Кафедральный собор Берлин

Яркая красота знаменитого Музейного острова впечатляет практически любого путешественника. Возможность собственной рукой прикоснуться к прошлому завораживает, а интересные истории запоминаются на долгие годы. Кроме самих музеев на этой территории также расположен известный Берлинский кафедральный собор, являющийся главной протестантской церковью всей страны.
Строительство Берлинского кафедрального собора происходило в период с 1894 по 1905 годы. Автором внешнего и внутреннего оформления здания стал Юлиус Рашдорф. Сам собор был выполнен в популярном на тот момент стиле барокко с использованием силезского гранита. Первоначальная высота сооружения, включая купол, была равна 114 метрам. Существенную перестройку здания обусловила известная бомбардировка города во время Второй мировой войны. После восстановленной реконструкции собор «снизился» до 98 метров.
Официальное открытие Берлинского кафедрального собора для общественности произошло 6 июня 1993 года. Большинству гостей это мероприятие запомнилось благодаря богатому внутреннему наполнению, напоминающему пышное убранство католической церкви. Изготовление органа для этого собора было заказано немецкому мастеру Вильгельму Зауэру, который был знаменит в эпоху романтизма. Непосредственно перед собором расположена зеленая лужайка с газоном, в центре которого находится красивый фонтан. Эту местность в Берлине называют парком Люстгартен.
До появления Берлинского кафедрального собора на этой территории уже была католическая церковь, оформленная в архитектурном стиле ренессанса. Ее деятельность пришлась на эпоху Возрождения. Со временем эту церковь переделали под лютеранскую. Само здание сохранялось до 18 века, после чего в 1747 году было полностью снесено с целью территориального расширения Берлинского замка. Новые строения на этой территории возникли уже в 1894 – 1905 годах. Именно в это время и появился современный Берлинский кафедральный собор, оформленный в архитектурном стиле барокко.
Красочный и неповторимый Берлин готов радовать, завораживать и удивлять очень долго. Ведь на его территории расположено множество различных достопримечательностей, в том числе и этот знаменитый кафедральный собор. Поскольку хорошая экскурсия может длиться несколько дней, то об отдыхе во время путешествия стоит задуматься заранее. Широкий ассортимент различных ценовых и комфортабельных категорий гостиниц и отелей позволяет каждому выбрать самый оптимальный вариант. Среди наиболее востребованных стоит выделить InterCityHotel Berlin, Suite Novotel Berlin Potsdamer Platz, InterContinental Berlin, а также Derag Livinghotel Henriette.


Великолепный купол Берлинского собора — одна из главных доминант городского ландшафта германской столицы. Пройти мимо собора просто физически невозможно. Его громада возвышается в самом центре Берлина на Музейном острове. Не менее впечатляет и интерьер Берлинского собора. От протестантского храма никак не ожидаешь подобного великолепия и роскоши. Ну, и последний повод посетить собор — это прекрасная обзорная площадка на террасе вокруг его купола. В общем, несмотря на крайний дефицит времени в Берлине я все-таки не смог устоять и посетил главную церковь немецких протестантов.
Давайте сразу определимся с терминами. Собственно собором, т.е. местом, где находится кафедра епископа, этот храм никогда в своей истории не был. На немецком Берлинский собор называется Oberpfarr und Domkirche zu Berlin, т.е. главная приходская и коллегиальная церковь Берлина. Уместна аналогия с итальянским термином Дуомо, не каждый дуомо — каттедрале (собор). На немецком церковь называется Dom. Но в русском (и английском тоже) языке устоялось название Берлинский собор, и дальше я не буду мудрить и тоже буду называть главную церковь Берлина собором.
Собор на острове на реке Шпрее существовал с 16-го века. Буквально через три года после получения статуса коллегиальной церкви готическим храмом на Шпрее местный курфюст Иоахим II перешел в лютеранство и собор стал центром протестантизма. С веками старый готический собор пришел в упадок, и поэтому на современном месте в середине 18-го века был возведен новый собор, а старый разрушен.
Изначально второй собор был в стиле барокко, но потом перестроен в модном в первой половине 19-го века классицизме. Судя по картинкам, собор был довольно скромный внешне. И, когда в конце 19-го века была образована Германская империя со столицей в Берлине, собор стал явно слишком неказист для нового мощного государства.
Третий собор начали строить по требованию кайзера Вильгельма II. Храм должен был затмить собор св. Петра в Риме, по образцу которого он проектировался. Строительство закончилось в 1905 году, т.е. собор относительно молодой. Как видите, главный лютеранский храм вышел… скорее католическим. Такая пышность форм и богатство декора слегка диссонирует с основными положениями протестантства, это скорее величественная католическая базилика.
Берлинский собор представляет собой масштабное сооружение, имеющее в плане форму латинского креста, и увенчанное куполом, высота которого составляет 85 м. Высота собора составляла 116 м. Для сравнения высота Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге 101,5 м, собора св. Петра в Риме 136 м. Возле купола храма расположена смотровая площадка, с которой открывается вид на город.
С обеих сторон от центрального купола находятся две массивные часовни, также увенчанные куполами, но значительно меньших размеров. У основания куполов с каждой из четырех сторон расположены фронтоны с колоннами дорического ордера. Также часовни дополнены статуями святых, скульптурными карнизами и декоративными балюстрадами.
Именно скульптурному оформлению отводится центральная роль в общем декоре фасада. Основной мотив, безусловно, религиозный – это видно в барельефах, изображающих ангелов, статуях апостолов и святых, нескольких крестах из камня и бронзы. Также здание украшено традиционными для архитектуры необарокко декоративными элементами – множеством лепных карнизов и медальонов, балюстрадами, каменными вазонами и богатым украшением окон. Также отличительной чертой являются скульптурные капители колонн, декорированные каменными цветами и листьями папоротника.
Внимательный читатель обратил внимание, что я написал в прошедшем времени «высота составляла 116 м». Так вот, переходим к печальным фактам. Во время Второй Мировой собор сильно пострадал во время союзнических бомбардировок Берлина. В купол попала бомба, его охватил пожар, который не смогли потушить. В итоге фонарь обрушился вниз, пробив в куполе огромную дыру. Долгое время собор стоял разрушенным, только в 1975 году власти ГДР начали работу над восстановлением купола и башен.
Увы, во время восстановления было решено не повторять первоначальный вид верхней части. В итоге купол и башни были сильно упрощены внешне и самое главное ГДРовские строители изрядно уменьшили общую высоту собора. Сейчас собор имеет высоту 98 метров, т.е. стал почти на 20% ниже. Наш Исаакий теперь выше! Я тут не собираюсь меряться с немцами соборами, но факт — Берлинский собор теперь производит впечатления этакого тяжелого приземистого крепыша.

Сравните фото выше с первоначальным устремленным ввысь собором. Было гораздо круче.

Пожалуй, сейчас собор смотрится гармоничнее не со стороны главного западного фасада, а с набережной реки Шпрее. Отсюда он не кажется таким широким.

Стены собора пострадали гораздо меньше купола, поэтому архитектурный декор по-прежнему впечатляет, как это было задумано и в оригинальном плане.

Переходим к интерьеру. И тут вынужден сделать еще одну ремарку. Относительно недавно читал обзор Берлинского собора в своей френд-ленте, где автор сетовал, что по собору почти нет никаких интересных и познавательных статей в интернетах. Я тогда отнесся к этому скептически, тем более у меня за спиной изрядный и успешный опыт поиска материалов по гораздо более захолустным храмам Италии или Франции. Но оказалось, что это факт!
Удивительно, на на русском и английском языках по интерьеру главного лютеранского храма Германии практически ничего дельного в сети нет. Я люблю рассматривать церкви с предварительной теоретической подготовкой, но тут меня ждал изрядный провал. А ведь по местным скульптурам и барельефам можно было бы многое узнать об истории Реформации.
Здесь, например, копия барельефа с фасада, где Лютер проводит презентацию немцам своего перевода Библии. Но на более сложные сюжеты меня уже не хватило.

В общем, не обессудьте, дальше буду краток и ограничусь в основном общими планами интерьера без погружения в детали.
Справа статуя Лютера, слева Цвингли — руководителя Реформации в Швейцарии. Ну, это просто, т.к. есть подписи под скульптурами. А слабо распознать сцену на барельефе, где святой или пророк стоит на горе, а к нему мужики тащат камни? Так вот это Стефан Первомученник, которого побили камнями за проповедь христианства в Иерусалиме в 36-м году.
Пришлось это лично погуглить перед расшифровкой. А хотелось бы такие вещи знать во время экскурсии по собору.

Самая древняя могила в соборе. Иоганн Цицерон был курфюрстом Бранденбурга, умер в 1499 году. Прозвище Цицерон он получил за прекрасное знание латинского языка и любовь к гуманитарным наукам. При нем Берлин сильно повысил свой статус, в дальнейшем став столицей. Внук Цицерона курфюст Иоахим II приложил руку к основанию первого собора (см. выше) и перенес туда могилу знаменитого деда.

Загадочные безликие статуи в капюшонах в нишах у органа собора. Кто они, почему без лиц, когда появились в соборе? Явно что-то современное, но см. выше про недостаток информации по главному храму Берлина. Кое-как, по запросу «berliner dom statuen gesichtslos» удалось выйти на ответ.
Это произведения японской художницы Лэйко Икэмура. Безликие женщины выполнены из терракота. Называется вся эта красота Der Schrei (крик), этакая толстая отсылка к Мунку. Но, как обычно в современном искусстве, вы должны сами придумать, что все это значит.
Пастор собора считает, что это страх человека перед смертью, одиночеством, загадками бытия. На вопрос, что они возмущают многих посетителей, пастор отвечает, что Распятие тоже многих беспокоит и возмущает. Ну, а женский пол, ой извините, гендер безликих — это компенсация, что у лютеран женщины представлены в религиозном искусстве гораздо меньше, чем у католиков.

Главный алтарь собора. Святилище из белого мрамора и оникса создано еще для прошлой версии собора и перенесено в Берлинский кафедральный собор из уничтоженной в 1893 году церкви. За алтарем возвышаются позолоченные Апостольские ворота (на них есть даже некое подобие нашего деисусного чина), с обеих сторон обрамленные массивными чугунными канделябрами. За ними — белая крестильная купель.
Внутри собор очень светлый и совсем не давит на посетителя, в отличие от своего внешнего вида.
В левой части храма привлекает внимание шедевр — поддерживаемый мраморными опорными колоннами необарочный орган. Орган состоит из 7 тысяч труб и имеет более 100 регистров. Пишут, что местный органист играл на инструменте во время войны даже, когда после бомбардировок обвалился купол. Каким-то чудом мастер и орган за все это время не пострадали от падающих обломков. Зато орган пришел в нерабочее состояние уже после войны, во время разрухи воры растащили на металлолом примерно треть органных труб.
Купол собора.
Вид на главный алтарь, слева виден еще один местный шедевр искусства — кафедра проповедника.
Вместе с собором была построена еще одна Мемориальная церковь, которая примыкала к северной стене храма. В ее крипте находились саркофаги с останками 96 представителей династии Гогенцоллернов. Церковь почти не пострадала во время Второй Мировой, но власти ГДР постановили взорвать ее из идеологических соображений. Тем не менее склеп уцелел и сейчас открыт для посещения, здесь можно увидеть 70 саркофагов.
В склепе Гогенцоллернов было довольно темно, поэтому я почти не снимал, хотя саркофаги весьма интересные и представляют собой настоящие произведения искусства.
На этом мой краткий обзор Берлинского собора окончен. Надеюсь, вам удастся лучше подготовиться к его посещению. Я в итоге сумел получить только самое общее впечатление из-за недостатка информации на русском. Но в целом мне понравилось, и я не пожалел о потраченном времени и 7 евро (да, да, вход платный).
Если вас не слишком впечатляет вся эта религиозная и архитектурная тема, то все равно собор достоин посещения хотя бы ради отличной обзорной площадки. Как я уже говорил, она мне понравилась гораздо больше, чем на Рейхстаге или на Телебашне. Так что покажу несколько видов Берлина с высоты собора.
Приятно, что к этому моменту вы уже можете узнать многие здания, т.к. я их показывал в предыдущих рассказах о Берлине. Широкая улица — это знаменитая Унтер-ден-Линден, розовое здание справа — Арсенал (Исторический музей), круглая зеленая крыша — католический собор св. Ядвиги, две башни с куполами чуть поодаль — площадь Жандарменмаркт.
Церковь с двумя острыми шпилями — это св. Николай, а вокруг него «старый город», квартал Николаифиртель.
Площадка перед собором была задумана самим архитектором.
В центре нее круглый фонтан.
Сверху меня постоянно не оставляло ощущение, что я забрался на Исаакиевский собор.
Цейхгауз чуть ближе.
Национальная галерея на Музейном острове, слева Пергамский музей.
Ангелы в заплатках. Следы войны?
Сверху Берлин кажется вполне уютным и зеленым городом.
Уютно же?
Красная ратуша и Старая ратуша.
Берлинская телебашня и церковь св. Марии.
Ну все, спускаемся на землю, и в заключении еще пара видов на Берлинский собор с набережной реки Шпрее.
На этом заканчиваю с Берлинским собором, но впереди еще одна прогулка по восточной части Берлина. Постараемся дойти до Трептов-парка, а по пути посетим знаменитую Истсайдскую галерею.
Нажмите, чтобы увидеть оглавление всех рассказов о моих путешествиях

Как человек, интересующийся архитектурой, я не могла не включить Берлинский Кафедральный Собор (или, по-немецки, Berliner Dom) в список объектов, которые следует посетить в немецкой столице в первую очередь. К тому же Берлин нас встретил весьма неласково: из-за очень сильного, резкого ветра и после литовской и польской жары температура +21 градус, достаточно комфортная в любой другой ситуации, воспринималась как жуткий холод. Поэтому программу экскурсии пришлось оперативно корректировать таким образом, чтобы прогулки по улицам чередовались с осмотром достопримечательностей «под крышей». Кроме того, Берлин явно собирался приветствовать нас дождем, а зонтики при такой силе ветра вряд ли бы чем-то нам помогли.

Наиболее правильным решением в такой ситуации было как можно скорее отправиться на Музейный остров. Берлинский Кафедральный Собор находится в южной его части. Внушительный 85-метровый купол собора является довольно приметной архитектурной деталью, которая отлично просматривается издалека и благодаря которой это сооружение легко узнаваемо. Как видите, здание строилось не без «влияния» римского собора Святого Петра. То ли из-за пасмурного дня, то ли из-за своей тяжеловесности оно показалось нам снаружи немного суровым и где-то даже мрачноватым.

Берлинский Кафедральный Собор возводили в период правления кайзера Вильгельма II. Его строительство завершилось в 1905 году. Осуществлялось оно с очень большими амбициями: по замыслу кайзера, этот собор должен был стать (ни много ни мало!) самой главной лютеранской церковью Европы. Претворить эти амбициозные планы в жизнь было доверено Отто и Юлиусу Рашдорффам. Под строительство нового протестантского собора выделили площадку, образовавшуюся на месте специально разрушенной другой лютеранской церкви работы архитектора Шенкеля, убранство которой категорически не устраивало кайзера.

Вход в Берлинский Собор является платным. Для одного человека, не имеющего льгот, он стоил в то время 7 EUR.
До визита в Berliner Dom я видела немало соборов, построенных в стиле барокко и необарокко – причем с более пышными интерьерами. Но интерьер, который имеется в Берлинском Соборе, весьма необычен, поскольку идет вразрез со всеми лютеранско-протестантскими постулатами о скромности и аскетизме молельных сооружений. И если заранее не знать, кто же в действительности владеет этим собором, для какой конфессии он предназначен, то можно, ни секунды в этом не сомневаясь, подумать, что собор – католический.
Историки утверждают, что амбиции кайзера были удовлетворены в полном объеме. Судите сами: в соборе имеется роскошный позолоченный алтарь с фигурами апостолов:

А вот витражи с сюжетами из Нового Завета – с четко проработанными, почти как живыми фигурами:

Резная кафедра для чтения проповедей:

Великолепные мозаика, лепнина и картины:

Орган, состоящий из 7000 труб, был создан Вильямом Зауэром. Орган богато украшен – под стать всем другим элементам собора.

Купол собора – это вообще особая история. Ясно, что во Время Второй Мировой войны, при ожесточенных боях за Берлин, здания города, разумеется, не могли оставаться целыми и невредимыми. Берлинскому собору также не повезло: в его купол попала бомба, после чего собор долгое время стоял в разбитом виде.

Меня поразили необыкновенные, если так можно выразиться, воздушность и легкость этого купола. Несмотря на то, что снаружи он выглядит очень массивным, внутри он, как ни странно, нисколько не «давит» и уносит ввысь.

Сейчас, глядя, на конечный результат реставрации, трудно поверить, что собор пережил подобные потрясения. Об этом напоминают только архивные послевоенные фото собора, показывающие обезглавленное здание. Желающие, кстати, могут подняться под обновленный купол, преодолев около 300 (а если точнее, 270) ступенек, и посмотреть панораму города. Мы этого делать не стали, так как, во-первых, был очень пасмурный день со сплошной чернотой, а, во-вторых, в то время я с большим трудом привыкала к новым очкам и боялась споткнуться на лестнице.

Берлинский Собор также является местом упокоения членов княжеской, королевской и императорской династии Гогенцоллернов, или в более точном варианте произношения – Хоэнцоллернов, история которой отсчитывается с XI века. У входа в крипту собора, где стоят саркофаги, висит предупреждение для туристов о том, что они фактически находятся на кладбище и, соответственно, нужно соблюдать тишину и вести себя подобающим образом.

И вот мы внизу. Мягкий свет ламп освещает отгороженные отсеки с саркофагами тех, кто в разное время находился на вершинах власти в Пруссии и Германии. Поэтому на крышках многих из них лежат короны. Засохшие венки, выцветшие траурные ленты…

Вот здесь похоронены король Фридрих I и его супруга – одна из образованнейших женщин своего времени – королева София Шарлотта, прекрасной памятью о которых остался дворцово-парковый комплекс Шарлоттенбург, входящий в число красивейших уголков Берлина.

Далекие времена и далекие от нас люди. При посещении усыпальницы возникает такое чувство, как будто листаешь старый и толстый учебник истории с пожелтевшими от времени страницами. Постояв еще несколько минут, уходим из собора на улицу, где, подобно бурной реке, течет жизнь совсем другой Германии.

Берлинский кафедральный собор (Berliner Dom) — это крупнейшая немецкая евангелисткая церковь в центре Берлина, на Музейном острове. Хотя кафедральным собор не является, официально его называют так.

Берлинский собор привлекает своей впечатляющей архитектурой многочисленных туристов со всего мира. Ежегодно это около 720 тысяч человек. Часто его называют Входными воротами в Музейный остров.

История Берлинского кафедрального собора тесно связана с династией Гогенцоллернов. Еще в XV веке, когда неподалеку начали строительство дворца, потребовалась и дворцовая капелла, в качестве которой поначалу использовали уже стоящую доминиканскую кирпичную церковь.

В 1536 году только что пришедший к власти герцог Иоахим II Гектор повелел построить новую церковь в готическом стиле. Сюда же Иоахим перенес прах своего отца и деда. С тех пор новая церковь стала местом захоронения всех Гогенцоллернов.

В 1539 году Иоахим II перешел в протестантскую веру. Так и католический собор стал евангелистским, а с XIX века — главным протестанстским собором Германии.

В 1750 году курфюрст Фридрих II строит новую церковь, в модном тогда стиле барокко уже на том месте, где собор и сегодня стоит. В XIX веке, в рамках возведения Музейного острова, над модернизацией и перестройкой Берлинского собора трудился архитектор Карл Фридрих Шинкель. Он убрал со здания украшения в стиле барокко и придал Берлинскому Дому облик в стиле более современного классицизма.

С образованием в конце XIX века немецкого Рейха, новой империи требовался более репрезентативный собор. По желанию кайзера Вильгельма II, это должна была быть крупнейшая церковь мира.

Высота Берлинского кафедрального собора до разрушений Второй мировой войны составляла 114 метров. Сегодняшняя высота собора — 98 метров.

Во время Второй мировой войны Берлинский собор был разрушен. В последующем власти ГДР взорвали часть церкви — Denkmalskirche, а центральный купол решили восстановить не полностью. Но даже в таком, значительно уменьшенном виде, Берлинский собор производит впечатление величественного строения.

Последнее зданее Берлинского кафедрального собора было построено с 1894 по 1905 годы в так называемом новом барокко — смешанном стиле, имеющем черты Высокого Ренессанса и барокко, автор проекта — архитектор, профессор Технического университета в Шарлоттенбурге, Юлиус Рашдорф.

Так как Берлинский собор должен был стать величайшим кафедральным собором протестантов всего мира, ориентиром для Рашдорфа стали главный кафедрал всех католиков — собор святого Петра в Риме и кафедральный собор святого Павла в Лондоне. Окончательный вариант проекта был изучен и одобрен лично кайзером Вильгельмом II. Строительство собора стоило казне 11, 5 миллионов рейхсмарок. Правда, восстановительные и реставрационные работы после объединения Германии стоили еще больше — 35 миллионов евро.

Собор имеет вид базилики, с четырмя часовнями и центральной Predigtkirche с большим возвышающимся куполом. Первоначально кубическое здание Берлинского собора имело 73 метрова в ширину и давало возможность разместиться 2100 человек. Диаметр большого купола собора составляет 33 метра.

С каждой из четырех сторон света располагается один из фасадов монументального здания. Главным входом в Берлинский собор является парадный вход со стороны парка Люстгартен. Мраморная лестница ведет на второй этаж. Здание украшают коринфские колонны и пилястры. Весь первый этаж занимает семейное захоронение династии Гогенцоллернов.

Внутреннее убранство Берлинского кафедрального собора поражает роскошью. В центре большого купола по периметру расположены круглые окна, которые подсвечивают великолепные мозаики Антона фон Вермера на темы Нового Завета. Им же были выполнены витражи, иллюстрирующие сцены Рождества, Распятия и Вознесения Христа.

Главный купол Берлинского кафедрального собора, © catys

Отделка стен и колонн выполнена из разноцветного мрамора и гранита. Здание украшают статуи Апостолов, Реформаторов и герцогов рода Гогенцоллернов.

Берлинский собор являлся официальной церковью кайзеров. На втором этаже здания размещались комнаты для личных молитв. Сегодня восстановлена Лестница кайзера, которая вела в часовню.

Большой орган Берлинского кафедрального собора, © catys

Большой орган был выполнен знаменитым мастером Вильгельмом Зауером. Напротив органа располагаются богато отделанные позолоченные саркофаги в стиле барокко Великого герцога Фридриха Вильгельма и его второй супруги Доротеи.

В Берлинском кафедральном соборе захоронены почти все представители правящей династии. В крипте сохранились 94 саркофагов с XVI по XX век. Это самое значительное захоронение Гогенцоллернов.

В Домском музее размещены модели 1:25 всех вариантов здания собора, рассказана история восстановления купола, размещены исторические картины.

На куполе собора размещается смотровая площадка. С высоты 50 метров можно полюбоваться красивейшими видами на исторический центр Берлина. Наверх ведут 270 ступеней, которые придется преодолеть пешком.

Вид на старый город и Берлинский кафедральный собор, © Евгения Чех

Стоимость билета

Так как расходы на поддержание Берлинского кафедрального собора составляют ежегодно 15000 евро, и собор не получает дотаций от государства, стоимость посещения собора составляет 7 евро.

В стоимость входного билета включен осмотр собора, крипты, домского музея и смотровая площадка на куполе собора.

  • для одного взрослого стоимость составляет 7 евро,
  • для школьников и студентов при предъявлении студенческого билета международного образца — 5 евро,
  • до 3 детей до 18 лет в сопровождении одного взрослого — бесплатно,
  • семейная карта — 1 взрослый и 1-3 ребенка до 18 лет — 7 евро.

Режим работы

Берлинский кафедральный собор работает ежедневно с 9.00. до 19.00.

Вход туристам для осмотра:

Последний пропуск посетителей — в 18.00. Есть аудио гид, в том числе на русском языке.

Берлинский кафедральный собор во время Фестиваля света, © evgenia czech

Ежегодно в октябре, в рамках Фестиваля Света (Lichtfestival), Берлинский кафедральный собор ярко освещен разноцветной иллюминацией.

Как добраться до Берлинского кафедрального собора

Берлинский кафедральный собор расположен в самом центре города. До него легко добраться на любом виде транспорта.

На общественном транспорте

Все виды городского транспорта доходят до Берлинского кафедрального собора.

  • На метро: Линии U2, U5, U8 до станции Alexanderplatz.
  • Автобус: 100, 200 до остановки Am Lustgarten.
  • Городская электричка S-Bahn (Эс-Банн): Линии S3, S5, S7, S9 до станции Hackescher Markt.
  • Трамвай: M4 M5 M6 до остановки Spandauer Strasse.

Обратите внимание: если вы выбрали городскую электричку, S-Bahn (Эс-банн), от остановки Hackescher Markt придется пешком идти через весь Музейный остров. Ближе всего к собору — остановка автобуса Am Lustgarten.

На автомобиле

На самом Музейном острове парковок нет. Ближе всего парковочный гараж отеля Редиссон Блю, от него надо перейти мост через реку, пешком около 5 минут.

На такси

До Берлинского кафедрального собора удобно доехать на такси Uber или Berlin Taxi.

Видео о Берлинском кафедральном соборе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *