Храм вознесения в твери

Вознесенский кафедральный собор в г. Кашине находится на правом берегу реки Кашинки, напротив бывшего Кашинского кремля. Архитектура собора своеобразна: на массивном кубе покоится монументальное пятиглавие пирамидальной формы, в котором мощный средний барабан воспроизводит традиционный восьмерик.

Мощи Анны Кашинской

Землю под строительство в городе Кашине Вознесенской церкви пожертвовал в первой половине XVII в. первый русский царь в династии Романовых – Михаил Фёдорович.

25 июня 1993 г., в день памяти святой благоверной княгини Анны Кашинской, из церкви Рождества Христова на Горе в Вознесенский собор была торжественно перенесена рака с мощами святой.

Историческая справка

Выстроенный в первой половине XVII в. деревянный храм просуществовал до 1709 г., а в 1799 г. был возведён каменный храм. В 1857-1860 гг. его перестроили и расширили, а в 1867-1870 гг. он был «приведён в настоящий вид». Все эти работы проводились на средства кашинских купцов, прежде всего – Н.В. Терликова и Дорогутиных.

Для здания характерны центричность и компактность, производящие сильное эмоциональное и эстетическое впечатление. Стоящая отдельно колокольня построена в стиле ампир в 1849 году по проекту губернского архитектора И.Ф. Львова. Она имеет чёткие и строгие формы, двухъярусная, с тонким шпилем, увенчана небольшой головкой с крестом.

При советской власти, в 1929 г., с храма были сняты кресты, разобран иконостас, а в 1962 г. храм был закрыт для службы и стал использоваться как мебельный склад «Кашинторга» и молодёжный клуб.

В начале 1990-х гг. храм был возвращён Тверской и Кашинской епархии, начались восстановительные работы. Реставрация велась интенсивно, но с соблюдением всех необходимых условий, и уже в 1993 г. храм был открыт для службы, став кафедральным собором Кашина. Престолы в соборе: в холодной церкви – Вознесения Господня, в тёплой – Воздвижения Креста Господня (правый) и мц. Параскевы (левый).

В том же году, 25 июня, в день памяти святой благоверной княгини Анны Кашинской, из церкви Рождества Христова на Горе в собор была торжественно перенесена рака с мощами святой. В настоящее время частицы её мощей находятся во всех церквях города Кашина.

Анна Кашинская (ок. 1280-1368) – тверская княгиня, жена князя Михаила Ярославича Тверского. Её судьба была трагичной: в Орде казнили её мужа, потом – двоих сыновей и внука. Приняв постриг и получив имя Софья, она стала настоятельницей женского монастыря в Твери, а за год до кончины переехала в Кашин. Её мощи были обретены в 1611 г., и, по преданию, после этого было зафиксировано много чудес, что стало основанием для канонизации княгини. Правда, через некоторое время Малый церковный собор в Москве принял решение не почитать Анну Кашинскую как святую, исключить её имя из святцев, переименовать освящённые в её честь церкви, а составленные ей молитвы считать ложными. Но в Твери и Кашине почитание Анны, несмотря ни на что, продолжалось: писались иконы, велись записи исцелений от её мощей. В 1908 г. произошло беспрецедентное событие: император Николай II дал согласие на повторную канонизацию, и год спустя она состоялась. А в 2009 г. в Кашине торжественно отметили 100-летие этого события.

В Вознесенском соборе находятся также частица мощей святого преподобного Макария Калязинского, икона с частицей мощей святого Иоанна Предтечи, а под главным престолом – частица мощей преподобномученицы Елисаветы Феодоровны Романовой. В последующие годы собор украсился живописными фресками, здесь были выполнены также лепные работы, а восстановление резных элементов иконостаса продолжается и поныне. Облагораживается территория вокруг собора.

Как добраться

Собор находится в историческом центре города Кашина, во всех направлениях от собора на небольшом расстоянии расположены древнейшие и наиболее известные городские храмы и монастыри.

Тверской Вознесенский собор, 5 июля 2012. Фото Виктора Скалдина с сайта sobory.ru

Тверской собор в честь Вознесения Господня, архиерейское подворье Тверской епархии

Собор Вознесения Господня расположен в Центральном административном районе областного центра на пересечении Тверского проспекта и улицы Советской.

История возникновения собора уходит вглубь веков. Известно, что до 1612 года возле настоящей церкви стояла деревянная, с тем же наименованием. Рядом находилась так же деревянная Богоявленская церковь — это были небольшие приходские соборы, теплый и холодный, обе сожжены во время польско-литовской интервенции.

В 1624 году церковь Вознесения была отстроена заново, а в 1709 году здесь опять стояли две церкви — Вознесения и Богоявления. Но в 1725 году Богоявленская церковь сгорела и больше не возобновлялась. Позже на этом месте, перекрестке дорог, была устроена так же деревянная церковь во имя Вознесения Господня с престолом Богоявления. Но и эта церковь простояла недолго — сгорела дотла во время сильного пожара.

Через некоторое время прихожане просили разрешения строить на этом месте новую церковь, уже каменную, с тем же наименованием и с тем же приделом. Была дана храмосдательная грамота, и в 1751 году придел Богоявления был закончен строителями, «чистыми образами и всяким церковным облачением убран» и освящен. Строительство самого храма продолжалось еще почти 9 лет, а в 1760 году был освящен и главный придел.

Новый храм простоял недолго. 19 мая 1763 года в Твери случился опустошительный пожар и погорела только что возведенная церковь. Прихожане сумели быстро восстановить придел Богоявления, и в сентябре придел был освящен, и служба возобновлена. Сам же храм восстанавливался долго. И только в 1768 году внутреннее убранство было восстановлено, церковь освящена, и строительство храма окончено полностью.

В 1805 году у храма была возведена новая колокольня. Со временем находившийся в центре города храм с немодной уже «барочной» декорацией перестал удовлетворять сиятельных владельцев и прихожан, и встал вопрос о перестройке храма.

В 1818 году прихожане и священники просят разрешения разобрать храм и на его месте построить новый, более просторный, с приделами Антония и Феодосия Печерских и Богоявления Господня. К прошению прилагался проект церкви, подписанный губернским архитектором Леграндом. Но средств на эти работы не нашлось и храм решили расширить путем устройства нового придела.

В 1826 году на средства купцов И.Ф. Татаринцева и Ф.Н. Боброва была начата перестройка храма по проекту архитектора И.Ф. Львова в стиле позднего классицизма. В 1831 году был закончен и освящен придел Антония и Феодосия Печерских, а в 1833 году в праздник Вознесения Господня был освящен весь храм с новым позолоченным иконостасом и покрытыми росписями стенами. И только в 1836 году был освящен придел Богоявления Господня.

В 1922 году в соборе была произведена конфискация утвари и икон комиссией по изъятию церковных ценностей.

В 1935 году собор был закрыт. С 1936 года в здании находилась экспозиция областного краеведческого музея.

Осенью 1941 года в соборе были временно возобновлены богослужения.

В 1972 году здание собора было передано под выставочный зал Областной промышленной выставки. При этом была произведена значительная перестройка, то есть были сделаны междуэтажные перекрытия, заменена отопительная система, с восточной стороны был пристроен пандус.

В 1991 году по просьбе верующих людей началась работа по передаче собора для богослужебной деятельности.

7 января 1993 года, на Рождество Христово, в соборе состоялась первая служба, а с июля 1994 года возобновлен крестный ход с Тихвинской иконой Божией Матери из Рождественского монастыря в собор Вознесения Господня.

В 2004 году проведены проектные и реставрационные работы: сделаны эскизный проект нового здания для хозяйственных нужд во дворе собора Вознесения.

В 2005 году переделано крыльцо в соборе со стороны Тверского проспекта, отремонтирован пандус над трапезной, установлены новые входные двери со стороны улицы Советской и Тверского проспекта, а также на колокольню, проведен ремонт крыши. На первом этаже: закончена отделка иконостаса мрамором; заново отстроена рака с отделкой мрамором. На втором этаже: установлены потолочные паникадила и настенные бра с регулятором яркости; установлена система автономного отопления с установкой декоративных решеток; написаны иконы для иконостаса.

При соборе имеется библиотека, прокат видео- и аудиокассет. При соборе открыта воскресная школа.

Собор является архиерейским подворьем Тверской епархии.

Архитектура

При строительстве собора очень широко применялся белый камень: белокаменные колонны, карнизы, цоколь, ступеньки храма и колокольни. Храм был выкрашен охрой, детали декора побелены. Применялась роспись как внутри, так и снаружи. С помощью росписи в портике была создана искусная композиция объемных рельефов в технике гризайли.

Главка и крест на храме были вызолочены. Был вызолочен крест и на шпиле колокольни. Крыша и купол были покрыты луженым железом. Очень широко применялось кованое железо (решетки на окнах и дверях). Оконные переплеты и двери были тонированы под мореный дуб. Все в обличий сооружения было продумано до мельчайших подробностей.

Святыни

  • мощи сщмч. Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского, обретенные 26 октября 1993 года
  • чтимые списки икон Божией Матери Тихвинская и Тучная Гора

Настоятели, наместники

  • Юстиниан (Овчинников) (18 ноября 1992 — 1995) наместник
  • Адриан (Ульянов) (1995 — 2011)
  • Дионисий (Батраев) (с 2011)

Использованные материалы

  • «Вознесения Господня собор Архиерейское подворье», страница сайта Православные храмы Тверской земли:
  • «Тверь. Церковь Вознесения Господня», — страница Народного каталога православной архитектуры:
  • «Собор в честь Вознесения Господня», страница официального сайта Тверской епархии:

Каменный храм был построен в 1749-1760 гг. на месте сгоревшей 27 апреля 1747 г. деревянной Вознесенской церкви. В 1826-1836 гг. на средства купцов И.Ф. Татаринцева и Ф.Н. Боброва храм был перестроен по проекту архитектора И.Ф. Львова в стиле позднего классицизма.
Главный престол собора дал название и самому собору. Южный придел посвящен Богоявлению (или Крещению) Господня, а северный — преподобным Антонию и Феодосию Печерским. Он был сооружен позднее (1831 г.). Известно, что на его устройство тверской купец И.Д. Подсыпанин пожертвовал 5000 руб. Чтобы северный фасад церкви органично включался в застройку «сплошной фасады» бывшей Миллионной улицы, ему был придан подчеркнуто парадный характер. Главный вход оборудован подиумом со ступенями. По проекту Львова лестницу должны были украшать статуи.
Храм был закрыт в 1930-х гг. и использовался в качестве склада. Спецкомиссия по изъятию церковных ценностей конфисковала из собора драгоценную церковную утварь и иконы. В 1936 г. здание передали областному краеведческому музею, а с 1972-73 гг. оно использовалось как выставочный зал (Областная промышленная выставка).
В 1993 г. церковь была возвращена епархии и стала соборной. Реставрационные работы проводились в 1970-х и 1990-х гг. 7 января 1993 г., в праздник Рождества Христова, в соборе состоялась первая служба, а с июля 1994 г. возобновлен крестный ход с Тихвинской иконой Божией Матери из Христорождественского монастыря в собор Вознесения Господня.
Ныне в соборе находятся новонаписанная Тихвинская икона Божией Матери и особо почитаемая в Твери икона Божией Матери «Тучная гора», написанная заново в 1994 г., так как старинные иконы были утрачены. Среди святынь особо почитаются хранящиеся в соборе мощи св. свм. Архиепископа Тверского Фаддея, убитого 31 декабря 1937 г.
Ежедневно столовая собора с 14.00 до 15.00 проводит благотворительную акцию: бесплатные обеды для малоимущих. При соборе работает Паломническая служба.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *