Катти сарк корабль

Одна из самых интересных достопримечательностей Гринвича и всего Лондона — выдающийся клиппер «Катти Сарк», участник чайных гонок XIX века. Его можно назвать памятником парусным кораблям, ставшим символом Великобритании. Это единственный сохранившийся и самый известный в мире представитель великолепной плеяды «гончих псов океана».

Парусник «Катти Сарк» находится рядом с пристанью Гринвич и Вы можете пройти по его палубам, заглянуть в трюм и осмотреть каюты капитана и команды. Есть развлечения и для детей: они смогут примерить капитанский цилиндр и встанут за руль игрушечного штурвала, чтобы управлять виртуальным кораблем. Если хотите узнать, выносите ли Вы морскую качку, можно присесть на шатающуюся лавочку.

Внизу имеется кафе с прекрасной выпечкой и бутербродами, а в сувенирном магазинчике Вы сможете приобрести себе что-нибудь на память.

Музей-корабль «Катти Сарк» интересен тем, кто неравнодушен к морю и истории Великобритании, военный флот которой начался именно с парусных кораблей.

К сожалению, в настоящее время мы не можем увидеть корабль с парусами и только по рисункам можно судить о его небывалой красоте. Он обладал совершенными формами и был вершиной развития парусного флота.

Он выглядел восхитительно, но, глядя на него, никому не приходило в голову, что восхищаться им будут и век спустя, когда о его соперниках забудут, а эпоха расцвета парусного флота останется далеко позади.

Режим работы музея-парусника Катти Сарк в 2019 г.

  • Ежедневно с 10:00 до 17:00
  • Вход прекращается за 45 минут

Стоимость билетов в музей-парусник Катти Сарк в 2019 г.

Билеты можно купить в кассе музея или онлайн. При покупке в кассе цена на 10 процентов выше. Далее указана цена при покупке билета на официальном сайте.

  • Парусник «Катти Сарк»
    • Взрослые — 13,5 фунтов
    • Дети от 5 до 15 лет — 6,75 фунтов
    • Дети до 5 лет — бесплатно
    • Студенты и лица от 16 до 25 лет — 9 фунтов
  • Парусник «Катти Сарк», Королевская обсерватория и нулевой меридиан (Day Explorer ticket)
    • Взрослые — 23,65 фунтов
    • Дети от 5 до 15 лет — 11,85 фунтов
    • Дети до 5 лет — бесплатно
    • Студенты и лица от 16 до 25 лет — 15,85 фунтов

Адрес Морского музея-парусника Катти Сарк (Гринвиче)

Cutty Sark, King William Walk, Greenwich SE10 9HT

О клиперах

Клиперы — это самые скоростные парусные суда, оснащенные тремя или четырьмя мачтами и огромными парусами, позволяющими на морских просторах, где господствуют ураганные ветры, развивать высокую скорость.

Чтобы двигаться быстро, одних парусов было мало. Необходим был узкий обтекаемый корпус с острым носом и, конечно, самоотверженная команда, готовая вести судно и в шторм, и в штиль. Впереди судна выступала мачта, на которой устанавливались косые паруса, эффективные при встречном ветре. При попутном ветре использовались обычные прямые паруса.

Первые клиперы появились в начале XIX века в Америке. В то время шла англо-американская война и корабли с усиленными парусами, построенные на верфях Балтимора, должны были опережать английский флот.

Слово «клипер» происходит от глагола «clip», что означает «резать». Благодаря парусам и своей форме, парусники, действительно, словно разрезали воду и неслись по волнам.

Долгое время клиперы использовались для доставки свежего урожая чая из Китая в Англию. За скорость аристократия была готова платить большие деньги, за что парусники называли «гончими псами океана». В погоне за прибылью судовладельцы хотели увеличить скорость судов, поэтому старались их усовершенствовать. Например, клипперы имели узкий корпус (отношение ширины к длине 1 к 6), в то время как их предшественники, обычные торговые суда, были намного более широкими.

Краткое описание парусника «Катти Сарк»

Парусник «Катти Сарк» — это трехмачтовый клипер, длина корпуса — 65 метров, ширина — 11 метров, высота самой высокой мачты (грот-мачты) — 16 метров, осадка — около 7 метров, водоизмещение — 935,8 тонн.

Клипер Катти Сарк, доставлявший чай из Шанхая в Лондон, был участником «чайных гонок», но никогда не становился их победителем. Вместе с тем, помимо своего элегантного вида, судно прославилось своей живучестью.

В 1872 году ему пришлось соревноваться с легендарным парусником «Фермопилы», считавшимся непобедимым. Оба корабля должны были доставить чай из Шанхая в Лондон, преодолев путь почти в 13000 морских миль.

После 9-ти недельной гонки Катти Сарк был впереди на 400 миль. Но в это время начался шторм и команда сняла паруса. Огромная волна сорвала и унесла в океан часть рулевого механизма. Чтобы не терять время и не упустить победу, капитан принял решение выполнить ремонт в море.
Был установлен временный руль и судно устремилось догонять соперника, чтобы привезти товар первым. Но время было упущено — «Фермопилы» не пострадал во время шторма, обогнал «Катти Сарк» и пришел в Лондон на неделю раньше. Хотя клипер «Катти Сарк» проиграл гонку, но он отличился искусством мореплавания.

Происхождение названия парусника «Катти Сарк»

Моряки — народ суеверный:

  • свистеть на борту нельзя, грянет шторм
  • принесешь на судно цветы — кто-нибудь умрет
  • отправишься в рейс в понедельник, не вернешься

Считалось, что женщина на борту приносила несчастья, кроме той, что украшала нос парусника. Фигура женщины на носу усмиряет море, а ее открытые глаза выбирают самый безопасный маршрут.

Буквальный перевод названия — «короткая женская сорочка». В действительности корабль назван по мотивам поэмы Роберта Бёрнса «Тэм О’Шентер» («Tam O’Shanter»). Очень краткая суть истории такова: Тэм после очередной попойки в пабе направляется ночью верхом домой. Во тьме в непогоду кажется сам дьявол сбивает его с дороги и он направляется к разрушенной церкви Аллоуэй. Там он видит ужасный шабаш из покойников, уродов и чудовищ. Среди всего этого ужаса он видит одну молодую привлекательную колдунью в коротенькой рубашке, по-шотландски «катти сарк». Пьяный Тэм орет во все горло «Ах ты, Катти Сарк». Шабаш прерывается и все сборище нечисти обращает свой взор на Тэма. Начинается погоня. Но лошадь бежит так быстро, что ведьме достается только клок волос из хвоста лошади Тэма. Эта фигура ведьмы с клоком волос и изображена на носовой фигуре парусника «Катти Сарк». Пожалуй, эта история открывает свет на характер моряков, ходивших на таких клипперах: они были храбрыми, быстрыми, бесстрашными, но с долей похоти и безумия.

История создания парусника «Катти Сарк»

Клипер Катти Сарк был построен по заказу судовладельца Джона Уиллиса и вышел в свой первый, как говорят англичане, девичий рейс, в 1870 году. В то время светское общество Англии считало престижным пить чай нового урожая и в мае парусники спешили в Китай, чтобы, как можно раньше доставить на рынок Лондона новый урожай.

Кроме того, чтобы преодолеть путь в 13000 миль, уходило до четырех месяцев и, товар за это время впитывал запахи трюма и терял свое качество. Поэтому самую большую прибыль получал тот хозяин, чье судно первым доставляло чай в Лондон.

Путь был очень сложен и труден. Необходимо было четыре раза пересечь экватор, дважды пройти Атлантику и Индийский океан, дважды обойти мыс Доброй Надежды, предстояло бороться с тайфунами и не стоять во время штиля.

Парусник «Катти Сарк» спущен на воду в 1869 году, в тот же год, когда был открыт Суэцкий канал и начиналась эпоха кораблей с паровым двигателем. Путь до Лондона через канал сокращался на 3000 миль и паровые судна могли преодолеть это расстояние уже за 60 дней. В отличие от них парусники были беспомощны в безветренном канале, а нанимать буксир было невыгодно.

«Катти Сарк» пытался конкурировать с пароходами и более мощными четырехмачтовыми барками. Чтобы получать прибыль, хозяин судна Уиллис сократил экипаж. Позже судно участвовало в «шерстяных походах» в Австралию, это было звёздное время для «Катти Сарк». Путь от Сиднея до Лондона парусник проходил за 67 дней, за сутки ему удавалось проходить до 360 морских миль, что считалось рекордом для парусника таких размеров.

Парусник перевозил джут и сахар, нефтепродукты и другие товары. Но «пожилой» клипер не давал большой прибыли и наследники Джона Уиллиса продали его в Португалию. Еще долго корабль, переименованный в «Ферейру», бороздил просторы Атлантического океана, затем использовался как учебное судно.

Волей случая капитан Уилфред Доумен встретил переименованный и постаревший клипер, выкупил его, вложив все свои деньги, а затем вернул ему первоначальный вид и имя. После смерти капитана его вдова Катарина подарила клипер «Катти Сарк» Морскому колледжу.

В 1954 году судно было установлено в Гринвиче и теперь это музей с мистическим названием «Катти Сарк».

Судьба была благосклонна к паруснику: ему удалось избежать гибели во время первой мировой войны, он не был потоплен, как его вечный соперник клипер «Фермопилы», он несколько раз был на краю гибели. Вся жизнь корабля была борьбой, но все же, как говорится, парусник «Катти Сарк» родился в рубашке, хотя и короткой, но счастливой.

Фото: Катти Сарк

Фото и описание

Чайный клипер «Катти Сарк» – вершина искусства кораблестроения, самое знаменитое парусное судно XIX века. Сейчас оно стоит в сухом доке в Гринвиче. Легендарный клипер сохранён для будущего, и тут есть заслуга советского писателя-фантаста Ивана Ефремова.

В середине позапрошлого века чаепитие вошло в Британии в моду, импорт китайского чая стал доходным бизнесом. Чтобы быстрее доставлять чай нового урожая, строили клиперы – скоростные парусники. Судовладелец Джон Уиллис построил идеальный клипер своей мечты в 1869 году. Назвали его по имени героини поэмы Роберта Бёрнса «Тим О’Шентер» – молодой ведьмы, летевшей над болотами в короткой рубашке (Cuttysark по-шотландски – «короткая рубашка»). Именно её изображала носовая фигура клипера.

Корабль получился великолепный. Стальной шпангоут покрыт обшивкой из тика и вяза. Днище обшито листами из сплава меди и цинка (чтобы не налипали моллюски). Клипер нёс огромную массу белоснежных парусов – казалось, над океаном летит облако.

Однако у идеального корабля нашёлся конкурент: построенный одновременно клипер «Фермопилы». В самом знаменитом состязании на скорость в 1872 году «Катти Сарк» сначала потерпела поражение – в шторм потеряла руль. Но позже, когда клиперы перешли на доставку шерсти из Австралии, «Катти Сарк» завоевала звание самого быстрого парусника всех времён.

Однако судьба изумительных красавцев была предрешена: их вытеснили более экономичные пароходы. «Катти Сарк» продали, потом ещё и ещё… В 1922 году неисправимый романтик, старый капитан Вильфред Доумен выкупил её у очередных хозяев, восстановил и сделал учебным судном.

В 1944 году советский писатель-фантаст Иван Ефремов опубликовал повесть «Катти Сарк», вскоре переведённую в Англии. Произошло невероятное: книжка незнакомого англичанам автора заставила их вспомнить о легендарном корабле. Под покровительством герцога Эдинбургского начался сбор средств на создание музея. В 1954 году клипер поставили в сухой док в Гринвиче.

Испытания корабля на этом не закончились. В 2007 году по нелепой случайности он сгорел прямо в доке. Однако значительная часть деревянных деталей сохранилась, клипер восстановили, в 2012 году королева Елизавета II открыла музей заново.

Самый знаменитый парусник мира стоит на специальных опорах. Ниже ватерлинии он заключён в особую конструкцию из стекла и металла, похожую на набегающую волну. Поэтому клипер можно осматривать весь, от киля до мачт – живое свидетельство славных дней парусного флота, памятник морякам эпохи романтики и бесстрашия.

История строительства
Чайный клипер Катти Сарк был разработан и построен Геркулесом Линтоном, сделанным по заказу капитана Джона Уиллиса. Построенный корабль в конце ноября 1869 года был спущен на воду в городе Дамбартон. Его капитан, которого называли «белым цилиндром», мечтал стать обладателем самого скоростного мирового корабля. Скорее всего, такое судно ему было необходимо для того, чтобы стать первым человеком, доставляющим из Китая на остров чай. Ничего особенного в строительстве корабля не использовалось, конструкция Чайного клипера Катти Сарк состоит из железа и дерева, а его обшивка – из тика и вяза, а остов – из чугуна. Днище судна было оснащено медно-цинковыми пластинами. «Cutty Sark» – название корабля, которое в переводе с шотландского языка звучит как «короткая рубашка». Судя по первой версии, капитаном клипера изначально было принято решение назвать корабль именем ведьмы с одной картины, которую Джон Уиллис запомнил после посещения одной картинной галереи. Однако, будучи сильно суеверными, моряки отговорили капитана от этого замысла. В результате корабль был назван так, как решила вся команды. Стоит отметить, что в названии все-таки не обошлось без той ведьмы, судно назвали в честь короткой ночной рубашки, которая была надела на бесовку. На носу клипера установили фигуру, очень похожую на тут же героиню картины. По другой версии капитан собирался дать судну название «Морская ведьма», однако под таким же именем был зарегистрирован совершенно другой корабль. Поэтому Джоном Уиллисом был сделан выбор в сторону прозвища Катти Сарк – имени героини поэмы Роберта Бёрнса.
Судьба корабля
К кораблю, которое было предназначено для перевозки чая из Китая, со временем прикрепилось название чайного клипера Катти Сарк. Стоит отметить, что это была не простая доставка чая, а настоящая конкурентная гонка, ведь пришедший первым в порт корабль приносил своим владельцам значительную разницу в прибыли, получаемую поставщиком чая из новых урожаев. Однако в этой гонке чайный клипер Джона Уиллиса ничем не выделился, свою известность он приобрел в 1872 году, после захватывающего и скоростного состязания с одним из самых быстрых клиперов – с «Фермопилом». История гласит о том, что два выдвинувшихся из Шанхая судна двигались практически на одной скорости, но через полмесяца судно Катти Сарк осталось без руля. Поэтому капитану Моуди пришлось направлять клипер по ветру с помощью подручных средств. Сформированный заново руль команда мастерила больше недели, из-за этого чайный клипер добрался до Лондона только через неделю после «Фермопила». Благодаря самоотверженности капитана и его тяги к победе судно смогло войти в историю. Однако со временем пароходы стали чаще использоваться чем клиперы, даже несмотря на то, что они не отличались скоростным режимом. Вероятнее всего замена была произведена из-за выгоды в сторону стабильности поставок через Суэцкий канал. Со временем чайный клипер Катти Сарк использовали для перевозки шерсти из Австралии. В 1895 году судно у капитана Уиллиса было приобретено португальской компанией «Ферейра», спустя некоторое время, в 1922 году клипер перешел во владение другого капитана – Уилфреда Доумена, который отреставрировал судно, изменил немного оснастку и привел его к исходному виду. Катти Сарк позже начали использовать как стационарное учебное судно, которое с 1954 года было причислено к ряду музеев Лондона, выставленных на вечную стоянку в сухой док Гринвича. На сегодняшний день эта популярная достопримечательность стала одной из самых посещаемых в городе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *