Музей Автоваза в Тольятти

Содержание

Таблица СТОИМОСТЬ БИЛЕТОВ ВХОД И УСЛУГИ

РЕЖИМ РАБОТЫ ПАРКА:

Мы работаем БЕЗ ВЫХОДНЫХ Без перерыва на обед – ВСЕ, 365 ДНЕЙ В ГОДУ!

с 8-00 до 17-00. Фото и видеосъёмка – разрешены!

Внимание! Территория паровозного депо закрыта на реставрацию.

Каждый последний день месяца – бесплатный вход в Парк для многодетных семей. Просьба предъявить на входе свидетельства о рождении детей

СТОИМОСТЬ ВХОДНЫХ БИЛЕТОВ :

Стоимость билетов ( без экскурсовода ) : взрослый -200 руб. детский (школьники) – 100 руб.,

-студенты дневного отделения, при наличии студенческого билета, инвалиды войны (афганской, чеченской) – 100 руб.

Категории граждан имеющих право на льготы:

– Участники ВОВ и приравненные к ним категории граждан (при предъявлении паспорта, удостоверения ветерана или участника ВОВ) – бесплатно

– Дети дошкольного возраста, дети сироты, дети находящиеся на полном гособеспечении (детские дома, реабилитационные центры) – бесплатно

– Инвалиды I и II группы, в том числе дети-инвалиды ( паспорт, свидетельство о рождении, справка об инвалидности) – бесплатно

– Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву (обращение воинской части, удостоверение военнослужащего)

Экскурсионное обслуживание – с 25 мая 2020 года до особого распоряжения не проводится

Экскурсия групповая (от 15 чел) с экскурсоводом: взрослый – 250 руб, детский – 150 руб.

индивидуальная экскурсия – 1000 руб ( дополнительно к входному билету) продолжительность экскурсии по 1 площадке – 45 минут)

КАРТИНГ

– Внимание! Прокат картов временно прекращен. О запуске услуги будет сообщено дополнительно. Уточнить информацию по тел. (8482 74-40-70) с 11 до 20 часов

Возраст водителя от 9 лет, в прокат предоставляются: шлем, комбинезон, перчатки.

Стоимость взрослый – 250 руб ( 6 минут), детский от 9 до 14 лет – 200 руб. В выходные и праздничные дни взрослый 350 руб, детский от 9 до 14 лет – 300 руб. Билеты продаются на картодроме. Вход – восточная сторона Парка, вход со стороны истребителя МИГ-29.

Подводная лодка

С 1 сентября 2020 – обязательна предварительная запись на экскурсию по телефону (8482) 58-09-59. с 9-00 до 17-00. Возможно продажа билетов перед сеансами, в случае наличия.

Билеты продаются на кассе Центральной проходной, стоимость билета для всех категорий граждан – 250 руб ( Внимание! Отдельного входа на подводную лодку нет, Необходимо купить входной билет в Парк) , Продолжительность экскурсии – 35 минут, открыты 4 отсека для посещения.

Внимание! Дети до 7 лет не допускаются (экскурсия рассчитана на восприятие современников с жизненным опытом).

Расписание:

Ежедневно, сеансы :

Экскурсия проводится при наборе 4 желающих. Максимальная группа – 10-20 человек.

На борт подводной лодки не допускаются дети до 7 лет, а так же дети до 14 лет без сопровождения взрослых. Убедительная просьба воздержаться от посещения страдающим хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы, признаками ОРВИ и аллергии.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПЛОЩАДКИ ПАРКА

Время работы: Суббота – Воскресенье с 12-00 до 17-00. (по погодным условиям, уточнять по тел. 8482 580959 )

– Ангар экспериментальных автомобилей (май-сентябрь, ежедневно) – стоимость единого билета – 50 руб (дополнительно к вход. билету) – режим работы с 10-00 до 17-00

– Лазертаг тир , страйкбольный тир – 50 руб (10 выстрелов) с 12-до 17-00 вторник-суббота

– БТР -Трофи ( суббота, воскресенье) – катание на колёсном бронетранспортёре БТР-60ПБ, самоходный миномёт «Нона” , средний танк Т-34-76 (уточнять по телефону, по погодным условиям).

– Селфи в шлемофоне, в танке Т-80УД, на месте наводчика – 50 руб (дополнительно к входному билету) – работает май-сентябрь, суббота, воскресенье.

– Селфи в кабине истребителя-бомбардировщика Су-17М4 – 50 руб (дополнительно к входному билету) – работает май-сентябрь, суббота, воскресенье.

– Автопоезд с аудиогидом – стоимость единого билета – 50 руб по мере набора 8 желающих. (работает май-сентябрь).

Адрес Паркового комплекса истории техники им. К.Г. Сахарова : 445024 , РФ, Самарская область, г. Тольятти,

ул. Южное шоссе, 137, остановка Поликлиника ВАЗа , проезд

Удобнее Маршрутными такси 126, 136, 190 (красный), 190 (синий), 214, 305, 326

Тел./факс (8482) 58-09-59, e-mail: mauk.pkit@yandex.ru

сайт : https://pkitis.tltsu.ru , http://vk.com/tehmuseum,

Администратор, экскурсоводы, запись на экскурсию : (8482) 58-09-59

Бухгалтерия: (8482) 58-08-36

Главный бухгалтер – Юрова Елена Васильевна (8482) 58-08-36 (401)
Зам. директора – Табунов Сергей Геннадьевич (8482) 58-08-32 (302)
Зам. директора – Соловаров Сергей Николаевич тел. (8482) 58-08-32 (301)
Директор – Никитин Дмитрий Валериевич тел. (8482) 58-08-34 (202)

По вопросу качества предоставляемых услуг, организации корпоративных мероприятий, праздников, Дней Рождения – Кургина Ольга Игоревна (8482) 58-08-32 (303) , +79278916680

дополнительно по вопросам информации размещаемой на сайте Парка – Курочкин Александр Владимирович – (8482) 58-08-32 (305) , +79033302353

Кафе «Виват” приглашает вас на обед, с 11 до 17 часов. Кроме того вы можете провести у нас корпоративное мероприятие или семейное торжество: свадьбу, день рождения, крестины.

Парковое кафе идеальное место для деловой встречи. Бесплатный WiFi к вашим услугам.

Наш адрес: Южное шоссе 137. остановка «Поликлиника ВАЗа»

телефон кафе «Виват” +7 960 834 32 86

Перечень оказываемых платных услуг

Приказ от 17.04.2018 г. Об утверждении порядка установления льгот МАУК г.о. Тольятти ПКИТ им. К.Г. Сахарова для детей дошкольного возраста , учащихся, инвалидов, и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, при организации платных мероприятий.

Приказы 101, 102 Тарифы на платные услуги 22.11.2019 г

Постановление № 1437 -п/1 от 22.05.2020 г. О дополнительных мерах по обеспечению в муниципальных учреждениях, подведомственных департаменту культуры администрации городского округа Тольятти, мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)

Политика по защите персональных данных МАУК ПКИТ им. К.Г. Сахарова

Приказ по тарифам №72/1 от 24.08.2020 г.

Приказ по тарифам №74/1 от 31.08.2020 г.

18 мая во всем мире отмечался Международный день музеев. Самое непосредственное отношение к этой дате имеет и ОАО »АВТОВАЗ». Здесь действуют два музея. Открытый 7 сентября 2001 года Технический музей уверенно набирает обороты своей популярности, постоянно наращивая объемы своей экспозиции. А вот его более старший »коллега» — музей истории — давно снискал себе известность как в России, так и в ближнем и дальнем зарубежье.
Музей истории АВТОВАЗа впервые открыл свои двери 24 февраля 1976 года. За минувшую с того времени более чем четверть века количество единиц хранения превысило 20 тысяч, а число посетителей приближается к миллиону. Музей собрал самые разные экспонаты — от фотонегативов до целых автомобилей. Механический арифмометр и блок числового программного управления для современного станка, первый проданный автомобиль ВАЗ-2101 из 1970 года и 21-миллионный ВАЗ-2114, сошедший с главного конвейера АВТОВАЗа в прошлом году — все эти экспонаты находятся здесь буквально бок о бок. Между ними — целая эпоха. Немалую часть экспозиции составляет многочисленная коллекция наград продукции АВТОВАЗа. Музей по-прежнему популярен как среди тольяттинцев, так и среди гостей города, в том числе и из дальнего зарубежья. По сути, это уже не просто памятник людям, трудившимся на предприятии. Музей стал гостеприимным домом для всех, кто дорожит историей родного предприятия и города.
Нынешний руководитель музея истории АВТОВАЗа Татьяна Леонидовна Ралка работает над расширением экспозиции. Коллектив ищет новые формы работы и сохраняет прежние добрые традиции. АВТОВАЗ живет и развивается, продолжая свою историю, которая находит достойное отражение в музее. Его работники говорят: то, что будет историей завтра, происходит сегодня.

Ещё одно место, где мне довелось побывать в последнее время, – это музей ПАО «АвтоВАЗ» в Тольятти. В Тольятти я бывал и раньше, но никогда по самому городу не ходил, и в этот раз времени не было. Так что вырвал два часа на достаточно известный музей.
Сразу замечу: многие путают музей ПАО «АвтоВАЗ» с другим тольяттинским техническим музеем – гигантским Парковым комплексом истории техники имени К. Г. Сахарова. Дело в том, что этот музей был основан также на средства ПАО «АвтоВАЗ» и с 2001 по 2014 год назывался Технический музей ОАО «АвтоВАЗ». Потому и была путаница. Сейчас её нет – есть музей ПАО «АвтоВАЗ», основанный в 1976 году и собирающий экспонаты, связанные с ВАЗом. И есть музей имени Сахарова 2001 года основания – поразительных размеров и редкости экспозиции (всё – в жутковатом состоянии, что уж тут говорить) комплекс. Но сегодня мы именно про «Жигули».
Вперёд!

Основная и наиболее интересная часть экспозиции – это автомобили. И хотя их там довольно много, музей наглядно демонстрирует, насколько наплевательски относились в СССР к материальной истории. Самый известный факт, доказывающий этот постулат, заключается в том, что из всех дореволюционных русских машин, из всех «Руссо-Балтов», «Лесснеров», «Лейтнеров», «Ильиных», «Пузырёвых», «Дуксов», «Фрезе» и так далее сохранился один-единственный «Руссо-Балт», ныне хранящийся в Политехе. Остальное безжалостно резали на металл, причём не только в 1930-е, но и после войны.
Так и тут не сохранилось никаких опытных образцов ВАЗ-21018 с роторным двигателем, никаких электромобилей ВАЗ-2102Э (и даже серийные, выпущенные тиражом 47 штук, ВАЗ-2801 сохранились только переделанными в карбюраторные в частных руках на Украине – на ВАЗе все порезали), ни странный ВАЗ-2013 Porsche, ни фаэтон ВАЗ-2103 с колёсной формулой 6×2, ни ВАЗ-2103 универсал (их было сделано три штуки, все уничтожили непосредственно на ВАЗе), ни удивительный ВАЗ-2106 «Турист», ни ВАЗ-2106 «Полседьмого», разработанный по легенде для Брежнева. В общем, реально из советского период в музее – только достаточно ширпотребные машины, которые и так можно встретить на улицах. Из российского периода концепт-кары уже сохраняли, и слава богу.
Когда компания Miele делала свой музей, она объявила всемирный конкурс по поиску хотя бы одного сохранившегося автомобиля Miele (они делали машины с 1911 по 1913 год), и в итоге нашёлся чудом уцелевший К2 1912 года, который компания выкупила у частного владельца. АвтоВАЗ мог бы сделать так же. Те же ВАЗ-2801 выкупить и восстановить. Но этим наши заморачиваться не привыкли.
Всё, всё, больше не разглагольствую. Поехали в музей. Общий вид первого зала:

Первое, что нас встречает, это раскрашенные во все цвета радуги капот «Жигулей». Отдельный, кстати, нереспект за таблички к таким, малым экспонатам. Ничего не разглядишь.

«Копейка». Не первая, сошедшая с конвейера, но первая, официально проданная простому советскому человеку. В 1989 году этот же простой советский человек подарил машину музею, а ВАЗ в обмен подарил ему новую девятку. В целом справедливо вышло.

Рядом FIAT 124, давший начало заводу.


Миллионный автомобиль, сошедший с конвейера, оказался «трёшкой».

Последний сошедший с конвейера в 2011 году экземпляр ВАЗ-2107. И, собственно, вообще последний автомобиль-клон 124-го «Фиата».
А это последний ВАЗ-21065, собранный непосредственно на конвейере «АвтоВАЗа» в 2001 году, дальше производство линейки передали на «Ижмаш».
Тут же отдельный стенд с самыми разными документами Виктора Полякова – первого гендиректора ВАЗа (1966-1975). Партбилет, паспорт и так далее. Вот его удостоверение как члена ЦК КПСС:
Словарик, который выдавался инженерам ВАЗ в годы перенимания опыта у итальянцев.
Дальше. Наряду с рядовыми «пятёркой» и «восьмёркой», тут хранится очень занимательная «девятка».
Она выпущена в 1991 году к 25-летию автозавода, и на ней написаны имена всех сотрудников «АвтоВАЗа» на июль 1991-го:
Выставочный ходовой макет первой ВАЗ-2110. На нём в 1994 году несколько сот метров во время демонстрации проехал Ельцин. Боже, думаю я, это реально новая модель 94-го года. Мертворождённый автомобиль.
«Нива», да не простая, а золотая. С 1990 по 2001 год эта «Нива» работала на антарктической станции «Беллинсгаузен». На подписи-табличке указано, что это первый колёсный транспорт, проработавший в Антарктиде более 10 лет, ну… сложно сказать, насколько это достижение. До «Нивы» были автомобили, работавшие в Антарктике по 5-7 лет, и их меняли не потому что они ломались навсегда, а потому что есть некий заданный срок службы. То, что «Ниву» заставили работать в Антарктиде так долго – это комплимент ВАЗу, но немножко позор для страны.
Ещё одна «Нива», на этот раз ВАЗ-2131. Эта машина принимала участие в Тибетской экспедиции 1999 года и своим ходом добралась до 5726 метров. Красиво, да.
И ещё одна «Нива», принимавшая участие в ралли «Москва – Улан-Батор» 1995 года и ряде других ралли-рейдов.
На месте ВАЗа я бы заморочился и выкупил знаменитые французские «Нивы», которые строили тюнинговые ателье Lada Poch и Lebranchu – специально подготовленные внедорожники для экстремальных условий и пляжные кабриолеты. Они сохранились, конечно, французы бережливее нас. Ну и, конечно, я бы 100% нашёл хоть одну «Ниву», стартовавшую в «Дакарах» конца 1970-х – начала 1980-х годов. Тогда «Нивы» французов-частников стартовали в количестве; в 1981 году Жан-Клод Бриавуан занял на «Ниве» 3-е место в абсолюте, а в 1982 и 1983-м дважды подряд становился вторым! Вот бы поставить тут одну из «Нив» Бриавуана. Как минимум одна под номером 157 сохранилась во Франции.
Электрическая «Ока»:
В 1990-е годы ВАЗ наплодил немалое количество чудовищ, и они в основном сохранились, потому что музей стал коммерческим, перестал быть «Музеем трудовой славы АвтоВАЗа» и стал требовать более интересных экспонатов, чем «трёшки» с надписью «1000000». Занятное электрическое чудище под названием ВАЗ-1152 «Эльф» появилось в 1996 году. Сохранилось два экземпляра немножко разной конфигурации (в музее выставлен один).
Продукт начала 1980-х, детский автомобильчик. Его даже на ВДНХ выставляли в качестве достижения, но в серию так и не пустили.
Самая первая сошедшая с конвейера «Гранта».
И «Ларгус». На капоте – автографы руководства ВАЗа и президента Путина.
А вот та самая жёлтая «Калина», на которой Путин ездил по России вместе с Сашей Грей 🙂
Автограф. Поскольку музей охраняют две полусонные тётушки, я едва удержался от того, чтобы что-нибудь к нему приписать или, наоборот, стереть 🙂
«Веста», просто «Веста».
Под днища многих машин можно заглянуть, забавно.
Деревянные резные макеты:
«Калина»:
Ряд двигателей ВАЗ разных лет.
Электроинструмент, применявшийся на сборке в 1970-х – 1990-х годах. Поскольку хорошего инструмента такого плана в СССР не делалось, ВАЗовцы были вынуждены разработать и изготовить для внутренних нужд собственный – то есть это по сути самопал.
Самая первая отливка поршня, 1970 год.
Подборка газет про достижения 1970-х.
Итак, мы миновали первый зал и идём во второй. Он появился недавно, когда стало понятно, что экспозицию нужно спешно расширять. Он отгорожен временными стенками внутри большого помещения цехового плана – за стенками идёт какая-то работа. Поскольку вообще говоря это здание ВУЗа, я полагаю, что там практические мастерские. Но не уверен.
ВАЗ №21 000 000.
ВАЗ №22 000 000.
Общий вид второго зала:
Одна из первых серийных «Ок».
ВАЗ-1121, «Ока-2», концепт-кар 2003 года. Тут уже, слава богу, концепты не резали на металл, а сохраняли.
Пикап ВАЗ-2123 на базе «Шевроле-Нивы» образца 1998 года.
ВАЗ-2120 «Менеджер» на базе серийной, пусть и неудачной «Надежды».
«Антэл-1», «Нива» 2001 года на топливных элементах. Занятно, что на табличке подписано «Антэл-2», то есть неверно – «Антэл-2» был сделан на базе ВАЗ-2111.
Концепт Lada Roadster 2000 года.
Концепт Lada Peter Turbo 1999 года. К этому времени на ВАЗе начали, как и во всём мире, строить сугубо «автосалонные» концепты для демонстрации возможностей и трендов.
А эту модель я про себя называю «Вольво», потому что очень похожа. На деле это концепт ВАЗ-2151 «Неоклассика», показанный на Московском автосалоне 2002 года. Сделана машина на базе ВАЗ-2104 (!) и по идее должна была нести какие-то черты «классики». Но получилась не отсылка, а просто устаревший концепт начала 2000-х.
«Лада-Калина 4×4» 2006 года.
Ряд несбывшихся моделей.
Проект Lada C, разработанный АвтоВАЗом совместно с канадской компанией Magna International в 2006 году. Это было до сотрудничество ВАЗа с Renault – тольяттинцы планировали делать машины с канадцами. Но в 2009-м, слава богу, пришли французы и навели порядок, а то реально выпустили бы этого крокодила.
Продолжение проекта Lada C. Это уже версия 2007 года – спортивный хэтчбек, ничего такой, но – лишь в форме неходового макета.
Первый концепт «Весты». Хорошо видны отличия от серийной версии на бортах – совсем другие изгибы.
Ранний концепт Х-Ray.
Ну и, конечно, гоночный родстер Lada Revolution III, показанный в Париже в 2008 году.
У него даже эмблема отличается от обычной:
К 40-летнему юбилею завода выпустили специальную серию «Нивы»:
Шильдик:
В этом зале тоже есть витрины с малыми экспонатами, хотя их относительно немного. Вот, например, инструкции по эксплуатации экспортных версий на разных языках:
От безрыбья и безденежья в 2000-х ВАЗ пытался промышлять на ниве гольф-каров. На переднем плане – электромобиль «Лада-Рикша» 2002 года.
Его же салон:
ВАЗ-1004Т «Гольф», один из семейства «Лада-Гольф». Это последняя модификация 2001 года. Также в музее хранится (в запасниках, не тут, в зале) первая версия ВАЗ-1004, открытая. Вторая версия, ВАЗ-1002, хранится в московоском гольф-клубе – они купили три экземпляра.
Lada Rapan, электрический концепт-кар 1998 года, в принципе, вполне своевременный.
Состояние, кстати, так себе (и это касается многих экспонатов). Машина проржавела, а впрочем, чего ещё ждать от обычных шурупов под крестовую отвёртку, которые торчат тут и там.
Детский электромобильчик «Пони» конца 1970-х годов. Как нетрудно догадаться, в серию не пошёл. В СССР в серию вообще шли только игрушки, скопированные с проверенных западных.
Спортивный блок.
Lada Granta Sport серии WTCC – первая успешная гоночная модель ВАЗа. С 2014 по 2017 год пилоты Lada (как заводской команды, ушедшей из серии в 2016-м, так и частники) одержали на Granta и на Vesta 6 побед и 18 раз стояли на подиуме. На этой конкретной машине ездил Роберт Хафф, чемпион WTCC 2012 года, и на ней он принёс Lada первую победу в 2014-м.
В какой-то момент ВАЗ хотел вернуться и в ралли-рейды, но уже, конечно, не на «Нивах». Под это дело в 2006-м был разработан концепт Lada Raid. Но дальше представления на автосалоне дело не пошло. Хотя, если судить по дизайну, гражданская версия была бы вполне актуальна времени и могла бы пойти в серию.
А вот эта «Лада-Самара» вполне себе выступала в ралли-рейде «Париж – Москва – Улан-Батор».
Забавная защита заднего стекла.
Ещё немного из витрины: комплект экспортных шильдиков для разных моделей ВАЗ.
На этом мы прогулку завершим. Ощущение от музея двойственное. С одной стороны – интересно. С другой – мало для такого завода экспонатов, особенно исторических. Особенно с осознанием того, что многие редкие ВАЗы сохранились на руках и где-то догнивают – и, имхо, обязанностью музея является их выкуп / добыча и реставрация.
Музей, к слову, бесплатный, я даже удивился. Как удивилась мне и охранница, которая открывала его специально для меня, явно не ожидая увидеть вдруг одиночного посетителя (впрочем, потом ещё пара человек появилась).
Оглавление путешественных заметок с фотографиями и можно посмотреть в оглавлении моего Живого Журнала

Tags: Занимательные вещицы, Музеи, Россия, Фотоотчёт

Туристский информационный центр г.Тольятти
телефон в Тольятти: (8482) 26-45-04

Телефон: (8-848-2) 72-66-20.
Технический музей ОАО «АвтоВАЗ» работает ежедневно с 9 до 17 часов.

В 2006 году технический музей ОАО «АвтоВАЗ» отметил свое пятилетие.

Созданный в Тольятти «Технический музей ОАО «АВТОВАЗ» уже сегодня можно назвать одним из крупнейших в России музейно-парковым комплексом. Идейный замысел музея принадлежит бывшему заместителю главного конструктора АО «АВТОВАЗ», а ныне заместителю директора по техническому развитию С.П. Прохорову. Музей ведет свою историю с 1998 года. Именно тогда по инициативе вице–президента АО АВТОВАЗ К.Г. Сахарова мэрией Тольятти было принято постановление «О разрешении ОАО «АвтоВАЗ» проектирования музея техники «.

Целью создания музея является формирование общественного сознания на основе культурно-исторических ценностей России и ОАО «АВТОВАЗ, воспитание молодежи с позиции патриотизма, исторической духовности, гордости за отечественную науку, конструкторскую мысль и промышленность, выпускающую передовую технику; воспитание здорового образа жизни через занятия спортом в технических секциях, кружках, клубах; организация досуга жителей и гостей города Тольятти; создание городской культурной среды; сохранение и преумножение традиций отечественной инженерной и военной мысли, визуализация российских технических достижений и патриотическое воспитание молодежи.

5 октября 2000 г. Совет директоров «АвтоВАЗа» под председательством В.В. Каданникова одобрил создание «Технического музея ОАО «АвтоВАЗ» в составе дирекции по техническому развитию. Решение Совета директоров было поддержано Советом трудового коллектива, Советом ветеранов и Профсоюзным комитетом ВАЗа.

Осенью 2000 г. на земельном участке площадью 12 га, бывшего местом стихийной свалки металлолома началось строительство музейно-паркового комплекса. Дизайн-проект «Технического музея» был создан помощником вице-президента по техническому развитию М.В. Демидовцевым.

7 сентября 2001 года состоялось торжественное открытие I очереди Технического музея, приуроченное к пятнадцатилетию Научно-технического центра. К тому времени фонды музея насчитывали более 300 экспонатов, отражающих развитие автомобильной, бронетанковой, авиационной, инженерной, радиолокационной, железнодорожной и прочей техники, а также ракетно-артиллерийского и морского вооружения.Сегодня музейно-парковый комплекс занимает площадь 38 га и насчитывает более 460 экспонатов.

В коллекции музея собраны образцы вооружения времен I и II Мировых войн. Здесь можно увидеть бастионные пушки, 122-х мм гаубицы образца 1910 /1930 гг., танки Т-34-85, ИС-3, Т-70 и чешский танк «PzKpfw 38t» «Прага», воевавший на стороне Германии, легендарная реактивная система залпового огня БМ-13 «Катюша», самоходная артиллерийская установка ИСУ-152, шведская зенитная пушка «Бофорс» и т.д.

Выставлены опытные образцы техники, стоящей на вооружении современных армий: вертолет МИ-24 , дистанционно-летательный аппарат «Пчела-1ТМ», 152-х мм самоходная гаубица «Акация» 2СЗМ, самоходные пушки 2С5 «Гиацинт» и 2С7 «Пион», танк Т-80У, зенитная самоходная установка «Шилка», самолеты МиГ-29 и Миг-31, боевые машины десанта и т.д.

Представляют особый интерес грузовые и легковые автомобили отечественного и импортного производства: ЗИС-5, ГАЗ-М1, ГАЗ-51, ГАЗ-М20 «Победа» и автомобили иностранного производства: «Форд GPV», «Виллис», «Студебеккер», «Чепель».В экспозиции железнодорожной техники представлены паровозы серии «Л», «ЭР», «ТЭ», «СО-17», «ЕА», тепловоз «ТЭМ-1», три бронированные платформы, грузовая дрезина и железнодорожный мотовоз.

Украшением пока не многочисленной коллекции сельскохозяйственной техники являются трактора «Сталинец» (1954 года выпуска) Челябинского тракторного завода и владимирский «Универсал.

В 2003 году коллекцию Технического музея пополнили образцы космической техники, переданные ОАО ВНИИТрансмаш (Санкт-Петербург). Это шасси лунохода, марсоход, натурный макет шагающего аппарата, платформа с колесно-шагающим движителем, специализированный транспортный робот и др. Эти образцы созданы в единственном экземпляре. Так же в числе приобретений роторно-поршневые двигатели, разработанные специальным конструкторским бюро Дирекции по техническому развитию ОАО «АВТОВАЗ»; облопаченный диск двадцать первой ступени турбины ТЭЦ ВАЗа, переданный в декабре 2003 г. ОАО «Самароэнерго». Общий вес турбины более 3 тонн. Турбина ПТ-60 была первой, установленной на ТЭЦ ВАЗа, и отработала 35 лет. Все это время она обеспечивала энергией «АвтоВАЗ» и развитие всего города. На сегодняшний день ее технический ресурс выработан. Теперь она займет достойное место в техническом музее, став экспонатом, отражающим один из основных моментов развития современной техники — переход машин с паровых двигателей на паровые турбодвигатели.

В 2004 году музей пополнился самым высоким экспонатом (24 метра). Это низковысотный обнаружитель и станция подсветки целей, которые входят в состав зенитно-ракетного комплекса средней дальности С-300.

По сообщению пресс-центра ОАО «АвтоВАЗ», некоторые экспонаты существуют в единственном экземпляре. В частности, один из главных экспонатов — дизельная подводная лодка проекта 641 «Б-307», длина которой составляет 91 метр, а высота приблизительно равна пятиэтажному дому (14 м), вес – 2 000 т.

«Б-307» была построена на Горьковском судостроительном заводе в 1979 году. Всего таких лодок на вооружении Военно-морского флота РФ было 18. «Б-307» — самая большая дизельная подводная лодка в составе Военно-морского флота Российской Федерации. Моряки НАТО называют ее «Танго», русские – «Фокстрот». Субмарина тихоходна, маневренна. Несет на себе 24 торпеды и 32 противолодочные мины. В автономном плавании может находиться 90 суток. Срок боевого дежурства «Б-307» в составе Краснознаменного Северного флота составил 22 года.

В 2001 году субмарина была подготовлена к списанию и передаче техническому музею ОАО «АвтоВАЗ». К тому времени, такими же субмаринами обладали музеи Москвы, Калининграда, Гамбурга (Германия) и Брюля (Бельгия). Сначала флот хотел просто подарить лодку музею, но этого не позволили сделать федеральные власти: по закону федеральная собственность не может отдаваться даром. Пришлось музею лодку купить за символическую цену – всего за 768 тыс. рублей. Немного, если учесть, что московский музей в свое время выложил за аналогичный экспонат 48 миллионов рублей.

Подводная лодка «Б-307» должна была оказаться в Тольятти уже летом 2003 г. Однако, из-за того, что в Баренцевом море при транспортировке «К-149» произошла трагедия, в результате которой погибли люди, Министерство ВМФ потребовало, чтобы при транспортировке в Автоград «Б-307» были усилены меры безопасности. Подготовка лодки к переходу из Кронштадта в Тольятти шла несколько месяцев. Лодка была тщательно загерметизирована, ее освободили от твердого и жидкого балласта общим весом в 354 т, демонтировали ряд узлов и установили на понтоны. На понтонах с помощью двух буксиров «Б-307» начала свой долгий путь в Тольятти из Финского залива по Неве. За одну ночь эшелон длиной около ста сорока метров прошел все восемь мостов Санкт-Петербурга. Столь же успешно эшелон прошел Ладожское, Онежское и Белое озера, Рыбинское водохранилище. В экипаже сопровождения лодки стояли несколько вазовцев, специалисты спасательно-поисковых работ ВМФ и главный консультант по подготовке подлодки к переходу – мичман Михаил Голотюк, который отслужил на этой лодке долгие годы.

Будущий экспонат музея пришвартовали в тольяттинском речном порту, а потом отогнали в поселок Приморский, где для «Б-307» был специально сооружен причал. Осенью 2004 года субмарину вытащили из воды на сушу, а зимой 2005 года ее по специально расчищенной дороге длинной в 4,5 км доставили в музей. Перед тем, как извлечь субмарину из воды, тольяттинские инженеры специально ездили в Кронштадт, чтобы посмотреть, как поднимают подводные лодки на берег для ремонта. Это очень сложная операция, к которой готовились целый год. До музейной площадки субмарину катили по льду. От берега Волги «Б-307» буксировали 9 военных тягачей БАТ на гусеничной тяге. В общей сложности, для транспортировки подлодки было задействовано 15 единиц военной техники, специально выписанные для этой цели с военного полигона в Тоцком.

До появления подводной лодки самым большим экспонатом в техническом музее являлся бомбардировщик ТУ-16. Но, когда установили субмарину, по сравнению с гигантской подлодкой бомбардировщик показался просто игрушкой.

По словам первого заместителя мэра Тольятти Николая Ренца, подводная лодка городу необходима, чтобы традиции не были потеряны. Лодка станет предметом гордости, данью нашей истории. Это знак уважения, показатель качества и уровня инженерной техники Советского Союза, России.

Несомненно, «Б-307» — гордость отечественного подводного флота и рукотворный памятник создавшим ее горьковским конструкторам. Конструкторам, которые не только навечно вписали свои имена в историю Военно-Морского флота, но и показали, насколько наша инженерная мысль обогнала идеи зарубежных ученых. Доблестью советских и российских инженеров восхищаются во всем мире: «близнец» «Б-307» — дизельная лодка «Б-515», уже несколько лет стоит в Национальном музее в Гамбурге – колыбели военного флота. Уникальность музейного экземпляра в том, что, в отличие от других подводных лодок, приобретенных музеями, тольяттинскую субмарину транспортировали от Кронштадта до Автограда целиком, не разрезая судно на части. Ничего подобного в мире еще не случалось. Аналогичные субмарины, купленные другими музеями всегда перевозили по частям. Их разрезали, потом, доставив, на место сваривали, окрашивали и т.д.

В 2003 году администрацией Самарской области Техническому музею был вручён приз «Серебряная чайка» за высокие достижения в области туризма в номинации «Лучший объект экскурсионного показа». За 2003 год Технический музей ОАО «АвтоВАЗ» посетило более 23 тысяч человек, в 2004 году – 29 тысяч 500 человек. В 2005 году количество посетителей насчитывает около 40 тысяч человек. Это военные и ученые, школьники и студенты, ветераны и работники ВАЗа, жители и гости города. Среди почетных гостей члены правительства В. Матвиенко, С. Кириенко, летчик – космонавт Г. Гречко, композитор В. Шаинский.

Тольяттинцы значительно пополнили коллекцию музея личными вещами: это печатные и счётные машинки, фотоаппараты, первые радиоприёмники, патефоны, граммофоны, швейные машинки, прялки и многое другое.

Парковый комплекс истории техники имени Сахарова (старое название — Технический музей им. К. Г. Сахарова) пожалуй одна из главных достопримечательностей города Тольятти. Музей ведет свою историю с 1998 года, когда по инициативе вице-президента ОАО «АВТОВАЗ» К. Г. Сахарова, в мэрии Тольятти было принято постановление «О разрешении ОАО «АВТОВАЗ» проектирования музея техники». Дизайн-проект музея разработал член Союза художников России, почётный гражданин Тольятти, Марк Васильевич Демидовцев. 7 сентября 2001 года Технический музей ОАО «АвтоВАЗ» был открыт, а после смерти К. Г. Сахарова музей был переименован в его честь. Огромный вклад в создание музея и обеспечение его экспонатами, многие из которых являются уникальными, внёс Сергей Петрович Прохоров, занимавший в то время должность заместителя директора по техническому развитию. Сегодня в музее находится более 500 крупных и около 1700 прочих экспонатов, демонстрирующих развитие автомобильной, инженерной, бронетанковой, авиационной, железнодорожной техники, а также ракетно-артиллерийского и морского вооружения.
01. Вход в музей.
Основную цель создания музея хорошо сформулировал сам Константин Григорьевич Сахаров в 2001 году в своем интервью на открытии музея: «Наш музей не похож на большинство зарубежных музеев, какой, например, есть у «General Motors». Два подобных музея существуют в Германии. Помимо этого, музей Форда в Детройте – все остальные немного другого направления. У немецких коллег присутствует вся советская военная техника. У нас же никто ничего не бережет. Например, мы пытались найти пассажирский колесный пароход, ходивший в 60 – 70 гг. из Нижнего Новгорода в Тольятти, но не нашли. Все куда-то исчезло, уничтожено, разрушено. Импортное собирать не хочется. Будем собирать свое, российское, отечественное. У нас будет не просто музей, а технический парк: вырастим деревья, создадим инфраструктуру и разместим развлекательные аттракционы, чтобы не пропадало желание идти в музей после того, как там уже побывал.
02. Здесь расположена касса и продают сувениры.
03. До конца по коридору музейное кафе «Виват».
04. В дни больших праздников по территории можно поездить вот в таких удобных вагончиках.
05. А территория действительно огромна — 38 гектаров! На фото- 122-мм гаубица образца 1910/30 годов
06. Вся техника расположена по группам — пушки, танки, инженерная техника, бронетехника, вертолеты, самолеты и прочее. На фото- 203-мм гаубица Б-4М
07. Вобщем, неспеша можно проходить пол-дня. На фото- 203-мм гаубица Б-4
08. Бомбардировщик ТУ-16
09. Гордостью музея является настоящая подводная лодка Б-307 прокта 641Б «Сом» (1980 год выпуска)
10. На понтонах с помощью двух буксиров лодка прибыла из Кронштадта в Тольятти осенью 2003 года. Руководил переходом мичман Михаил Голотюк, долгое время служивший на этой субмарине. За время перехода лодка прошла восемь разводных мостов в Санкт-Петербурге и 22 шлюза, 8 из которых шириной всего 17,7 метра. Осенью 2004 года лодку вытащили на сушу, а зимой 2005 года по специально созданной дороге длиной 4,5 километра её доставили в музей. Лодку тянули 9 военных тягачей БАТ, специально для этой цели выписанные с Тоцкого полигона.
11. Классификация НАТО «Тango», длинна 90,2 м, ширина 8,6 м, водоизмещение надводное 2770 т, подводное 4600 т.
12. Далее танки и куча другой техники. На фото- Лёгкий танк Т-70
13. Немецкий легкий танк чешского производства Panzer 38(t)
14. Средний танк Т-34-85
15. Т-54-2
16. Радость каждого поклонника WOT ИС-3
17. Т-80У с минным тралом
18. АСВП типа «Барс»
19. Понтонно-мостовая машина ПMM на шасси БАЗ-5937
20. Краз 257 ?
21. Зил-157
22. Колесный эвакуационный тягач КЭТ-Т
23. Автомобильнаяя кислорододобывающая станция АКДС-70 предназначена для получения в полевых условиях из атмосферного воздуха жидкого и газообразного кислорода, а также азота.
24. Самопогрузчик 5Ю81М из состава С-200 на шасси ЗиЛ-131
25. Кабелеукладчик П-286 на базе артиллерийского тягача АТС-59Г
26. Трактор «Универсал»
27. Суровый челябинский трактор «Сталинец» 1954 года выпуска.
28. Средний артиллерийский тягач АТС-59
29. Пусковая установка 2П19 из состава ракетного комплекса 9К72 «Эльбрус»
30. Бронетранспортер БТР-60П с радиостанцией
31. (слева направо) Химическая разведывательная машина БРДМ-2РХ; боевая машина 9П122 ПРК 9К11 на шасси БРДМ-2 (1969 год выпуска), боевая машина 9П31М ЗРК Стрела-1М на базе БРДМ-2 (1970 год выпуска)
32. Гусенечный плавающий транспортёр ПТС-2
33. Слева: Тропосферная станция Р-410-7,5 — один из автомобилей комплекса. Справа: подвижный радиовысотометр ПРВ-9 (?)
34. Подвижный радиовысотомер ПРВ-17 (1РЛ141), на заднем фоне гостиница-общежитие 15Т118 на шасси МАЗ-543М

36. Бронетранспортёр БТР-152В1
37. БМ-31 «Андрюша» на базе ЗИС-151
38. «ГАЗ-АА»
39. Су-17M4
40. Су-17М
41. Вертолёт Ми-2
42. Противолодочный вертолёт Ка-27
43. Тяжелый многоцелевой вертолет Ми-26
44. Вертолет МИ-24
45. Вертолёт-кран Ми-10К
46. Справа: спускаемая часть космического аппарата, предположительно Космос 2450

48. «Машина-общежитие» 15Т118 (на шасси МАЗ-543М)- это один из агрегатов зоны боевого обеспечения ракетного комплекса «Пионер» (известного на Западе как СС-20). В него также входила также машина-столовая 15Т117
49. Траншейная машина БТМ-3
50. Экскаватор ЭО-5111Б с оборудованием «прямая лопата»
51. Быстроходная траншейная машина БТМ-4
52. Грузовой бортовой автомобиль КрАЗ-257Б1
53. Трубоукладочная машина ТУМ-150В с тягачом трактором К-701 «Кировец» для монтажа комплекта полевого магистрального трубопровода длиной 150км.
54. Штабной автобус на базе Зил-157 — раритет, большая редкость.
55. Траншейная машина ТМК-2 на базе МАЗ-538
56. Котлованная машина МДК-2М
57. Ан-2
58. Грузовой бортовой автомобиль ИФА S4000-1 производства «Народного предприятия Заксенринг» (ГДР)
59. Элементы комплекса С-300. Слева низковысотный обнаружитель (НВО) 76Н6, справа — Радиолокатор подсвета наведения (РПН) 30Н6. Морские артиллерийские установки ЗИФ-31 (слева) и ЗИФ-71 (?)

61. Слева низковысотный обнаружитель (НВО) 76Н6. Седельный тягач на базе БАЗ-6953. Увы, но это не штатный тягач для комплекса, должен быть МАЗ-537. Справа радиолокатор подсвета наведения (РПН) 30Н6
62. Зенитная установка C-60
63. 100-мм зенитная пушка КС-19
64. 37 мм пушка 1939 года. Далее продолжение здесь: http://chronograph.livejournal.com/143835.html
Продолжение тут http://chronograph.livejournal.com/143835.html
Музей работает ежедневно с 9.00 до 17.00 Сайт музея http://museum.vaz.ru/

посмотрите также (КАТАЛОГ ВСЕХ МОИХ ЗАПИСЕЙ)
Я в соц. сетях (ВКОНТАКТЕ) (В ФЕЙСБУКЕ)Tags: 2013, Тольятти, музеи, техника

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *