Флоренция санто спирито

Об Италии

Церковь Санто-Спирито — один из чистейших образцов раннего Ренессанса во Флоренции. Она была построена в XV в. по плану Брунеллески. Мастер хотел поставить церковь Св. Духа лицевой стороной к Арно, но не смог этого сделать из-за плотной жилой застройки между берегом и церковью. Фасад XVII в., оставшийся необлицованным, впечатляет элегантностью своих линий (от проекта Брунеллески остались две боковые волюты).

Основное достоинство этого здания — интерьер чистых пропорций и изысканных цветовых решений (светлая штукатурка оттеняет местный камень «пьетра серена»). Среди главных памятников искусства — «Мадонна с Младенцем и Святыми» Филиппино Липпи, «Изгнание торгующих из храма» маньериста Страдано (XVI в.) и полиптих Мазо ди Банко в правой абсиде. В ансамбль храма входят два клуатра (один построен по проекту Амманнати), притвор Кронаки и восьмигранная ризница Джулиано да Сангалло (1492). Слева от входа в храм — музей Фонда Романо с «Тайной Вечерей» Орканьи.

Брунеллески задумал Церковь Санто Спирито (Св. Духа) как повторение Церкви Сан Лоренцо. Однако ее фасад так и остался незаконченным. Купол выполнен Брунеллески, а Колокольня — Баччио д’Аньоло (1503 г.). Интерьер представляет собой один из самых совершенных образцов архитектуры эпохи Возрождения.

Те самые районы, которые прежде всего имеют в виду флорентийцы, когда говорят «Ольтрарно». Сюда принято ходить по вечерам: пить пиво на ступеньках, ужинать на террасах, изучать витрины антикварных лавок или просто шляться по живописным и пустынным улочкам.

Самое оживленное место на этой стороне реки – площадь Санто-Спирито (piazza Santo Spirito). В первой половине дня здесь работает рынок, по вечерам собираются студенты, летом бывают танцы и концерты, а во время футбольных чемпионатов на стену бывшей трапезной монастыря Санто-Спирито (Santo Spirito, Святого Духа) вывешивается огромный экран, чтобы можно было болеть прямо на площади. Почти все окрестные дома давно сданы японцам, за исключением палаццо Гваданьи (Palazzo Guadagni, XVI век) – там держит оборону какая-то военная контора. Изначально Брунеллески хотел создать городской ансамбль, снести дома местных жителей, чтобы не закрывали обзор великолепного храма, Санто-Спирито должен был выходить на набережную Арно и вызывать восхищение приплывающих из других городов. Эта идея никак не могла понравиться жителям близлежащих кварталов, проект так и не был до конца осуществлен, церковь так и не была построена при жизни мастера.

Фасад церкви Санто-Спирито был переделан в XVIII веке, но вообще она считается одним из главных произведений Брунеллески. Раньше на этом месте стояло здание, принадлежавшее августинскому монастырю; в 1440 году оно сгорело: перед Брунеллески был чистый лист. Архитектор тут же решил развернуть церковь фасадом к реке и спроектировал для этого огромную площадь, но владельцы соседних домов (которые предполагалось снести) воспротивились такому решению, так что в итоге фасад пришлось перенести туда, где он находится и сейчас.

Впрочем, сам фасад, представленный в проекте Брунеллески, комиссия по строительству собора все равно отвергла. Главные архитектурные изыски – внутри. Санто-Спирито – первая базилика, в которой не предполагалось никаких инородных дополнений в виде богато отделанных частных капелл: 40 строго одинаковых капелл Санто-Спирито были спроектированы заранее. Главный алтарь тоже не предусматривался, акцент был сделан на хоры и перспективу колонн.

Слева от входа в церковь – бывшая монастырская трапезная. Одно время там размещалось автобусное депо, а после войны устроили музей средневекового искусства. Состоит он из коллекции неаполитанского антиквара Сальваторе Романо и называется, соответственно, Фонд Сальваторе Романо (Fondazione Salvatore Romano). Главные экспонаты – «Распятие» и «Тайная вечеря» Андреа Орканья (1360-1365), пара барельефов Донателло, а также «Мадонна с младенцем», приписываемая Якопо делла Кверча.

Возврат к списку исторических и архитектурных памятников Флоренции

Одна из самых поздних работ Брунеллески — церковь Санто Спирито (церковь Святого Духа) во Флоренции — трехнефная купольная базилика с боковыми капеллами. Во многом она напоминает церковь Сан-Лоренцо. Обе церкви базиликального типа, обе были законченные после его смерти.

В 1434 году Богатый флорентийский купец Стольдо Фрескобальди собрал строительную комиссию для организации постройки церкви на территории монастыря Санто Спирито. Архитектор Брунеллески выполнил план и модель будущего храма, и в 1436 году началась закладка фундамента, но вскоре из-за недостатка средств работы остановились. Монастырь Санто Спирито обратился за помощью к Большому Совету республики, чтобы сторительство церкви финансировалось продажей соли: по три сольди с каждой четверки проданной коммуной соли. В 1439 году строительство было продолжено, но продвигалось медленно. Только в 1446 году была завезена первая колонна (за 12 дней до смерти Брунеллески). Кончина зодчего послужила причиной длительного прекращения работ, так как первая колонна была установлена только в 1454 году — спустя 18 лет после начала строительства.

Изначально Брунеллески хотел создать городской ансамбль, снести дома местных жителей, чтобы не закрывали обзор великолепного храма, Санто-Спирито должен был выходить на набережную Арно и вызывать восхищение приплывающих из других городов. Эта идея никак не могла понравиться жителям близлежащих кварталов, проект так и не был до конца осуществлен, церковь так и не была построена при жизни мастера.

В этом проекте Брунеллески сосредоточивает внимание на пластической выразительности основных конструктивных элементов — пилястров, карнизов и т. п., организуя вокруг них свободное пространство. Церковь Санто-Спирито была построена уже после смерти мастера с искажением первоначальных замыслов. Строители церкви, начиная с Манетти, не очень были уверены, как вести постройку, так как рисунки и модель Филиппо не уточняли деталей. Перекрытие и купол были выполнены между 1477 и 1482 годами, а год спустя начались горячие дебаты о том, сколько порталов должен содержать фасад — три или четыре, как планировал самого Брунеллески. Остановились все же на варианте с тремя порталами, что наряду с другими изменениями в немалой степени исказило первоначальный замысел мастера.

Планировка здания церкви Санто Спирито

Приблизительно в то же время Брунеллески был занят и другими проектами:

Церковь Санта Мария дельи Анджели (1434-1446)

Фонарь и эдикулы флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре (1436-1446)

Палаццо Питти (1440-1446)

предыдущая / главная / следующая страница

Загрузить чертежи объекта одним архивом, в крупном размере Название: Местонахождение: Флоренция (Италия) Создание: 1436 — 1487 гг. Стиль: Ренессанс Архитектор(ы): Филиппо Брунеллески

Архитектура церкви

И.А. Бартенев «Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ

Модель для сооружения была сделана зодчим в 1436 году, однако постройка началась лишь в 1446 году, в год смерти Брунеллески.

Санто-Спирито является крупнейшей церковью Флоренции, второй после Санта-Мария дель Фиоре. Хотя Санто-Спирито по размерам значительно крупнее церкви Сан-Лоренцо, но имеет с ней весьма большое сходство как в отношении плана, так и в части внутренней архитектуры.

Подобно церкви Сан-Лоренцо, главная часть Санто-Спирито разбита на три нефа, причем перекрытие центрального нефа плоское и разделено на шестигранные кессоны. Боковые нефы отделены от среднего колоннадами.

Сходство с Сан-Лоренцо усиливается формообразованием центрального купола и целым рядом архитектурных деталей. Различие же между этими двумя сооружениями, ставящее Санто-Спирито в архитектурном отношении на более высокую ступень по сравнению с Сан-Лоренцо, заключается в том, что здесь широко использованы галереи-нефы, опоясывающие церковь со всеми ее боковыми пределами.

В Сан-Лоренцо, как уже отмечалось, тоже принято трехнефное деление, но там это деление касается лишь главного участка, в церкви же Сан-Спирито боковые нефы заходят и в пределы.

В Санто-Спирито зодчий достигает необыкновенного архитектурного эффекта. Ритмическое чередование колоннад, огибающих церковь, сводов и арок, рождающих причудливую игру скользящих световых лучей, бликов и теней, — все это создает впечатление глубины, пространственности и вместе с тем архитектурной насыщенности. Подобный же прием кольцевого обрамления был применен в константинопольском соборе Св. Софии. Брунеллески, возможно, воспользовался этим мотивом. Обращает на себя внимание и еще одна характерная особенность церкви Санто-Спирито. Вместо прямоугольных боковых капелл Сан-Лоренцо здесь даны полукруглые ниши, расположенные по всему периметру здания и разделяемые полукруглыми же пилястрами, что несомненно вызвано стремлением создать архитектурный эффект большого объема. И действительно, закругленные, выгибающиеся стены в сочетании со стоящими на их фоне круглыми же колоннами как бы раздвигают пространство. Церковь Санто-Спирито, подобно церкви дельи Анджели Сколяри, весьма высоко ценилась мастерами Ренессанса и оказала также большое влияние на последующее развитие церковного зодчества.

В Санто-Спирито зодчий достигает необыкновенного архитектурного эффекта. Ритмическое чередование колоннад, огибающих церковь, сводов и арок, рождающих причудливую игру скользящих световых лучей, бликов и теней, — все это создает впечатление глубины, пространственности и вместе с тем архитектурной насыщенности.

Подобный же прием кольцевого обрамления был применен в константинопольском соборе Св. Софии. Брунеллески, возможно, воспользовался этим мотивом.

Обращает на себя внимание и еще одна характерная особенность церкви Санто-Спирито. Вместо прямоугольных боковых капелл Сан-Лоренцо здесь даны полукруглые ниши, расположенные по всему периметру здания и разделяемые полукруглыми же пилястрами, что несомненно вызвано стремлением создать архитектурный эффект большого объема. И действительно, закругленные, выгибающиеся стены в сочетании со стоящими на их фоне круглыми же колоннами как бы раздвигают пространство.
Церковь Санто-Спирито, подобно церкви дельи Анджели Сколяри, весьма высоко ценилась мастерами Ренессанса и оказала также большое влияние на последующее развитие церковного зодчества.

Загрузить чертежи объекта одним архивом, в крупном размере

Параметры объекта:

    XIV-XVI века Средние века Базилика Италия Ренессанс Филиппо Брунеллески Флоренция Храм

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *