Кафедральный собор в Хельсинки



Одним из основных символов Хельсинки является расположенный на Сенатской площади белоснежный красавец Кафедральный собор. История собора, координаты и часы работы, расположенные достопримечательности по соседству в этом материале …


Первым построить подобный собор в Хельсинки хотел император Александр I Павлович, наметивший строительные работы на апрель 1812 года. Именно в те времена город предстал в качестве столицы Великого княжества Финляндского, хоть и был полностью разрушен в результате пожара, в 1808 году. Жителей в городе было мало, и возведение церкви стало одной из приоритетных задач по восстановлению городских сооружений.
Работы по строительству Кафедрального собора в Хельсинки начались в 30 году XIX века. Руководил работами архитектор К. Л. Энгель, немец по происхождению. Посвятить собор, было решено — Святому Николаю Чудотворцу. На строительство собора выделили огромную сумму — 2,6 миллионов рублей. Карл Энгель не смог завершить, пожалуй, свою одну из самых грандиозных работ – он скончался в 1840 году. Однако завершал возведение храма его соотечественник — Эрнст Лорманн. Собор достроили и торжественно открыли в феврале 1852 года.
Примечательно, что почти в те же сроки – в период с 1819 по 1858 год – в Санкт-Петербурге строился Исаакиевский собор, автором которого был Огюст Монферран (1786 — 1858). Сами соборы и прилегающие к ним территории очень похожи.
Хельсинский собор построен в виде креста в стиле неоклассицизма. Его крышу украшают, вылитые из цинка — фигуры двенадцати апостолов, такое требование было выдвинуто императором Николаем. Он же повелел соорудить огромную лестницу, которая бы спускалась от здания собора к Сенатской площади, Энгель же планировал разместить на этом месте колоннаду гауптвахты. При работе над проектом Лорманна, Николаевский собор еще больше стал похож на Исаакиевский — к примеру, по окружности центрального купола были построены четыре точно такие же башенки. В дополнение были возведены два боковых павильона, в которых расположились колокольня и капелла.
Внутри Николаевского собора уместились 3 статуи известных исторических личностей — Мартина Лютера (1483 — 1546), христианского богослова, известного переводчика Библии на немецкий язык, Микаэля Агриколы (1510 — 1557), епископа, просветителя и переводчика Библии на финский язык и Филиппа Меланхтона (1497 — 1560), немецкого гуманиста, теолога и педагога.
После официального признания финского языка и национальной валюты Финляндии, в 94 году XIX века на Сенатской площади был торжественно установлен памятник Александру II, работы Йоханнеса Таканена и Вальтера Рунеберга, который явился благодарностью за эти события.
При обретении Финляндией статуса независимой страны в 1917 году, храм был переименован в Большой собор. В 59 году XIX века он стал официально называться Кафедральным, т. е. не только главным собором города, но и всей страны.
Примечательной особенностью Кафедрального собора является вместительный сводчатый склеп, расположенный под собором, который и по настоящее время используется для проведения разнообразных мероприятий и выставок.
В 1952 году в стенах церкви организовали хор мальчиков — Cantores Minores. Дети репетируют по нескольку раз в неделю. Членство в хоре свободное, что нехарактерно для протестантства.
Кроме обычных служб, в храме проводят также торжественные парламентские и университетские богослужения. Также в Николаевском соборе происходит одно из самых красивых и значимых действ Финляндии — коронация королевы света, Люсии. Специально отобранная девушка в белом платье, с зажженными свечами на короне, чинно выходит из церкви, шествуя по направлению к площади Хиеталахдентори.


Адрес и координаты
Адрес:
Helsinki, Unioninkatu 29
Координаты GPS:
Широта 60°10′13″N (60.170339)
Долгота 24°57′8″E (24.952171)
Кафедральный собор на карте № 2


Что находится рядом?


№3 на карте — Хельсинкский университет
№4 на карте — Национальная библиотека Финляндии
№5 на карте — Городской музей Хельсинки


Питание рядом

Ресторан финской кухни — Savotta (№6 на карте)

В этом ресторане можно понастоящему ощутить деревенскую романтику, отведать настоящих финских блюд и диликатесов. В меню вам будет предложена как речная рыба, так и настоящая дичь. Меню ресторана предлогается на нескольких языках.
Адрес:
Aleksanterinkatu 22, Helsinki
тел. +358 9 7425 5588
Работает:
Пн–Сб 12.00–23.00 Вс и праздники 17.00-22.00
Координаты:
Широта: 60°10′8.36″N (60.168989)
Долгота: 24°57′9.04″E (24.952512)

Кафе — Neuhaus (№7 на карте)
Это милое заведение находится в самом центре Хельсинки, в нескольких минутах пути от Senaatintori. Здесь вы всегда сможете найти аппетитный свежий бельгийский шоколад, а также большой выбор великолепной горячего шоколада или ароматный кофе.
Адрес:
Unioninkatu 32,
тел. +358 44 7 622 022
Работает:
Пн-Чт 10.00-19.00, Сб-Вс 11.00-18.00
Координаты:
Широта: 60°10′7.81″N (60.168837)
Долгота: 24°57′3″E (24.950833)

Ресторан Pikku Savotta (переводится как — маленькая делянка №8 на карте)
Этот ресторанчик принадлежит к той же сети что и ресторан Savotta на Сенатской площади расположенного напротив Кафедрального собора
Адрес:
Sofiegatan 3, Helsinki
тел. +358 9 7425 5588
Координаты:
Широта: 60°10′7.8″N (60.168832)
Долгота: 24°57′7.87″E (24.952186)

Беломраморный Кафедральный собор — Helsingin tuomiokirkko — символ столицы страны Суоми. В 1812 г. по указу Императора Александра I столица Финляндии была перенесена из Турку в Хельсинки, бывшего тогда небольшим городком с населением в 3.500 чел. Торговая площадь была расширена и на скале было решено построить новую лютеранскую каменную церковь. Храм был посвящён Святому Николаю — небесному покровителю царствующего императора Николая I, и был освящён как церковь Св. Николая. Так церковь называлась вплоть до получения Финляндией независимости в 1917 году.


К собору ведёт огромная гранитная лестница со стороны Сенатской площади, построенной по проекту прусского архитектора Карла Людвига Энгеля (1778-1840), которым был также создан первоначальный проект собора. Собор никогда не был православным, и изначально возводился как лютеранский. Лестница, ведущая к собору не называется Николаевской, как это можно прочесть у российских блогеров.


Смотря на эти фотоснимки, нельзя не обратить внимания, что кресты смотрят вбок, хотя весь собор обращён на площадь. А дело в том, что главный вход в собор находится не со стороны Сенатской площади, а слева, как раз напротив входа в Национальную библиотеку, бывшую Университетскую библиотеку.


Энгелю не довелось увидеть воплощение своего проекта. Строительство собора продолжалось 22 года, и его завершил также прусский архитектор Ernst Berbhard Lohrmann (1803-1870), а первоначальный проект Энгеля претерпел значительные переделки: были добавлены четыре башни и на крыше церкви по примеру Исаакиевского собора в С.-Петербурге были водружены цинковые статуи апостолов.


Двенадцать статуй апостолов — работа берлинских скульпторов August Wredow (1804-1891) и Hermann Schievelbein (1817-1867). Скульптуры были отлиты из цинка в мастерской S.P. Deravanne в 1845-1847 гг. и в 1849 г. установлены на крыше собора. Статуи являются значительным собранием цинковых скульптур в мире. Над главным входом в собор, что напротив Национальной библиотеки, статуи апостолов Симона, Петра и Фомы, скульптор Hermann Schievelbein. Для Петра, Павла и Иоанна в Средние века были установлены постоянные образы, и с конца 13 века всех апостолов можно было распознать по их атрибутам.

Символ апостола Петра — ключи в руке от Царствия Небесного. Св. Пётр — покровитель проповедников, рыбаков и слесарей.

Символ апостола Симона — пила, инструмент его мученической смерти. Св. Симон — покровитель кожевников, дровосеков и ткачей.

Символ апостола Фомы — плотницкий квадрат. Св. Фома — покровитель архитекторов и строителей.

Апостол Матфей, скульптор August Wredow.

Апостол Матфей был сборщиком налогов и его символ — письменные принадлежности. Св. Матвей — покровитель таможенников, бухгалтеров, работников налоговых учреждений.

В соборе 1.300 сидячих мест.

Кафедра священника выполнена по проекту архитектора Энгеля в 1849 году. Материал кафедры — гипсовый мрамор. Балдахин над кафедрой — символ Царства Небесного.

Алтарь.

Четыре лавровых позолоченных венка алтаря — символы четырёх евангелистов: Матвея, Марка, Луки и Иоанна. Два ангела — символы лютеранской литургии: слова и мелодии. Перед алтарём мраморная купель для крещения.

Алтарная картина — дар императора Николая I, произведение придворного живописца, прибалтийского немца Carl Timotheus von Neff (1805-1876).

В соборе часто проводятся концерты органной музыки.

Tags: finland, helsinki, Хельсинки, соборы и церкви Финляндии

В 1926 г. в Хельсинки группой русских эмигрантов было создано и зарегистрировано братство святителя Николая Чудотворца с целью совершения регулярных богослужений по старом (юлианскому) стилю, так как Финляндская Православная Церковь перешла на григорианский календарь. Главной святыней братства была икона свт. Николая Чудотворца, которая сейчас находится в Никольском храме на аналое с правой стороны. В том же году основатели братства – В.С. Синькевич, П.М. Мошкарев, А.К. Васильева посетили в Выборге убежденного сторонника сохранения старого стиля — протоиерея Григория Светловского. Когда к концу 1926 г. окормляемая о. Григорием Покровская Выборгская русская община прошла официальную регистрацию (устав был уже утвержден правительством (сеймом) 23 декабря), Никольская община в Хельсинки также подала прошение, и весной 1927 г. получила регистрацию от Государственного совета Финляндии в качестве частной религиозной организации и составной части Выборгской православной общины

В 1926 г. в Хельсинки группой русских эмигрантов было создано и зарегистрировано братство святителя Николая Чудотворца с целью совершения регулярных богослужений по старом (юлианскому) стилю, так как Финляндская Православная Церковь перешла на григорианский календарь. Главной святыней братства была икона свт. Николая Чудотворца, которая сейчас находится в Никольском храме на аналое с правой стороны. В том же году основатели братства – В.С. Синькевич, П.М. Мошкарев, А.К. Васильева посетили в Выборге убежденного сторонника сохранения старого стиля — протоиерея Григория Светловского. Когда к концу 1926 г. окормляемая о. Григорием Покровская Выборгская русская община прошла официальную регистрацию (устав был уже утвержден правительством (сеймом) 23 декабря), Никольская община в Хельсинки также подала прошение, и весной 1927 г. получила регистрацию от Государственного совета Финляндии в качестве частной религиозной организации и составной части Выборгской православной общины.

Сразу после регистрации Никольская и Покровская общины послали телеграмму в Париж экзарху Русской Православной Церкви в Западной Европе митрополиту Евлогию (Георгиевскому), с просьбой принять их под свое духовное окормление, на что получили согласие. Днем рождения прихода стал храмовый праздник — день перенесения мощей свт. Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари – 9/22 мая 1927 г. В июле 1927 г. Никольский приход возглавил кронштадтский беженец – священник Николай Сильвестрович Щукин, до революции бывший военным инженером и рукоположенный в священный сан в Москве 14 декабря 1920 г. Первые богослужения в Финляндии он совершал за колючей проволокой форта Ино в беженском лагере, затем служил преподавателем в беженской школе в Перкъярви (ныне ст. Кирилловская) .

Никольский храм разместился сначала во временном помещении, арендованном в доме купца Ковина, в районе Хаканиеми. Первое богослужение было совершено 29 августа / 11 сентября 1927 г., на день Усекновения главы Иоанна Крестителя. Этот временный храм прихода просуществовал до 11 марта 1928 г., когда его пришлось закрыть из-за недоброжелательного отношения хозяина дома. Вскоре был арендован деревянный дом на 3-й линии (Kolmas linja 18). В этом доме располагались три квартиры и большой зал с примыкающей комнатой, в котором и устроили домовый храм, располагавшийся там около 10 лет — до момента сноса здания осенью 1938 г. Община быстро росла и в концу 1930-х гг. насчитывала более 650 человек. Благодаря стараниям протоиерея Николая Щукина (возведенного в 1934 г. в сан протоиерея), которому помогал сын — бессменный пономарь и сторож Николай Николаевич Щукин, она превратилась в полноценный приход с хорошо налаженной богослужебной и общинной жизнью (псаломщицей была Е.В. Гребнер, а первым церковным старостой — Александр Гаврилович Васильев) .

В 1938 г. городские власти передали общине в аренду на 40 лет участок на бывшем русском военном кладбище в районе Хиетаниеми (недалеко от железнодорожного вокзала Хельсинки), где до 1917 г. хоронили военнослужащих из гарнизонов, окружавших город, в частности из крепости Свеаборг (Суоменлинна). В том же году началось сооружение новой каменной церкви по проекту местного инженера-строителя Нюберга. Строительные работы вели сами прихожане под руководством Нюберга . Храм был заложен 2 октября 1938 г. протоиереями Николаем Щукиным и Григорием Светловским, председателем строительной комиссии являлся Петр Иванович Столбов. Одноэтажная церковь с колокольней над входом напоминала финские лютеранские кирки, вход украсил небольшой портик с двумя дорическими колоннами. 10 декабря того же года храм был освящен настоятелем в честь свт. Николая Чудотворца .

Отец Николай Щукин умер в Мариинской больнице в Хельсинки 21 декабря 1940 г. и 26 декабря был погребен на центральной аллее преобразованного в Никольское православное приходское кладбище бывшего русского военного кладбища. После его смерти два старца – протоиерея: известный духовный писатель о. Сергий Четвериков и о. Виктор Крохин несколько лет попеременно совершали богослужения в храме. В проведении богослужений им помогали иеродиакон Арсений (Конев) и диакон Григорий Сандин — в будущем священник. Настоятельские функции, однако, исполнял уехавший из Выборга в связи с советско-финской войной протоиерей Григорий Светловский, он же и был председателем церковного совета. В декабре 1945 г. настоятелем оказался избран протоиерей Виктор Крохин, скончавшийся в декабре 1949 г. (погребен на приходском кладбище) .

Отец Сергий Четвериков был при Никольской церкви недолго и вынужденно, но оставил глубокий след в жизни прихода. Полюбив после первой своей поездки в 1930 г. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, он в дальнейшем неоднократно ездил туда для литературной и духовной работы. В 1939 г., он как обычно, отправился на Валаам, но не смог вернуться в Западную Европу из-за начавшейся советско-финской войны. В сочельник 1940 г. о. Сергий вместе с братией был эвакуирован в Финляндию и сначала жил во временном помещении монастыря, а потом , чтобы не обременять братию — ему было уже 73 года — переехал в Хельсинки, где и служил некоторое время в Никольском храме, после чего перебрался к своему сыну Феодосию Сергеевичу Четверикову в Братиславу (Словакия). Скончался он 29 апреля 1947 г. в Братиславе.

Летом 1945 г. состоялось временное воссоединение Западно-Европейского Экзархата, возглавляемого митрополитом Евлогием, с Московским Патриархатом. 8 октября 1945 г. в Хельсинки прибыл митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков), под руководством которого произошел переход в состав Русской Православной Церкви Коневского и Ново-Валаамского монастырей, Покровской и Никольской частных общин (акт воссоединения прихода был совершен 8 октября). В это время в Московскую Патриархию посылались обращения за сотнями подписей из разных районов Финляндии с просьбой организовать для них богослужение по старому стилю. Духовное окормление этих людей поручили священнику Петру Нортамо (погребен на приходском кладбище). В это время Никольский храм был переполнен молящимися.

Настоятелем Никольского прихода с начала 1950 г. около 19 лет служил протоиерей Георгий Павинский (тоже кронштадтский беженец). Это был высокообразованный пастырь, закончивший дореволюционную Петроградскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. При нем приход быстро рос и вскоре достиг численности в тысячу человек, в связи с чем появилась необходимость расширения площади храма. При деятельном участии церковного старосты И.В. Розе и под руководством о. Георгия была проведена реконструкция здания храма по чертежам известного в Финляндии архитектора – русского эмигранта Ивана Николаевича Кудрявцева (ему принадлежит авторство собора в Ново-Валаамском монастыре, церкви св. прор. Ильи на кладбище православного прихода в Хельсинки и ряда других зданий). Со стороны восточной части храма было пристроено просторное алтарное помещение с пономаркой, кроме того, под алтарем в крипте появилось новое помещение, которое ныне используется как приходской зал. Строительство велось быстро, и уже 17 декабря 1950 г. обновленный храм был освящен. В таком виде он сохранился до настоящего времени .

В 1969 г. скончался протоиерей Георгий Павинский, погребенный на приходском кладбище, и в том же году общее собрание прихода выбрало на должность настоятеля священника Николая Старостина, который спустя четыре года попросил освободить его от этой должности по болезни. В 1973 г. собрание прихода избирало настоятелем протоиерея Георгия Кильгаста. В период его настоятельства Никольский приход получил самостоятельность от переехавшей еще в начале 1940-х гг. из Выборга в Хельсинки Покровской общины, было изменено название прихода и устав (оттуда убрали слова «филиал Покровской общины»).

Кроме настоятелей в приходе трудилось несколько ревностных пастырей и диаконов: иеродиакон Арсений (Конев), протодиакон Михаил Мельников, диакон Феодор Лукьянов (погребен на приходском кладбище) и др. В сане диакона служил будущий настоятель Покровской общины протоиерей Борис Павинский (погребен на приходском кладбище). Священник Григорий Сандин (также погребен на приходском кладбище) близко знал святого отца Иоанна Кронштадтского и когда-то получил от него благословение на брак. До революции 1917 г. он, будучи состоятельным человеком, он активно помогал основанному св. отцом Иоанном Кронштадтским Иоанновскому монастырю в Санкт-Петербурге. С 1979 г. на приходе несколько десятков лет служил митрофорный протоиерей Орест Червинский .

В качестве регента в Никольской церкви около 15 лет работал известный церковный композитор Алексей Иванович Красностовский. Он родился в 1880 г. в Петербурге, проходил обучение в регентских классах Придворной певческой капеллы, с 17 лет управлял хорами и окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классу композиции и оркестровки у Н.А. Римского-Корсакова. С 1900 г. А.И. Красностовский регентировал в различных храмах Петербурга, в частности служил церковным регентом и учителем пения в приюте Синего Креста, а затем в женской Покровской общине. Некоторое время он регентировал в Орле, в 1908 г. занял место регента в кафедральном соборе Выборга, где преподавал пение в школе. В 1938-1939 гг. тексты его музыкальных произведений погибли во время бомбардировки, а сам он эвакуировался вглубь Финляндии. С 1950 г. А.И. Красностовский жил в Хельсинки, писал труды по композиции, регентировал в Никольском храме до своей кончины 8 февраля 1965 г. (погребен на приходском кладбище).

В Никольский храм неоднократно привозили из Нового Валаама для поклонения чудотворную Коневскую икону Пресвятой Богородицы, часто в церкви служили иеромонахи из Ново-Валаамской обители. Регулярно храм посещали приезжавшие из СССР архиереи Московского Патриархата. Так 6 мая 1974 г. литургию в Никольском храме совершил Святейший Патриарх Пимен, вторично он посетил церковь в начале сентября 1981 г. Неоднократно бывал здесь митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов), который, будучи председателем Отдела внешних церковных сношений, является правящим архиереем русских финляндских приходов. С 1970-х гг. более 30 лет (с небольшим перерывом) две русские общины в Финляндии — Никольскую и Покровскую духовно окормлял епископ (затем архиепископ и митрополит) Кирилл (Гундяев, ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси). В особенности в первое десятилетие своего епископского служения он часто совершал богослужения в Никольском храме, проповедовал, встречался с членами церковного совета и лично знал многих прихожан. Митрополит Алексий (Ридигер) неоднократно посещал Никольский приход и служил в них, будучи правящим архиереем Ленинградской епархии с 1986 г. до своего избрания Патриархом .

Почти с самого начала перехода русских общин в Финляндии в юрисдикцию Московского Патриархата был учрежден институт благочинных, которыми в основном назначали протоиереев Ленинградской епархии, оставшихся проживать в Ленинграде. Они занимались хозяйственными и финансовыми вопросами Никольского и Покровского приходов и исполняли представительские функции Русской Православной Церкви в Финляндии. В дальнейшем, когда общины уже не смогли выдвигать священников из числа своих прихожан, и настоятелей начали присылать для служения из России, эта должность была временно отменена (в настоящее время представительские функции возложены на настоятеля Покровского прихода протоиерея Виктора Лютика).

В 1985 г. настоятелем Никольской церкви стал протоиерей Михаил Поляченко. С 1944 г. он состоял при храме: пел в хоре, выполнял работы по кладбищу, состоял членом церковного совета, исполнял послушание казначея прихода. В 1974 г. митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) посвятил его в диаконский сан, а в 1980 г. архиепископ Выборгский Кирилл рукоположил в священники. С 1986 г. отец Михаил одновременно исполнял обязанности настоятеля и Покровского прихода. В 1980-е гг. из-за кончины многих старых прихожан община постепенно уменьшалась и ее деятельность затухала .

При этом Московская Патриархия старалась помочь приходу – он постоянно получал богослужебные книги, облачения, сосуды и др. В начале 1980-х гг. из Ленинграда присылали стипендиатом для обучения на богословском факультете Хельсинского университета диакона Георгия Антонюка, который помогал служить в общине. В 1985 г. с этой же целью приехали священники-стипендиаты Виктор Лютик и Геннадий Бартов, затем отец Николай Воскобойников. В 1987 г. в Хельсинки построили дом — представительство Московского Патриархата в Финляндии. В этом же году торжественно отмечалось 60-летие Никольского и Покровского приходов. Свои поздравления прислали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен, митрополит Минский и Белорусский Филарет, архиепископ Смоленский и Вяземский Кирилл.

В начале 1990-х гг. ситуация в общине стала заметно улучшаться. После распада СССР несколько десятков тысяч эмигрантов из России поселились в Финляндии, и приход начал возрождаться. Никольский храм стал постепенно наполняться верующими, с новой силой зазвучал церковный хор. 21 сентября 1994 г. в храме совершил божественную службу Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 1998 г. скончался настоятель протоиерей Михаил Поляченко. С 1989 г. в приходе служит протоиерей Николай Воскобойников, который в 1999 г. был избран настоятелем храма. Новый настоятель сумел организовать хороший хор под руководством регента Таисии Воскобойниковой, увеличить численность прихожан до полутора тысяч человек. С января 2012 г. в приходе трудится священник Владислав Меньшиков, который до этого с 2005 г. нес диаконское послушание .

В ноябре 2000 г. в восточной части Хельсинки в арендованном помещении была устроена новая русская церковь св. Ксении Блаженной Петербургской, приписанная к Никольскому храму. Церковь расположена в арендованном помещении около станции метро Меллунмяки. Богослужения в ней проводятся регулярно — два раза в месяц совершается литургия, каждый понедельник — молебен или акафистное пение; священником служит о. Орест Червинский, который после литургии в церкви св. Ксении Блаженной исповедует в Никольском храме.

В настоящее время Никольский приход продолжает активную работу. Сделан сайт в интернете, посвященный истории и приходской жизни, выпущен буклет, рассказывающий о приходе, при храме работает хорошая библиотека, организованы разные кружки (церковного пения, детского творчества, другие), налажено сотрудничество с русскоязычной газетой «Е18», регулярно публикующей материалы на православные темы. 11 сентября 2002 г. вблизи храма перезахоронили останки более 50 русских солдат, найденные при проведении реконструкции Никольского кладбища. В 2003 г. рядом с храмом был построен хозяйственный флигель с небольшой гостиницей. В 2007 г. численность зарегистрированных членов Никольского прихода составляла 1300 человек, из которых 70 % были гражданами Финляндии.

Первоисточник: http://spbda.ru/publications/professor-shkarovskiy-m-v-russkaya-cerkov-vo-imya-svyatitelya-nikolaya-…

Доклад преподавателя Санкт-Петербургской православной духовной академии профессора М.В. Шкаровского на конференции в РХГА, в Санкт-Петербурге «Санкт-Петербург и страны Северной Европы», 7-8 апреля 2015 года.

Как корона венчает голову монарха, так белоснежный Туомиокиркко — кафедральный собор Хельсинки — завершает ансамбль Сенатской площади. Возводился собор долгих 22 года и был завершен в 1852 году уже после смерти начавшего его строить Энгеля. Ученик архитектора Эрнст Лорманн решил изменить первоначальный замысел своего учителя – так он дополнил здание четырьмя меньшими куполами по бокам и двумя павильонами на соборном плато. В западном расположилась колокольня, в восточном – приходская капелла.

По настоянию императора Николая I, по аналогии с Исаакиевским собором Санкт-Петербурга, над собором появились статуи 12 апостолов. Не было в проекте Энгеля и лестницы. На ее месте в течение 20 лет первоначально располагалась изящная колоннада гауптвахты. Часть колонн до сих пор украшают нынешнее здание караульной службы чуть восточнее Президентского дворца. А гигантская лестница стала самым публичным местом в городе. Именно отсюда уходили на фронт войска, здесь принимал после войны парад Маннергейм, устраивали пикеты в конце 1980-х коммунисты, студенты здесь принимают в свои ряды первокурсников, да и просто любят посидеть на ступенях в перерывах между занятиями. Лестница – классическая ловушка для туриста – добраться до вершины хочется, а крутые ступени забирают силы уже на середине подъёма.

С соборного плато открывается великолепный вид на южную часть города, порт, с отходящими паромами-гигантами и гавань. Долгое время собор именовался просто – Большая церковь. Когда же определились с названием и подобрали собору своего святого – Николая, покровителя моряков, уважили и царя – Николая I, назвав собор Николаевским. В 1959 году, когда Хельсинки стал епархией, собор получил свое нынешнее название – Tuomikirkko (Кафедральный собор).

Внутренне убранство кафедрального собора Хельсинки. Фото: Flickr

Простота внутреннего убранства храма аскетична и полностью соответствует идеи протестантизма – ничто не должно отвлекать от главного. Скользящий по белой глади взгляд, словно магнитом притягивается заалтарным образом Христа (картина русско-немецкого художника Т.К. фон Нефа, подаренная собору императором Николаем I). В храме находятся скульптуры отца финской литературы Микаэля Агриколы, реформаторов Лютера и Меланхона.

Обернитесь и посмотрите на второй ярус западной стены, где расположен прекрасный старинный орган. Услышать его можно каждую среду в 12 часов дня. (Вход свободный)

Помимо приходских служб здесь проводятся торжественные богослужения общегосударственного ранга с присутствием президента, премьер-министра и депутатов национального парламента. Однако надо отметить, что главный храм страны находится в старой столице – Турку. Следует посетить мрачную крипту, образовавшуюся под собором во время его строительства. Кафе под тяжеловесными кирпичными сводами — романтическое место встреч вдали от городской суеты, а также зал для проведения выставок и концертов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *