Средней Азии, Индией и Пакистаном, странами бассейна Индийского океана. Складываются объективные предпосылки к превращению Каспийского моря и прибрежных территорий в важный транзитный центр товарообмена через Иран, Узбекистан, Западный Китай, Афганистан, Казахстан, другие азиатские страны, имеющие ограничения по выходу к океанским коммуникациям для осуществления бизнес-проектов с Европой.

В городе работают более 1200 предприятий различных форм собственности. Ведущие позиции занимают предприятия топливно-энергетического комплекса, судостроения и пищевой промышленности.

Астрахань на сегодня является наиболее оптимальным пунктом для размещения региональных штаб-квартир компаний, работающих в регионе Прикаспия.

Наибольшую известность Астрахань получила благодаря рыбной отрасли. Уникальны каспийские виды осетровых рыб. Красная рыба и черная икра — визитная карточка Астрахани.

Рыбная промышленность составляет значительную часть всего объема пищевой промышленности Астрахани. Возрастает производство консервов, расширяется ас­сортимент рыбной продукции, выдержива­ющей конкуренцию не только в России, но и зарубежом.

ОАО «Астраханский корабел» производит нефтегазовые буровые установки для разведки нефтяных и газовых месторождений на морском шельфе, морской и речной вспомогательный флот, а также производит ремонт, модернизацию плавучих кранов.

Предприятия в промышленности строительных материалов специализируются на выпуске высокотехнологичной строительной продукции, стеновых и кровельных материалов, сухих смесей, железобетонных изделий и конструкций для каркасного монолитного домостроения. Производятся различные виды теплоизоляционного материала.

Население города обслуживают почти 3,5 тысячи предприятий розничной торговли и общественного питания, оптовые рынки.

Волга с ее крупнейшими притоками Камой и Окой, системой судоходных каналов связывает единым водным путем 22 региона России, дает возможность крупнотоннажным судам без промежуточных перевалок выходить в Азовское, Черное, Балтийское и Белое моря.

Астраханский порт открыт для международного сообщения. Он включает в себя 16 грузовых участков, специализированных для перевалки сухих грузов. Порт располагает значительными складскими мощностями как закрытого, так и открытого хранения, оснащен современным погрузочно-разгрузочным оборудованием, имеются внутрипортовые железнодорожные линии.

Объем переработки внешнеторговых грузов астраханскими портами за последние годы увеличился более чем в пять раз.

Важное место в транспортной инфраструктуре занимает астраханский аэропорт, а также астраханское отделение Приволжской железной дороги.

В ближайшей перспективе предполагается реконструкция взлетно-посадочной полосы, гостиницы.

Завершено строительство нефтеперегрузочного терминала РПК «Астраханский» филиала ООО «Лукойл – Нижневолжскнефтепродукт» с проектной мощностью 3 млн. тонн в год с перспективой развития до 8 млн. тонн в год.

В Астрахани сформировался развитый стабильно работающий финансовый сектор – кредитные организации, страховые компании, филиалы крупнейших российских банков.

В настоящее время администрацией города ведется активная целенаправленная работа по привлечению новых инвесторов на региональном, национальном и международном уровнях. Ставка делается на крупные, прорывные проекты, способные заметно изменить жизнь города к лучшему.

Большие надежды возлагает город на партнерские связи. Заключены договора с городами — побратимами Пемброук Пайнз (США), Форт Лодердейл (США), Гран-Попо (Бенин), Любляны (Словения) и Руссе (Болгария). Очень тесные связи с соседями — это города Ростов-на-Дону, Саратов, Ставрополь, Волгоград, Самара, Казань, Иваново, Кисловодск, Йошкар-Ола, Ульяновск, а также город Брест и Херсон. Работает администрация города и в направлении сохранения и развития культурно-исторического наследия города, укрепления духовных основ городской жизни, восстановления памятников культуры.

Глава муниципального образования «Город Астрахань»– Губанова Алёна Вячеславовна

Глава администрации города Астрахани – Харисов Радик Ленартович.

Более подробная информация о городе – на официальном сайте www.astrgorod.ru

Что такое дельта реки?

Дельта реки образуется в результате осаждения отложений, переносимых рекой, когда поток покидает ее устье и поступает в спокойные воды или медленные воды. Дельты часто образуются там, где река входит в другой водоем, включая океаны, озера, море или водохранилище. Дельты являются экологически значимыми, поскольку они защищают береговую линию и предлагают места обитания для нескольких видов. Дельты подразделяются на дельты, в которых преобладают волны, волны, в которых преобладают приливы, внутренние дельты, устья рек и дельты Гилберта. Процесс формирования дельты сложен и происходит с течением времени. Несколько речных дельт разбросаны по всему миру, включая дельту Ганга-Брахмапутры, крупнейшую в мире.

Дельта Ганга

Дельта Ганга, официально известная как Ганг-Брахмапутра или дельта Бенгалии, расположена в бенгальском регионе Индийского субконтинента, который состоит из индийского штата Западная Бенгалия и страны Бангладеш. Дельта является самой большой в мире и одним из самых плодородных регионов мира, отсюда и название Зеленая Дельта. Дельта Ганга впадает в Бенгальский залив и простирается от реки Хугли до реки Меган. Основные морские порты дельты включают Калькутту, Халдиа, Монгла и Читтагонг. Несколько больших рек протекают через дельту, включая Падму и Джамуну, которые являются главными распределителями Ганга и Брахмапутры соответственно.

География дельты Ганга

Дельта Бенгалии принимает форму треугольника и считается дугообразной. Дельта имеет площадь около 41000 квадратных миль. Ширина дельты вдоль побережья составляет приблизительно 217 миль, в то время как расстояние от слияния Ганга и Брахмапутры до побережья составляет около 155 миль. Две трети дельты находится в Бангладеш, а остальная часть дельты является частью штата Западная Бенгалия, Индия. Дельта – это пойма трех рек, в том числе Ганги, Мегны и Брахмапутры, с тремя реками, впадающими в водосборный бассейн площадью около 665 000 квадратных миль на южной стороне Гималаев. Дельта Ганга является одним из самых плодородных регионов Земли и состоит из аллювиальной почвы, богатой минералами и питательными веществами, подходящими для сельского хозяйства. Дельта состоит из каналов, болота, озер и пойм. Он разделен на две части рекой Горай-Мадхумати с восточной стороны, более геологически активной, чем западная.

Дикая природа дельты Ганга

Дельта Ганга покрыта тремя наземными экорегионами: влажным лиственным лесом нижней гангской равнины, болотным лесом Сундарбанс и мангровым лесом Сандербанс. Большая часть лесов была очищена для сельского хозяйства, и в экорегионе лиственных лесов доминирует только густая высокая трава. Мангровые леса Сандербанс образуют крупнейший в мире мангровый экорегион, занимающий площадь около 8000 квадратных миль. Некоторые из животных дельты Ганга включают индийских питонов, индийских слонов, крокодилов и бенгальских тигров. Дельта также характеризуется несколькими птицами, включая зимородка, орлов и дятлов.

Экономическое значение

Дельта Ганга является одним из самых густонаселенных районов мира с населением около 140 миллионов человек. Сельское хозяйство является основным видом экономической деятельности в регионе, где выращиваются основные культуры, в том числе рис, чай и джут. Рыболовство также является основным видом экономической деятельности в дельте Ганга.

Дельта Волги – крупнейшая речная дельта Европы и одна из крупнейших в мире. Её площадь – около 19 тысяч квадратных километров, в дельте Волги насчитывается по разным данным от 500 до 850 водотоков, и последние столетия она увеличивается. Подсчитать точное количество рукавов довольно сложно, ведь если в начале дельты преобладают крупные водотоки (Старая Волга, Бахтемир, Болда, Бузан, Камызяк, Ахтуба), то чем ближе к Каспию, тем сильнее они дробятся на всё более и более мелкие рукава, словно кровеносная система человека – от крупных артерий к более мелким капиллярам.
А в увеличенном масштабе – бесчисленные капилляры дельты Волги выглядят, например, вот так.

Для того, чтобы из Каспийского моря в Волгу могли беспрепятственно заходить крупные морские суда, в начале XX века русло судоходного рукава Бахтемир было углублено и спрямлено, фарватер расширен. Углубили фарватер и в морской части, примыкающей к дельте Волги – от устья Бахтемира до глубоководной части Каспийского моря. Так образовался Волго-Каспийский морской канал к порту Астрахань протяжённостью 188 километров (88 километров по Бахтемиру и 100 километров по Каспию). В течение XX века Волго-Каспийский канал неоднократно расширяли и углубляли, и теперь габариты канала обеспечивают круглогодичное беспрепятственное движение судов с осадкой до 4,5 метров.
Астрахань расположена в 100 километрах от Каспийского моря, в северной части дельты Волги, ближе к её началу. Город раскинулся на 11 островах. Куда ни пойдёшь, всюду протоки, каналы – Кутум, Болда, Кизань, Казачий ерик… Структура дельты Волги постоянно меняется – в XVIII веке основное русло реки протекало прямо под стенами Астраханского кремля, но в последующие столетия основной поток реки всё время перемещался в западном направлении. Так, в XVI веке английский дипломат и путешественник А.Дженкинсон спускался в Каспийское море по глубокому и полноводному рукаву Болде, в XVII веке, путешествуя из России в Персию, немецкий исследователь Адам Олеарий воспользоваться этим путем уже не мог, он шел западнее – по рукаву Иванчугу. В XVIII – XIX веках дорогой к морю служила сама Волга, но затем её русло стало заноситься песком и сильно дробиться на рукава. Пришлось судовой ход перенести ещё западнее – в Бахтемир. А ту Волгу, где раньше был судовой ход, с тех пор называют Старой Волгой.
Дельта Волги представляет собой сложнейшее переплетение бесчисленных рукавов и протоков. Здесь множество стариц, разливов, островов и непролазных зеленых джунглей по мелководьям. Где-то по берегам, тянутся ивы, на затопленных участках преобладают тростниковые заросли, сквозь которые можно часами пробираться на лодке. По некоторым протокам можно плавать только с шестом, а в некоторые и с шестом лучше не соваться – так густо они заросли различными водными растениями. Дельта Волги – уникальнейшая экосистема. Здесь водятся сотни видов животных и птиц, встречается множество редких растений, самым знаменитым из которых является лотос. Волжская дельта – настоящий рай и для любителей рыбалки. Чтобы защитить редкие виды растений и животных дельты, в 1919 году в южной её части был создан Астраханский заповедник, включающий в себя как дельтовую часть, так и часть морской акватории. Астраханский заповедник – это закрытая территория, туда иногда проводятся экологические экскурсии, но более массовым среди туристов является посещение части волжской дельты, не относящейся к заповеднику и доступной для свободного посещения. Туристы посещают поля лотоса, отдыхают на базе отдыха, купаются, пробуют местную уху… Именно на такую экскурсию мы и съездили. До этого раза мне доводилось трижды бывать в Астрахани, но я ни разу не был в дельте Волги, и ждал этой экскурсии с нетерпением!
1. Из Астрахани туристов везут около 40 километров на юг в район посёлка Камызяк, на одну из турбаз, расположенных на берегах мелких боковых проток дельты Волги.

3. От причала базы отдыха направляемся на моторках по ещё более мелким протокам и поросшим камышом болотистым заводям на знаменитые лотосовые поля. Хорошо, что сегодня чуть пасмурно – обычно в середине июля тут бывает нестерпимо жарко.
4. Ригина быстро подружилась с водителем нашего судна.
5. Когда катер идёт полным ходом – нужно крепко держаться. Мчимся среди бесчисленных проток и заросших водной растительностью заводей, на полной скорости закладывая порой очень лихие повороты.
6. Наконец, лодки останавливаются. Медленно и осторожно направляемся в заросли лотоса.
7. Вот он – знаменитый астраханский лотос или водяная роза, как называли его когда-то…

9. Лодки в лотосовых полях.

12. Водяная капля – словно бриллиант в сердцевине листа.
13. Тут не заповедник, но и здесь специально срывать лотосы не стоит. Но раз уж так вышло, что один из цветков сломался, мы все конечно сфотографировались с ним.
14. Красота…

18. Пробыв в лотосовых полях около часа, вновь заводим моторы и направляемся в путь по бесчисленным зарослям и протокам дельты Волги.

21. Внезапно лодка остановилась – наш сопровождающий увидел что-то своим цепким взглядом. На вершине сгоревшего когда-то от молнии дерева устроила себе гнездо дрофа…

23. Увидев нас, хищная птица начинает громко кричать и кружить над головами, отвлекая от своего потомства. Но мы не охотники, мы – с миром. Не будем её тревожить. Заводим мотор – и продолжаем путешествие по дельте.

25. На базе отдыха – около двух часов свободного времени. Можно позагорать, искупаться в волжских протоках, а затем – вкусный обед. 🙂

По окончании экскурсии оставалось около часа свободного времени в Астрахани – этого достаточно, чтобы сделать небольшой кружок по центру этого древнего, очень красивого южного прикаспийского города в дельте Волги.
29. На центральной площади Астрахани под бдительным присмотром Ильича ребята играют в баскетбол и катаются на велосипедах.
30. У самых стен Кремля стоят теннисные столы.
31. А у девчонок тем временем – важные телефонные переговоры. 🙂
32. Астраханский кремль – жемчужина и главная достопримечательность города. Он был построен в 1562 – 1589 практически сразу после взятия Астрахани русскими войсками на том месте, куда Иван Грозный перенёс захваченный им город. Главной доминантой кремля является Успенский собор, построенный столетием позже, в 1699-1710 годах.

38. Астраханская набережная – главный фасад и визитная карточка города. Астрахань живёт Волгой, проделавшей к этому времени долгий-долгий путь от своего истока из небольшого ключа в Тверской области до самых южных регионов России.

41. Астраханцы очень любят Волгу, провожают и встречают туристические теплоходы на набережной. Особенно теплоходы линии Москва — Астрахань. Прибытие теплохода – всегда большое событие.

43. А мы отходим от причала и начинаем обратный путь по Волге. Вообще-то я должен был сойти сегодня в Астрахани, у меня были заранее куплены билеты на самолёт и забронирован номер вот в этом отеле – но как-то так хорошо отдыхалось, что несмотря ни на что я взял, да и продлил себе круиз ещё на два дня, до обратного Волгограда (ничего – улечу оттуда на чём-нибудь!). До свидания, Астрахань! Чао, гостиница «Азимут» — так я в тебе и не остановился, о чём нисколечко и не жалею! 🙂
44. А мы оставляем за кормой зелёный южный город, расположенный на самом юге нашей страны, там, где великая русская река Волга отдаёт свои воды Каспию, и начинаем обратный путь вверх по реке.

Темнеет. И снова теплоход держит путь среди мерцающих куда ни глянь огней извилистого фарватера. И снова тёплый ароматный воздух южной ночи нежно ласкает лицо. На нижней Волге очень сильное течение – если туда от Волгограда до Астрахани теплоход пролетает менее чем за сутки, то на обратный путь уходит намного больше времени. За счёт этого на обратном пути появляется дополнительный день в низовьях, в который обычно организуются две зелёные стоянки – так будет и на этот раз: завтра у нас Никольское и Ахтуба.
К оглавлению >>>
Tags: Астрахань, Волга, Круиз Москва — Астрахань, Россия

Волжская дельта является самой большой дельтой в Европе. Перед тем, как встретиться с Каспием, основное русло Волги начинает дробиться на множество водоемов — крупных рек, более мелких протоков и ериков. Дельта славится знааскатах в Икрянинском, Камызякском, Лиманском муниципальных районах, а также на пяти банках нижней Волги: Иголкинском, Беменитыми каспийскими раскатами и Главным Банком, основной судоходной и рыбопроходной магистралью, непроходимыми зарослями тростника, джунглями проток и богатыми рыбными запасами.

Большое количество рыболовных баз в дельте Волги располагается в Камызякском, Красноярском, Наримановском, Приволжском, Володарском муниципальных районах. Местоположение баз позволяет побывать на рлинском, Ново-Васильевском, Мало-Белинском, Карайском. Дельта Волги — одно из мест, которое обязан посетить каждый настоящий рыбак. В глубинах величайшей русской реки водятся все виды рыб, которые встречаются в европейских широтах: карась, щука, линь, сазан, сом, чехонь, окунь, жерех, вобла и множество других. Волго-Каспийский район — один из центров разнообразия и обилия рыб планетарного масштаба. Особое значение имеет разнообразие осетровых. Здесь обитают осетр, белуга, севрюга, стерлядь.

Через дельту пролегают пути сезонных миграций миллионов птиц: здесь встречается 280 видов птиц, из них около 30 видов занесены в Красную книгу (среди них орлан-белохвост, стерх, кудрявый пеликан). Богатство орнитологической фауны определяется экологическими условиями региона. В приморской части дельты обитают лебеди, гуси, речные утки. В 1975 году Рамсарская конвенция отнесла водно-болотные угодья дельты Волги как место обитания водоплавающих птиц к угодьям международного ранга.Фауна млекопитающих представлена 50 видами. В лесах дельты встречаются зайцы, енотовидные собаки, лисицы, волки, шакалы, горностаи.

Растительный мир Астраханской области поражает своей неповторимостью, не каждый регион может похвастаться, что обладает таким уникальным явлением природы, как дельта реки, главной достопримечательностью которой является реликтовый цветок — лотос, символ-бренд региона. На Каспийском взморье раскинулись самые большие на нашей планете дикорастущие лотосовые поля. Сюда можно съездить всей семьей и получить необыкновенный заряд позитива, полюбоваться красотой лотоса и ощутить его неповторимый аромат.
Уникальный мир дельты Волги находится под охраной биосферного заповедника, созданного в 1919 году.

Дельта Волги — одна из крупнейших дельт в мире; её площадь составляет 11 000 кв. км. Волжская дельта имеет вид почти правильного треугольника. Вершиной современной дельты служит узел отделения от реки Волги левого крупного дельтового рукава Бузана в 50 км выше города Астрахани. Протяжённость дельты по водному кратчайшего пути от её вершины до устьев Иголкинского, Белинского и Гандуринского банков составляет соответственно 125, 135 и 150 км, то есть увеличивается с востока на запад. Длина морского края дельты — около 175 км. В силу понижения уровня Каспийского моря площадь дельты за последние 130 лет выросла в девять раз. Уникальная флора и фауна дельты (осетровые, лотос, фламинго, стерхи, пеликаны) с 1919 года находятся под охраной государства как Астраханский заповедник (выдвинут Россией на включение в список Всемирного наследия).

Основные стоки дельты Волги Править

Сложность строения крупных систем определена сочетанием процессов дробления и слияния водотоков. Количество водотоков увеличивается в направлении от верхней к нижней части дельты. В верхней части преобладают крупные водотоки. Небольшие водные объекты здесь относительно редки; протоки и ерики отмирают. Количество мелких водотоков увеличиваются по направлению к морскому краю дельты. Водотоки дельты Волги (в верхней и средней части дельты) имеют меандрирующее русло. В приморской части основным морфодинамическим типом русла является относительно прямолинейное.

Система Бузана Править

Система Бузана — наиболее крупная из частных русловых систем дельты Волги. На её долю приходится почти половина площади дельты и половина всех её водотоков. Сток волжских вод в данной системе распределяется по следующим основным направлениям и водотокам: Бузан (и Ахтуба) — Кигач — Сумница Широкая — Иголкинский банк; Бузан — протока Обжорова; Бузан — Лебяжинка — Карайский банк; Бузан — Шмагина — Шага-Бушма — Белинский банк.

Система Болды Править

Система Болды по площади занимает второе место в дельте Волги после Бузана. Её гидрографическая сеть в связи с отмиранием некоторых водотоков менее сложна. Основные направления стока в этой системе — Кривая Болда, Прямая Болда — Большая Болда — Трехизбинка с выходом к Тишковскому каналу.

Система Камызяка Править

Система Камызяка занимает узкую полосу в западной части дельты. Основные направления стока в системе — Камызяк — Рытый банк; Камызяк — Никитинский банк.

Система Старой Волги Править

Система Старой Волги включает в себя водотоки: Старая Волга — Каныча — Иванчуг — Гандурино — Гандуринский банк; Старая Волга — Бирюль — Гандурино.

Рукав Бахтемир Править

Рукав Бахтемир начинается ниже ответвления от основного русла Волги рукава Старой Волги. Русловая сеть системы Бахтемира редка, что связано со средоточением стока по основному направлению, продолжением которого на устьевом взморье служит Волго-Каспийский канал.

Космический снимок дельты Волги (2005 год)В дельте Волги
Добавить фото в галерею

См. также Править

  • Исток Волги
  • Волго-Ахтубинская пойма
  • Водные ресурсы Астраханской области

Литература Править

  • Семёнов Б. А. Дельта Волги. — М.: Физкультура и спорт, 1966. — 72 с. — (По родным просторам).

Ссылки Править

  • Дельта Волги

Примечания Править

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *