Дом мейерхольда Пенза

Мейерхольд Всеволод (Карл) Эмильевич (28.01.1874, Пенза – 2. 02 1940, Москва) – режиссер и актер, народный артист Республики (1923). Из купеческой семьи Мейергольдов. При крещении по лютеранскому обычаю получил три имени – Карл Теодор Казимир. Увлечение родителей театром, музыкой, ранние впечатления от балаганов, народных представлений, участие в детских домашних спектаклях сыграли важную роль в формировании художественных вкусов будущего режиссера. Интерес к театру окреп во время учебы Мейерхольда во 2-й мужской гимназии, полный курс которой он закончил в 1895 году. Здесь Мейерхольд был непременным участником любительских спектаклей, с успехом сыграв Кутейкина в «Недоросле» Д.И.Фонвизина в 1892 году. В пензенском драматическом кружке под руководством Д.С.Волкова Мейерхольд выступал под псевдонимом Ухтомский, так как гимназистам запрещалось даже присутствовать на вечерних спектаклях. В спектакле «Горе от ума» (1892) он не только исполнил роль Репетилова, но и являлся помощником режиссера.

Сложные отношения с семьей приводят к тому, что после окончания гимназии Карл принимает православие и в честь писателя Гаршина выбирает имя Всеволод. Тогда же при отказе от германского гражданства в русский паспорт вписывается измененная фамилия Мейерхольд. Отъезд на учебу в Московский университет не прерывает его отношений с Пензой. 17 апреля 1896 года он венчается в с О.М.Мунт в пензенском Кафедральном соборе. Любимец пензенской публики, как именовали его газеты, выступал на сцене Народного театра во время летних каникул 1896-98 гг. Покинув университет, Мейерхольд поступает учиться в музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, которое заканчивает в 1898 году. В том же году Мейерхольд поступает в труппу Московского художественного театра, где сыграл 18 ролей. С 1902 года становится во главе «Товарищества новой драмы». Летом 1904 года созданный им театр гастролировал в Пензе. Это был последний приезд Мейерхольда в родной город.

С 1902 по 1905 годы Мейерхольд осуществил постановку 170 спектаклей. В это время началось формирование художественной программы режиссера, связанной с поэтикой символизма, с принципами и стилистикой условного театра. Наиболее полно эта стилистика воплотилась в Петербургском театре имени В.Ф.Комиссаржевской, где с 1906 года Мейерхольд стал главным режиссером. В 1908 году Мейерхольд приглашается в состав режиссуры петербургских императорских театров, в которых проработал 10 лет. Шедевром этого периода стал «Маскарад» М.Ю.Лермонтова. С 1908 года Мейерхольд ведет театрально-педагогическую работу в своей студии.

После революции 1917 года, которую Мейерхольд приветствует, выдвинув идею «Театрального Октября», активно участвует в работе Театрального отдела Народного комиссариата просвещения. В 1918 году вступает в РКП(б). В 1921 году организует Высшие режиссерские мастерские. В 1922 году на базе мастерских был создан Государственный институт театрального искусства (ГИТИС), при котором существовал театр ГИТИСа. В 1923 году он был официально переименован в Театр имени Всеволода Мейерхольда (ТИМ), с 1926 – Государственный театр имени Всеволода Мейерхольда. В 1915 году Мейерхольд снял как режиссер кинофильм «Портрет Дориана Грея» по роману О.Уальда, где сыграл роль лорда Генри. В 1928 году на экраны вышел фильм «Белый орел», в котором Мейерхольд исполнил роль сенатора. Свои искания Мейерхольд осуществлял и в музыкальном театре, ставя спектакли в Мариинском и Ленинградском малом оперном театрах. В 1938 году ГосТИМ был закрыт, Мейерхольд работал в государственном оперном театре имени К.С.Станиславского.

20.06.39 года Всеволод Мейерхольд был арестован, а в ночь со 2 на 3 февраля 1940 года был расстрелян в Бутырской тюрьме в Москве. 26.11.1956 года был признан незаконно репрессированным и посмертно реабилитирован Военной Коллегией Верховного суда СССР.

В 1984 году в Пензе открыт {Музей сценического искусства имени В.Э.Мейерхольда}. В 1999 году на его территории установлен первый в мире памятник режиссеру.

афиша, события и экскурсии

Полная афиша Музей сценического искусства им. В.Э. Мейерхольда

Памятные даты и ежегодные мероприятия:
дата открытия — 24.02.1984

18 мая — Международный день музеев
9 февраля — День рождения В.Э.Мейерхольда

Описание:
Дом Мейерхольда в Пензе был открыт в качестве музея 24 февраля 1984 г. и стал первым мемориалом всемирно известного театрального деятеля не только в России, но и за рубежом. Семья Мейерхольд жила в этом доме до 1898 года. Открытие мемориала (тогда «Музея Театра») совпало со знаменательной датой — 110 лет со дня рождения режиссёра (1874 ).

Особую роль в становлении музея сыграла внучка Мейерхольда – Мария Алексеевна Валентей. Она безвозмездно передала в его фонды мемориальные вещи Мастера и членов его семьи. Фонды музея содержат около 10.000 единиц основного фонда, располагают уникальными, не опубликованными документами, рукописями, фотоархивом. В ноябре 1999 года в на территории Музея был открыт первый в мире памятник Всеволоду Мейерхольду (автор Ю. Ткаченко, г. Пенза).

В 2003 году решением Правительства Пензенской области музей был реорганизован в Центр театрального искусства «Дом Мейерхольда» и на существующей базе возник государственный драматический «Театр Доктора Дапертутто». Приоритетным направлением деятельности Дома стали постановка и прокат театральных спектаклей, а также показ музейной экспозиции «Жизнь и творчество Вс. Мейерхольда» (экспозиция 1999 г.).

В 2014 году, к 140-летию со дня рождения Мастера, была создана новая экспозиция «Мейерхольд. Хроники». Наряду с информацией о наиболее ярких творческих победах Мейерхольда, в мемориальном зале (где сохранились панели потолка и стен) экспозиция полностью посвящена пензенскому периоду его жизни

Здание(я):
Мемориальный дом семьи Мейерхольд — объект культурного наследия федерального значения как «Дом, в котором с 1881 по 1896 г. жил режиссер Всеволод Эмильевич Мейерхольд».
Старинный деревянный дом, часть бывшей городской усадьбы, построен в 1881 году. Здание бывшего винного завода Мейерхольдов (ныне дом по ул. Московская, 74) является также частью комплекса с усадьбой, на территории которой до 1969 г. существовал и кирпичный флигель, где и жили сыновья Э.Ф.Мейерхольда. Отец – Эмиль Теодорович Мейерхольд, купец второй гильдии, был известным в Пензе и за её пределами виноделом. Городская усадьба и завод принадлежали семье и значились по адресу: улица Лекарская (сейчас улица Володарского, 59)

Основные экскурсии:
Обзорная экскурсия о жизни и творчестве Мейерхольда
Встреча двух земляков
Спектакли Мейерхольда

Дополнительные услуги:
киоск или магазин, лекторий или кинозал
В организации имеются коллективы:
театральные
Поблизости имеются:
места группового питания

профессионалу

Основные должностные лица:
Директор: Кугель Наталия Аркадьевна, тел. (8412) 52-2206
Заместитель директора: Алекcеева Любовь Ивановна, тел. (8412) 56-2288
Зав. отделом фондов: Пономарева Людмила Вячеславовна, тел. (8412) 56-2468
Тел. дирекции:
(8412) 52-2206, Факс: (8412) 52-2206
Адрес дирекции:
440600, Пензенская область, г. Пенза, ул. Володарского, 59
Даты открытия и основания:
открыт: 24.02.1984
Бюджетный статус:
Субъект РФ
Организационно-правовая форма:
некоммерческое учреждение
Тип организации:
культурно-массовая, исследовательская
Классификация организации:
историческая , персональная или мемориальная , театральная
Площади организации:
экспозиционно-выставочная 200м2
фондохранилищ 20м2
парковая 0,22га
Количество сотрудников:
25, из них 7 научных
Среднее кол. посетителей в год:
около 20000
Вышестоящая организация:
Министерство культуры и туризма Пензенской области — R120
Единиц хранения:
ок. 10000 предметов основного фонда

Виртуальные ресурсы:
см. выше сайт(ы) музея
Примечание:
Официальное название организации: Государственное бюджетное учреждение культуры «Центр театрального искусства «Дом Мейерхольда».

информация от: 18.05.2018

— Наталия Аркадьевна, дом, где сегодня дает спектакли «Театр доктора Дапертутто», был построен, когда будущему режиссеру уже было семь лет. Задолго до этого его отец, немец, приехал в Россию – есть мнение, что ради заработка. Но почему его выбор пал именно на Пензу?

— Честно говоря, понятия не имею, Мейерхольды никому не сказали. Наверное, посмотрели по карте, увидели – черноземный район, много фруктов. Отец Мейерхольда же собирался заниматься виноделием. Он делал из местных ягод и местной воды замечательные наливки и настойки. Вполне закономерно, что такой богатый и расчетливый немец, тем более – прусак, приехал именно в центр России. Здесь, возможно, не было большой конкуренции, было дешевле жилье, земля.

— Можно сказать, что увлечение театром у Мейерхольда зародилось здесь? Можно ли назвать Пензу того времени театральным городом?

— Это чувство рождается с человеком крупного таланта. Если он не идет по этому пути, не слышит свой голос, то это так же и закрывается. Наверное, многие физики, филологи могли стать прекрасными артистами. Мейерхольд участвовал в домашних спектаклях, их организовывал. Это было тогда интересным. Он себя выражал, искал. И, как я думаю, он хотел выстроить какой-то свой мир.

Он хотел что-то сказать краской театра. Сначала актерской. В то время не было профессии режиссер, даже в крупных театрах. Вообще режиссер как профессия началась с Мейерхольда. Здесь вопрос не в том, куда идти и как, а в том, с чем идти, с какой концепцией. Каждую хорошую пьесу можно поставить по-разному. И три-пять крепких режиссеров смогут поставить совершенно разные спектакли, оставив автора при его интересах, но прокладывая линию другим путем.

Что касается Пензы – говорят, до 80-х годов здесь был вполне сносный провинциальный театр. Пенза была достаточно богатым городом, здесь появилось одно из первых филармонических обществ, 11 любительских театров. По-видимому, была потребность в этом.

— Всеволода Мейерхольда называют реформатором театра. Что принципиально нового он привнес в этот вид искусства?

— Он ввел новый взгляд на театр. Поломал многое, выводил актеров из зала, до него такого никогда не было. Вращающийся круг с декорациями на сцене – это тоже Мейерхольд. Он вообще мечтал о театре-трансформере, чтобы площадка могла меняться во время спектакля.

Открытые декорации без занавеса – опять он. Мейерхольд придумывал оригинальные способы передать свою мысль – например, что люди очень мелкие. В «Даме с камелиями» (16+), например, сделал чуть больше стулья, стаканы, чашки, яблоки. И человек рядом с ними становился маленьким для зрителей. И таких находок было очень много. Он не просто их придумывал – они возникали в связи с тем, что он ставил.

— «Театр Доктора Дапертутто» имеет множество особенностей, которые отличают его от других. Например, чисто мужской коллектив, отсутствие антрактов, кулис… Все это кажется странным для зрителей, которые привыкли к другому театру. Что это – желание как-то обособиться или результат обстоятельств? И почему театр назван именно так?

— Доктор Дапертутто — это псевдоним Мейерхольда, он так себя называл. Взял это из рассказа Гофмана, там был «доктор Везде», который все может. И поскольку театр имени Мейерхольда уже существовал, мы решили взять его псевдоним. Нам показалось, что так скромнее.

В самом начале, когда я придумала «Театр доктора Дапертутто», который бы работал в жанре комедии дель арте, ко мне пришли одни мужики. Их было четверо. И я подумала: «Почему вообще в комедии дель арте должна быть женщина?» Я их, честно говоря, боюсь. Где мужчина и женщина – там какие-то разборки, отношения, это 100%. Да и потом, у нас нет условий – нет раздельных гримерок, мы актеров держим в подвале. Еще там у нас пошивочный цех, столовая, декорации.

Потом появились еще мужчины, и я подумала: «Как хорошо, мы будем прыгать, будем летать, сражаться на саблях. Ни с какими женщинами у нас проблем не будет». И это правильно. То есть это вовсе не потому, что мы хотели выпендриться, просто у нас так получилось. И из-за того, что жанр — дель арте, это итальянская комедия масок.

К слову, Мейерхольд сам очень хотел заняться дель арте, но не успел – не смог, не созрел. И Александринский театр нам подарил полный корпус сценариев фьяб — дель арте, которые Мейерхольд откладывал для себя. Но, к сожалению, в таких условиях, как сейчас, со сценой шириной в 3,5 метра, мы не можем играть ничего волшебного.

Если нам попадается пьеса, где есть отношения, мы берем ростовую куклу. Но если что-то комичное, гротескное, то мужчины за женщин прекрасно работают.

Что касается количества актеров… Их всего семь, этого действительно недостаточно для многих спектаклей, которые можно было бы поставить. Штат укомплектован на 37%. Один и тот же человек – помощник режиссера, завтруппой, гладильщик. Я – режиссер, художник по костюмам, завмузеем, завлит и снабженец. Если кто-то один из нас уйдет – что останется? Плохо это.

Антракта у нас нет, потому что и людей некуда вывести, и вообще я перерывы в спектаклях, честно говоря, очень не люблю. Без них как-то живее. Даже если была бы такая возможность, я бы, наверное, их не ввела.

— Работа в таком ритме наверняка сложнее, чем в условиях обычного театра?

— Наши актеры по 15 лет работают в этом темпе, они под него заточены. Актерам другого театра в этом ритме работать очень трудно, и это нормально. От коленки зрителя до конца сцены – всего каких-то четыре метра, играть на расстоянии вытянутой руки от публики непросто.

— Многие говорят, что «Дом Мейерхольда» обладает мистической силой. Как вы считаете, есть в этом доля правды?

— Театр – это вообще по-своему мистично. Например, есть пьеса «Макбет» (18+), которую не хотят ставить, а если ставят, называют «Шотландской пьесой», но только не «Макбетом». Потому что умирают люди. Режиссер Кама Гинкас ставил в университетском театре в Шотландии «Макбета». Приехал в Москву – инфаркт.

«Дом Мейерхольда»… наверное, обладает мистической силой, не могу сказать. Раньше мы здесь часто ночевали, шаги слышали. Один раз сидела в комнате с коллегой, слышали, как кто-то с улицы прошел и по лестнице спустился в подвал. Думали, что кто-то из наших, но не выходит. Я пошла по подвалу, не побоялась, обошла все – никого. Но шаги были точно.

Театр – это как кукла Вуду. С ним нужно быть поосторожнее – если ты знаешь, что делаешь, то делай. А если нет, лучше не делай. Вообще я думаю, что жизнь сложнее, чем на первый взгляд, она имеет не один слой.

— Каких новых спектаклей ждать зрителям в юбилейный год «Дома Мейерхольда»?

— Если получится, мы хотим поставить спектакль по одной пьесе Эжена Ионеско. Название совершенно отвратительное – «Жертва долга», будет другое. И перевод нас не устроил, мы долго искали и нашли лучший. Правда, и там есть свои нюансы. Это абсурдистика. Вообще репертуар лепится из того, что мы можем сыграть и что сегодня интересно.

— Ни для кого не секрет, что попасть на спектакли «Театра доктора Дапертутто» — довольно непросто. Чтобы приобрести заветные билеты, люди занимают очереди у «Дома» с шести часов утра, а то и раньше. И даже при этом нет гарантии, что им удастся попасть на желаемый спектакль. Относитесь ли вы к этой ситуации как к проблеме и есть ли какой-то способ это изменить?

— Что нам делать? Мы и так приходим в восемь утра в субботу продавать билеты, а они приходят в три. Я же не могу заставить людей не приходить. Нам неудобно, стыдно, но что сделать?.. Нам рекомендовали поднять цены, мы их подняли. Они и сейчас смешные – 300 рублей для студентов и 400 для взрослых, но и люди у нас небогатые. Может быть, поднимем до 500 рублей, имеем на это полное право: актеры трудятся без антракта, отрабатывают полноценный спектакль – 1.40 – 2 часа, поют, танцуют.

— На творческой встрече в начале февраля вы упоминали о том, что, возможно, в перспективе на месте разрушенного в 1969 году флигеля появится новое здание, куда сможет переехать театр. И если это произойдет, то количество зрительских мест будет увеличено до 100. Расскажите подробнее об этих планах.

— Дом, в котором мы сегодня играем, был как бы полуконторой, а мальчики, включая младшего – Всеволода Мейерхольда, жили в том флигеле. Мы действительно мечтаем там поставить театр на 100 мест, посмотрим. Сейчас нас держат с согласованием наши соседи — им принадлежит кусок территории. У них раз в квартал проходит сбор, мы надеемся, в феврале он состоится – переносили с декабря, потом с января. У нас есть форэскизный проект за 300 тысяч. Но его еще нужно утверждать.

Когда мы получим согласование, то будем обращаться к губернатору, искать деньги. Он дал предварительное согласие, сказал: «Давайте попробуем». Сейчас мы находимся в ожидании.

Экскурсия до «Дому Мейерхольда»

ИА «Пенза-Пресс» предлагает читателям в год 145-летия со дня рождения гениального режиссера-земляка и 35-летия «Дома Мейерхольда» совершить небольшую виртуальную экскурсию по музейной экспозиции. Ее согласилась провести сотрудник театра Наталья Храпова.

«Дом» был открыт 24 февраля 1984 года, он стал первым мемориалом всемирно известного театрального деятеля как в России, так и за рубежом. Он создавался при поддержке внучки Всеволода Мейерхольда Марии Валентей и содействии второго секретаря пензенского обкома партии Георга Мясникова. Дневниковые записи, в которых он размышляет о создании нового культурно-исторического объекта, можно почитать в материале ИА «Пенза-Пресс».

Будущий режиссер вместе с братьями жил не здесь, а во флигеле, от которого, говорят, сегодня остался один фундамент. Об этом здании он вспоминал как о двухэтажном: под тем этажом, где сегодня продают билеты и проходят спектакли, есть еще один. Там были помещения для прислуги, гувернантки, сейчас на их месте располагаются гримерка, пошивочный цех, столовая, хранятся декорации.

Это помещение было основной гостиной. Здесь представлен Петербургский период жизни Всеволода Мейерхольда.

Этот экспонат иллюстрирует спектакль Мейерхольда – «Маскарад» (12+) по драме Михаила Лермонтова. Его называют «поминками по русскому театру». Премьера состоялась 25 февраля 1917 года в Александринском театре.

С Всеволодом Мейерхольдом много работал художник Александр Головин. Он написал портрет театрального режиссера. В соавторстве они придумали объемные декорации.

Мейерхольд был блистательным скрипачом и пианистом, поэтому на экспозиции отдельное место отведено музыкальным инструментам.

В шкафу – личные вещи Всеволода Мейерхольда. Правда, они не из пензенского дома, а привезены из Москвы.

Есть здесь и несколько фото актрисы Веры Комиссаржевской, в Драматическом театре у которой Мейерхольд работал режиссером-постановщиком некоторое время.

Одна из самых любимых актерских ролей Мейерхольда – роль грустного Пьеро в блоковском «Балаганчике» (16+). В этом образе режиссера запечатлел Николай Ульянов.

В этом зале представлен период революции и конструктивизма в творчестве Всеволода Мейерхольда. Падающие чемоданы и зеркало, отмечает Наталья Храпова, символизирует крах не только страны, но и судьбы самого режиссера.

«Он был гений идей. Воплотил какую-то в постановке, и еще раз использовать ему уже неинтересно. Многое даже из того, что сейчас предлагается мировым театром как ноу-хау, например, стали использовать экран в постановках, — это было придумано Мейерхольдом еще в 1920 году. Современный балет, который к классическому никакого отношения не имеет, — это отголоски его биомеханики. У него было несколько постановок, он быстро остыл, но идея была его. А в Великобритании до сих пор есть целый театр, где по его записям пытаются ставить в биомеханике спектакль. Театр – это эмоция, а в биомеханике Мейерхольда она выражается в положении тела актера. Не в гриме, не в костюме, не в музыке, не в декорациях. У очень многого из того, что сейчас предлагается, ноги растут оттуда», — отметила сотрудник «Дома Мейерхольда».

За маленькой копией сцены – фото другого реформатора театра того времени, режиссера Константина Станиславского. Эксперты считают, что этот человек является самым значимым в жизни Мейерхольда.

«В 1937 году у Мейерхольда отобрали театр, и он остался без средств к существованию. Станиславский пригласил его в свой театр режиссером, и Бахрушин записывает, что, уже будучи тяжело больным, Станиславский говорит: «Сохраните Мейерхольда, только он – мое продолжение». И еще говорил: «Я знаю только одного режиссера в России, и не только в России. Это Мейерхольд». Станиславский оставил распоряжение, что театром после его смерти должен руководить Мейерхольд. И в уголовном деле он проходил как руководитель театра имени Станиславского. Он очень любовно относился к своему блудному сыну», — рассказала Наталья Храпова.

В третьем зале отражен московский период жизни Мейерхольда. Внимание сразу притягивает большой портрет режиссера, написанный незадолго до его смерти. Он висел дома у его младшей дочери Ирины, которая вышла замуж за Василия Меркурьева.

Также здесь представлены подарки от Кукрыниксов — творческого коллектива советских графиков и живописцев.

Здесь хранятся и копии расстрельных документов Всеволода Мейерхольда – приговор, справка, свидетельство о смерти.

Эти стулья служили декорациями к одному из спектаклей.

Последнее помещение – кабинет отца Мейерхольда. Здесь сохранены потолок и стены.

«Мейерхольдам в Пензе принадлежала целая улица домов, два винно-водочных завода, два летних имения под Пензой. Усадьба была огромной – от ул. Володарского (тогда была Лекарской) до Московской. Здание завода сохранилось, потому что в советское время там была школа.

В 1896 году дом продали за долги. Причем купила его вместе с заводом крестьянка. Дом сохранился, потому что здесь были коммуналки. В 1923 году он был национализирован, заселен, поэтому сохранился. Здесь жило 11 семей. С 1973 по 1979 годы отсюда расселяли людей, а в 1980 году сюда пришли художники-реставраторы, в 1984 году музей открылся», — рассказала Наталья Храпова.

Так выглядели дом и улица Лекарская в те времена.

В этом зале находится больше всего вещей, принадлежавших Мейерхольду и его семье. Сохранились некоторые предметы мебели (стульчик, буфет), личные предметы — молитвенник на немецком языке, мамина голубая шкатулка, подсвечник, ключница.

Отец Мейерхольда занимался виноделием, напиток продавали вот в таких бутылках. В народе его называли мейерхольдовкой-углевкой.

Из личных вещей семьи Мейерхольда – также звонок для прислуги, фамильная сигарница, будильник.

Этого слона дают подержать на счастье актерам «Театра доктора Дапертутто». Есть легенда, что хоботок ему сломал именно Мейерхольд, когда был маленьким.

Коллектив ИА «Пенза-Пресс» поздравляет главного режиссера и художественного руководителя Центра театрального искусства «Дом Мейерхольда» Наталию Кугель, а также сотрудников учреждения с двойным праздником, а также благодарит за возможность прикоснуться к истории и узнать больше о великом земляке.

Мемориальный дом семьи Мейерхольд – объект культурного наследия федерального значения согласно Постановление Совета министров РСФСР от 04.12.1974 г. №624. Здание является объектом культурного наследия федерального значения как «Дом, в котором с 1881 по 1896 г. жил режиссер Всеволод Эмильевич Мейерхольд».

Старинный деревянный дом – часть бывшей городской усадьбы и построен в 1881 году. Здание бывшего винного завода Мейерхольдов (ныне дом по ул. Московская,74) является также частью комплекса с усадьбой, на территории которой до 1969 г. существовал и кирпичный флигель, где и жили сыновья Э.Ф.Мейерхольда ( часть флигеля – за оградой ФСБ). Отец – Эмиль Теодорович Мейерхольд, купец второй гильдии, был известным в Пензе, да и за её пределами, виноделом. Городская усадьба и завод принадлежали семье и значились по адресу: улица Лекарская, дом №59. Сейчас название сменилось на улицу им. Володарского.

«Дом Мейерхольда» в Пензе был открыт в качестве музея 24 февраля 1984 г. и стал первым мемориалом всемирно известного театрального деятеля не только в России, но и за рубежом. Семья Мейерхольд жила в этом доме до 1898 года. Открытие мемориала (тогда «Музея Театра») совпало со знаменательной датой – 110 лет со дня рождения режиссёра (1874 ).

Хранилище Музея содержит около 10.000 единиц основного фонда, располагает уникальными, не опубликованными документами, рукописями, фотоархивом. Последняя мемориальная экспозиция музея, создана в 1994 году. В ноябре 1999 года в на территории Музея был открыт первый в мире памятник Всеволоду Мейерхольду (автор Ю. Ткаченко, г. Пенза).

На базе Музея в Пензе в 1989 году проводилась первая в мире международная научно-практическая конференция, посвященная115-й годовщине со дня рождения Мастера. В ней принимали участие представители 14 стран мира: США, Великобритании, Франции, Японии, Польши и др. Среди имен выдающихся деятелей мировой культуры, сотрудничавших с музеем и являющихся его друзьями такие, как: Ежи Кёниг, Эдвард Браун, Беатрис Пикон-Валлен, Марджори Гувер, Франческо Малковатти, Альма Лоу, Юрий Любимов, Олег Табаков, Сергей Юрский, Михаил Глузский, Михаил Ульянов, Михаил Швыдкой и многие другие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *