Храм в эфесе

Храм Артемиды (Турция) — описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Храм Артемиды

Утраченное чудо — вот так поэтично назовет гид то, что вы увидите на месте некогда величественного храма Артемиды Эфесской. Зрелище, скорее, жалкое — от развалин почти ничего не осталось, кроме восстановленной из обломков одной колонны. А ведь их было 127! Каждая 18 метров в высоту — подарок одного из 127 царей.

Храм Артемиды — одно из семи чудес античного мира, описанных историками. Находился в греческом городе Эфес, сейчас это турецкий Сельчук. От некогда величественного храма сегодня остался едва просматриваемый фундамент и одна колонна — из 127!

Храм, по красоте и величию которому не было равных, как писали историки, входит в число семи чудес света. Он располагался в греческом Эфесе. Сегодня это город Сельчук, в провинции Измир, в Турции. Первый храм в честь богини охоты Артемиды был построен в середине 6 века до нашей эры. Согласно легенде, в 356 году до нашей эры, ночью произошел пожар — гражданин Эфеса поджёг храм, чтобы прославиться.

Имя Герострата с тех пор стало нарицательным, хотя все старались его забыть. В официальных документах преступник не называется, обозначен как «один безумец».

К началу 3 века до нашей эры храм был полностью восстановлен. Деньги на постройку нового чуда света выделил Александр Македонский. Был сохранен прежний план, только здание было поднято на высокое ступенчатое основание. Одну из колонн сделал известный скульптор того времени Скопас. Предполагается, что алтарь — работа скульптора Праксителя.

В 263 году святилище Артемиды разграбили готы. Во времена императора Феодосия Первого были запрещены все языческие культы, потому храм Артемиды в Эфесе закрыли. Мраморную облицовку с него стали растаскивать местные жители для своих построек, колонны начали падать, а их обломки засасывало болотом, на котором стоял храм. Даже место постепенно забылось. Отыскать следы лучшего храма Ионии сумел английский археолог Вуд в 1869 году. Полностью фундамент святилища был вскрыт только в 20 веке. А под ним были обнаружены следы храма, сожжённого Геростратом. Обломки колонн, украшенных рельефами, сейчас находятся в Британском музее.

Храм Артемиды в Эфесе

Цифры и факты

Ширина храма Артемиды была 52 м.

Длина — 105 м.

Число колонн, поддерживавших крышу, — 127. Каждая — дар одного из 127 царей.

Высота колонн — 18 м.

Говорят, Герострат сжег храм Артемиды именно в ту ночь, когда на свет появился Александр Македонский. Это было явное предзнаменование того, что судьба Малой Азии решена: великому полководцу судилось полностью подчинить её – не зря Артемида, присутствуя при его рождении, отвлеклась и не смогла защитить свой дом.

Древний город Эфес

Храм Артемиды Эфесской находится в Турции, недалеко от города Сельчук, что расположен на юге провинции Измир. Города, в котором был установлен храм, Эфеса, сейчас не существует, тогда как несколько тысячелетий назад здесь проживало более двухсот тысяч человек, а потому он считался не просто большим городом, а являлся по тем временам самым настоящим мегаполисом.

Первые поселения появились здесь ещё задолго до появления города (около 1,5 тыс. лет до н.э.) – местность возле реки Каистр идеально подходила для этого. Эфес появился позднее, в XI в. до н.э., когда сюда пришли ионийцы и, захватив территорию, обнаружили, что культ древней богини «Великая Мать» чрезвычайно здесь почитаем.

Идея им понравилась, и они лишь слегка видоизменили её согласно своей мифологии: поклоняться стали Артемиде, богине плодородия и охоты (древние греки считали её покровительницей всего живого на земле, женского целомудрия, счастливого брака и хранительницей рожениц). А несколько веков спустя построили для неё шикарный храм, который современники практически сразу внесли в список «Семи чудес света».

Потрясающие 7 чудес света древнего мира69804.785

Как строили храм

Святилище строили два раза – на постройку первого храма ушло около ста двадцати лет (сооружён он был в середине VI в. до н.э), а сожжён – три столетия спустя, в 356 г. до н.э. На восстановительные работы времени понадобилось меньше, но, как и предыдущее здание, он также простоял недолго, в III в. его разграбили готы, а в IV ст. христиане его сначала закрыли, а затем – разобрали, и на сегодняшний день от него осталась лишь одна колонна высотой в четырнадцать метров.

Строительство первого святилища богини, учитывая, что им занимались три поколения архитекторов, можно поделить на три этапа.

Архитектор Херсифрон

Деньги на возведение одного из самых великолепных святилищ древнего мира дал Крез, последний царь Лидии, прославившийся своим легендарным богатством. Над проектом здания работал Херсифрон из Кносса, столкнувшийся при постройке святилища с рядом неожиданно возникших проблем, а потому применил несколько нестандартных, нетипичных и оригинальных решений.

Храм было решено построить из мрамора, правда, никто не знал, где именно его можно раздобыть в необходимом количестве.

Говорят, что здесь помог случай: недалеко от города паслись бараны. Однажды звери устроили между собой драку, один из самцов «промазал», по сопернику не попал, но со всей силы стукнулся о скалу, от которой из-за сильного удара отвалился огромнейший кусок мрамора, и проблема была решена.

Второй уникальной особенностью храма Артемиды было то, что его построили на болоте. К такому нестандартному решению архитектор Херсифрон пришёл по одной простой причине: землетрясения здесь случались часто – и дома, в том числе храмы, по этой причине нередко разрушались.

Разрабатывая проект, Херсифрон пришёл к выводу, что болотистая почва будет смягчать подземные толчки, защищая, таким образом, храм. А чтобы сооружение не осело, строители вырыли огромных размеров котлован, наполнили его углём и шерстью – и только после этого сверху начали строить фундамент.

Ещё одной проблемой, с которой столкнулись при постройке храма, оказалась доставка огромных и тяжёлых колонн: загруженные телеги попросту вязли в болотистой почве. Поэтому Херсифрон принял решение применить нетрадиционный способ: в верхнюю и нижнюю часть колонны строители забивали металлические штыри, после чего обшивали её деревом и запрягали волов, которые тащили её к месту строительства.

Поскольку колонна была достаточно большой, она без проблем катилась по вязкому грунту и не проваливалась при этом.

Ещё одна неожиданная проблема, с которой столкнулись строители, была связана с тем, что установить вертикально массивные и тяжёлые колонны долго не получалось. Как именно Херсифрон решил эту проблему, неизвестно, но до наших дней дошла легенда о том, что когда архитектор в отчаянии захотел покончить с собой, на помощь пришла сама Артемида и помогла строителям установить конструкцию.

Увы, Херсифрону не удалось увидеть своё детище: он умер задолго до окончания строительных работ – на сооружение грандиозной постройки было потрачено более ста двадцати лет. Поэтому достраивал здание сначала его сын Метаген, а завершили строительные работы – Пеонит и Деметрий.

Архитектор Метаген

Следующий нестандартный ход пришлось применять уже Метагену: на колонны нужно было осторожно положить балку (архитрав), не повредив капители. Для этого строители положили на них сверху наполненные песком несвязанные мешки. При установке архитрава, он начинал давить на мешки, песок высыпался, и перекладина аккуратно занимала предназначенное для неё место.

Пеонит и Деметрий

Строительные работы приблизительно в 550 г. до н.э. закончили архитекторы Пеонит и Деметрий. В итоге шикарное сооружение из белого мрамора, украшенное скульптурами лучших мастеров древней Эллады, не могло не вызвать восхищение горожан. Несмотря на то что детальное описание здания до нас не дошло, некоторые данные все же имеются.

Как выглядело святилище

Храм Артемиды считался самым крупным святилищем древнего мира: длина его составляла 110 м, а ширина – 55 м. Вдоль стен с внешней стороны храма крышу подпирали 127 колонн высотой в 18 м. Стены и крыша святилища были декорированы мраморными плитами. Стены храма изнутри украшали скульптуры, изготовленные Праксителем, и рельефы, выбитые Скопасом.
В середине храма находилась пятнадцатиметровая скульптура богини, которая была изготовлена из черного дерева и слоновой кости, а украшена драгоценными камнями и металлами. Поскольку Артемиду почитали как покровительницу всего живого, на её одежде были изображены животные.

На найденной во время раскопок статуе учёные обнаружили огромное количество выпуклых образований, предназначение которых учёные толком не определили. Но поскольку во время раскопок были найдены бусины в форме сосудов, археологи склоняются к мысли, что эти «выпуклости» также являются бусами, которые жрецы вешали на скульптуру во время ритуалов (или же они там висели постоянно).

Роль храма в жизни города

храм Артемиды в Эфесе, в отличие от других подобных сооружений, был не только культурным и духовным центром города, но и являлся также финансовым и деловым центром: здесь находился местный банк, проходили переговоры, совершали сделки. Он имел полную независимость от местных властей, а управляла им коллегия жрецов.

Гибель первого храма

Храм Артемиды в Эфесе простоял недолго – около двухсот лет. В 356 г. до н. э один из жителей города, Герострат, желая прославиться, поджег святилище. Это было нетрудно: несмотря на то, что само здание было возведено из мрамора, многие работы в середине были выполнены из дерева.
Следует учитывать, что потушить огонь было чрезвычайно трудно из-за его огромных размеров: необходимого оборудования для ликвидации пожаров такого масштаба они попросту не имели. После пожара от святилища остались лишь колонны и стены из белого мрамора, который почернел настолько, что жители города приняли решение полностью разобрать храм.

Преступника вычислили быстро – он абсолютно не прятался и заявил, что поджег здание ради того, чтобы потомки о нём не забыли. Чтобы этого не допустить, городской совет принял решение о том, что имя преступника должно быть полностью изъято из документов и кануть в небытие. Несмотря на то что в документах о нём писали, как об «одном безумце», людская память оказалась живучей, и имя Герострата вошло в историю античного мира навсегда.

Восстановление

Храм Артемиды в Эфесе восстановлен был довольно быстро – уже к началу III ст. до н.э. – при этом возведение нового святилища профинансировал Александр Македонский. Строительные работы были доверены архитектору Александру Дейнократу (по другой версии, фамилия его звучала как Хейрократ). При реконструкции он полностью придерживался предыдущего плана здания и лишь слегка усовершенствовал его, подняв храм несколько выше, на более высокое ступенчатое основание.
Второй храм Артемиды ничуть не уступал первому и выглядел не менее великолепно. Поэтому эфесцы, чтобы отблагодарить Александра Македонского за меценатство, решили установить в храме портрет полководца и заказали работу у Апеллеса, который изобразил полководца с молнией в руке.

Картина из-под рук живописца вышла настолько совершенна и достоверна, что жителям города, когда они пришли за заказом, показалось, будто вооружённая молнией рука действительно высовывается из полотна. За такую работу эфесцы щедро отблагодарили Апеллеса, заплатив ему 25 золотых талантов (интересно, что в последующие несколько столетий ни одному художнику не удалось столько выручить за одну картину).

История мавзолея в Галикарнасе69804.20

Гибель святилища

Отреставрированный храм Артемиды в Эфесе простоял несколько дольше, чем первый. Разрушение его началось в 263 г., когда его полностью разграбили готы. А ещё столетие спустя, в IV в. н.э. после того как было принято христианство, язычество было запрещено – и святилище богини плодородия было разрушено: мрамор разобрали для других построек, после чего снесли крышу, нарушив целостность здания, из-за чего начали падать колонны – и их постепенно засосало болото.

На сегодняшний день удалось восстановить разве что одну четырнадцати метровую колонну, которая оказалась на четыре метра ниже, чем была изначально. Впоследствии на фундаменте разрушенного храма Артемиды возвели церковь Девы Марии, но она также до наших дней не сохранилась – из-за чего месторасположение древнего храма оказалось полностью забытым.

Учёные на протяжении долгого времени не могли отыскать точного месторасположения храма Артемиды. Сделать это удалось лишь в 1869 г. английскому археологу Вуду, а уже через год британский музей организовал экспедицию, которая сумела отыскать лишь несколько фрагментов и мелкие детали древнего святилища. Полностью раскопать фундамент удалось лишь в прошлом столетии, а под ним обнаружились следы первого, сожженного Геростратом храма.

  1. Строительство храма.

Во времена античного мира храм Артемиды Эфесской был известен почти каждому человеку. Располагался он в городе Эфесе, на территории греческой колонии – сегодняшней территории Турции. Сегодня недалеко от тех мест находится известный курорт, где любят отдыхать наши соотечественники – Кушадасы. От храма почти не сохранились руины – есть лишь одна целая колонна, однако о его славе и истории люди помнят до сих пор.

За несколько сотен лет до нашей эры, когда Эфес находился в зените своей славы, жителями было принято решение о строительстве большого храма. К тому времени городу было уже около 600 лет, он был богатым и могущественным, рос и процветал под покровительством богини Артемиды, сестры Аполлона и дочери Зевса – известной в римской мифологии под именем Дианы-охотницы. Артемида также считалась богиней Луны и помогала женщинам при родах.

Неудивительно, что жители города решили построить в честь богини великолепный храм, чтобы заслужить тем самым её постоянную благосклонность и расположение. До этого храм уже строился несколько раз, но каждый раз разрушался под действием сил природы, в основном по причине землетрясений.

Место для нового, величественного и грандиозного храма в честь богини было выбрано святое – ещё в глубокой древности там проходили религиозные ритуалы. Горожане решили не жалеть ни денег, ни времени, и к тому же привлекли богатых спонсоров строительства из других областей страны.

Были наняты лучшие архитекторы, скульпторы и художники, приглашены для участия жители соседних городов. Строительство обещало быть весьма масштабным, тем более что лучший из архитекторов, Херсифрон, предложил довольно редкий и дорогой проект. Храм предлагалось построить из камня и дерева, отделать мрамором и окружить двумя рядами колонн: такой тип назывался ионическим диптером, и считался наиболее сложным в античной архитектуре.

Мягкая болотистая почва должна была обеспечить храму безопасность и долгое процветание, так как она могла сыграть роль амортизатора при частых в этих местах землетрясениях.

Однако камень и мрамор – материалы очень тяжёлые, поэтому вначале был устроен глубокий котлован, заполненный шерстью и древесным углём, чтобы не допустить погружения храма в болотный грунт.

Из-за частых землетрясений и пожаров храм Артемиды приходилось возводить заново. «…Его окружают сто двадцать семь колонн, подаренных таким же количеством царей» – сказал Плиний о самом храме, хотя и спустя несколько столетий после его возведения.

  1. Седьмое Чудо Света спустя 8 веков.

В 1100 году нашей эры войска крестоносцев остановились в маленькой деревушке в Малой Азии. Их лидер сконфуженно и недоуменно осмотрелся вокруг. Это место оказалось совсем не тем, что он ожидал. Он читал в древних текстах, что это большой и многолюдный морской порт, в котором находят пристанище множество кораблей. Но все было не так. Море находилось почти в трех милях, а сама деревня расположена в болотах и корабли даже не просматриваются отсюда. Полководец окликнул прохожего:
«Сэр, это Эфес?».
«Нет, теперь он называется Аясалок» — ответил местный житель.
«Ну, где же залив? Где торговые суда? И где этот великолепный греческий храм, о котором мы так наслышаны?», — продолжал дознание крестоносец.
«Храм?! Какой храм?! У нас здесь нет никакого храма», – парировал путник.

Вот, так спустя 8 веков даже коренное население Эфеса не могло припомнить о существовании одного из семи Чудес Света – Храма Артемиды Эфесской. Однако слава Храма живет в веках. Древние историки сохранили для будущих поколений описание прекраснейшего творения рук человеческих.

Нет никакого сомнения в том, что Храм был действительно великолепен. Афинский архитектор Пхилон описывал его так: «Я видел стены и Висячие Сады Вавилона, Статую Зевса на Олимпе, Колосса Родосского и гробницы Фараонов, но когда я увидел храм в Эфесе, возвышающийся до облаков, то понял, что все прочие чудеса померкли в его тени».

В Эфесской мифологии богиню изображали в виде многогрудой девы, что символизировало плодородие. Гречанки молились Ей о ниспослании ребеночка, а земледельцы – о богатом урожае.

Храм Артемиды богато украшался за счет граждан и паломников. Бронзовые статуи, отлитые Фидием, Кресилусом, и Поликлетисом являлись далеко не единственным украшением храма, сохранились упоминания о золотой и серебряной отделке интерьера. Сведений о других элементах декора, к сожалению, не сохранилось. Не очень точные данные остались в истории касательно главной статуи Богини Артемиды. Разные источники выдают противоречивые данные, но все же большинство авторов склоняется к тому, что статуя была сотворена из золота и слоновой кости. Есть мнение и о том, что в отделке было использовано благородное черное дерево. Возможно, эти свидетельства относятся к разным эпохам – ведь, храм восстанавливался неоднократно.

  1. История гибели храма.

История гибели величайшего архитектурного творения печальна. В 356 до н. э. храм Артемиды Эфесской, главная святыня малоазийских греков, был сожжен Геростратом — совершилось кощунство, потрясшее весь эллинский мир. Впоследствии возникло предание, что Артемисион сгорел в тот день, когда родился будущий завоеватель Азии Александр Македонский.

Итак, будущий поджигатель Герострат, был родом из Эфеса. Молодой человек всеми силами пытался увековечить свое имя в истории и не нашел ничего лучшего, кроме как совершить акт вандализма — сожжение Великого Храма Артемиды. Горожане были необычайно возмущены этим поступком, и власти издали указ, согласно которому, имя злоумышленника должно быть предано забвению. Отчасти Герострат достиг успеха, его имя, действительно, вспоминают спустя тысячелетия, однако оно стало нарицательным, олицетворяя безумные акты вандализма.

Несмотря на полное уничтожение святыни, неунывающие эфессцы начали строительство нового Святилища.

Согласно некоторым источника Александр Македонский спонсировал постройку храма, и только благодаря нему он возвысился во всем величии, превзойдя по красоте и пафосности многие другие сооружения той эпохи.

Воссозданный вновь Храм Артемиды был, пожалуй, самым великолепным из всех существовавших до него вариантов. Он просуществовал несколько столетий и был местом паломничества тысяч путешественников и верующих приезжающих посмотреть на чудо чудное со всех концов света. Вокруг храма был организован рынок, на котором продавались различные товары, в том числе, и сувенирная продукция — храмы Артемиды в миниатюре.

Артемисиону верующие доверяли не только свои сокровенные молитвы, но и денежные средства. Можно сказать, что Храм являлся неким подобием античного банковского учреждения. Он был полностью независим от городских властей и управлялся могущественными жрецами.

Известен факт, что христиане в конечном итоге, все же повлияли на судьбу Храма. В 262-263 году нашей эры Святилище разграбили готы. В это время Эфес переживал упадок и не устоял перед натиском врага. Позже римский император Константин восстановил большую часть Эфеса, но Храм Артемиды возрождать отказался, потому что к тому времени уже принял христианство и не был заинтересован в распространении на территории Империи язычества. Город постепенно пришел в полный упадок.

В период правления Римского Императора Феодосия Великого Храм Артемиды закрыли окончательно в 391-392 гг.. Храм был разобран, облицовка содрана и использована в качестве строительного и отделочного материала, скульптуры и статуи разрушены и стерты в порошок.

В 1863 году Британский музей отправил на поиски руин Храма архитектора Джона Вуда. Эфесскую местность наводняли бандиты, а работников для раскопок было не сыскать, поскольку бюджет выделялся крайне скромный. Но основной трудностью являлось полное неведенье касательно месторасположения Храма. Джон Вуд вел поиски в течение шести лет, подвергаясь постоянной опасности. И вот, в 1868 году был обнаружен фундамент Храма. Для этого рабочим пришлось вырыть котлован глубиной в 20 шагов. Остатки фрагментов скульптур Вуд отправил в Британский Музей, где они хранятся до сих пор и выставляются в экспозиции на всеобщее обозрение.

В 1904 году Британский Музей вновь снарядил экспедицию под руководством Хогарта, который продолжил раскопки и обнаружил доказательства существования пяти храмов, основания которых последовательно возвышались друг над другом.

  1. Храм Артемиды Эфесской сегодня.

Сегодня недалеко от тех мест, где был расположен храм, находится известный курорт, где любят отдыхать наши соотечественники – Кушадасы. От храма почти не сохранились руины – лишь одна отреставрированная колона горделиво возвышается, напоминая потомкам о некогда величественном шедевре античности под названием Храм Артемиды Эфесской.

Люди, видевшие шедевр, говорили, что остальные «чудеса» не могут даже стоять рядом с храмом Артемиды, и подобные отзывы могут дать нам
понять о красоте и величии строения.

В далекой древности греческий Эфес был крупным торговым портом. И именно здесь располагалось одно из семи древних чудес света — храм Артемиды Эфесской.

Храм Артемиды в Эфесе: история, краткое описание, интересные факты

Согласно древнегреческой вере Артемида была богиней охоты и плодородия, покровительницей всего живого на земле. Она присматривала за зверями в лесу, стадами домашних животных, растениями. Артемида обеспечивала счастливый брак и помощь при родах.

Артемида

В честь Артемиды в Эфесе на месте бывшего святилища карийской богини, также отвечающей за плодородие, был построен храм. Храм Артемиды в Эфесе был настолько большим, что сразу же попал в список семи чудес света античного мира. Финансирование строительства покрыл лидийский царь Крез, строительными делами руководил архитектор из Кносса Харсифрон. При нем успели возвести стены и колонны. После его смерти пост главного архитектора принял его сын Метаген. Последним этапом строительство руководили Пеонит и Деметрий.

Строительство храма Артемиды Эфесской было завершено в 550 году до нашей эры. Перед местными жителями открылось восхитительное зрелище, подобного здесь не строили никогда. И хотя в настоящее время нельзя воссоздать былое убранство храма, можно быть уверенным, что лучшие мастера своего времени, занятые здесь на работах, не могли оплошать. Сама статуя виновницы постройки была выполнена из слоновой кости и золота.

Воссоздать образ былого величественного храма богини Артемиды в Эфесе удалось только после проведения археологических раскопок. Храм имел размеры 105 на 51 метр. Крыша сооружения поддерживали 127 колонн, каждая высотой 18 метров. По легенде каждая колонна была подарена одним из 127 греческих властителей.

Кроме религиозных служений в храме кипела финансовая и деловая жизнь. Это был независимый от властей центр Эфеса, подчиняющийся местной коллегии жрецов.

В 356 году до нашей эры, когда родился знаменитый Александр Македонский, храм Артемиды сжег эфесский житель Герострат. Мотив этого подвига — остаться в истории в память потомкам. Поджигателя после поимки ждала высшая мера наказания. В дополнение к ней было также решено искоренить имя этого человека из истории. Но то, что запрещено, еще прочнее усаживается в памяти людей, а имя Герострата сейчас является нарицательным.

К III веку до нашей эры чудо света храм Артемиды в Греции удалось восстановить по инициативе вышеупомянутого Александра Великого, но с приходом готов он снова подвергается разрушению. Позже с запретом языческих культов власти Византии закрывают храм. Затем начинают постепенно разбирать на строительные материалы, в результате чего храм уходит в небытие. На его месте была возведена христианская церковь, но ее также ждала участь разрушения.

31 октября 1869 года английскому археологу Вуду удается найти расположение былого храма Артемиды в Турции, и начинаются раскопки. Сейчас на его месте стоит одна восстановленная из обломков колонна. Несмотря на это, место все равно привлекает тысячи туристов.

Видео про храм Артемиды в Эфесе

План храма Артемиды в Эфесе

Где находится храм Артемиды в Эфесе на карте?

Подпишитесь на наc ВКонтакте Поделитесь интересным материалом с друзьями

После постройки внутри храма установили статуи, которые были созданы такими архитекторами, как Скопас и Пракситель. Ну а самым прекрасным украшением храма стали картины. Жители Эфеса решили отблагодарить и увековечить Александра Македонского за финансирование строительства храма. для этого они заказали Портрет великого полководца Апеллесу. На портрете Македонский был увековечен с молнией в руке, как Зевс. Когда эфесцы увидели готовую картину, то их восхищению не было предела. Она была настолько хороша, что художник получил за работу огромные по тем временам деньги — 25 таланов.

Пришла эпоха христиан. Согласно легенде жители Эфеса выгнали Апостола Павла и сторонников. И тогда на них обрушилось проклятие, которое проявилось в двести шестьдесят третьем году. В то время храм Артемиды разграбили готы. Через некоторое время город Эфес стал подчиняться Византии, с ее христианскими обычаями. В это время практически полностью разобрали здание храма, после чего он начал разрушаться. Падающие колонны разбивались на части и уходили в болото, находящиеся под храмом. Спустя некоторое время место, где стоял храм, скрылось в болоте.

И только после нескольких месяцев упорных усилий Археологу Вуду посчастливилось найти место, где стоял храм. Это произошло в 1869 году. Удалось даже полностью раскопать фундамент храма, и даже под ним остатки деревянного храма Артемиды. На данный момент здесь стоит одна восстановленная колонна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *