Казанский женский монастырь расположен на восточной окраине города Вышний Волочек близ места, где в середине XVIII века произошло чудесное явление Казанской иконы Божией Матери и впоследствии была построена для нее часовня.
Основательница монастыря — игумения Досифея (Салтыкова) прибыла на это место в 1871 году, и вскоре вокруг неё собралась небольшая монашеская община, которая в 1872 году была утверждена Синодом как общежительный монастырь. К началу ХХ века он стал одним из крупнейших в России, насчитывая более 1000 насельниц.
Трудами насельниц и прихожан, доброхотной милостью жертвователей обитель была благоустроена и преукрашена, в ней хранились драгоценные святыни, в том числе два чудотворных образа Пресвятой Богородицы: Казанская Вышневолоцкая икона и Греческая или Андроникова икона — по преданию, один из трех образов, написанных апостолом и евангелистом Лукою.
Особое участие в судьбе монастыря принимал святой праведный Иоанн Кронштадтский. На его средства в обители был воздвигнут единственный в мире собор в честь Андрониковой иконы Божией Матери.
Казанский собор монастыря, спроектированный известным московским архитектором А.С. Каминским – один из красивейших в России.
В 1919 г. обитель была закрыта и подверглась разорению. В 1922 г. ее здания и храмы были заняты подразделениями Тверской стрелковой дивизии. Была разрушена церковь – место пребывания чудотворной Казанской иконы, ограда, большинство деревянных корпусов. Снесены главы соборов, утрачено их внутреннее убранство.
В советское время на территории обители размещалась воинская часть. Монастырское кладбище превращено в плац, уничтожены святые источники, вырублен сад.
Возрождение монашеской жизни в монастырских стенах началось 1991 году. За это время приложено немало усердия, но требуется еще много сил и средств для восстановления обители.
В обители покоятся две святые старицы, несшие в годы гонений тяжелый подвиг юродства – блаженная Любушка Сусанинская и схимонахиня Мария Самарская. Поклониться великим подвижницам приезжают паломники со всех концов России.
Настоятельница монастыря с 8 апреля 2019 года — игумения София (Сухова).
Казанский монастырь в Вышнем Волочке – женский православный монастырь, основанный в 1881 г. как общежительный из женской общины, образованной на средства князя Арсения Степановича Путятина. Ныне монастырь Казанской иконы Божией Матери, закрытый в советское время и открытый для возрождения в 1991 г., является действующим.
В конце XVI века в Вышний Волочек местными купцами был привезен список с Казанской иконы Богоматери. В писцовых книгах под 1583 г. значится Николаевский Вышневолоцкий погост с двумя деревянными церквями – Дмитрия Солунского и Николая Чудотворца, в одном из храмов находился большой список чудотворного образа.
Летом 1724 г. возникший в погосте большой пожар уничтожил обе церкви, но икона уцелела. В честь нее был возведен новый деревянный храм с приделами святого Николая Чудотворца и великомученика Дмитрия Солунского. Но он простоял недолго и в 1742 г. также сгорел во время пожара, уничтожившего много домов в Вышнем Волочке. Икона при этом пропала. Спустя некоторое время её обнаружили «на диком и пустынном месте в двух верстах от погоста, близ трёх водных ключей, на берёзовом пне». На месте явления иконы была выстроена часовня, в ней на возвышении установлен чтимый Казанский образ Божией Матери для поклонения приходящими и проезжающими. Над одним из ключей срубили «деревянный колодезь».
В 1848 г. город был охвачен страшной эпидемией холеры. Испуганные горожане искали помощи у своей чудотворной иконы, которую приносили ко всем домам. Холера отступила. Благодарные жители Вышнего Волочка построили для своей «заступницы» часовню из камня с высокой колоннадой, ее строительство было завершено в 1852 г. к северу от старой деревянной.
В 1870 г. рядом с этим местом на благотворительные средства был куплен свободный участок земли 80×60 сажен для создания женской общины. Содействие в приобретении земли оказал предводитель вышневолоцкого дворянства князь А. С. Путятин. 1 января 1871 г. для устроения общины в Вышний Волочек прибыла монахиня Досифея (до пострига Александра Васильевна Салтыкова). К ней стали приходить первые сестры и вскоре их число превысило 20 человек.
Жизнь сестер новообразованной обители первоначально была крайне тяжелой. Не было средств даже на пропитание. Днями и ночами сестры, особенно матушка Досифея, обращались с молитвами об устроении монастыря к Царице Небесной, но попытки учреждения общины встречались с многочисленными трудностями. Устроению на указанном участке женского монастыря противились и местные жители, особенно мужская часть населения. Князь А. С. Путятин обратился с прошением в Святейший Синод, отправил письмо в Ливадию лично императрице Марии Александровне, где 20 октября 1872 г. и состоялось Высочайшее утверждение общины. В ноябре 1872 г. был подписан указ Святейшего Синода № 2346 о Высочайшем соизволении на учреждение в Вышнем Волочке женской общины из 24 сестер, настоятельницей которой определена монахиня Досифея.
К тому времени усилиями князя А. С. Путятина был сооружен двухэтажный корпус с каменным низом и деревянным верхом, в котором устроена больница, построены три деревянных флигеля. В 1873 г. была освящена домовая церковь Боголюбской иконы Богоматери в больничном корпусе, а над примыкавшими к нему южными воротами устроена звонница.
В конце 1870-х и в 1880-х г.г. развернулось каменное строительство. Оно осуществлялось на средства благотворителей, крупнейшими из которых были князь А. С. Путятин, московский купец Г. Г. Германов, статский советник из Петербурга Е. Н. Сивохин. В 1877–1882 г.г. был построен холодный Казанский собор, проект для него был разработан известным московским архитектором А. С. Каминским. 20 июля 1880 г. на завершенный снаружи Казанский собор установили 19 крестов, вес самого большого из которых составлял 320 кг.
В 1881 г. численность Казанской общины составляла уже более 260 сестер. Для их проживания и деятельности имелось 13 корпусов, большинство из которых были деревянными, некоторые выстроены из кирпича. В одном из корпусов была устроена безмездная больница на 8 кроватей, в двух располагались иконописная школа, ковровое и башмачное заведения. Община уже владела 505 десятинами земли в разных местах, в том числе 70 десятинами с дровяным лесом.
14 ноября 1881 г. община была преобразована в женский общежительный монастырь, а через два месяца, 14 января 1882 г., Досифея была возведена в сан игуменьи.
В первой половине 1880-х г.г. к каменной часовне 1852 г. постройки, в которой находилась местночтимая Казанская икона Божией Матери, был пристроен алтарь, возведена колокольня, часовня была преобразована в загородную церковь монастыря. Рядом с ней сохранялась старая деревянная часовня XVIII в. Над источником возвели сень.
Главным благодетелем Казанского монастыря был Ефрем Никифорович Сивохин. В 1883–1888 г.г. на собственные средства Ефрема и Неонилы Сивохиных была построена колокольня с часами и храмом святого преподобного Ефрема Сирина и святой мученицы Неонилы. Предположительно, автором колокольни является А. С. Каминский. Всего Ефрем Никифорович пожертвовал на обитель свыше 150 тысяч рублей, а также приобрел для нее Греческую икону и ковчежец со святыми мощами.
Древняя греческая Боголюбская икона (также Андроникова икона), купленная Е. Н. Сивохиным за 17 тысяч рублей, была торжественно доставлена в Вышний Волочек из Петербурга 1 мая 1885 г. Её встречали уездные и городские власти, губернатор Сомов, множество народа. С тех пор каждый год 1 мая из всех вышневолоцких храмов устраивался крестный ход в Казанский монастырь. Ефрем Никифорович Сивохин не дожил до завершения устройства больничного корпуса и богадельни. Он скончался 5 февраля 1889 г. и был погребен в каменном склепе, устроенном под колокольней. Его супруга Неонила Афанасьевна жила после смерти мужа в обители и была похоронена рядом с ним. Больничный корпус был достроен в год смерти Е. Н. Сивохина и освящен 28 октября 1889 г., храм в лечебнице освящен в 1890 г. во имя пророка Илии и святого великомученика Пантелеймона. В 1889 г. было завершено строительство нового настоятельского корпуса. Тогда же возведена часовня над монастырским колодцем.
К концу XIX в. в Казанском монастыре было уже более 700 сестер, он был вполне благоустроен. Игуменья Досифея и казначея обители монахиня Макария обратились к архиепископу Тверскому Димитрию с просьбой о разрешении постройки теплой церкви с главным престолом в честь Андронниковской иконы Божией Матери. Проект был разработан московским архитектором Н. П. Марковым. Строительство завершилось к осени 1901 г. и 15–17 сентября храм и его престолы были освящены. Церковь примкнула к сохранившемуся фрагменту старого больничного корпуса со звонницей.
В конце XIX в. на территории Казанского монастыря было построено 16 одноэтажных и 18 двухэтажных деревянных жилых и хозяйственных зданий, пять домов причта выстроено за пределами обители. В начале XX в. велось строительство каменного корпуса, включавшего трапезную, странноприимный дом и гостиницу. Справа от собора располагалось монастырское кладбище. Ограда представляла собой укрепленные на каменных столбах деревянные прясла. На внутренней территории обители был разбит сад.
К началу XX в. Казанский монастырь с более чем 700 сестрами считался самым крупным женским монастырем Тверской епархии. В сестринском хоре насчитывалось сто человек. В обители работали живописная, швейная, вышивальная, переплетная и башмачная мастерские. Здесь действовали церковно-приходская школа и приют для девочек. Монастырем было основано три киновии: Спировская и Пятница-Бор, имевшие впоследствии самостоятельный статус монастырей, и Кашаровская киновия. В Санкт-Петербурге находилось подворье в честь Казанской иконы Матери Божией.
В Вышневолоцкий монастырь приезжал император Александр III с супругой, здесь бывали великие князья, не раз приезжал Иоанн Кронштадтский, являвшийся благодетелем обители и утешением для сестер.
После Октябрьской революции обитель была закрыта. В 1919 г. сестрам монастыря разрешили создать сельскохозяйственную трудовую коммуну, но уже к 1922 г. во всех монастырских храмах и зданиях разместились подразделения Тверской стрелковой дивизии. В советский период были разрушены храм и часовня за пределами Казанского монастыря, разобрана ограда, снесено большинство деревянных корпусов. Соборы лишились своих глав, их внутреннее убранство утрачено. Позже обитель была передана в ведение воинской части, вырублен сад, на месте монастырского кладбища устроен плац.
В 1991 г. митрополит Тверской и Кашинский Виктор ходатайствовал об открытии Казанского монастыря. Решением Священного Синода от 29 января 1991 г. женский монастырь был открыт для возрождения в его стенах монашеской жизни, в нем начались реставрационные работы. На месте погребения блаженных стариц Любушки и схимонахини Марии была построена часовня.
Казанский женский монастырь расположен на восточной окраине Вышнего Волочка. В центре монастырской территории находится Казанский собор. Кладбище в восточной части преобразовано в площадь. В западной части сохранилась надкладезная часовня. Вдоль южной границы сооружения образуют непрерывную линию застройки. Она начинается собором Андрониковой иконы Божией Матери с востока, к нему примыкает старый больничный корпус, южные проездные ворота с домовой церковью Боголюбской иконы Божией Матери и настоятельский корпус. В центре западной линии расположена колокольня с храмом Сирина и Неонилы. По сторонам от нее расположены трапезный корпус (гостиница) и новый больничный корпус. В северной части монастырской территории сохранились пять деревянных построек. Дома причта поставлены за западной границей обители. Северная аллея сада ведет к хозяйственному пруду.
Религиозная организация Казанский женский монастырь Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
История и описание:
Казанский женский монастырь в городе Вышний Волочек основан на месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери, на протяжении нескольких веков являвшейся великой святыней вышневолоцкой земли. На месте ее явления, у святого источника, была воздвигнута для ее пребывания часовня, а впоследствии – храм с колокольней, где чудотворный образ находился вплоть до разорения обители после революции, привлекая к себе множество паломников и богомольцев со всей Руси.
Основательница обители, игумения Досифея (Салтыкова) с несколькими сестрами прибыла на это место в 1871 году и поселилась на небольшом участке земли, приобретенном на средства благотворителей при содействии предводителя вышневолоцкого дворянства князя А.С. Путятина.
Вскоре начали приходить первые сестры, через несколько лет их собралось около 30 человек. Первоначально жизнь в новой обители была крайне тяжелой. Средств не было даже на пропитание. Сестры, и особенно матушка Досифея, слезно взывали к Царице Небесной об устроении монастыря.
В 8/21 июля 1872 г., в день празднования Казанской иконы, община — 24 сестры с больницей на 8 человек была утверждена Синодом. Настоятельницей общины назначена монахиня Досифея. На момент утверждения Св. Синодом община располагала участком земли близ часовни длиной 146 м и шириной 110 м, обнесенным деревянным забором.
Внутри ограды находилось двухэтажное с каменным первым этажом здание, восточная часть которого была приготовлена для церкви, а в западной части помещалась больница. В здании располагалось десять келий. К этому зданию пристраивалась колокольня. Во втором двухэтажном доме размещались трапезная, кухня, просфорная и кельи, еще два одноэтажных деревянных дома были построены для проживания сестер. Имелись также баня, погреб и сарай с конюшней. Но кроме участка близ часовни, общине также принадлежали 310 десятин земли в Вышневолоцком и 78 десятин в Валдайском уездах, пожертвованные князем Путятиным и купцом Абакумовым, а также девять участков земли в городе Вышнем Волочке, подаренных мещанином Тормаковым.
В 1873 г. в больничном корпусе был освящен домовый храм Боголюбской иконы Богоматери, а над примкнувшими к нему южными воротами устроили звонницу.
В конце 1870-х — 1880-е гг. развернулось каменное строительство на средства благотворителей, крупнейшими из которых были петербургский статский советник Е.Н. Сивохин и московский купец Г.Г. Германов. В 1877 — 1882 гг. по проекту известного московского архитектора А.С. Каминского был возведен прекрасный по архитектуре Казанский собор.
14 ноября 1881 г. община, в которой насчитывалось более 260 сестер, была преобразована в женский общежительный монастырь. 14 января 1882 года матушка Досифея была возведена в сан игумении.
В 1883 — 1888 гг. Ефрем и Неонила Сивохины на собственные средства выстроили колокольню с храмом преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неонилы.
В 1885 г. в обитель была привезена из Петербурга древняя греческая икона, называемая иначе Андрониковой, которую Е.Н. Сивохин купил для Вышневолоцкого монастыря. В 1889 г. был завершён новый настоятельский корпус. Тогда же над монастырским колодцем была возведена часовня. В 1889 г. закончилось строительство нового больничного корпуса с домовым храмом пророка Илии и вмч. Пантелеимона.
К концу XIX века обитель имела уже более 700 сестер и была вполне благоустроена.
В 1897 году, при участии св. прав. Иоанна Кронштадтского, на месте Боголюбской домовой церкви, был построен большой теплый собор, главный престол которого был посвящен Андрониковой иконе Божией Матери, а придельные — один в честь свт. Григория, просветителя Армении, и еп. Иннокентия Иркутского, а другой — в честь Всех Святых. План и чертежи были выполнены московским архитектором Н.П. Марковым.
При строительстве Андроникова храма была сохранена усыпальница, устроенная под Боголюбской домовой церковью. Здесь была захоронена схимонахиня Пелагия, а позднее — казначея Макария и игумения Досифея, отошедшая ко Господу в 1906 году.
В конце XIX в. в монастыре выстроено 18 двухэтажных и 16 одноэтажных деревянных жилых и хозяйственных зданий и пять домов причта за пределами монастыря. В начале XX в. возведен каменный корпус, включавший трапезную, гостиницу и странноприимный дом. Внутри монастыря был разбит сад.
На рубеже веков Казанская обитель считалась самой крупной из женских монастырей Тверской епархии. Здесь проживало более 800 сестер, сестринский хор насчитывал сто человек. Монастырь владел 505 десятинами земли. Работали живописная, вышивальная, швейная, башмачная и переплетная мастерские. Был открыт приют для девочек, церковно-приходская школа.
Монастырь имел три киновии: Спировскую, Пятница-Бор и Кашаровскую, имелось подворье в Санкт-Петербурге.
Вышневолоцкий монастырь посещали император Александр III с супругой, представители царской фамилии, в том числе великие князья, неоднократно приезжал отец Иоанн Кронштадтский, бывший благотворителем монастыря и духовным наставником сестер.
В 1919 г. монастырь был ликвидирован. Сестрам было разрешено создать сельскохозяйственную трудовую коммуну, однако к 1922 г. все здания и храмы были заняты подразделениями Тверской стрелковой дивизии. В советское время на территории Казанского монастыря размещалась воинская часть. Были снесены церковь и часовня за пределами монастыря – место пребывания чудотворной Казанской иконы, ограда, большинство деревянных корпусов. Снесены главы соборов, утрачено их внутреннее убранство. Монастырское кладбище было превращено в плац, уничтожены святые источники, вырублен сад.
В 1991 г. согласно ходатайству архиепископа Тверского и Кашинского Виктора решением Священного Синода от 29.01.1991 г. монастырь был вновь открыт, настоятельницей назначена игумения. Феодора (Пилипчук). Были восстановлены главы соборов, произведен частичный ремонт зданий монастыря. Над местом захоронения блаженных стариц Любушки Сусанинской и схимонахини Марии Самарской построена часовня в честь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Блаженная Любушка Лазарева подвизалась в подвиге странничества и юродства ради Христа. Последнюю четверть своей жизни несла молитвенное служение на Петербургской земле, затем прибыла в Казанский монастырь и почила здесь о Господе 11 сентября 1997 года. Блаженная старица схимонахиня Мария (Матукасова) несла подвиг юродства Христа ради на Самарской земле, в конце жизни жила в Оптиной пустыни, где была пострижена в великую схиму. 3 января 2000 года схимонахиня Мария приехала в Казанский монастырь, 14 января 2000 г. она преставилась ко Господу и была погребена рядом с Любушкой.
В настоящее время монастырь нуждается в восстановлении. Спустя почти 30 лет после открытия обители в 1991 году Казанский и Андроников соборы, а также большинство зданий обители находятся в аварийном состоянии и требуют реконструкции — как снаружи, так и внутри. Отсутствует отопление, водопровод и канализация, в зданиях повреждены перекрытия и кровля, необходимо восстанавливать внутреннюю отделку и убранство помещений. В крипте Андроникова собора, где захоронены блаженные первоустроительницы и подвижницы Казанского монастыря, требуется расчистка от многослойного мусора и осыпающегося со сводов кирпича, который разрушается от постоянного присутствия воды, скапливающейся в большом количестве под храмом.
С 26 декабря 2016 года послушание настоятельницы монастыря несла монахиня Феофилакта (Левенкова).
4 апреля 2019 года на должность настоятельницы обители назначена монахиня София (Сухова), 22 апреля 2019 года возведена в сан игумении.
Уставные Богослужения в обители совершаются ежедневно в храме преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неонилы. Ежедневно совершается Панихида в часовне у блаженных стариц.
Храмы монастыря:
1) Соборный Казанский, однопрестольный, каменный, построен в 1882 г.
2) Преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неонилы, во втором ярусе колокольни, построен в 1888 г.
3) Андрониковой иконы Божией Матери с престолами в честь свт. Григория, просветителя Армении, еп. Иннокентия Иркутского, Всех Святых, построен в 1901 г.
4) Домовая в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского, устроена в 1991 г.