Гусь хрустальный музей

афиша, события и экскурсии

Полная афиша Гусь-Хрустальный историко-художественный музей

Памятные даты и ежегодные мероприятия:
дата открытия — 18.06.2011

18 мая — Международный день музеев
28 сентября — День Никиты-Гусятника

Описание:
Гусь-Хрустальный историко-художественный музей открылся в день 255 -летия города Гусь-Хрустальный 18 июня 2011 г. Музей располагается рядом со знаменитым музеем Хрусталя им. Мальцовых и работает с ним по одной программе развития туризма в городе. Открыты экспозиции «Каменная летопись Мещеры» и «Музей Гуся», рассказывающие об истории развития Мещёрского края, о природе Мещеры и о Гусе, как птице, как священном тотеме для древних обитателей Мещеры, как персонаже мифов и легенд о сотворении Мира, как названии реки Гусь, являющейся частью древнего торгового пути («Серебряный путь») из Персии в Ростов и Новгород Великий.

В выставочном зале демонстрируются сменные выставки, среди которых галерея портретов «Маршалы Победы» Народного художника России, академика В.В. Шилова, лучшие работы Гусевских художников — членов творческого объединения «Нюанс», уникальная фотовыставка «Неизвестный Солженицын» со слайдов начала-середины 1960-х гг. и др.

Здание(я):
Музей находится в здании — памятнике архитектуры конца XIX века (1897-1898). Архитектор В.А. Покровский — помощник Л.Н. Бенуа при строительстве Храма Георгия-Победоносца. Здание спроектировано в едином ансамбле окружения Георгиевского храма

Основные экскурсии:
Путешествие по реке Времени
Путешествие в сказочный мир Гуся
Гусь-Мальцовский

Дополнительные услуги:
киоск или магазин, лекторий или кинозал
Образовательные услуги:
Лекции:
— Мещерские страницы в жизни и деятельности А.И. Солженицына,
— История формирования архитектурного облика Гусь-Хрустального,
— Заповедными тропами Мещёры.
Мастер класс «Эмаль и бисер по стеклу»
Поблизости имеются:
гостиницы и места группового питания
Местные достопримечательности:
Храм-часовня Варвары-великомученицы
Гусевская Православная гимназия с внутренним Храмом Сергия Радонежского
Комплекс храмов на остатках старинного Касимовского тракта
Визит-Центр НП «Мещёра»
Памятники природы: Городское озеро, «Баринова роща»
Остатки мегалитических построек времен энеолита в междуречье рек Гусь и Судогда

профессионалу

Основные должностные лица:
Директор: Скулов Николай Игоревич, тел. (49241) 3-05-39
Главный хранитель: Процерова Татьяна Борисовна, тел. (49241) 3-05-39
Зав. сектором: Тучина Марина Артуровна, тел. (49241) 3-05-39
Тел. дирекции:
(49241) 3-05-39, Факс: (49241) 3-05-39
Адрес дирекции:
601501, Владимирская область, г. Гусь-Хрустальный, ул. Калинина, д. 2
Даты открытия и основания:
открыт: 18.06.2011
Бюджетный статус:
Муниципальный
Организационно-правовая форма:
некоммерческое учреждение
Тип организации:
культурно-массовая, исследовательская
Классификация организации:
краеведческая
Площади организации:
экспозиционно-выставочная 122,6м2
временных выставок 78,2м2
фондохранилищ 213,1м2
Количество сотрудников:
5, из них 2 научных
Среднее кол. посетителей в год:

3500
Вышестоящая организация:
Комитет по культуре администрации МО г. Гусь-Хрустальный — R1998
Организации партнеры:
Музей хрусталя им. Мальцовых — M566
Единиц хранения:
3500, из них 2718 предметов основного фонда

Наиболее ценные (уникальные) коллекции:
Цветные фото А.И. Солженицына (ранее не опубликованные) с восстановленных слайдов начала 1960-х гг. — 120 пр.
Коллекция фигурок с изображением гуся из хрусталя, кварца, цветного стекла и др. материалов — более 200 пр.

Выездные и обменные выставки:
Фотовыставка «Неизвестный Солженицын». Более 100 ранее не опубликованных фотографий А.И. Солженицына
Фотовыставка «Камни Мещеры — тайны истории». Более 50 фотографий с изображением мегалитов Мещёры

Виртуальные ресурсы:
см. выше сайт(ы) музея
Примечание:
Официальное название организации: Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Гусь-Хрустальный историко-художественный музей».
Виды деятельности и первоочередные задачи, в которых организации нужна помощь сторонних организаций и фондов: ремонт здания музея и прилегающей территории, приобретение мультимедиа и аудио оборудования, создание дизайн-проекта экспозиции «История Гусь-Хрустального в лицах».

информация от: 28.02.2018

афиша, события и экскурсии

Полная афиша Музей хрусталя им. Мальцовых

Памятные даты и ежегодные мероприятия:
дата открытия — 1983г.

май — Международная акция «Ночь в музее»

Описание:
Экспозиция одного из лучших музеев отечественного художественного стекла была открыта для посетителей в мае 1983 года. В настоящее время в ней представлено около двух тысяч экспонатов. Это богатая коллекция образцов массовой продукции Гусевского хрустального завода, начиная со 2-й половины XVIII столетия до современных образцов производства, а также уникальные авторские работы гусевских художников стекла. Экспозиция постоянно дополняется современными образцами производства.

Творческий коллектив завода – это коллектив художников-профессионалов. Все они являются постоянными участниками выставок как в России, так и за рубежом. Гутные работы народного художника России В.С. Муратова, которому удалось органично соединить в своём творчестве профессионализм с народными традициями стеклоделия. Декоративные скульптуры из гутного стекла, созданные Муратовым, – это целая система новых пластических решений, тонкое, образное понимание цвета. Изыскан, грациозен, изящен почерк О.И. Козловой. В традициях старого гутного стекла выполнены работы В.В. Корнеева – заслуженного художника России и главного художника хрустального завода. В них много тонкого юмора, сочное, яркое звучание стекла. Корнеев – ведущий мастер алмазной грани. Его рисунки алмазного гранения отличаются неординарностью, нестандартностью мышления с одновременным уважением к традициям классической алмазной грани XIX века. Красота природы Мещёры питает творчество «старейшины» художников – народного художника России Е.И. Рогова. Яркие декоративные ансамбли, лиричные композиции и многопредметные сервизы художников В.И. Касаткина, В.С. Зайцева, Р.Н. Аксёнова отмечены безупречностью вкуса, образным богатством, эмоциональной содержательностью. Произведения заслуженного художника России А.С. Курилова отличает умение говорить на языке чувств, воссоздать лирические образы, оставаясь в границах пластики стекла. Излюбленный технический приём – гравировка – переходит в его работах в художественную выразительность формы

Здание(я):
Музей расположен в здании Георгиевского собора, величественного памятника архитектуры и живописи конца XIX – начала XX в.

Основные экскурсии:
Обзорная экскурсия

Поблизости имеются:
гостиницы и места группового питания
Местные достопримечательности:
Иоакиманская церковь 1816 г.
Георгиевский собор, грандиозный по замыслу и совершенный по исполнению, построен в 1892–1903 гг. по проекту известного архитектора, профессора Академии художеств Леонтия Николаевича Бенуа
Фабричный «магазинный дом галантерейных, мануфактурных и съестных припасов» – торговые ряды на 20 отделений, с колоннами, галереями и балконами, 1853 года постройки
Здание больницы – каменное, двухэтажное, с флигелями, 1855 года постройки

профессионалу

Основные должностные лица:
Генеральный директор: Мельникова Светлана Евгеньевна, тел. (4922) 32-25-15
Заведующий: Угрюмова Виктория Викторовна, тел. (49241) 2-33-46
Зав. экспозиционным отделом: Пак Надежда Трофимовна, тел. (49241) 2-19-30
Тел. дирекции:
(49241) 2-33-46
Адрес дирекции:
600000, Владимирская область, г. Владимир, ул. Большая Московская, 43
Даты открытия и основания:
открыт: 1983г.
Бюджетный статус:
Федеральный
Организационно-правовая форма:
некоммерческое учреждение
Тип организации:
культурно-массовая
Классификация организации:
историческая , художественная
Площади организации:
экспозиционно-выставочная 1092м2
Вышестоящая организация:
Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник — M561
Организации партнеры:
Гусь-Хрустальный историко-художественный музей — M1807
Единиц хранения:

%%LIGHTBOX%%

В далеком прошлом, хозяина Гусевской хрустальной фабрики Нечаева-Мальцова часто спрашивали, почему он не пожалел колоссальных средств для украшения фабричной и сельской церквей в глуши Владимирской губернии. » А отчего стоит город Орвието в Италии? Для его собора ездят иностранцы издалека. Будет время, когда художники и ценители русского искусства станут ездить и на наш Гусь…» — отвечал Нечаев-Мальцов, спустя века его предсказания сбылись, разве что теперь туристы съезжаются посмотреть не столько на храм, сколько на Музей Хрусталя, расположенный в этом храме.

Архитектура музея

Самой яркой достопримечательностью города Гусь-Хрустальный является Музей Хрусталя, который находится в величественном памятнике архитектуры конца XIX — начала XX веков — Георгиевском соборе.
Собор построен в 1892-1895 годах по проекту Леонтия Николаевича Бенуа в псевдорусском стиле. Сам архитектор писал: » В этот храм я все вложил, что мог, и, может быть, он останется лучшим из моих произведений».
Здание было спроектировано трехнефной базиликой — высокий средний неф и низкие боковые. Колокольня венчалась легким и нарядным шатром, вознесенным на высоту 45 метров. Среднему шатру отвечали меньшие боковые. Трехшатровая композиция перекликалась с тремя главами на алтарной восточной стороне.

Колокольня не сохранилась до наших дней. Не восстановили ее, к сожалению, и реставраторы. Но сохранившиеся фотографии вызывают в памяти образы ярославского зодчества XVII века. Л.Н. Бенуа создал высокопрофессиональный, мастерский образец «русского стиля».
В своем творении Л.Н.Бенуа соединил лучшие традиции западноевропейской и русской культуры.

Внутренняя отделка

Внутренняя отделка была не менее впечатляюща, чем внешняя.
Для отделки храма был приглашен уже известный к тому времени художник В.М. Васнецов. Он написал 5 картин для Георгиевского собора. К сожалению, сохранились лишь две работы художника: огромное полотно » Страшный суд» размером 49 квадратным метров и мозаика «О тебе радуется, Благодатная…».
» Страшный суд» — это одно из немногих истинно художественных творений, которые стоит увидеть раз, чтобы запомнить его навсегда.
Мозайка, для которой В.М. Васнецов написал эскизы, выполнена из маленьких кусочков разноцветного стекла и украшает алтарную часть собора.

В журнале «Художественные сокровища России» за 1905 год П.Гнедич писал: » Впечатление ошеломляющее… Тут и великие итальянцы, и упадочники, и Византия, а главное — наши старые, московского письма, иконы… Я думаю, в той фабричной церкви г. Нечаева-Маль-цова, для которой писал эту икону Васнецов, картина эта будет предметом бесконечного удивления не только местных прихожан, но и создаст целую армию паломников… Это одно из тех немногих истинно художественных творений, которое стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда».

Музей в храме

Как действующая церковь, храм Святого Георгия просуществовал недолго. Почти сразу после революции 17-го года он был закрыт и долгое время его занимали общественные организации и лишь в 1970 году храм был взят под охрану государства. В течение 11 лет в нем велись реставрационные работы. После их окончания в 1983 году в нем открыли Музей Хрусталя.

В основу экспозиции музея Хрусталя были положены изделия из образцовой комнаты, которая находилась на хрустальном заводе.
С первых дней существования завода, в образцовой комнате собирались все образцы продукции из стекла и хрусталя, которая выпускалась на заводе. Поэтому в музее можно увидеть и массовую продукцию хрустального завода, и уникальные авторские работы художников.

В первые годы существования завод выпускал продукцию из простого поташного стекла, украшая её в технике гравировки. В начале 19 века появляется настоящий свинцовый хрусталь. Свинцовый хрусталь – это прежде всего стекло с определенным содержанием окиси свинца, что и придает изделиям их хрусталя металлический блеск. Чистый хрусталь необыкновенно певуч. Стоит только подуть на тонкий хрустальный бокал, как он зазвенит мелодичным «малиновым» звоном. Комбинируя различное сочетание граней, мастера-алмазчики создают на изделиях из хрусталя алмазный рисунок.

Удивительны изделия XVIII века. Тяжелые графины, фужеры с глубокими алмазными гранями, штофы, деликатно расписанные золотым орнаментом. Стекло XIX века на редкость разнообразное. Свинцовый хрусталь, богатая алмазная грань, доведенная до совершенства. Талантливые мастера-резчики умели поймать солнечный луч и заставить его сверкать в хрустале. Тончайшее, словно воздушное, стекло с узором, напоминающим серебряные кружева.

В середине XIX века появляется стекло, имитирующее золото и серебро. Это изделия в восточном стиле «азиатского» рынка, кумганы, кальяны.
Уникальны многослойные вазы, вазы, флаконы, выполненные по образцам изделий известного французского художника Э. Галле, с приглушенными сине-фиолетовыми и золотисто-коричневыми «рисованными» пейзажами, датируемые началом XX века.

Слава гусевского хрусталя перешагнула границы России. Золотыми медалями выставок в Париже, Вене, Чикаго отмечены изумительное искусство и талант старых гусевских мастеров.

В музее широко представлен советский период. Изделия 1920-х годов с декором в виде несложной гравировки и росписи цветными красками просты и лаконичны по своей форме.
Новые сюжеты рисунков носят тематический характер, отражая те или иные события, происходившие в стране — «Пятилетка в 4 года», «20 лет Октября», «Спартакиада народов СССР», «850 лет Владимиру».
В 70-е годы завод выпускает продукцию только из хрусталя. Продукция хрустального завода в этот период была «царством» цветного и бесцветного хрусталя и алмазной грани.

Коллекция музея не перестает пополняться уникальные авторскими работами художников хрустального завода. В своих творениях они отражают всю красоту Мещерского края.

Контакты и график работы

Адрес музея: Владимирская область, г. Гусь-Хрустальный, ул. Калинина, 2а
Контактный телефон: +7 (49241) 2-19-30

Летний график работы (с 1 июня по 31 августа):

  • вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье — с 10:00 до 17:00
  • понедельник — выходной
  • каждый третий вторник месяца — санитарный день

См. также:

  • История города Гусь-Хрустальный;
  • Гусевской хрустальный завод.
  • Хрусталь: история, свойства, технологии.
  • Как выбирать бокалы;
  • История граненого стакана.

Вернуться к разделу с информацией

Музей хрусталя в городе Гусь-Хрустальный.

ФГБУК «Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» располагается во Владимирской области в трёх городах — Владимире, Суздале и Гусь-Хрустальном и в двух сёлах — Боголюбове и Кидекше.

Среди всемирно известных древних городов, таких, как Владимир, Суздаль, убеленных сединами тысячелетий, насыщенных узорочьем белокаменного зодчества, Гусь-Хрустальный занимает свое достойное место, сверкая алмазными гранями в историческом венце Владимиро-Суздальской земли.

Гусь-Хрустальный обязан своим происхождением и существованием купеческо-дворянскому роду Мальцовых. В 1756 году орловский купец Аким Мальцов основал хрустальную фабрику, с постройкой которой началось бурное развитие российского стеклоделия, ставшего уникальным явлением художественной культуры древней Владимирской земли.

Гусь-Хрустальный расположился в мещёрских лесах, на реке Гусь, в 63 км к югу от Владимира. Здесь с 1983 года находится Музей Хрусталя имени Мальцовых, филиал Государственного Владимиро-Суздальского музея- заповедника, разместившийся в уникальном памятнике архитектуры конца ХIХ – начала ХХ века Георгиевском соборе.

Здание было построено владельцем Гусевской хрустальной фабрики, известным российским благотворителем и меценатом, Юрием Степановичем Нечаевым-Мальцовым (1834-1913 годы). Проект собора Святого Георгия в Гусь-Хрустальном был заказан известному российскому архитектору Леонтию Николаевичу Бенуа (1856-1928 годы).

Храм строили местные владимирские мастера в течение 11 лет, с 1892 до 1903 года. Современники дали собору высокую оценку, отметив его как художественное совершенство среди прочих произведений известного русского архитектора. Сам Л.Н. Бенуа писал: «…в этот храм я вложил всё, что мог. И может быть, он останется лучшим из моих творений».

Автор создал проект здания так, что соединил в нём традиции западноевропейской и русской архитектуры. Георгиевский собор построен из кирпича и похож на древнерусский храм с придельными церковками, шатрами над колокольней и папертями, галереями и крыльцами — и всё это в узорочье, наличниках, изразцах, белокаменной отделке. В оформлении фасада Л.Н. Бенуа применил декоративные элементы, характерные для древнерусского зодчества. Наличники окон и детали, украшающие порталы, выполнены из белого резного камня.

В решении интерьера собора Л.Н. Бенуа использовал традиции западноевропейского зодчества. Основной объём спроектирован в форме базилики. Это вытянутое в плане прямоугольное пространство, разделённое на три галереи двумя рядами колонн из чёрного лабрадорита. Интерьер собора отличался богатым убранством. Мастерами Гусевского хрустального завода были изготовлены 12 уникальных хрустальных люстр, весом более 300 кг каждая, пол выложен метлахской плиткой, прекрасно сохранившейся до наших дней.

Для росписи собора Ю.С. Нечаев-Мальцов пригласил выдающегося русского живописца Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926 годы). Художником были исполнены работы: «Страшный суд» для западной стены, запрестольные образы в алтаре и приделах — «О Тебе радуется, Благодатная!», «Евхаристия», «Сошествие в ад», «Распятие», а также рисунок иконостаса из бронзы с эмалью.

Мозаика «О Тебе радуется, Благодатная!» в алтарной части собора выполнена в мозаичной мастерской В.А. Фролова (1874-1942 годы) в Санкт-Петербурге в 1901 году. Особый интерес специалистов и любителей искусства вызывает живописное полотно «Страшный суд», специально написанное для Георгиевского собора. В журнале «Художественные сокровища России» за 1905 год художественный критик П. Гнедич писал: «Впечатление ошеломляющее… Тут и великие итальянцы, и упадочники, и Византия, а главное — наши старые, московского письма иконы… Картина эта будет предметом бесконечного удивления не только местных прихожан, но и создаст целую армию паломников… Это одно из тех немногих истинно художественных творений, которое стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда».

После революции Георгиевский собор был закрыт для верующих. В 1923 году там организовали Дворец Труда. Был значительно изменён внешний облик и внутреннее убранство собора. Полотно «Страшный суд» В.М. Васнецова было вывезено во Владимирский губернский музей. С 1926 по 1970 год в Георгиевском соборе находились городской кинотеатр, швейная мастерская, центральная библиотека с читальней, музыкальная школа.

В 1974 году решением исполкома Владимирской области памятник архитектуры и живописи Георгиевский собор был передан Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику для создававшегося Музея Хрусталя. В здании начались масштабные восстановительные и реставрационные работы. 18 мая 1983 года Музей Хрусталя принял первых посетителей и сразу же снискал славу одного из лучших музеев отечественного художественного стекла. Тщательно восстановленный интерьер величественного памятника и прекрасная коллекция хрусталя воспринимаются как единое целое — яркое и торжественное.

Музей Хрусталя располагает великолепной экспозицией. В основе богатейшего собрания музея — изделия из стекла и хрусталя, выпускавшиеся на Гусевском хрустальном заводе с 1756 года, со дня его основания, до современности. Художественное производство этого старейшего предприятия страны внесло огромный вклад не только в развитие отечественной стекольной промышленности, но и в общее развитие национальной культуры.

Коллекция демонстрирует все основные этапы отечественного стеклоделия, так как художественная биография Гусевского завода типична для стекольной промышленности России. Здесь представлены замечательные образцы русской гравировки, собраны практически все рисунки алмазного гранения, разработанные на протяжении XVIII-XIX веков, а также изделия, выполненные в гутной технике, воплотившие творческую самобытность русского стекла.

Уникальна коллекция стекла эпохи модерна, которая показывает все важнейшие техники и приёмы декорирования, применявшиеся в европейском стекле. В музее собрана богатая коллекция изделий советского периода, а также обширное собрание авторских работ современных художников, органично соединивших в своём творчестве профессионализм, новаторские идеи и народные традиции стеклоделия.

Сегодня Музей Хрусталя имени Мальцовых Владимиро-Суздальского музея-заповедника является гордостью города и его исторической достопримечательностью. В едином памятнике он соединяет в себе три вида искусств, воплотивших величие архитектурного творения Л. Бенуа, великолепную живопись русского художника В. Васнецова, хрустальное богатство старинных гусевских мастеров и наших талантливых современников.

Иллюстрации:

Музей хрусталя в городе Гусь-Хрустальный.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *