Иоанно предтеченский монастырь

Настоятельница: игумения Афанасия, (Грошева Раиса Петровна)

Адрес: 109028, Москва, Малый Ивановский переулок, д. 2

Телефон:(495) 624-01-50, 624-54-91 (корпус), 624-75-21 (часовня), 624-92-09 (канцелярия)

Факс:(495) 624-92-09 (канцелярия)

Официальный сайт: www.ioannpredtecha.ru

E-mail: ioannmonastir@gmail.com

ТУ Росимущества в городе Москве было издано распоряжение от 21.04.2016 №361 о передаче здания в составе объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Ивановского монастыря, XVII-XIX вв., 1860-1879 гг., арх. Быковский М.Д.», расположенного по адресу: г. Москва, Малый Ивановский пер., д. 2/4, стр. 4 (игуменский корпус), в собственность Русской Православной Церкви.

Часть бывших монастырских зданий до сих пор принадлежит МВД. Там расположен один из корпусов Московского университета МВД России. В подмосковном селе Остров, в бывшей дворянской усадьбе, строится богадельня — подворье Иоанно-Предтеченского монастыря.

***

История

В начале XV века на местности к северу от современной Солянки была выстроена великокняжеская усадьба с Владимирской церковью (угол современных Хохловского, Старосадского и Малого Ивановского переулков). В завещании Василия I (1423) это место именовалось «новый двор за городом у св. Владимира». К концу XV века усадьба опустела, а непосредственно к югу от Владимирской церкви был учрежден женский Ивановский монастырь.

XIX век

В 1812 году, в Отечественную войну, монастырь оказался в центре пожара и сгорел дотла. После пожара был упразднен и долгое время не восстанавливался; были возведены древний собор и корпус келий по западной границе участка.

По благословению святителя Филарета (Дроздова) заново отстроен в 1860—1879 годах (с использованием подклетов старых зданий) в стиле неоренессанс по проекту московского зодчего Михаила Доримедонтовича Быковского (1801—1885) и стал вершиной творчества архитектора.

Крупный капитал в 600 тысяч рублей на возрождение в Москве Ивановского монастыря завещала подполковница Елизавета Алексеевна Мазурина, по мужу Макарова-Зубачева (дочь Алексея Алексеевича Мазурина, московского городского головы в 1828—1831). 31 марта 1858 года Елизавета Алексеевна умерла и была похоронена на Ваганьковском кладбище. Чин погребения совершил митрополит Московский и Коломенский святитель Филарет (Дроздов) (1783—1867), а душеприказчицей и устроительницей монастыря стала невестка, жена ее покойного брата Николая Алексеевича — Мария Александровна Мазурина (ум. 21 октября 1878). Благодаря ее трудам Москва получила уникальный архитектурный ансамбль: стены, башни, величественный собор, напоминающий кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.

Внутренняя планировка монастыря отличается тем, что стоящий в центре собор соединен с корпусами по периметру участка четырьмя галереями (аркадами), которые рассекают внутреннее пространство на небольшие дворики.

Советское время

В 1918 монастырь был закрыт; на его территории с августа 1919-го располагался Ивановский концентрационный лагерь, один из 12 московских городских концлагерей, позже преобразованный в лагерь особого назначения. С 1923 года именовался лагерем принудительных работ; с 1927-го — «экспериментально-пенитенциарное отделение государственного института по изучению преступности и преступника». В 1930-м Ивановский лагерь вошел в состав 1-го отделения 7-й фабрично-трудовой колонии Москвы при ГУМЗ.

43 монахини и послушницы переселились на подмосковный хутор, но в 1929 хозяйство было национализировано, а общину обложили непосильным налогом, для выплаты которого пришлось распродать имущество. Следующие два года община жила случайными заработками и милостыней, а в 1931 власти решили «изолировать монашек от общества как членов антисоветской группировки». В начале мая их в числе 31 человека лишили избирательных прав, 20 мая заключили в Бутырскую тюрьму. Постановлением тройки при Полномочном представительстве ОГПУ по Московской области все они были отправлены по этапу в Казахстан.

Возобновление монастыря

В 2002 году монастырь был возобновлен как ставропигиальный.

В 2012 году в монастыре были открыты курсы дополнительного образования для насельниц женских монастырей, включенные в образовательную систему Русской Православной Церкви под патронажем Центра образования духовенства Москвы при Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре. Первые два года обучения были, в основном, посвящены изучению Священного Писания Ветхого и Нового Завета, параллельно сестры достаточно подробно изучали катехизис, историю Церкви, богослужения и церковного искусства. Третий год обучения дал возможность углубиться в изучение трудов святых Отцов Церкви и познакомиться с монашеской жизнью Востока и Запада. Четвертый год отведен для лекций по восточной и латинской агиографии, где изучаются жития святых по древним текстам, а также для занятий по патрологии и истории развития монашества на Востоке.

Авторские программы составлены специально для данных курсов. Все преподаватели — ведущие специалисты по истории Церкви, библеистике, Литургике, церковному искусству; сотрудники МДА, ПСТГУ, московских вузов.

***

Храмы

Главный собор в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи с приделами Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца (1879 г., арх. М.Д. Быковский) восстановлен в 2010 году.

Домовый храм преподобной Елисаветы Чудотворицы, игумении Константинопольской (1879 г.) восстановлен 28 апреля 1995 года.

Часовня Иоанна Предтечи (1879 г.) открыта в 1991 году.

Святыни

Частица Животворящего Креста Господня (в алтаре), чудотворная икона святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с частицей мощей (середина XVI в.), чтимый список образа святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с частицей мощей и чудотворным обручем (в монастырской часовне), чтимый образ преподобной Елисаветы Чудотворицы, игумении Константинопольской (к. ХIХ в.), чтимая мироточивая икона Божией Матери «Смоленская» (в Елисаветинском храме).

Частицы гроба: прпмц. вел. княгини Елисаветы (в алтаре), блж. Матроны Московской.

Гробница (ранее почивали св. мощи) блж. схимонахини Марфы Московской, Христа ради юродивой, подвижницы Иоанно-Предтеченского женского монастыря.

Чтимая икона священномученика Алексия Скворцова — пресвитера Иоанно-Предтеченской обители (прославлен в лике святых в декабре 2004 г.).

***

Читайте также историю монастыря на сайте: ioannpredtecha.ru

ГЛАВНОЕ

  • Иоанно-Предтеченский (Ивановский) женский ставропигиальный монастырь находится на этом месте с XVI в.
  • Монастырь располагается в одном из самых живописных исторических районов города – Ивановской Горке.
  • Главный собор монастыря построен в XIX веке по образцу итальянских базилик.
  • В 1918 г. Монастырь был закрыт, в нем разместился концентрационный лагерь «классовых врагов Советской республики».
  • Деятельность монастыря возобновилась лишь в 2000 г., здесь ведутся реставрационные работы.
  • По предварительной записи в монастыре проводятся экскурсии на русском языке.

Один из древнейших в столице — Иоанно-Предтеченский (Ивановский) женский ставропигиальный монастырь. Иоанн Предтеча, или Иоанн Креститель, – пророк, предсказавший пришествие Христа и крестивший Его в водах реки Иордан. Обитель дала название и самой местности – Ивановской горке, ныне – одному из самых живописных исторических районов города. Этот же монастырь на протяжении веков известен как тюрьма для государственных преступников.

Главный собор монастыря — храм Усекновения главы Иоанна Предтечи – обладает очень необычной для православных церквей архитектурой. Он был построен в XIX веке по образцу итальянских базилик, в частности, флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре.

Обитель царей и преступников

Монастырь расположен в самом центре Москвы, неподалеку от Кремля. Здесь он находится с 30-х гг. XVI в., когда у великого князя Василия III родился долгожданный наследник – Иоанн, будущий великий правитель России Иван IV (Грозный). До этого Иоанно-Предтеченский монастырь стоял на противоположном берегу Москвы-реки и был изначально мужским. На новом месте по решению князя он стал женским, сохранив старое посвящение. В XVI-XVII вв. монастырь был местом царских богомолий и содержался за государев счет.

В XVIII веке на территории монастыря появилась тюрьма, в которую стали заключать опасных государственных преступников. Одна из них – Дарья Николаевна Салтыкова (известная в народе «Салтычиха») ‒ была отправлена в монастырскую тюрьму за убийство своих крепостных. Ее посадили в подземную келью, «чтоб она ни откуда в ней свету не имела». Пищу ей подавали со свечой, которую гасили, когда она заканчивала есть. В монастыре Дарья Николаева (дворянскую фамилию «Салтыкова» у нее отняли на суде) провела более 30 лет. Другая знаменитая насельница монастыря – монахиня Досифея, «русская железная маска», дочь императрицы Елизаветы Петровны от брака с Алексеем Разумовским. По указу императрицы Екатерины II, опасавшейся других претендентов на престол, девушку отправили в Ивановский монастырь, где та жила затворницей до своей смерти в 1810 г.

В ходе захвата Москвы французами в 1812 г. монастырь горел, однако главный Иоанно-Предтеченский храм не пострадал. Тем не менее, в середине XIX в. старый храм разобрали и возвели на его месте новый – по проекту известного московского архитектора М. Быковского. Новый храм Усекновения главы Иоанна Предтечи был построен по образцу итальянских базилик, в частности, флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре, из-за чего его и сегодня называют «Московской Флоренцией». Однако в архитектуре Иоанно-Предтеченского собора присутствуют и русские черты – прежде всего, это небольшая луковичная главка, венчающая граненый купол храма.

Крах и возрождение

В XX веке для монастыря наступили тяжелые времена. Он был закрыт в 1918 г. – одним из первых в Москве. В нем разместился концентрационный лагерь «классовых врагов Советской республики»: дворяне и священники сидели там вместе с уголовниками, спекулянтами и шпионами. Имущество монастыря перешло государству, а верующим оставили только два храма. В 1927 г. в уже бывшем монастыре разместилось экспериментальное отделение института по изучению преступности и преступника. В том же году верующих из монастыря выгнали, а в 1931 г. все монахини и послушницы бывшего Ивановского монастыря были арестованы.

Позднее в зданиях монастыря размещались учреждения МВД, областной архив, службы теплосети. По окончании эпохи СССР Иоанно-Предтеченский собор вернули верующим, в 2000 г. монастырь был возобновлен. С этого времени идет реставрация монастырских зданий. При монастыре работает трапезная, где можно подкрепиться вкусной монастырской кашей, а также пирожками и булочками из монастырской пекарни.

Основанный в середине XVI век века Иоанно-Предтеченский мужской монастырь находится в самом сердце Казани, неподалеку от городского Кремля. Известен своей благотворительной деятельностью (единственная в Казани бесплатная столовая для неимущих, дают работу бездомным и т. д.). При монастыре работает воскресная школа, церковная лавка и библиотека. Главные святыни монастыря: частица мощей святителя Германа Казанского, образ святого Иоанна Предтечи, иконы Божией Матери «Тихвинская» и «Неупиваемая Чаша».

Вид на монастырь с северо-запада, © kwokki

Расписание богослужений Иоанно-Предтеченского мужского монастыря

В монастыре регулярно проводятся богослужения и другие православные обряды. Службы проходят ежедневно: утром с 8:10 (Божественная литургия), вечером с 17:00 (Вечернее Богослужение), по воскресеньям с 6:45 и с 9:00 (Божественная литургия), с 17:00 (Всенощное бдение).

Купола храма Введения Пресвятой Богородицы, © Рушан

История монастыря

Обитель была основана в середине XVI века казанским святителем Германом. Первоначально это было лишь одно из подворий Свияжского Успенского монастыря, настоятелем которого был всё тот же Герман. А в 1594 году Иоанно-Предтеченский монастырь стал функционировать как самостоятельная обитель.

Из построек начального периода истории монастыря не уцелела ни одна: все они были деревянными, и пожар 1649 года полностью уничтожил монастырь.

Через три года обитель возродилась уже в камне. Средства на постройку выделил богатый московский купец Гавриил Антипин. В короткие сроки здесь вырос целый храмовый комплекс, куда входили Иоанно-Предтеченский собор, Введенская церковь и колокольня. К главному храму примыкала трапезная и галерея.

Вид на монастырь со стороны улица Баумана, © moon-mouse

К сожалению, Иоанно-Предтеченский собор не уцелел, а ведь он по праву считался главным украшением не только монастыря, но и всей Казани. Это был трёхшатровой собор — практически уникальное явление для русской архитектуры (очень похожа на него «Дивная церковь» в Угличе). Собор был богато декорирован кирпичными узорами.

Из построек середины XVII века время пощадило Введенскую церковь и звонницу.

Церковь также украшена наличниками из фигурного кирпича, так что кажется кружевной. Такой декор характерен для русской архитектуры XVII века, существует даже термин «узорочный стиль».

Братский корпус и монастырская церковь, © Денис Петьовка

В первой половине XIX века монастырь опустошил пожар, начался ремонт и перестройка. Верующие собрали довольно внушительную сумму — 53 тысячи рублей. Ещё пять тысяч дал император Александр I. В 1887 — 1894 году на месте старого Иоанно-Предтеченского собора возвели новый, абсолютно такой же по формам, но больший по размеру. Теперь новый храм мог вместить возросшее число верующих.

После революции монастырь какое-то время ещё действовал, в 1927 году перешёл к так называемым «обновленцам», а в 1929 трехшатровый Иоанно-Предтеченский собор разрушили.

В 1930-е для ремонта стен Казанского Кремля было решено использовать монастырскую ограду, часовню и остатки Предтеченского собора. В 1936 закрыли и Введенскую церковь, которая всё ещё была действующей. Здесь разместили мастерскую для работы беспризорников.

В 1992 году Иоанно-Предтеченскую обитель вернули церкви. Через два года в отремонтированном Введенском храме начали проходить службы; при монастыре начала работу библиотека и воскресная школа.

Видео: История монастыря с настоятелем Архимандритом Нектарием (показаны интерьеры и внешний облик монастыря)

Архитектурный ансамбль

В современный ансамбль монастыря входят несколько сооружений, каждое из которых признано объектом культурного наследия:

  • Церковь Введения Пресвятой Богородицы (построена между 1649 и 1652 годами)
  • Настоятельский (Архимандритский) корпус (построен в конце XIX века)
  • Трехэтажный келейный корпус с монастырской лавкой
  • Келейный корпус с действующей воскресной школой и библиотекой
  • Колокольня в стиле барокко (приблизительно 1650 года постройки)

Архимандритский корпус, © Денис Петьовка

Как добраться до Иоанно-Предтеченского мужского монастыря в Казани

Обитель находится в самом центре Казани, напротив Спасской башни Кремля. По адресу: ул. Баумана, 1. Добраться сюда можно несколькими способами.

Пешком

Благодаря удобному расположению в самом центре города, до Иоанно-Предтеченского мужского монастыря легко добираться пешком. Например, от Казанского Кремля дорога займет всего несколько минут, от набережной — 15–20 минут, от дворца земледельцев — 11 минут. От ж/д вокзала Казань-1 — 17 минут.

Вход на территорию со стороны ул. Профсоюзная — Google-панорамы

На метро

Ближайшая станция метро — «Кремлевская» (красная ветка) — находится буквально в 1 минуте ходьбы от монастыря. Выходить со станции нужно через Северный вестибюль, на выход № 4, к подножию кремлевского холма. Монастырь будет стоять на другой стороне мощеной булыжником дороги. Казанское метро работает ежедневно с 06:00 до 00:00.

От ж/д вокзала Казань-2 до Иоанно-Предтеченского монастыря нужно будет проехать всего 3 станции без пересадок. Садиться на красную ветку, выходить на станции Кремлевская. Дорога займет 20 минут.

На автобусе

Ближайшая остановка общественного транспорта находится у площади Тысячелетия и называется «Центральный стадион». Здесь останавливаются автобусы под номерами: 6, 15, 29, 35, 37, 47, 74, 75, а также троллейбус № 2. От остановки до монастыря идти всего 5 минут вверх по улице.

Вторая по близости остановка находится на Кремлевской улице, к ней каждые два часа подъезжает автобус № 70, следующий по маршруту ЦУМ — ЖК Весна. Есть еще остановка по улице Батурина, где останавливаются автобусы № 22, 28, 89. От нё придет пройтись почти 700 метров (8 минут пешком).

На такси

В Казани работает большинство популярных приложений для вызова такси: Яндекс. Такси, Rutaxi, Uber, Weely, Такси Maxim, TapTaxi и другие.

Схема пешего маршрута от ж/д вокзала Казани до Иоанно-Предтеченского монастыря

Схема маршрута на общественном транспорте от аэропорта Казани до Иоанно-Предтеченского монастыря

На Кулишках, на нынешнем месте монастырь существовал уже в начале XVI века. Древность монастыря подтверждает архитектура его соборного храма, существовавшего до его разборки в 1859 году. Это был бесстолпный одноглавый храм, с тремя сильно выдвинутыми к востоку апсидами; в его архитектуре присутствовали три притвора, придававших его плану крестообразность. Собор Ивановского монастыря был построен одним из итальянских мастеров, работавших в Москве в 1510—1530­е годы.
Во второй половине XVI века собор Ивановского монастыря был обновлен, видимо, на средства царя Иоанна Васильевича IV (Грозного). Монастырь, посвященный ангелу царя Иоанна Васильевича — св. Иоанну Предтече, не имел вотчин и поместий и содержался исключительно на государеву денежную и хлебную ругу.
При царе Михаиле Феодоровиче и царице Евдокии Лукьяновне к Ивановскому монастырю в день Усекновения главы Иоанна Предтечи 29 августа совершались праздничные выходы царя. В эти годы в монастыре подвизалась блаженная схимонахиня Марфа, в миру — девица Дария. Царица Евдокия знала и почитала Марфу. В начале 1640-­х годов был значительно увеличен монастырский собор. С запада, к храму первой трети XVI века пристроили трапезную с приделом свт. Николая Чудотворца. Ее строительство было окончено к 1642 году. Тогда же, видимо, возвели и каменную колокольню, на которую повесили новый колокол, слитый по повелению царя Михаила Федоровича.Праздничные выходы в монастырь совершались и при царе Алексее Михайловиче.
Ежегодные посещения Ивановского монастыря московскими государями совершались не только 29 августа. В течение Пасхи государи совершали обходы московских монастырей, в том числе и Ивановского. Во время этих обходов раздавалась милостыня и пасхальные яйца.
Ивановский монастырь был не только ружным царским богомольем. Для многих княжеских и служилых московских семей он выполнял функции родовой обители, куда представители этих семейств делали вклады, здесь они хоронили своих умерших сродников. Известно также, что представительницы этих княжеских и дворянских семейств постригались в Ивановском монастыре.
К концу XVII века монастырский ансамбль окончательно сложился. Его территория была окружена каменной оградой, сменившей деревянный забор. В конце столетия над каменными Святыми вратами вкладчиком монастыря Василием Савичем Нарбековым была построена надвратная церковь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. В центре монастыря находился собор, вокруг которого располагался некрополь; здесь были захоронены вкладчики и сестры монастыря.
Изменения, коснувшиеся в XVIII столетии всей монастырской жизни, начались для Ивановского монастыря с перестройки келий. Указ Петра I 1701 года о замене в монастырях деревянных келий каменными повлек за собой строительство их в Ивановском монастыре за счет казны. В течение первой трети XVIII века начинает постепенно меняться социальный состав монашествующих. На смену игумениям из дворянских семейств приходят игумении, происходящие из духовенства и купечества. Первой такой игуменией стала м. Елена (Протопопова), избранная в 1733 году настоятельницей из сестер Ивановского монастыря. Она была дочерью священника храма Трех Святителей на Кулишках.
Неожиданно в конце царствования императрицы Елизаветы Петровны появилась угроза закрытия Ивановского монастыря. Четвертого июля 1760 года был дан именной указ императрицы об устройстве в Москве Дома призрения «заслуженных людей жен во вдовстве, а дочерей в сиротстве и бедности, покровительства и пропитания не имеющих». Для обустройства Дома призрения был выбран Ивановский монастырь. Последовавшая вскоре кончина императрицы Елизаветы Петровны остановила роковое для монастыря предприятие.
Как и в другие обители, в Ивановский монастырь отправляли под надзор по императорскому указу особ, нарушивших нравственные законы, по которым жило русское общество XVIII века. Случалось, присылали сюда для вечного содержания и настоящих преступниц. Но в монастырь по указу отправляли на жительство не только преступников. Монастырь принимал лиц, присутствие которых было нежелательно в миру для власть придержащих. Так, в царствование Екатерины Великой, как считают, в 1785 году, при игумении Елисавете, в монастырь по Императорскому указу поступила насельница, монахиня Досифея, бывшая, дочерью императрицы Елизаветы Петровны от тайного, но законного брака с Алексеем Григорьевичем Разумовским.
В 1811 году в монастыре вместе с игуменией Елпидифорой было 17 постриженниц. Эти насельницы во главе с игуменией Елпидифорой стали свидетелями вторжения в Москву французов, пожара монастыря и его разграбления. Но часть ризницы успели отправить в Вологду. Во время пожара от огня не пострадала только соборная церковь. Игумения с сестрами оставались в обители, и лишь когда их жизни стала угрожать прямая опасность, удалились в Покровский Хотьков монастырь. После изгнания французов многие церкви, сильно пострадавшие от пожара и оставшиеся после него с малым количеством прихожан, были упразднены и приписаны к другим, а некоторые, из-­за невозможности восстановления, разобраны. Та же участь ожидала московские городские монастыри с небольшим штатом, здания которых пришли в ветхое состояние. Ивановский монастырь не разобрали, но его, как и Георгиевский девичий, и Крестовоздвиженский мужской, было решено упразднить, а монастырский собор превратить в приходскую церковь. Монахинь Ивановского монастыря решено было расселить по московским монастырям: Зачатьевскому, Новодевичьему, Рождественскому, Вознесенскому и Страстному. Опустевшие здания монастыря были необходимы городу для размещения оставшихся без крова после опустошительного пожара 1812 года. В бедственном положении оказались и служащие Синодальной типографии. После вывода монахинь в другие монастыри было решено в освободившихся келиях и в игуменских покоях расселить служащих типографии.
Несмотря на упразднение обители, число постоянных ее почитателей и жертвователей не уменьшалось. Так, одна из вкладчиц монастыря Екатерина Петровна Толмачева в 1816 году завещала 25 икон, украшенных серебряными ризами с тем, чтобы из них на ее средства был сделан иконостас. Ее завещание подтолкнуло прихожан и причт храма к переносу престола Казанской иконы Божией Матери из разоренной надвратной церкви в бывший соборный храм. Здесь, в трапезной, где находилась зимняя церковь свт. Николая Чудотворца, они решили устроить на средства, завещанные Толмачевой, зимний Казанский придел для служения зимой ранней литургии.
Промыслительно, что сама идея возрождения Ивановского монастыря пришла из Зачатьевского монастыря, куда в 1813 году переселились трое из последних ивановских монахинь. Одна из сестер Зачатьевского монастыря, Алевтина, пришла в дом Елизаветы Алексеевны Зубачевой, которая была родом из известной московской купеческой семьи Мазуриных. Зачатьевская монахиня подала ей мысль стать возобновительницей Ивановского монастыря.
В феврале 1859 года митрополиту Филарету был представлен проект приспособления зданий Ивановского монастыря для новой обители.Проект архитектурного ансамбля монастыря был заказан известному московскому зодчему того времени Михаилу Дормидонтовичу Быковскому (1801—1885).
Торжественная закладка собора с больничным храмом прп. Елизаветы Чудотворицы была совершена 3 сентября 1860 года. При строительстве собора произошло одно знаменательное для истории Ивановского монастыря событие — обретение мощей блаженной схимонахини Марфы. Гробница, существовавшая в старом соборе, была разобрана и мощи перенесены в существующую и поныне часовню, где они находились во время всего строительства нового соборного храма. В 1875 году мощи блаженной Марфы были перенесены в новый собор и положены на поверхности пола в мраморную гробницу.
К 1877 году все работы практически были окончены. Однако последовали события, помешавшие открытию обители. Началась русско-­турецкая война.. Все раненые и больные офицеры, прибывавшие в Москву, находились именно в Ивановском монастыре. Всего, по данным Городской думы здесь побывало 150 человек.
По смерти душеприказчицы Мазуриной особая роль в устроении и открытии обители принадлежит Николо­Угрешскому архимандриту — прп. Пимену (Мясникову). Денег после смерти Мазуриной не осталось. Для оплаты по счетам и заказам с разрешения Святейшего Синода архимандрит Пимен должен был прибегнуть к займу в 100 тысяч рублей в Московском городском кредитном обществе. К тому же пришлось заложить большой дом на Лубянке, купленный Мазуриной, — единственный источник монастырского дохода.
20 йавгуста 1879 года митрополит Московский Макарий ходатайствует перед Священным Синодом о переводе игумении Борисоглебского Аносина монастыря Рафаилы (Ровинской) настоятельницей Ивановского монастыря. Вместе с ней в новый монастырь были переведены и некоторые другие аносинские сестры. 4 октября 1879 года архимандрит Пимен освятил малую больничную церковь Прп. Елизаветы Чудотворицы, а игумения Рафаила переехала в обитель и была введена о. Пименом в управление монастырем. Новый монастырь хотя и был городским, но как общежительный подчинялся, по воле митрополита, не городскому благочинному, а о. Пимену. 19 октября 1879 года состоялось освящение главного престола Иоанно­Предтеченского собора митрополитом Макарием. Боковые приделы были освящены викарными епископами 21 октября. Архимандрит Пимен почил 17/30 августа 1880 года. После вселения монахинь в обитель в монастыре начала действовать больница, предназначенная для монашествующих всех женских обителей Москвы. В больнице проходили послушание сестры, определенные туда настоятельницей.
В 1893 году сестры стали обустраивать принадлежавший монастырю хутор, находившийся на станции Марк (ныне Савеловской железной дороги). С тех пор хутор стал называться Чернецово (от слова «чернец»). Хутор обеспечивал обитель продуктами. Здесь находилось и монастырское кладбище. На средства вкладчиков на хуторе была построена церковь, устроена школа для сельских детей.
Из стен монастыря вышли игумении многих монастырей Московской епархии. Первую игумению Ивановского монастыря, м. Рафаилу (Ровинскую) перевели настоятельницей кремлевского Вознесенского монастыря. Ее преемницу, м. Сергию (Смирнову) позже перевели игуменией московского Алексеевского монастыря. Затем игуменией в Ивановский монастырь была назначена казначея Христорождественского монастыря, Вятской Епархии м. Филарета. Благочинная Ивановского монастыря, м. София (Быкова) стала четвертой игуменией Троице­Одигитриевой Зосимовой пустыни. Ризничая Ивановского монастыря Анастасия (Астапова) была поставлена настоятельницей Князе­-Владимирского женского монастыря Подольского уезда Московской губернии. Постриженницей Ивановского монастыря была м. Леонида (Озерова), проходившая послушание на должности настоятельницы сначала Серпуховского Владычного, а затем Московского Новодевичьего монастыря. В 1907 году на место игумении Ивановского монастыря была впервые избрана уже постриженница этой обители м. Епифания (Митюшина), которой предстояло пережить грядущие гонения на Святую Церковь, изгнание общины из стен обители.
На рубеже столетий в нем появляется новый обычай, связанный с почитанием Крестителя Господня. Паломники начинали свое путешествие к кремлевским святыням с посещения Ивановского женского монастыря, где в часовне обители им надевали металлический обруч на головы в память Усекновения главы святого Иоанна Крестителя. Этот медный обруч уцелел. Судя по всему, типологически он подобен таким реликвиям как мера св. Гроба Господня, или более поздним, — как мера стопы Пресвятой Богородицы из Почаева. Видимо, этот обруч являлся мерой Главы св. Иоанна Предтечи. Появившись в преддверии кровавой смуты, эта реликвия стала образом мученического венца, которого сподобились многие насельницы и клирики Ивановского монастыря во время гонений, а также многие безвинные люди, для которых закрытый богоборческой властью Ивановский монастырь стал узилищем и местом мученической кончины.
5 сентября 1918 года вышло знаменитое постановление Совнаркома «О Красном терроре». Начались повсеместные казни. 12 апреля 1919 года был опубликован декрет ВЦИК «О революционных трибуналах», в котором трибуналам предоставлялось «ничем не ограниченное право в определении меры репрессии». В Москву отовсюду свозят заложников. Новые власти решили, что содержанию узников соответствуют изолированные от внешнего мира московские монастыри. Первые концентрационные лагеря в Москве расположились в Ивановском, Спасо-Андрониковом и Новоспасском монастырях. Всего же с 1918-го по 1922 год в Москве было оборудовано одиннадцать концлагерей различного типа.
К 1917 году в Ивановском женском монастыре проживало 44 монахини и 33 рясофорные послушницы, остальные (их было более двухсот) жили на испытании. Начальствовала в монастыре по-прежнему игумения Епифания (в миру Елисавета Дмитриева Митюшина); она же заведывала монастырским лазаретом. Матушка Артемия (Шестакова) была казначеей, м. Евстолия — ризничей, благочинной монастыря была м. Ангелина, ее помощницей — м. Мариамна.
При монастыре служили протоиерей Василий Никольский и находившийся на покое протоиерей Василий Лебедев, служивший в Ивановском монастыре уже около сорока лет. В 1917 году был рукоположен в иерея диакон Ивановского монастыря Алексей Петрович Скворцов. При нем проживал его престарелый отец, также священник, Петр Гермогенович Скворцов. Еще одним священником Ивановского монастыря был выходец из Гродно, Иосиф Келестинович Будилович. Диаконом был Николай Иванович Соколов. Почти все насельницы монастыря, кроме исполнения своих монашеских послушаний, с 1914 года шили военное обмундирование для русской армии, а с 1918 года — для красноармейцев.
Ивановский монастырь был закрыт одним из первых в Москве. Все банковские счета его были ликвидированы, арендные помещения, приносившие доход, конфискованы в пользу государства, лазарет закрыт, поднимался вопрос о выселении монахинь. От заключенных Ивановской тюрьмы в Политический Красный Крест приходило множество писем-ходатайств от дворян, царских офицеров, томящихся в тюрьме, а также привезенных сюда «кронштадтцев» — участников кронштадтского восстания. Жизнь этих людей по большей части закончилась трагически.
23 апреля 1919 года был заключен договор с общиной верующих, состоявшей из сестер и прихожан монастыря (всего 560 человек), о передаче им «в бессрочное пользование» двух храмов: соборного храма Св. Иоанна Предтечи и больничной Елисаветинской церкви. Прошло всего полтора месяца, как опять встал вопрос о выселении; монастырь передавался в распоряжение отдела принудительных работ НКВД.
В 1919 году по соседству с концлагерем было совершено патриаршее богослужение. Святитель Патриарх Тихон возглавил Божественную литургию в многострадальном Иоанно-Предтеченском монастыре.
Монастырь жил на средства от шитья военного обмундирования и небольшими поставками продуктов с хутора Чернецово близ станции Марк. С прекращением гражданской войны окончилась работа ивановских сестер по пошиву белья и военного обмундирования. Теперь они существовали только на доход, приносимый двумя действующими храмами, да стеганьем одеял частным лицам. К этому времени из прежних насельниц осталось 110 человек.
В 1926 году Иоанно-Предтеченский собор передается губернскому архиву, а Елисаветинская церковь — под клуб Ивановскому исправдому.
1 марта 1927 года община обращается к городским властям с просьбой о перезахоронения гроба с останками схимонахини Марфы. На перезахоронение было дано разрешение. Община прихожан бывшего Ивановского монастыря перешла в храм Святой Троицы в Серебряниках, взяв с собой местный храмовый образ св. Иоанна Предтечи и чудотворный обруч из монастырской часовни.
Большинство ивановских монахинь переселились в еще не закрывшиеся монастыри. Некоторые разъехались по родным, другие устроились в Москве на частных квартирах или при храмах, неподалеку от своего монастыря, в котором они прожили по 20-30 и более лет. Часть ивановских монахинь переселилась на монастырский хутор. Хутор Чернецово подчинялся монастырю и его настоятельнице игумении Епифании, но она всегда находилась в Москве и приезжала лишь на время проверить дела управления хуторским хозяйством. В 1927—1928 годах сестры еще обеспечивали себя всем необходимым: имели коров, лошадей, обрабатывали свои угодья, запасались на зиму грибами и ягодами. Но в 1929 году хуторское хозяйство было «национализировано», земля перешла в пользование местного колхоза.
12 января 1931 года умерла последняя настоятельница Ивановского монастыря игумения Епифания, руководившая им с 1907 года. Ее похоронили ее на монастырском кладбище вблизи хутора, схоронив игуменский посох вместе с игуменией.
В последние годы существования монастырского хутора старшей монахиней и руководительницей хозяйства была назначена бывшая казначея монастыря м. Артемия (в миру Анна Григорьевна Шестакова), ее помощницей — м. Анатолия (Русанова).
К концу 1980-х годов основную часть территории московского Ивановского монастыря по-прежнему занимали учреждения МВД. Святые врата оставались замурованными, торжественный проход к собору полностью застроен; здесь размещались спортзал и сауна с бассейном (спортзал МВД действует и поныне). Под алтарной частью собора, в подвале в течение долгих десятилетий находился тир. В типографии, устроенной когда-то И.Д.Сытиным, на старинных машинах продолжали печатать спецлитературу для Академии МВД. В монастырском соборе находилось хранилище Центрального государственного архива Московской области (ЦГАМО; ранее Губархив). Оба дома причта занимала швейная фабрика имени Советской Армии, а в бывшем Больничном (ныне Келейном) корпусе с домовым храмом Прп. Елисаветы Чудотворицы и часовне Св. Иоанна Предтечи находились районные службы теплосети Мосэнерго. Бывшая домовая Елизаветинская церковь была разделена на два этажа, в помещении храма был устроен душ для рабочих и туалет…
Община Иоанно­-Предтеченского монастыря зародилась в селе Виноградове, где обрели место упокоения последние ивановские монахини и их духовник старец Иларион (Удодов). По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Иоанно­-Предтеченская обитель в 1992 году была приписана к храму святого князя Владимира в Старых Садех, возглавляемого протоиереем Сергием Романовым.
Нашлись и желающие посвятить свою жизнь Богу и служению Церкви в монашеском звании. В конце 1991 года в часовне Св. Иоанна Предтечи поселилась первая насельница Екатерина Ростковская. Почти сразу же часовня была отремонтирована и открыта. 29 мая 1992 года первые сестры перешли в корпус. . Сестры молились в часовне, а богослужения посещали во Владимирском храме.
С первых дней после возвращения Ивановского монастыря в лоно Церкви насельницы обратились к его истории, составили синодики для поминовения на правиле и богослужениях.
В начале 1990­х годов был возвращен общине домовой храм прп. Елисаветы Чудотворицы при бывших больничных кельях. Началось восстановление интерьеров ..
5 мая 1999 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси при бывшем Ивановском монастыре учреждено Патриаршее Подворье, в котором о. Сергий Романов был назначен исполняющим обязанности настоятеля Собора Усекновения главы святого Иоанна Предтечи и Елисаветинской домовой церкви.
На Священном Синоде состоявшемся 11 августа 2000 года в канун прославления Собора новомучеников и исповедников Российских было принято решение об открытии обители. В этот день Церковь празднует рождество свт. Николая Чудотворца. О решении Синода открыть монастырь в общине узнали уже после завершения Собора 21 августа. На Светлой седмице 2001 года начался вывоз архива из монастырского собора. Летом 2001 года к празднику Рождества Иоанна Предтечи, храм был полностью освобожден и передан общине. И в соборе зазвучали, наконец, слова молитвы. Молебны стали еженедельными.
Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси 26 декабря 2001 года настоятельницей Иоанно-­Предтеченской женской обители была назначена монахиня Афанасия (Грошева) — благочинная Свято­-Успенского Пюхтицкого монастыря в Эстонии. Матушка Афанасия приехала 16 января 2002 года. 30 декабря 2002 года матушка Афанасия Указом Святейшего Патриарха была утверждена в звании настоятельницы обители с возложением наперсного креста.
18 января 2002 года после всенощной под праздник Крещения Господня, по благословению Святейшего Патриарха монастырю были возвращены его главные святыни — иконы св. Иоанна Предтечи с обручем и прп. Елисаветы Чудотворицы, святой игумении, жившей в Константинополе в V веке. Икона св. Пророка Иоанна уникальна.
14 марта 2002 года в обители в первый раз было получено благословение — служить новопрославленной святой Иоанно-­Предтеченского монастыря — блаженной схимонахине Марфе, Христа ради юродивой. Перед всенощным бдением о. Афанасий Гумеров освятил впервые написанную икону блаженной.
В день Феодоровской иконы Божией Матери 14/27 марта Иоанно­-Предтеченскую обитель впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
8 сентября 2002 года, когда Православная Церковь празднует Сретение Владимирской иконы Божией Матери, был торжественно освящен Казанский придел монастырского собора. Малое освящение совершил протоиерей Сергий Романов с клиром. Из церкви св. князя Владимира крестный ход с антиминсом направился в обитель, где после освящения собора состоялась первая Божественная литургия — спустя 76 лет после его закрытия.
11 сентября 2002 года в монастырский престольный праздник состоялась первая архиерейская служба, которую возглавил владыка Арсений, архиепископ Истринский.
Начинается будний день в обители св. Иоанна Предтечи со звона колокольчика будильщицы. Насельницы собираются к шести часам утра в храм на полунощницу. После полунощницы читается канон Божией Матери «Одигитрии» или акафисты празднуемым святым. В семь часов начинается литургия, затем по обычаю бывает лития по почившим. После богослужения сестры расходятся на послушания. Вечерняя служба в обители начинается без четверти пять и включает 9-­й час, вечерню, утреню и 1­-й час. В половине десятого вечера сестры собираются в домовый храм прп. Елисаветы Чудотворицы на повечерие, после которого испрашивают прощения и благословения у настоятельницы. Насельницы монастыря ежедневно после вечерней трапезы совершают крестный ход вокруг обители. В главном соборе монастыря возносится молитва к Богу и совершается бескровная Жертва.
В 2004 году в соборе восстановлена мраморная рака, в которой почивали святые мощи святой блаженной схимонахини Марфы Московской, Христа ради юродивой, утраченные после закрытия собора в 1926 году.
24 декабря 2004 года состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви на котором Синод постановил включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века имена новых подвижников. Среди них значится имя священника Ивановского монастыря Алексия Скворцова (1875—4 июля 1938). Обитель обрела нового молитвенника и ходатая пред Богом.
В монастыре постоянно ведется работа в архивах и библиотеках, благодаря чему обителью выпущены жития святой покровительницы монастыря прп. Елисаветы Чудотворицы, святой блаженной схимонахини Марфы Московской, Христа ради юродивой, старицы­ затворницы Ивановского монастыря Досифеи, а также издания по истории древнего Ивановского монастыря.
Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 августа 2019 года (журнал № 105) на эту должность была избрана насельница Иоанновского ставропигиального женского монастыря г. Санкт-Петербурга монахиня Елисавета (Никишкина). 1 сентября 2019 года за Божественной литургией в Донском ставропигиальном мужском монастыре Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом на малом входе монахиня Елисавета была возведена в сан игумении.

Иоанно-Предтеченский собор.

Екатеринбург. ул.Репина. Дом 6

Одноэтажный, каменный, с тремя престолами: срединным — в честь рождества пророка Иоанна Предтечи, северным — во имя святителя и чудотворца Николая и южным — в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Храм был заложен первоначально как однопрестольный на средства екатеринбургского купца Е. А. Телегина 15 сентября 1846 года и освящен епископом Екатеринбургским Варлаамом 12 сентября 1860 года. В 1886 году по благословению епископа Екатеринбургского Нафанаила были заложены два придела — с северной и южной стороны. Левый, Никольский придел, был освящен 27 декабря 1887 года, а правый, во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», был освящен 3 июня 1888 года.

После того, как в 1942 г. была восстановлена Свердловская епархия, Иоанно-Предтеченский храм стал Кафедральным собором. Ее возглавил архиепископ Варлаам (Пикалов).

С 1943 года Иоанно-Предтеченский собор является главным храмом Екатеринбургской епархии. А учитывая, что с 60-х годов Свердловский архиерей возглавлял Курганскую и Челябинскую епархии, то храм почти треть века был главным храмом Урала.

В Иоанно-Предтеченском Кафедральном соборе находится чтимая икона святителя Николая Мирликийского, мощехранительные иконы святителя Иоанна Тобольского и святой великомученицы Екатерины

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *