Церемония награждения победителей и призеров Открытого архитектурно-дизайнерского конкурса «Золотой Трезини» состоялась 29 ноября 2018 года во дворце Трубецких-Нарышкиных на улице Чайковского, 29.
Дворец Трубецких-Нарышкиных — это великолепное здание в центре Петербурга с тщательно воссозданными интерьерами. Оно ведет свою историю от XVIII века – первый дом здесь возвел прадед А. С. Пушкина, «арап Петра Великого» Абрам Ганнибал. Несмотря на более поздние реконструкции и расширения, здание сохранило следы архитектурного проекта тех времен. Это, по мнению специалистов, делает его особенно ценным памятником.
В 1855 году дворец был приобретен князем Петром Трубецким и по его заказу частично перестроен именитым архитектором Гаральдом Боссе. Среди наиболее известных работ Боссе – особняк А.А. Закревского на Исаакиевской площади (сейчас здание Института истории искусств), дворцово-парковый ансамбль в Михайловке вдоль дороги в Петергоф, а также, например, Немецкая церковь в Хельсинки.
Фото: Андрей Белимов-Гущин
Боссе расширил дом, частично изменил фасады.
Считается, что тогда облик дворца сформировался под влиянием жены князя Трубецкого Елизаветы, урожденной Белосельской-Белозерской.
Княгиня была яркой личностью, обожала светскую жизнь и стиль рококо. Поэтому при реконструкции появились беломраморная парадная лестница, огромное арочное окно, множество зеркал.
Трубецкая регулярно устраивала у себя приемы, и ее роскошный дворец прославился на весь Петербург.
Следующим владельцем дворца в 1874 году стал Василий Нарышкин.
Фото: Андрей Белимов-Гущин
Реконструкцию по его заказу провел архитектор Роберт Гедике – ученик Гаральда Боссе, а к этому времени уже зрелый профессионал.
Фото: Андрей Белимов-Гущин
При Нарышкине здание приобрело вид, в целом сохранившийся до наших дней.
Именно тогда во дворце появились потайные комнаты – их устройство было в моде, а хозяин к тому же был увлеченным коллекционером.
В советский период в здании на Чайковского, 29, размещались сначала учреждения, потом коммунальные квартиры.
Указом президента РФ от 20 февраля 1995 года дворцу Трубецких-Нарышкиных был присвоен статус памятника архитектуры федерального значения. Фактическое возрождение дворца пришлось уже на XXI век, когда здесь начались комплексные реставрационные работы.
27 марта 2012 года в ходе реставрации рабочие обнаружили потайное помещение между этажами. Его высота составляла около 2 метров, а площадь – порядка 6 квадратных метров. А внутри скрывалась обширная коллекция ценностей, оставленная семьей Нарышкиных.
Покидая страну после революции, Нарышкины оставили в тайнике столовое серебро, ювелирные изделия, медали, часы.
Для специалистов особенно важно, что среди находок есть целые сервизы — это редкость, обычно часть предметов утрачивается.
Всего было найдено более 2000 предметов. Среди них — работы Фаберже, Сазикова, Фализ и других лучших ювелиров России и Европы.
Многие вещи отмечены семейным гербом хозяев. Завернутые в газеты 1917 года, они пролежали в целости и сохранности почти сто лет.
Эксперты оценили стоимость клада Нарышкиных в 4 млн евро – это самая ценная находка такого рода, которая случалась в Петербурге. Сегодня часть предметов находится на реставрации. Другие вошли в постоянную экспозицию Государственного комплекса «Дворец конгрессов» (Константиновский дворец) в Стрельне, официальной резиденции президента России.
Тем временем реставрация дворца Трубецких-Нарышкиных завершена, и его залы вернули себе парадный вид. Дворец превратился в совершенно новую event-площадку, сочетающую старинные пышные интерьеры с современным сценическим оборудованием. 8 залов площадью от 25 до 150 квадратных метров готовы принимать торжества, фотосессии, мероприятия с концертной программой, а также конференции, бизнес-встречи и интерьерные экскурсии.
Содержание
- Партнеры конкурса Генеральный партнер
- Под патронатом
- При поддержке
- Глобальный партнер
- Стратегический партнер награждения
- Титульный партнер
- Системный партнер
- Партнер специальной номинации
- Юридический партнер
- Технический партнер
- Полиграфический партнер
- Технический партнер выставки
- Организационный партнер
- Официальный партнер награждения
- Партнер награждения
- Официальный партнер в США
- Партнер концертной программы
- Консалтинговый партнер
- Специальный партнер
- Специальный партнер
- Генеральный информационный партнер награждения
- Стратегический информационный партнер
- Генеральный интернет-партнер
- Эксклюзивный интерьерный партнер
- Официальные партнеры
- Информационные партнеры
- История в датах
- Залы и экспозиции
- Экскурсии и выставки
Партнеры конкурса
Генеральный партнер
Под патронатом
При поддержке
Глобальный партнер
Стратегический партнер награждения
Титульный партнер
Системный партнер
Партнер специальной номинации
Юридический партнер
Технический партнер
Полиграфический партнер
Технический партнер выставки
Организационный партнер
Официальный партнер награждения
Партнер награждения
Официальный партнер в США
Партнер концертной программы
Консалтинговый партнер
Специальный партнер
Специальный партнер
Генеральный информационный партнер награждения
Стратегический информационный партнер
Генеральный интернет-партнер
Эксклюзивный интерьерный партнер
Официальные партнеры
Информационные партнеры
Стоимость входа: вход на основную экспозицию – 450 рублей, льготный – 200. экскурсии и временные выставки оплачиваются отдельно.
История в датах
Конец XVIII века – построен дворец в стиле елизаветинского барокко под руководством известного архитектора Д.Кваренги. Владельцами были граф и графиня Воронцовы.
1799 год – здание перекупают Нарышкины. Придворный и член Государственного совета превратил его в настоящий светский дом с коллекцией произведений искусства. Здесь были гостями А.Пушкин, Н.Карамзин, И.Крылов, и даже сам император Александр I.
В 1844-1859 года шла перестройка помещений, в связи с предстоящей свадьбой С.Л.Нарышкиной и П.П.Шувалова. Новый стиль интерьера – неоренессанс.
С 1846 года начался новый «Шуваловский» период, от которого и взято современное название.
1914 год – особняк стал лазаретом для раненных во время войны.
1918 год – прошла национализация, а вся собранная коллекция спрятана в тайниках, что позволило её сохранить.
С 1919 по 1925 года здесь был открыт Музей дворянского быта.
До 1950 года строение передавали в разные организации. В военные годы оно сильно пострадало, но было успешно восстановлено.
В 1963 году тут открыли Дом дружбы народов и мира. Он существовал 30 лет.
2006 год – после ремонта решено открыть негосударственный музей Фаберже.
2013 год – учреждение впервые открылось для посетителей.
Залы и экспозиции
Собственная коллекция музея называется «Связь времён». Её собирали на протяжении 10 лет, и продолжают это делать до сих пор. Уже имеется более 4000 экземпляров. Главные экспонаты – произведения Карла Фаберже. Известного царского ювелира, жившего с 1846 по 1920 года. Руководству удалось вернуть ценнейшую коллекцию драгоценностей в России, прежде чем её хотел распродать поштучно американский магнит Малькольм Форбс. Он собирал её на протяжении всей жизни. Помимо этого, фонд продолжает искать ювелирные шедевры русских мастеров на аукционах мира.
Экспозиция делится на 12 помещений, каждое из которых является бывшей комнатой дворца с отреставрированным интерьером тех времён. Начинается всё с парадной лестницы 1840 года и галереи со скульптурами. Рыцарский зал посвящён военной теме в картинах К.К.Пиратского и П.И.Балашова, фарфоровых и серебряных вещах. Далее идёт Красная гостиная с собранием русского художественного серебра XVIII – начала XX веков. Особое внимание обратите на большой чайно-кофейный сервиз и порткарандаш «Иван Калита» конца XIX века.
Синяя гостиная – центральная комната с шедеврами Фаберже, в первую очередь пасхальные яйца, в утончённо оформленном дизайне. Золотая гостиная познакомит с ценными подарками, которые преподносили царской семье от портретных золотых коробочек до фантазийных произведений. Аванзал представляет драгоценные аксессуары, часы и украшения, например, бонбоньерка «Медный всадник» или табакерка «Венера и Амур». В Белой и голубой гостиной стоят изделия с эмалью мастерской Павла Овчинникова.
Выставочный зал знакомит с камнерезным искусством в стране и полотнами русских художников XIX века, также есть настольные часы. В Готическом зале висят древние иконы, большинство из которых украшены драгоценными металлами и камнями. Большое собрание русской и европейской живописи XIX–XX веков вы увидите в Верхней буфетной. В Бежевом зале имеется большая коллекция эмалированных предметов из императорского быта.
Экскурсии и выставки
Музейный комплекс проводит ряд постоянных экскурсий для взрослых и детей. Обзорные программы ведутся по расписанию каждый день, примерно, раз в 1 час. В группу набирают не больше 10 человек, но билет можно купить заранее, и пройти в составе одной из экскурсионных программ. Для детей предусмотрено два варианта: «История Пасхального яйца» и «Драгоценный зоопарк». Также в учреждение привозят временный выставки с мировыми произведениями искусства.
Шуваловский дворец (Санкт-Петербург, Россия) — история, экскурсии, экспозиции. Точный адрес, телефон, стоимость входных билетов. Местные легенды и привидения. Предыдущая фотография Дворец Нарышкиных-Шуваловых в Санкт-Петербурге
Несмотря на внешнюю скромность Шуваловский дворец можно назвать одним из наиболее интересных архитектурных памятников Северной столицы. Этот дом имеет большое культурное значение, поскольку связан со многими историческими личностями нашей страны. Шуваловский дворец на набережной реки Фонтанки был построен неизвестным архитектором в конце 18 века и сначала принадлежал графу Воронцову. Чуть позже, в начале 19 века, здесь поселилась семья графа Нарышкина.
Шуваловский дворец славился своими балами. Таких пышных балов и маскарадов, как у Нарышкиных, в Петербурге больше не было.
Новые хозяева любили светский образ жизни и сразу же стали перестраивать особняк под себя. Так в Шуваловском дворце появились музей и огромный танцевальный зал. Этот особняк славился своими балами. Таких пышных балов и маскарадов, как у Нарышкиных, в Петербурге больше не было нигде. Сюда съезжались танцевать самые известные люди города — Державин, Пушкин, Крылов.
У Нарышкиных был самый большой в стране оркестр роговой музыки, который часто давал концерты в Шуваловском дворце.
Главным гостем здесь всегда считался император Александр I. Дело в том, что Мария Антоновна, жена Дмитрия Нарышкина, была фавориткой императора. Об этом пикантном факте знали все включая хозяина дома. По сути, Мария Антоновна жила на два дома. Нарышкины имели шестерых детей, но лишь одну дочку Дмитрий Львович считал своей родной. Отцом остальных ребят был Александр I. Интересно, что Нарышкин и Александр I не были врагами. Дмитрий Львович одинаково любил всех детей, а император в свою очередь оставил главе семейства приличную сумму на воспитание подрастающего поколения.
Впоследствии Нарышкины покинули Северную столицу, и в доме поселились их родственники, продолжившие традиции шумных балов. Интересно, что именно в Шуваловском дворце свое совершеннолетие праздновал Александр II. В тот день на бал приехала почти тысяча человек.
Чуть позже Софья Львовна Нарышкина вышла замуж за Петра Шувалова. С того времени здание стали называть по фамилии нового хозяина. По просьбе главы семьи архитектор Ефимов начал реконструкцию дома. Стоит отметить, что за все время своего существования дворец так часто перестраивали, что теперь уже неизвестно, как он выглядел в самом начале.
После революции дворец национализировали и открыли здесь музей быта. Через несколько лет его упразднили, а прекрасные коллекции живописи, фарфора, серебра и фаянса передали Эрмитажу. Позже в здании Шуваловского дворца находились разные организации, в том числе Дом печати, Дом инженерно-технических работников и Дом дружбы и мира с народами зарубежных стран. Сейчас здесь расположен Центр международного сотрудничества.
Адрес: наб. Реки Фонтанки, 21.
Первоначально зданием на набережной реки Фонтанки, построенным в конце 18 столетия, владел граф Воронцов, а с 19 века в нем поселилось семейство Нарышкиных. Новые владельцы любили устраивать в своем особняке пышные балы и концерты, для которых они даже завели собственный оркестр, игравший на старинных рогах.
Широко известна была собранная ими коллекция картин и различных редких вещиц, привезенных из Греции и Италии. Несколько раз дом Нарышкиных перестраивался, и узнать, как изначально выглядели внутренние помещения здания, сегодня не представляется возможным.
В середине 19 века дочь владельца дворца С. Л. Нарышкина вышла замуж за П. П. Шувалова. По этому поводу во дворце был организован грандиозный праздник, а затем особняк подвергся еще одной, наиболее масштабной перестройке, длившейся более десяти лет. Обновленный дворец стал называться Шуваловским, однако традиция проводить в нем светские вечера и концерты осталась прежней. Они стали даже еще более многолюдными, поскольку после реконструкции во дворце был создан Белоколонный зал, который по площади был самым большим в городе. По воспоминаниям современников, на некоторые балы в Шуваловский дворец съезжалось больше тысячи человек, но на тесноту никто из приглашенных не жаловался.
В 20 веке большинство архитектурных памятников ожидала почти одинаковая судьба: их национализировали и приспособляли под различные государственные нужды. Не избежал этой участи и Шуваловский дворец, превратившийся сперва в лазарет, затем в один из многочисленных в то время Музеев быта, потом в Дом Печати и наконец в Дом техники инженерно-технических работников. После Великой Отечественной войны во дворце располагались различные проектные организации, а затем в нем был открыт Дом дружбы и мира с народами зарубежных стран, и он стал местом проведения выставок, концертов и конференций для иностранных делегаций.
Сегодня в Шуваловском дворце находится Санкт-Петербургский Центр международного сотрудничества, который также устраивает всевозможные конференции, семинары и выставки, посвященные укреплению деловых и культурных связей России с другими государствами.
История дворца Нарышкиных-Шуваловых, расположенного в Петербурге на пересечении Набережной реки Фонтанки и Итальянской улицы, охватывает три века русской истории. Строительство здания началось в 80-х годах XVIII века, тогда этим участком владела семья Воронцовых. Была построена левая часть дома – особняк с восьмиколонным портиком. Участок на углу Итальянской пристроили позже, в 1821-1822 годах, когда новыми владельцами стали Нарышкины. В 1840-х начались обширные работы по перестройке дворца к свадьбе Софьи Нарышкиной и Петра Шувалова, в ходе которых обе части здания получили единый фасад в стиле итальянского Возрождения.
Дворец Нарышкиных-Шуваловых, фото с официального сайта Музея Фаберже http://fabergemuseum.ru/ru
В 1918 году дворец был национализирован, и при советской власти неоднократно менял свое назначение: до 1925 года здесь располагался Музей дворянского быта, после — различные профсоюзные и общественные организации, объединения и группы. В 1965 году в здании дворца разместился Дом дружбы и мира с народами зарубежных стран, который просуществовал здесь вплоть до середины первого десятилетия 2000-х гг. Сегодня в здании дворца Нарышкиных-Шуваловых живет Музей Фаберже.
Последние несколько недель дворец Нарышкины-Шуваловых – объект пристального внимания петербургских архивистов. Связано это с домашним заданием, которое получили участники семинара «Выявление архивных документов для выставочных проектов», организованного Архивным комитетом города: всем слушателям семинара нужно было выявить документы по истории дворца и подготовить презентацию своих находок.
Город+ пообщался с молодыми архивистами, о которых писал ранее, и узнал, как они готовятся к выступлению и что им удалось обнаружить.
Анна Панченко, главный архивист отдела научно-публикаторской и выставочной работы Центрального государственного архива историко-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГАИПД СПб), свои поиски начала с того, что ознакомилась с информацией о дворце Нарышкиных-Шуваловых и основных периодах его истории. «Я выбрала направления, по которым решила искать документы, и исторические периоды. Сначала меня заинтересовали 1927-1930 годы. В это время в здании дворца существовала группа ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства), куда входили Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий и другие известные деятели культуры», — рассказывает Анна Панченко.
Группа ОБЭРИУ сложилась при Ленинградском Доме печати, который в те годы располагался в здании дворца. ОБЭРИУты выступали за отказ от традиционных форм искусства, говорили о необходимости обновления методов изображения действительности, культивировали гротеск. Такой подход подвергался резким нападкам со стороны официозной критики, привел к невозможности печататься. Впоследствии многие участники объединения были репрессированы.
Анна Панченко
«У меня была надежда найти что-то по партийной линии, — уточняет Анна Панченко. — Поскольку преимущественно документы партии находятся в фондах нашего архива, но, к сожалению, мои поиски не увенчались успехом. Поэтому я переключилась на более поздний период истории дворца и посвящу свое выступление периоду, начавшемуся с 1965 года, когда во дворце стал располагаться Дом дружбы и мира с народами зарубежных стран. В нашем архиве, в фонде Ленинградского областного комитета есть документы отдела зарубежных связей, где хранится информация о различных мероприятиях, которые проводились Ленинградским Отделением Союза советских обществ дружбы. Свое выступление на семинаре я планирую построить в виде презентации нескольких особенно интересных документов».
Коллеги Анны из Центрального государственного архива (ЦГА СПб) обратили внимание на другой объект, поселившийся в здании дворца Нарышкиных-Шуваловых в конце 20-х годов.
«Я начал с того, что зашел в существующую у нас в архиве электронную информационно-справочную систему, где указаны имеющиеся фонды и их опись, — рассказывает Игорь Сапронов, сотрудник отдела использования и публикации документов ЦГА. — Сначала я обратился к делам Союза коммун Северной области — областного объединения Советов, куда входила Петроградская губерния в 1918-1919 гг. Я пытался найти материалы о том, что было со зданием дворца сразу после революции. Но в этих документах найти ничего примечательного не удалось, поэтому я стал знакомиться с дальнейшей историей здания. Я обратил внимание на Дом инженерно-технических работников (ДИТР), который располагался во дворце в течение 10 лет, до 1939 года. Это было профсоюзное объединение, где собиралась рабочая интеллигенция — инженеры различных специальностей, разных заводов города».
Игорь Сапронов
В то же самое время с историей Дома инженерно-технических рабочих познакомился и Константин Мерзляков, с которым Игорь работает вместе. «Но пришел к этой теме я несколько другим путем, — уточняет Константин. — Я начал с того, что почитал об истории дворца Шуваловых. Особенно меня интересовал XX век, поскольку у нас в ЦГА документы именно по этому периоду. Так я узнал, что в 30-е годы в здании дворца находился ДИТР, и предположил, что у нас в фондах могут находиться документы по этому дому. Я обратился к путеводителю по документам нашего архива — это печатное справочное издание, в котором указано, какие фонды можно найти в нашем хранилище, оттуда как раз и узнал, что документы по этой организации у нас хорошо представлены».
Константин Мерзляков
В стенах Дома инженерно-технических работников, по словам Игоря и Константина, существовал целый ряд кружков и секций: теннис, шахматы, бильярд, даже охотничий клуб и многое другое. Также здесь устраивались утренники для детей членов ДИТРа, различные праздники, спортивные состязания. В Доме был свой кинотеатр, джазовый коллектив, проводились танцевальные вечера. «Эти вечера назывались «дансингами», танцевали преимущественно фокстрот, чарльстон и другие западноевропейские танцы, — рассказывает Константин Мерзляков. — В 20-е годы фокстрот, например, как раз был очень популярен, но к середине 30-х его уже признали буржуазным, слишком свободным. Поэтому постепенно такие танцы стали уходить в подполье».
Игорь Сапронов и Константин Мерзляков оба готовят выступления по истории Дома инженерно-технических работников. Только Константин подробнее расскажет о культурно-развлекательной стороне жизни ДИТРа, а Игорь выступит с докладом о проблемах, приведших к его закрытию.
Наталья Шувалова, сотрудник отдела хранения ЦГА, изучая фонды архива, также заинтересовалась Домом инженерно-технических работников: «Я определила для себя несколько направлений работы, но особое мое внимание привлекли документы ячейки Союза воинствующих безбожников, существовавшей при ДИТРе».
Наталья Шувалова
Союз воинствующих безбожников был добровольной общественной организацией, основанной в 1925 году и прекратившей свое существование сразу после начала Великой Отечественной войны, когда изменилась государственная политика в отношении религии. Союз вел активную работу по пропаганде атеизма, по созданию музеев и выставок, выпуску научной и научно-популярной литературы и периодики: газета «Безбожник», журналы «Антирелигиозник», «Воинствующий атеизм» — лишь некоторые из изданий, печатавшихся по инициативе организации.
«Я взялась именно за документы по этому союзу потому, что организация эта спорная, неоднозначная, выпускавшая большое количество пропагандистских материалов. Я думаю, рассказ о них должен получиться ярким и интересным. Помимо самих документов, я планирую найти и какие-то дополнительные материалы, иллюстрации для того, чтобы заставить бумаги «говорить» — сделать их более понятными для зрителя. Кроме того, мне нужно написать аннотацию и оформить документы в виде презентации или коротенького видео. И мое выступление будет готово», — рассказывает Наталья Шувалова.
Несмотря на то что сразу несколько архивистов будут презентовать находки по Дому инженерно-технических работников, их выступления планируются совершенно разными, как и сама жизнь и работа ДИТРа. Константин Мерзляков в своем выступлении планирует совместить рассказ о развлечениях в Доме и демонстрацию некоторых особенно примечательных и ярких документов. «Материалы попались действительно интересные: через конкретную организацию мы можем проследить что происходило в обществе на протяжении 30-х годов, как менялось оно само и тенденции в нем: от свободных 20-х годов, когда можно было и о политике говорить, и вечера западноевропейских танцев устраивать, до конца 30-х, когда все это стало под запретом. Интересно изучить все это, проиллюстрировать и рассказать аудитории».
По словам Игоря Сапронова, при выполнении задания было важно выбрать документы не только информативные по содержанию, но и интересные с точки зрения внешнего вида. «В фондах архива действительно много увлекательных документов. Встречается, бывает, и такое, чего никак не ожидаешь увидеть: например, примечательна жалоба на несварение желудка после вечера, где подавали индейку и осетрину, якобы несвежие. Но многие из подобных документов довольно сложно показать. Например, стенограммы заседаний нужно долго и внимательно читать, чтобы понять их смысл. Поэтому нам нужно было выбирать красивые, скажем так, «зрелищные» документы, которые будет удобно презентовать», — объясняет Игорь.
Анна Панченко утверждает, что домашнее задание ей понравилось: «Оно показалось мне интересным, потому что это настоящая исследовательская работа».
Наталья Шувалова отмечает, что задание оказалось простым, поскольку материалов в архивах много, но увлекательным. «Интересность задания состоит для меня в том, чтобы суметь подать материал таким образом, что потенциальная аудитория убедится: тема интересная, это действительно здорово. Чтобы тот, кто потом придет на выставку, уходя подумал: «Я бы почитал на эту тему, я бы хотел узнать об этом больше». Функция у нас все-таки развлекательная, и одна из основных наших задач — пробудить интерес в человеке, заставить его захотеть развиваться и глубже погружаться в историю. Этот проект дает такую возможность».
18 марта в стенах Театральной библиотеки Санкт-Петербурга участники семинара «Выявление архивных документов для выставочных проектов» презентуют выполненное домашнее задание перед коллегами, организаторами семинара из Архивного комитета и представителями Музея Фаберже. Город+ расскажет о самых интересных находках и выступлениях архивистов.