Костел Минск

Слово «костел» происходит от латинского castellum — укрепление, замок. В белорусском и польском языках так называются католические храмы. Действующие костелы в Минске располагаются по большей части в районах исторической застройки. Вместе с тем, планируется и проводится строительство католических храмов в новых микрорайонах.

Где находятся костелы в Минске? Список костелов

В настоящее время католические храмы, в которых проводятся богослужения, располагаются в центральной и западной частях города. Полный список минских костёлов:

  • Архикафедральный костёл Святого Имени Пресвятой Девы Марии
  • Костёл Матери Божьей Будславской
  • Костёл Пресвятой Троицы (Святого Роха) на Золотой Горке
  • Костёл Святого Симеона и Святой Елены (Красный костёл)
  • Костёл Воздвижения Святого Креста на Кальварийском кладбище

Кроме того, на юге Минска, у кладбища Лошица возводится костёл Святого Духа. На юго-востоке, в микрорайоне Серебрянка строится костёл Святого Иоанна Крестителя. Действуют также католические часовни, где проводятся Святые Мессы.

Услуги для похорон в костелах Минска

Перед католическим погребением в костёле совершается заупокойная Месса (реквием). На третий, седьмой и тридцатый день после смерти, а в дальнейшем в годовщины смерти заказывают Мессу по покойному. Поминовение умерших родных и близких также происходит 2 ноября, в День Всех Усопших Верных.

Реквием – заупокойная месса в костелах Минска

Специалисты ООО «Городская ритуальная Служба» готовы согласовать проведение заупокойной мессы в действующем костёле Минска. По телефону +375 (44) 729 81 89 можно получить все необходимые разъяснения. Наши информационные услуги бесплатны, линия связи доступна в любое время суток.

полезный материал остались вопросы 17 нравится

Минский костел святых Сымона и Елены (он же Красный костел) стал важной точкой на карте мирных протестов – так что мы решили посвятить ему отдельный выпуск нашей рубрики «Место недели» и подробней рассказать о его истории.

Вечером 26 августа в Минске омоновцы во время разгона очередной мирной акции протеста против насилия и фальсификаций заблокировали часть людей, которые укрылись в Красном костеле. Выйти оттуда люди смогли только примерно через час. Фотография этого противостояния стала одним из знаковых снимков беларусских протестов. Официальный представитель Конференции католических епископов Беларуси Юрий Санько выразил протест против действий милиции, потребовал провести расследование произошедшего и привлечь виновных к ответственности. До этого митрополит Тадеуш Кондрусевич уже обращался к властям с призывом прекратить насилие и освободить задержанных, но самого Кондрусевича 31 августа не пустили в Беларусь, когда он возвращался из поездки в Польшу – несмотря на то, что он является беларусским гражданином. Также в костеле несколько раз без объяснения причин точечно отключали свет, а собственник здания (Мингорисполком) поменял все замки, оставив костелу лишь один комплект ключей.

Вечером 5 сентября в Красном костеле прошла служба за пострадавших, убитых и задержанных во время мирных акций протеста. Присутствовать пригласили всех людей, независимо от их конфессий. На службе были и сотрудники дипломатических миссий, которые пришли выразить свою солидарность.

История места

У минского шляхтича Эдварда Войниловича в 1887-1903 годах умирают двое детей: сын Сымон от скарлатины и дочь Алена от воспаления легких. По одной легенде, Алена перед смертью нарисовала эскиз костела, увиденного во сне. В память о детях Войнилович жертвует средства на возведение костела: условием строительства было посвящение святым Сымону и Елене и свобода мецената в выборе архитектурного стиля – он хотел, чтобы здание было уникальным для Минска.

Эдвард Войнилович выбирает неороманский стиль как память о временах, когда христианство не делилось на православие и католичество – в частности, его вдохновил польский костел святой Эльжбеты. Архитектор Томаш Пойдзерский лично подбирал все детали, чтобы сохранить единый стиль здания. Башня костела была на то время самой высокой в городе, а сам костел – самым большим храмом. Останки мецената Войниловича сейчас находятся возле входа в костел. Рядом с костелом есть еще бронзовая скульптура архангела Михаила, который борется с крылатым змеем, и памятник «Колокол Нагасаки» в честь жертв ядерных катастроф.

В советское время службы здесь не проводились. В окне появился портрет Ленина, а в помещениях расположилась киностудия «Советская Беларусь» – здесь снимали классику беларусского советского кино и документалистику. Написанная специально для храма икона Божьей Матери с видом Минска, костела и детьми Войниловича отправилась в музей. Правда, люди начали приходить туда специально для молитвы.

На этом приключения костела не закончились: в 1960-ые его думали переделать в кинотеатр или магазин «Детский мир» в соответствии с реконструкцией площади. В результате костел оставили на месте, но Дом кино в здании все-таки сделали (помимо заседаний кинематографистов там смотрели даже голливудские фильмы). Несмотря на перестройку здания, храм был объявлен памятником архитектуры республиканского значения. В 1970-е годы были сделаны новые витражи, которые представляли аллегории пяти видов искусств – автором был беларусский художник-монументалист Гавриил Ващенко.

В 1990 костел передали католической общине в безвозмездное пользование без передачи в собственность парафии и начали работы по реставрации. Сейчас здание находится в хозяйственном управлении КУП «Мінская спадчына», а самому костелу выставили большой счет по налогам. Подробнее об этой ситуации можно почитать . Подписать петицию о передаче костела на баланс Римско-католического прихода Святых Симеона и Елены можно в самом костеле.

Расписание служб можно посмотреть на сайте Красного костела. Там же можно подробно почитать о его истории. Независимо от того, относишь ли ты себя к какой-либо конфессии, в это место стоит зайти, чтобы отдать дань уважения сложной истории Минска, полюбоваться необычными витражами и разноцветными отсветами на стенах – и от всей души пожелать справедливости.

Костел Успения Девы Марии — украшение и символ Пинска, один из самых старинных храмов Беларуси. Его башни и колокольня, которую пинчане назвали «пизанской» за отклонение от вертикали, заметны издалека. Он не был взорван в советское время, в нем сохранились статуи и иконы эпохи позднего Средневековья. На каждой службе здесь звучит один из старейших в нашей стране органов, а самому костелу Ватиканом присвоен почетный титул «малая базилика». Эти древние стены хранят немало тайн…

Комплекс монастыря францисканцев величественно возвышается над Пиной.Фото: Оксана БРОВАЧ

ИЗ КОСТЕЛА ХОТЕЛИ СДЕЛАТЬ ПИВОВАРЕННЫЙ ЗАВОД

Советская власть готовила костелу, возраст которого насчитывал почти 300 лет, незавидную участь. В 1953 году был взорван огромный костел Святого Станислава, который стоял на главной площади Пинска. Такая же судьба, скорее всего, ждала и костел Успения Девы Марии и весь комплекс монастыря францисканцев. На освободившейся площадке власти собирались поставить пивоваренный завод… Однако планы воинствующих атеистов поломал легендарный ксендз Казимир Свёнтек. Будущий белорусский кардинал, который всю жизнь занимался возрождением веры и был осужден на 10 лет каторжных работ в Сибири, как раз приехал в Пинск после освобождения.

Пинский костел — самый настоящий музей: в нем все говорит о минувших веках.Фото: Оксана БРОВАЧ

— Казимир Свёнтек вернулся с каторги в 1954 году. Если бы он приехал в Пинск на год раньше — взорванный костел бы сохранился, — уверены пинчане. Местные знают: только стараниями и молитвами Свёнтека костел Успения Девы Марии пережил богоборческие годы.

— Он, тогда еще простой священник, вернувшись в Пинск после сибирских лагерей, не только возобновил службы — он умудрился в самые тяжелые для церкви времена убедить коммунистические власти в том, что костел нужно отреставрировать! — рассказывает канцлер Пинской римско-католической епархии ксендз Андрей Рылко.

Свой вклад в спасение костела внесли и обычные пинчане. Ксендз Андрей указывает на старинные иконы и статуи, которыми оформлен храм.

Пинский костел — памятник архитектуры эпохи барокко.Фото: Оксана БРОВАЧ

— Костел построен в стиле барокко, но некоторые статуэтки и иконы явно взяты из старого, еще деревянного костела, построенного в 1396-м и реконструированного в каменный храм в 1510 году. Старинные элементы интерьера резко отличаются от барокко, это готико-ренессансный стиль — по всей видимости, XV — XVI веков. Эти элементы потемневшие, строгие… Они сохранились лишь потому, что в годы войны и разграблений прихожане прятали самые ценные вещи — и в самом костеле, и где только можно, даже у себя дома на чердаках. Когда в костеле началась реставрация, пинчане принесли все обратно.

Звонница немного отклонена от вертикали, потому пинчане называют ее в шутку «пизанской».Фото: Оксана БРОВАЧ

КАК ПИНЧАНЕ ОБВЕЛИ ВОКРУГ ПАЛЬЦА НКВД

Судьба костела словно перекликается с судьбой Казимира Свёнтека: как храм мог взлететь на воздух, так и Свёнтек по воле советской власти был осужден на смерть. Исполнения приговора он ждал в Брестской тюрьме два месяца. С началом войны его освободили, но потом на 10 лет сослали на каторгу в Сибирь и за полярный круг.

Этот алтарик Казимир Свёнтек поставил, когда вернулся с каторги.Фото: Оксана БРОВАЧ

— И сидя в тюрьме, и скитаясь по лагерям, Свёнтек молил Божию Матерь о том, чтобы сохранила ему жизнь. Когда вернулся, в знак благодарности за спасение он соорудил в костеле алтарик Матери Божией Остробрамской. В него поместили копию виленской иконы. Но это был непростой алтарь, — повествует почти детективную историю ксендз Андрей Рылко. — Он служил местом отвода глаз коммунистической власти.

Алтарь Остробрамской Божией Матери стоит слева от входа в костел. Вроде бы ничего необычного — икона, место для молитвы… Отец Андрей подсказывает: в каменной стене костела у самого пола есть застекленная ниша. В ней тускло подсвечивается гроб — в нем хранятся мощи первого епископа пинского Зигмунда Лозинского. Его еще при жизни считали святым, а после смерти люди приходили к его гробнице, чтобы помолиться.

В этой нише в стене храма находится гробница с мощами первого епископа Пинского Зигмунда Лозинского.Фото: Оксана БРОВАЧ

— В 1932 году Лозинского похоронили в крипте в подземелье костела. Когда пришла советская власть, все святыни и мощи в храмах стали забирать и уничтожать. Местные, зная об этом, решили спрятать реликвию. НКВД тогда тщательно все обыскивало. И тогда прихожане решили замуровать гроб с телом Лозинского в стене храма. Ночами они приходили и выдалбливали нишу за этим алтариком Божией Матери. Чтобы каратели уж точно ничего не заметили, алтарик выдвинули немного вперед — так он скрывал нишу. НКВД так ничего и не нашел, — улыбаясь, рассказывает о смекалистых пинчанах ксендз Андрей.

В склепе под костелом похоронен кардинал Казимир Свёнтек. Пинчане нередко приходят сюда, чтобы оставить у гробницы цветы.Фото: Оксана БРОВАЧ

НА ИКОНЕ ДЕВЫ МАРИИ — ПИНЧАНКА

Строительство и оформление нынешнего костела было закончено в 1730 году. С тех пор здесь практически ничего и не изменилось. Плитка на полу лежит еще старинная, позолота на алтарях тоже сохранилась с XVIII века. Во время реставрации ее немного подчистили, но наносить новый слой не стали — пусть не так блестит, зато оригинал. Балкончик посреди храма — амвон, с которого раньше священники читали Библию и проповеди, тоже уникальный: его балдахин вырезан из цельного куска дерева!

Купол над амвоном вырезан из цельного куска дерева!Фото: Оксана БРОВАЧ

И это еще не все секреты пинского костела.

— Этот образ называют Пинская Мадонна, — ксендз Андрей показывает большую икону в центре храма. На голубом фоне в лучах света изображена Божия Матерь с младенцем. — Ее написал известный в XIX веке художник Альфред Ромер. С этим образом связана легенда: неподтвержденная документально, но, кажется, очень реальная. Ромер, когда писал этот образ для пинского костела, взял в качестве модели местную девушку.

Пинскую Мадонну написал известный в 19 веке художник Альфред Ромер.Фото: Оксана БРОВАЧ

Имя этой пинчанки, к сожалению, неизвестно. Говорят только, что на картине изображена еврейка. Во-первых, потому что Дева Мария была еврейкой, а во-вторых, в Пинске была и есть большая еврейская община. Художнику не составило труда найти подходящий типаж.

Изображены полешуки и на фреске со сценой рождества Иисуса Христа.

Полешуки идут на поклон младенцу-Христу. Уникальная фреска!Фото: Оксана БРОВАЧ

— Это довольно поздняя фреска — написана в 1909 году. Ее особенность в том, что на поклон к новорожденному младенцу Христу подходят не только волхвы, которые в Библии описываются, но и полешуки. Художник изобразил их в национальных костюмах — в XIX веке жители Пинщины именно так одевались.

Кроме Пинской Мадонны в костеле есть еще один необычный образ Божией Матери. Он находится в алтаре.

В алтаре — копия картины испанского художника Мурильо.Фото: Оксана БРОВАЧ

— Центральный образ в алтаре обычно связан с титулом храма. У нас костел Успения Божией Матери — Унебаўзяцця, как мы говорим по-белорусски. И в алтаре размещена икона, где Деву Марию Бог забирает на небеса. Это копия работы известного испанского художника Бартоломе Эстебана Мурильо. Оригинал образа находится в государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, — делится любопытным фактом Андрей Рылко.

Оригинал картины Мурильо сейчас хранится в Государственном Эрмитаже.Фото: Оксана БРОВАЧ

Кто написал образ для Пинска, доподлинно неизвестно. Скорее всего, кто-то из приглашенных европейских мастеров.

Образ святого Антония Падуанского считают чудотворным — многие обрели исцеление, молясь у этой иконы.Фото: Оксана БРОВАЧ

И чем еще может гордиться пинский костел, так это органом. Это самый старый действующий орган во всей Беларуси! Его в 1837 году соорудил мастер по фамилии Гродницкий, который приехал из Вильно. Это живой инструмент, он звучит почти тысячей голосов, которые раздаются из полутора тысяч труб. Услышать орган может любой желающий — он играет на каждой торжественной службе.

Этот орган — самый старый действующий орган в Беларуси. Его можно услышать на каждой торжественной службе.Фото: Оксана БРОВАЧ

— Некоторые ученые, которые исследовали здесь грунт, сказали, что под всем комплексом — под костелом и монастырем — течет подземная река. Говорят, мол, не удивляйтесь, когда в определенный день услышите глухой щелчок — значит, все начнет проваливаться под землю. Другие говорят, что каждый год костел и монастырь на пару миллиметров сдвигается в сторону реки и однажды может съехать в Пину, — напоследок говорит ксендз Андрей. — Правда, сказали, что в ближайшие 300 лет все должно продержаться. А мы верим — если костел столько пережил, то простоит еще много лет.

Костел Успения Девы Марии — украшение Пинска.Фото: Оксана БРОВАЧ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *